Что относится к пунктуационным ошибкам
Классификация пунктуационных ошибок
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки. Однотипных пунктуационных ошибок не бывает, поскольку в каждом конкретном случае проблема постановки и выбора знака препинания решается пишущим с учётом структуры и смысла записываемого. Среди пунктуационных ошибок могут быть повторяющиеся, если предположить, что одна и та же конструкция, с одним и тем же лексическим наполнением повторяется в записываемом тексте несколько раз.
Грубые пунктуационные ошибки нарушают структурно-смысловое членение письменной речи, так как являются следствием несоблюдения основных позитивных (регламентирующих постановку знаков препинания) правил.
Грубые пунктуационные ошибки:
– пропуск знака препинания в конце предложения (Каковы молнии_);
– постановка запятой между подлежащим и сказуемым (Лунной ночью это дерево, казалось сказочным. Каток, как зеркало.);
– пропуск тире на месте нулевой связки (Гиперболаэто преувеличение.);
– пропуск запятой между однородными членами (кроме постановки запятой между неоднородными определениями) (Почтальон вовремя доставляет письмагазетыжурналы.);
– постановка лишней запятой между однородными членами (К тишине ожидания примешивался, не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда.);
– пропуск запятых при выделении уточняющих обстоятельств места и времени (Вы проснётесь позжечасов в десять, когда в поля и луга нахлынет зной.Далеко впередисправа от дорогия заметил человеческую фигуру.);
– пропуск двоеточия или тире при обобщающих словах (Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячееучастие в чужих бедах и радостях словом, все её достоинства точно родились с ней.);
– ошибки, связанные с выделением знаками препинания обособленных членов предложения: обстоятельств, дополнений, определений, приложений (кроме оборотов с как) (Наукичуждые музыкебыли постылы мне. Какбедноймне не горевать. Насрусскихдвое только было. Он быстро шёлвыставляя вперёд бороду.);
– пропуск знака для выделения обращения (Поздравляюдрузьяс благополучным завершением работы. Дорогие одноклассникиПриходите на встречу выпускников школы.);
– пропуск знака для выделения наиболее употребительных вводных слов, вводных и вставных предложений (Онвидимобыл не доволен случившимся. Как выражаются морякиветер крепчал.);
– пропуск запятой для разделения частей сложносочинённого предложения (Все ребята хотели тебя здесь дожидатьсяда я отговорил.);
– пропуск знака препинания для выделения придаточной части в сложноподчинённом предложении (Всюдукуда ни бросишь взглядущелье, обрывы.);
– постановка запятой перед союзом, соединяющим однородные придаточные части в сложноподчинённом предложении (Я бываю в лесу, когда солнце светит, и когда небо покрыто хмурыми облаками.);
– ошибки, связанные с пропуском знака для разделения частей бессоюзного сложного предложения (Статные осины высоко лепечут над вамидлинные висячие ветки берез едва шевелятся. Погода была ужаснаяветер выл, мокрый снег падал хлопьями. Он слово скажет_все смеются.);
– пропуск знаков препинания для выделения прямой речи (Согласятся, – сказал я, – когда узнают Марью Ивановну.), для отделения её от слов автора («Ты здоров?»спросил он.), а также знаков препинания в конце прямой речи (при этом пропуск одного из сочетающихся знаков или нескольких считается за одну ошибку) («Чему усмехаешьсяспросил он меня.);
– ошибочный выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения (Сомнений не было – кто-то осторожно приближался к нам через заросли. Любишь кататься:люби и саночки возить.).
Негрубые пунктуационные ошибки являются следствием нарушения второстепенных, чаще негативных (отменяющих действие основных) правил, которые приводятся в примечаниях или выделяются петитом и регулируют норму, не имеющую широкого распространения или представляющую частные случаи постановки знаков препинания.
Негрубые пунктуационные ошибки:
– неправильный выбор конечного знака препинания (Боже мой, как весело сверкает всё кругом. Ребята спрашивали, кто войдёт в школьную команду?);
– постановка точки в заглавии текста (Зима_);
– постановка тире на месте нулевой связки, если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в Им. п. или если между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Им. п., стоит частица (Мы _ весёлые ребята. Бедность _ не порок.);
– пропуск знаков препинания для выделения сравнительных оборотов (Луг_ как бархатзеленеет.), обособленных приложений, присоединяемых словом как (Мнекак лицу высокопоставленномуне подобает ездить на конке.); постановка запятой перед словом как, имеющим значение ‘в качестве’ (Моё молчание было истолковано, как молчание дипломатическое.);
– употребление запятой между неоднородными определениями (Громкий хохот оглашал снежные, окрестные поля.);
– неправильный выбор знака препинания при обращении в случаях, когда эмоциональность высказывания подчёркивается лексически (“Надя. Подойди!” – крикнула мама.);
– постановка запятой после частицы о при обращении (О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад.);
–пропуск запятых для выделения поясняющих слов к обращению при их расчленении (Дедушка, поздравляю тебя с днём рождениядорогой!);
– неправильный выбор знаков препинания для выделения вводных и вставных единиц (Алексей, читатель уже знает его, пристально глядел на молодую крестьянку.);
– обособление адвербиализованных (перешедших в наречия) деепричастий (Он шёл, не торопясь.);
– отсутствие знаков препинания для выделения обособленных обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами благодаря, согласно, ввиду, в силу и др. (Благодаря массе новых впечатленийдень прошёл для Каштанки незаметно.);
– ошибочный выбор знака препинания при прямой речи (Дети закричали: «Гроза начинается!», и побежали прятаться от дождя. Проходя мимо, он сказал: »Не забудь купить билеты».—«Постараюсь», — ответила я.);
– постановка лишней запятой в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом или общим вводным словом (Сквозь дождь лучилось солнце, и раскидывалась радуга от края и до края. Одним словом, мы опоздали, и поездка наша сорвалась.).
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 25 ; Нарушение авторских прав
Памятка эксперту «Классификация ошибок» в помощь экспертам ГИА.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (Классификация орфографический, пунктуационных, грамматических, логических, речевых, фактических ошибок ) Иллюстративный материал.
Просмотр содержимого документа
«Памятка эксперту «Классификация ошибок» в помощь экспертам ГИА.»
Памятка эксперту «Классификация ошибок»
К 7. Орфографические ошибки
Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки:
К негрубым орфографическим ошибкам относятся:
исключения из правил;
строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
написание собственных имен нерусского происхождения;
написание И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:
замена одних букв другими;
добавление лишних букв.
К 8. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :
употребление одного знака препинания вместо другого;
пропуск одного из двойных знаков препинания;
нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;
не относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
К 9. Классификация грамматических ошибок
ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;
ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;
ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;
ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;
ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.
Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи
Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали).
Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло).
Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный).
Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры).
Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ).
Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки).
Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер
Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов),
много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми).
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:
Я забрал его ферзь (вм. ферьзя).
Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).
Неверное образование форм кратких прилагательных:
Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен).
Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт
( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело).
Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их).
Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет).
Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг).
Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).
Неправильное образование действительных и страдательных причастий:
Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые).
Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).
Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь).
Ошибки в согласовании
Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало).
Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили).
Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы).
Ошибки в управлении
Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой).
Ошибки в построении простого несложного предложения
Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.
Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить).
Ошибки в построении предложения, осложненного однородными членами
Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит).
Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.
Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети.
Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:
Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).
Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла).
Ошибки в построении сложносочиненного предложения
Употребление противительных союзов вместо соединительных:
Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.
Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял.
Ошибки в построении сложноподчиненного предложения
Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой).
Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее.
Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.
При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3
К 9. Классификация речевых ошибок
Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.
Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки):
Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок.
Использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о солдатах).
Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди.
Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать).
Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было принято решение утопиться.
Нарушение лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок).
Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор одного из близких
Ошибки в употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень).
Ошибки в употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы).
Плеоназм ( немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография.
Тавтология: неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же слов, однокоренных или созвучных слов:
Следует сказать следующее.
Ошибки в выборе слов: неоправданное использование похожего слова:
А. Блок-мастер звукозаписи.
При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2
Классификация фактических ошибок
Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал:
Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение:
Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк.
Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание».
При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2
Проявление речевой агрессии:
грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности.
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.
Этот текст меня бесит.
Это старье, именуемое классикой.
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте.
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею.
Л2.Нарушение причинно-следственных отношений.
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо.
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы.
Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению).
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?
Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин.
Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий.
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ).
Л8. Ошибка в основной части:
Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении;
Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.
При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2
Типы пунктуационных ошибок
Выделяют три типа пунктуационных ошибок:
1) ошибки, выражающиеся в пропуске знаков препинания (в тех случаях, когда они необходимы для выделения отдельных членов и частей предложения, для более точной передачи на письме более точных оттенков мысли);
2) ошибки, выражающиеся в постановке лишних знаков там, где они, согласно правилам пунктуации, не нужны;
3) ошибки, связанные с неумением учащихся выбрать именно тот знак, который нужен в данном случае. Этот тип ошибок выражается обычно в смешении значений знаков препинания и правил их употребления.
Иногда выделяют четвёртую группу ошибок: постановка знака не на том месте, где он требуется. Но большинство методистов признают эту группу только условно. Знак, поставленный не на том месте, рассматривается как лишний и относится ко второй группу ошибок.
Лишние знаки – один из самых распространённых видов ошибок. Причиной постановки лишних знаков часто является интонация, необходимая для чтения данного предложения, но не всегда являющаяся ориентиром для постановки знака препинания.
Каждый из названных типов ошибок может быть представлен в многочисленных вариантах. Например, распространёнными являются ошибки в различных конструкциях с союзом и (при однородных членах, в сложносочинённом предложении), в конструкциях с что (в сложноподчинённых предложениях, в неразложимых сочетаниях, а также в придаточных, когда союз стоит не на первом месте), при бессоюзном соединении предложений, при обособлениях и прямой речи.
5. Методы и приёмы преподавания пунктуации.
Методы работы по пунктуации делятся в зависимости от этапа урока. При работе над пунктуационным правилом нужно ознакомить школьников с условиями постановки/непостановки знаков препинания. Такое ознакомление происходит с использованием всех четырёх познавательных методов обучения: сообщения учителя, самостоятельного анализа учащимися пунктуационного правила, беседы, самостоятельного анализа учащимися материала для наблюдений. Выбор одного из методов или их комбинации зависит оттого, насколько подготовлены школьники, насколько они знакомы с пунктуационной нормой, а также от общего уровня развития детей.
Для лучшего восприятия детьми нового материала нужно сделать запись предложения на доске и в тетрадях, графически выделить интонационно-смысловой отрезок.
Независимо от метода, работа над правилом должна включить: 1)называние пунктуационно-смысловой единицы; 2)перечисление условий постановки или непостановки знака препинания; 3)графическое обозначение в схеме предложения выбора знака препинания. Во время перечисления условий постановки или непостановки знака препинания нужно указать на опознавательные признаки знака препинания.
Затем дети должны сформулировать правило. В слабом классе это можно делать по учебнику, в сильном – ученики могут сделать это сами.
После того, как правило осознано нужно научить детей применять его на практике. Сначала это делается на примере какого-то образца из учебника или предложенного учителем.
После этого на этапе формирования умений и навыков используется система упражнений по выработке пунктуационной зоркости. Чтобы уметь грамотно ставить знаки препинания, нужно овладеть опорными умениями:
1) мгновенно находить главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
2) распознавать второстепенные члены предложения;
3) устанавливать связь между словами, уметь правильно задавать вопросы;
4) различать распространённые и нераспространённые синтаксические единицы;
5) разграничивать сочинительную и подчинительную связи между компонентами предложения;
6) различать части речи;
7) слышать интонацию.
Чтобы выработать названные умения применяют, как и в орфографии, различные виды диктантов и списывание.
Списывание может быть неосложнённое, при котором даются следующие пунктуационные задания:
— найти (указать, назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое смысловое значение он выражает;
— перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
— объяснить постановку или непостановку знаков препинания.
Осложнённое списывание – переписывание материала, содержащего синтаксические или пунктуационные изменения. Это могут быть: пропуски знаков препинания (всех или части); переконструирование (вставка каких-либо смысловых отрезков или изменение структуры предложения).
Задания при осложнённом списывании следующие:
— вставить знаки препинания, пропущенные при… (называется смысловой отрезок, например, однородные члены);
— вставить пропущенные знаки препинания;
— переставить смысловой отрезок (например, придаточное предложение) на другое место и поставить необходимые знаки препинания);
— включить в предложение такой-то смысловой отрезок (например, обращение) и поставить необходимые знаки препинания.
Для выработки пунктуационных умений используются следующие виды диктантов: полный, выборочный, творческий.
Полный диктант – диктант без каких-либо изменений.
Выборочный – запись только тех предложений, которые содержат смысловые отрезки, указанные учителем.
Творческий – частичное изменение диктуемого предложения за счёт включения какого-либо смыслового отрезка (например, причастного оборота).
Можно использовать также графический диктант, когда диктуемое передаётся через схему предложения.
В целях предупреждения пунктуационных ошибок используется зрительный, предупредительный и комментированный диктант.
В качестве приёмов очень эффективны алгоритмизация и составление таблиц. Приведём пример.
Постановка знаков препинания в сложном предложении:
1. Определи, как связаны простые предложения между собой только интонацией, союзами, без союзов и союзных слов союзными словами предложение бессоюзное 2.Какими?
2. Обрати внимание на интонацию, сочинительными подчинительными подставь союз интонация интонация интонация 3. Есть ли что-то 3. Прочитай каждое перечисления пояснения, предупреждения, общее простое можно повышение повышение (втор. чл., ввод. предложение подставить голоса голоса после сл., придат.) Найди границу и после 1-ой 1-ой части, для обеих между ними части, можно можно частей. Как они подставить подставить расположены?
потому что, а, но, словно,
6. Система упражнений по пунктуации.
Упражнения, которые применяются в методике пунктуации, должны отвечать принципам русской пунктуации и должны представлять собой систему. Это может быть:
1. Объяснение постановки знаков препинания в данном тексте. Такой вид упражнения может применяться в любом классе при объяснении правила, при опросе, при проверке д.з., при общем и текущем повторении пунктуации. Предпочтительно проводить устно. Может содержать указание на то:
1) почему в данном тексте нужен знак;
2) почему нужен именно такой, а не иной знак;
3) почему он поставлен именно в данном месте, а не в другом;
5) на основании какого правила он поставлен.
Такое объяснение может сопровождаться примерами, придуманными учениками.
Такой вид работы называют иногда пунктуационным разбором. Пунктуационный разбор – очень эффективный приём в преподавании пунктуации. Он может сопровождать синтаксический разбор. Виды пунктуационного разбора:
1) разбор, посвящённый одной теме (разделу);
2) разбор, посвящённый ряду тем – разделов (итоговый):
а) вариант, предусматривающий объяснение всех знаков препинания, встречающихся в данном тексте;
б)вариант, предусматривающий объяснение всех разнообразных случаев постановки одного или сочетаний нескольких знаков (запятой, тире и т.д.), встречающихся в разбираемом тексте.
2. Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без них. Тексты для таких упражнений могут быть напечатаны совсем без знаков препинания или без знаков на одно какое-либо правило. Ученики на таком упражнении тренируются в смысловом и грамматическом членении текста, выделении в нём определённых элементов речи и постановке определённого знака препинания, может проводиться устно и письменно, в классе и дома в качестве домашнего задания.
Такое упражнение является одним из самых сложных упражнений по пунктуации. Это связано с тем, что текст в данном случае не опирается на произношение, поэтому нужно разобраться в содержании текста, правильно уловить его смысл, а это нередко ведёт к ошибкам. Варианты подобного упражнения:
а) связный отрывок, напечатанный без знаков препинания и предлагаемы в качестве материала для упражнения под руководством учителя, разбирается по такому плану: после самостоятельного чтения про себя всего отрывка учащиеся (уже вслух) пересказывают его, отмечая при этом какие логические части можно выделить в нём, сколько в каждой из частей законченных предложений, каков состав каждого из этих предложений, какие знаки препинания нужно поставить между предложениями и внутри предложений и почему;
б) проводится та же работа, но с последующим списыванием учеником отрывка, во время которого им самостоятельно восстанавливаются необходимые знаки;
в) та же работа, но с последующим диктантом того же текста;
г) такой же разбор, но проводимый без помощи учителя, с последующим списыванием его или как диктант.
3.Придумывание учащимися собственных примеров (с тем или иным знаком или группой знаков) по аналогии с примерами, данными учителем или аналогичными ранее разобранным. Это довольно сложное упражнение, требующее от школьников не только творческой фантазии. Активной самостоятельной работы, но и хороших знаний.
4. Отыскивание примеров на разбираемый случай постановки знаков препинания в текстах художественных произведений. Похоже на предыдущее. Несколько облегчается, так как при просмотре текста им нужно останавливать внимание только на предложениях со знаками препинания, которым посвящено данное упражнение. Трудность, конечно, состоит в том, что школьники должны суметь правильно выбрать, выделить нужное предложение среди конструкций разного типа.
Такое же упражнение, но осложнённое заданием заменить одну конструкцию другой (например, предложения с причастными оборотами предложениями с определительным придаточным предложением) с последующей записью их в тетради.
5. Упражнения, состоящие в перестановке частей предложения, с которой связано изменение условий постановки знаков препинания (например, при перенесении обращения из конца в начало предложения и т.д.), изменение в содержании, стилистических оттенках предложения и в характере интонации. Такими упражнениями могут быть:
1) употребление одного и того же причастного оборота, обособленного определения, вводного слова, обращения в начале, середине и в конце предложения; 2) изменение места слов автора в конструкции с прямой речью; 3) изменение порядка частей сложного предложения при косвенном вопросе и т.п.
6. Упражнения ан употребление одного и того же знака препинания в разных случаях (например, тире – в простом предложении, в бессоюзном сложном и при прямой речи; запятая – во всех случаях в простом предложении; двоеточие – во всех случаях и т.п.). Эта работа носит характер обобщения ранее пройденного, подытоживания, повторения с целью закрепления ранее полученных знаний и навыков.
7. Стилистические упражнения, связанные с работой по пунктуации; это могут быть, например, упражнения в замене одних синтаксических конструкций другими (парные конструкции) и т.п.
8. Письмо заученного наизусть. Пунктограммы в записываемом тексте должны быть хорошо разобраны и объяснены. Нельзя брать тексты с авторскими знаками препинания.
9. Различные виды диктантов тренировочного характера на знаки препинания.
10. Контрольный диктант на пунктуационные правила. Текст диктанта не должен быть очень простым в отношении пунктуации для каждого школьного возраста, но на первых порах в нём должны быть даны только такие пунктограммы, которые являются бесспорными с точки зрения существующих правил.
7.Основные причины пунктуационных ошибок. Последовательность формирования навыка расстановки знаков препинания по ходу письма.
В старших классах обычно количество пунктуационных ошибок превосходит количество орфографических ошибок. Объясняется это рядом причин:
1) орфографией учащиеся занимаются значительно дольше и больше, чем пунктуацией. Тем более что занятия пунктуацией носят прерывный характер;
2) особенностями самой пунктуации, усвоение которой требует сравнительно высокого уровня общего развития и развития речи;
3) непрерывной организации работы по пунктуации, когда недостаточно учитываются специфические принципы методики её обучения, а вследствие этого не обеспечивается дифференцированный методический подход к устранению ошибок, обусловленных различными причинами и различным характером;
4) излишней торопливостью в прохождении правил пунктуации или нагромождением разнообразных, иногда противоречивых правил постановки одного и того же знака препинания, особенно в том случае, когда они даются учащимся на одном и том же уроке.
Конечно, не все пунктограммы являются одинаково трудными для учеников.
5) совокупностью таких условий, как слабое общее развитие некоторых учащихся, сравнительно низкий уровень развития речи. неразвитое чувство логического членения предложения, речевой слух, а также слишком терпимое отношение со стороны школы к фактам пунктуационной неграмотности учащихся, недооценка слабого знания школьниками соответствующих разделов синтаксиса.
Пунктуацию нельзя изучить лишь путём запоминания известной суммы правил. К тому же существующие и установившиеся уже правила пунктуации далеко не всегда могут быть применены с математической точностью, чего так хотят учащиеся. Это объясняется тем, что расстановка знаков препинания зависит часто от характера и стиля речи, от оттенка мысли, от индивидуальной манеры письма, если имеем дело с художественной литературой.
Чтобы правильно расставить знаки препинания, надо точно и правильно понять смысл как отдельного предложения, так и всего текста в целом. Надо знать способы построения конструкций различных типов.
Поэтому занятия по пунктуации должны быть связаны с грамматикой, стилистикой, т.е. с живой речью.
И очень важным является постепенное обучение школьников расставлению знаков препинания во время письма. Нельзя расставлять знаки препинания после того, как текст уже написан. Это методическая ошибка, так как при таком письме не происходит логического осмысленного членения текста. У детей нарушаются ассоциации между представлениями о значении того или иного знака препинания, с одной стороны, и определёнными синтаксическими конструкциями, воспроизводимыми на письме с другой. Нельзя нарушать важнейший принцип методики – ставить знаки во время письма.