Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни. Публицист — писатель, журналист, автор публицистических произведений.
Содержание
Сущность публицистики
Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как и технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета. По мнению Игоря Дедкова, литературного критика,
Публицистика — высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда
История
В последнее время мы наблюдаем явление написания ряда произведений на стыке науки и публицистики (научно-публицистический стиль литературы), толчком к чему послужили книги ученого и писателя-публициста Виталия Тепикина «Культура и интеллигенция», «Интеллигенция: культурный контекст», «Кристаллизация интеллигенции».
Что такое публицистика: определение, история, виды (по учебникам Кима, Есина, Овсепяна)
Понятие публицистика, по словарю СМИ А. А. Князева, означает жанр, «спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки».
Далее исследователь тесно связывает публицистику с политической деятельностью, имея в виду ее социальный аспект. Из этого можно вывести, что основа публицистического текста – случай из социальной жизни, обобщенный до общественно значимого явления. Анализ и обобщение роднят публицистику и аналитику, а отличается она яркой гражданской позицией автора.
История возникновения
История публицистики восходит к временам Древнего мира. Прообразом является ораторское искусство Древней Греции и Рима. Выступления включали в себя приемы риторики, актерского мастерства и психологии. Целью был детальный анализ проблемы и убеждение слушателей.
Те же черты выражались в жанре проповеди, которая была предтечей публицистики в Средних веках. Также публицистикой можно назвать труды на религиозные темы, которые несли воспитательно-нравоучительную функцию. Однако настоящий публицистический жанр появился в эпоху Возрождения. Это был памфлет – обличительное произведение на социальную тематику. Именно с этого времени публицистика основывалась на случаях из социальной жизни.
Основные черты
Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.
В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.
Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.
Виды, жанры и стили
Публицистику можно разделить по тематическим видам: военная, литературная (это расширенная версия отзыва или рецензии, в которой затрагивается не только конкретное произведение, но и современная автору социальная ситуация), политическая, социальная (затрагивает наиболее острые проблемы, но социальный аспект присутствует в любом из видов), философская, сатирическая.
Язык публицистики сочетает в себе экспрессию и стандарт. Здесь могут присутствовать выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже позволять отступления для наилучшего выполнения авторской задачи).
Особенности лексики – сочетание общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут добавляться авторские неологизмы, переносное значение слов, а также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.
Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого употребляются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Также могут употребляться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.
Особенности
Итак, характеризуют публицистику:
Примеры
Эпоха Просвещения в Европе является прекрасным временем для публицистики (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. де Монтескьё).
В России наибольшего внимания заслуживают авторы XIX века. Множество писателей обращалось к публицистике – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен. Критика была не аналитическим, а публицистическим жанром, авторы затрагивали и общественные проблемы (В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев).
Общественная мысль рубежа веков была направлена на поиск пути развития России. Творческая интеллигенция чувствовала грядущие перемены и пыталась осмыслить их зарождение в настоящий момент. И пути виделись разные. Л. Н. Толстого занимали вопросы образования, семьи, религии. И спасение он видел в нравственности и всепрощении, выступал против насилия. В это же время М. Горький видел грядущий переворот, в его публицистике звучит призыв к свободе и справедливости. Однако после революции он разочаровался в реализации великой идеи всеобщего равенства, что отразилось в его «Несвоевременных мыслях». Свое отношение к революции, роли интеллигенции выражал и А. А. Блок («Интеллигенция и революция»).
Публицистика времен войны поражает энергичностью, сильным гражданским посылом к единению против врага. Главные авторы – А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, М. Шолохов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Соболев, В. Вишневский, Л. Леонов, М. Шагинян, А. Сурков, В. Величко.
А. И. Солженицын предстает яркой фигурой в послевоенной публицистике. В первую очередь потому, что он один из первых, кто пошел против системы. Его произведения на лагерную тему отличаются ярко выраженной публицистичностью и гражданской позицией («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»). После возвращения на родину в 1990 году также писал на тему будущего развития страны, ее нового пути («Как нам обустроить Россию).
Можно сказать, что публицистика относится к науке об обществе и государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для обучения, а для поучения, не для сообщения знаний, а для воздействия на ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни, требующий от своих руководителей всегда определённого и готового мнения, не даёт в публицистике места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное направление общественно-политического развития, которое есть лишь усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета. По мнению Игоря Дедкова, «публицистика — высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда».
Публицистика (документальные жанры) Здесь авторы в большей степени контролируют фабулу произошедших событий, имея возможность перестраивать, видоизменять ее собственным замыслом. Преломляя факты через призму собственного видения, собственной позиции, автор тем самым осуществляет творческий их отбор, выявляя наиболее на его взгляд существенное, отсекая второстепенное, но не в коем случае не искажая их. Публицистика руководствуется индивидуальным видением, однако правило паритета в выражении различных мнений играет здесь не менее важную роль. По сути дела, публицист балансирует на грани допустимого и недопустимого личностного отношения, сохраняя нетронутой и не искаженной канву реально произошедших событий, спектр доступных ему фактов и мнений о них. Публицистика требует высокого профессионального уровня и широкого кругозора, большой гражданской ответственности и взвешенности от журналиста.
Журналистика без выражения какой-то позиции для нас не мыслима, но и публицист не станет скрывать свою позицию, а наоборот, будет утверждать и опровергать.
Однако в отличие от журналистики в публицистике фактывыступают как аргументы, иллюстрации; а в отличие от литературы образ в публицистике целенаправлен и однозначен.
И, конечно, выступления публициста должны быть заряжены повышенной энергией.
Публицистическая деятельность отбирает людей с определенным внутренним укладом: экстраверт, не боящийся вызвать огонь на себя, способный заразить аудиторию, самоуверенный, склонный к полемике (возражатель всему), и, наконец, это человек, не ищущий истину, а знающий ее.
Прежде, чем начать разговор о жанрах, попробуем определиться с понятием публицистика. Существует множество точек зрения на этот вопрос. Большой энциклопедический словарь содержит такое определение публицистики: род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
И в самом деле, Большой энциклопедический словарь далее замечает, что публицистика существует в словесной (письменной и устной), иконографической (плакат, карикатура, фото-, кино-, теле- и видео-), театрально-драматической и музыкальной формах.
Значит, к определению публицистики надо добавить еще что-то, уточняющее специфику. Если художественная литература пользуется вымыслом, создавая никогда не существовавших героев, действующих в никогда не существовавших условиях, то публицистика обязательно опирается на реальные факты. Ей может быть присущ авторский домысел, но только в рамках хорошо известных реальных фактов. Помните правила формирования гипотезы?
Если это определение мы примем как верное, значит и разговор о жанрах мы должны вести с позиций актуальности, современности и соответствия требованиям общественной жизни и обязательной документальности в отражении фактов, событий и явлений.
Круг общественных проблем, оказывая влияние на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует и перемены в уже сложившихся жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются.
Жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. И поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять сложившуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их развиваться именно так, а не иначе.
Так по каким же признакам принято классифицировать жанры?
Прежде всего, мы обратим внимание на предмет познания, на отображение объекта публицистом.
Вторым признаком выделим конкретное назначение материала.
Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений.
Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале.
И, наконец, размеры материала на газетной полосе.
Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.
Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.
Теория жанров отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику важно разбираться в специфике видов и жанров публицистики, ведь все это жанровое многообразие позволяет ему ярче проявить свое мастерство.
Заметка
Чтобы можно было верно судить о событии, журналист в заметке отвечает на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в первом веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой.
Однако конкретное назначение материала позволяет ему выбирать между жестким и мягким вариантами подачи.
В жестком варианте подчеркнуто оперативно подается важное событие или сенсация. Эта литературная форма, спрессовывая новость: делает ее предельно устремленной.
По преимуществу это сообщения по горячим следам или хроника сигнального типа, за которой последуют репортажи или развернутые аналитические материалы. Журналист как бы анонсирует свои будущие журналистские расследования, приоткрывает секреты своей творческой лаборатории, показывая, чем он увлечен сейчас, какие события привлекли его внимание.
В мягком варианте краткого сообщения важен момент интриги: своеобразной игры с новостью, особый тон повествования. Здесь важно переключение с итога на деталь события.
Такие сообщения не претендуют на дальнейшее журналистское исследование, они самодостаточны и могут полностью удовлетворить интерес читателя. Журналист словно мимоходом отмечает любопытное на его взгляд в жизни общества, делясь своими попутными открытиями и удивлениями.
Среди таких материалов нередки и свернутые до краткого сообщения журналистские исследования. Поэтому краткое сообщение может быть четко монотемным, направленным на раскрытие одной темы, но может и заострять внимание читателя на нескольких моментах происшествия, одинаково важных для интерпретации.
Эти два способа изложения кратких новостей преследуют разные цели. Составляя «пирамиду», журналист демонстрирует избирательность, творческую активность и свою позицию. Он выбирает главный элемент новости и показывает, насколько важен ему этот элемент при планировании дальнейшей творческой деятельности.
Но выбор способа изложения зависит и от запросов читательской аудитории, от типа издания, для которого журналист отбирает новости: новостная журналистика требует жесткого варианта, а «желтая» пресса, напротив, заинтересована в мягком варианте, поскольку оперативность для нее не особенно важна.
Здесь важно, насколько эрудирован журналист, насколько глубоко знает он специфику своего издания, насколько точно представляет себе свою аудиторию и способен ли он сформировать определенное общественное мнение.
Уже сложилась определенная традиция подачи заметок, позволяющая провести их определенную типологизацию. Дело в том, что с годами выработалась система публикации информационных сообщений компактными блоками. Это целевой подбор заметок, объединенных общей рубрикой.
Типологические признаки таких блоков могут быть тематическими (например, новости спорта, хроника культурной жизни), региональными (географическими), по категориям авторов (например, сообщения читателей, информационных агентств) и по времени действия (например, «вчера», «когда верстался номер»).
Интервью
Само слово «интервью» в переводе с английского языка означает «беседа». Так в журналистике называют и метод, и жанр. О методе мы уже говорили, когда рассматривали методологию журналистского творчества. Теперь настала пора поговорить о жанре и его специфических особенностях.
Нередко случается и так, что новость обретает достоверность, весомость только в том случае, если подкрепляется ссылкой на источник информации. Читатель сам определяет: доверять ли журналисту. Такой ссылкой может служить прямая речь, используемая в материале.
Но общение с источником информации может привести журналиста и к необходимости сообщить новость устами информатора. Тем более, если это очевидец события, эксперт или интересный для аудитории собеседник.
Тогда журналист и обращается к жанру интервью.
Ведь этот жанр закрепляет в журналистском тексте метод получения сведений. Именно поэтому в процессе подготовки к беседе журналист заранее продумывает и стилистико-языковое ее оформление, и композицию материала.
Так эмпирический метод интервью позволяет журналисту создать и информационный жанр, и аналитический. Все зависит от содержательной части. Хотя по традиции интервью все-таки относят к информационной группе.
Этот жанр привлекает внимание читателей еще тем, что именно через интервью можно поближе познакомиться с интересующим их человеком. Особенно, если этот человек труднодоступен для личного общения: живет в другой стране, занимает высокий пост, чрезвычайно загружен работой…
Но поскольку информационное интервью, прежде всего, преследует цель донести новость, предметом познания журналиста все-таки является факт, а собеседник выступает лишь как источник информации.
Существует несколько видов информационного интервью.
К последнему из упомянутых нами видов можно отнести и «горячую линию»: диалог между корреспондентом или гостем редакции и читателями газеты, слушателями радиопередачи или зрителями телепрограммы, которые звонят в редакцию по специально выделенным для этого номерам телефонов.
Опытные журналисты знают, что эффективность интервью многократно возрастает, если предполагаемого собеседника заранее познакомить с органами массовой информации, для которых готовится материал. Зная общественно-политическую направленность издания, его специализацию, специфику его аудитории, особенности подачи материалов, тираж и периодичность выхода, интервьюируемый сможет точнее отобрать факты, иллюстрирующие его мысль.
От этого зависит и откровенность разговора, и специфика освещения действительности, и масштабы выводов. Тема разговора должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к новости.
Степень важности обсуждаемой проблемы, необходимость подробной детализации факта диктуют объем материала. Интервью может быть коротким, фиксирующим событие, а может быть подробно комментирующим факт, развернутым. Форма изложения разговора и объем материала полностью зависят от задач, которые ставит перед собой журналист.
Отчет
Этот жанр уже давно обосновался на страницах российских газет. Еще петровские «Ведомости» активно использовали его как привычную форму сообщений о проходивших мероприятиях. Ведь и до появления печати отчет существовал в устной форме: каждое утро царю докладывали важные сообщения из жизни общества.
Он старается донести до аудитории саму атмосферу события. Детализация в описании может занять ведущее место. Журналист пытается сохранить специфические особенности каждого выступления или факта, составляющих структуру коллективного мероприятия. Чаще всего такие отчеты появляются с крупных партийных, государственных, научных конференций и праздничных шоу. Это интересует всех. Скажем, кто откажется узнать подробности о вручении престижной награды. Или уяснить для себя суть актуальной политической, экономической, социальной или научной проблемы.
Если же автор материала придерживается при изложении точной хронологии и знакомит с содержанием каждого из многочисленных фактов, то у него получается развернутая панорама мероприятия. Этот вид отчета получил название развернутого. Объем такого отчета может быть очень большим, в зависимости от продолжительности события.
Но долгое перечисление может утомить читателя. Да и газета не всегда может пожертвовать своими страницами ради подробного пересказа. В таком случае журналист отбирает наиболее значимые факты, группирует их по смысловому содержанию, обобщает их и делает свои выводы. Из-под его пера выходит тематический отчет. Только здесь автор позволяет себе высказать собственные взгляды на происходившее.
Если в публикациях информационных отчетов главным образом констатируют внешний ход мероприятия, то аналитические отчеты обращают внимание на его внутреннее содержание.
Чаще всего информационно-аналитические жанры появляются в журнальной и телевизионной публицистике. Хроника событий здесь дополняется установлением причинно-следственной взаимосвязи.
Требования к литературному оформлению отчета чрезвычайно велики: использование элементов образной стилистики, метафоричности, эмоциональное отражение действия, экспрессивная окраска придают этому жанру действенное, публицистическое звучание.
Репортаж
Этот жанр имеет богатую традициями историю. Уже в первой русской печатной газете «Ведомости» можно отыскать его следы: описание Полтавской битвы, празднование дня Святых апостолов Петра и Павла в новой столице России. Репортажный стиль с его яркостью позволяет оттачивать свое художественно-публицистическое мастерство многим русским писателям. В начале века часто сопоставляли репортаж с документалистикой кинематографа, видя общее в отчетливой и выразительной работе через деталь, исключающей описательность.
Журналист не должен ограничиваться простой передачей информации о событии. Чтобы читатели поняли суть явления, уловили его логическую связь с другими фактами и явлениями, в полной мере оценили значимость происходящего, бывает недостаточно простой фиксации. Для этого репортер и дополняет увиденное и услышанное собственным комментарием, дает аналитическую оценку событию.
Ведь именно события, ограниченные во времени, емкие по своему содержанию, запечатленные в эмоциональной форме, и составляют характерную примету репортажа. А поскольку аудитория тоже становится как бы участником события, то у журналиста возникает необходимость не только сообщить о происходящем, но и зримо изобразить многие существенные детали, став «глазами» и «ушами» аудитории.
Репортеру очень интересны детали и метафоры, передающие характер движения, сжатая и энергичная характеристика действия. Для него важна не цепочка описаний, а передача ощущения постоянного движения, изменчивости ситуации, ее развития.
Прежде всего, читателю необходимо передать такие специфические ощущения, как цвет, свет, звук, запах, присущие событию. Отсюда и характер литературно-стилистических средств, используемых в материале: экспрессивная лексика, динамизм глагольных форм, яркие образы метафор.
Для того, чтобы событие предстало волнующим действием, реальные детали часто преобразуются в образы и зримое становится зрелищным. Такие образы становятся ведущими в репортажной теме, определяя мелодию события. Журналист вслушивается в мелодию события и пытается воссоздать ее в слове, в общем течении повествования.
Ни на свидетельства очевидцев других событий, предшествующих наблюдаемому, ни на телефонные интервью, ни на поиск справочных материалов при подготовке репортажа зачастую времени не остается. Да и заранее к событию не всегда можно подготовиться, подчитать соответствующую литературу или подстраховаться разговором со специалистом. Ведь репортаж рассчитан на сиюминутное, импровизационное отражение происходящего. Поэтому среди репортеров существует специализация: есть научные репортеры, есть репортеры-криминалисты, есть репортеры-экономисты. Хорошо зная ситуацию в области своей специализации, такой репортер оперативнее сориентируется в происходящем.
Размеры материала на газетной полосе, как правило, не ограничиваются. Все зависит от масштабности события, от глубины проникновения в проблему и публицистического мастерства репортера. Репортаж может многое. Например, усилить конфликтность действия, наглядно объяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он может стимулировать интерес к явлению или даже какой-либо поступок. Поэтому журналист должен помнить о своей ответственности при создании репортажа.
Статья
Название «статья» произошло от латинского слова, обозначающего «часть целого». Поэтому в журналистской практике отдельную публикацию, часть всего текста газетного номера, тоже называют статьей. Хотя жанр этой публикации может совершенно не подходить под определение статьи.
Сейчас исследователи жанровых особенностей журналистики выделяют такие формы статьи, как общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья и передовая статья.
Полемическая статья появляется в ходе столкновения двух или нескольких точек зрения на решение конкретной проблемной ситуации. Автор ставит перед собой задачи обосновать свою собственную позицию по спорному вопросу, показать свое видение проблемы и, одновременно, опровергнуть позицию своего оппонента. Поэтому такая статья наполнена лишь теми фактами, которые друг другу не противоречат. Автор не может себе позволить показать жизнь как единство и борьбу противоположностей.
Работая над статьей, журналист выступает как ученый-теоретик. Ему важно добыть необходимые факты, выявить причинно-следственные связи, обобщить полученный материал и сделать глобальные выводы, распространенные на всю ситуацию в целом.
Журналист стремится найти наиболее эффективные средства усиления эмоциональности статьи. Для этого жанра естественны специальные термины, определения, общие формулировки. Но все они должны быть понятны массовому читателю из контекста. Строгую последовательность и организованность статье придают повторы. Это могут быть перечисления, связанный с повторами вопросно-ответный метод изложения материала, анафора, составляющая начало абзацев, рефрены, создающие вариантное развитие темы статьи.
Тут исключительную роль играет позиция автора, обеспечивающая отбор, осмысление, систематизацию и интерпретацию фактов. Она, в конечном счете, и определяет размеры материала на газетной полосе. Чтобы представить читателю целостную, логически последовательную систему знаний о самом обществе и разных формах отношений в обществе, прогрессивных и негативных тенденциях их развития, журналист максимально использует свои творческие возможности.
Корреспонденция
Это один из древнейших газетных жанров. Само его название в переводе с латинского означает «осведомлять» и в точности соответствует главному предназначению корреспонденции.
Уже в 18 веке понятие «корреспонденция» было хорошо известно российским журналистам, но лишь век спустя его стали связывать с определенным жанром. В первую очередь в ней выделили отнюдь не сообщение, не свернутый пересказ происходящего. Основной целью корреспонденции становится истолкование, выяснение причин события, определение его значимости, ценности, прогнозирование развития и так далее. Поэтому этот жанр относят к аналитическим.
Тем не менее, исследователи выделяют два вида корреспонденции.
Здесь автор уже не столько привлекает внимание к событию, сколько определяет его место в череде других событий. Аналитическая корреспонденция, отталкиваясь от заданной темы, представляет анализ ситуации, выявляет причинно-следственную взаимосвязь событий, фактов. Журналист как настоящий исследователь изучает процессы, происходящие в обществе, на конкретных примерах отдельно взятых фрагментов жизни. Такими корреспонденциях как бы идет накопление фактов, которые можно будет обобщить, систематизировать и вывести общие закономерности для всего общества.
Одним словом, основным для корреспонденции является разработка на конкретном материале актуальной темы в сравнительно нешироком масштабе. И все в ней зависит от характера ситуации. Центральным предметом корреспонденции является один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат вспомогательным материалом для его всестороннего освещения.
Корреспонденция имеет ряд специфических признаков.
Во-первых, авторы корреспонденции делают выводы и обобщения локального характера, то есть не распространяющегося за пределы анализируемого явления, события, факта. Изучая проблемную ситуацию, сложившуюся в отдельном коллективе, автор с места события сообщает о произошедшем и пытается сделать предварительные выводы на основе проведенного им анализа.
Поэтому, выясняя причину какого-либо явления, автор корреспонденции нацеливается на тщательную проверку полученных данных, на уточнение внутренней связи между исследуемыми фактами, что, в конечном итоге, поможет ему избежать ошибок в логике построения причинно-следственных связей.
Конечно, журналист использует далеко не все, выявленные им факты. Он отбирает те, которые помогут ему выработать ясную концепцию темы. Ведь чтобы правильно проанализировать ситуацию, ему необходимо проделать ряд операций.
Во-первых, установить, что она собой представляет, зафиксировать это представление в тексте.
Во-вторых, выявить основную общественную задачу, возникшую в данной ситуации, и дополнительные задачи.
В-третьих, выяснить основные причины возникновения данной ситуации и соответствующих задач, соотносящихся с ней.
В-четвертых, сформулировать главную проблему, с которой связано решение основной задачи.
В-пятых, сформулировать основные предпосылки решения главной проблемы, связанной с данной ситуацией, наметив пути создания этих предпосылок.
И в-шестых, выяснить роль интересов основных участников ситуации в создании данных предпосылок благоприятного развития ситуации и решения проблемы.
Корреспонденция представляет собой, как правило, логико-эмоциональный монолог автора. Но в последнее время стали возникать и такие формы, как корреспонденция-интервью, сочетающие в себе признаки информационных жанров. Или, скажем, в иных случаях требуется разработка темы через призму морали. И тут журналист прибегает к элементам художественно-публицистического творчества, включая в корреспонденцию признаки очерка или фельетона.
Но в любом случае, при создании материалов жанра корреспонденция журналист использует нейтральные устойчивые словосочетания, иностранные заимствования, однородные эпитеты, синонимические ряды, идиоматические обороты, метафоры и риторические вопросы. И, само собой разумеется, журналист охотно пользуется научными терминами, тем самым поднимая статус своего выступления до научно-публицистического.
Если журналист уподобляет себя ученому, то структура текста возникает непроизвольно, как итог объективного описания хода познания действительности. Он последовательно группирует данные по каким-либо признакам, не обращая внимание на хронологию. Или ищет устойчивые совокупные признаки свойств исследуемых журналистом актуальных ситуаций, явлений, событий, феноменов, чтобы типизировать полученные им данные.
Но журналист может выстроить текст с учетом адекватного восприятия читателем его исследовательских находок. Он ставит перед собой задачу не описать, а объяснить. И тогда корреспонденция может быть выстроена по законам, более присущим художественно-публицистическим жанрам.
Признаками мастерства журналиста здесь становятся умение отбирать факты, отделять главное от второстепенного, умение анализировать факты и явления повседневной жизни, обобщать их, делать выводы и предлагать свое решение проблемы.
Версия
Версию относят к специфическому жанру, одновременно включающему в себя признаки аналитической журналистики и литературно-художественного творчества. Она базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора, исключая категоричность выводов и заключений. Основным ее методом исследования действительности становится домысел.
Часто журналисты путают понятия «домысел» и «вымысел», ставя их в единый синонимический ряд. На самом деле между ними лежит огромнейшая пропасть.
Произведения, основанные на домысле стремятся максимально приблизиться к жизненной правде, дать иллюзию воспроизведения подлинной действительности, здесь наблюдение берет верх над воображением. Сделав из документа действительный факт жизни героя, автор оживляет его, домысливает фон, восстанавливая пейзаж, внутренний монолог, разговор с другим персонажем, ситуацию, в которой герой в действительности мог и не быть, даже целые сцены с несколькими действующими лицами.
Так как журналист далеко не всегда может оперативно и достоверно проанализировать сложившуюся ситуацию из-за ограниченного доступа к нужной информации, он пробует логически связать имеющиеся у него факты и заставить читателя поразмышлять вместе с ним о случившемся. Домысел, в этом случае, становится неотъемлемой частью его анализа.
Журналист реконструирует неизвестные детали какого-то в целом достоверного события, явления, прибегая к ярким художественным образам. Разумеется, автор должен разграничить истину от предположений, оговорив это в тексте и, тем самым, обезопасив себя от обвинений в клевете. Ведь документ принимается и выдается за саму действительность, тогда как он всего лишь своеобразная информация о ней.
Вообще проблема соотношения факта, домысла и вымысла становится первостепенной для журналиста, независимо от того, по какой схеме он выстраивает свою версию: развивая текущий факт в протяженности временных и причинно-следственных связей или, напротив, в экспериментальном исследовании самого разрыва его крайних полюсов как второй реальности, в которой открыты признаки начала конца, будущие итоги настоящих событий. Именно обособленность и исключительность факта, его одновременная изолированность и взаимозависимость с другими фактами как ощущение текущего хаоса жизни, переосмысление накопленного исторического опыта и становится специфической особенностью этого жанра.
Целью создания и публикации версии становится желание познакомить аудиторию с ходом изучения явления, события и предложить авторское толкование накопленных фактов.
В последнее время журналисты стали чаще обращаться к этому жанру. Освобожденные от оков цензуры, средства массовой коммуникации откровеннее повели разговор о событиях и явлениях, которые относятся к сфере закрытых для широкого доступа. Например, журналисты смелее берутся за анализ «кричащих» событий вокруг исследований космоса, деятельности разведывательных спецслужб или опытов над людьми в области медицины. Принцип отождествления документа с реальным фактом становится ведущим в версификации событий. Монтаж документов создает впечатление предельной достоверности, объективной точности содержания материала. Понятно, что авторы таких материалов, ограничиваясь неполнотой сведений, строят определенные предположения.
Одна из главных особенностей изобразительно-выразительных средств этого жанра заключается в их специфической экспрессивности. Скажем, тропы здесь имеют ценность не сами по себе, а в связи с определенной публицистической идеей. С этих позиций экспрессивно значимыми оказываются все языковые средства. Журналист как бы выпячивает собственное авторское видение проблемы, подчеркивает свое отношение к нему с помощью экспрессивно-эмоционального изложения.
Это вдвойне уместно, если вспомнить, что публикация версии ставит перед собой и такую задачу: побудить специалистов или непосредственных участников разбираемых событий к реплике, опровергающей или подтверждающей умозаключения журналиста. Так появляются новые факты, позволяющие выстроить новые версии, значительно приближающие аудиторию к истине.
Естественно, что широта освещения действительности и масштабы выводов здесь невелики. Ведь автор версии ставит перед собой задачу рассмотреть лишь отдельное явление, событие, не распространяя выводов на весь спектр подобных проблемных ситуаций. Этот жанр выступает обычно в качестве предваряющего появление других аналитических жанров, опирающихся только на достоверные факты.
Комментарий
По оперативности исследователи журналистики даже более склонны отнести этот жанр к информационным, но по своему содержанию это все-таки аналитический жанр. С его помощью автор выражает свое отношение к актуальным событиям, анализирует происходящее и пытается спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Таким образом, прогнозирование всегда начинается с разработки программы исследований. Журналист предварительно знакомится с результатами исследований, проводившихся ранее. Он определяется с объектом и предметом своего наблюдения, выявляет проблемы и намечает цели исследования.
Создавая комментарий, журналист, прежде всего, стремится направить внимание аудитории на важные новые факты, показать их причинно-следственные связи и подсказать возможные пути решения проблемы. Иногда комментарий может предвосхищать события, готовить общество к их неизбежности.
Понятно, что предметом комментария становятся актуальные факты, явления, события, ситуации, которые могут изменить мотивацию дальнейших поступков аудитории. Ведь журналист нацеливается на познание сути факта, явления, события, ситуации, на показ причин, условий, предпосылок их существования и развития. А выявив эти тенденции, он моделирует закономерности развития общества в целом, показывая типичные противоречия внутри комментируемого факта.
Смысл моделирования заключен в самом слове, переводящемся с латинского как «образец». Журналист отыскивает в окружающем его мире фактов и явлений те, которые, по его мнению, служат некоей моделью, образцом, копией фактов и событий, недоступных почему-либо для журналистского анализа. И на примере отобранных им фактов и явлений он прослеживает возможные тенденции развития схожих с ними фактов и явлений. Но, само собой разумеется, замещение объекта журналистского исследования моделью предполагает существование между ними общности, основанной на принципах единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности.
Чтобы создать полновесный комментарий, его автор стремится ответить на вопросы «что происходит?», «кто действует?», «при каких обстоятельствах?», «почему?», «кому это выгодно?», «какова современная ситуация?», «что делать?», «как лучше поступить?», «какие существуют противоречия?», «какова тенденция развития?», «какую стратегию и тактику предпочесть?».
Прежде всего, журналист подводит факты под какое-либо научное понятие, отбирает наиболее существенные из них, прослеживая многообразные связи между фактами. А кроме того, он заранее должен предусмотреть возможные возражения и запастись необходимыми аргументами в пользу своих умозаключений. Четко сформулировав для себя задачи комментария, журналист ориентируется на своего читателя, далеко не всегда доброжелательно к нему относящегося. Чем точнее он представляет основные мотивы своего выступления в этом жанре, тем целенаправленнее собирает информацию и глубже продумывает внутренние логические связи между фактами и убедительные выводы.
Таким образом, журналист выстраивает структуру доказательного рассуждения по поводу какого-либо одного актуального вопроса. И поскольку смысл комментария в разъяснении и объяснении, очень важно не допускать, чтобы читатель потерял нить рассуждения.
Комментариям может придаваться различная стилевая окраска, вплоть до юмористической или сатирической тональности. Все зависит от характера комментария. Но в любом случае, журналист четко разрабатывает взаимосвязи между исходными и комментирующими фактами, детализацию комментируемых явлений, ищет аналогии в предыстории события, проводит параллели и противопоставления, наконец, интерпретирует используемые в качестве аргументации документы, разъясняя их смысл самой широкой аудитории.
Существуют и обязательные составляющие «архитектуры» комментария. Прежде всего, это исходный комментируемый факт. Сообщение о событии и постановка задачи комментария настраивают читателя на эффективное восприятие темы разговора. Если факт неизвестен аудитории, то ее интерес к авторским размышлениям и интерпретациям будет невысок.
Затем предстоит сформулировать возникшие в связи с главным комментируемым событием вопросы. Особую роль играют их качество, актуальность, проблемность и точность. Читателю должен быть ясен предмет разговора и позиция автора комментария.
Этому способствует и изложение комментирующих фактов и мыслей, детализирующих главное комментируемое событие. Журналист аргументированно представляет на суд аудитории тезисы, отражающие отношение автора к излагаемому актуальному вопросу.
Вывод, предлагаемый в итоге рассуждений, должен быть ясным и по-возможности кратким. Вытекая из логики фактов, предложенных в материале, он содержит скрытые или явные рекомендации дальнейших действий. Оценка события вплотную связана со свойствами изучаемых фактов, с соотнесением их с другими фактами и установлением значимости исследуемого явления для себя и для общества в целом.
Перед журналистом встает как бы триединая задача: во-первых, увидеть проблему в широком социальном контексте, во-вторых, увидеть ее глазами всех заинтересованных лиц, в-третьих, определить ее место в ряду социальных приоритетов. Но даже при чрезвычайной насыщенности фактами и аргументацией объем комментария, как правило, не превышает двухсот строк.
Если же вспомнить об оперативности этого жанра, становится ясно, что журналист должен обладать высоким профессионализмом, включающим в себя обширные знания по комментируемому вопросу, строгую логику мышления и не менее строгую логику действия, талант убеждать в собственной правоте, чтобы создать качественный научно-публицистический комментарий.
Заметим еще, что комментарий, как и интервью, может быть не только жанром, но и методом журналистики. Как метод он применяется во всех формах публикаций.
Журналистское расследование
Испорченная репутация героев журналистского расследования далеко не самое худшее из последствий некачественного подхода к сбору и интерпретации фактов. Может пострадать общество в целом.
Субъективизм журналистов, их чрезмерная горячность, категоричность и митинговость лишь раскалывают общество, не только не давая возможности трезво и рассудительно найти пути решения назревших проблем, но даже усугубляя положение.
Важно помнить, что целью журналистского расследования становится желание автора непременно установить скрытые причины определенного явления, процесса, ситуации. Поэтому материал и отвечает на вопросы «почему» и «как».
Кстати, и исследователи жанров среди различных видов журналистского расследования прежде всего выделяют расследование-репортаж.
Уже само название подсказывает нам, что здесь сочетаются специфические особенности репортажа (информационного жанра, который, как мы помним, достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего «эффект присутствия» для читателей) и аналитического исследования (специфический процесс познавательной деятельности, при котором журналист соединяет фактическую документальность с авторским мнением, комментированием фактов, постановкой и прогнозом решения проблемы). В расследовании-репортаже наглядно показываются поиск разоблачительных фактов и документов, результаты журналистского поиска, поведение участников ситуации. В целом же материал своим сюжетом напоминает детективную историю.
Но в отличие от литературно-художественного детектива, где в сюжет вводятся все новые и новые участники описываемого события и в их уста вкладываются все новые и новые подробности, в журналистском расследовании зачастую даже не упоминается, откуда пришла та или иная информация к журналисту. Конфиденциальность бесед вынуждает засекречивать источники информации.
Другим видом журналистского расследования называется расследование-панорама. Его основой становится авторское размышление, сопоставление обнаруженных фактов, находок, свидетельских показаний, документов. Осмысливая причины происходящего на его глазах, журналист высказывает свои догадки, часто оставляя выводы незавершенными. Нарисовав картину событий, он создает иллюзию реального окружающего пространства, опираясь на личный жизненный опыт читателей, а потому и предоставляя им право вынести окончательное суждение о предмете журналистского расследования.
Тут журналист прибегает к методам получения информации, роднящим его с ученым-исследователем: столь же скрупулезно изучает он связь явлений, уделяя пристальное внимание каждой мелочи. И при этом очень важно умение отделять главное, актуальное от второстепенного, выясненного в ходе проведенного расследования. Нередко журналисты, забывая о предмете своего исследования, увлекаются не менее яркими, скандальными деталями из жизни своих героев, превращая расследование-панораму в свод всевозможных сенсационных разоблачений.
Журналист, к сожалению, остается один на один со своей гипотезой, ему трудно бывает сохранить объективность, непредвзятость в истолковании собранных фактов. Он строит версию, версия эта на первом этапе как будто подтверждается, и журналист начинает верить в нее. С этого момента ему трудно оставаться объективным. Любые факты трактуются в пользу этой версии, а детали, которые в нее не вписываются, легко им отбрасываются. И особенно коварны тут так называемые косвенные доказательства, то есть те, которые обладают наибольшей неопределенностью.
Словом, гипотеза отбирает факты, которые ее подтверждают, а эти подтверждения еще более усиливают ее избирательность. Возникает замкнутый круг, разорвать который становится непросто.
Как можно достичь объективности? Прежде всего, через четкое разграничение факта и мнения, точность и сбалансированность, через представление конкурирующих между собой возможных точек зрения на предмет журналистского расследования, через подробную презентацию улик и доказательств. Автор не должен стесняться предлагать всевозможные пути решения освещаемых проблем, анализировать реальность их воплощения и прогнозировать возможный результат.
Изложение накопленного материала обязано подчиняться принципу разумной достаточности: на все ли поставленные журналистом критические вопросы получены достоверные ответы. Журналист всегда должен быть готов защитить принцип разумной достаточности своего материала перед судом.
Понятно, что когда публицист оказывается за рабочим столом, он включает свое воображение, интерпретируя факты. Интерпретация, в свою очередь, не всегда подлежит проверке. Тем не менее, журналист, воссоздавая в словах интонации и моделируя сложность восприятия событий, явлений, подбирает такие изобразительно-выразительные средства, которые позволят отличить авторские впечатления от чистых фактов.
Письмо
Эпистолярный жанр в публицистике используется давно. Это специфическое выступление, обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами. Возникло оно в результате насыщения форм личной и деловой переписки элементами социально-политической литературы. Да и привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, сыграло свою роль в становлении письма как самостоятельного жанра журналистики.
Значительное влияние на характер жанра оказали всевозможные прокламации, листовки, воззвания, распространявшиеся среди населения в периоды восстаний, бунтов, революций. Такие воззвания, прокламации, листовки публиковались и в газетах, что не прошло для журналистики бесследно.
Выражение идей, значимых для общества в целом, и стремление побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления и определили сущность его жанровых признаков. Эпистолярная публицистика всегда содержит форму непосредственного обращения автора к читателю или слушателю.
Использование письма в средствах массовой коммуникации должно быть строго мотивировано необходимостью немедленно вмешаться в ход дела, заняться той или иной ситуацией, процессом, проблемой, которые в противном случае могут привести к нежелательным последствием для отдельных людей, их групп или общества в целом.
Число разновидностей жанра невелико.
Такая форма эпистолярного жанра позволяет вынести насущный вопрос, актуальную проблему на обсуждение общественности. При этом автор безадресного письма понимает, что непосредственное решение судьбы обсуждаемой ситуации не зависит напрямую от адресата, поэтому степень эмоциональности здесь несколько ниже, чем в открытом письме.
Использование в этом жанре просторечных и жаргонных слов вполне допустимо, поскольку и характеризует личность написавшего письмо, и активно формирует отношение к описываемому событию, явлению, факту. Метафоричный язык жаргона хочет все скрыть и все сказать одновременно. Со временем те или иные жаргонизмы становятся нормативными, как, например, случилось с такими словами, как «тусовка», «крыша», «разборка».
Безусловно, частое использование этих слов ведет к снижению общего уровня культуры слова, культуры речевого поведения, культуры общения. Поэтому журналисту надо быть вдвойне, втройне осторожным, когда он обращается к этой лексике. Прежде, чем включить жаргонизмы или просторечные слова в свой материал, следует честно ответить самому себе на вопрос: насколько необходимо их использование, нельзя ли передать свои эмоции другим образом?
Обозрение
Этот жанр появился задолго до возникновения периодической печати: его элементы можно отыскать в текстах ряда философов уже в первом веке нашей эры. Журналисты лишь приспособили обозрение для своих нужд.
Русская публицистика в 19 веке охотно приняла этот жанр. На страницах журналов и альманахов появились литературные обозрения, обозрения зарубежной политической жизни, внутренние обозрения. Их авторы отличались энциклопедическими знаниями, были не только литераторами, публицистами, но и учеными. Общественная жизнь набирала темп, происходили значительные процессы в политической жизни, развивалась экономика и наука. Уже вторая половина 19 века явила расцвет этой философской литературно-публицистической формы, удобной для сообщения о происходящем в различных сферах жизни и одновременного обобщения фактического материала: пестрая панорама событий требовала осмысления и квалифицированного объяснения.
Здесь важна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Поэтому публицистические обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет. Обозреватель прежде всего вскрывает суть происходящих в обществе процессов, сложившихся ситуаций, возникших проблем, прослеживая совокупность фактов, объединенных временем и пространством. И при этом ценность для него представляют не сами по себе события, явления, процессы, ситуации, а их симптоматичность для современных социальных отношений.
Обозреватель обращается к фактам как к непосредственно взятым из окружающей действительности, так и к отраженным в произведениях литературы, искусства и науки. Поэтому среди тематических видов обозрения есть экономические, международные, спортивные, литературные, театральные, научные, кинообозрения и многие, многие другие. Нет такой отрасли человеческой деятельности, которую бы обошел вниманием этот жанр.
Но возникает необходимость и более широкого, панорамного освещения развития событий за определенный отрезок времени. Такие обозрения называют общими. В них прослеживается динамика развития событий, анализируется их ход, делаются широкие обобщения.
Выявить внутренние связи фактов, явлений, событий, процессов журналист сможет только в процессе работы над конкретным материалом. Обозреватель, анализируя и синтезируя известные ему факты, уподобляется ученому, исследующему социальные явления, но, опираясь на добытый материал, создает публицистическое, а не научное исследование. Он интерпретирует факты с позиции их актуальности для сегодняшней общественной жизни, а отнюдь не постигает объективные закономерности развития.
Журналист и сам включен в жизнь и в свою профессиональную деятельность как представитель, выразитель, защитник интересов и ценностей определенной социальной группы. Вот почему ему чрезвычайно важно понять соотношение личного, социально-группового и общечеловеческого в их сложных связях и отношениях. Обозреватель должен подняться над рассматриваемыми процессами, решая для себя проблему точности и полноты фактов, верности их трактовки, аргументированности и убедительности выводов.
Идя от явления к сущности, обозреватель подводит аудиторию к определенной идее. И здесь ему помогают выразительные примеры, детали, придающие тексту наглядно-конкретный характер. В отличие от автора статьи, опирающегося на логические доводы, обозреватель аргументами, самими фактами убеждает читателя в верности умозаключения и даже подталкивает его к тому, чтобы он сам сделал окончательный вывод, совпадающий с мнением обозревателя.
Лексический состав обозрения количественно неограничен, незамкнут. Здесь и межстилевая лексика, и тематическая, определяемая темой обозрения, и слова, в разной степени приближающиеся к основным разрядам внутристилевой лексики. Критерием отбора для журналиста служит способность слова выражать оценку, его актуально- или потенциально-оценочные свойства. Однако обозреватель часто попадает в плен к иноязычной лексике. Между тем, заимствования не всегда и не сразу становятся достоянием широкой читательской аудитории. Поэтому журналист должен либо подыскать соответствующий русский синоним, либо растолковать значение употребляемого слова прямо в тексте. Это необходимо сделать еще и потому, что иноязычная лексика, попадая в русский язык, зачастую утрачивает эмоциональный ореол, становится стилистически нейтральной, холодноватой.
Выгодность русского синонима в ясности его внутренней, смысловой структуры и в широте семантических связей, обусловленных этой структурой. Обозреватель, опираясь на научную документацию, не всегда утруждает себя поиском соответствующих синонимов, трудом адаптации добытой информации к языку массовой аудитории.
Итак, обозреватель должен возбуждать интерес аудитории, рассказывая ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни, отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан, обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности, осмысливать ход общественного развития, выявляя сущностные связи и определяя линии развития явлений, способствовать практическому решению проблем общества.
Объем обозрения, как правило, не менее трехсот строк. Ведь обозреватель, стремясь сформировать у читателя четкое представление о конкретном отрезке времени и состоянии дел в определенной сфере деятельности, создает сплав информации и анализа, когда факт не исключает мысли, как и мысль не исключает факта. Создание панорамы действительности требует серьезного аналитического подхода со стороны журналиста, а это, в свою очередь, и диктует размеры материала на газетной полосе.
Обзор печати
Первые обзоры печати появляются в конце 17 века, когда у ученых, журналистов и издателей возникает необходимость сформулировать свое представление о роли и возможностях газет и журналов в жизни общества и познакомить с этим представлением своих современников. Вместе с тем, авторы обзоров сравнивают различные издания, их «лицо» и, как бы мы сегодня сказали, их типологические особенности, пересказывая характерные для обозреваемого издания, общественно значимые или сенсационные материалы. Таким образом, этот жанр преследует двойную цель: во-первых, воздействовать на развитие прессы, повысив ее идейную значимость, а во-вторых, познакомить читателей с наиболее значимыми, впечатляющими публикациями, вышедшими в различных изданиях.
Не случайно партийная печать во все годы своего существования официально отводит обзорам печати роль одной из чрезвычайно важных оперативных форм руководства средствами массовой коммуникации. Рецензируя публицистические произведения, обозреватель критикует идейно неверные, ошибочные, обобщает и распространяет передовой опыт общепартийной пропагандистской работы. Можно сказать, что этот жанр до недавнего времени более всех прочих был связан с распространением классовой идеологии. Исследователи печати отмечают, что по функциональному назначению обзор печати всегда был близок передовой статье: с его помощью в публицистической форме давались директивные указания средствами массовой коммуникации, а потому он часто печатался от имени редакции.
Если полистать учебники по теории публицистических жанров, то можно встретить преимущественно такую трактовку обзоров печати. И аргументируя свою точку зрения, исследователи ссылаются, прежде всего, на опыт классиков марксизма и публицистов ленинской школы.
Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ прочитанного, услышанного или увиденного. Журналист осмысляет верность, правдивость публицистического осмысления жизни.
Существует несколько видов обзора средств массовой коммуникации.
Журналист, работающий над этим видом обзора, должен хорошо знать не только обозреваемое средство массовой коммуникации, но и его аудиторию, спефику микроклимата в редакционном коллективе, потенциальные творческие возможности его сотрудников. Он внимательно анализирует тематику, стилистику, иллюстративность, инфографику, географию материалов, состав авторов, системность подачи, эффективность публикаций, составляет прогноз развития ситуации и дает рекомендации: как избежать неудач.
Это не просто анонс новостей, информационная подборка. Здесь прежде всего важен аналитический подход.
Журналисту важно проследить за тем, как средства массовой коммуникации в целом обсуждают ту или иную проблему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Такой вид обзора позволяет автору высказать собственное, субъективное мнение о решении актуального вопроса и, одновременно, избежать упреков со стороны конкретных средств массовой коммуникации в искажении их позиции.
При работе над обзором журналист внимательно отслеживает не только крупные материалы, но и небольшие заметки, отражающие предмет его интереса. Поэтому очень важно четко и правильно определить цель своего выступления, очертив круг актуальных вопросов.
В нынешних условиях плюрализма обозреваемое издание может не согласиться с оценкой обозревателя, поспорить с ним и даже привлечь его к судебной ответственности за нанесение морального ущерба. Поэтому журналист, анализирующий средства массовой коммуникации, должен владеть специальными знаниями не только по теории и практике журналистской деятельности, целостным представлением о развитии общественных отношений, но и рядом специальных знаний, особенно при написании тематических обзоров.
Публицистическое начало обзора диктует журналисту такую существенную и глубинную стилистическую особенность как социально-оценочная заостренность слова. Ведь здесь наибольшую роль играет отношение субъекта к тому, что оценивается. И формирование этого отношения имеет социальную основу. Принцип социальной оценочности, социальной значимости языка и определяет во многом отбор речевых средств, призванных выражать не только индивидуальную, но прежде всего социальную оценку фактов, явлений, событий. Обозреватель использует по преимуществу социально значимые речевые средства, обладающие эмоциональной силой, выразительностью. Оценочными становятся слова, не несущие первоначально оценочность, но в переносном значении обретающие позитивную или негативную окраску. Формирование этого разряда лексики вызвано острой потребностью публицистики в средствах выражения социально-политической оценки. Сюда относятся, скажем, такие слова, как гнойник, бутафория, рассадник и им подобные.
И, наконец, отметим, что этот жанр отличается использованием большого количества цитат из обозреваемых изданий, радио- и телепередач. Ведь обзор должен обладать силой доказательности, развернутой аргументацией и убедительными выводами, а все это можно достичь только с помощью извлечений из анализируемых текстов.
Эта черта еще больше сближает обзор с рецензией, опирающейся на выдержки из анализируемых произведений.
Рецензия
То есть журналист, вглядываясь вслед за рецензируемым автором в изображаемые им явления, пытается разобраться, насколько глубоко осмыслена действительность, высказывает суждения о степени понимания писателем или ученым сути отображенного предмета, о его позиции. Одним словом, если художественное произведение или научный труд осмысливают саму действительность, обнаруживая в ней типические черты или закономерности, то журналист в рецензии анализирует верность интерпретации отраженных фактов.
Рецензент вбирает в себя часть опыта общества и опирается на него при анализе, сочетая объективные и субъективные факторы восприятия. Объективность может достигаться и блочной подачей двух или нескольких разнонаправленных рецензий на одно и то же художественное произведение или на один и тот же научный труд. Польза от такой формы подачи рецензий заключается и в том, что они дают возможность читателю искать собственный подход к анализируемому произведению, сопоставляя разные оценки и суждения.
Для оценки того или иного произведения в практике рецензирования выработаны определенные критерии, которые условно можно разделить на три группы. Это критерии, характеризующие, во-первых, содержание материала, во-вторых, методику изложения, и в-третьих, мастерство речи. Если рецензенту удается постичь внутренние закономерности произведения и увидеть в нем индивидуальные авторские черты, он достигает подлинного мастерства. Диалектический сплав критериев обусловлен единством содержания и формы, почувствовать и показать которое и призван рецензент.
Исследователи подразделяют рецензии на два основных вида.
Тогда как первый вид рецензии направлен, прежде всего, на формирование научно-идейного потенциала общества.
Но и в том, и в другом случаях рецензент при отборе предмета для анализа руководствуется актуальностью поднимаемой в произведении проблемы. И кроме того он, безусловно, учитывает интересы и запросы своей аудитории. Ведь одной из задач рецензии называется способность воспитать в человеке волю к творческой, культурно-преобразующей жизнедеятельности. Поэтому каждый рецензент озабочен тем, чтобы из-под его пера вышло интересное, яркое публицистическое произведение.
Следует помнить, что в случае, когда журналист на основе глубокого анализа отдельного произведения выдвигает какие-либо общественно значимые проблемы, его произведение может перерасти рамки рецензии и стать литературно-критической статьей или искусствоведческим исследованием.
А ведь другой задачей рецензии является формирование верных представлений о мире у творцов духовных ценностей и корректировка выстроенных художником или ученым гипотез. Журналист ведет с ними сложный профессиональный диалог, вступая в дискуссию. И тут необходимо владеть специальной терминологией, органично включенной в текст публицистического выступления.
Рецензии свойственна оценочность языковых средств. Оценочная лексика связана с острой потребностью формирования новых знаний и убеждений, определенного отношения к ним. Поэтому в арсенале рецензента есть и разговорные конструкции, и книжные высокие слова, и и архаизмы, и многообразные средства эмоционального синтаксиса.
Задача непосредственного воздействия на читателя ярким, эмоциональным, образным словом обусловливает характерный речевой строй этого жанра. Ведущая роль отдается автору, личностные черты, индивидуальность, богатство чувств и мыслей которого приобретают особую значимость.
Очерк
Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Исследователи выделяют несколько видов очерков.
Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли. И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в еенравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.
Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.
Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра. Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения. Так появились «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева и «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.
Поэтому еще раз заметим, что русская очерковая публицистика прежде всего стремится к активному вторжению в жизнь, к проблемности, к новизне, к раскрытию фактов большой социальной значимости. А яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования.
Он самый молодой в системе российских публицистических жанров, несмотря на то, что в европейской литературе известен еще с конца 16 века, особенную популярность приобретя в Англии. Однако почти четыре века отечественные литературоведы относили эссе к чисто литературным жанрам, поскольку в нем главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Между тем среди эссе выделяют несколько разновидностей.
Литературно-критический эссе отнюдь не претендует на анализ произведения или творческого пути писателя, ограничиваясь общими рассуждениями о них с подчеркнутой субъективностью авторского отношения к предмету рассмотрения.
Обращаясь к этому жанру, публицист должен обладать богатой памятью, обильными знаниями, бесконечной цепью ассоциаций, солидным опытом научно-теоретических изысканий и жизненных наблюдений. Читатель с первых строк обязан почувствовать в авторе эссе образованного, хорошо эрудированного специалиста, способного к широким обобщениям.
Глубина проникновения в материал и широта освещения действительности целиком зависят от способности публициста воспринимать духовные ценности общества, от уровня его научного мировоззрения, включающего в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Эссеист афиширует свой субъективизм, стремление постигнуть глобальность происходящего, показать социально-психологический срез общества. И в этой всеохватности ядром, своеобразной линзой преломления фактов становится сам публицист. Никакие силы не могут заставить читателя продолжить чтение, как только он поймет, что его собственный интеллект превышает интеллект эссеиста.
Восприятие духовных ценностей, как мы знаем, носит творческий характер. Каждый по-своему осмысливает, интерпретирует воссозданные автором образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта, но это всегда творческая работа души и ума человека.
Контраст временных планов позволяет эссеисту выделять в тексте существенные моменты, на которые он хочет обратить особое внимание. Иногда он даже прерывает изложение на полуслове, чтобы подробно прокомментировать или проанализировать свое внутреннее ощущение по поводу реального факта, явления.
Этот прием способствует выражению эмоционально-экспрессивного содержания эссе, связанному с эффектом общения, личного контакта автора с читателем, воспроизведением непринужденной беседы между ними. В рассуждениях, которые периодически прерывают повествование, опыт научно-теоретический и жизненные наблюдения автора настолько органически объединяются, что читатель, включаясь в размышления, невольно воспринимает эти рассуждения как свои собственные, основанные на личных наблюдениях.