Что относится к принципам воспитания в педагогике
Принципы современного воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Принцип – это ведущая идея, основополагающее правило и основное требование к поведению или деятельности, вытекающее из научно установленных закономерностей.
Понятие принципов воспитания
Принципы воспитания – это исходные положения, состоящие из методов, средств, приемов и требований к содержанию и организации воспитательного процесса.
Данные принципы отражают специфику воспитательного процесса.
Впервые принципы воспитания были выделены и описаны Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика». Принципы, описанные Коменским, являются традиционными (фундаментальными). Дальнейшее развитие педагогики и изменения в вопросах воспитания способствовали тому, что педагогами-учеными были выделены новые принципы воспитания в различных областях развития и становления ребенка. Большой вклад в развитие современных принципов воспитания внес К.Д. Ушинский. Он выделил и описал ряд современных принципов воспитания, опора на которые гарантирует педагогу эффективность организованного педагогического процесса.
Принципы воспитания необходимо отличать от общих (традиционных) принципов организации педагогического процесса. Суть различий заключается в индивидуальной цели и содержании воспитательного процесса.
Итак, под принципами воспитания понимают определенную систему исходных и фундаментальных требований, предъявляемых к воспитанию детей и решению задач, направленных на всестороннее развитие личности.
Современные принципы воспитания отражают уровень развития общества, его требования и потребности к воспитанию определенных качеств личности у подрастающего поколения.
Система современных принципов воспитания включает в себя:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные принципы современного воспитания
Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
Принцип общественной направленности воспитания. Данный принцип направлен на подготовку ребенка к активной и плодотворной общественной жизни. Реализация данного принципа достигается путем согласования целей государства, гражданского общества и личности.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Согласно данному принципу процесс воспитания будет более эффективен в том случае, если он опирается на личный жизненный опыт ребенка и организуется в его реальной жизнедеятельности. Реализация этого принципа достигается путем:
Принцип опоры на положительное в воспитаннике. Согласно данному принципу воспитатель должен находить в каждом воспитаннике положительные стороны и стараться их развивать посредством разнообразных видов деятельности.
Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип ориентирован на уважительное отношение к правам и свободам ребенка, его личности, предоставление равных прав участия в педагогическом процессе.
Таким образом, в рамках данного принципа, основная задача педагога – это понять личностные характеристики ребенка и их внешнее проявление.
Принцип дифференциации воспитания. Данный принцип предполагает учет гендерных, возрастных, психологических, физиологических и т.д. особенностей каждого воспитанника. Организация воспитательного процесса с упором не на среднего воспитанника, а по возможности с организацией индивидуального подхода к каждому ребенку.
Принцип культуросообразности воспитания. Культуросообразность – учет культурных условий и особенностей культуры, в которых воспитывается ребенок. В процессе воспитания воспитатели должны уделять должное внимание такому элементу, как культура. Под культурой в данном случае понимается народные традиции, история, обычаи, правила и т.д. общества, в котором растет и развивается ребенок. Воспитатель должен учитывать особенности культуры и ее воспитательное воздействие на ребенка.
Принцип единства воспитательных воздействий. Данный принцип ориентирован на то, что взрослые, осуществляющие воспитание ребенка должны взаимодействовать друг с другом, с целью единства применяемых методов и средств воспитания ребенка. В том случае, если воспитатели ДОО и родители используют разные методы и средства воспитания, то невозможно будет достичь поставленной цели воспитания, а у ребенка может быть искажение представлений и понимания о воспитанности.
Основные принципы воспитания
Что такое принципы воспитания
Принципы воспитания — это основополагающие многообразные методы, объединенные в целостную систему требований к воспитательному процессу. Их правильное выполнение гарантирует нужный эффект при решении задач развития полноценной личности.
Некоторые из них складывались веками благодаря народной мудрости и опыту, а другие были привнесены в жизнь такими выдающимися воспитателями, как например Антон Семенович Макаренко или Василий Александрович Сухомлинский.
Это своего рода педагогические константы в работе педагога, но единого подхода к принципам воспитания в современной науке педагогике в данный момент нет, потому что нет согласия в том, что является сутью воспитания и где должна проходить грань между ним и образованием.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Эти принципы в разных обществах имеют свои особенности. По ним можно, как в зеркале, определить:
Основные виды, характеристики
Несмотря на то, что принципов воспитания довольно много, выработана система их видов, которые мы сейчас рассмотрим.
Принцип общественной направленности воспитания
Педагог готовит воспитанника к жизни в обществе как полезного его участника. Цели ученика как личности и требования государства должны быть при этом согласованы. Воспитатель формирует нужную личность в соответствии с принятой идеологией, вырабатывает социальные и гражданские качества, необходимые для поддержания действующей власти, её государственных и общественных институтов.
Принцип связи воспитания с повседневной жизнью и трудом
Учащийся занимается посильным трудом, ему рассказывают о современном производстве, преимуществе тех или иных профессий, знакомят с национальными промыслами его родного края, прививают культуру труда, чтобы в дальнейшем облегчить ему выбор будущей профессии, сделать его осознанным.
Принцип опоры на положительное воспитание
Воспитатель обращает свое основное внимание на положительные стороны ученика, старается их всячески поощрить и закрепить как главные качества в будущей личности. На негативные моменты и недостатки акцент не делается. По возможности их нужно стараться не замечать, не реагировать на какие-то ошибки и недочеты.
Принцип гуманизации воспитания
От слова «human» — человеческий. Реализуется уважительное отношение к учащемуся как к личности в первую очередь, признаются важными его интересы и стремления, гарантируются его права. Педагог культивирует веру ученика в свои силы, помогает ему найти интерес и мотивацию к саморазвитию.
Суть гуманизма — ценность личности и одновременно требовательность к ней. Ведь только так будут гарантированы и реализованы ее права, а также права всех остальных членов социума. Чем более развито общество и экономика, тем выше требования к отдельному человеку.
Это хорошо выразил великий педагог Макаренко:
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.»
Когда индивидуум чувствует уважение к себе, искреннее расположение со стороны педагога, то начинает и сам себя уважать, становится более ответственным, дисциплинированным. Ему хочется развиваться, совершенствоваться, брать на себя повышенные обязательства, становиться примером для остальных. Необходимое условие соблюдения этого принципа — полное доверие со стороны воспитателя, контроль если ведется, то ненавязчиво. Нужно, чтобы воспитанник понимал, ради чего к нему предъявляются требования, какова их цель, а также что они не абстрактны, и служат на пользу как ему самому, так и окружающим людям.
Принцип личностного подхода в воспитании
Здесь главное к каждому относиться индивидуально, учитывая особенности личности каждого обучаемого, его сильные и слабые стороны. Обязательно также помнить о возрасте. Уровень развития, воспитанности и социальной зрелости детей напрямую зависит от того, сколько им лет. Если требования слишком завышены или занижены, то никакого эффекта педагогический процесс не даст.
Принцип единства воспитательного воздействия
Надо всегда помнить известную басню про то, как лебедь, рак и щука тянули воз. Если между педагогами и родителями ребенка, между всем его окружением не будет выработано единство педагогических методов, то «воз» останется на месте, то есть цель воспитания достигнута не будет. Когда взрослые требуют разные вещи, сами себе противоречат, то никакого уважения и доверия к их словам ребенок может не испытать вообще.
Известный пример, когда любящая бабушка, слишком много позволяющая внуку, потакающая его лени, грубости и т. д. («лишь бы хорошо кушал») может свести на нет все усилия родителей и учителей воспитать ответственного, вежливого и целеустремленного человека.
Отличие принципов от методов воспитания
Методы воспитания — это те конкретные пути, которые выбирает педагог при осуществлении перечисленных принципов воспитания и решения задач по формированию личности.
Принципы — теория, методы — практика. Их чрезвычайно много. По подсчетам специалистов, одних только общепринятых методов существует не менее пятисот и применять их по отдельности довольно сложно и неэффективно.
Есть несколько классификаций этих методов, но самая популярная — по способу передачи их содержания:
Требования к принципам воспитания, их характеристика
Чтобы воспитание достигло своей цели, необходимо соблюдать следующие важные требования.
Обязательность
Имеется в виду, что принципы воспитания не носят рекомендательный характер, педагог обязан их соблюдать и внедрять в свою ежедневную деятельность, а не выполнять от случая к случаю.
Комплексность
Все принципы следует объединить в комплекс и применять взаимосвязано, единым фронтом. Важным условием эффективности является их одновременное действие.
Равнозначность
Положительный результат воспитания может быть достигнут только тогда, когда все принципы имеют равное значение, среди них нет ни главных, ни второстепенных, ни тех, которые надо использовать в первую очередь или во вторую. Все принципы воспитания имеют равную ценность и значение.
Правила реализации принципов воспитания
Существуют традиционные правила, а также средства, выработанные учеными-педагогами, соблюдая которые воспитатель может быть уверен, что его работа будет эффективной.
Основные принципы воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Воспитание как основная задача современного общества
В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.
Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса
В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.
Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.
По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.
Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.
Готовые работы на аналогичную тему
Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.
Основные принципы воспитания
Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.
В современных условиях основными принципами воспитания являются:
Основные принципы отечественной системы воспитания
Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:
Что относится к принципам воспитания в педагогике
Автор: Погребняк Евгения Леонидовна
Организация: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Населенный пункт: Республика Крым, г. Керчь
Законы и закономерности воспитания действуют не непосредственно, их сущность и основные требования отражаются в принципах воспитания, которые определяют направление, стратегию и содержание практических действий воспитателей и воспитанников.
Принципы воспитания — важный раздел теории воспитания. Это знание о сущности, содержании, структуре воспитания, и его законах, закономерностях, которые проявляются как нормы воспитательной деятельности в разных образовательно-воспитательных системах, оптимальные научно обоснованные регуляторы воспитательной практики. Теоретически — это её конечный результат, поэтому принципы являются ориентиром для практики воспитания. Они имеют объективный характер по содержанию, но субъективные за формой, потому что оказываются в деятельности конкретных должностных лиц. «Принципы воспитания — исходные положения, что выплывают из закономерностей воспитания и определяют общее направление воспитательного процесса, основные требования к его содержанию, методики и организации»[2]. Они касаются:
Следовательно, принципы воспитания — это общие ведущие положения, которые определяют цель, идеалы, содержание, методику и организацию процесса воспитания [1].
К принципам воспитания выдвигаются такие требования: обязательность, комплексность, равнозначность. До этих требований нужно обязательно прибавить системность, гуманность и личностную направленность.
Соблюдение психолого-педагогических требований одного из принципов воспитания предусматривает необходимость безусловного выполнения требований других принципов, потому что среди них нет главных и второстепенных, они все равнозначны и обязательны. Следовательно, нельзя в одном случае придерживаться таких правил, а в другом — других. Это снижает эффективность воспитательной работы, сводит на нет усилие многих воспитателей.
Обязательным условием эффективности принципов воспитания является творческое их применение с учётом педагогического мастерства воспитателя, индивидуально-психических особенностей воспитанника и конкретной воспитательной ситуации.
Опыт учебно-воспитательной деятельности свидетельствует о том, что перечень основных принципов воспитания должен оставаться открытым. Те изменения, которые происходят в нашем обществе, в разных отраслях социально-гуманитарных наук содействуют последующему развитию воспитательного процесса и его совершенствованию.
Основными характеристиками системы принципов воспитания, выходя из современных педагогических концепций, должны быть:
Обобщая современные методологические и теоретические подходы к обоснованию системе принципов воспитания, которые существуют на сегодняшний день в педагогике, можно вывести такую систему принципов воспитания:
Основные требования принципов воспитания.
Принципы воспитания, что касаются всех компонентов воспитательного процесса
• Принцип целенаправленности. Его сущность заключается в подчинённости всей воспитательной работы общей цели и идеалам воспитания в украинском обществе, их осознании и восприятии воспитателями и воспитанниками, нетерпимости к стихийности в воспитании, обеспечения конкретности и перспективности в воспитательной работе.
Целью воспитания в нашем обществе является формирование гармонично развитой и общественно активной личности с научным мировоззрением, с высоким моральным потенциалом, которая желает и умеет работать, духовно богатой и физически совершенной.
Исходя из цели воспитания можно определить основные целые воспитания в украинском обществе, выделив среди них две группы.
Первая — формирование комплекса ведущих качеств личности воспитанника, необходимых для самоосознания, самореализации, самоутверждения и самоактуализации.
Вторая — формирование совокупности социально-психологических и профессиональных качеств личности воспитанника, необходимых ему для профессиональной деятельности.
Знание цели воспитания имеет чрезвычайно важное значение, потому что она является стержневой в педагогической науке, исходным пунктом теории и практики воспитания. Цель воспитания непосредственно касается всех компонентов воспитательного процесса, определяет содержание всех его составляющих.
Основные требования принципа целенаправленности:
Требования этого принципа находят своё отражение в других принципах воспитания, планах воспитательных мероприятий.
• Принцип общественной направленности, связи с жизнью. Сущность этого принципа — использование в воспитательной работе лучших традиций воспитания украинского народа, систематическое ознакомление воспитанников с общественно-политическими событиями в стране и мире, привлечение их к активному участию в общественной жизни образовательно-воспитательной системы и государства. Следует помнить о том, что какое-нибудь воспитание всегда общественно детерминировано.
Цели, задание, содержание и характер воспитания определяются государством. Например, таким документом относительно организации и проведения воспитательной работы в образовательных заведениях является Концепция непрерывного национального воспитания.
Основные требования принципа общественной направленности, связи с жизнью:
• Принцип воспитания в труде. Не «для школы — для жизни» — такой лозунг существовал в древнеримских школах. Античные педагоги осознавали необходимость воспитания молодёжи в непосредственной практической деятельности. По мнению В. О. Сухомлинского, каждый ученик уже в детстве, а особенно в отрочестве и юности, должен иметь свою любимую учебную дисциплину, любимый труд, выявлять индивидуальные наклоны, способности, постоянно развивать их. Из гуманистических убеждений он утверждал, что «воспитание выходит из такого очень важного принципа человечности: нет человека, в которой не было бы заложено задатков и возможностей для того, чтобы она проявила себя в жизни, в первую очередь в творческом труде, неповторимо, самобытной красотой, талантом» [1].
Формирование, развитие, совершенствование и самоактуализация личности происходят в общественно полезной содержательной деятельности. Поэтому характер и особенности учебно-познавательной и конкретной профессиональной деятельности имеют значительные воспитательные аспекты, создают чрезвычайно благоприятные условия для осуществления воспитательных мероприятий, большинство из которых позитивно влияет на развитие эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сферы личности воспитанника.
Основные требования этого принципа:
• Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Коллектив — могучий рычаг воспитания, ведущие черты личности формируются только в коллективе в процессе общения и активной совместной деятельности. О влиянии социального окружения на личность говорит народная мудрость: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Воспитательная сила коллектива заключается в том, что, будучи объектом воспитательных влияний субъектов воспитания, он в то же время выполняет функции субъекта воспитания относительно своих членов.
Какой-нибудь коллектив — это место для самовыражения и самоутверждения личности. Основными характеристиками коллектива, который эффективно осуществляет воспитательные функции, есть здоровый морально-психологический климат, сплочённость, творческая активность, постоянная направленность на успех, высокая требовательность, творческое сотрудничество, потенциальная эффективность деятельности и тому подобное.
Воспитательная сила коллектива заключается, первой очередью, в том, что он объединяет всех своих членов совместной деятельностью, формирует у них наилучшие черты характера, необходимые для целеустремлённой и эффективной совместной деятельности, раскрывает общественную значимость и необходимость этой деятельности.
Значительное воспитательное влияние на членов коллектива имеют такие его социально-психологические проявления, как коллективное настроение, общественное мнение и коллективные традиции.
Опыт удачного привлечения коллектива к воспитанию своих членов представлен А. С. Макаренко, который обосновал методику воспитания в коллективе и через коллектив. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельных действий; обосновал динамику развития коллектива.
По мнению В. О. Сухомлинского, коллектив — это «сложная духовная общность людей, которые стоят на разных степенях интеллектуального, идейного, морального, общественного, трудового, эстетичного развития»
Особенное внимание педагог обращал на гуманизм взаимоотношений человека и коллектива. На его взгляд, — это диалектическое единство двух взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон, единство, что постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, забота и ответственность человека за человека и за коллектив: «Ответственность человека за человека для жизни коллектива — это то же, что цементный раствор для строительства дома из кирпича: нет раствора — не строится дом, нет ответственности человека за человека — нет и коллектива. 3 другой стороны — ответственность и забота всего коллектива «. про ровесника, о младшем товарище, о старике и немощном, о человеке, который нуждается в повседневной помощи»
Следовательно, коллектив как разновидность малой социальной группы, относительно своих членов выполняет определённые функции, в том числе и воспитательные. Основные воспитательные функции коллектива — мировоззренческая, адаптационная, перевоспитательная, общественно-хозяйственная, культурная.
Основные требования этого принципа:
— выдвигание перед коллективом четких перспектив, постановка конкретных содержательных заданий и привлечение всех его членов к их качественному выполнению: перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель не перед отдельной группой, а обязательно перед целым коллективом.
— умелое управление развитием коллектива, своевременное решение проблем, которые могут возникать в процессе его развития: «Воспитывать коллектив, создавать его внутренние интеллектуальные, моральные, эмоциональные силы — гармоничное единство воспитательных влияний на личность — это означает прежде всего воспитывать ум, моральные чувства, эстетичные взгляды и вкусы каждой личности — каждого человека»
Следовательно, коллектив был, есть и будет важным инструментом реализации воспитательных заданий в обществе, потому что жизнь каждого проходит в социальной среде, то есть в коллективе. Социальное окружение мало, имеет и будет иметь решающее влияние на процесс социализации личности воспитанника и на её самоактуализацию.
• Принцип субъект-субъектного характера воспитательных взаимоотношений. Превращение воспитанников у активных и заинтересованных субъектов собственного самоусовершенствования, стимулирование внутренней активности воспитанников в формировании и постоянном самовоспитании личности должно стать краеугольным камнем воспитания.
По мнению В. О. Сухомлинского, природа межличностных отношений достаточно сложная, поэтому одним из главных заданий учебно-воспитательного процесса есть наполнение этих взаимоотношений реальным содержанием, целью и совместной деятельностью. Воспитателей и воспитанников должно объединять «духовное единство». Для этого лицо воспитателя должно привлекать, захватывать, одухотворять воспитанников целостностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических основ. «Если вы хотите быть могучей силой, что влияет на коллектив, будьте для своих воспитанников, за высказыванием Тараса Шевченко, апостолом правды и науки, совестью народа».
Воспитатель призван творчески развивать личность воспитанника, формировать яркую индивидуальность. Признание этого принципа означает наличие в процессе воспитания равноправной личности воспитанника — субъекта самовоспитания, который должен стать воспитателем для себя. Такое воспитание основывается на уважении к человеческой индивидуальности, на признании права человека быть такой, которой она является, предоставлении ей возможности творческого самоусовершенствования. Особенное значение придаётся не только овладению определённой специальностью, но и воспитанию на основах профессиональных, национальных и общечеловеческих ценностей и, соответственно, формированию у воспитанников высоких моральных черт, которые являются основой жизненных ориентиров и социального поведения.
Основные требования этого принципа:
— ориентация на позитивные качества воспитанника, восприятие его таким, которым он является, почёт к его личности и тому подобное.
• Принцип поступальности, активности, системности и конкретности воспитательных мероприятий касается как смыслового, так и процессуального компонентов процесса воспитания, то есть определяет направленность, тональность, содержание, логику и последовательность воспитательного процесса в современных условиях. «Мы видим свою роль в развитии учеников не только в том, чтобы помочь им приобрести определённые знания, но и в том, чтобы воспитать в них желание приобретать знание на протяжении всей жизни. И мы стремимся сформировать у детей убеждения в том, что знание, образованность, интеллектуальная культура — это необходимое условие интересной, полноценной, духовно богатой жизни, что без знаний интересная жизнь невозможна, потому что невозможный творческий труд.
Собственно говоря, содержание воспитания в планах воспитательной работы поддаётся определённой систематизации, исходя из специфики образовательно-воспитательного заведения. Главное — чтобы ход воспитания обеспечивал воспитанникам овладения определённого необходимого объёма духовных знаний, формирования практических навыков и умений воспитанного поведения. Следовательно, здесь действует не только принцип системности, но и последовательности воспитания. Нарушение правил системности и последовательности в воспитании вызывает приобретение воспитанниками отрывочных знаний, навыков и умений достойного поведения.
Таким образом, поступательность, активность, системность и последовательность в воспитании требуют соблюдения таких правил:
• Принцип оптимизации воспитательного процесса. Сущность оптимизации воспитания заключается в продуманном выборе содержания, методов, форм и приёмов воспитательного влияния, которые обеспечивают наилучший воспитательный аспект. Оптимизация предусматривает повышение эффективности воспитательного процесса не какими-нибудь средствами, формами и приёмами, а наиболее целесообразными, наиболее соответствующими конкретной ситуации. Воспитатель, опираясь на собственную обоснованную методику работы, тратит немного времени на решение воспитательных заданий, впрочем, получает высокий позитивный конечный результат, что противопоставляется получению негативного или незначительного результата.
Основными критериями оптимума процесса воспитания являются:
Основные требования этого принципа:
Принципы, которые касаются субъектов воспитания и методики их деятельности
• Принцип гуманизма и демократизма в сочетании с высокой требовательностью и уважением к личности воспитанника основывается на взаимопонимании и гуманности совместной деятельности воспитателей и воспитанников, на единстве их интересов и стремлений. Целью такого взаимодействия является их плодотворный и творческий союз и всестороннее и гармоничное развитие личности воспитанника. Этот принцип предусматривает гуманное отношение к воспитанникам, уважение к их мысли.
В. О. Сухомлинский, все многогранное творческое наследство которого пронизывают идеи настоящего гуманизма, обращал внимание на заботу человека о человеке, ответственности человека за человека, ответственность человека перед обществом. По его мнению, гуманизация обусловлена моральными нормами и ценностями становления человека в обществе — доброжелательным отношением к людям, коллективу, живым существам, обществу, взаимопомощью, соучастием, сотрудничеством, гармонией коллективного, культурой человеческих отношений и культурой понимания лицом своей роли в этих отношениях. Гуманность, за ним, это справедливость, доброжелательность и чуткость, сочетания уважения и доверия к воспитаннику с умной и тактичной требовательностью. Гуманность он усматривал в заботе о духовном обогащении воспитанника, в помощи ему самореализоваться во взаимоотношениях с природой и окружающей средой.
В статье «Человек — наивысшая ценность» он призывал педагогов каждую грань их педагогической деятельности открывать «на фоне главного — уважения человеческого достоинства, подъёма Человека» [1].
Он не только теоретически обосновал необходимость гуманизации образования и воспитания, но и создавал условия для воспитанников творить добро другим людям. По мнению В. О. Сухомлинского, самом прекрасным и самом счастливым является тот человек, который посвятил свою жизнь заботе о счастье других, который заботится о других без расчёта на похвалу или вознаграждение, для которого творение добра стало привычкой, нормой поведения. О себе он говорил: «Что самого главного было в моей жизни? Без колебаний отвечаю: «Любовь к детям».
Другие аспекты гуманизации учёбы и воспитания в наследстве И.О. Сухомлинского [1]:
— гуманизм взаимоотношений в коллективе, между воспитателем и воспитанником, между старшими и детьми, который держится на их духовной общности;
Демократизм в воспитании определяется теми изменениями, которые происходят как в общественной жизни страны, так и в педагогической науке[1].
Наша система воспитания сформировалась под воздействием общей советской школы, которая имела, в основном, авторитарный характер. Поэтому в воспитательном процессе не был задействован личностный компонент, а это и есть основной симптом «бездетной» педагогики.
Демократизация процесса воспитания означает:
Основные требования этого принципа:
• Принцип опоры на позитивные качества в коллективе и личности воспитанника требует сосредоточения основного внимания воспитателей на позитивных качествах воспитанника, их укреплении и развитии с целью творческого совершенствования. Для этого у воспитанников следует формировать веру в собственные силы и способности, развивать активность, инициативу и самостоятельность. Главными приемами и способами здесь являются не принуждение и угрозы, а убеждение, пример, которые опираются на позитивную мотивацию профессиональной деятельности и достижения успехов в будущем. Так же нужно работать и с производственным коллективом, который, кроме самоусовершенствования, имеет крепкое воспитательное влияние на своих членов.
• Принцип сочетания комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности заключается в том, что воспитатель, учитывая индивидуально-психические особенности воспитанников, может и должен применять разнообразные методы и формы воспитательных влияний как во время плановых воспитательных мероприятий, так и непланируемых. «Воспитатель должен стремиться познать человека такой, — писал К. Д. Ушинский, — которой она является в действительности, со всеми её слабостями и во всем её величии, со всеми её будничными потребностями и со всеми большими духовными требованиями. Тогда только будет он способный черпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти огромны».[1]
Ребёнок формирует себя из середины, отмечал С. Френе, и этот процесс сугубо индивидуален.
Основные положения этого принципа:
• Принцип единства, согласованности и наследственности воспитательных влияний, усилий и действий школы, семьи и общественности. Единство воспитательной деятельности достигается общим целеустремлённым подходом всех категорий воспитателей к решению воспитательных заданий. Осуществление воспитательного влияния благодаря единственным подходам к целям и заданиям воспитания, единственным принципам и методам педагогического влияния, единственным требованиям и критериям оценки состояния дел в коллективе — в этом заключается суть единства в воспитании. Все это, безусловно, не ограничивает творческой инициативы воспитателей в выборе оптимальных приёмов и способов воспитательного влияния, их неповторимости и уникальности.
Как свидетельствует опыт, усилия воспитателей не будут эффективными, когда они не скоординированы. Поэтому их нужно согласовать как по содержанию, так и по времени, местом, методами и формами воспитательных влияний с учётом индивидуально-психических особенностей воспитанников, их предыдущего жизненного опыта, мотивации к профессиональной деятельности, специфике деятельности конкретного коллектива.
И. Кант говорил, что воспитание является искусством, которое должно совершенствоваться на протяжении многих поколений, и поэтому каждое поколение, вооружённое знаниями предыдущего, может больше и больше заниматься воспитанием, которое пропорционально и целесообразно развивает естественные способности человека и таким путём ведёт весь род человеческий к его назначению.
Принцип, что касается учебно-познавательной деятельности воспитанников
• Принцип сознания, самодеятельности и активности воспитанников. С. Френе подчёркивал, что в каждом ребёнке заложено больше истин, чем во всех педагогических учебниках вместе взятых, а функция педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку выявить в себе и развить то, что ей органически присущее.
Одним из условий достижения успеха в воспитательной деятельности является превращение воспитанника на активную фигуру. Активная жизнь детской мысли В. О. Сухомлинский считал самой главной предпосылкой сознательного отношения к воспитанию, крепким, глубоким знаниям и деликатным интеллектуальным взаимоотношениям в коллективе. Быть субъектом воспитания означает превратиться из пассивного лица в активное, то есть стать архитектором собственного творческого самоусовершенствования. Наиболее полно технологию такой работы раскрывает личностно ориентированная педагогика.
Эффективность в реализации этого принципа возможна за сдерживание таких правил:
Воспитателю необходимо ориентироваться в своей деятельности не на отдельные принципы воспитания, а на систему, которая обеспечивает оптимизацию как процессуальной, так и смысловой сторон воспитания.