Что относится к принципам валютного регулирования и валютного контроля
Тема 2. Валютное регулирование и валютный контроль внешнеэкономической деятельности
Цель — исследование законодательно-нормативных актов, регулирующих валютные операции для того, чтобы учесть принципы их проведения при осуществлении бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа операций в иностранной валюте.
Задачи:
Оглавление
2.1. Характеристика валютных операций и валютных ценностей
Основным нормативным документом, регулирующим порядок проведения валютных операций, является Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ).
Закон № 173-ФЗ продолжает процесс либерализации государственной валютной политики. Динамичное развитие экономики РФ, воплощение в жизнь концепции ориентации на экспорт готовой продукции, вступление в ВТО, завоевание надежных позиций на международном рынке будут способствовать завершению процесса либерализации и переходу с 1 января 2007 г., как это заложено в идеологии Закона № 173-ФЗ, к практике проведения любых валютных операций без каких-либо регулирующих условий.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Закона к валютным операциям относятся следующие:
К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Закона).
Внутренние ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в РФ, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ (подпункты 3 а, б пункта 1 статьи 1 Закона).
Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам (подпункт 4 пункта 1 статьи 9 Закона).
Из приведенного состава валютных операций следует, что одним из их видов являются операции с валютными ценностями между резидентами.
Однако Законом № 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены (пункт 1 статьи 9). Речь идет об исключениях, когда такие операции допускаются.
Валютные операции между резидентами в соответствии со статьей 9 Закона № 173-ФЗ допускаются в случаях:
2.2. Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД, органы и агенты валютного контроля, их права и обязанности
Валютное регулирование осуществляется путем определения правил проведения валютных операций, издания нормативных актов, установления единых форм учета и отчетности, а также порядка и сроков их представления.
Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Валютное законодательство состоит из Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Органы валютного регулирования могут издавать соответствующие акты, отнесенные к их компетенции, только в случаях и в пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ.
В Законе № 173-ФЗ определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения, то есть операций, подлежащих регулированию и контролю.
Право регулирования ряда валютных операций, связанных с движением капитала, установление инструментов регулирования предоставлено Правительству РФ и Центральному банку РФ (ЦБРФ).
С 1 июля 2006 г. подлежат регулированию ЦБ РФ валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают только требование об использовании спецсчетов и регистрации.
Инструкцией ЦБ РФ от 07.06.2004 г. № 116-И определены основные операции, которые резиденты (российские предприниматели и организации) должны проводить через специальные банковские счета:
Требование об использовании спецсчетов действует до 1 января 2007 г.
Закон № 173-ФЗ разрешает резидентам — юридическим лицам без ограничений с 18 июня 2005 г. открывать счета или вклады в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (пункт 1 статьи 12). Таких стран в настоящее время более 30. Открытие счетов в других государствах до 1 января 2007 г. осуществляется в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета (пункт 3 статьи 12).
Требование о предварительной регистрации счета в налоговых органах организациями и индивидуальными предпринимателями в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, установлено указаниями Банка России от 04.05.2005 г. № 1574-У.
Перечень необходимых документов указан в Правилах осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.10.2005 г. № 623.
За нарушение установленного порядка открытия счетов, расположенных за пределами территории РФ, предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц — от 500 до 1000 МРОТ.
Резиденты обязаны не позднее месяца со дня заключения или расторжения договора об открытии и закрытии счета в иностранном банке уведомить налоговые органы по месту своего учета (пункт 2 статьи 12 Закона № 173-Ф3). Кроме того, резиденты — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять налоговым органам отчеты о движении средств по счетам или вкладам в иностранных банках (пункт 7 статьи 12).
Валютный контроль в РФ осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 278.
Координацию деятельности органов валютного контроля обеспечивает Правительство Российской Федерации, которое также обеспечивает взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации; не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра-регистраторы, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля (территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, налоговые, таможенные органы).
Функции по осуществлению контроля органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом № 173-Ф3 распределены следующим образом: Центральный банк Российской Федерации осуществляет контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами; федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля осуществляют контроль за совершением валютных операций всеми остальными резидентами и нерезидентами, кроме кредитных организаций и валютных бирж.
Функции по координации деятельности в области валютного контроля возложены на Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля имеют право:
1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрашивать и получать документы и информацию по валютным операциям, открытию и ведению счетов. Обязательной срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее 7 рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования;
2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в соответствии с законодательством РФ обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
2.3. Ответственность за нарушение валютного законодательства
Положение об ответственности за нарушение валютного законодательства предусмотрено статьей 25 Закона № 173-ФЗ, в соответствии с которой резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Так, в соответствии с этим Кодексом установлены следующие виды ответственности за нарушение валютного законодательства:
Отдельно следует остановиться на основных положениях Федерального закона от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Данный Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
При этом списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указаниями Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее, чем через 3 месяца со дня их официального опубликования (статья 6 Закона).
Перечень методов осуществления экспортного контроля предусмотрен статьей 7 Закона. Среди них — идентификация контролируемых товаров и технологий, разрешительный порядок экспорта, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, валютный контроль, применение мер ответственности к лицам, нарушившим порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении экспорта контролируемых товаров и технологий.
Реализация государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в Российской Федерации возлагаются на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, определенный Правительством Российской Федерации (статья 11 Закона). Эти функции осуществляет Министерство экономического развития и торговли. На Минэкономразвития России возложены в установленном порядке координация и регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе в сфере экспортного контроля.
Выдачу лицензий Минэкономразвития России осуществляет через своих уполномоченных в регионах.
Статья 23 Закона посвящена учету внешнеэкономических сделок. В данной статье устанавливается обязательство для российских участников внешнеэкономической деятельности — учет сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля. Срок хранения документов, относящихся к таким внешнеэкономическим сделкам (договоры, акты приемки-передачи, счета (инвойсы), транспортные, иные товаросопроводительные документы и др.) не может быть менее 3 лет.
Ответственность за нарушение законодательства в части экспортного контроля предусмотрена статьей 31 Закона. Данная статья предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственность юридических лиц предусмотрена статьей 32.
Выводы
В результате изучения данной темы студенты должны:
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Что относится к операциям с валютой
Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:
Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.
Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:
Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.
Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.
В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:
Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.
Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.
Кто принимает участие в контроле операций с валютой
Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.
Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.
Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.
Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.
Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.
Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.
Права тех, кто осуществляет валютный контроль:
Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:
За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.
Как заполнить платежку при валютном переводе, мы рассказывали в статье «Образец заполнения валютного платежного поручения».
Суть валютного контроля
В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.
Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:
Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.
Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.
Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется. Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.
При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:
В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.
Порядок документооборота при валютном контроле
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:
ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.
Информацию о том, как заполнить справку о подтверждающих документах, вы найдете в готовом решении «КонсультантПлюс», если оформите пробный бесплатный доступ к системе.
Подведем итоги в таблице:
Итоги
При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.
Нужно ли валютное регулирование?
Валютные войны ЦБ ведутся с целью увеличения доли экспорта отечественного производства в мировой потребительской корзине. Что же движет жаждой наживы? Каковы инструменты межнациональной борьбы? Как осуществляется валютное регулирование.
Суть ФЗ о валютном регулировании?
Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:
Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.
Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.
Как реализовано валютное регулирование в 2015 году?
Валютное регулирование 2015 года в РФ претерпело ряд изменений, направленных на увеличение конвертации рубля и регламентацию факторинговых сделок.
Акцент сделан на 3 субъекта валютного рынка:
Перекупка дебиторской задолженности первым лицом вместе с отгруженным товаром подпадает под действие ст. 824 ГК РФ.
Для упразднения споров по валютном кредиту были предложены конкретные изменения. Вы можете узнать их на специальном семинаре или у юристов налоговой службы.
Что представляет закон 173 о валютном регулировании?
Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:
Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.
Как происходит государственное регулирование валютного курса?
Государственное регулирование валютного курса происходит:
Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.
Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс
Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.
Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:
Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй – наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.
При прогнозировании курса необходимо учитывать:
Валютное регулирование в Российской Федерации
Валютное регулирование в Российской Федерации – законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:
При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель – укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.
Объекты валютных правоотношений
Основные объекты валютных правоотношений – это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними – бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.
Органы валютного регулирования
На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).
Цель и задачи валютного регулирования
Цель и задачи валютного регулирования – главное, что определяет политику государства.
Основная цель – укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:
Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.
Валютные ограничения
Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже – на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.
В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные – например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.
Валютный контроль при импорте товаров
При ввозе товаров на территорию страны ее законодательством предусмотрен валютный контроль. Он подразумевает под собой отслеживание всех операций. Оплату можно производить только безналичным способом, со счета на счет в уполномоченном банке. Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.
Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.