Что относится к преимуществам урока перед другими формами организации учебной деятельности

Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Они имеют в качестве своегообъекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяютсяобщие психологические теории.ориентирующиеся на различные научные идеалы, ипсихологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождаетпроблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?

Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.

Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:

§ психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.

Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

Источник

Урок как основная форма организации учебно-воспитательной работы. Типы уроков. Требования к современному уроку

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление. В дидактике известны три основные системы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание, 2) классно-урочная система и 3) лекционно-семинарская система.

С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки гражданственности, культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:

1) постоянный состав учащихся;

2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);

3) заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.

Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:

1) уроки смешанные, или комбинированные;

2) уроки изложения нового материала;

3) уроки закрепления изученного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

5) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Широко используются также нестандартные, инновационные формы урочных занятий:

4) интегрированные уроки.

Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и виды учебной работы:

1) работу над пройденным материалом;

2) осмысление и усвоение новой темы;

3) выработку практических умений и навыков.

В соответствии с этим в смешанном уроке обычно выделяются следующие структурные компоненты (этапы):

1) организацию учащихся к занятиям;

2) повторно-обучающую работу;

3) работа по осмыслению и усвоению нового материала;

4) работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике;

Уроки изложения нового материала учителем посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах, при изучении объемного и сложного материала.

Структура данного урока:

1) организация учащихся к занятиям;

2) постановка целей занятия;

Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков.

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года. Спецификой таких уроков является следующее:

1) учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом;

2) в качестве методов обучения могут выступать обзорные лекции, беседы и устный опрос, упражнения по повторению и углублению практических умений и навыков.

Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах и имеют ряд особенностей:

1) учитель заранее разрабатывает вопросы для учащихся по определенной теме семинарского урока и определяет необходимое время на его подготовку;

2) работа по подготовке семинарского занятия ведется учениками самостоятельно с помощью указанной учителем литературы;

3) в отличие от уроков-семинаров уроки-конференции посвящаются наиболее существенным и обобщающим вопросам, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. Эти уроки призваны углублять и обогащать знания учащихся.

Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и выполнение письменных контрольных работ.

Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющими признаками.

Одна из первых наиболее обоснованных классификаций принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: содержанию (например, уроки математики разделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем); способу проведения (уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т. д.).

Уроки классифицируют также исходя из цели организации занятий, содержания и способов проведения уроков (М.И. Махмутов); основных этапов учебного процесса (С.В. Иванов); дидактических задач, которые решаются на уроке (Н.М. Яковлев, А.М. Сохор); методов обучения (И.Н. Борисов); способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практикой получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

Кроме того, широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегрированные уроки и т. д.

Урок является ключевым компонентом классно-урочной системы обучения. Это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать современный урок, выделяются следующие.

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач урока; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают: определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств; внимательное отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии; прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Источник

Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку

Главная > Реферат >Педагогика

Тема: Урок как основная форма организации обучения.

Подготовка учителя к уроку.

Общая характеристика классно-урочной системы.

Характеристика урока как основной формы организации обучения.

Современные требования к уроку.

Типы и структуры уроков.

Основные звенья современного урока.

Подготовка учителя к уроку.

Рекомендация по проведению уроков.

Урочной – называется потому, что учебный курс по каждому предмету расчленяется на ряд разделов, а те, в свою очередь, на ряд последовательных, равномерно идущих один за другим урокам.

Попытки модернизировать классно-урочную систему или вовсе отойти от нее продолжаются, но она до сих пор остается самой массовой системой обучения в мире благодаря своим преимуществам.

Признаки классно-урочной системы:

Обучение проводится в группах учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки, которые объединяются в класс.

Обучение проводится по четкому расписанию, составленному на основе учебного плана.

Основной формой обучения является урок, проводимый в течение 40-45 минут.

Каждый отдельный урок отводится только одному предмету.

Места проведения уроков – классные комнаты, мастерские, спортивные залы.

Ведущая роль в обучении принадлежит учителю.

Преимущества урока перед другими формами:

Простая организация и управление.

Четкость и последовательность работы.

Экономичность, так как учитель одновременно работает с большой группой учеников.

Стимулирующее воздействие на учеников со стороны классного коллектива.

Возможность сочетания индивидуальных и групповых форм работы.

К главному недостатку классно-урочной системы можно отнести недостаточный учет индивидуальных различий учащихся, так как рассчитана она на среднего ученика, в ней трудно учиться «слабым», а «сильные» ученики не догружены работой, что тормозит их развитие. Тем не менее классно-урочная система остается самой массовой в современной школе.

2. Характеристика урока как основной формы организации обучения.

Форма обучения – это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме; это способ внешней организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения.

урок проводится в соответствии с учебным планом, программой, определяющей содержание обучения;

урок – органическая часть в системе уроков по теме, разделу, курсу, на котором осуществляется закрепление, повторение ранее изученного материала, усвоение новых ЗУН, подготовка к овладению материалом по следующей теме;

на уроке сочетается индивидуальная, групповая, коллективная форма работы, разнообразные методы обучения, создаются благоприятные условия для активного общения детей, коллективной работы;

в учебно-воспитательной работе на уроке создается атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся (при ведущей роли педагога);

точно установленная продолжительность (40-45 минут), но в 1 классе 30-35 минут.

урок проводится по определенному расписанию с группой детей постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки;

на уроке осуществляется систематическая проверка и оценка ЗУН учащихся.

уроки различных типов имеют свою чётную структуру, которая представляет все компоненты учебно-воспитательного процесса. Главное в каждом уроке – это то, что он обеспечивает непосредственное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого идёт овладение ЗУН.

К современному уроку предъявляется ряд требований

1. Дидактические (образовательные) требования к уроку.

Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока.

Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом уровня подготовки учащихся.

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля.

Осуществление различных форм коллективной, групповой и индивидуальной работы.

Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Развивающие требования к уроку.

Развитие всех психических процессов учащихся.

Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.

Всесторонний учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.

Формирование учебной деятельности учащихся.

3. Воспитательные требования к уроку.

Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций.

Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.

Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения.

Создание положительного эмоционального фона.

Обогащения опыта общения и отношений.

4.Организационные требования к уроку.

Наличие продуманного плана проведения урока.

Организационная четкость проведения урока: своевременное начало и окончание, высокая плотность урока, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность.

Сознательная рабочая дисциплина у учащихся.

Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и информационных технологий.

Структурная гибкость и подвижность урока.

Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела

5. Гигиенические требования к уроку( Кукушин «Теория и методика обучения»).

Физико-химическое свойства воздуха (необходимость проветривания).

Предупреждение утомления и переутомления.

Чередование видов деятельности (смена слушания, выполнения вычислительных, графических и практических работ).

Своевременное и качественное проведение физминуток.

Соблюдение правильной рабочей позы учащегося.

Соответствие классное мебели росту школьника.

Типы и структуры уроков.

урок объяснения нового материала.

урок формирование умений и навыков.

урок обобщения и систематизации знаний.

урок закрепления и повторения ЗУН

Тип урока меняется в зависимости от элементов.

Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантах сочетания.

Структура комбинированного урока.

Организация начала урока: подготовка школьников к учебной работе.

Постановка задач урока (учителем или детьми).

Объяснение нового учебного материала.

Закрепление и повторение.

Подведение итогов урока.

Задание на дом и краткая инструкция как его выполнить.

Структура урока – объяснения нового материала.

Организация начала урока.

Подготовка к усвоению нового материала: проверка ранее усвоенного материала при помощи специальных вопросов, заданий или опроса.

Постановка задач урока.

Вопросы, задания, упражнения, самостоятельные и практические работы с целью анализа результатов усвоения нового материала и закрепления.

Подведение итогов урока.

Структура урока – формирование умений и навыков.

Организация начала урока.

Проверка домашнего задания.

Сообщение темы, цели урока.

Изучение теоретической основы умения и навыка, объяснение, показ.

Выполнение упражнений по образцу.

Выполнение тренировочных упражнений.

Выполнение творческих упражнений.

Подведение итогов урока.

Структура урока – закрепления, повторения ЗУН.

Организация начала урока.

Постановка задач урока.

Проверка домашнего задания.

Закрепление учебного материала, выполнение упражнений, самостоятельных работ.

Подведение итогов урока.

Структура урока – обобщения и систематизации знаний.

Организация начала урока.

Сообщение темы, цели урока.

Обобщение, систематизация знаний в конце темы, раздела, курса, проведение обобщающих бесед, упражнений, работ творческого характера.

Подведение итогов урока.

Структура урока – контрольно-проверочного.

Организация начала урока.

Сообщение темы, постановка задач урока.

Изложение контрольного задания.

Выполнение контрольного задания.

Подведение итогов урока.

ТИП И СТРУКТУРА УРОКА ЗАВИСИТ:

от дидактической цели;

от содержания учебного материала;

от подготовленности учащихся;

от места данного урока в системе той или иной темы.

5. Основные звенья современного урока.

* определение готовности к совместной деятельности

2. Постановка цели и задач урока:

* формулировка цели и задач урока

* осознание и принятие цели и задач урока

3. Проверка домашнего задания:

* определение степени усвоения изученного и готовности к восприятию нового

* выявление возникших затруднений в усвоении изученного

* выяснение степени ответственности учащихся

* научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся

* специальные задания после объяснения нового материала

* акцентирование внимания на опорных моментах материала

* связь теоретического материала с практикой

* выработка умений и навыков применения знаний

* систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

* введение элементов поискового характера

7. Подведение итогов урока:

* выяснение: чему научились на уроке, что узнали нового

* оценка качества работы на уроке

8. Домашнее задание:

* сообщение задания на дом

* разъяснение основных идей

* разъяснение способов его выполнения

6. Подготовка учителя к уроку.

Подготовка учителя к уроку делится на два этапа.

1. Планирование системы урока по теме.

2. Планирование каждого конкретного урока.

При планировании урока следует в начале проработать материал параграфа учебника, изучить методическую литературу, подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материалу урока.

Примерная структура плана – конспекта:

1. название темы урока, его номер, дата проведения, тип урока;

2. цель и задачи урока;

3. оснащение урока средствами наглядности, ТСО, оборудованием;

4. структура урока по этапам с указанием распределения времени;

5. содержание учебного материала с соблюдением последовательности;

6. домашнее задание;

7. список используемых литературных источников.

*В плане-конспекте продумать вариант распределения записей на доске (в конспекте эту информацию для доски выделить цветной ручкой).

*Важным моментом при планировании урока является учёт возможностей учащихся (выбор методов и средств обучения, распределение времени на уроке для опроса и объяснения нового материала).

Этапы планирования урока

Разработка системы уроков по теме или разделу.

Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей. Выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов на нём.

Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

Проверка оборудования и технических средств обучения.

Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности.

Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

Составление списка учеников, знания которых будут проверять соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности, планирование проверки умений учащихся.

Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики, задавание уроков на дом.

Продумывание формы подведения итогов урока.

Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

7. Рекомендация по проведению уроков.

Всегда начинать урок с организационного приветствия.

Не начинайть урок с вопроса: «Кто не выполнил Д/З?» чтобы не приучать учеников к мысли, что невыполнение Д/З есть обыденное дело.

Чаще обращайтесь с вопросами, просьбами и поручениями к тем ученикам, которые склонны к нарушению дисциплины и отвлечению на посторонние дела.

Выбирайте в классе себе такое место, откуда все ученики могут вас хорошо видеть и Вы можете все видеть.

Не употребляйте бранных слов, не делайте длинных нравоучений, старайтесь не делать лишних замечаний.

Не допускайте появление любимчиков, доносчиков, изгоев.

Старайтесь, чтобы на уроке был опрошен каждый ученик, или к каждому вы хотя бы обратились по ходу урока.

Выставление отметки мотивируйте и комментируйте, указывайте ученику над чем еще поработать, что ему необходимо сделать, чтобы повысить свои оценки.

Всегда заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников.

Всегда заканчивайте урок со звонком.

Повышайте своё мастерство.

ВЫВОД: четко организованный урок имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *