Что относится к предметам культуры 1 класс
Урок окружающего мира в 1 классе
Учитель: Уголкова Инна Валерьевна
ГБОУ СОШ №567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
УМК «Перспектива»
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Природа в творчестве человека» (сентябрь)
Планируемые результаты:
1) узнавать образы природы в произведениях культуры
2) понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях
3) изготавливать игрушку из природных материалов по схеме
1) читать схему изготовления игрушки
2) систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры
3) узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры.
1) понимать красоту произведений народного творчества
2) осознавать красоту природы, воплощенную в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов обработки
Оборудование:
У учителя: магнитофон с записью «Жаворонка» Чайковского, компьютер, презентация (виды природы, предметы культуры, объекты культуры, природные материалы, кукла из соломы).
У учащихся: сухая трава, нитки, цветные карандаши.
1. Организационный этап
Здравствуйте, дети. Проверьте, как аккуратно лежат ваши вещи. Садитесь.
Руки сложили, спинки выпрямили, посмотрели внимательно.
2. Целеполагание
Презентация слайды 1-6
(На доске появляются по очереди изображения животного, пейзажа, водопада зимой, птицы. Последний слайд: все картинки вместе)
-Что вы увидели? Как назвать одним словом? (Природа). А что такое природа? (Все, что не создано руками человека).
Презентация слайды 7-11
А теперь посмотрите ещё (на доске игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).
-А что сейчас увидели? А как назвать увиденное одним словом? (Культура, предметы культуры).
А что такое культура? (То, что создано руками человека). А где вы можете увидеть предметы культуры? (В музее, дома).
3. Работа с учебником. I
Откройте учебник на страницах 14-15.
Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Что это? (Предметы культуры). А кто их создал? (Человек).
Посмотрите на кружевное дерево. Вы такое на улице видели? (Нет).
Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды в зимней природе. Мастерица создаёт орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме с летними цветами и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле.
Посмотрите на другие предметы. Что изображено? (Петушок, лошадка (конь), лев, сказочный конь-птица, снежинки на прялке).
А на самом деле существует петушок (да). Откуда человек берет сюжет для творчества?
Значит, человек берет сюжеты для своего творчества из природы и добавляет фантазию.
Физкультминутка I
-А сейчас закроем глазки и послушаем музыку. (Звучит фрагмент «Жаворонка» Чайковского). Что вы сейчас услышали? (Музыку) Она вам что-нибудь напоминала? (Пение птицы).
Пение жаворонка вдохновило композитора Петра Ильича Чайковского на создание этой музыки.
4. Презентация слайд 12
Посмотрите и назовите одним словом, что здесь изображено? (Предметы культуры).
1. Что это такое? (Горшок). А из чего сделан горшок? (Из глины). (Появляется изображение глины и надпись).
2. А это? (Перечница и солонка). А из чего они сделаны? (Из коры). Коры какого дерева? (Берёзы). Кора берёзы называется береста (картинка и надпись).
3. Что это? (Шкатулка). А из чего она сделана? (Из камня). Ребята, а кто знает, как называется этот камень, про него знаменитый уральский сказ написан? (Малахит). (Картинка и надпись).
4. А что же это? (Рубашка). А из какого она материала? (Изо льна). А может быть, кто-нибудь знает, что такое лён? (Растение). (Картинка и подпись).
А теперь ещё раз назовите, из чего сделаны все эти предметы? (Глина, береста, камень, лён). А как это назвать? (Природные материалы).
5. Работа с учебником II.-прочитайте и назовите, из какого материала сделаны предметы культуры в учебнике? (Лён, глина, дерево, корни дерева, камень). А откуда человек берёт эти материалы? (Из природы).
Значит, человек берёт для создания предметов культуры природные материалы. (Закрыли учебник).
6. Работа в тетради.
-Открыли рабочую тетрадь на странице 12. Рассмотрите, что находится на странице. Найдите слова в цветных прямоугольниках. Прочитайте эти слова (глина, береста,……). А как мы это всё вместе назовём? (Природные материалы). А вокруг что находится? (Поделки, изделия народных мастеров). Что вам нужно сделать? Кто догадался? (Соединить изделие с материалом, из которого он сделан). А сейчас я вам прочитаю задание, вы проверите, правы вы были или нет.
7. Самостоятельная работа.
Ребята, а вы хотите сделать игрушку своими руками? Раньше покупных игрушек не было, и все игрушки делали своими руками.
Например, эту куклу. (Учитель показывает сувенирную куклу из соломы). Из чего она сделана? (Из соломы) А что такое солома? (Высушенные стебли растений).
Физкультминутка II
Презентация слайд 12
Давайте заготовим солому. Встали. (Показ движений учителем с повтором учащимися).
-Сначала нам надо срезать солому серпом. (Нагнулись, срезаем).
-Затем связать в снопы. (Связываем, изображаем сноп).
-Просушить на солнце. (Солнце жарит, ветер веет).
-Потом почистим. Удалим у каждой соломины узелки и листья. (Движения).
-Сортируем. (Раскладываем по длине и толщине).
-И связываем в пучки. (Показ движения).
7. Изготовление куклы из сухой травы
-Но такую куклу из соломы мы не сможем сделать, у нас её нет. Посмотрите, какой природный материал есть у вас на столе? (Трава).
Поможет нам сделать эту куклу схема в рабочей тетради на с. 13. Посмотрите, что сделаем, первым, вторым, последним. Кто может справиться самостоятельно? Поднимите руку. Обратите внимание, ваши куклы могут отличаться. Чем? (Девочка и мальчик).
А кто затрудняется, вы будете раскрашивать лошадку на с.12. Она должна получиться у вас яркой, красивой, чтобы захотелось её купить, как раньше продавали игрушки на ярмарках. (Выполнение работы).
8. Рефлексия
Ребята, у кого получилась кукла? Выйдете к доске, покажите.
Дети, что вы сделали? (куколку, расписали лошадку). Куколка, лошадка, это что такое? (Предметы культуры).
Значит, вы создали предметы культуры своими руками.
Конспект урока по окружающему миру «Культура» (1 класс)
УРОК 4 Тема «Культура»
Целевые установки урока:
• иметь представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура — всё
то, что создано людьми;
• располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше — теперь», «давно —
недавно» с опорой на собственный опыт.
• различать предметы и явления культуры, созданные давно и недавно;
• определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры;
• различать предметы и произведения культуры;
• сравнивать предметы культуры с образами, взятыми из природы;
• сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и различное;
• сравнивать старинные и современные предметы и произведения культуры народов своего края и
находить их отличительные черты.
• делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы и культуры;
• осознавать необходимость бережного отношения к
предметам и произведениям культуры.
Оборудование: запись голосов птиц, свистулька, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», изображения животных (селезень, петух и курица, козлик), свистулька, ножницы, клей.
1. Актуализация знаний и умений.
— Откройте учебники на с. 4—5 и 6—7.
— Что относится к природе?
— Что не относится к природе?
— Что относится к живой природе?
— Что относится к неживой природе?
Отвечают на вопросы учителя.
— Перечислите изображения тех предметов, которые не относятся к природе.
— Определите назначение каждого из этих предметов в жизни людей.
— Сравните природный свет солнца и искусственный свет лампы.
— Что вам нравится больше? Почему?
Отвечают на вопросы учителя.
— Космический корабль, самолёт, храм, деревянный дом и многоэтажные дома, парусник, игрушечный медведь, дом и забор, горящая электрическая лампочка,
3. Аналитический этап.
— Откройте разворот с. 10—11.
— Какое обобщающее слово можно подобрать для предметов окружающего мира, созданных людьми.
— У меня есть игрушки. Внимательно рассмотрите их и сравните с образами
— Из какого природного материала сделаны эти игрушки?
— Понравились ли они вам?
— Для чего их делают?
— Люди стали делать такие свистульки очень давно, в глубокой древности. Тогда считалось, что мелодичные звуки глиняных птичек, напоминающие птичье пение, на исходе зимы могут позвать настоящих птиц, несущих людям весну, тепло,
радость. По старинным образцам их делают до сих пор, как мастерица на фотографии в учебнике (с. 10). Но теперь свистульки стали просто игрушками и украшением
в доме. Со временем может изменяться назначение предметов культуры в жизни людей. Так, сейчас древние по своему происхождению предметы культуры соединяют нас, современных людей, с нашими далёкими предками, помогают нам с благодарностью помнить их, ценить их доброе отношение к миру природы
вокруг, наблюдательность, мягкий юмор, учиться этой доброте, вниманию, любви к красоте окружающего мира, его звукам, краскам, образам.
Приводят свои примеры.
Сравнивают свистульки с картинками с изображениями селезня, петуха и курицы.
Высказывают свои предположения.
« Почему повсюду лужи?»
Почему повсюду лужи? (Дети разводят руки в стороны и помахивают плечами.)
Мама зонтик свой берет. (Имитируют движение.)
Почему же? Почему же? (Движения, как в 1-ой строке.)
Потому что. (Хором: «Дождь идет/».)
Приплыли тучи дождевые
Приплыли тучи дождевые, (Шагаем на месте.)
Лей, дождь, лей. (Хлопаем в ладоши.)
Дождинки пляшут, как живые. (Шагаем на месте.)
Пей, рожь, пей! (Прыжки на месте.)
И рожь, склоняясь к земле зеленой, (Шагаем на месте.)
Пьет, пьет, пьет. (Хлопаем в ладоши.)
А дождик теплый, дождь неугомонный (Шагаем на месте.)
Льет, льет, льет. (Прыжки на месте.)
6. Тренировочные упражнения.
— Послушайте запись голосов птиц. Покажите детям, как можно сыграть мелодию с помощью свистульки.
— Понравилось? Что именно?
— Рассмотрите фотографии на с. 11 учебника. Сначала назовите объекты природы, затем — предметы культуры. Постарайтесь определить, какие предметы культуры, на ваш взгляд, созданы достаточно давно?
— Подумайте, почему в городе мы часто не видим звёзд на ночном небе?
— Откройте рабочую тетрадь на
— Это портрет А. С. Пушкина. Сейчас я прочитаю вам отрывок из его произведения «Сказка о царе Салтане…».
— Перечислите объекты природы и выполните аппликацию по заданию № 2 с использованием Приложения.
— Какие предметы культуры появились на рисунке?
— Что бы вам хотелось изобразить ещё?
Учащиеся слушают записи голосов птиц.
Отвечают на вопросы учителя.
— Храм, памятник, автомобиль.
— Вертолёт, теплоход, многоэтажный жилой дом.
— Облачность, задымление, смог, электрическое освещение.
Рассматривают портрет А.С. Пушкина.
Рассматривают иллюстрацию к произведению «Сказка о царе Салтане…».
Выполняют задание 2 из Рабочей тетради (с.10-11).
Отвечают на вопросы учителя.
7. Выводы и обобщения.
— Найдите ключевое слово сегодняшнего урока.
— Как вы поняли его значение?
— Приведите примеры культуры.
— Культура в отличие от природы — это всё то, что создано и создаётся людьми. Культура преображает природу, жизнь людей и самого человека. Предметы культуры соединяют людей друг с другом, даже если их разделяет время; помогают нам понять наших далёких предков.
Дети находят в учебнике на зелёной плашке ключевое слово и объясняют его значение.
Приводят свои примеры.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Окружающий мир. «Культура» 1 класс
Цель: учить различать объекты природы и культуры, формировать эстетические потребности.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогает человеку. Так давайте и наш урок сегодня начнем с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу.
Послушайте стихотворение. Доскажите словечко.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг ….(природа)
Какая бывает природа? (живая и неживая)
Зачем мы снова говорим о природе? (чтобы закрепить знания о ней)
Вы любите отгадывать загадки? А кроссворды разгадывать умеете?
Тронь, только тронь-
Обжигает трава. Как огонь. (крапива)
Летом бежит, а зимой стоит. (река)
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в дерене кур крадет. (лиса)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
Ну-ка кто из вас ответит, не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет? (солнце)
В этом белом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жарища, в сундучище- холодища. (холодильник)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (елка)
Назовите объекты живой и неживой природы.
Какие предметы назвали? Почему?
Итог. Удалось ли нам повторить знания о природе, все справились с заданием?
Самоопределение к деят-ти
Но сегодня разговор о другом. На доске записано название темы, но буквы перепутались. Расшифруйте тему урока. АРУТЬЛУК (культура)
Как вы думаете, что оно обозначает?
А зачем мы говорим сегодня о культуре?
Работа по теме урока
Откройте учебник на стр.10. прочитайте задание. Рассмотрите свистульки. (дети делают вывод, что свистульки внешне похожи на настоящих птиц)
Послушайте звучание свистулек. А теперь голоса птиц. Что можете сказать? (звучание свистульки похоже на пение птиц)
Подумайте и скажите, зачем делают эти свистульки? (для развлечения, веселья, услышать звучание птицы, передать с игрушкой теплоту и радостное настроение окружающим, показать свое мастерство в художественном исскувстве, передать традиции народа через украшения на ней)
А как вы думаете, из чего они сделаны?
Какие еще игрушки из глины вы можете назвать?
Рассмотрите на стр.11 фотографии. Расскажите что на них изображено? Опишите эти предметы.
Что общего у всех предметов? (сделаны человеком, отображают красоту)
Эти предметы можно отнести к материальной культуре.
Продолжение работы по теме урока
Итак, мы говорили о материальной культуре. А есть еще духовная культура. Послушайте отрывок из сказки А.С. Пушкина
Сказки, песни, музыка- это духовная культура, и у каждого народа она своя.
Рассмотрите фотографии на стр.12 в учебнике. Из какого материала построены дома, сделаны игрушки? (из кирпича, дерева, соломки, бумаги, ткани)
Это значит, что предметы культуры можно сделать из любого материала.
Рассмотрите иллюстрации на стр. 13 в учебнике. Подумайте, для чего люди танцуют, поют, пишут стихи, сказки.(поделиться своим настроением, выразить свои мысли, чувства через музыку, танец и т.д)
А что можно отнести к культуре нашего народа? (язык, танцы, костюмы, литературу, музыку)
Вернемся к нашему вопросу в начале урока. Как вы сейчас объясните что такое культура?
Культура материальная, это жилища, орудия труда, произведения искусства, одежда и многое другое. Духовная культура, это обычаи, верования, язык, литература, сфера жизни или деятельность человека. Духовная и материальная культура находятся в единстве.
О чем дома побеседуете со взрослыми?
Что надо обязательно запомнить?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Что вызвало затруднение?
Закончите предложения… (висят на доске)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-530199
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока окружающего мира по теме «Культура». 1 класс
Что такое окружающий мир?
Что мы изучаем на этом уроке?
Как связаны между собой живая и неживая природа?
Как связаны с ними изделия человека?
Самоопределение к деятельности
Я зашифровала для вас слово.
Какой смысл вы вкладываете в понятие «Культура»?
Работа по теме урока
Свистульки, похожие на настоящих птиц.
Послушаем голоса птиц.
Что можете сказать?
Голоса свистулек похожи на голоса настоящих птиц.
Зачем делают эти игрушки?
Для развлечений, для веселья.
Чтобы рассмотреть как игрушку и узнать в ней птицу, услышать звучание этой птицы.
Передать с игрушкой теплоту т радостное настроение окружающим.
Показать своё мастерство в художественном искусстве.
Передать традиции своего народа через украшения на свистульке.
Из чего сделаны свистульки?
Какие ещё игрушки из глины вы можете назвать?
Работа по учебнику, стр. 10 – 11
Те игрушки, свистульки, которые изображены у нас в учебнике, это
Жбанниковская игрушка – народный промысел в деревнях Жбанниково, Роймино, Рыжухино и других Городецкого района Нижегородской области. Промысел возник в начале XX в. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг.
Что ещё мы видим на иллюстрациях учебника?
Что общего у всех этих предметов?
Сделаны человеком, отображают красоту, мощь, силу…
Эти предметы мы относим к материальной (рукотворной) культуре.
А есть ещё духовная (нерукотворная) культура.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Выбирай поскорей, не задерживай добрых людей.
Показываю на одного из ребят, он выбирает персонаж, все изображают его работу.
К какому виду культуры относится то, что делает персонаж?
Работа по теме урока (продолжение)
Работа в ТПО, с 10 – 11.
№ 1. Читаем отрывок из сказки.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Сказки, песня, музыка – это духовная культура. У каждого народа она своя.
№ 2. Наклеиваем терема из приложения на остров.
№ 3. Перелистываем страницы тетради со стр. 3.
Рассказать родителям о видах культуры.
Вместе посмотрите фильм об архитектуре России или живописи, послушайте музыку, исполните песню или танец (по выбору). Побеседуйте: что вы почувствовали во время совместного восприятия или исполнения произведения культуры.
Работа по учебнику, стр. 12 – 13
Ответить на вопросы.
Ответить: на какой странице представители материальной (рукотворной) культуры, а на какой представители духовной (нерукотворной) культуры?
Вывод: что такое культура?
О чём дома побеседуете со взрослыми?
Что надо обязательно запомнить?
Какое задание понравилось больше всего?
Что вызвало затруднения?
Оцените свои достижения на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1381441
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.