Что относится к правовому обеспечению аис
Учебная тема:Правовое обеспечение АИС
Правовое обеспечение информационных систем.
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
На стадии разработки информационной системы — нормативные акт, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечение процесса разработки различными видами ресурсов. На этапе функционирования — определение статуса и компетенции информационной системы и информационных технологий в конкретных органах управления, права и обязанности персонала, процедуры и порядок сбора и обработки информации, порядок приобретения и использования средств вычислительной техники и других технических устройств, порядок создания и внедрения математического и программного обеспечения.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет:
1. статус информационной системы;
2. права, обязанности и ответственность персонала;
3. правовые положения отдельных видов процесса управления;
4. порядок создания и использования информации и др.
Лингвистическое обеспечение — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупностью терминов, используемых в информационной системе.
Лингвистические обеспечение включает в себя:
1. информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т. п.);
2. языки управления и манипулирования данными;
3. языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования;
4. систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы, и т. п.
Обеспечивающие компоненты АИС
Для реализации информационных технологий АИС имеет набор компонент, которые называются обеспечивающими. К обеспечивающим компонентам АИС относятся: информационное, техническое, математическое, программное, лингвистическое, организационное, технологическое, правовое и методическое обеспечение.
Различают два понятия: «информационный фонд» и «информационная база» АИС.
Нормативно-справочные документы содержат условно-постоянную информацию о нормативах и нормах материальных и трудовых затрат, ценах, тарифах и др.
Документооборот предприятия предполагает рационально организованные схемы прохождения документов от момента их возникновения до сдачи в архив или исполнения. В условиях АИС стремятся обеспечить как можно более полную автоматизацию документооборота.
Математическое обеспечение отражается в технической документации, в которой описываются задачи, алгоритмы их решения, а также тестовые и контрольные примеры.
Для разработки МО привлекаются специалисты, знающие предметную область, владеющие математическими методами и способные дать формализованное описание порядка решения задач управления.
ПО АИС включает системное, вспомогательное и специализированное прикладное ПО.
Так, например, многие программные продукты, предназначенные для ведения бухгалтерского учета для хранения и доступа к данным используют те или иные системы управления базами данных (СУБД) и без них не могут функционировать. Многие программы могут формировать отчеты в формате MS Excel. Поэтому для просмотра этих отчетов необходимо наличие на компьютере либо самого табличного процессора Excel, либо программы просмотра файлов формата Excel. Некоторые современные программы для возможности просмотра отчетов и даже для ввода данных требуют наличия на компьютере какой-либо программы просмотра Web-страниц Интернет и вне их отсутствия не могут нормально функционировать. Все это и составляет вспомогательное ПО АИС.
Лингвистическое обеспечение включает: языки описания структурных единиц информации (реквизитов, показателей, документов); языки управления (манипулирования) данными информационной базы; языковые средства описания алгоритмов решения задач бухгалтерского учета; языки информационно-поисковых систем; языки специального назначения.
На крупных экономических объектах обслуживающий персонал АИС обычно входит в состав специализированного подразделения, осуществляющего обслуживаниеавтоматизированной системы управления предприятием. Как правило, это технические специалисты, имеющие профессиональные навыки обслуживания средств коммуникаций, вычислительной и оргтехники. Часто такое подразделение называют отделом информационных технологий, а его сотрудников специалистами по информационным технологиям или IT-специалистами.
Деятельность специалистов отдела информационных технологий осуществляется в двух направлениях:
16. построение и развитие информационной системы;
17. сопровождение технического и программного обеспечения.
Специалисты первого направления разрабатывают проект АИС предприятия; систематизируют информационные потоки; разрабатывают технологию обработки информации с использованием компьютеров; устанавливают компьютеры и программное обеспечение; проектируют и монтируют вычислительную сеть; обеспечивают процесс внедрения и сопровождения аппаратно-программного комплекса АИС; обучение и подготовку пользователей. Нередко в их функции входит и разработка необходимого для функционирования АИС программного обеспечения.
В ходе проектирования и создания АИС специалисты информационного отдела разрабатывают регламенты эксплуатации системы различными отделами и сотрудниками, а также правовое обеспечение.
Второе направление деятельности обеспечивает группа сопровождения. В нее входят: администратор системы и группа эксплуатации.
Администратор системы отвечает за распределение ресурсов сети, определяет права пользователей на доступ к данным и функциям их обработки и контролирует их соблюдение. Группа эксплуатации обеспечивает безопасность, конфиденциальность и целостность данных (борьба с вирусами, сбоями, несанкционированным доступом), администрирование баз данных, разработку графиков ввода данных и контроль за их выполнением, составление планов-графиков текущего ремонта и профилактики оборудования и т.д.
На небольших экономических объектах функции такого подразделения могут быть сведены к простому обслуживанию техники и поддержанию программных средств в рабочем состоянии. Выполняются они одним или несколькими специалистами.
Очень часто функции построения и развития АИС и даже сопровождения его технического и программного обеспечения делегируются сторонним фирмам, специализирующимся на внедрении и адаптации тиражных программных продуктов или на разработке заказного программного обеспечения даже в том случае, если на предприятии имеется свой информационный отдел.
Правовое обеспечение на этапе разработки АИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика системы, с регулированием отклонений процесса разработки системы, с обеспечением процесса разработки различными ресурсами.
Правовое обеспечение на этапе функционирования системы определяет ее статус в процессе управления, правовые положения компетенции отдельных структур АИС и организации их деятельности, порядок создания и использования информации в АИС, правовое обеспечение безопасности функционирования АИС. ПрО включает нормативные документы, регламентирующие деятельность АИС.
В настоящее время на российском рынке юридических баз данных существует более 20 программных продуктов, которые осуществляют правовую поддержку принятия решений и могут быть встроены в АИС. Наиболее известными из них являются системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.
В состав ЭО входит: комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, условиям работы персонала, программному обеспечению; набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и эргономическая экспертиза их реализации; комплекс методов, учебно-методических материалов и технических средств, позволяющих сформулировать требования к уровню подготовки персонала и создать систему отбора кадров; методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность работы специалистов в условиях АИС.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение системы и назовите ее составные части.
2. Что понимается под информационным процессом?
3. Дайте определение информационной системы, ее назначение.
4. Дайте определение АИС и раскройте особенности современных АИС.
5. Дайте определение АИС и назовите ее основные компоненты.
6. Что понимается под функциональной моделью АИС. Характеризуйте функциональную часть АИС.
7. Приведите классификацию информации, циркулирующей в АИС.
8. Назовите особенности экономической информации.
9. Раскройте структуру экономической информации.
10. Назовите три этапа информационного процесса АИС.
11. Что такое технологический процесс?
12. Перечислите основные процедуры преобразования экономической информации и дайте им характеристику.
13. Что понимается под информационной технологией? Приведите основные черты современной информационной технологии АИС.
14. Что понимается под обеспечивающими и функциональными информационными технологиями?
15. В чем состоит различие между АИС и ИТ?
16. Перечислите обеспечивающие компоненты АИС, определите их назначение и дайте краткую характеристику.
17. Что понимается под АРМ специалиста системы управления и чем оно оснащается?
18. Какие факторы влияют на количество АРМ и распределение задач между ними?
19. Опишите основные этапы обработки данных в АИС.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет