Что нового в лесном хозяйстве
Деньги нужны чаще
Иван Васильевич, что изменится в работе ЛесЕГАИС после Нового года?
Все решения должны приниматься на основе понятных, проверяемых и честных данных. При этом информация о лесах и лесных ресурсах, а также о мероприятиях в лесу должна быть максимально открыта для общества и для бизнеса.
Каждое бревно будут вывозить из леса уже промаркированным? Как быть с тем, что в лесу обычно нет интернета?
Иван Советников: В том, чтобы маркировать каждое бревно, наверное, нет смысла. Нам важно знать, что лесопользователь произвел рубку в границах того отвода, который он задекларировал, и точный объем и породный состав древесины, который он учел по итогу.
Этот QR-код будет сопровождать бревна до какого момента?
Иван Советников: До прибытия на склад. Как только ЛесЕГАИС по ГЛОНАССу «поймет», что лесовоз приехал, QR-код тут же будет аннулирован.
Кто будет принимать решение о блокировке сделки: компьютер или человек?
Сколько стоит создать и наладить такую систему?
Такая прозрачность означает, что за любую ошибку компании получат штрафы?
Или, например, кто-то срубил перед Новым годом елочку. Мы смотрим на опыт наших коллег из других стран. Например, в Эстонии можно отправить прямо из леса смс, заплатить символическую сумму и срубить такую елку на совершенно законных основаниях. Это направление, в котором мы будем двигаться.
Обязанности по лесовосстановлению теперь можно продать. О каком объеме рынка идет речь?
Постановлением правительства утверждены правила выращивания лесов на сельхозземлях. Это серьезная прибавка к лесному фонду?
Какие перспективы у дистанционного мониторинга лесов?
Зачем Рослесхоз забирает функции по аренде лесных участков на федеральный уровень?
Иван Советников: Это тоже часть цифровизации. Мы хотим уйти от того, чтобы некий человек принимал решение: давать или не давать такой лесной участок. Это вполне может делать машина. Тогда и задержек с предоставлением участков будет меньше, и ошибок. Но нам надо сначала отработать эту модель. Начнем с инвестиционных проектов, планируем осуществлять их на федеральном уровне с 2022 года. Посмотрим, что и как будет получаться, и к 2024 году распространим эту модель и на все остальное.
В России создадут федеральную службу лесных инспекторов
По оценкам правительства России, ежегодно в стране незаконно вырубается 10–30 млн куб. м промышленного леса на 20–60 млрд руб. Этот лес нигде не учитывается, за него не выплачивается федеральный сбор и налоги с продажи. Почти 10% от указанного объема рубят вообще без документов (это так называемые черные лесорубы), остальное – в результате подлога (под предлогом санитарной вырубки или используя устаревшие данные по плотности леса на выделенном участке).
По данным «Рослесинфорга», объем незаконной вырубки в 2020 г. составил 6,3 куб. м на каждую 1000 га. Больше половины незаконных вырубок приходится на Сибирский федеральный округ, в том числе 37% – на Иркутскую область. Вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая в правительстве РФ экологию и лесное хозяйство, считает деятельность черных лесорубов одной из причин сокращения площади промышленных лесов в России. В октябре 2020 г., выступая в Совете Федерации, Абрамченко приводила такую статистику: ежегодное сокращение леса превышает его восстановление в среднем на 450 000 га. Восстановления требует уже более 35 млн га выбывшего леса. Это почти 20% от площади всех лесных участков, переданных в аренду лесопромышленным предприятиям для вырубки и восстановления.
«При этом у государства фактически нет надзорных функций, – заявила Абрамченко сенаторам (цитата по government.ru). – Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра, отвечают за все – от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов».
Для решения этой проблемы в России планируют создать новую федеральную службу. Об этом «Ведомостям» сообщил источник в правительстве, информацию подтвердили представители Рослесхоза и Минпромторга.
Создание службы прописано в новой редакции Стратегии развития лесного комплекса России до 2030 г., которая разработана в правительстве и ожидает согласования силовых министерств. В документе, текст которого есть в распоряжении «Ведомостей», указана необходимость «передачи полномочий по государственному надзору на федеральный уровень».
Ныне существующее Федеральное агентство лесного хозяйств (Рослесхоз) выведут из подчинения Минприроды и наделят полномочиями вести надзор за деятельностью лесопромышленных предприятий, в том числе проводить выездные проверки, поясняет источник «Ведомостей» в правительстве. Руководить этой работой будет федеральный лесной инспектор, который появится в каждом регионе. При этом, как ожидается, функцию физической охраны и патрулирования лесов оставят регионам.
Лес считают из космоса
Мониторинг лесов из космоса ведется с 2009 г. По данным «Рослесинфорга», в 2020 г. по спутниковым снимкам было выявлено 2766 черных лесосек на площади более 8600 га, которые нелегально вырубили более 1 млн куб. м древесины.
Сейчас спутники «Канопус-В», БКА, «Ресурс-П» позволяют увидеть вырубку размером 10 соток. Под их наблюдением находится 48% российских лесов – больше 170 млн га в 32 регионах страны. В 2021 г. площадь лесов, охваченных космическим мониторингом, возрастет до 211 млн га.
Собеседник «Ведомостей» отметил, что федеральный статус позволит лесным инспекторам самостоятельно выписывать штрафы, пресекать уничтожение промышленного леса под видом санитарной вырубки, а также не зависеть от местных чиновников.
Ожидается, что одним из основных инструментов работы федеральных лесных инспекторов станет автоматизированная система по учету древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), закон о работе которой был принят Госдумой 20 января 2021 г. Сама система уже работает в пилотном режиме с 2015 г.
Кроме того, фиксацию нарушений лесного закона с помощью беспилотников и спутников дистанционного зондирования земли предполагается сделать автоматической по аналогии с видеофиксацией превышения скорости на дорогах. Сейчас такой мониторинг уже ведется (см. справку), но снимки являются лишь основанием для того, чтобы инспектор выехал на место и установил факт нарушения.
Окончательное распределение функций между новой службой и региональными министерствами будет определено после эксперимента, который пройдет в 2021 г. в Архангельской и Иркутской областях, Забайкалье, Красноярском и Хабаровском крае. Новую надзорную службу планируют создать в 2022–2023 гг.
Управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике компании «Сегежа» Николай Иванов говорит, что в результате новой реформы должна быть создана система, которая обеспечит достоверность данных в момент заявления лесной декларации – документа, подтверждающего право на вырубку леса на определенном лесном участке. Благодаря этому можно будет проследить, сколько на самом деле леса было вырублено и вывезено для продажи.
«Лесной комплекс не имеет единого центра управления и должной координации, лесные отрасли лишены законодательной инициативы, остаются беззащитными, неконкурентными и низкодоходными, – комментирует председатель Рослеспрофсоюза Денис Журавлев. – Поэтому в целом работники лесной промышленности выступают за создание единого органа по контролю за лесным хозяйством в статусе министерства, напрямую подчиненного правительству».
Руководитель лесного отдела Greenpeace в России Алексей Ярошенко подтверждает, что сейчас лесное хозяйств в России управляется неэффективно: «В 2007 г. правительство утвердило новый Лесной кодекс, который передал всю эксплуатацию лесов на региональный уровень. В разных регионах эту работу организовали по-разному: где-то лесников и лесничих оформили как сотрудников областных профильных министерств, где-то как работников других государственных учреждений». По его словам, в результате реформы почти 75 000 лесников потеряли работу.
Сейчас функции лесных инспекторов выполняет около 23 000 человек. «Эти люди завалены рутинной работой за очень маленькие деньги, 75% времени тратят на различные отчеты. Это либо те, кто досиживает до пенсии, либо выпускники профильных вузов, которым нужен хоть какой-то опыт работы. Многие настоящие фанаты леса, которые поддерживали лесные хозяйства, из-за этой бумажной волокиты поувольнялись», – поясняет Ярошенко. Создание федеральной службы и отделение ее от лесной охраны, по мнению эксперта, может позитивно сказаться на положении дел в лесной промышленности.
Лесная отрасль стоит на пороге масштабных изменений
Власти ожидают от лесопромышленной отрасли увеличения вклада в ВВП до 1,5% к 2030 году. Конкретные меры, которые позволят достичь такого результата, будут разрабатывать Минприроды России и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
В 2021 году лесная промышленность получила документ, который определит ее развитие на ближайшие десять лет. Цифровизация, лесовосстановление, борьба с пожарами и незаконной заготовкой — вот основные задачи, которые поставила Стратегия развития лесной отрасли до 2030 года перед Рослесхозом. О вызовах, которые стоят сегодня перед ведомством, в интервью «Эксперту» рассказал замглавы Минприроды — глава Рослесхоза Сергей Аноприенко.
— Важнейшим документом для отрасли сегодня является Стратегия развития до 2030 года. С чем связаны изменения, внесенные в документ, по сравнению с его «прототипом» образца 2018 года?
— Новая редакция Стратегии развития лесного комплекса до 2030 года была доработана с учетом национальных целей развития России, утвержденных президентом в прошлом году. Среди этих целей создание комфортной и безопасной среды, а лес играет в ее создании важнейшую роль. Новый документ, учитывая проблемы и задачи лесопромышленного комплекса, решает их без ущерба для экологической составляющей. Он призван сделать лес более прибыльным, увеличить его вклад в ВВП, но делает это с учетом природоохранной функции леса.
Мы поэтапно переходим на интенсивную модель ведения лесного хозяйства, когда формировать поспевающие леса можно быстрее за счет выборочных рубок, в результате чего оборот рубки сокращается, а съем древесины с одного гектара растет. Это позволяет снизить ущерб природе, увеличивая экономическую отдачу. Такая практика успешно зарекомендовала себя в других лесных странах и, уверен, даст свой результат и у нас. Разумеется, делать мы это будем в тех регионах, где интенсивная модель целесообразна с учетом природно-климатических факторов, социально-экономических условий, качественных и количественных характеристик лесов.
— Если говорить о работе всего лесного комплекса страны, что дает Стратегия ему?
— В результате ожидается прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, до 1,14 триллиона рублей, увеличение вклада лесного комплекса в ВВП до полутора процентов. Число работников, занятых в лесном комплексе, вырастет до 820 тысяч человек, налоговые поступления в бюджет — до 215 миллиардов рублей, а поступления в бюджетную систему за использование лесов — до 200 миллиардов рублей.
Сегодня предусмотрен комплекс мер, в том числе по цифровизации отрасли, развитию механизмов лесовосстановления и создания лесных питомников, поддержке перерабатывающих предприятий и расширению сети лесных дорог и других.
То есть подход к стратегическому ведению лесного хозяйства пересмотрен полностью. Изменения предстоят колоссальные, каждое из запланированных мероприятий внесет свою лепту в общую картину. Одну из важнейших ролей будет играть цифровая трансформация, старт которой уже дан.
Мы также вносим коррективы и в процесс восстановления лесов. Новый документ повышает в этом процессе вклад региональных лесхозов. Они должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе по компенсационному лесовосстановлению. Учитывается и лесопожарная тематика. Задача — быстрее реагировать на лесные пожары, ликвидировать их уже в первые сутки после обнаружения.
Приоритетное внимание в стратегии уделяется и переориентации отрасли с экспорта необработанных лесоматериалов на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. На эти цели будут направлены мероприятия по совершенствованию инструментов господдержки, в том числе таможенно-тарифной политики, что должно придать стимул для открытия новых предприятий и создания рабочих мест. То есть реализация стратегии должна способствовать повышению привлекательности условий для запуска крупных инвестиционных проектов.
Детализированы все мероприятия будут в дорожной карте, сейчас Минприроды, Рослесхоз и другие ведомства работают над ней.
— Президент также поручил запустить информационную систему, включающую в себя Государственный лесной реестр в электронной форме. Создана ли такая система? Есть ли результаты?
— Запуск системы — дело ближайшего будущего. Федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК) необходимо запустить к 2023 году. Пока же мы расширяем функционал ЛесЕГАИС. На основе именно этой, уже модернизированной, платформы и планируется создание ФГИС ЛК.
Сейчас мы тестируем обновленную ЛесЕГАИС в нескольких регионах в порядке эксперимента. Среди них Вологодская область, Архангельская, Тверская и Иркутская. Подключаем склады, проверяем новые алгоритмы работы. С 1 июля 2021 года вносить в ЛесЕГАИС все данные о древесине, ее объеме, движении, начиная с заготовки и заканчивая продажей и переработкой, станет обязательным для всех участников рынка.
Протестировать новый функционал ЛесЕГАИС можно уже сейчас в любом из регионов, не только экспериментальном. Пользователь может учиться работать с обновленным ресурсом, что удобно. Сейчас в тестовом режиме сделки не блокируются, в рабочей же ситуации с 1 июля недостоверные данные повлекут за собой блокировку сделки.
— Ждут ли российскую лесную отрасль еще какие-то законодательные изменения в ближайшее время?
— В ближайшие годы ее ждут масштабные изменения. Базовый закон, в соответствии с которым проводится цифровая трансформация лесного комплекса, принят, в феврале он вступил в силу. Но это лишь отправная точка. Предстоит принять еще 27 нормативно-правовых актов, которые позволят закону о цифровизации заработать в полном объеме, 11 из них — в этом году.
Эти акты направлены на проведение в 2021 году эксперимента по передаче полномочий федерального государственного лесного надзора Рослесхозу, на утверждение требований к учету, перевозке и хранению древесины, будут утверждены новые отчеты об обороте древесины, изменится порядок подачи лесных деклараций.
В следующем году предстоит принять остальные 16 актов. Они также будут регламентировать создание и работу ФГИС ЛК, ведение Государственного лесного реестра на федеральном уровне и ряд других вопросов цифровизации лесного комплекса.
— Каковы наиболее острые проблемы лесной отрасли на сегодняшний день, с вашей точки зрения? Как Минприроды и Рослесхоз решают их со своей стороны?
— Особого внимания и системного подхода требуют несколько направлений. Это нелегальная заготовка древесины, лесные пожары, устаревшие данные по лесоустройству. Работа идет по всем этим вопросам, мы получаем определенные позитивные сдвиги.
В прошлом году более чем в половине регионов страны снизились объемы незаконной рубки, положительную динамику мы зафиксировали в 47 субъектах. В 2020 году удалось выявить на три процента больше противоправных случаев, чем годом ранее, а общий объем незаконной древесины по стране снизился на четыре процента — до 1,1 миллиона кубов. Это менее одного процента легальной заготовки древесины, которая в 2020 году составила 217 млн кубометров. Но это только выявленная нелегальная рубка. Сколько незаконно заготовленной древесины находится в сером обороте, поможет выявить модернизированная ЛесЕГАИС.
Что касается борьбы с лесными пожарами, тут большую роль играет обновление автопарков спецтехники. С 2019 года в России действует федеральный проект «Сохранение лесов» в рамках нацпроекта «Экология». За два года его работы регионы закупили более 25 тысяч единиц лесопожарной техники и оборудования на 9,5 миллиарда рублей. В этом году на такие закупки из федерального бюджета направлено еще 4,7 миллиарда рублей. Эффективность таких мер очевидна: средняя площадь одного лесного пожара в прошлом году снизилась на 28 процентов.
Вопрос актуализации лесоустройства сейчас тоже находится на особом контроле. Это направление включено в правительственный план декриминализации лесного комплекса, который предполагает передать полномочия по лесоустройству на землях лесного фонда на федеральный уровень.
— В России подведен итог первого цикла государственной инвентаризации лесов (ГИЛ). Зачем это было нужно, что показали результаты?
— В конце прошлого года мы завершили первый цикл ГИЛ, который начался в 2007 году. Инвентаризация охватила все 85 регионов и лесной фонд страны площадью около 1,2 миллиарда гектаров. ГИЛ необходима для того, чтобы точно знать, какие леса произрастают в стране, в каком состоянии они находятся, чтобы бережно, рационально использовать лес, держать баланс его промышленного использования и экологической функции.
Итоги первого цикла подводятся, это огромный массив данных, его обработка продлится до конца 2021 года. Но мы уже получили информацию об общем запасе древесины в нашей стране — это 102,2 миллиарда кубометров. Сколько это? Напомню, что фактический объем заготовки древесины в нашей стране за весь прошлый год составил 217 миллионов кубометров, то есть около 0,2 процента от общего запаса.
В этом году мы запускаем второй, повторный цикл ГИЛ, чтобы посмотреть, как изменятся эти показатели в динамике.
— Как Рослесхоз работает в направлении лесовосстановления в целом? Какие ведутся мероприятия, насколько они успешны?
— Площадь лесовосстановительных работ в стране существенно выросла с началом федерального проекта «Сохранение лесов». Если раньше такие мероприятия охватывали около 800 тысяч гектаров в год, то сегодня уже около 1,1 миллиона гектаров. К 2024 году, когда завершится федпроект, площадь ежегодного лесовосстановления должна достичь 1,5 миллиона гектаров — именно столько необходимо для того, чтобы сбалансировать площади леса, который в силу разных причин выбывает, и того, который восстанавливается.
— В этом году пока не слышно о больших пожарах, которые всегда становятся огромной проблемой. Принимаются ли сейчас какие-то превентивные меры, чтобы не допустить катаклизмов?
— Эта работа не прекращается никогда. Как только мы закрываем пожароопасный сезон, сразу начинаем готовиться к следующему. В декабре прошлого года мы поручили департаментам лесного хозяйства по федеральным округам взять на контроль подготовку регионов к сезону 2021 года.
Сейчас пока еще почти везде лежит снег, подготовка ведется на организационном уровне. Большая задача на этот год — открыть в Сибири лесопожарный центр «Север». Правительство выделило на это пять миллиардов рублей. Он будет базироваться в Красноярском крае, Иркутской области и Забайкалье, и мы рассчитываем, что он поможет быстрее реагировать на возгорания в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.
Кроме того, регионы готовят сводные планы тушения пожаров, Рослесхоз их согласовывает. Подтвердить свою готовность к пожароопасному сезону субъекты смогут после выездных проверок Рослесхоза, в ходе которых мы смотрим, чтобы заявленное на бумаге соответствовало фактическому положению вещей.
Лесной надзор перейдет на федеральный уровень
Перечень мероприятий был сформирован по итогам совещания у президента по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса, а также соответствующих предложений правительства. Каждое решение, прописанное в плане, направлено на устранение конкретных проблем в лесной отрасли, на которые указывают федеральные органы исполнительной власти, главы регионов и представители отраслевого профессионального бизнес-сообщества, отметила Виктория Абрамченко.
Планом предусмотрен комплекс мер, направленных на стимулирование переработки и спроса древесины внутри страны. Так, малым и средним предприятиям, осуществляющим заготовку древесины, будет оказана господдержка. Минпромторгу необходимо до 15 декабря подготовить нормативно-правовой акт, предусматривающий с 1 января 2021 года реализацию программы льготного кредитования бизнеса для модернизации его основных фондов и создания мощностей по глубокой переработке древесины.
Помимо этого, Минстрою и Минпромторгу до 1 декабря следует обеспечить в пилотных регионах реализацию комплекса мер, направленных на развитие строительства с целевым уровнем 20% жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в рамках программ с государственными мерами поддержки, в том числе при переселении из аварийного жилого фонда.
Минфину, Минстрою и Минпромторгу к 1 июля 2021 года необходимо распространить действие ипотечных программ на проекты индивидуального жилищного строительства с использованием деревянных домокомплектов, произведенных индустриальным способом.
Системообразующим мероприятием плана является создание Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК), предусматривающей в том числе, введение государственного лесного реестра в электронной форме по единым для всех регионов правилам. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму до 1 декабря. Сама ФГИС ЛК должна быть создана до 25 декабря 2022 года.
К концу 2020 года в действующей ЛесЕГАИС будет реализована возможность прослеживания цепочек поставок древесины, изделий из нее и сделок по видовому и сортиментному составу древесины от момента заготовки до ее переработки или вывоза за пределы России.
Кроме того, должно быть реализовано прослеживание товаров на основании документов первичного бухгалтерского учета, документов, подтверждающих переход права собственности и т.д. Передача из ЛесЕГАИС Рослесхоза в ЕАИС таможенных органов посредством системы межведомственного электронного взаимодействия сведений обеспечит возможность принимать решения о вывозе древесины на экспорт в автоматизированном режиме.
К 1 сентября 2021 года Рослесхоз, Минцифры, Росреестр, «Роскосмос» должны будут создать общедоступную карту лесов России как единый электронный публичный ресурс, содержащий сведения о лесном хозяйстве (границы и категории лесов, виды разрешенного использования, квартально-выдельная сеть, лесосеки, санитарные рубки, термоточки и лесные пожары).
Для повышения эффективности лесной охраны Минприроды должно подготовить к 1 декабря законопроект, предусматривающий закрепление полномочий по федеральному государственному лесному надзору за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с введением должности главного федерального государственного лесного инспектора по региону. Кроме того, до 1 декабря должны быть приняты необходимые нормативные правовые акты для реализации в 2021 году в ряде регионов эксперимента по передаче Рослесхозу отдельных полномочий по осуществлению федерального государственного лесного надзора.
Также согласно плану предусматривается повысить кадровый потенциал лесной отрасли. Для чего Минприроды, Минсельхоз и Минтруд должны до 15 декабря обеспечить включение специалистов лесного хозяйства в перечень специальностей, в отношение которых действуют меры господдержки молодых специалистов в сельской местности.