Что относится к общекультурному направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности (общекультурное направление)
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Школа культурных ребят
Учитель первой квалификационной категории Дятлова А.В
Программа разработана на основе :
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;
— программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.
— Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа общекультурного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучить навыкам общения и сотрудничества;
сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
развивать коммуникативные умения в процессе общения;
ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Общекультурное направление внеурочной деятельности
на заседании ШМО учителей
Протокол № 1от 29.08.2018
по воспитательной работе
Директор МБОУ СОШ №16
по внеурочной деятельности общекультурного направления
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №16
Бугульминского муниципального района
учителя _Дулаевой Ольги Ивановны, 1 кв.категория
Протокол № 01 от 29.08.2018
Программа разработана на основе:
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373;
— программы внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой Издательство Москва, Вентана – Граф, 2011 год.
— Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность».
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
обучить навыкам общения и сотрудничества;
сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
развивать коммуникативные умения в процессе общения;
ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
2. Общая характеристика курса
Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.
Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).
Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:
отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);
отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);
отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);
честность (честный – лживый);
смелость (смелый – трусливый).
В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтоб перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.
Методические приемы программы:
— чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;
— проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);
— проведение развивающих и словесных игр;
— рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;
— проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»).
Программа построена с учетом возрастных особенностей, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.
Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.
При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания.
Формы организации внеурочной деятельности:
Тема: Общекультурное направление внеурочной деятельности
Мастерская, кружок как формы внеурочной деятельности общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. Выбор данных форм организации деятельности в зависимости от возраста, интересов, творческих возможностей учащихся. Выделение их структурных компонентов и обоснование оптимальных вариантов реализации. Алгоритм организации и проведения одной из указанных форм организации внеурочной деятельности (на примере по выбору студента).
Общекультурное направление внеурочной деятельности
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления:
Формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
— уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т. д;
— сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими;
— уважение прав самых младших и самых старших в культурно-воспитательной среде.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
— культуры отношений человека с человеком;
— культуры быта, поведения в семье и обществе;
Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим. Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество».
Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Культурные события учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению даёт возможность каждому ребенку пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Внеурочная деятельность по общекультурному направлению способствует воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию основ эстетической культуры, культуры общения, развитию способности видеть и ценить прекрасное.
Формы работы по общекультурному направлению: кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; мастерские, посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей, и т.д
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные массовые потребности детей, развить их способности к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах (коллективах) или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби).
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
4.Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
5.широкое использование образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
6.нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
7.отсутствие домашнего задания
Успех работы кружка во многом зависит от личных качеств и профессиональной квалификации учителя. Деятельность (ее объем и ритм) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия осуществляются в различных занимательных, игровых видах деятельности — соревнованиях, состязаниях, возможны занятия в форме диалога равных партнеров.
Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
6. Демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Наиболее перспективной формой организации внеурочной деятельности является проект. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ, ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
1.Предварительно пересмотреть учебную программу кружка, изучить учебно-тематический план, журнал кружковой работы, конспекты предыдущих занятий, согласовать определенный раздел и тему раздела с содержанием программы, определить взаимосвязь содержания предстоящего занятия с предыдущими и последующими занятиями. 2.Определить направление деятельности на занятии, то есть поставить цель.
Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Цель должна быть конкретна и достижима за одно занятие
3.Определить задачи проведения занятия. Задач должно быть не больше 3-х и они должны раскрывать цель, конкретизировать её, определять содержание основных этапов занятия. На первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия.
4.Определить и выбрать тип и структуру занятия с учетом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников, учащихся, слушателей.
5.Составить план проведения занятия. Определить основные этапы занятия, их последовательность. Время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа; формы, организующие работу педагога и детей, продумать методы обучения и воспитания.
6.Продумать специфику занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определить объем образовательного компонента учебного материала.
7.Необходимо продумать дидактические средства и приёмы, техническоеоснащение кружка, которые будут использованы на занятии.
— Придите за 10-15 минут до начала занятия.
— Подготовьте помещение, проверьте наличие пособий, инструментов и материалов, лично убедитесь в исправности электрооборудования.
— Проверьте подготовленность рабочих мест для учащихся.
— Еще раз продумайте ход занятия
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеоматериал и др. Необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия.
Педагог обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей с учетом года и уровня обучения, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровье сберегающих систем.
1. Мотивационный этап (1-2 минуты)
3. Этап открытий новых знаний. Постановка проблемы
4. Выдвижение гипотезы
6. Рефлексия( 10 мин)
Требования которые необходимо выполнять при подготовке и проведении занятия:
1. Диагностичность цели занятия, её конкретизация в задачах,
описание ожидаемого результата
2. Четкость этапов занятия,их соответствие задачам
3. Занятие отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации,
его форма отличается от урока
4. Учащиеся участвуют в постановке цели занятия, планировании работы
5. На занятии ведется работа по формированию УУД, педагог правильно называет формируемые УУД
6. Занятие способствует формированию ценностей, в процессе занятия учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося
7. Занятие отражает логичное использование современного оборудования
8. Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию
педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия
9. В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей, способствующие формированию сотрудничества, активной позиции, толерантности
10. Обучающиеся включены в ситуации контроля и оценки,
на различных этапах занятия используются приемы обучения рефлексии.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Общекультурное:
Общеинтеллектуальное:
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.