Что относится к познавательной сфере у детей с овз
Педразвитие
Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
Омельченко Людмила Анатольевна
Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.
Особенности развития познавательной деятельности с
ограниченными возможностями здоровья.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,
направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких
психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.
Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что
выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и
переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень
развития по линии произвольности и осознанности.
Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.
Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к
процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших
задача, которая состоит перед педагогами.
На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост
численности детей с ОВЗ.
Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в
состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,
составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в
специальных формах и методах обучения.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные
отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают
патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную
Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,
к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:
— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— дети с нарушением речи (логопаты)
— дети с задержкой психического развития;
— дети с умственной отсталостью;
— дети с нарушением поведения и общения;
— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с
У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это
выражается в потребности более продолжительного времени для приема и
переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.
Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.
Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,
определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,
разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений
и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства
Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над
долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.
Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.
Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны
способы общения и сами игровые роли.
У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все
компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая
работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения
у детей явлений психомоторной расторможенности.
По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными
навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных
умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление
плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование
Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных
детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с
трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления
появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью
преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только
сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер
нарушения нормального развития ребенка определяют особенности
формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того
разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с
отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными
общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по
слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,
слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на
практическую деятельность детей.
Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными
факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное
своеобразие его структуры, время его появления.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в
которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;
Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной
деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания
нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие
ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали
их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.
Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться
на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,
Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной
деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность
побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,
интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное
отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес
к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно
влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме
того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,
помогает детям преодолеть трудности.
Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.
Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью
пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет
недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями
интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,
слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих
учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных
учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это
объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к
самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес
вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая
деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную
На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного
объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и
устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не
существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности
рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и
сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление
влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а
периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.
Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его
переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с
ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,
что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и
на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят
окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.
Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает
Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного
или незнакомого материала, при встрече с трудностями.
Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма
сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли
интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное
внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Картина указанных недостатков и особенностей познавательной
деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду
исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и
индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и
типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает
особую важность учета индивидуальных особенностей и применения
индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.
Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом
специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью
специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в
образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы
активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны
предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие
мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С
другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен
самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Список используемой литературы:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности
школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015
Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//
Начальная школа №12.2015
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей
дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.
Что относится к познавательной сфере у детей с овз
По статистике в России на 2019 год проживает около двух миллионов детей с ОВЗ. Эти ребятишки нуждаются в особых программах обучения и социальной адаптации. Рассмотрим основные вопросы об особенностях таких ребят, их проблемах и методах социализации.
Расшифровка аббревиатуры ОВЗ в образовании
Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.
Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.
Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.
В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.
Классификация и виды
Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детей с ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь сочетанные диагнозы, то есть заболевания из разных видов приведенной классификации. К примеру, ребенок с ДЦП одновременно является слабовидящим.
Психологические особенности детей с ОВЗ
Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.
Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение
Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организация здравоохранения в 1980 году рекомендовала использовать британский вариант шкалы ОВЗ, состоящая из трех последовательных ступеней.
Недуг
Первая ступень ограничения физических или умственных возможностей ребенка. Под недугом в медицине понимается утрата (в более легкой форме – аномалия) какого-либо элемента физиологической или психической структуры. При недуге имеются легкие и чаще всего обратимые препятствия к осуществлению деятельности.
Дефекты с потерей жизненно важных способностей
На этой стадии дети с ОВЗ имеют ярко выраженный дефект, который привел к ограничению или утрате возможности выполнять общепринятые действия, которые доступны большинству людей.
Недееспособность
Третья ступень ОВЗ по шакале ВОЗ ведет к наступлению инвалидности. Эта стадия характеризуется наличием заболевания, которое полностью ограничивает возможности в какой-либо сфере деятельности.
Какие заболевания входят в ОВЗ
В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.
Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.
Группы детей с ОВЗ | Описание заболеваний |
---|---|
Дефекты слуха | 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками. 2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки. |
Аномалии зрения | 1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей. 2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2 |
Нарушения речи | 1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития. 2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью. 3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания. |
Дефекты опорно-двигательного аппарата | В этой группе заболеваний: сколиозы; периферические параличи и парезы; детский церебральный паралич; последствия полиомиелита. |
Нарушение интеллекта | 1. Расстройства речи и языка. 2. Слабоумие. 3. Различные формы умственной отсталости. 4. Расстройства развития учебных навыков. |
Аномалия аутистического спектра | Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий. |
Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
Вопросы обучения детей с ОВЗ вызывают много разногласий как у родителей, так и в психолого-педагогической среде. Ведь обычная программа может быть такому ребенку не по силам из-за имеющихся заболеваний. С одной стороны, таким детям показаны специфические программы для игр и развития, с другой –нахождение в группе наравне со здоровыми ребятишками поможет быстрее социализироваться.
В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.
Как это происходит на практике.
В дошкольном учреждении
В России для детей с особенностями развития существует специализированные детские сады или компенсирующие группы в традиционных дошкольных учреждениях.
Их отличительными особенностями являются:
В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.
Сегодня родители вправе выбирать способ обучения малыша в специализированном или обычном детском саду. В младшем возрасте отличия детей на так развиты и очевидны, поэтому совместное обучение не приведет к травмированию психики ребенка. Не всегда в традиционных дошкольных организациях есть специалисты, которые могут грамотно проводить обучение и оценивать состояние особенного ребенка.
В то же время, предварительно дети с ОВЗ направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, которая дает заключение о целесообразности применения того или иного вида обучения, специальной программы и возможности инклюзии. К мнению специалистов родителям желательно прислушиваться, с тем, чтобы не допустить ухудшения физического и психологического состояния малыша.
В школе
С учетом вида и уровня дефектов дети с ОВЗ могут в разной степени испытывать трудности с освоением школьной программы, им сложнее запоминать материал, требуется значительное время для усвоения знаний. В каждом индивидуальном случае следует выбирать способ и программу обучения, стандартных решений в данном вопросе нет.
Независимо от рода заболевания дети с ограниченными возможностями здоровья обладают следующим особенностями в обучении:
Родителям следует определить один из имеющихся вариантов дальнейшего обучения ребенка.
Коррекционная школа
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии малышу может быть показано обучение в специализированном заведении. К примеру, есть особые школы для слепых и глухих детей, в которых реализуются подобранные под уровень возможностей детей программы.
Так, слабослышащих детей сопровождают профессиональные сурдопереводчики, а развитие слепых ребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучение предполагает наличие в традиционной школе специализированных классов для детей с ограниченными способностями. Дисциплины преподаются на основе специальных методик, часто по упрощенной общей программе, адаптированной под возможности учеников.
Учителями уделяется больше время и внимания детям в коррекционных классах. Вместе с тем, ребята с ОВЗ имеют возможность общения со здоровыми детьми, интеграции в социум, приобретения коммуникативных навыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.
Педразвитие
Автор: Омельченко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель ГКУ ЦССВ
Учебное заведение: Магаданский государственный педагогический институт
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития познавательной деятельности с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: высшее образование
Омельченко Людмила Анатольевна
Воспитатель ГКУ ЦССВ «Маяк» г. Москва.
Особенности развития познавательной деятельности с
ограниченными возможностями здоровья.
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность,
направленная на изучение окружающей действительности с помощью таких
психических процессов, как мышление, восприятие, внимание, память, речь.
Л.С. Выготский отмечал, умственное развитие выражает то новое, что
выполняется самостоятельно посредством новообразования новых качеств ума и
переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень
развития по линии произвольности и осознанности.
Развитие познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных
проблем на нынешнем этапе развития педагогической практики и теории.
Развитие самостоятельности, активности, инициативности, творческого подхода, к
процессу – это требования самой жизни, обусловливающие во многом то
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших
задача, которая состоит перед педагогами.
На сегодняшний день особую тревогу вызывает существенный рост
численности детей с ОВЗ.
Согласно данным разных исследований, число обучающихся, которые не в
состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы,
составляет 20-30% обучающихся, а примерно 70-80% из них нуждаются в
специальных формах и методах обучения.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие разные
отклонения физического либо психического плана, которые обусловливают
патологии общего развития, не позволяющие детям осуществлять полноценную
Согласно классификации, предложенной Б.П. Пузановым и В.А. Лапшиным,
к основным категориям детей с нарушениями в развитии относятся:
— дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
— дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
— дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— дети с нарушением речи (логопаты)
— дети с задержкой психического развития;
— дети с умственной отсталостью;
— дети с нарушением поведения и общения;
— дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, слепые или глухие дети с
У детей с ОВЗ прослеживается низкий уровень развития восприятия. Это
выражается в потребности более продолжительного времени для приема и
переработки сенсорной информации, недостаточно знаний об окружающем мире.
Кроме того, у них слабо сформированы пространственные представления.
Обучающиеся с ОВЗ зачатую не могут осуществлять полноценный анализ формы,
определить тождественность, симметричность частей конструируемых фигур,
разместить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание рассеянное, неустойчивое, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются
слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством умений
и навыков самоконтроля, недостаточным развитием интереса к учению и чувства
Память ограничена в объеме, доминирует кратковременная над
долговременной, наглядная над словесной, механическая над логической.
Мышление – наглядно – действенное мышление развито в большой
степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логической.
Снижена потребность в общении как с ровесниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность на сформирована. Сюжеты игры обычны, бедны
способы общения и сами игровые роли.
У обучающихся с ОВЗ присутствуют патологии речевых функций, либо все
компоненты языковой системы не сформированы. Прослеживается низкая
работоспособность в следствии повышенной истощаемости, из-за возникновения
у детей явлений психомоторной расторможенности.
По этой причине у детей выявляется неудовлетворительная
сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными
навыками учебной деятельности. Появляются трудности формирования учебных
умений (определение путей и средств достижения учебной цели, составление
плана будущей работы; умение работать в определенном темпе, контролирование
Повышенная утомляемость свойственна для основной массы подобных
детей. Они быстро становятся раздражительными либо вялыми, плаксивыми, с
трудом концентрируется на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес,
отказываются от выполнения задания. У одних детей в следствие утомления
появляется двигательное беспокойство, у других замечается повышенная
возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности,
В зависимости от характера патологии одни дефекты могут полностью
преодолеваться в ходе развития, воспитания и обучения ребенка, прочие только
сглаживаться, а некоторые лишь компенсироваться. Сложность и характер
нарушения нормального развития ребенка определяют особенности
формирования у него нужных знаний, навыков и умений, а кроме того
разнообразные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с
отклонениями в развитии способен овладеть только элементарными
общеобразовательными знаниями (писать простыми предложениями и читать по
слогам), другой – относительно не ограничен в своих возможностях (к примеру,
слабослышащий либо ребенок с ЗПР). Структура дефекта влияет и на
практическую деятельность детей.
Развитие ребенка с ОВЗ обусловливается биологическими и социальными
факторами. К первым из них принадлежат выраженность дефекта, качественное
своеобразие его структуры, время его появления.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в
которой он живет; дети и взрослые, с которыми он проводит время и общается;
Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной
деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей, протекания
нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие
ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали
их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.
Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться
на структурных компонентах: интересе, внимании, восприятии и ощущении, речи,
Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной
деятельности ученика. Это не означает, что вся познавательная деятельность
побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако,
интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное
отношение ученика к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес
к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, положительно
влияет на темп и качество работы, создает у них радостное настроение. Кроме
того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует пассивных и вялых,
помогает детям преодолеть трудности.
Однако у учащихся сформировать познавательный интерес весьма трудно.
Это удается лишь на старших ступенях обучения, что связано со сложностью
пробуждения у них духовных потребностей. Но даже у старшеклассников он будет
недостаточно творческим и более низкого уровня. Характерными особенностями
интересов учеников являются малая дифференцированность, односторонность,
слабая выраженность в них интеллектуального компонента. Интересы этих
учащихся неглубоки, неустойчивы и малоинтенсивны. Вместе с тем, у отдельных
учеников они достигают значительной устойчивости и силы. Иногда это
объясняется повышенной эффективностью, связанной со стремлением к
самоутверждению. Желанием показать себя не хуже других. Живой интерес
вызывает у школьников (особенно младших) игра, а также практическая
деятельность, имеющая общественно значимую или вообще привлекательную
На уроке ребенок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного
объекта на другой в следствии недостаточной целеустремленности и
устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с существенного на не
существенное, с содержания на форму, что приводит к непоследовательности
рассуждений, речи и мышления. Таким образом, интенсивность и
сосредоточенность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Утомление
влияет на него сильнее, в силу чего его внимание затухает значительно чаще, а
периоды его понижения гораздо длительнее, чем у школьника массовой школы.
Для нормального школьника понижение интенсивности внимания или его
переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с
ОВЗ, утомление ведет к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его,
что значительно затрудняет учебную работу. Недостатки внимания сказываются и
на речи ребенка: он не следит ни за своей речью, ни за тем, как говорят
окружающие. Это часто ведет к образованию аграмматизмов.
Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает
Все эти дефекты становятся особенно заметны при изучении ими сложного
или незнакомого материала, при встрече с трудностями.
Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ – задача весьма
сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли
интеллекта у ученика вспомогательной школы проще вызвать непроизвольное
внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Картина указанных недостатков и особенностей познавательной
деятельности у обучающихся является чрезвычайно пестрой, ввиду
исключительного многообразия проявлений присущего им дефекта и
индивидуально – психологических особенностей, связанных с особенностями и
типом высшей нервной деятельности у каждого из них. Все это подчеркивает
особую важность учета индивидуальных особенностей и применения
индивидуального подхода при обучении в коррекционной школе.
Познавательная деятельность обучающихся с ОВЗ характеризуется рядом
специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью
специально подобранных дидактических игр, приемов и методов, включенных в
образовательно-воспитательную работу образовательного учреждения.
Нужно подчеркнуть, что используемые учителем методы и приемы
активизации познавательной деятельности учащихся в обучении должны
предусматривать постепенное, планомерное и целенаправленное развитие
мышления учащихся и формирование у них мотивов учения, с одной стороны. С
другой стороны, чтобы добиться хороших результатов в работе учитель должен
самосовершенствоваться, изучая и применяя инновационные технологии.
Список используемой литературы:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой.-М.: Просвещение, 2007.
Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Особенности познавательной деятельности
школьников с ограниченными возможностями здоровья// Психология и
педагогика: методика и проблемы практического применения. № 47.2015
Якштес В.С. Дети с ограниченными возможностями здоровья.//
Начальная школа №12.2015
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в
развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2004.-184 с.:ил.-(Коррекционная педагогика)
Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей
дошкольных учреждений.-М.:Школьная пресса, 2005.-80с.