Что относится к политическим нововведениям петра 1
Петровские преобразования. Реформы Петра I. Абсолютизм
Содержание:
В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.
Петровские преобразования
Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.
Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:
В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.
Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.
Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.
Реформы Петра I
Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.
Военная реформа
Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.
Реформа государственного управления
В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.
В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.
Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.
Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:
Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.
Церковная реформа
В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.
Социальная реформа
В 1714 году был издан «Указ о единонаследии», согласно которому дворянское поместье с Боярской вотчиной объединялись в один класс. Вотчины отныне передавались к одному из сыновей, а остальные сыновья отправлялись либо в армию, либо на флот, либо на государственную службу.
В 1722 году введён «Табель о рангах», согласно которому разделялись придворная, гражданская и военная службы. Был определён порядок прохождения государственной службы.
Культурные реформы
Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.
При Петре I стала издаваться первая регулярная газета – «Ведомости». Появился музей – Кунсткамера.
Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.
Экономические реформы
Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:
Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.
Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.
Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.
Абсолютизм
Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.
Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.
Реформы Петра 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.
В чем состояла реформа центрального управления
Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.
Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.
Сенат и его функции
На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:
Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.
Создание коллегий
Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:
Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.
Тайная канцелярия
Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.
Указ о единонаследии. Табель о рангах.
Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.
Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.
Все ранги делились на следующие категории:
Областная реформа
Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:
Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.
Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.
Реформа городского управления
Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.
Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.
Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.
Церковная реформа
Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.
Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:
Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.
Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.
Значимость петровских преобразований
Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.
В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:
Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.
Налог на бороды, газеты и курение: какие новшества ввёл Пётр I?
Времена правления Петра I отмечены в истории России как период серьёзных перемен, всевозможных реформ и новшеств. И хотя далеко не все преобразования положительно воспринимались народом, царь решительно шёл вперёд — к модернизации и построению новых принципов. Именно в эту пору происходит отказ от традиционных шаблонов и даже ценностей.
Среди самых известных нововведений Петра, конечно, стал запрет ношения бороды. До сих пор ведутся жаркие споры, из-за чего русскому царю так не нравились бороды, почему он запрещал носить их боярам и установил налог на них. Мнения есть самые разные, но не секрет, что у любого поступка есть причины и вполне явные предпосылки. Чем же были обусловлены новшества Петра Великого? И каких сфер они коснулись?
Шокирующий указ
За время своего первого европейского путешествия Пётр I успел ознакомиться с обычаями и модой самых разных стран. По возвращению из Великого посольства он сразу же приступил к реализации преобразований, с помощью которых надумал приблизить жизнь в России к европейским стандартам.
Именно тогда, 19 августа 1698 года, и выходит знаменитый указ “О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии”. Согласно документу, запрещалось носить бороды и длинные усы.
Дмитрий Белюкин «Петр I стрижет бороды боярам»
Стоит ли говорить, что петровский указ вызвал ропот среди бояр и простого люда? На Руси издавна борода считалась символом мужества и мудрости. Теперь же следовало отказаться от многовековых устоев.
К тому же царь требовал переодеться в короткий немецкий кафтан, что также было нетипично для русского двора. Однако сопротивляться новшествам Петра решались немногие. Дело в том, что государь лично принялся резать бороду и полы одежды бояр. Подобное он проделал с генералиссимусом Шеиным и князем-кесарем Ромодановским.
Сергей Ефошкин «На улицах старой Москвы. XVIII век»
Почему царь невзлюбил бороды?
Как утверждают некоторые историки, Пётр I относился к тому типу мужчин, у которых борода растёт крайне плохо. Не исключено, что своими действиями он хотел компенсировать этот “недостаток”. Однако, на мой взгляд, суть преобразований лежала в другом.
Пётр и сам неоднократно заявлял, что стремится приблизить Россию к европейскому стилю жизни и, надо сказать, ему это удавалось. Что интересно, запрет на ношение бороды не распространялся на особ, приближённых к царю. Пётр разрешил остаться при своём “достоинстве” губернатору Тихону Стрешневу, боярину Черкасскому и патриарху Адриану.
Но одним указом о “бритии бород” Пётр I не ограничился. В 1705 году появляются установленные законом размеры пошлины, которую требовалось выплачивать обладателям растительности на лице. В новом документе отмечалось, какую сумму должен выплатить представитель каждой социальной категории.
О.Л. Лебедев «Петр Первый в кузнице»
Так, к примеру, боярин с бородой должен был вносить в казну по 60 рублей в год. Гости, прибывающие в Россию и не стригущие бород и усов, предоставляли сумму в 100 рублей. Слуги, ямщики и извозчики, не желающие избавляться от бороды, платили по 30 рублей в год, а вот с крестьян брали по 2 деньги с бороды на въезде и выезде из городов.
Была введена в обращение специальная квитанция, что подтверждала уплату пошлины. По сути, “бородовое дело” достигло невероятных масштабов. Более того, появились особые “бородовые знаки”.
Помимо бород, налогом облагалось и использование бань, традиционных сапог, печных труб. Как вы догадываетесь, такие нововведения помогали производить постоянные взносы в казну. С 1700 года Россия вступила в Северную войну, а потому средства были крайне необходимы — вот и пытался царь “стричь” рубли с обладателей бород.
Евгений Мациевский «Петр I»
О газетах и алфавите
Но если о запрете на бороды наслышаны все, то далеко не каждому известно, что Пётр I был инициатором преобразований и реформ, что и сегодня остаются неотъемлемой частью нашей жизни. Именно по его указу в России стали издавать газеты.
Существовавшие прежде “Куранты” напоминали скорее сборник слухов из-за границы, с которыми знакомились царь и его окружение. Первой “настоящей” газетой России стали “Ведомости”, что стали издаваться в Санкт-Петербурге с 1702 года.
Один из первых экземпляров «Ведомостей» / sputnik. md
Сам царь, конечно, принимал участие в подготовке издания к выходу. “Санкт-Петербургские ведомости” нередко бесплатно раздавали людям на улицах. Кстати, газета продолжает выходить по сей день.
Серьёзные нововведения коснулись и алфавита. Если прежде печатные издания содержали полуустав, что подразумевал использование надстрочных знаков, то со времён правления Петра издаваться светские материалы стали на привычном для людей языке, а старый шрифт сохранился лишь в церковной литературе.
Также были упразднены некоторые устаревшие буквы, а вместо них появились знакомые каждому из нас “э” и “я”. Кроме этого, было введено использование арабских цифр. Как видите, всё это не теряет актуальности и в наше время.
«Вѣдомости» от 28 июня 1711 года
Курение — ещё одно новшество на Руси
Ещё одним преобразованием Петра стало разрешение продажи табака во всех питейных заведениях. И если прежде курение находилось под запретом, а для крестьян и ремесленников табак и вовсе являлся недоступным “чёртовым зельем”, то с 1697 года к курению приобщился не только царь и его приближённые, но и значительная часть населения России.
Впрочем, считать, что до Петра на Руси табака не было, не стоит. Впервые он появился при Иване Грозном, когда англичане в поисках пути в Индию оказались в устье Двины. Именно тогда они и познакомили русских с ароматным “зельем”, вызывающим привыкание. Но именно с петровских времён табак стал действительно общедоступным товаром.
Леонид Пастернак «Ассамблея при Петре I»
Нововведения Петра I были истинной “медалью о двух сторонах”. Несомненно, царь желал сделать Россию державой, что достойно смотрелась бы на фоне своих европейских соседей, что нередко отзывались о русских весьма пренебрежительно.
Но, как показала практика, нередко преобразования становились крахом вековых устоев, что вызывало недовольство людей. Несмотря на это, реформы были проведены, и даже жизнь современного человека во многом является продолжением реализации петровских принципов.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Политические реформы Петра I
Э.Фальконе. Памятник Петру I
Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.
Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.
Историки выделяют три этапа петровских реформ:
Солдаты Петра I. Реконструкция
Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.
В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.
Деятельность Сената
22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:
В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.
Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.
Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.
Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.
Фискалитет
С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.
Организация Прокуратуры
В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената, имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.
Деятельность коллегий
Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.
Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.
Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.
Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.
Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.
Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.
Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.
Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.
Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.
Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.
Здание Сената и Святейшего Синода
Деятельность Синода
Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.
Административно-территориальное деление
Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.
Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.
Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.
Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.
Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.
Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.
Создание армии и флота
Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.
Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.
Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.
Судебная реформа
Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.
Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.
Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.
Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.
Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».