Что относится к перевозке опасных грузов автомобильным
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
Что такое опасный груз
Опасным грузом называют вещества, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей среде и материальным ценностям в случае аварии при его транспортировке.
Перевозка опасных грузов регламентируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ или ADR).
Список опасных веществ насчитывает более 3 тыс. наименований. Каждое такое вещество имеет специальный идентификационный номер. Список разбит на классы.
В России действует государственный стандарт ГОСТ 19433-88, который разделяет опасные грузы на классы по уровню опасности. Требования этого стандарта разработаны в соответствии с ДОПОГ.
Классы опасных грузов
Каждому классу присвоены также подкласс, категория и степень опасности. Перевозить эти вещества может не каждый перевозчик.
Кто имеет право на перевозку опасных грузов
Транспортировать опасный груз могут перевозчики, обеспечивающие ряд специальных требований:
Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Транспортировка опасных грузов должна быть организована с учетом требований, установленных следующими нормативными актами:
Пример обозначения автомобиля спереди и сзади:
Специальные обозначение на боковых сторонах цистерн, а также на боковых сторонах ТС и контейнеров:
Документы, необходимые для перевозки опасных грузов
Проверка штрафов для юр. лиц
Требования к водителям на перевозку опасных грузов
Чтобы управлять автомобилем с опасным грузом, водитель должен пройти курс обучения в специализированном учебном центре и получить свидетельство ДОПОГ о подготовке к перевозке опасных грузов международного образца.
Свидетельство содержит информацию о том, какой именно класс опасности может перевозить водитель. Это зависит от того, какой обучающий курс пройден.
Обучение на перевозку опасных веществ может пройти водитель с непрерывным стажем вождения соответствующей категории не менее трех лет.
Без свидетельства ДОПОГ управление автомобилем для перевозки опасных веществ запрещено.
Требования к автомобилю на перевозку опасных грузов
Перевозить опасные грузы можно только на специальном транспорте, который изготовлен либо дооборудован в соответствии с нормативными документами.
Также предварительно нужно получить свидетельство о допуске ТС к перевозке опасных веществ.
10 января 2020 г. вступил в силу обновленный регламент по выдаче такого свидетельства.
Чтобы получить допуск на ТС, нужно:
До 1 января 2021 г. предъявлять свидетельства для цистерн не обязательно (постановление Правительства РФ от 16 марта 2018 г. № 285).
Должностное лицо проверит его на соответствие требованиям законодательства РФ, требованиям ДОПОГ и сведениям, указанным в документах.
Согласно п. 20 регламента процедура не должна занимать более 3 часов.
Госпошлины или другой платы не предусмотрено, поэтому оформление допуска на перевозку опасных грузов бесплатно.
Отказать в выдаче свидетельства могут на основании:
Свидетельство действительно 6 месяцев. При этом срок действия свидетельства не может превышать срока действия техосмотра.
Например. Срок действия техосмотра закончится через три месяца. Разрешение будет выдано также на 3 месяца. Если следующий техосмотр нужно проходить через восемь месяцев, то разрешение будет действовать 6 месяцев.
Разрешение на движение ТС с опасным грузом
Перевозка опасных грузов, относящихся по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, допускается при наличии специального разрешения (пункт 1.1. статьи 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Перечень грузов повышенной опасности изложен в таблице 1.10.5. ДОПОГ. К таким грузам относятся, например:
Получить разрешение на перевозку особо опасных грузов можно на автомобиль, ранее внесенный в реестр категорированных транспортных средств Росавтодора (статья 31 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ).
Порядок выдачи специального разрешения установлен Приказом Минтранса РФ от 04.07.2011 №179. Оформляется разрешение в управлении Ространснадзора по месту регистрации заявителя. Можно отправить заявление с копиями документов по почте или заполнить его на портале госуслуг. Образец заявления есть в приложении № 2 к Приказу.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению:
Кроме этого нужно представить схему маршрута перевозки со стоянками и заправками. А также сведения о перевозимом грузе: наименование, описание, класс, номер ООН.
Уполномоченный орган проверяет полноту и достоверность сведений. Проверяет соответствие технических характеристик транспорта требованиям безопасности.
В результате владельцам дорог, по которым проходит маршрут, направляется заявка на его согласование либо в выдаче разрешения отказывается.
Причины, по которым могут отказать в выдаче разрешения:
Госпошлина в соответствии с п. 111 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1300 рублей.
Соблюдение правил перевозки опасных грузов контролирует Госавтоинспекция и Ространснадзор. Нарушители несут административную ответственность.
Нарушения и размеры штрафов за неправильную перевозку ОГ
Как отмечают сотрудники ГИБДД, наиболее распространенными нарушениями в области перевозок опасных грузов являются несоответствие конструкции автомобиля требованиям и отсутствие разрешительных документов.
Ответственность за эти нарушения и несоблюдение других требований к перевозке опасных веществ установлена статьей 12.21.2 КоАП.
Ответственность предусмотрена за перевозку опасного груза при отсутствии:
Административные штрафы в этих случаях установлены в следующих размерах:
За остальные нарушения грозят штрафы в следующих размерах:
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Например, за отсутствие свидетельства ДОПОГ у сотрудника организации, ответственного за организацию перевозки, компания понесет ответственность в размере 150-200 тысяч рублей, а само должностное лицо заплатит 5-10 тысяч рублей.
Проверка штрафов для юр. лиц
Контролируйте штрафы, получайте ежедневный отчет о новых найденых штрафах и оплачивайте их автоматически
Можно ли оплатить штраф за опасный груз со скидкой
Можно, скидка 50% действует в течение 20 дней со дня вручения постановления. Чтобы не пропускать оплату штрафов ГИБДД, можно воспользоваться специальным сервисом по контролю за штрафами юридических лиц onlinegibdd.ru.
Сервис автоматически отслеживает появление новых штрафов от ГИБДД, МУГАДН, АМПП, МАДИ, Платон в государственной информационной системе и присылает уведомления о сроках оплаты со скидкой. Сервис позволяет автоматически выгружать штрафы в учетную систему организации и платить их с расчетного счета компании.
Не пропустите новые полезные публикации
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Отлично!
Отправили на почту подборку интересных статей о важных изменениях в законодательстве
Что относится к перевозке опасных грузов автомобильным
РУКОВОДСТВО
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработано специалистами Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом*, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами дорожного движения, Уставом автомобильного транспорта, Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом.
* Утверждены Минтрансом России приказом N 73 от 08.08.95 г. Зарегистрированы Минюстом России N 997 от 18.12.95 г.
«Руководство» является практическим пособием для работников автомобильного транспорта, связанных с перевозкой опасных грузов; грузоотправителей и грузополучателей; инженерно-технических работников, занимающихся производством опасных грузов: учебных заведений.
Настоящее «Руководство», являясь комментарием к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, разъясняет принципы и порядок их применения.
Введение
Широкий, постоянно меняющийся ассортимент опасных грузов, а также большие объемные и весовые показатели их перевозок во внутреннем и международном сообщении являются специфическим видом перевозок на автомобильном транспорте.
Наряду с непрерывным совершенствованием всех звеньев технологий перевозочного процесса в центре внимания специалистов автомобильного транспорта остаются вопросы безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.
Ущерб, наносимый народному хозяйству авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой: гибель и заболевания людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов), архитектурно-исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха. Поэтому многие страны и международные организации уже разработали различные системы организационных мер по ликвидации аварийных ситуаций при перевозках таких грузов.
В ряде стран уже многие годы действуют правила безопасности при аварийных ситуациях с опасными грузами, основным элементом которых являются аварийные карточки и знаки опасности, наносимые на транспортные средства. Существуют информационные центры, обеспечивающие квалифицированную консультацию при авариях с опасными грузами, что позволяет более эффективно ликвидировать последствия аварийных ситуаций.
Для того, чтобы предотвратить возможный ущерб от перевозок опасных грузов, необходимо решить ряд практических задач, направленных на повышение безопасности перевозок. Условно их можно подразделить на следующие: организация перевозочного процесса; регламентация перевозок; управление перевозками; ликвидация последствий аварий.
Организация перевозочного процесса включает в себя мероприятия по техническому оснащению перевозок (подвижной состав, тара и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ), безопасному движению по маршруту и обучению обслуживающего персонала.
Задачами управления перевозками являются маршрутизация, выбор подвижного состава и специализация подразделений по перевозке опасных грузов и обеспечение информации об опасности.
Общая характеристика опасных грузов и их классификация
Как известно, к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.
По характеру и способам переработки грузы, в т.ч. опасные, могут быть условно разделены на три группы: тарно-упаковочные, навалочные и наливные.
Наиболее массовыми считаются тарно-штучные грузы, насчитывающие более двенадцати тысяч наименований продукции промышленности и сельского хозяйства, перевозимой в крытых транспортных средствах и хранимой в крытых складах. Тара, в которой перевозятся тарно-штучные грузы, весьма разнообразна и может быть жесткой (ящики, бочки, баллоны), полужесткой (коробки, корзины) и мягкой (мешки, кули).
Отмечается быстрый рост контейнерных перевозок. Это обусловлено большим преимуществом их по сравнению с доставкой тарно-штучных грузов мелкими отправками в крытых транспортных средствах. Наряду с универсальными контейнерами широко применяются специальные контейнеры различных типов для перевозки цемента, минеральных удобрений и т.д.
Переработка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают пестициды, минеральные удобрения, вещества общепромышленного значения, осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погрузочно-разгрузочных механизмов.
Пестициды делятся на средства уничтожения сорной растительности (гербициды), вредных насекомых (инсектициды), круглых червей (нематоциды), грызунов (зооциды), моллюсков и слизней (лимациды), возбудителей грибковых болезней (фуктициды), бактерий (бактерициды). К пестицидам относятся также средства предуборочного обезлиствления (дефолианты) и высушивания (дессиканты) растений, удаления излишних цветков и завязей (дефлоранты), регуляторы роста и развития растений (гиберремины), отпугивающие вещества (репелленты).
По химическому строению ядохимикаты делятся на хлорорганические, фосфорорганические, элементоорганические (ртутьорганические, мышьякосодержащие, медьсодержащие и т.п.). Большинство ядохимикатов перевозится в затаренном виде (в мешках, контейнерах, барабанах), что имеет важное гигиеническое значение, так как практически устраняется контакт рабочих с пестицидами.
Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые удобрения (азотные, микроудобрения), выпускаемые промышленностью в виде гранул, чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.
Значителен перечень грузов общепромышленного назначения: сыпучие строительные материалы, такие как алебастр, асбест, известь, мел, цемент и т.п.
Особое место среди перевозимых грузов занимают опасные грузы, опасные свойства которых давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования.
В «Рекомендациях по перевозке опасных грузов» (Издание ООН на русском языке, Нью-Йорк, 1987 г.) сказано относительно сферы их применения, сущности, целей и значения: они предназначаются правительствам и международным организациям, занимающимся регламентацией перевозок опасных грузов. Помимо других аспектов, рекомендации включают принципы классификации и определения классов, перечень основных опасных грузов, общие требования к упаковке, процедуры испытаний, маркировку, знаки опасности или надписи, характеризующие опасность, а также транспортно-сопроводительные документы. Кроме того, в них содержатся специальные предписания, относящиеся к конкретным классам грузов.
Названные Рекомендации Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов содержат наиболее полную классификацию и краткое определение опасных грузов.
а) взрывчатые вещества (вещество, которое само по себе не является взрывчатым, но может образовать взрывоопасную атмосферу газа, пара или пыли, в класс 1 не включаются*), за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки или с точки зрения вида основной опасности относятся к другому классу;
б) взрывчатые изделия, кроме устройств, содержащих взрывчатые вещества в таком количестве или такого характера, что их непреднамеренное или случайное воспламенение или возникновение инициирующего действия при перевозке никак не проявится внешне по отношению к устройству в виде разбрасывания, огня, дыма, нагрева, громкого шума;
в) вещества и изделия, не упомянутые выше в подпунктах а) и б), которые изготовлены с целью достижения практического взрывного или пиротехнического эффекта.
1.I. Перевозка особо чувствительных взрывчатых веществ или взрывчатых веществ настолько активных, что они подвержены спонтанной реакции, запрещается.
1.II. В рекомендациях (ООН) используются следующие определения:
1.III. Класс 1 подразделяется на пять подклассов:
Подкласс 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе.
Подкласс 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но создают опасность взрыва в массе:
а) которые выделяют значительное количество лучистой теплоты;
б) которые, возгораясь друг за другом, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом или разбрасыванием, или тем и другим.
Подкласс 1.4. Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.
К этому подклассу относятся вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность в случае воспламенения или возникновения инициирующего действия при перевозке. Результаты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброс осколков значительных размеров или выброс на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
Примечание. Вещества и изделия данного подкласса относятся к группе совместимости, если они упаковываются или конструируются таким образом, что любые опасные эффекты, возникающие в результате случайного срабатывания, ограничиваются данной упаковкой, а при повреждении упаковки в случае пожара весь эффект взрыва или разбрасывания ограничивается в такой степени, что почти не препятствует принятию противопожарных или других экстренных мер в непосредственной близости от упаковки.
Подкласс 1.5. Вещества очень малой чувствительности, представляющие опасность взрыва в массе.
К этому подклассу относятся взрывчатые вещества, которые обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки. Минимальным требованием к ним является отсутствие взрыва при внешнем огневом испытании.
Примечание. Вероятность перехода от горения к детонации значительно больше при перевозке таких веществ в больших количествах на транспортном средстве.
Примечание: взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.
I.IV. Уникальный характер класса 1 заключается в том, что тип упаковочного комплекта нередко имеет решающее значение с точки зрения включения данного опасного груза в определенный подкласс.
Веществами класса 2 считаются вещества, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
абсолютное давление паров при температура 50 °С равно или 300 кПа (3 бар)*;
критическая температура ниже 50 °С.
По физическому состоянию газы делятся на:
сжатые, критическая температура которых ниже минус 10 °С;
сжиженные, критическая температура которых равна или выше минус 10 °С, но ниже 70 °С;
сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 °С;
растворенные под давлением;
глубокоохлажденные сжиженные газы, например, жидкий воздух, кислород и т.п.;
аэрозоли и разовые баллоны со сжатым газом, попадающие под действие специальных предписаний.
По своим химическим свойствам вещества и изделия класса 2 подразделяются на подклассы:
Что относится к перевозке опасных грузов автомобильным
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Dangerous goods. Classification
Дата введения 2019-11-01*
_____________________
* Дата введения перенесена.
Приказ N 93-ст от 22.02.2018 (ИУС 4-2018).
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (АО «ЦНИИМФ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 «Морфлот»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2018 г.
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2020
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает систему классификации опасных грузов, а также показатели и критерии отнесения веществ (включая смеси и растворы), материалов и изделий к опасным грузам.
1.2 Стандарт не распространяется на опасные грузы, транспортируемые:
— наливом морскими и речными судами;
— по территории предприятий, учреждений и организаций, на которых эти грузы производят, готовят к отправке, используют или подвергают захоронению.
1.3 Требования настоящего стандарта обязательны для применения субъектами предпринимательской деятельности независимо от их форм собственности и видов их деятельности, которые:
— классифицируют опасные грузы;
— разрабатывают нормативную документацию на продукцию, относящуюся к опасным грузам;
— разрабатывают документацию, регламентирующую транспортирование опасных грузов и любые операции, связанные с транспортным процессом;
— являются участниками транспортного процесса и любых операций, связанных с транспортным процессом, а также субъектами, выполняющими работы по стандартизации.
1.4 Требования настоящего стандарта являются обязательной составной частью требований нормативной документации на продукцию, относящуюся к опасным грузам, паспорта безопасности химической продукции и документации, регламентирующей их транспортирование в части, касающейся установления и указания классификации опасных грузов.
1.5 Требования, приведенные в настоящем стандарте, соответствуют установленным в [1]-[9]*.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.044 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 32291 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение коэффициента распределения н-октанол/вода методом медленного перемешивания
ГОСТ 32293 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание водорослей и цианобактерий на задержку роста
ГОСТ 32381 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение коэффициента распределения в системе н-октанол/вода методом встряхивания колбы
ГОСТ 32421 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний взрывчатой химической продукции
ГОСТ 32427 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение биоразлагаемости: 28-дневный тест
ГОСТ 32436 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Испытания по оценке острого раздражающего/разъедающего (коррозионного) действия на кожу
ГОСТ 32473 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение острой токсичности для рыб
ГОСТ 32474 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение коэффициента распределения н-октанол/вода методом высокоэффективной жидкостной хроматографии
ГОСТ 32536 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение острой токсичности для дафний
ГОСТ 32538 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение биоконцентрации на рыбах в проточных аквариумах
ГОСТ 32634 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Разъедание/коррозия кожи: испытание на модели человеческой кожи in vitro
ГОСТ Р 54508 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Метод испытания пирофорных твердых веществ
ГОСТ Р 54509 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний химической продукции, в состав которой входят органические вещества (саморазлагающаяся химическая продукция и органические пероксиды)
ГОСТ Р 54512 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Определение способности химической продукции выделять воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой
ГОСТ Р 54513 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Метод испытания пирофорных жидкостей
ГОСТ Р 54515 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Испытание окисляющей химической продукции, находящейся в твердом состоянии
ГОСТ Р 54516 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Испытание окисляющих жидкостей
ГОСТ Р 54517 Классификация химической продукции, опасность которой обусловлена физико-химическими свойствами. Методы испытаний воспламеняющейся химической продукции, находящейся в твердом состоянии
МК (ИСО 3166) 004 Межгосударственный классификатор стран мира
2 При работе с настоящим стандартом следует использовать ведомственные руководящие материалы.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.044, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вещество: Химические элементы и их соединения, находящиеся в естественном состоянии или полученные в результате любого производственного процесса, включая любую добавку, необходимую для обеспечения стабильности, а также любые примеси, обусловленные процессом получения вещества, за исключением любого растворителя, который можно отделить без нарушения стабильности вещества или изменения его состава.
3.2 вещества, опасные только при перевозке навалом; ВОН: Вещества, которые могут представлять химическую опасность при их перевозке навалом, но которые не могут быть причислены к определенному классу опасности согласно Международному кодексу морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ) [5].
3.3 взрывчатое вещество: Твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает повреждение окружающих предметов.
3.5 взрывчатое изделие: Изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.
3.6 вид опасности: Признак, характеризующий способность проявления опасных свойств груза при его транспортировании и присущий одному из классов или подклассов опасных грузов.
3.7 водная среда: Водные организмы, живущие в воде, и водная экосистема, частью которой они являются. Опасность определяется на основе токсичности вещества или смеси в водной среде, хотя данная оценка может меняться с учетом явлений разложения и биоаккумуляции.
3.8 группа опасного груза: Два и/или более опасных грузов, имеющих идентичный вид дополнительной(ых) опасности(ей) в рамках подкласса.
3.9 группа упаковки: Показатель, характеризующий степень опасности опасных грузов (кроме веществ, отнесенных к классам 1, 2, 7 и подклассам 5.2, 6.2, и самореактивных веществ подкласса 4.1).
3.10 десенсибилизированное взрывчатое вещество: Взрывчатое вещество, которое для образования однородной смеси (или суспензии) и подавления взрывчатых свойств растворено в воде (или другой жидкости), смочено водой (или спиртом) или смешано с другими веществами.
3.11 жидкость: Вещество (смесь веществ), которое при температуре 50°С имеет давление пара не более 300 кПа, не является полностью газообразным при температуре 20°С и давлении 101,3 кПа, при давлении 101,3 кПа имеет температуру плавления или начала плавления не более 20°С.
3.12 инициирование: Возбуждение детонации взрывчатого вещества.
3.13 инфекционное вещество: Вещество, содержащее патогенные организмы, способные вызывать заболевания людей или животных.
3.14 категория опасного груза: Классификация опасного груза как дополнительного вида опасности в рамках подкласса.
3.15 классификационный шифр опасного груза: Условный числовой код, присвоенный опасному грузу, по которому может быть определена его опасность при транспортировании.