Что относится к оздоровительным мероприятиям

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия в период подъема заболеваемости респираторными инфекциями

Избежать острых респираторных заболеваний зимой вряд ли возможно, но уменьшить вероятность их возникновения вполне реально. Поэтому в период сезонного роста заболеваемости острыми респираторными инфекциями наиболее значимыми становятся мероприятия по неспецифической профилактике ОРВИ, в том числе гриппа, особенно для контингентов, относящихся к профессиональным группам риска повышенной заболеваемости.

Что же предпринять, чтобы снизить вероятность заражения вирусами, вызывающими острые респираторные заболевания и грипп?

Базовыми санитарно-гигиеническими и оздоровительными мероприятиями, актуальными в эпидсезон для людей всех возрастов, являются: приверженность к здоровому образу жизни, соблюдение режима труда и отдыха, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов; проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры и прогулки на свежем воздухе; оздоровление условий труда и быта.

Для детского населения и лиц пожилого возраста важными будут мероприятия, направленные на укрепление защитных сил организма, например, закаливание. Закаливание организма не только повышает устойчивость к респираторным инфекциям (через иммунную систему и системы адаптации, вне зависимости от конкретного возбудителя), но и способствует общему оздоровлению организма, более быстрому психофизическому развитию детей. Следует отметить, что начало проведения закаливающих процедур нецелесообразно предпринимать в периоды подъема респираторных инфекций и во время болезни.

Лицам старшей возрастной группы рекомендуется внимательно относиться к состоянию своего здоровья и под контролем врача контролировать течение хронических заболеваний, являющихся факторами риска неблагоприятного исхода гриппа.

Для повышения адаптационных возможностей, особенно у ослабленных лиц, дополнительно по назначению лечащего врача могут быть использованы фармацевтические препараты растительного и животного происхождения или минерального сырья, разрешенные к применению в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что соблюдение каждым из нас несложных правил профилактики гриппа и других ОРВИ в период подъема заболеваемости позволит эффективно прервать передачу возбудителей ОРВИ и снизить риск инфицирования:

— избегайте места массового скопления людей;

— при необходимости посещения многолюдных мест старайтесь соблюдать дистанцию в 1 м (не ближе расстояния вытянутой руки);

— в местах скопления людей и при близком контакте с ними надевайте медицинскую маску, защищающую нос и рот, и своевременно ее меняйте;

— выполняйте правила «респираторного этикета» (здоровым не касаться руками носа, рта и глаз, а больным не посещать общественные места без медицинских масок, кашлять и чихать в носовые платки, желательно одноразовые;

— тщательно мойте руки с мылом после посещения общественных мест, возвращаясь домой, после посещения санитарных комнат и перед приемом пищи;

— для гигиенической обработки рук применяйте кожные антисептики (на спиртовой основе) в случае отсутствия возможности мытья рук с мылом и водой, а также при уходе за больными членами семьи;

— регулярно проводите влажную уборку в доме, часто проветривайте помещения;

— ежедневно гуляйте на свежем воздухе: пешие прогулки позволят повысить устойчивость организма к простудным заболеваниям и избежать скопления людей в транспорте;

— организуйте рациональный режим питания, труда и отдыха.

Если Вы почувствовали недомогание, оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу в поликлинику по месту жительства или вызывайте бригаду скорой медицинской помощи. Помните, если Вы заболели, ни в коем случае нельзя заниматься самолечением!

Источник

СОДЕРЖАНИЕ

Данное методическое пособие содержит рекомендации по применению игровых технологий. В пособие вошли характеристика, функции, классификация педагогических игр, оздоровительные мероприятия в учебном процессе.

Методические рекомендации предлагаются для преподавателей, студентов высших учебных заведений и учителей – педагогов общеобразовательных школ.

Игра, согласно исследованиям ученых, наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности.

По утверждению психологов, психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Игра определяется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

По определению Д.Н. Узнадзе, игра – форма психического поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного состояния личности.

Л.С.Выгодский характеризует игру, как пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок.

А.Н.Леонтьев рассматривает игру как свободу личности в воображении, «иллюзорную» реализацию нереализуемых интересов.

Психологи отмечают, что способность включиться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Игровая деятельность призвана выполнять определенные функции.

К таким функциям относятся:

Исследователями разработаны особенности игр. Главные черты игр раскрыты С.А.Шмаковым. Он выделил:

Свободную развивающую деятельность. Такая деятельность предпринимается лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).

Выделяется творческий характер игры. Он имеет в значительной мере импровизированный, очень активный характер – «поле творчества».

Играм присуща эмоциональная приподнятость деятельности. Она выражается в соперничестве, состязательности, конкуренции.

Характеризирует игру наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

Игра в теоретическом плане исследователями рассматривается как деятельность, как процесс, как метод обучения.

Игра как деятельность включает: целеполагание, планирование, реализацию цели, анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности исходит из добровольного характера игры, элементов соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

Структура игры как процесса включает (по Г.К.Селевко):

1. роли, взятые на себя играющими;

2. игровые действия как средство реализации этих ролей;

3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

4. реальные отношения между играющими;

5. сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения используется в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

Игра организуется в виде занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля).

Игры имеют спектр целевых ориентаций. Это: дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие.

Дидактическая цель игр направлена на расширение кругозора, познавательной деятельности, применения знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.

Воспитывающие цели предполагают воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие игры направлены на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображение, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умение находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие игры предполагают приобщение к нормам и ценностям общества, адаптацию к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляцию, обучение общению, психотерапию.

Г.К.Селевко разработана классификация педагогических игр и основные направления их реализации.

Классификация педагогических игр

Педагогические игры

По области деятельности

физическиеинтеллектуальныетрудовыесоциальныепсихологическиеПо характеру педагогического процессаОбучающие; тренинговые; контролирующие; обобщающие.Познавательные; воспитательные; развлекающие.Репродуктивные; продуктивные; творческие.Коммуникативные; диагностические; профориентационные; психотехнические.По игровой методикепредметныесюжетныеролевыеделовыеимитационныедраматизацияПо предметной областиМатематические; химические; биологические; физические; экологические.Музыкальные; театральные; литературные.Трудовые; технические; производственныеФизкультурные; спортивные; военно-прикладные; туристические; народныеОбществоведческие; управленческие; экономические; коммерческиеПо игровой средеБез предметов;
с предметамиНастольные; комнатные; уличные; на местностиКомпьютерные; телевизионные; ТСОТехнические; со средствами передвижения

Учебный день студента насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Учебная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению студентов.

Утомление обычно проявляются в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы (4 часа на занятиях, работа в библиотеке, просиживание в Интернет-клубах и т.д.).

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.

Но, к сожалению, далеко не все преподаватели используют оздоровительные мероприятия в учебном процессе, а это делать необходимо, чтобы студенты не уставали и могли работать на занятии в полную силу. Поэтому напоминаем о применяющихся на практике средствах восстановления умственной работоспособности – оздоровительных мероприятиях в учебном процессе. Это – физкультурные минутки, физкультурные паузы, динамические перемены, которые различают по степени воздействия на определенные группы мышц и по форме поведения.

Оздоровительные мероприятия в учебном процессе

Физкультурные минутки должны проводится на начальном этапе утомления (на 40 минуте занятия). Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы студентам, доступны для их выполнения.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия.

Самостоятельный способ выполнения физических упражнений преследует цель научить студентов целесообразно использовать время между занятиями в активном движении.

Групповой (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных игр и игр разминок, которые служат средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающийся с игрой комплекс общеразвивающих упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы студентам. Например, игры – разминки «Атомы и молекулы», «Мышки и домики» и т.д.

Динамические перемены – организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно должны проводить после третьей пары занятия. Длительность динамической перемены – 30 минут.

1. Подготовка организма к длительной деятельности. Построение, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Длительность – 5 минут.

2. Подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 20 минут.

3. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 5 минут.

Оздоровительные. К ним относятся:

Общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц).

Подвижные игры. Их использование зависит от специфики занятия, а также от площади аудитории. Обычно подвижные игры используют, когда на занятии работа ведется с малыми группами. Используют игры малой и средней подвижности. Например, на занятии по методике преподавания математики в начальных классах при изучении темы «Внеклассная работа. Дидактические игры» можно провести игру «Ветер дует…», «Альтруист» и т.д.

Во время физкультурных пауз и динамических перемен целесообразно использовать игры большой подвижности, но обязательно знакомые студентам.

Танцевальные. Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить студентам послушать музыку П.Чайковского, Бетховена, Баха и т.д. и выполнить различные движения под музыку.

Ритмические. Данные физкультурные минутки отличаются от танцевальных четким исполнением элементов. Для их проведения можно использовать аудиокассету, заранее записав на неё музыкальное произведение, ритмическое стихотворение и реп. Это позволит преподавателю акцентировать внимание на выполнении студентами двигательного задания, а также поберечь голосовой аппарат.

Гимнастика для глаз. Это специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз.

– Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5 – 6 раз с интервалом в 30 сек.

– Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

– Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

– Встать, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 сек. Затем поставить палец руки на расстояние 25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек.. Отпустить руку. Повторить 10 – 12 раз.

– Сесть, закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течении 1 мин.

– Сесть, голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно. Повторить 10 – 12 раз.

– Круговые движения глазами в одном и обратном направлениях. Повторить 4 – 6 раз.

Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определённой группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и т.д.)

Двигательно – речевые. Студенты коллективно читают небольшие весёлые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения. Подготовка двигательно – речевых минуток развивает творческие способности самого преподавателя и способствует развитию интереса студентов к изучению того или иного предмета, например математики и методики её преподавания в начальных классах:

«Мельница»: Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась.

«Насос»: А теперь насос включаем, воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре. (3 раза)

Хорошо мы потрудились!

Целенаправленное использование физкультурных минуток в режиме учебных занятий показывает их результативность, а содержательная направленность формирует мотивацию к изучаемому предмету.

Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов. К ним можно отнести:

Дидактические игры с движениями.. Например, на занятиях методики преподавания математики в начальных классах при изучении темы «Изучении нумерации чисел в концентре «Десяток»».

Двигательные действия и задания.. Загадывают загадку, а отгадку студенты имитируют в движении.

Развивающие игры.. Например, деловые игры «Лабиринт», «Лаборатория» и.т.д.

Креативные (творческие).

Гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря).

Студенты придумывают необычные действия с физкультурным инвентарём. Например: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют, на что похожи кегля, скакалка и т.п.

Оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям). Студенты придумывают различные композиции.

Сюжетно – ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях).

Использование карточек. Предлагаются карточки с изображением студентов и животных, выполняющих образные физические упражнения (например, «Летящая птица», «Разминка балерины», «Любопытный щенок»).

Глядя на карточку, студенты выполняют физические упражнения.

Пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов). Задача – показать эмоциональное состояние персонажа. Предлагается карточка (со словесной инструкцией или с картинкой), на которой описаны или изображены герои сказок, различные животные и др. Студенты должны передать в движении мимикой, жестами эмоциональное состояние героя. Например, игра «Самсон, Далила и Лев».

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья студентов.

Игры – разминки проводятся с целью помочь группе собраться, переключить внимание, снять эмоциональное напряжение или изменить ритм работы. Они должны быть короткие и занимательные. Предлагаем некоторые из них:

2. «Ветер дует….». Участники становятся в круг. Ведущий стоит в центре и говорит: «Ветер дует на тех у кого….(например, у кого карие глаза…. Кто в брюках, … у кого короткая стрижка… и т. д.)». Те, к кому названный признак имеет отношение, должны поменяться местами. Ведущий пытается занять чьё – то место. Тот, кто остался без места – продолжает игру вместо ведущего.

4. «Человеческий узел». Участники разбиваются на группы по 6 – 8 человек. Каждая группа образует круг. Быстро, не успев заметить, кто где стоит, каждый участник протягивает правую руку в круг и хватает первую попавшуюся руку, затем тоже самое и левой рукой. После чего участникам нужно распутать получившийся узел, не размыкая рук.

5. «Самсон, Далила и Лев». Участники делятся на две равные группы. Ведущий предлагает посовещаться и решить, кого будет изображать группа. Самсон – руки сгибаются в локтях и показываются мускулы. Далила – изображается кокетливая походка девушки. Лев – показываются когти, и группа рычит. По команде ведущего обе группы одновременно одна против другой показывают выбранного героя. Если обе группы покажут один и тот же персонаж, то будет ничья. В другом случае, победа определяется следующими направлениями: Самсон побеждает Льва, Лев побеждает Далилу, Далила побеждает Самсона.

7. «Всё, что делится на три». Участники встают в круг и ведут счёт от одного до тридцати. Но как только по порядку счёта встречаются числа, делящиеся на три, то вместо того, чтобы его называть, участник делает хлопок. В случае ошибки, он выбывает из игры, и всё начинается заново.

9. «Массаж». Группа становится в круг друг за другом. По команде ведущего все кладут руки на плечи впереди стоящего и начинают массажировать предплечья и спину. Затем они поворачиваются кругом и повторяют то же самое.

10. «Гвалт». Выбираются два основных игрока. Задать им тему или дать информацию, которой они должны обменяться в течение двух минут. Например, первому: «В Африке в Кенни в 2000 году было экспортировано 600 тонн бананов», Второму: «Сидорову на день рождения 20 февраля решили подарить большую энциклопедию на английском языке, но он учил немецкий». Игроки становятся в разных углах комнаты по диагонали и пытаются обменяться информацией. Оставшиеся участники делятся на две группы и мешают общению каждого из них (они машут руками, поют, шепчут, на ухо основным игрокам, отвлекают внимание). По истечении отведённого времени оба игрока должны рассказать, о чём им говорил собеседник.

13. «Двенадцать вопросов». В игру можно играть командами. Или каждый участник играет за себя. Ведущий кладёт в коробку какой – нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может быть вилка, часы, спички, словом, всё, что угодно. Игроки должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые модно ответить «да» или «нет», например: «Оно круглое? Съедобное?» и т. д. Победитель: Игрок или команда, которая после двенадцати вопросов называет предмет.

14. «Мяч под подбородком». Выбираются две команды, которые встают в две линии лицом друг другу. Условие – играющие должны держать мяч под подбородком, во время передачи дотрагиваться до мяча руками ни в коем случае нельзя, при этом разрешается касаться друг друга как угодно, лишь бы не уронить мяч.

Источник

Научная электронная библиотека

Что относится к оздоровительным мероприятиям. Смотреть фото Что относится к оздоровительным мероприятиям. Смотреть картинку Что относится к оздоровительным мероприятиям. Картинка про Что относится к оздоровительным мероприятиям. Фото Что относится к оздоровительным мероприятиям

Алексеенко С. Н., Дробот Е. В.,

Глава 3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Профилактика – термин, означающий комплексразличного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Конкретно-предметное содержание понятия профилактика имеет много значений, используемых для обозначенияразных направлений политики, социальной, коллективной и индивидуальной деятельности и нескольких видов медицинской деятельности. Тем не менее, конкретным объективным содержанием этого понятия всегда выступает действие – возможность способствовать или препятствовать реализации той или иной интересующей нас тенденции общественного здоровья.

Таким образом, общее содержание понятия «профилактика» может быть сведено к деятельности, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения индивидуального, группового или общественного здоровья. Можно сказать, что это комплекс мероприятий, направленный на предотвращение у людей возникновения заболеваний, их обострений, социально-психологической и личностной дезадаптации.

Профилактика заболеваний – система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение рискаразвития отклонений в состоянииздоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшения их неблагоприятных последствий.

Медицинская профилактика – система профилактических мер, реализуемая через систему здравоохранения.

Профилактика представляет собой систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.

Профилактические мероприятия лишь тогда будут эффективны, если они будут осуществляться НА ВСЕХ УРОВНЯХ: государственном, трудового коллектива, семейном, индивидуальном.

Государственный уровень профилактики обеспечивается мерами по повышению материального и культурного уровня жизни населения, законодательными мерами, регламентирующими охрану общественного здоровья, участием всех министерств и ведомств, общественных организаций в создании оптимальных с позиций здоровья жизненных условий на основе всестороннего использования достижений научно-технического прогресса.

Профилактические мероприятия на уровне трудового коллектива предусматривают меры по обеспечению санитарно-гигиенического контроля производственных условий, гигиены жилища, торговли и общественного питания, по созданию рационального режима труда, отдыха, благоприятного психологического климата и взаимоотношений в коллективе, санитарно-гигиеническому воспитанию.

Профилактика в семье неразрывно связана с индивидуальной профилактикой и является определяющим условием формирования здорового образа жизни, она призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятия физической культурой и спортом, создание условий, исключающих появление вредных привычек.

Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:

●индивидуальная – профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами. Индивидуальная медицинская профилактика – личная гигиена – научно-практическая медицинская деятельность по изучению,разработке и внедрению в повседневную индивидуальную жизнь гигиенических знаний, требований и принципов сохранения и укрепления здоровья. Это понятие используют также для определения соответствия жизнедеятельности человека медико-гигиеническим нормам и медицинским рекомендациям – сознательное активное гигиеническое поведение;

●групповая – профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющими сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);

●популяционная(массовая) – профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями – это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.

Однако медико-экологическая системность подчеркивает условность деления профилактики на социально-экономические и медицинские мероприятия и на общественную и индивидуальную. Все ее многочисленные компоненты связаны между собой социальными отношениями и раскрываются в политике общества в области здравоохранения.

Общественная медицинская профилактика,профилактическая (предохранительная, социальная, общественная) медицина – научно-практическая медицинская деятельность по изучению распространенности в обществе болезней, инвалидности, причин смертности с целью обоснования социально-экономических, правовых, административных, гигиенических и иных направлений и мер профилактики, лечебных мероприятий.

Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:

1)изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический;

2)отмечается неблагоприятное течение вирусной патологии;

3)неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов;

4)ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского);

5)повышается агрессивность окружающей среды

В профилактической медицине введено представление обэтапах профилактики,которое опирается на современные эпидемиологические взгляды на причинность болезней людей. Субъектами приложения профилактических мер и воздействий выступаютразные стадииразвития болезни, включаяразнообразные доклинические состояния, а объектами – индивидуумы, группы лиц, отдельные популяции и население в целом.

В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причины (первопричина, этиологический фактор, этиология болезни) и/или ослабление действия патогенетических факторов рискаразвития еще не возникшей заболеваемости (цепи эпидемиологических причин заболевания), речь идет о первичной профилактике. Всовременной эпидемиологии первичную профилактику подразделяют напримордиальную профилактику и первичную специфическую.

Примордиальная профилактика – совокупность мер, направленных на недопущение факторов риска возникновения заболеваний, связанных с неблагоприятными условиями жизнедеятельности, окружающей и производственной среды, образа жизни.

Профилактика первичная – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждениеразвития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, устранение их причин, общих для всего населения, его отдельных групп и индивидуумов.

Цель первичной профилактики состоит в том, чтобы уменьшить частоту новых случаев (инцидентность) какой-либо болезни путем контроля за ее причинами, эпидемиологическими условиями, факторами риска.

Первичная профилактика включает:

●Проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга и принятие мер по снижению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, уровня психосоциального стресса и других факторов, влияющих на качество жизни).

●Формирование здорового образа жизни, в том числе:

–создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии негативных факторов и возможностях его снижения;

–снижение распространенности курения и потребления табачных изделий, снижение потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств;

–привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

●Меры по предупреждениюразвития соматических и психических заболеваний и травм, том числе профессионально обусловленных, несчастных случаев, инвалидности и смертности от неестественных причин, дорожно-транспортного травматизма и др.

●Осуществление медицинского скрининга с целью снижения влияния факторов риска и раннего выявления и предупреждения заболеванийразличных целевых групп населения путем проведения профилактических медицинских осмотров:

–предварительных – при приеме на работу или поступлении в учебное заведение;

–при приписке и призыве на воинскую службу;

–периодических – для экспертизы допуска к профессии, связанной с воздействием вредных и опасных производственных факторов, либо с повышенной опасностью для окружающих;

–осмотров декретированных контингентов (работников общественного питания, торговли, детских учреждений и т.д.) с целью предупреждения распространения ряда заболеваний.

●Проведение иммунопрофилактикиразличных групп населения.

●Диспансеризация населения с целью выявления рисковразвития хронических соматических заболеваний и оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных факторов, с применением мер медицинского и немедицинского характера.

Основные принципы первичной профилактики:

1)непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном приоде);

2)дифференцированный характер профилактических мероприятий;

5)комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения).

Первичная профилактика в зависимости от характера объекта также предусматривает две стратегии:популяционную и индивидуальную(для групп высокого риска), которые часто дополняют друг друга.

При популяционной стратегии цель профилактики достигается решением задачи снижения среднего рискаразвития заболевания (гиперхолестеринемия или уровень артериального давления и др.) путем проведения мероприятий, охватывающих все население или большую часть.

Индивидуальная стратегия решает другую задачу – снижение высокого риска у лиц, отнесенных к «группам риска» по тем или иным эпидемиологическим признакам (пол, возраст, воздействие какого-либо специфического фактора и др.).

Профилактика вторичная – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.

Вторичная профилактика применима только к тем болезням, которые поддаются идентификации и лечению в ранний периодразвития, что позволяет предупредить переход болезни в более опасную стадию. Путем раннего выявления больных на основании скрининговых тестов (маммография, электрокардиограмма, мазок по Папаниколау и др.) и их лечения достигается основная цель вторичной профилактики – предупреждение нежелательных исходов заболеваний (смерть, инвалидизация, хронизация, переход рака в инвазионную стадию).

Вторичная профилактикавключает:

●Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.

●Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состоянияздоровья,развития заболеваний дляопределения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий.

●Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе лечебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилактических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения.

●Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

●Проведение мероприятий государственного, экономического, медико – социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде, создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных.

Эффективность вторичной профилактики определяется рядом обстоятельств:

1.Насколько часто болезнь в доклинической стадии встречается в популяции.

2.Известна ли продолжительность периода между появлением первых признаков и развитием выраженного заболевания.

3.Обладает ли диагностический тест высокой чувствительностью и специфичностью в отношении этой болезни и является ли он простым, недорогим, безопасным и приемлемым.

4.Располагает ли клиническая медицина адекватными медицинскими средствами диагностики этой болезни, эффективными, безопасными и доступными методами лечения.

5.Имеется ли необходимое медицинское оборудование.

Профилактика третичная – реабилитация (синоним восстановление здоровья) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий,направленныхнаустранениеиликомпенсациюограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронизации заболевания.

Цельтретичной профилактики – замедлениеразвития осложнений при уже возникшей болезни.

Ее задача – предотвратить физическую недостаточность и нетрудоспособность, свести к минимуму страдания, вызванные утратой полноценного здоровья, и помочь больным адаптироваться к неизлечимым состояниям. Вклинической медицине во многих случаях трудно провести грань между третичной профилактикой, лечением и реабилитацией.

Третичная профилактика включает:

●обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

●проведение диспансеризации больных хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;

●проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма;

●проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера, направленных на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска;

●сохранение остаточной трудоспособности и возможности к адаптации в социальной среде;

●создание условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов (например, производство лечебного питания, реализация архитектурно-планировочных решений, создание соответствующих условий для лиц с ограниченными возможностями и т.д.).

Основные направления профилактической деятельности

Профилактика личная

Профилактика медицинская

Профилактика общественная

1.Ведение здорового образа жизни:

●рациональное и здоровое питание;

●адекватная физическая активность;

●соблюдение режимов труда и отдыха;

●гармоничные семейные и сексуальные отношения;

●отсутствие вредных привычек.

2.Самоконтроль состояния здоровья:

за артериальным давлением;

●за состоянием кожи и видимых слизистых оболочек;

●за состоянием молочных желез;

●за менструальным циклом.

3.Соблюдение гигиенических требований и норм.

4.Своевременное консультирование со специалистами в области укрепления здоровья и предупреждение заболеваний.

5.Выполнение рекомендаций по ведению здорового образа жизни

1.Разработка гигиенических требований к условиям окружающей среды.

2.Осуществление экологического и социально-гигиенического мониторинга,разработка соответствующих рекомендаций и реализация их в пределах компетенции.

3.Проведение индивидуального и группового консультирования, направленного на формирование здорового образа жизни:

●формирование действенной мотивации;

●оказание содействия и профессиональной помощи в борьбе с табакокурением, повышенным потреблением алкоголя, и потреблением наркотиков и наркотических средств.

4.Улучшение организации и повышение качества всех видов профилактических медицинских осмотров, формирование мотивации к контролю за здоровьем.

5.Проведение диспансеризации населения для выявления рисковразвития хронических соматических заболеваний и оздоровление лиц и контингентов населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.

1.Целевое санитарно-гигиеническое воспитание и консультирование, обучение конкретным знаниям и навыкам.

2.Проведение целевых медицинских профилактических осмотров для раннего выявления

3.Проведение диспансеризации лиц с повышенным риском заболеваемости, направленной на снижение уровня влияния модифицируемых факторов риска, своевременную диагностику заболеваний и оздоровление.

4.Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления.

1.Разработка общественной политики укрепления здоровья.

2.Создание благоприятной окружающей среды, определяющей качество жизни (оздоровление экологической ситуации, условий труда, быта и отдыха и т.д.).

3.Усиление общественной активности.

4.Развитие личных умений и знаний.

5.Переориентация служб здравоохранения (Оттавская хартия здравоохранения, 1986г.)

1.Целевое санитарно-гигиеническое воспитание и консультирование, обучение конкретным знаниям и навыкам.

2.Проведение диспансеризации больных хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные осмотры, наблюдение, лечение и реабилитацию.

3.Проведение медико-психологической адаптации.

4.Проведение мероприятий государственного, экономического, медико-социального характера по сохранению здоровья и остаточной трудоспособности, возможности к адаптации в социальной среде, создани условий для оптимального обеспечения жизнедеятельности больных и инвалидов

Медицинское профилактическое мероприятие – мероприятие или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболеваний, их своевременную диагностику и оздоровление.

Виды медицинских профилактических мероприятий:

●профилактическое консультирование отдельных индивидуумов – обучение здоровью;

●профилактическое консультирование групп населения – обучение здоровью;

●профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий;

●диспансеризация – диспансерное наблюдение и оздоровление;

●профилактические оздоровительные мероприятия – занятияразличными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские мероприятия, массаж и др.

Одной из важнейших проблем, стоящих перед практическим здравоохранением по усилению профилактической деятельности, повышению ее качества, эффективности и результативности, являетсяразработка новых и адаптация к современным требованиям и условиям работы современных организационных, информационных и профилактичес-ких технологий.

Современные организационные, информационные, образовательные и иные профилактические технологии, применяемые или рекомендуемые к применению:

1.Выявление факторов риска (ФР)развития хронических неинфекционных заболеваний. Одним из наиболее актуальных современных профилактических направлений является выявление основных и дополнительных ФР, информирование пациентов о выявленных отклонениях и возможности осуществления их коррекции с применением современных профилактических, оздоровительных и лечебных технологий.

Формы и методы работы (технологии скрининг от англ. screening – «отбор, сортировка») – стратегия в здравоохранении, обследование населения, направленное на выявление заболеваний у клинически бессимптомных лиц в популяции, а также риска заболеваний.

Цель скрининга – раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения и снижение смертности. Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и селективный скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания). Оценка и прогноз по суммарному рискуразвития ССЗ. Оценка суммарного риска необходима для определения вероятностиразвития сердечно-сосудистых событий в ближайшие 5–10лет.

2.Консультативно-оздоровительная помощь – вид медицинской помощи, включающий в себя оказание медицинских, информационных и образовательных услуг, выдачу рекомендаций, направленных на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, а также консультирование специалистов, участвующих в ведении и лечении пациента.

Цель консультативно-оздоровительной помощи – оказание максимально-возможного содействия пациентам в снижении воздействия модулируемых ФР, профилактике заболеваний и их последствий путем проведения индивидуального профилактического консультирования.

3.Диагностика и профилактика эмоционально-поведенческих расстройств.

Достаточно существенный объем хронических неинфекционных заболеваний, их течение и прогрессирование связывается с наличием психосоматических расстройств. Всвязи с этим многие привлекают к работе медицинских психологов, работающих в тесном контакте с лечащими врачами

4.Информационное обеспечение.

Информатизация – это тот базис, который лежит в основеразработки, реализации и мониторинга на всех уровнях теории и практики деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровьяразличных групп населения с учетом имеющихся рисков для здоровья. Сложившаяся ситуация свидетельствуют о необходимости систематизации и упорядочения системы информационного обеспечения профилактической деятельности, определения путей унификации банков данных по профилактике заболеваний и укреплению здоровья, приоритетных направлений в решении задач информационного обеспечения, а также расширения возможностей доступа к сформированной информационной базе и повышения эффективности ее использования. Информационное обеспечение – систематизированная комплексная форма информации по определенному направлению деятельности, адаптированная к отечественной и международной информационной сети.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов, в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Информационная технология – совокупность методов, производственных и программно- технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Целью информационного обеспечения является создание информационной системы, которая сможет более эффективно содействовать приобретению, использованию и распространению данных в поддержку здоровья для всех. Учитывая, что профилактическая деятельность определена безусловным приоритетом политики и практики охраны и укрепления здоровья населения, формирование информационного обеспечения профилактической деятельности, должно стать первоочередной задачей при формировании государственной и отраслевой информационной политики, а на уровне ЛПУ – основой создания единого информационного пространства для специалистов и обеспечиваемого населения.

5.Гигиеническое обучение и воспитание.

Задачи по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию населения (как индивидуумов, так и различных групп и категорий граждан) должны реализовываться в том или ином виде всеми подразделениями и специалистами ЛПУ и отделениями профилактики.

Основной целью гигиенического обучения и воспитания является информация категорий населения о влиянии негативных факторов на здоровье и возможностях его снижения, формирование мотивации на укрепление и сохранение здоровья, повышение личной и групповой ответственности за здоровье, получение знаний и навыков, способствующих ведению здорового образа жизни,

6.Координация деятельности по проведению медицинских профилактических осмотров и диспансеризации населения.

Основной целью деятельности кабинета профосмотров является оптимизация организационных форм проведения медицинских профосмотров и диспансеризации населения в ЛПУ. Координация деятельности в этом направлении всех заинтересованных подразделений и специалистов поликлиники и применение экономически и клинически целесообразных методов для повышения эффективности и качества этой работы.

7.Координация деятельности подразделений и специалистов ЛПУ по реализации целевых программ в части укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Профилактическая программа (либо профилактический фрагмент общей программы)- систематизированное изложение основных целей, задач, направлений деятельности по профилактике заболеваемости, сохранению и укреплению здоровья. Профилактические программы (либо профилактические фрагменты общей программы) включают в себя обоснование и перечень мероприятий по реализации поставленных задач, сроки и условия реализации, исполнителей, ресурсную потребность, ожидаемый результат, а также системы управления, контроля и оценки эффективности.

8.Мониторинг здоровья и профилактической деятельности.

В структуру отделения профилактики предлагается включить кабинет мониторинга здоровья и профилактической деятельности. Мониторинг – это целенаправленная деятельность, включающая перманентное наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния объекта (процесса, явления, системы) или, иначе – аналитическая система слежения.

Мониторинг здоровья предполагает наблюдение и анализ состояния здоровья прикрепленного населения и его отдельных целевых групп по информации, предоставляемой отделом статистики (заболеваемость по обращаемости, в том числе по отдельным классам и группам заболеваний, полу, возрасту и т.д., заболеваемость по результатам профосмотров, выход на инвалидность, смертность и др.).

Мониторинг профилактической деятельности подразделений отделения профилактики и ЛПУ включает в себя аналитическое слежение за объемами, качеством и эффективностью оказания профилактических и оздоровительных медицинских услуг как в структуре отделения профилактики, так и вцелом в ЛПУ, гигиенического образования и воспитания населения.

9.Социологические исследования в области профилактической деятельности. При решении конкретных проблем укрепления здоровья и профилактики заболеваний, формирования ЗОЖ все большее значение приобретает изучение процессов, происходящих в этом направлении в обществе, что может быть достигнуто при проведении несложных социологических исследований. Планирование и проведение эффективных профилактических вмешательств предполагает изучение степени готовности отдельных групп населения и индивидуумов к обучению и восприятию гигиенических знаний и навыков ведения ЗОЖ.

Социологическое исследование в системе здравоохранения – способ получения знаний о процессах, происходящих в обществе, связанных с отношением к собственному и общественному здоровью, использованию профилактических, оздоровительных, лечебных и реабилитационных вмешательств, оценкой их доступности, эффективности и качества, основанный на получении информации и выявлении закономерностей на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии

10.Межсекторальное взаимодействие или социальное партнерство. При формировании комплексного подхода к решению проблем укрепления здоровья и профилактики заболеваний органы и учреждения здравоохранения должны занимать лидирующую позицию, инициировать сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и лицами. Такое сотрудничество в настоящее время трактуется как «социальное партнерство».

Эпидемиологические исследования должны быть неотъемлемой частью системы здравоохранения при планировании и реализации программ профилактического вмешательств.

Задачи эпидемиологии хронических неинфекционных заболеваний:

1.Систематическое наблюдение за уровнями заболеваемости и смертности населения.

2.Выявление тенденций, глобальных закономерностей распространения заболеваний.

3.Выявление территорий, отдельных групп населения с высокой и низкой заболеваемостью.

4.Установление взаимосвязи между заболеваемостью и конкретными факторами внешней и внутренней среды.

5.Количественная оценка роли отдельных факторов и их комплексов в возникновении заболеваний.

6.Прогнозирование заболеваемости и смертности, степени риска возникновения заболевания.

7.Оценка результатов и эффективности мероприятий по профилактике заболеваний.

8.Разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию профилактики, ранней диагностики, диспансеризации населения и проведению оздоровительных мероприятий по преобразованию условий труда и быта людей, изменению привычек, обычаев, образа жизни.

9.Подготовка необходимых данных для планирования и финансирования здравоохранения.

Согласно современным представлениям, эпидемиологический анализ реализуется в четыре этапа:

Первый этап – анализ текущей ситуации, включает оценку потребности и определение приоритетов профилактики ХНИЗ. Только описательные эпидемиологические исследования могут дать истинную картину потребности системы здравоохранения в тех или иных вмешательствах. Например, как определить истинную потребность во вмешательствах, направленных на лечение АГ? Согласно данным официальной статистики – заболеваемость АГ составляет около 10 % взрослой популяции России, в то время как по данным эпидемиологического мониторинга истинная распространенность АГ является достаточно стабильным показателем и составляет около 40 % взрослого населения. Соответственно, при проведении каких-либо мероприятий, направленных на выявление АГ, можно прогнозировать увеличение нагрузки на здравоохранения в отношении лечения пациентов с АГ. Оценка потребности позволяет устанавливать приоритеты – т.е. наиболее значимые на данный момент проблемы со здоровьем населения, для решения которых целесообразно выделить ресурсы. Приоритеты определяются на основании совокупности параметров, оцениваемых в рамках эпидемиологических исследований: распространенности явлений, их социальной значимости, рискаразвития осложнений, экономического ущерба ассоциированного с данным заболеванием и фактором риска и др.

Второй этап –разработка программ включает: формулирование целей и задач, создание модели функционирования программы с прогнозированием исходов и разработку плана оценки программы. Цели и задачи любой программы здравоохранения должны быть следствием оценки потребности и выбора приоритетов по результатам эпидемиологических исследований. Сопоставление данных эпидемиологических исследований текущей ситуации и проспективных исследований, выполненных ранее, позволяют создать модель функционирования программы с четкими временными характеристиками, распределением ресурсов и прогнозом эффективности программы. На основании модели функционирования программы строится план оценки программы, оптимальным вариантом, которой является эпидемиологический мониторинг, позволяющий оценивать влияние вмешательств на популяцию в целом, своевременно выявлять соответствие реальных изменений запланированным и вносить коррективы в программу. Оценка любой программы должна включать экономические параметры, начиная от точного определения затрачиваемых ресурсов и до оценки экономической эффективности программы/вмешательств по рекомендуемым на сегодняшний день методам «затраты-полезность», «анализ влияния на бюджет» и др.

Третий этап – внедрение, включает оценку качества, и здесь эпидемиологический мониторинг при включении в него определенных параметров (охват новым вмешательством целевой аудитории и др.) является оптимальным инструментом контроля качества внедряемых программ общественного здравоохранения.

Заключительный этап – включает анализ процессов и исходов.

В реализации профилактических программ значительная роль принадлежит мониторингу. Мониторинг (от латинского слова «monitor» – предостерегающий) – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений или процессов с целью их оценки, контроля или прогнозаразвития. Иными словами, это систематический сбор и обработка информации, которая может и должна быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также косвенно для информировани общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики. Результаты эпидемиологического мониторинга факторов риска ХНИЗ, будучи объединенными в единую базу данных, должно помочь правильно определять приоритет системы отечественного здравоохранения в целом.

Эпидемиологический мониторинг позволяет оценивать краткосрочные исходы в реальном времени и на основании краткосрочных прогнозировать долгосрочные (например, по динамике факторов риска прогнозировать возможное снижение смертности в отдаленном периоде у лиц среднего и молодого возраста). При наличии постоянно действующей системы эпидемиологического мониторинга становится возможным отслеживание и средне и долгосрочных результатов профилактических программ общественного здравоохранения.

Россия создала концепцию единой профилактической среды, которая была одобрена всей международной медицинской общественностью и стала основным завоеванием первой глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний. Российская концепция нашла отражение в резолюциях ВОЗ и политической декларации Генеральной Ассамблеи ООН. Профилактическая среда предполагает, с одной стороны, создание инфраструктурных, информационно-образовательных, нормативно-правовых, налоговых и других условий, позволяющих населению вести здоровый образ жизни, с другой стороны – мотивирование населения к сохранению здоровья и долголетию

В формировании единой профилактической среды должны принимать участие все службы, министерства и ведомства, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. Вкомпетенции Минобразования – создание программ образования и воспитания по формированию здорового образа жизни, которые должны быть психологически выверенными дляразного возраста. Взадачи Минсвязи, прессы, телевидения и радио входитразработка психологически выверенных программ дляразных социальных групп населения, информационных и мотивационных роликов, реалити-шоу, интерактивных сессий, компьютерных «вирусов» на популярных сайтах – все, что формирует моду на физическое и духовное здоровье. Министерство сельского хозяйства обеспечивает безопасность и экологичность продуктов питания. Министерство природных ресурсов – чистой водой и здоровой экологией. Министерство региональногоразвитияразрабатывает новые подходы к градостроению, планированию коммуникаций. Минтруд – обеспечивает здоровые производственные условия, безопасное рабочее место. Не обойтись без санэпидблагополучия. Авкомпетенции министерств экономики и финансов – формирование приоритетов финансовой поддержки всех этих программ. Наряду с государственными структурами к формированию профилактической среды должно быть привлечено все гражданское общество, неправительственные организации, представители бизнеса и частных секторов, семья – как первичная ячейка общества.

В целях реализации положений, документов по формированию ЗОЖ и профилактики ХНИЗ среди населения в здравоохранении нашей страны идет активное создание системы профилактических учреждений и подразделений (инфраструктуры профилактики ХНИЗ), предусматривающей вовлечение в профилактическую работу всех медицинских организаций, конкретизацию их функций и взаимодействия (учреждений ПМСП, санаторно-курортных, стационарных лечебных учреждений).

Создаваемая инфраструктура профилактики ХНИЗ включает:

–республиканские (областные, краевые) центры медицинской профилактики, являющиеся самостоятельными юридическими лицами (приказ Минздрава России от 23.09. 2003г. №455). Научно-методическое руководство деятельностью Центров медицинской профилактики (ЦМП) осуществляет ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России;

–городские (районные, межрайонные) центры медицинской профилактики. Организационно-методическое руководство деятельностью городских (районных) ЦМП и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет субъективный (республиканский, областной, краевой) ЦМП;

–центры здоровья для взрослых, в том числе сформированные на базе центральных районных больниц, обслуживающих сельское население. Научно-методическое руководство ЦЗ осуществляет Федеральный координационно-методический ЦЗ на базе ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России. Непосредственное организационно-методическое руководство деятельностью ЦЗ и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП.

Центр здоровья создается на базе государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей.

В структуру Центра здоровья рекомендуется включать:

–кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;

–кабинет медицинской профилактики;

–кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

–кабинеты инструментального и лабораторного обследования, кабинет (зал) лечебной физкультуры;

Всем пациентам проводится скрининг:

–оппортунистический – изначально факторы риска отсутствуют, слабые или же неизвестны, например, пациент обратился сам. Предполагается, что оппортунистический скрининг также будет проводиться и вотношении лиц, впервые обратившихся за медицинской помощью в течение последних пятилет,

–селективный – изначально имеются сильные факторы риска.

В центре здоровья должны оценить потенциальное влияние факторов риска на состояния пациента:

●низкая – проводится профилактическая консультация, при желании пациент направляется в школу здоровья соответствую;кщего профиля;

●средняя – проводится дополнительный скрининг, пациент обязательно направляется в школу здоровья соответствующего профиля;

●высокая – пациент направляется на углубленное обследование, лечение или реабилитацию в специализированную медицинскую организацию.

Проведения комплексного обследования, включает:

–измерение роста и веса;

–тестирование на аппаратно-программном комплексе для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма;

–скрининг сердца компьютеризированный (экспресс-оценка состояния сердца по ЭКГ – сигналам от конечностей);

–ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса;

–экспресс-анализ для определения общего холестерина и глюкозы в крови;

–комплексную детальную оценку функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный).

Для жителей сельской местности, желающих обратиться в Центр здоровья исполнительной власти муниципального образования в сфере здравоохранения, в установленные часы и дни недели может быть организован проезд от ЛПУ до территориального центра здоровья, расположенного в зоне ответственности. Центром здоровья для жителей сельской местности, проживающих в зоне ответственности центра здоровья, в плановом порядке могут проводиться выездные акции, направленные на пропаганду действий по формированию здорового образа жизни.

Гражданину, в том числе ребенку, обратившемуся (направленному) в Центр здоровья, средним медицинским работником заводится учетная форма №025-ЦЗ/у «Карта центра здоровья», проводится тестирование на аппаратно-программном комплексе, обследование на установленном оборудовании.

Движение контингента Центра здоровья

Результаты обследований вносятся в Карту, после чего гражданин, в том числе ребенок, направляется к врачу. Для выявления дополнительных факторов риска рекомендуется проведение исследований, не входящих в перечень комплексного обследования.

Врач на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании, проводит гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни.

При необходимости врач рекомендует динамическое наблюдение в Центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам,разработанным в Центре здоровья.

Если в процессе обследования в Центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач Центра рекомендует гражданину, в том числе ребенку, обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

Сведения о гражданах, у которых выявлено подозрение на заболевание и которым необходимо наблюдение в кабинете медицинской профилактики (в кабинете здорового ребенка), с их согласия передаются в кабинет медицинской профилактики (в кабинет здорового ребенка), врачу-терапевту участковому (врачу-педиатру участковому) по месту жительства гражданина соответственно.

По окончании случая первичного обращения в центр здоровья, включающего комплексное обследование, на каждого гражданина заполняется учетная форма №002-ЦЗ/у «Карта здорового образа жизни», утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 19августа 2009года №597н, которая по желанию гражданина выдается ему на руки.

На каждого обратившегося в центр здоровья заполняется учетная форма №025–12/у «Талон амбулаторного пациента». По окончании обследования и осмотра врача заполненные Талоны передаются в соответствующее подразделение ЛПУ для дальнейшего формирования реестров счетов для оплаты по программе обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальными программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

По истечении отчетного периода (месяца, года) Центром здоровья составляется отчетная форма №68 «Сведения о деятельности центра здоровья» (месячная, годовая).

Регионы несут ответственность за организационную составляющую, подбор и ремонт помещений. Сеть Центров здоровья создается с расчетом 1:200000населения. Всего по стране открыто 502Центра для взрослых и 211Центров здоровья для детей.

По вопросам реализации предложенных мероприятий Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства гражданина.

Отделения медицинской профилактики в составе поликлиник и центров общей врачебной практики (семейной медицины), а также в ряде центров здоровья. Организационно-методическое руководство деятельностью ОМП и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП;

Правила организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики

1.Настоящие правила устанавливают порядок организации деятельности отделения (кабинета) профилактики (далее – Отделение).

2.Отделение организуется в медицинской организации (ее структурном подразделении), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

3.Отделение профилактики включает в себя следующие структурные подразделения:

–кабинет функциональных (инструментальных) исследований;

–кабинет пропаганды здорового образа жизни;

–кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации;

–кабинет медицинской помощи при отказе от курения.

4.При организации деятельности Отделения рекомендуется предусматривать возможность проведения необходимых диагностических исследований непосредственно в Отделении.

5.Отделение возглавляет заведующий, который подчиняется непосредственно главному врачу медицинской организации (руководителю ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

6.Основными функциями Отделения являются:

–участие в организации и проведении диспансеризации;

–участие в организации и проведении профилактических медицинских осмотров;

–раннее выявление заболеваний и лиц, имеющих факторы рискаразвития заболеваний;

–контроль и учет ежегодной диспансеризации населения;

–подготовка и передача врачам медицинской документации на больных и лиц с повышенным риском заболеваний для проведения дополнительного медицинского обследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

–санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни (борьба с курением, алкоголизмом, избыточным питанием, гиподинамией и другие).

Кроме перечисленных структур в реализации профилактических мер принимают участие кабинеты психологической (психотерапевтической) помощи, в том числе по индивидуальной и групповой коррекции поведенческих факторов риска ХНИЗ. Организационно-методическое руководство этим направлением деятельности кабинетов психологической (психотерапевтической) помощи и экспертизу качества предоставляемых ими профилактических услуг осуществляет городской (районный) ЦМП.

Высшим коллективным органом выработки стратегии и тактики, построения и функционирования профилактических структур, формирования ЗОЖ среди населения и профилактики НИЗ является профильная комиссия Экспертного совета Минздрава России по профилактической медицине, действующая на общественных началах. Всостав профильной комиссии включаются главные внештатные специалисты по профилактической медицине органов управления здравоохранением всех субъектов Российской Федерации, руководители субъектовых (республиканских, областных, краевых) ЦМП, ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций в области профилактической медицины.

Результаты профилактической медицинской помощи определяются ее качеством. Качество профилактической медицинской помощи – совокупность качественных и количественных характеристик, подтверждающих соответствие оказания профилактической медицинской помощи населению или отдельному индивидууму, имеющимся потребностям населения в этой помощи (медицинским – на основе научно-доказательной медицины и психосоциальным – на основе отношения, понимания и мотивации населения).

Критерии качества профилактической медицинской помощи

Наличие и доступность требуемого вида профилактических медицинских услуг. Критерий – перечень и полнота профилактических медицинских услуг учреждения (подразделения, специалиста и др.).

Адекватность мер, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики. Критерий – соответствие профилактических мер, услуг, технологий и используемых ресурсов поставленным целям укрепления здоровья и профилактики в деятельности медицинского учреждения (полразделения, специалистов и др.).

Преемственность и непрерывность процесса оздоровления пациентов в системе здравоохранения. Критерий – модель профилактической деятельности медицинского учреждения, обеспечивающая взаимодействие и координацию.

Действенность и сила воздействия применяемого профилактического медицинского вмешательства на улучшение показателей здоровья групп лиц и населения в целом на основе научно-доказательных исследований. Критерий – внедрение (применение) научно-обоснованных профилактических медицинских методов, подходов, технологий.

Результативность профилактического медицинского вмешательства в отношении улучшения показателей здоровья отдельных групп лиц и населения в целом в практической деятельности. Критерий – динамика показателей здоровья при применении действенных методов профилактики в практических условиях.

Эффективность применяемого профилактического медицинского вмешательства по отношению к избранному критерию. Критерий – соответствие результата медицинской профилактической помощи избранному критерию медицинской, социальной, экономической эффективности.

Способность удовлетворять потребность пациентов, населения и соответствовать реальным возможностям реализации. Критерий – соответствие форм, методов, технологий, доступности и других характеристик профилактической медицинской помощи, потребности, отношению пациентов и населению в целом.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите один верный вариант ответа

1.Объектом первичной профилактики являются:

а)реконвалесценты острых заболеваний

б)больные хроническими заболеваниями

2.Предмет профилактической медицины это:

в)риски возникновения болезней

г)нетрудоспособность в связи с болезнями

3.К функциям первичной медицинской профилактики не относится:

а)обеспечение методологии здоровьесберегающих технологий

б)мониторинг факторов риска неинфекционных заболеваний

в)реабилитация после перенесённого заболевания

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Мужчина, 52года жалоб не предъявляет. Работа связана с психологическими стрессами. Курит до 17сигарет в день. Мать страдает ИБС, сахарным диабетом 2типа, отец перенёс инфаркт миокарда в возрасте 52лет.

Объективно: состояние удовлетворительное. Рост 174см, масса тела 96кг. Кожные покровы чистые, обычной окраски. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет. Сердечные тоны ясные, чистые, ритмичные. АД – 120/75ммрт.ст., ЧСС – 78уд./минуту. Живот увеличен в объеме за счет подкожно-жировой клетчатки, при пальпации мягкий, безболезненный. Печень по краю реберной дуги. Симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон. Периферических отеков нет. Стул и диурез в норме.

Результаты обследования

Анализ мочи: относительная плотность – 1023, лейкоциты 0–1, эритроциты 0–1 в поле зрения. Белок мочи 100мг/сут.

Биохимический анализ крови: ОХС – 5,4ммоль/л.

ЗАДАНИЕ

1.Выделите факторы рискаразвития сердечно-сосудистых заболеваний у пациента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Физкультурные минутки
По степени воздействияПо форме проведения
Физкультурные паузыДинамические перемены
КомплекснаяФольклорная
СюжетнаяИгровая
Оздоровительные
Подвижные игрыОбщеразвивающие упражненияТанцевальныеРитмическиеГимнастика для глазПальчиковая гимнастика
Физкультурно-спортивные
Двигательно-речевые
Дыхательная гимнастикаАртикуляционная гимнастика
Когнитивные
Дидактические игры с движениямиДвигательные действия и заданияпсихогимнастикаРазвивающие игры
Креативные
Гимнастика умаНеобычные движенияСюжетно–ролевые игрыИгры с использованием карточекПантомимическая гимнастикаПальчиковая гимнастика