Что изучает наука средних веков
Медиевистика
Содержание
История медиевистики
Становление медиевистики связывается с работами историков-гуманистов эпохи Возрождения (в частности, Флавио Бьондо считается первым, кто выделил Средневековье как самостоятельный период европейской истории). В XVIII веке усилиями историков и философов эпохи Просвещения медиевистика становится научной дисциплиной. В это время в широкий научный оборот вводится термин «феодализм». Критикуя просветителей, Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр, Юстус Мёзер и другие исследователи сформировали романтическое направление, идеализирующее средневековье.
Начиная с XIX века медиевистика начинает изучаться всё более активно. Одним из первых медиевистов, начавших систематическое изучение социально-экономической истории, был Франсуа Гизо. В XIX веке велась активная археографическая деятельность — было опубликовано множество крупных сборников письменных источников. Тремя ведущими направлениями в медиевистике во второй половине XIX века были историко-правовое направление, политическое (было распространено в основном в Германии) и позитивистское. В этот период также появился марксистский подход к исследованию средневековья, однако до начала XX века он оставался слабо представленным в научной среде.
В XX веке в медиевистике, как и во всей исторической науке, происходит переход от преимущественного исследования политических событий к изучению человека прошлого. В 1929 году медиевист Марк Блок и специалист по позднему средневековью и раннему Новому времени Люсьен Февр начали издание журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа «Анналов». Под влиянием школы «Анналов» в медиевистике возникли такие новые направления, как тотальная история, микроистория, история ментальностей. Кроме того, появились исследования в духе «новой социальной истории» и психоистории.
Центры изучения медиевистики/Средневековья
В настоящее время во многих учебных заведениях мира существуют центры изучения Средневековья (англ. Centres/Centers for Medieval Studies ), как правило, являясь частью университета или какого-либо иного научного или исследовательского центра проблем истории. Среди выдающихся из общего списка [источник не указан 253 дня] :
Наука Средневековья
С упадком Римской империи пресеклось развитие античной науки и техники — Европа погрузилась в хаос, сопровождавший становление новых государств и укрепление христианской веры. Христиане отвергли античное наследие как языческое, уничтожили центры научной мысли, многие технологии были утрачены. Хранителями античных знаний оставались Византия (Восточная Римская империя) и крепнувшие арабские государства, воспринявшие также достижения Китая и Индии. Лишь с X в. Европа начала перенимать и развивать сохранённые и приумноженные на Востоке знания. Наступала новая эпоха.
Алгебра — дар востока
Выдающийся арабский учёный Абу-Джафар ибн Муса ал-Хорезми (787- ок. 850) в трактате «Китоб ал-джебр» («Книга о восстановлении и противопоставлении») объединил и развил математические знания древних греков и индусов. Он нашёл способ решения уравнений с помощью «ал-джебр» — переноса членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака. Термин «ал-джебр» дал название науке алгебре, изначально посвящённой лишь методам решения уравнений. Латинский вариант имени ал-Хорезми — «алгоритм» — вошёл в математику как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определяемым правилам.
В XII в. труды ал-Хорезми стали известны в Европе и продвинули западную науку. Итальянский купец Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1170-1250), изучив арабскую и индийскую математику, написал «Книгу абака» («Книгу счёта»), ставшую учебником для последующих поколений. Фибоначчи описал действия над дробями, арифметическую и геометрическую прогрессии, числовую последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (числа Фибоначчи), решение линейных уравнений и извлечения корней и др. Теорию он дополнил примерами решений практических задач.
Немного физики и алхимии
Одним из немногих достижений средневековой физики стало изобретение хорезмским учёным Ахмедом ал-Бируни (973-1048) прибора для определения объёма и удельного веса тел.
Арабы продолжили дело александрийских алхимиков, отчасти заменив мистический подход к изучению веществ лабораторной техникой и методикой эксперимента. В XIII в. алхимия проникла в Европу, и одними из первых западных достижений в этой области были предложенный францисканским монахом Бонавентурой в 1270 г. новый способ получения «царской водки» — раствора нашатыря в азотной кислоте — и открытие его способности растворять золото.
Смертоносный результат поисков бессмертия
В Китае алхимия возникла самостоятельно как результат религиозно-философских учений, нацеленных на достижение бессмертия. Китайские алхимики сделали массу открытий в медицине, фармакологии и химии, экспериментируя с различными природными веществами. Использовали они и калиевую селитру — соль азотной кислоты (KNO3), образующуюся при разложении органических остатков, содержащих азот N и калий K, и окисляющуюся особыми бактериями.
Китайские алхимики соединили селитру с другим горючим веществом — серой (S), месторождения которой есть почти повсюду. С серой экспериментировали ещё александрийские алхимики, с VII в. византийцы использовали её в горючей смеси «греческий огонь». Добавив к селитре и сере угольный порошок (С) в качестве топлива, китайцы в IX в. получили дымный (чёрный) порох — первое взрывчатое вещество.
Порох и металл
Облегчённая готика
Раннее Средневековье, обогатив архитектуру новыми стилями — романским (римским) и византийским, — не привнесло в технологию строительства ничего принципиально нового. Основой конструкции оставались массивные стены, на которые опирались тяжёлые своды — цилиндрические, крестовые или купольные. В XII в. возник лёгкий и изящный готический стиль. Нагрузку сводов в готических зданиях принимала на себя не вся стена, а лишь её опорные части — контрфорсы — вертикальные выступы стены или отдельно стоящие опоры. Передавали нагрузку от свода к вертикальным контрфорсам аркбутаны — контрфорсы в виде наружных полуарок. Такие отдельные усиления позволили делать остальную часть стены тонкой.
Изменилась и конструкция самого свода. Вместо равномерной кладки из одинаковых по толщине кирпичей, камней или толстой бетонной стяжки в готическом своде нагрузку несли только опорные рёбра (нервюры) из многослойной кирпичной кладки. Промежутки между нервюрами — запалубки — не несли нагрузки и выкладывались лёгким кирпичом в один слой. Этот приём позволил перекрывать сводами огромные пространства и делать высокие потолки, экономя материал. Контрфорсы, аркбутаны и нервюры органично вписались в архитектуру, придав готическим зданиям характерные дробные черты.
Чудо гидротехники
Раздробленные средневековые государства не обладали возможностями единой и мощной Римской империи, и большие строительные проекты стали редкостью, перестали строить крупные оросительные системы, дамбы и водохранилища. Но и Средние века подарили гидротехническое чудо — город на воде, Венецию.
В V-VI вв. под натиском варваров племя венетов переселилось с побережья лагуны Адриатического моря на малопригодные для жизни болотистые островки в 4 км от материка. Острова затоплялись в приливы, и хижины переселенцев часто смывало в море. Дома строили заново на вбитых в землю сваях, осушали болота и боролись с приливами, отводя воду в море через прорытые каналы, укрепляя зыбкую почву сваями и насыпями из земли, добытой при рытье каналов.
Венецианцы редко строили набережные, ограничивая ширину каналов стенами домов, а берега укрепляли свайные фундаменты зданий. Каналы пронизали весь город и заменили улицы, городским транспортом стали лодки. В XII-XIV вв. на отвоёванных у моря 118 островах встали прекрасные дворцы, величественные храмы, раскинулись просторные площади. Эта красота прожила многие века, однако сейчас городу грозит затопление — природа берёт своё, и учёные всего мира ищут решение этой проблемы.
Печи и свечи
Новым шагом в XV в. стала «русская» система отопления, при которой в отапливаемом помещении не было открытого огня. При отсутствии света от очага освещать помещение стали сальными свечами. Сначала салом (животным жиром) пропитывались стебли растений, папирус или бумага, потом фитиль стали облеплять твёрдой смесью жира, смолы, селитры и прочих добавок. Сальные свечи сильно коптили и неприятно пахли. Проблему решило изобретение в XV в. восковых свечей, которые отливались из пчелиного воска в форме цилиндров.
Арабское врачевание
Тёмные века медицины
В Европе в это время медицину заменяла религия, больных лечили молитвами и кровопусканиями, хирургией занимались цирюльники. Забота о теле считалась грехом, из-за антисанитарии вспыхивали эпидемии. В XV в. медицину в Европе стали изучать по трудам Гиппократа, Галена, Цельса и Авиценны, медикам разрешили вскрывать трупы для изучения анатомии.
Леонардо да Винчи, Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопио сделали много открытий в анатомии, а целостное представление о строении человеческого тела дал выдающийся анатом А. Везалий (1514-1564). Но европейское лекарское искусство ещё топталось на месте. Одним из немногих прогрессивных врачей Средневековья был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1551), взявший себе имя Парацельс — «превзошедший Цельса». Получив университетское образование, Парацельс отправился странствовать «в поисках своего искусства»: изучал лекарственные растения и минералы, перенимал опыт цирюльников, народных целителей и даже палачей и как практикующий врач добился больших успехов.
§ 27. Образование и наука в средние века
§ 27. Образование и наука в средние века
Складывание централизованных государств в Европе потребовало большего количества образованных людей. Королям нужны были грамотные чиновники, опытные юристы. Церкви требовались знатоки христианского вероучения – богословы. Горожанам – купцам и ремесленникам, желавшим успешнее вести свои дела, хотелось обладать бо?льшими знаниями по математике, астрономии, медицине. Однако школы, существовавшие при церквях и монастырях, не могли подготовить таких людей. Ученый-монах XII века писал: «Во времена незадолго до моего детства и в мои детские годы школьных учителей было так мало, что в маленьких городках было почти невозможно их встретить, да и в больших городах они были редкостью. А если и удавалось случайно найти учителя, его знания были столь скудны, что их нельзя сравнить даже с образованностью нынешних бродячих священников».
Вспомните, чему и как учили в церковных школах.
В XI–XII веках появились школы для всех желающих вне зависимости от их национальности и происхождения. Здесь преподавали «семь свободных искусств» и еще какую-нибудь специальную дисциплину – медицину, богословие, право. Во главе такой школы стоял уважаемый человек, прославившийся своими знаниями и учительским мастерством. Такой, например, как ученый и философ Пьер Абеляр (1079–1142). Когда он основал свою школу в окрестностях Парижа, к нему пришло больше учеников, чем было в какой-либо другой школе того времени.
Страница средневековой книги
Однако Абеляр был вынужден покинуть своих воспитанников: церковь осудила некоторые взгляды ученого, и ему пришлось уйти в монастырь.
Несмотря на то что многие хотели получить знания, в средневековой школе процветали телесные наказания. Считалось, что главным стимулом к учебе является розга.
Учитель и ученики. Средневековый рельеф
В некоторых городах средневековой Европы возникло сразу несколько школ. Сюда прибывали все новые и новые ученики. Снующие повсюду толпы чужаков, подчас затевавших стычки и ссоры с местными жителями, вызывали возмущение горожан. Иногда они устраивали настоящие облавы на буйных школяров (студентов), нередко промышлявших воровством. Однако со временем горожане поняли, что существование школ, привлекавших людей из разных стран, им даже выгодно. Жители города могли заработать, сдавая учащимся жилье, продавая на рынках больше продуктов и товаров.
Появление средневековых университетов
В XII–XIII веках преподаватели и студенты городских школ стали получать от римского папы разрешение создавать особые объединения, называвшиеся университетами. Самые знаменитые из них возникли в Париже (Франция), Болонье (Италия), Оксфорде (Англия). К концу XV века в Европе было основано 86 университетов. Они не подчинялись местным властям и сеньорам: сами избирали своего главу – ректора, самостоятельно определяли состав преподавателей и могли судить своих членов. Некоторые университеты имели даже собственную тюрьму.
Лекция в университете. Средневековый рисунок
Университеты обычно состояли из четырех факультетов. Низшим и самым многолюдным был факультет искусств, или артистический (от латинского слова «арт» – искусство). Здесь изучали «семь свободных искусств» – тривиум и квадривиум.
Вспомните, какие предметы входили в тривиум, а какие – в квадривиум.
Факультет искусств был только подготовительным. Проучившись пять-семь лет и окончив его, можно было поступить на старшие факультеты – богословский, юридический и медицинский. Их студентами становились, как правило, люди духовного звания. Учиться здесь приходилось дольше. На самом важном – богословском факультете обучение длилось 12–15 лет.
Важными этапами жизни любого студента было получение ученых степеней. Проучившись два-три года на факультете искусств и изучив тривиум, студент получал степень бакалавра (помощника преподавателя), а еще через несколько лет, после постижения квадривиума, – магистра (преподавателя). Чтобы получить эти степени, нужно было выдержать экзамен. Будущий бакалавр должен был выступить перед экзаменаторами, в течение нескольких часов отстаивая свою точку зрения по определенной проблеме. При этом он должен был ответить на несколько вопросов с подвохом. Стать магистром было сложнее. На экзамене в присутствии ректора университета и местного епископа надо было продемонстрировать знакомство с трудами античных и христианских ученых. Выдержавший испытание проходил обряд посвящения и приносил присягу университету. После этого он становился полноправным магистром. Степень доктора была высшей. Ее получали лишь немногие.
Степень, присужденная в одном университете, признавалась и во всех других. Поэтому преподаватели могли свободно выбирать для себя университет. По своей организации университеты напоминали ремесленные цехи.
Студенты были учениками, бакалавры – подмастерьями, а магистры семи искусств и доктора трех наук – мастерами. Для оплаты труда преподавателей церковь выделяла часть своих доходов.
Вспомните, что такое цехи, какую роль они играли в средневековом городе.
Обучение в университете
Обучение проводилось на латыни. Этот язык был понятен ученым людям и духовенству во всей Западной Европе. Поэтому неважно было, кем по национальности был ученик или преподаватель – немцем, французом, итальянцем или англичанином.
Предметы для письма
Студенты университета должны были посещать занятия. Основными из них считались лекции, читавшиеся утром и вечером. Преподаватель, облаченный в черную мантию, находился на кафедре, а напротив него располагались студенты. Во время лекции магистр читал вслух какую-нибудь ученую книгу, не позволяя себе ни на букву отступить от текста. Прочитав отрывок из книги, преподаватель объяснял его суть. В подтверждение он приводил вереницу самых разных высказываний ученых мужей – Аристотеля, Гиппократа, Авиценны, Аверроэса. Студенты не должны были записывать лекции, а старались их запомнить. После окончания занятия ученики собирались все вместе, чтобы вспомнить и заучить содержание лекции.
Диспут в средневековом университете. Современный рисунок
Многие из студентов жили в общежитиях-колледжах, которые содержал университет, церковь или богатые люди. Здесь же нередко проводились занятия. Тем школярам, которые не сумели устроиться в колледж, приходилось снимать жилье у жителей города. Большинство студентов происходили из горожан, крестьян и небогатых рыцарей, поэтому, чтобы оплатить учение и жилье, им приходилось зарабатывать уроками или просить подаяния.
Школяр мог начать свое обучение в одном университете, а закончить его в другом городе или в другой стране. О таком странствующем студенте говорили, что он собирает знания по школам, как пчела свой мед по цветам. Бродяг-студентов или людей, окончивших университет, но не нашедших себе денежного места, называли вагантами. Они перебирались с места на место, живя подаяниями аббатов, епископов и светских сеньоров. Ваганты были забияками, участвовавшими во всякого рода бесчинствах и кутежах. А так как большинство из них принадлежали к духовенству, то их поведение подрывало у народа уважение к духовному сану. Церковь осуждала вагантов, «поющих песни в застолье, которые ночью бродят по улицам с шумом, дудками, бубнами и плясками». Многие из вагантов были людьми талантливыми, сочинявшими озорные стихи на латыни.
Средневековая наука
Эпоху Средневековья относят к началу П в. н. э., а ее завершение к XIV—XV вв. Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого, характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному, неисчерпывающему.
Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.
Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т. е. являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности от Бога, между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей (земля и вода служат растениям, которые в свою очередь служат скоту).
Как же, исходя из таких установок, может осуществляться познание? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих провидческих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, то исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Поэтому универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворенном Богом и по его планам, нет места объективным законам, без которых не могло бы формироваться естествознание. Но в это время существуют уже области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расценивают существование этих дисциплин как промежуточное звено между натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.
Так, средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Маг — это больше практик-экспериментатор, нежели теоретик-концептуалист. Маг желает, чтобы опыт удался, и прибегает к всевозможным приемам, формулам, молитвам, заклинаниям и пр.
Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX— XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой схоласты видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриу-гена, Альберт Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кен-терберийский. Важными для них являются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберий-ский считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты.
Абеляр стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума. Работа Абеляра «Да и нет» собрала 159 каверзных вопросов христианской догматики. На них были предложены ответы из авторитетных церковных писаний и показано, что на каждый из вопросов в распоряжении богослова имеется как утвердительный, так и отрицательный ответ.
Знаменитый учеаътАльберт Великий (1193—1207) имел столь обширные сведения по естествознанию, что был удостоен звания «Doctor Universalis» (всеобъемлющий доктор»). Философ преподавал в Парижском университете и стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования он считал наблюдение, и был уверен, что при исследовании природы надо постоянно обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил многочисленные эксперименты. Так как он много путешествовал, в его наследии есть географические сочинения, свидетельствующие о его наблюдательности. Его опыты по физике сообщают, что стеклянный шар, наполненный водой, собирает солнечные лучи в одну точку, в которой сосредоточивается большое количество теплоты. Он указывал и способ исследования воды: если два куска полотна, опущенные в разные источники, после высыхания будут иметь разный вес, то кусок, который окажется легче, свидетельствует о более чистой воде. Ученый «маг» придерживался убеждения, что все происходит на основании скрытых законов природы.
В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указания на метод интеллектуального, т. е. постигающего, созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».
Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священнослужителей, представляли собой так называемые епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в. В их деятельности принимал участие епископ и приближенные к нему духовные лица, а повседневное обучение осуществляли специально подготовленные учителя (magistri).
Что же касается содержания обучения во всех этих школах, то его первую ступень составляло светское знание, а вторую, высшую, — теология. Светским знанием назывались те семь «свободных искусств», которые сложились еще в поздней античности. Но по сравнению с римской эпохой содержание этих искусств было значительно урезано, так как приспосабливалось к выполнению религиозно-церковных и богословских функций. Грамматика, например, сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика была сведена церковью к умению составления проповедей, а затем и к умению составления различных документов. Арифметика, необходимая для элементарного счета, получала также функцию мистического истолкования чисел, встречающихся в Священном писании. Геометрия включала в себя некоторые, порой весьма фантастические, сведения относительно различных стран и земель, а также и населявших их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организации церковного песнопения. Астрономия стала предметом, с помощью которого можно было прежде всего определять сроки наступления христианских праздников.
В дальнейшем, наряду с церковными школами, стали возникать и светские. Среди таких школ выделялись юридические (правовые). Нередко они возникали из светских же школ риторики. Усложнение экономики и всей жизни с необходимостью требовало правовых знаний. В Болонье уже в конце XI в. возник один из первых европейских университетов, который в течение всех Средних веков играл роль первого научного и преподавательского центра по изучению юриспруденции.
На протяжении всего Средневековья важнейшей составляющей образования являлась логика, которой отводилось значительное место в трудах многих авторов. Рассмотрим одну из более поздних концепций логики, принадлежащую Раймунду Луллию (1235—1315). В ней логика определяется как такое искусства, с помощью которого истина может быть отличаема от лжи (двузначное толкование истинности). Весьма плодотворно в исторической перспективе понимание Луллием задачи логики. Так как логики, подобно самому Аристотелю, ставили перед своей наукой задачу доказательства истин, а не их открытия, то именно такую задачу и поставил перед собой Луллий — дополнить логику доказательства логикой открытий. С этой целью он изложил свои попытки механического моделирования логического мышления, с помощью которого даже человек средних способностей сможет открывать новые истины и убеждаться в непоколебимой истинности только католической религии.
Механизм, описанный им, представляет собой систему семи концентрических кругов, каждый из которых содержит группу сходных понятий. На одном из них, например, помещались такие «субстанции», как бог, ангел, человек, небо и др., на другом — соответствующие им абсолютные предикаты, такие, как могущество, знание, благость, длительность и др., на третьем — такие относительные предикаты, как великое, благое и др. Вращение кругов относительно друг друга дает разнообразные комбинации терминов, представляющие собой новые понятия (благой бог, великий бог, великая благость бога и т. п.). Логический механизм Луллия заключал в себе весьма значительную идею формализации логических действий посредством оперирования различными общими знаками. Связь такого рода логической техники с христианско-католической теологией более чем внешняя (вряд ли с ее помощью невозможно было обратить в христианство ни одного язычника). Но историки логики последних десятилетий квалифицируют Луллия как предшественника комбинаторных методов в новейшей логике. Не случайно в дальнейшем логический механизм Луллия (сама его идея) был высоко оценен Лейбницем, считающимся отцом математической логики.
Вскрывая особенности средневековой науки, ученые отмечают, что, прежде всего, она выступает как совокупность правил, в форме комментариев. Второй особенностью является тенденция к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.
Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созерцательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «экспериментальный» характер. А на Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.
Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, куда вошли земли Ирана, Северной Африки, азиатских провинций Византии, значительной части бывшей Римской империи, Армении, Северо-Западной Индии, на которых был создан Арабский халифат.
В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата— Багдад (конец VIII — начало IX в.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория.
Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский. В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Альмагисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.
Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» — приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика (Ш в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах
узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.
По известной характеристике Энгельса, после александрийского периода в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии. Это относится к различным отраслям знания, и прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит в заимствовании у индийских ученых позиционной системы счисления и в совершенствовании ее.
В дальнейшем другие арабоязычные ученые добились новых достижений в алгебре (например, рассматривали задачи, требующие решения уравнений третьей, четвертой и пятой степеней, а также извлечения корней тех же степеней). Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями арабоязычной астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858—927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью впервые введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения.
Аль-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Мыслитель собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор неизвестную среди арабоязычных философов), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики. За заслуги в развитии логического знания он получил почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель).
Наиболее замечательное в области физики имя — аль-Хайсам алъ-Газен (965—1039) из Басры. Его труд по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.
Как и в античности, в арабоязычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них — среднеазиатский ученый аль-Би-рут (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. В своих трудах Бируни привел достаточно точные математические константы (например, определения удельных весов минералов), определил их распространенность (а также распространенность руд, металлов, сплавов), подробно описал календарные системы различных ближневосточных народов. Географические познания Бируни весьма показательны для успехов этой науки в арабоязычном мире, в котором широкая торговля в странах Южной Азии, Африки и Европы развивала географическую и этнографическую любознательность. Бируни, живший в Индии и изучавший санскритскую литературу, написал большой труд об этой стране. Следует также отметить, что он первым познакомил индийских ученых с достижениями древнегреческой математики и астрономии, переведя некоторые из трудов античных ученых на санскрит.
Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера), впоследствии использованные химией. Хотя деятельность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Европе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в какой-то степени способствовала его будущему возникновению.
Известны достижения практической медицины в странах эпохи Средневековья. Еще задолго до Бируни автор многочисленных работ по естественным наукам и философии Закария Рази (864— 925) написал «Книгу объемлющую», своего рода медицинскую энциклопедию, составленную на основе работ античных и арабо-язычных ученых с добавлениями автора, почерпнутыми из его собственного богатого врачебного опыта. В других своих произведениях Рази весьма резко для своего времени говорил о чудесах, якобы творимых пророками, как об обмане и плутовстве, о вреде религиозных направлений и сект, религиозным книгам противо-
поставлял произведения Платона, Аристотеля, Эвклида и. Гиппократа.
К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и значительного философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037) — философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.
Ибн-Рушд (1126—1198) — философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Он считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Он есть субстанция истинно духовной жизни, и познавательная деятельность индивидуума образует лишь частное проявление ее. Разумное познание человека есть, следовательно, безличная и сверхличная функция: это временная причастность индивидуума к вечному разуму. Последняя есть та общая сущность, которая реализуется в высших проявлениях индивидуальной деятельности.
Эти и многие другие выдающиеся ученые арабского средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения. В дальнейшем это привело к созданию оптики.
Работая на основе традиций, унаследованных от египтян и вавилонян, черпая некоторые знания от индийцев и китайцев и, что самое важное, переняв у греков приемы рационального мышления, арабы применили все это в опытах с большим количеством веществ. Тем самым вплотную подойдя к созданию химии.
В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.