Что относится к основным принципам социального партнерства

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Комментарий к ст. 24 TК РФ

1. В настоящей статье указаны основополагающие начала, определяющие направление развития и содержание отношений по социальному партнерству, соответствуя его целям и задачам, устанавливая основы взаимодействия работников и работодателей.

2. Основные принципы социального партнерства во многом конкретизируют и уточняют применительно к законодательству РФ международные стандарты коллективных трудовых прав, закрепленные в ряде конвенций и рекомендаций МОТ.

Судебная практика по статье 24 TК РФ

Такое право предоставлено представителям работодателей и работников, а также органам государственной власти в соответствии с принципами социального партнерства, которые включают в том числе равноправие сторон, уважение и учет их интересов, а также добровольность принятия сторонами на себя обязательств (статья 24 Трудового кодекса Российской Федерации).

Источник

Статья 24 ТК РФ. Основные принципы социального партнерства (действующая редакция)

Основными принципами социального партнерства являются:

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Комментарий к ст. 24 ТК РФ

Положения статьи базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях.

2. Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Социальное партнерство основывается на заинтересованности сторон в сотрудничестве, уважении интересов и мнений представителей работников и работодателей.

4. Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон.

Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Содействие государства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил сотрудничества сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

5. Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе консультаций и локального регулирования трудовых отношений, при использовании других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты. Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК); коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК).

В ходе коллективных переговоров необходимо соблюдать также положения нормативных правовых актов, определяющие компетенцию работодателя (см. коммент. к ст. 41).

В том случае, когда полномочия предоставлены представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т.п., они должны быть надлежащим образом оформлены. Так, по общему правилу представителем работодателя является руководитель организации (ст. 33 ТК), однако в соответствии со ст. 20 ТК такие полномочия могут быть переданы и другому органу управления организацией, например председателю совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. В такой ситуации председатель совета директоров (наблюдательного совета), вступая в коллективные переговоры или проводя консультации с представителями работников, должен предъявить им выписку из устава или копию решения общего собрания акционеров, которым он уполномочен проводить коллективные переговоры, заключать коллективный договор, согласовывать управленческие решения с представителями работников или участвовать в других формах социального партнерства.

Такое же правило действует в отношении представителей работников. Представители профсоюза должны подтвердить свои полномочия, представив устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза).

Иные представители работников получают свои полномочия на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут ссылаться только на его решение (протокол).

7. Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходимы для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов.

Этот принцип основан на международных нормах. В частности, Конвенция МОТ N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949) закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора или соглашения.

8. Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно, и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться (Свобода объединения и коллективные переговоры. Международная конференция труда. 81-я сессия МОТ. Женева, 1994 (п. п. 235, 236)).

9. Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что нельзя включать в коллективно-договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к содержанию правовых актов.

10. Исполнение заключенных коллективных договоров и соглашений является обязательным и обеспечивается как возможностью вступить в коллективный спор и объявить забастовку, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения (ст. 55 ТК).

Одним из вспомогательных способов обеспечить выполнение условий договорных актов выступает контроль (см. коммент. к ст. 51).

Источник

Социальное партнерство: основные принципы, формы

Принципы соц. партнерства – это базовые начала, исходные положения, которым следуют субъекты социального партнерства в процессе своей практической деятельности.

Ключевые положения социального партнерства

Государство в обязательном порядке, при осуществлении нормативного регулирования трудовых и прочих отношений, которые имеют непосредственную связь с упомянутыми, должно руководствоваться именно принципами социального партнерства.

Статья 24 трудового кодекса содержит официальный перечень ключевых принципов. К ним относятся:

Приведенные выше положения объединяет принципы взаимодействия сторон социального партнерства. Кроме того к последней группе положений стоит также относить принципы содействия государства в упрочнении и становлении партнерства социального значения основанного на основании демократических принципов, взаимного учета интересов и уважения участников.

Стоит помнить, что, в сущности, принципы соблюдения участниками и их представителями правоустанавливающих положений и прочих регулирующих актов, которые так или иначе относятся к нормам трудового права, неизменности соблюдения коллективных договоров, соглашений, контроля за соблюдением норм установленных коллективных договоров, соглашений и ответственности участников за несоблюдение по их вине коллективных договоров, соглашений, имеют общеправовое значение и не могут рассматриваться как специфические, конкретно для отношений социального партнерства, а также в качестве самостоятельных элементов характеристики социального партнерства.

Кроме того в отношениях трудового коллектива его участники неизменно обязаны следовать установленному регламенту не только относительно нормативных правовых актов регулирующих отношения конкретной области, но и прочие требования законодательства.

Требования заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, и реальности обязательств, которые принимает на себя участник отношений, являются некими отдельными принципами и имеют больше моральное и экономическое значение, нежели правовое. Это связано со сложностью, используя исключительно средства права, доказать следование данным положениям.

К слову, поскольку участниками конкретных правоотношений социального партнерства выступают не стороны этого партнерства непосредственно, а лица, выступающие посредниками, то и обсуждение степени заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, довольно затруднительно, а по отношению к работодателю не имеет смысла в принципе. Кроме того, остается непонятным будет ли соблюдаться данное положение в случае, если работники отрицательно настроены на ведение диалога с руководящим составом того или иного предприятия, а лица, представляющие организацию имеют заинтересованность в заключении соглашения с работодателем, даже если руководитель дискредитировал себя.

Вышеописанное указывает на необходимость определения комбинации подобных положений социального партнерства, которые могли бы способствовать описанию данного института в роли самодостаточного в рамках системы трудового права.

Процесс формирования принципов социального партнерства

Впервые сформулировать перечень принципов социального партнерства попыталась М. В. Лушникова. Однако ее классификация ориентировалась преимущественно на международно-правовые принципы социального партнерства. Лушникова занесла в список такие принципы как:

Для установления базовых основ партнерского сотрудничества регулирование труда на международном уровне имеет большое значение. Кроме того в основе самого формирования МОТ заложено основное значение партнерских отношений, поскольку сама МОТ базируется на представительстве правительств, предпринимателей и трудящихся тех или иных государств.

В любом случае принципы формирования социального диалога могут иметь существенные различия, учитывая структуру занятости, организацию промышленности и сферы услуг, территориальное деление, исторические особенности и прочие факторы.

В современном мире к принципам социального партнерства принято относить те из них, которые имеют системообразующий характер для всей системы социального партнерства, а именно:

Чтобы более глубоко понимать структуру каждого из принципов, следует разобрать каждый из них более подробно.

Принцип свободы объединения

Данный принцип выражается в нормах Всеобщей декларации прав человека и Конвенциях МОТ № «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров». Соблюдение данного положения, по сути, неотъемлемо для продуктивного взаимодействия участников.

Только те из организаций работников и работодателей, которые прошли свободный путь создания и развития, способны полноценно осуществлять представительство интересов.

Принцип можно отнести к одним из основополагающих принципов регулирования трудовых отношений согласно Декларации МОТ от 18 июня 1998 года «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда»

Конвенция МОТ № 87 устанавливает право трудящихся и работодателей, не разделяя их, на формирование организации по своему выбору без предшествующего разрешения. Кроме того она регулирует право вступления в подобные организации при условии соблюдения внутреннего устава организации. Те или иные объединения (организации) могут разрабатывать собственные уставы и административные регламенты, а также выбирать желаемых представителей учитывая собственные предпочтения, организовывать управленческий аппарат, регулировать деятельность, формулировать программу действий. При это государство не имеет право вмешиваться в данные процессы, если действия могут каким-либо образом ограничить права организации или препятствовать законному осуществлению процессов, также в рамках процедуры приобретения организациями прав юридического лица.

Объединения рабочих и работодателей не могут быть упразднены или временно ограничены в правах в административном порядке.

В целом Конвенция МОТ № 87 ориентирована на организацию условий независимого существования организаций трудящихся и работодателей от влияния со стороны государственных органов.

На основании положений данной Конвенции трудящиеся пользуются необходимой защитой от любых дискредитирующих действий, которые так или иначе направлены на ограничение свободы объединения в сфере труда. Данные объединения также пользуются защитой против несанкционированного вмешательства среди таких же объединений или их представителей. Организации находятся под защитой относительно нюансов формирования, развития и управления.

В качестве вмешательства можно рассматривать какие-либо действия, которые способны учредить организацию работников под господством работодателя или объединения работодателей, а также поддерживать объединения трудящихся через материальную помощь или иным способом, дабы иметь возможность контролировать такие объединения.

Как можно заметить в содержание права на объединение также входит и обеспечение независимости этих объединений не только от иных участников отношений, но и от государства в частности, что отражено в законодательстве РФ. Так ст. 30 КРФ устанавливает право на объединение, включая право формировать профсоюзы, с целью зажиты собственных трудовых интересов. Гарантируется кроме того и свобода ведения деятельности общественных объединений, при этом вступление и пребывание в организации подобного рода исключительно добровольное.

Также положения об обеспечении независимости представителей работников находят отражение и в Законе о профсоюзах. Он в свою очередь устанавливает запрет на вмешательство любых государственных структур, органов местного самоуправления и их представителей, в случает если подобное вмешательство может спровоцировать ограничение прав профсоюзных организаций, или же вызвать затруднения в процессе осуществления законной деятельности.

Согласно статье 36 ТК РФ ведение коллективных переговоров, а также заключение договоров от имени работников организации, лицами, которые представляют интересы работодателя, не допускается. Сюда же можно отнести и заключение договоров организациями или структурами, сформированными или имеющими финансирование от работодателя, органов исполнительной власти, местного самоуправления, политическими партиями. Исключениями могут являться случаи, описанные и установленные в рамках Трудового Кодекса РФ.

Подобное положение вещей можно наблюдать и относительно объединений работодателей, что отражено в статье № 6 Федерального закона «Об объединениях работодателей».

Принцип многоуровневого сотрудничества

Данный принцип можно считать произрастающим из многогранности видов экономической деятельности и территориальной специфики труда. Таким образом, особенности трудовых отношений могут быть различными, учитывая экономическую отрасль, исторические, климатические и прочие факторы, которые присущи той или иной территории.

Конвенция МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 года, установила, что распространение сферы влияния коллективных переговоров на все отрасли экономики просто необходимо. В исключение попали только вооруженные силы и полиция, где допустимость ведения коллективных переговоров регулируется законодательством на национальном уровне.

Также в рекомендации МОТ содержится и примерный перечень уровней, на который предпочтительно проведение коллективных переговоров. К ним относятся следующие уровни:

О степени необходимости проведения переговоров на том или ином уровне следует делать выводы на основании национальных условий определенного государства. Если в той или иной стране переговоры проводятся на нескольких уровнях, участники должны обеспечивать координацию между этими уровнями.

В свою очередь ТК РФ предусмотрено существование уровней социального партнерства, а именно:

При этом существующие уровни могут формировать взаимодействие, из которого образуются подуровни. Так в состав отраслевого уровня входят подуровни, которые зависят от территории, на которой осуществляется взаимодействие:

Особенности существования и числа подуровней имеет прямую связь с конкретными отраслями экономики.

Описывая локальный уровень нельзя не отметить возможность охвата нескольких муниципалитетов, субъектов РФ, все страны и даже выхода за ее пределы. Это возможно за счет наличия у организации филиалов, представительств и других обособленных структур.

Стоит помнить, что наличествующий на данный момент перечень уровней социального партнерства не является полностью исчерпывающим и точным.

Подобное положение вещей сформировалось за счет того, что в условиях глобализации экономики, прироста количества работников, которые относятся к транснациональным компаниям, а также стремления сформировать наднациональные рынки труда фактически образовался новый уровень социального партнерства, а именно – международный. Ему свойственны особые формы социального диалога, а в его рамках образуются новые виды актов социального партнерства.

Законодательство РФ предусматривает отраслевой уровень ведения коллективных переговоров. Он сформирован на основании разделения организаций по сферам деятельности. Однако, в ноябре 2001 года вышло постановление, которое упраздняет действие ОКОНХ с начала 2003 года. С этого же момента в действие вступает Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Он существенно изменил группировку хозяйствующих субъектов, что, в свою очередь, создает ряд определенных трудностей на пути реализации положения ст. №48 трудового кодекса о распространении действия отраслевых соглашений на работодателей, которые не принимали участия в их заключении.

Стоит заметить, что решение данной проблемы требует более глубокого понимания и только лишь отменой или сменой конфигурации одного из уровней социального партнерства она не урегулируется.

Сохранение принятой терминологии обусловлено тем, что сформированные на данный момент профсоюзы и объединения работодателей были созданы в период существования отраслевого разделения народного хозяйства. Нередко такие объединения не могут ограничиться только лишь сменой названия, либо внесенным в устав изменениям, а должны осуществить слияние с несколькими организациями. Подобная процедура требует достаточно много времени, а также решения сложных организационных моментов. В сущности, подобная трансформация может занять боле года.

Принцип равноправия представителей субъектов социального партнерства

Данный принцип обеспечивается гарантиями независимости объединений трудящихся и работодателей. Кроме того, равноправие становится возможным благодаря особой роли органов государственной власти по отношению к партнерству социального уровня, где они выступают в качестве равноправных партнеров, а не просто носителей функции публичной власти, основная роль которых заключается в высказывании предпочтений по поводу определенной линии поведения участников партнерских взаимоотношений.

Кроме того в коллективных отношениях трудового характера происходит определенного рода трансформация взаимоотношений между работником и работодателем. Так, если традиционно в отношениях работник подчинен работодателю, или его представителю, а между ними возникают отношения власти, то отношения социального партнерства совокупный работник в лице своих представителей и работодатель имеют равные права с юридической стороны. Собственно, данный факт делает возможным участие представителей работников в управлении трудом.

Если данный принцип в полной мере реализовывается, он позволяет исключить заключение ложных соглашений, которые могут быть навязаны одной стороной по отношении к другой.

Принцип полномочности представителей субъектов социального партнерства

В условиях современности данный принцип приобретает довольно существенную практическую роль, ведь невозможно признать юридически значимым договорной акт, который был заключен представитель, не обладающим при этом должными полномочиями.

На первый взгляд может показаться. Что данное положение не требует никаких доказательств, однако история знает период когда коллективные соглашения заключались субъектами, решения которых не являлись обязательными для участников самих объединений. Подобное положение вещей сделало необходимым формулировку отдельного принципа.

Содержание этого принципа являет собой следующее: лица, представляющие субъекты социального партнерства должны обладать полномочиями, принимать обязательства, которые имеют юридическую силу лично для себя, а также для тех лиц, которые они представляют.

Войтинский И. С. считал, что стороны, договаривающиеся между собой, предпочитают, чтобы последствия тарифного договора в полном объеме распространялись на каждого рабочего и работодателя данной категории.

Определение полномочности представителей субъектов происходит посредством какого-либо законодательного акта, или через проведение определенных переговоров, где лицо наделяется полномочиями.

Принцип добровольности принятия обязательств

Данный принцип произрастает из независимости субъектов социального партнерства. В него входит также право свободы выбора и обсуждения тем, являющихся составными содержания коллективных договоров и соглашений.

Содержанием данного принципа является установление неправомерности манипуляции представителями субъектов социального партнерства. Здесь имеется в виду то, что третьи лица не могут диктовать решения, которые принимаются партнерами, а также обязывать представителей проводить переговоры по каким-либо определенным вопросам. Кроме того, подобное означает, что и органы государственной власти не имеют права обязывать участников принимать на себя какие-либо обязательства.

Выражается принцип в нормах ст. 47 трудового кодекса, согласно которому участникам коллективных отношений предоставляется свобода выбора вопросов регулирования социально-трудовых отношений. А также нормах статей 41 и 46 где определено, что содержание и структура коллективного договора или соглашения определяется участниками. Прочие установленные статьями виды являются не обязательными, но предпочтительными к соблюдению.

Принцип примирительного разрешения разногласий

Данный принцип указывает на то, что в случае конфликта, если таковой возник в процессе взаимодействия участников, может быть разрешен, руководствуясь базовыми принципами и процедурами, которые сложились в отношениях социальных партнеров.

Общие правила регулируют процесс разрешения возникающих спорных ситуаций при участии только лишь самих субъектов социального партнерства. Органы государственной власти, в данном случае, не учувствуют в вынесении решения, которое будет являться обязательным для конфликтующих. Их участие ограничивается лишь посредническими функциями.

Описанная выше позиция находит свое выражение в сути самих конфликтов. Ведь в своей сути они не являются конфликтами права, а в большинстве относятся к конфликтам интересов, которые обусловлены установлением или изменением коллективных условий труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *