Что относится к основным понятиям культуры речи

Учебное пособие для студента

Что относится к основным понятиям культуры речи
Загрузить всю книгу Что относится к основным понятиям культуры речи Что относится к основным понятиям культуры речи

Модуль №1
Тема №1. Язык как знаковая система

Что относится к основным понятиям культуры речиВ современную эпоху, требующую получения и обработки большого количества информации, оперативных действий, быстрого принятия решений, от специалиста для успеха в его профессиональной деятельности требуются навыки владения устной и письменной речью.

Культура речи, умение общаться, знание этикета являются визитной карточкой любого человека, особенно в деловом мире.

Инженеру, который не способен подобрать соответствующие слова для ясной передачи мысли и затрудняется грамотно изложить полученную информацию, будет трудно добиться успехов в своей профессиональной деятельности.

Кроме того, специалисты, занимаясь профессиональной деятельностью, часто не имеют представления о специфике общения, его этических нормах, речевом этикете, не следуют правилам создания оригинального текста, в том числе документа.

Усвоение теоретических знаний и овладение навыками, входящими в профессиональную составляющую специалиста, является задачей курса «Русский язык и культура речи».

Что относится к основным понятиям культуры речиРеальностью сегодняшнего дня является включение в речь молодых людей слов «классно», «клево», «в лом», «фишка» и др. Это молодежный жаргон, язык молодежной субкультуры.

За словами сленга стоят определенные понятия, выражающие состояние нашего общества на определенной стадии его развития, стоит речевая культура участников общения, незнание норм делового общения и речевого этикета.

Одна из иностранных фирм специально разработала и выпустила на латиноамериканский рынок новый автомобиль и назвала его «Чеви-Нова». Но автомобиль не пользовался спросом. Фирма срочно провела свое расследование, затратив огромные деньги, и выяснила, что «Нова» по-испански означает «она не едет». Так незнание значения слова чуть не сделало фирму банкротом.

Автомобиль «Запорожец» в Финляндии не продавался, потому что его название оказалось созвучным выражению «свиной хвостик», название машины «Жигули» во французском языке похож на жиголо — сутенер, в арабском означает фальшивый. Поэтому автомобиль в экспортном варианте назвали «Лада».

Известный русский ученый Д.С. Лихачев писал: «Язык не только лучший показатель культуры, но и воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть».

Что же представляет собой язык?

Язык — это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является средством общения.

С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий.

Что относится к основным понятиям культуры речиКолумбийский писатель Габриель Гарсия Маркес в романе «Сто лет одиночества» рассказал о том, как люди в результате болезни теряли память, не могли назвать предмет и не понимали, что это и зачем нужно. Когда один из героев заметил, что с трудом вспоминает названия привычных вещей, он прикрепил к ним наклейки, например «часы, стол, дверь, стена, кровать». В конце концов, дощечка с надписью, повешенная на шею корове, указывала: «Это корова, ее надо доить каждое утро, чтобы иметь молоко, а молоко надо кипятить вместе с кофе, чтобы получился кофе с молоком». Невозможность назвать вещи по именам означает невозможность узнать их, понять их значение. То, что закодировано в языке, не только информация о мире, но и сам мир, имеющий свой определенный код.

Следовательно, каждая система:

Характеризуя язык как систему, необходимо определить, из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем проявляется единство.

Язык состоит из единиц:

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка.

Источник

Культура речи и ее критерии

Что относится к основным понятиям культуры речи Тазаян Арменуи Анна
Культура речи и ее критерии

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная само презентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.

Культура речи — это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Другими словами, культура речи — это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи — правильность и коммуникативная целесообразность. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен,являются: точность, правильность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно.

1. Правильность. Это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка — произносительными, грамматическими, стилистическими. В соответствии с этими нормами надо говорить, например, [што], а не [что]; квартал,

а не квартал, поезжай, а не ехай и т. д. Но правильность — только первая ступень подлинной речевой культуры.

• 2. Коммуникативная целесообразность. Понятие коммуникативной целесообразности высказывания уже упоминалось выше. Недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилистических градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.

• 3. Точность высказывания.В этом понятии выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь).Во втором случае возможны следующие недостатки: отсутствие конкретности (высказывания типа «кто-то кое-где у нас порой.» и т. п., смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит—обсудит, представит—предоставит и т. п.).

• 4. Логичность изложения. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения.

Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина-следствие, сходство—различие и т. д., обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу.

Примерами нарушения логики высказывания являются известные поговорки: «в огороде бузина, а в Киеве дядька» или «шел дождь и два студента, один — в университет, другой — в галошах». Нарушения логики речевого выражения часто проявляются также в неверном членении письменного текста на абзацы.

5. Ясность и доступность изложения. Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.

Примером нарушения ясности выражения и проявления двусмысленности является, например, предложение «В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют».

Доступность (или доходчивость) изложения — это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его.

Доходчивость предполагает ясность, но не все изложенное ясно бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов.

6. Чистота речи. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности.

К таким элементам относятся слова-паразиты, которые появляются в речи при раздумье, в паузах (вот, значит, так сказать, диалектизмы и просторечные слова (чаво, здеся и т. д., варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, — анонс, пролонгирование и т. п., жаргонизмы (стибрили, умотать, лафа и т. п., вульгаризмы (бранные слова).

• 7. Выразительность речи. Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационная (когда слушателей заинтересовала сообщаемая информация) и эмоциональная (когда слушателей заинтересовал способ изложения, манера исполнения и т. п.).

• 8. Разнообразие средств выражения. Требование разнообразия средств выражения выполняется, когда говорящий или пишущий активно использует большой объем лексического запаса, большое количество синонимов.

• 9. Эстетичность. Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы — эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными. Например,говорят: «Ребенок испачкал пеленки», «У него расстройство желудка» и т. п.

• 10. Уместность. Уместность подразумевает такой подбор и организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность тех или иных языковых средств зависит от контекста, ситуации, психологических характеристик личности собеседника. Очень хорошо отражает суть этого принципа поговорка «В доме повешенного не говорят о веревке».

Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием изменений социальной структуры.

Поэтому овладение речевыми нормами представляет собой длительный процесс усвоения принципов использования языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важное в этом процессе — осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей коммуникации.

Овладение навыками основных видов речевой деятельности (чтения, слушания, письма, беседы, делового разговора) предполагает усвоение норм, обеспечивающих культуру речевой деятельности и способствующих повышению эффективности речевого общения.

Что относится к основным понятиям культуры речиИгра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Что относится к основным понятиям культуры речиКонспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]. Дидактическая игра «Ярмарка» (вторая младшая группа). Цель: Развитие фонетического.

Что относится к основным понятиям культуры речиКонсультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Что относится к основным понятиям культуры речиКонсультация для родителей «Критерии выбора книг для детей» Чтение- самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психологического становления личности. При чтении книг.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Что относится к основным понятиям культуры речиРекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Что относится к основным понятиям культуры речиЗанятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Источник

Культура речи

Нестерова И.А. Культура речи // Энциклопедия Нестеровых

Понятие культуры речи

Культурой речи должен владеть каждый человек, который по роду деятельности обязан работать с людьми. Деловые переговоры, дебаты, собеседования – все это основано на нормах культуры речи.

Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [1].

Культура речи представляет собой уровень общего развития человека, выражение его духовной и нравственной культуры.

Что относится к основным понятиям культуры речи

Значение термина «культура речи»

Культура речи содержит три компонента:

Особенностью культуры речи является ее целостность и правильность, которая подразумевает соблюдение норм литературного языка. Именно нормы являют собой её основу.

Культура речи имеет следующие задачи:

Функции культуры речи

Культура речи выполняет как общие, так и частные функции. Они представлены на рисунке ниже.

Что относится к основным понятиям культуры речи

Функции культуры речи

Рассмотрим функции культуры речи подробно. Начнем с общих. Первая и очень важная функция культуры речи – это коммуникативная функция. Она состоит в том, что культура речи способствует оптимизации процессов общения, речевой коммуникации. Другая, не менее важная функция – это стилистическая. В рамках этой функции, культура речи даёт знания о стилях языка. Нормативная функция культуры речи направлена на дачу знаний о существующих в языке нормах. Последней общей функцией является образцовая. Она направлено на создание и использование образцов совершенной речи.

Не менее актуальны и частные функции. Первой является когнитивная или познавательная. Она состоит в том, что культура речи даёт знания о языке как средстве познания окружающего мира. Другой частной функцией является аккумулятивная или накопительная функция. В её рамках культура речи представляет язык в качестве средства накопления и передачи речевой информации.

Носитель русского языка должен владеть функциональными разновидностями языка. Кроме того, необходимо ориентироваться на прагматичные условия общения, влияющие на выбор речевых средств.

Современная концепция культуры речи

Развитие русского языка наложило отпечаток на культуру речи. В современных условиях отмечается тенденция к демократизации норм, которые составляют основу этого понятия.

Современная концепция культуры речи состоит из четырех компонентов:

Что относится к основным понятиям культуры речи

Компонентный состав культуры речи

Рассмотрим каждый компонент отдельно. Так, языковой компонент культуры речи состоит из двух аспектов, которые представлены на рисунке. Он связан с выбором одного из вариантов в пределах литературного языка – того, который в большей степени соответствует сфере употребления. Для того, чтобы правильно осуществлять такой выбор, нужно иметь представление о функциональных стилях речи и эмоционально­экспрессивном расслоении языковых единиц. Этический компонент культуры речи включает в себя выбор средств языка с учетом нравственного кодекса и культурных традиций. Представление о хорошей речи, ее эталоне обусловлено культурологически, социально и территориально. Этический компонент диктует вежливость, доброжелательность в общении. Это условие направлено на достижение цели коммуникации. Эстетический компонент в рамках культуры речи направлен на вызов у слушателя чувства эстетического удовлетворения. Коммуникативный компонент направлен на развитие общения, на повышение его уровня с учетом норм литературного русского языка. Все компоненты культуры речи взаимоствязаны.

Современная культура речи представляется как теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и ряда относительно новых разделов языкознания с целью воздействия на языковую практику [2].

Особенностью культуры речи в современных реалиях стал повышенный интерес к коммуникативной составляющей. Дело в том, что все больше внимания уделяется эффективности коммуникации, а не её языковому или этическому компонентам.

В России остро стоит проблема культуры речи. Дело в том, что в XXI веке нация столкнулась с безразличным отношением к русскому языку в целом и к культуре речи в частности. Это особенно бросается в глаза, если смотреть и читать современные СМИ. Журналисты зачастую игнорируют нормы языка и не «чувствуют язык». Отсутствие понимания норм родного языка шагнуло с экранов в жизнь. Современное поколение не умеет разговаривать на литературном русском. Журналистика перестала быть эталоном русского языка. Налицо жаргонизация, многочисленные иноязычные слова, преимущественно американизмы, употребление ненормативной лексики – все это результат общего снижения уровня культуры.

В настоящее время в России отсутствует социальный слой, чей язык являлся бы эталоном речи и служил бы образцом. Современная культурная интеллигенция не стесняясь использует жаргон и ругательства в речи. Много ненормативной лексике и в произведениях литературы. Многие фильмы и сериалы снимают версии «без цензуры», таким образом привлекая больше зрителей. Но массовость – не значит культурная ценность. Именно с этим и предстоит бороться в процессе преодоления кризиса культуры речи.

Источник

Основные понятия культуры речи

Что относится к основным понятиям культуры речи Что относится к основным понятиям культуры речи Что относится к основным понятиям культуры речи Что относится к основным понятиям культуры речи

Что относится к основным понятиям культуры речи

Что относится к основным понятиям культуры речи

Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Эта система включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфемного (части слова: корень, суффикс и др.), морфологического (грамматические классы слов и др.) лексического (слова и их значения) и синтаксического (предложения). Описывается данная система в грамматиках и словарях.

Основными функциямиязыка являются:

Речьэто реализация языкового кода,деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. В речи единицы языка вступают в различные отношения, образуя бесчисленные множества комбинаций. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения. Язык абстрактен, речь конкретна.

Что относится к основным понятиям культуры речи

Одна из основных задач культуры речи — это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом националь­ной важности, поскольку литературный язык — это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного язы­ка — дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма не­однороден. Он состоял из диалектов, просторечия и некоторых дру­гих обособленных образований. Литературный язык — это, разумеется, далеко не одно и то же, что язык художественной литературы. В основе языка художе­ственной литературы лежит литературный язык. И все же язык художественной литературы — это особое явление. Для достижения эстетических целей в язык художественной литературы могут при­влекаться диалекты и другие нелитературные элементы.

Одна из главнейших функций литературного языка — быть языком всей нации, встать над отдельными локальными или соци­альными ограниченными языковыми образованиями. Литературный язык — это то, посредством чего создается, естественно, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить себе полноценную нацию. Известный современный лингвист М. В. Панов среди основных признаков литературного языка называет такие, как язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык. Кодификациякакосо­знанная норма, закрепленная всводах правил, предназначенных для всех обучающихся языку, свойственна лишь литературному языку. Сознательная кодификация языка — прямая задача культуры речи: с появлением литературного языка появляется и «культура речи».

Литературный язык составляет высшую форму национального языка. В лингвистике выделены основные признаки литературного языка. К ним относятся

Источник

Что относится к основным понятиям культуры речи

1 Основные понятия, термины и определения

1. Культура речи – (1) это степень владения языковыми нормами в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями и содержанием высказывания.

2. Культура речи – (2) это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование современного литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

3. Речевая культура – одна из составляющих общей культуры человека. Речевая культура специально и систематически прививается и воспитывается в учебных заведениях и в семье, она требует сознательного и постоянного совершенствования в течение всей жизни человека. В речевой культуре выделяются три основных аспекта: нормативный (соблюдение речевых норм), коммуникативный (умение добиваться поставленной цели, используя языковые возможности), этический (применение этикетных средств в целях гармонизации взаимоотношений).

4. Речевой идеал – существующее в сознании человека представление об образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь, т. е. речь, соответствующая языковым нормам, которые представлены в грамматиках, словарях и справочниках и различаются в зависимости от исторического периода.

5. Языковая норма – это социальное понятие, предписывающее обязательность единообразного употребления единиц языка в речи; это общенародный исторически сложившийся образец, к которому внутренне стремится каждый говорящий на определённом языке человек в целях осуществления оптимальной коммуникации. Нормы разделяются на два типа: (1) императивные (строго обязательные) и на (2) диспозитивные (допускающие варианты в пределах литературного языка).

6. Ортология – наука, изучающая языковую норму как категорию социально-историческую по природе и динамическую по функционированию, имеющую объективный и регламентирующий характер, гибкую и одновременно стабильную.

7. Язык – грамматическая система и словарный состав, потенциально существующие в сознании всех индивидов, говорящих на определённом языке. Главное предназначение языка – выполнять коммуникативную функцию, т.е. служить средством общения. Вторая функция языка – когнитивная (функция познания), которая выражается в свойстве языка быть основной формой отражения окружающей человека действительности и самого себя, а также служить средством получения нового знания о действительности. Третья функция языка эмоциональная, что позволяет ему быть одним из средств выражения чувств и эмоций. Четвёртая функция, метаязыковая, является средством исследования и описания самого языка. Выделяется также фатическая функция (контактоустанавливающая), кумулятивная (функция создания, хранения и передачи информации), аксиологическая (функция оценки), эстетическая, функция воздействия и пр. Язык представляет собой систему знаков.

8. Речь, в отличие от языка (системы), представляет собой деятельность, протекающую как процесс и одновременно являющуюся продуктом этой деятельности. Речь – индивидуальный акт говорения, письма и понимания, который происходит линейно, мгновенно; возможны индивидуальные ошибки в произношении и употреблении слов, в понимании. Речь материальна (в устной форме она звучит, а в письменной фиксируется с помощью графических средств). Речь преднамеренна и ориентирована на конкретную цель, она зависит от конкретных ситуаций, развёртывается во времени и реализуется в пространстве.

9. Речевое взаимодействие – элемент речевого общения, который выражается в процессе установления и поддержания связи между людьми посредством речи, целенаправленного контакта (прямого или опосредованного). Средством речевого взаимодействия является общая для коммуникаторов знаковая система (язык).

10. Речевое событие – элемент речевого общения, который включает вербальный и невербальный элементы общения (собственно речь, а также мимику и жесты) и речевую ситуацию – конкретное обстоятельство речевого взаимодействия (кому, что, зачем и когда сообщается).

11. Типы речи: информирующая речь (имеет целью сообщить информацию), аргументирующая речь (высказать и доказать своё мнение в споре, полемике, дебатах), агитирующая речь (побудить к действию), эвристическая речь (обсудить проблему с целью найти верное решение), эпидейктическая речь (воздействовать в воспитательных целях, выразить своё видение добра и зла либо поздравить), гедонистическая речь (доставить удовольствие самому себе и партнёру по общению самим процессом общения).

12. Функции общения: инструментальная (общение как вспомогательный компонент совместной деятельности), синдикативная (объединяющая, когда общение предполагает единство вступивших в него участников), самовыражения (ориентация на контакт, взаимопонимание), трансляционная (передача способов и программ деятельности, оценочных критериев). В процессе общения сам человек, являясь субъектом общения, выполняет следующие функции: коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), конативную (взаимопроявление и управление), креативную (взаимовлияние, преобразование).

13. Стиль – исторически сложившаяся в определённое время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни.

14. Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере.

Задание 1. Сравните понятия культуры речи, представленные под номерами 1 и 2 в теоретической части. Обратите внимание на выделенные курсивом ключевые слова. На их основе сделайте вывод о том, кому адресованы эти определения, в практическом или теоретическом аспектах в них представлено понятие культуры речи. Чем объясняется множественность и разнонаправленность определений культуры речи как дисциплины гуманитарной?

Задание 2. Откройте в Интернете другие определения культуры речи, зачитайте их вслух, выделите ключевые слова и назовите тот аспект культуры речи, на котором делает акцент автор определения.

Задание 4. Прочитайте определения под номерами 4-6 и дайте общее понятие языковой нормы, включив в него перечень аспектов, выделенных курсивом.

Задание 5. Различите императивные и диспозитивные нормы в следующих парах словосочетаний: поеду в Болгарию – выходить на «Болгарии»; иду на Красную площадь – встретимся в «Красной площади»; на Украине – в Украине; написать характеристику учащегося – написать характеристику на учащегося; кори[ч]невый – кори[ш]невый; [ч]то – [ш]то – [шо]; разлив – розлив; сеньор (исп.) – синьор (итал.); инженер – инжиниринг.

Задание 6. Почему данные под номерами 7 и 8 определения языка и речи характеризуют их как дихотомию (двуединство)? Для ответа выделите ключевые слова и сравните положения. Найдите в Интернете и зачитайте другие определения языка и речи. Какие иные аспекты понятий выделены авторами определений?

Задание 7. Сравните значение слов «речь» и «язык» в данных ниже микротекстах.

1. В здании языка есть четыре больших помещения, и жителем этого здания может назвать себя только тот, кто вхож во все четыре, кто овладел всеми четырьмя навыками – речью, пониманием речи говорящего, письмом и чтением (К. Ломб). 2. Четырнадцатилетний подросток употребляет в речи примерно 9000 слов, а взрослый – 12500 (И.Р. Гальперин). 3. Всякая личность оказывает и оказывала многочисленные влияния, помимо тех, которые могут быть уловлены документальными данными. Достижение известной истины ученым, правильное понимание им известного явления, верная постановка задач научного изучения неизбежно проявляются в его словах… в его языке, этой образной форме мышления человеческой личности (В.И. Вернадский). 4. По подсчетам академика М.А. Лаврентьева, школьнику приходится заучивать в русском языке 137 правил и 587 исключений из них (Л.П. Крысин). 5. Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее пособию одолжен человек всеми изобретениями и совершенствованием. Кто бы помыслил, что столь малейшее орудие, язык, есть творец всего, что в человеке есть изящно! (А.Н. Радищев).

Задание 8. Дайте общее понятие речевого общения, используя информацию, содержащуюся под номерами 9 и 10 в теоретической части.

Задание 9. Докажите, что выделение типов речи зависит от целей коммуникаторов и реализуется в определённых жанрах. Соотнесите с типами речи следующие жанры: дружеская беседа, деловые переговоры, митинговая речь, спор, программа новостей, воспитывающая речь. Используйте исходную информацию, представленную под номером 11.

Задание 10. Познакомьтесь с функциями общения (исходная информация представлена под номером 12). Найдите в Интернете и зачитайте понятие коммуникации. Сравните оба понятия и выясните, какое из них шире. В столбцах следующей таблицы представлено сравнение коммуникации и общения. Выясните, материал какого столбца представляет какое понятие.

Передача и приём речевой информации отправителем и получателем

Речевое взаимодействие между людьми

Монологическая и односторонняя передача информации

Двусторонний и диалогичный процесс взаимодействия

Информационный процесс с адресацией одушевлённой или неодушевлённой инстанции

Информационный, когнитивный, эмотивный, креативный и конативный процесс

Задание 11. Выделите ключевые слова в понятиях «стиль» и «функциональный стиль» (информация представлена под номерами 13 и 14) и назовите известные вам из школьной программы функциональные стили.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *