Что относится к основным методам сбора информации о ребенке
ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О РЕБЁНКЕ
Из курса «Основы сестринского дела» вы знаете, что сестринский процесс включает 5 этапов:
1-й — сбор информации (субъективной и объективной) о пациенте;
2-й — формулировка сестринских диагнозов и распределение их по приоритетам;
3-й — планирование (цели и план сестринского вмешательства);
4-й — реализация плана сестринских вмешательств;
5-й — оценка эффективности вмешательств.
Ясно, что вся сестринская деятельность базируется на квалифицированном сборе информации о пациенте (в нашем случае — о ребенке).
Поскольку речь идет о ребенке, то сбор информации будет отличаться от такового у взрослых. Основной его особенностью является невозможность получить всю необходимую информацию от пациента. Следовательно, чтобы получить необходимые сведения о ребенке (субъективное обследование), необходимо провести беседу с родителями, просмотреть предшествующую документацию («Карта развития ребенка» из детской поликлиники) и
только потом приступить к квалифицированному объективному обследованию.
«Карта сестринской истории болезни» должна содержать следующие разделы:
1. Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).
2. Информация о прививках.
3. Врачебный диагноз.
4. Реакция ребенка на госпитализацию.
5. Субъективное обследование:
— жалобы (со слов ребенка и родителей) а также активно выявленные;
— анамнез заболевания (с описанием динамики состояния, полученного лечения и его эффективности);
— гинекологический анамнез (у девочек-подростков);
6. Объективное исследование:
— сознание и положение в постели;
— кожа и слизистые оболочки;
— железы внутренней секреции;
— нервная система (для детей — указание на степень нервно-психического развития; на 1-м году — подробное описание умений и навыков);
— вскармливание (питание) — общие сведения и индивидуальные особенности. (См. приложения 1 и 2).
Завершается сбор информации выводом в виде перечисления выявленных нарушенных потребностей и в соответствии с ними сестринских диагнозов по приоритету. Для того чтобы собрать информацию о ребенке, необходимо наладить с ним доверительный контакт, а это непросто, поскольку ребенок сразу чувствует, искренен ли интерес к нему или наигран. Кроме того, для работы с семьей очень важны взаимоотношения с родителями, их доверие к медицинскому работнику, взаимное уважение. Поэтому медика (будь то фельдшер, медсестра или акушерка) жизненно необходимы знания медицинской психологии и навыки профессионального общения.
ТЕМА 2. АНТЕНАТАЛЬНЫЙ И НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Антенатальный, или внутриутробный период длится 280 дней от зачатия до наступления родов. В акушерстве и педиатрии принято исчислять срок беременности в неделях (так как в неделе всегда 7 дней, а в месяце количество дней колеблется от 28 до 31). Следовательно, длительность антенатального периода составляет 38—42 недели. Роды ранее 38 недель называют преждевременными, а новорожденного — недоношенным. Роды после 42 недель. Называют запоздавшими, а новорожденного — переношенным.
Условно беременность делится на три триместра:
1—3 мес. — 1-й триместр;
4—6 мес. — 2-й триместр;
7—9 мес. — 3-й триместр.
Для максимальной защиты плода от негативных воздействий проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.
Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретном случае, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка, и т. д. С
целью получения подобной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной, участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи. В плановом порядке проводится два таких патронажа, по назначению врача их может быть три, четыре и более.
1-й дородовый патронаж проводится после постановки беременной на учет в женской консультации (которая и передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8—12 недель (схема 2).
Цель: обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода.
При 1-м дородовом патронаже выявляются все неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода. Беременная, у которой выявлены факторы риска,
ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.
Условно выделяют следующие группы риска беременных женщин:
1. Женщины до 18 лет и первородящие старше 30лет.
2. Женщины, имеющие массу тела менее 45кг или более 91 кг.
3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.
4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в том числе имеющие недоношенные и переношенные беременности в анамнезе).
5. Женщины с многоплодной беременностью.
6. Женщины с отягощенным акушерским анамнезом
(аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т. д.).
7. Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т. д.).
8. Женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные и т. д.).
9. Женщины с профессиональными вредностями (медики, учителя, работницы лакокрасочных, гальваники цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т. д.).
10, Женщины с вредными привычками (наркомания, токсикомания, табакокурение, алкогольная зависимой).
Ясно, что групп риска может быть и одна, и несколько.
2-й .дородовый патронаж — проводится в сроке 30—32 недели, т. е. при выходе женщины в декретный отпуск (схема 3).
Цель: подготовка беременной и ее семьи к появлением новорожденного. Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:
— подготовка комнаты (уголка) для новорожденного;
— приданное для новорожденного;
— предметы ухода за новорожденным;
— аптечка для новорожденного;
|
— подготовка молочных желез к кормлению;
— питание и режим матери на период вскармливания;
— признаки родовой деятельности и тактика беременной;
— набор белья для выписки новорожденного из роддома.
В нашей стране проводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной.
Это 3 основные программы:
1. Медико-генетическое консультирование семей, отягощенных наследственными заболеваниями.
Обязательная 3 кратная (по необходимости и более) ультразвуковая диагностика беременных в сроке 6—12 нед., 14—-20 нед., 26—-32 нед.
3. Проведение специальных исследований по показаниям, например: первобеременным35 и более лет — определение сывороточных
белков-маркеров ряда заболеваний, микроскопия ампиотической жидкости и т. д.
Действует скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации по 2 заболеваниям — фенилкетонурии и врожденному гипотиреозу.
Она заключается в том, что у 100% детей, родившихся в России, берется кровь на анализ по названным заболеваниям. Анализ проводится в условиях медикогенетической консультации. В случае положительного результата ребенку назначают:
1) при фенилкетонурии — специальную диету (до 5—6 лет);
2) при врожденном гипотиреозе — гормоны щитовидной железы (пожизненно).
В результате развиваются полноценные во всех отношениях дети
(т. е. 100% результат лечения). В противном случае у детей развивается тяжелая и необратимая умственная отсталость. С первыми признаками родовой деятельности начинается интранатальный этап и женщина поступает в родильный дом. С появлением ребенка начинается неонатальный период.
НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Новорожденный, родившийся в сроке 38—42 недели, с массой тела 2501 г и более и длиной тела 46 см и более, считается доношенным. Кроме основных, существуют и другие признаки доношенности. Но сначала определяются признаки живорождения:
1. Самостоятельное дыхание.
3. Пульсация пуповины.
4. Произвольные движения мышц.
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков, ребенку немедленно оказывается реанимационная помощь. Если отсутствуют все 4 признака, ребенка считают мертворожденным.
Рис. 1. Новорожденный
Ребенок
К концу 1-й минуты состояние новорожденного оценивают по шкале Апгар. Шкала была предложена американкой Вирджинией Апгар (табл. 3) в середине XX века.Таким образом, здоровый ребенок может получить 8—10 баллов. В конце 5-й минуты состояние новорожденного повторно оценивается по шкале Адгар..(при необходимости — каждые 5 минуты до 20-й минуты), что в динамике позволяет определить компенеаторные возможности организма ребенка.
III.6.4. Основные методы сбора информации о ребёнке
• Систематическое структурированное наблюдение;
• Описание случаев и регистрация эпизодов – короткие описания конкретных случаев;
• Повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня;
• Аудиозаписи (образцы речи и т.д.) и видеозаписи, транскрипция речи;
• Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули работы ребёнка;
• Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и
умения (ключевые компетентности);
• Беседы с родителями, анкеты, опросники;
• Общение со специалистами (психолог, предметник, врач, логопед);
• Записи с родительских конференций;
• Беседы и интервью с ребёнком с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей;
• Портфолио, или «Папки достижений»
• Дневниковые заметки. Это краткие описания конкретных случаев, высказываний, поведения детей, на которые обратил внимание педагог, наблюдая за детьми. Эти заметки дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, при каких обстоятельствах, и свидетельствуют об успехах, достижениях и проблемах детей, подгруппы или группы в целом. Дневниковые записи педагоги могут делать в специальных блокнотах, на бланках и карточках.
Воспитатель начинает со сбора информации о развитии ребёнка, его интересах, склонностях, увлечениях, стиле общения и мышления и т.д. Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо использовать
• разные методы сбора информации;
• различные источники информации;
• различные ситуации для повторения процедуры сбора информации.
Педагоги используют разные методы и техники сбора информации о ребёнке.
Процесс наблюдения и оценки представлен на следующей схеме: от наблюдения и сбора информации о ребёнке к действиям педагогов и родителей по осуществлению индивидуальных планов и программ развития детей.
Наблюдение проводится систематически, регулярно и ненавязчиво.
Ребёнок находится в знакомой обстановке и ведёт себя естественно и спокойно, не догадываясь о том, что за ним наблюдают. Педагоги наблюдают за тем, как ведёт себя ребёнок в разных ситуациях: в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время; их интересует реакция ребёнка на конфликт и похвалу, на заданный вопрос и на предложение обсудить что-то. Наблюдатель (исследователь) может увидеть личность ребёнка в целом. Наблюдение ведётся за всеми видами деятельности и проявлениями поведения ребёнка любого возраста. Наблюдения проводятся за всеми детьми в разное время суток в течение всего года. В фокусе наблюдения находятся все центры активности группы, а также открытая площадка и другие помещения. Очень полезно также проводить наблюдения, когда воспитатели осуществляют домашние визиты в семьи детей, предварительно получив согласие родителей.
Любое наблюдение должно иметь конкретную цель. Таким образом, педагогам необходимо ставить перед собой цели развития и ограничивать использование результатов оценки строго применительно к тем целям, для которых проводится оценка. Воспитатель, взаимодействуя с ребёнком, должен иметь в виду одну или несколько целей, важных для развития именно этого ребёнка. В программе, ориентированной на ребёнка, целью наблюдения становится индивидуальное планирование, постановка целей и задач развития каждого ребёнка, работа по осуществлению индивидуальной программы и наблюдение за прогрессом ребёнка.
Карта наблюдений.Карта является наиболее формализованным методом наблюдения. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию.
Как правило, параметры карты наблюдения представляют собой список знаний, умений личностных качеств, которыми овладевают дети по мере их развития. Благодаря своей внутренней строгой структуре карта наблюдений позволяет педагогу видеть и чётко фиксировать развитие каждого ребёнка по широкому спектру разнообразных и значимых для педагога направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину прогресса. Полученная в результате информация используется педагогом для постановки педагогических целей, коррекции собственной деятельности и обеспечения эффективной поддержки развития каждого ребёнка и группы в целом.
Наблюдая за детьми, педагоги выступают в роли фасилитаторов и осуществляют невербальную и вербальную поддержку ребёнка. К невербальной поддержке относятся следующие действия педагогов: выбор позиции «глаза на одном уровне», выслушивание, заинтересованность идеями детей, отсутствие критических замечаний, имитация деятельности детей, использование материалов, которыми играют дети. Вербальная поддержка включает обсуждение целей детей, предложение интересных идей и ситуаций для деятельности, участие в драматической игре, моделирование способов деятельности для решения проблем, которые возникают у детей.
Для развития навыков коммуникации педагоги помогают детям общаться без конфликтов и создают ситуации, чтобы дети обращались друг к другу за помощью. Для развития познавательной активности и навыков планирования своей деятельности педагоги поощряют детей отвечать на собственные вопросы, способствуют тому, чтобы дети имели возможность проявить самостоятельность и инициативу.
Следующие советы могут помочь воспитателю, который проводит систематические наблюдения:
• Определите для себя, что именно вы будете наблюдать;
• Составляйте реалистичную схему наблюдений;
• Наблюдайте за детьми при различных обстоятельствах в различное время в течение дня;
• Старайтесь, чтобы дети не заметили, что за ними наблюдают;
• В конкретный момент наблюдайте только за одним ребёнком;
• Наблюдайте именно то, что делает ребёнок;
• Документируйте факты, а не свои обобщения;
• Старайтесь, чтобы ваши мнения и убеждения не влияли на оценку ребёнка;
• Сразу же записывайте результаты наблюдений;
• Записывайте контекст наблюдения, отмечайте дату, время и обстоятельства;
• Записи должны быть точными и конкретными;
• Записи должны быть объективными;
• Выбирайте объективную систему записи наблюдений;
• Процесс записи должен быть простым;
• Избегайте поспешных обобщений, выдвигайте много разных гипотез;
• Обсуждайте факты с коллегами, родителями и специалистами.
Портфолио. Идея использования портфолио ребёнка в последнее время получает широкое распространение. Различные авторы характеризуют портфолио ребёнка как:
• коллекцию работ ребёнка, всесторонне демонстрирующую не только результаты его деятельности, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в компетентностях ребёнка по сравнению с его предыдущими результатами.
• выставку достижений ребёнка за тот или иной период (полугодие, год):
• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов ребёнка;
• демонстрацию продуктов деятельности ребёнка, предполагающую его непосредственное участие в выборе лучших и наиболее интересных, по мнению ребёнка, работ, для всеобщего обозрения, а также их самоанализ и самооценку.
«Портфoлио» – коллекция работ, которые ребенок выполнил в течение некоторого времени. Она может включать рисунки, рассказы, продиктованные ребенком воспитателю или записанные родителями, результаты попыток писать слова и числа. Портфолио может включать образцы речи, т.е. транскрипционную запись слов и выражений ребенка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения, фотографии, отражающие деятельность ребенка, аудиозаписи его речи, записанный воспитателем оригинальный вопрос, заданный ребёнком.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Особенности сбора информации о ребенке
Основной особенностью сбора информации о ребенке является невозможность получить всю необходимую информацию от пациента. Следовательно, необходимо провести беседу с родителями, посмотреть предшествующую информацию («Карта развития ребенка» из поликлиники).
«Карта сестринской истории болезни» должна содержать следующие разделы:
1. Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).
2. Информация о прививках.
3. Врачебный диагноз.
4. Реакция ребенка на госпитализацию.
5. Субъективное обследование:
· гинекологический анамнез (у девочек – подростков)
*сознание и положение в постели
*подкожно – жировая клетчатка
*костно – мышечная система
*железы внутренней секреции
Завершается сбор информации выводом в виде перечисления выявленных нарушенных потребностей и в соответствии с ними сестринских диагнозов по приоритету.
Необходимо так же наладить доверительный контакт как с ребенком, так и с родителями.
Тема: Антенатальный период.
Антенатальный, или внутриутробный, период начинается с момента зачатия и заканчивается рождением плода. Продолжительность его составляет 10 лунных или акушерских месяцев, 9 календарных месяцев, 280 дней или 40 недель.
В антенатальном периоде выделяют 2 этапа:
* эмбриональный
* плацентарный.
Эмбриональный этап внутриутробного периода развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и длится до 12 недели беременности. В это время происходит закладка и формирование тканей и внутренних органов.
При воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды обитания, особенно в ранние сроки (от 3 до 7 недель), возможно формирование тяжелых пороков развития вплоть до гибели зародыша. Если повреждающий фактор действует кратковременно, происходит поражение тех органов, которые формируются в этот момент наиболее интенсивно, т. е. возникают пороки развития или уродства. Если повреждающий фактор действует длительно, возможно формирование комбинированных сложных пороков развития, иногда не совместимых с жизнью. Этот период развития завершается формированием большинства органов (кроме ЦНС и эндокринной, которые развиваются позднее).
В плацентарном периоде происходит дальнейший рост и развитие всех органов и тканей. Начинают функционировать кроветворные органы (печень, селезенка, костный мозг). С 9 недели беременности до рождения у плода функционирует плацентарное кровообращение, которое обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ из организма матери к плоду.
Повышением двигательной активности, которую мать ощущает как шевеление плода, плод может самостоятельно стимулировать поступление питательных веществ и кислорода от материнского организма.
Функции плаценты:
Плацента имеет плодовую и материнскую поверхности. На плодовой поверхности имеются сосуды, радиально расходящиеся от пуповины. Пуповина – шнуровидное образование, в котором проходят одна вена и две артерии. По вене к плоду притекает артериальная кровь, по артериям венозная кровь течет от плода к плаценте. Кровь матери и плода может иметь разную групповую и резус принадлежность. Когда беременность протекает без осложнений, кровь матери и плода нигде не смешивается.
Во время плацентарного периода развития воздействие повреждающих факторов, таких как: заболевания матери, употребление алкоголя, табакокурение, действие химических веществ могут вызвать пороки развития в тех органах, формирование которых не завершилось к 3-му месяцу беременности.
Внутриутробный период важен не только для физического развития, но и для его интеллектуального, эмоционального и психологического развития. Во внутриутробном периоде дети хорошо слышат, различают отдельные слова и понятия, узнают голоса родителей, различают мужской и женский голоса, различают интонацию голоса. Плод запоминает стихи, колыбельные, запоминает язык, на котором говорят окружающие, а в последующем легко усваивает язык своего окружения.
Для максимальной защиты плода от неблагоприятных воздействий окружающей среды проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.
Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретном случае, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка и т. д.
Для получения подобной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной, участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи.
В плановом порядке проводится 2 таких патронажа, по необходимости врач может назначить 3, 4 и т. д.
ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ.
Из курса «Основы сестринского дела» вы знаете, что сестринский процесс включает 5 этапов: 1-й — сбор информации (субъективной и объективной) о пациенте;
2-й — формулировка сестринских диагнозов и распределение их по приоритетам;
3-й — планирование (цели и план сестринского вмешательства);
4-й — реализация плана сестринских вмешательств;
5-й — оценка эффективностн вмешательств.
Ясно, что вся сестринская деятельность базируется на квалифицированном сборе информации о пациенте (о ребенке).
Поскольку речь идет о ребенке, то сбор информации может отличаться от такового у взрослых. Основной его особенностью является невозможность получить всю необходимую ивформацию от пациента. Следовательно, что получать необходимые сведения о ребенке (субъективное обследование), необходимо провести беседу с родителями, просмотреть предшествующую документацию «Карта развития ребенка» из детской поликлиники и только потом приступить к квалифицированному объективному обследованию.
«Карта сестринской истории болезни» должна содержать следующие разделы:
1. Паспортная часть (сведения о ребенке и родителях).
2. Информация о прививках.
3. Врачебный диагноз.
4. Реакция ребенка на госпитализацию.
5. Субъективное обследование: — жалобы (со слов ребенка и родителей), а также активно выявленные;
— анамнез заболевания (с описанием динамики состояния, полученного лечения и его эффективности);
— гинекологический анамнез (у девочек-подростков);
6. Объективное исследование: — физические данные;
— сознание и положение в постели;
— кожа и слизистые оболочки;
— железы внутренней секреции;
— нервная система (для детей — указание на степень нервно-психического развития; на 1-м году — подробное описание умений и навыков);
— вскармливание (питание) — общие сведения и индивидуальные особенностя.
Завершается сбор информации выводом в виде перечисления выявленных нарушенных потребностей и в соответствии с ними сестринскнх диагнозов по приоритету.
Для того чтобы собрать информацию о ребенке, необходимо наладить с ним доверительный контакт, а это непросто, поскольку ребенок сразу чувствует, искренен ли интерес к нему или наигран. Кроме того, для работы с семьей очень важны взаимоотношения с родителями, их доверие к медицинскому работнику, взаимное уважение. Поэтому медики (будь то фельдшер, медсестра или акушерка) жизненно необходимы знания медицинской психологии и навыки профессионального общения.
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Антенатальньй, или внутриутробный период длится 280 дней от зачатия до наступления родов. В акушерстве и педиатрии принято исчислять срок беременности в неделях (так как в неделе всегда 7 дней, а в месяце количество дней колеблется от 28 до 31). Следовательно, длительность антенатального периода составляет 38—42 недели. Роды ранее 38 недель называют преждевременными, а новорожденного — недоношенным. Роды после 42 недель называют запоздавшими, а новорожденного — переношенным.
Условно беременность делится на три триместра:
1-3 мес. — 1-й триместр;
4—6 мес. — 2-й триместр;
7—9 мес. — 3-й триместр.
Для максимальной защиты плода от негативных воздействий проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.
Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретеом случае, каковы особенности семьн, ожидающей ребенка, и т. д. С целью получения подобной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной, участковая педиатрическая сестра проводит дородовые патронажи.
В плановом порядке проводится два таких патронажа, по назначеншо врача их может быть три, четыре и более.
1-й дородовый патронаж проводится после постановки беременной на учет в женской консультации (которая передает информацию в детскую поликлинику), оптимально в сроке 8—12 недель. Цель: обеспечение максимально комфортных и безопасных условий для развития плода. При 1-м дородовом патронаже выявляются все неблагоприятные факторы, которые могут негативно повлиять на плод, и составляется план мероприятий по охране плода. Беременная, у которой выявлены факторы риска, ставится на учет для контроля, наблюдения и оказания ей помощи.
Условно выделяют следующие группы риска беременных женщин;
1. Женщины до 18 лет и первородящие старше 30 лет.
2. Женщины, имеющие массу тела менее 45 кг или более 91 кг.
3. Женщины, имевшие свыше 5 беременностей.
4. Женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в том числе имеющие недоношенные н переношенные беременности в анамнезе).
5. Женщины с многоплодной беременностью.
6. Женщины с отягощенным акушерским анамнезом (аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки разватия матки, рубцы матки и т. д.).
7. Женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т. д.)-
8. Женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные и т. д.).
9. Женщины с профессиональными вредностями (медики, учителя, работниды лакокрасочных, гальванических цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т. д.).
10. Женщины с вредными привычками (наркомания, токсикомания, табакокурение, алкогольная зависимость).
2-й дородовый патронаж —- проводится в сроке 30— 32 недели, т. е. при выходе женщины в декретный отпуск.
Целъ: подготовка беременной и ее семьи к появлению новорожденного.
Медсестра должна дать семье информацию по следующим вопросам:
— подготовка комнаты (уголка) для новорожденного;
— приданое для новорожденного;
— предметы ухода за новорожденным;
— аптечка для новорожденного;
— подготовка молочных желез к кормлению;
— питание и режим матери на период вскармливания;
— признаки родовой деятельности и тактика беременной;
— набор белья для выписки новорожденного из роддома.
В нашей странепроводится ряд обязательных мероприятий по антенатальной охране плода, независимо от групп риска беременной. Это 3 основные программы:
1. Медико-генетическое консультирование семей, отягащенных наследственными заболеваниями.
2. Обязательная 3 кратная (по необходимости и более) ультрозвуковая диагностика беременных в сроке 6-12 нед., 14-20 нед., 26-32 нед.
3. Проведение специальных исследований по показаниям, например, первобеременным 35 и более лет – определение сывороточных белков-маркеров ряда заболеваний и т.д.
НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Новорожденный, родившийся в сроке 38-42 недели, с массой тела 2501 и более и длиной тела 46 и более, считается доношенным. Кроме основных, существуют и другие признаки доношенности. Но сначала определяются признаки живорождения:
3. Пульсация пуповины.
4. Произвольные движения мышц.
При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков, ребенку немедленно оказывается реанимационная помощь.
Если отсутствуют все 4 признака, ребенка считают мертворожденным.
К концу 1-ой минуты состояние новорожденного оценивают по шкале Апгар. Шкала была предложена американкой Вирджинией Апгар в середине ХХ века. Таким образом, здоровый ребенок может получить 8-10 баллов.
Шкала Апгар
Признак | Оценка в баллах | ||
Сердцебиение | Отсутствует | ІО0 и менее в 1 минуту | Бопее 100 в минуту |
Дыхание | Отсутствует | Крик слабый, редкие, нерегупярные (аритмичные) вдохи | Громкий крик, ритмичное дыхание 40-60 в минутуѵ |
Мышечный тонус | Отсутствует | Конечности слегха согнуты | Активные движенмя, конечности согнуты в суставах |
Рефлекторная воэбудимость (реакция на носовой катетер или пяточный рефлекс) | Отсутствует | Слабая (гримаса) | Хорошо выражена <кашепь, чихание) |
Окраска кожи | Синюшная ипи бледная | Розовое тело, синюшные конечности (или акроцианоз) | Розовая и тела и конечностей |
В конце 5-й минуты состояние новорожденного повторно оценивают по шкале Апгар (при необходимости каждые 5 минут до 20-й минуты), что в динамике позволяет определить компенсаторные возможности организма ребенка.