Что относится к основным функциям семьи
Функции семьи. Основные и вторичные функции семьи
Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.
Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.
Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.
Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:
В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.
Воспитательная функция
Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.
Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.
В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.
Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.
Хозяйственно-экономическая функция
Хозяйственно-экономическая функция семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления, формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.
В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни. С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья превращается из производительной ячейки общества в потребительскую. Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг.
Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других). В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.
Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.
Функция эмоционального и духовного общения
Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.
Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей.
Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)
Вторичные функции семьи
К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию.
Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.
Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.
Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.
Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.
Основные функции семьи
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Что такое семья?
Семья — это малая социальная группа, ячейка общества, которая основана на браке и кровном родстве, а ее члены связаны общим бытом и ответственностью друг перед другом.
Есть и второе определение. Семья — это социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности.
В жизни каждой семьи есть несколько этапов. Разберем их в таблице.
Важно помнить, что у каждой семьи свой путь, и не обязательно она будет проходить через все этапы. К примеру, бывают бездетные пары, которых не коснется 2,3 и 4 ступени. О них мы поговорим чуть позже.
Какие функции выполняет семья?
Давайте разберемся, почему люди начали создавать семьи и какую пользу обществу приносят главные функции этого союза.
Человек формируется как личность
Репродуктивная (производственная) функция семьи
Родители воспроизводят население и удовлетворяют личное желание продолжить род
Хозяйственно-экономическая (бытовая) функция семьи
Члены семьи вместе ведут домашнее хозяйство, ухаживают за детьми и пожилыми родственниками, распределяют семейный бюджет
Функция первичного социального контроля (регулятивная)
Человек учится жить в обществе на примере родителей
Члены семьи морально поддерживают друг друга, помогают справиться с трудностями
Люди в семье получают одинаковый социальный статус в обществе по их национальности, религии и т. д.
Члены семьи защищают друг друга физически, морально и экономически
Человек перенимает нормы морали и нравственности от родителей
Досуговая функция семьи
Люди в семье проводят время вместе, могут иметь общие интересы
В браке люди удовлетворяют сексуальные потребности друг друга
Какими бывают семьи и отношения в них?
Как мы отмечали раньше, семьи бывают разные. Давайте разберемся в их видах и критериях, которые отличают эти малые социальные группы друг от друга.
Традиционная — решения принимает мужчина.
Эгалитарная — мужчина и женщина вместе принимают решения.
Распределение домашних обязанностей
Патриархальная — домашними обязанностями занимается женщина, но работает и ответственность за семью несет мужчина.
Матриархальная — домашними делами занимается мужчина, но работает и ответственность за семью несет женщина.
Эксплуататорская — работают оба супруга, но домашними делами занимается женщина.
Партнерская — домашние дела, работу и ответственность за семью супруги делят поровну.
Нуклеарная — состоит из супругов и их детей.
Расширенная — состоит из супругов, их детей и родственников, которые живут с ними.
Полигамная — у мужа есть несколько жен, либо у жены — несколько мужей.
Бездетная — у пары нет детей.
Малодетная — у супругов есть 1–2 ребенка.
Многодетная — у пары есть 3 и более детей.
Полная — у детей в семье есть оба родителя.
Неполная — у детей в семье есть только один родитель.
Авторитарная — родители — главный авторитет, дети обязаны выполнять их требования.
Либеральная — интересы одного члена семьи стоят выше интересов других людей и общества в целом.
Демократическая — дети и родители сотрудничают и договариваются.
Открытая — семья общается и проводит время с другими людьми, а не только между собой.
Закрытая — семья проводит досуг в своем внутреннем кругу.
Теперь давайте разберемся в отношениях семей разных типов. То, как люди будут ощущать себя в этом союзе, зависит от его психологического климата.
Психологический климат — это условия, которые возникают в семье и зависят от отношений между ее членами. Они влияют на психологическое самочувствие человека, а также сплачивает членов семьи, либо отталкивает их друг от друга.
Всего бывает 2 вида психологического климата — теплый и тяжелый. Разберем их все в таблице.
Виды психологического климата
Забота, внимание, сотрудничество
Семья наполнена любовью, ее члены доверяют, уважают и понимают друг друга
Безразличие, неуважение чужих границ, эгоизм
В семье напряженная атмосфера, частые конфликты, мало совместных положительных эмоций
Что такое семейный долг?
Семья — это не только опора, защита, но и ответственность людей друг перед другом. Для этого явления есть специальный термин — семейный долг. Разберемся в нем подробнее.
Семейный долг — это нравственные требования к людям внутри семьи и личные правила, которые ее члены договариваются соблюдать.
Виды семейного долга
Долг родителей перед обществом
Долг родителей перед детьми
Долг детей перед родителями
Заботиться о детях и создавать комфортные условия для их развития
Распределить между собой равные права и обязанности в воспитании детей, заботиться об их здоровье, психологическом развитии, защищать и материально обеспечивать до 18 лет
Во взрослом возрасте заботиться о родителях, их благополучии и семейном быте
Как развиваются современные семьи?
Со временем общество меняется, а вместе с ним — и представления людей о том, какой должна быть семья. В XXI веке наметились тенденции, которые меняют привычный взгляд на этот союз.
Положение женщин в семье меняется, т. к. растет их авторитет в обществе.
Традиционных или патриархальный семей становится все меньше.
На первый план выходят партнерские семьи, в которых супруги делят между собой обязанности, вместе принимают решения и поддерживают друг друга.
Разрушается многопоколенная (или расширенная) концепция семьи, когда все родственники живут под одной крышей.
Преобладают нуклеарные семьи, которые состоят из супругов и детей.
Понятия «брак» и «семья» становятся менее связаны. Многие люди годами живут вместе и воспитывают общих детей без штампа в паспорте.
Растет количество разводов, неполных семей и повторных браков.
Проверь себя
Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал об основных функциях семьи и других ее характеристиках. В этом блоке мы собрали 5 заданий, которые помогут узнать это.
Задание 1
Рассмотрим вымышленную ситуацию.
Михаил и Оксана не женаты, но живут вместе уже 10 лет и в строгости воспитывают общего ребенка — 5-летнего Сашу. В одной квартире с ними живет Антонина Васильевна — мать Оксаны. Сама Оксана занимается воспитанием сына, хозяйничает по дому и вечером подрабатывает мастером ногтевого сервиса. Михаил же работает таксистом и не помогает Оксане с домашними делами, потому что это, по его мнению, не мужское дело. Он зарабатывает меньше гражданской супруги, но все равно принимает все решения и считает себя главой семьи.
Подумайте и отнесите эту семью к какому-либо типу по категориям, которые мы изучили в статье. Предположите: какой психологический климат может царить в этом союзе? Аргументируйте свое мнение.
Задание 2
Ниже мы перечислили 5 утверждений об основных функциях семьи в жизни общества и других ее характеристиках. Разделите их на верные и неверные.
Тот или иной психологический климат — это результат отношений между членами семьи.
По количеству детей семьи делятся на 2 группы.
Родители обязаны содержать своего ребенка материально до 16 лет, пока он не найдет работу.
При рождении ребенок перенимает социальный статус своих родителей.
Все семьи проходят одинаковый жизненный цикл.
Задание 3
Еще раз перечитайте раздел о функциях и чертах современных семей. Подумайте, какие из них вы считаете положительными, а какие — отрицательными? Аргументируйте ответ.
Задание 4
Подумайте, почему в наши дни устарела расширенная модель семьи, которая была повсеместной в обществе раньше? Расскажите о своем отношении к этой тенденции.
Задание 5
Расскажите о своем отношении к понятию «семейный долг». Как к нему относятся в вашей семье?
Семья — не только часть жизни каждого человека, но и тема ряда вопросов на экзаменах по обществознанию. Если вы хотите подтянуть знания по этому предмету и получить больше баллов, советуем заниматься с грамотным наставником. Мы создали курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию, которые помогут заполнить пробелы, стать увереннее в себе и подготовиться к экзамену без стресса. Попробовать обучение на платформе Skysmart можно на бесплатном вводном уроке.
Семья, её функции, типы. Брак
Содержание:
Семья – закреплённый союз, берущий свою основу в брачных взаимоотношениях, где супруги и дети связаны общим экономическим бюджетом, хозяйством и бытом. Отношения в родительско-детских отношениях представлены основой семьи. Она является важным институтом в социуме, который взаимодействует с государственными учреждениями и иными институтами. Согласно социологии, семья представлена 2 положениями – социальная группа и социальный институт.
Институт семьи представлен многими иными институтами (брака). Известны инциденты, когда институт брака не взаимосвязан с институтом семьи. Эти отношения получили термин – гражданский брак.
Семья – социальная группа, сплочённая единой задачей, функционирующая на основе взаимоотношений супругов и выполнении ими общественных ролей.
Семейный социальный статус – статус, задающий позицию индивида не только в семейных отношениях, но и в социуме. Выделяют такие статусы: супружеский, родительский, детский, межпоколенный.
Семейная социальная роль – поведение, ожидаемое от индивида, согласно его занимаемому статусу в обществе.
Социальные функции семьи
Функции | Содержание |
Репродуктивная | – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей. |
Социализация | – приобщение индивида к обществу. |
Экзистенциональная | – обеспечение безопасности членам семьи, забота. |
Экономическая | – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей. |
Первичный социальный контроль | – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни. |
Рекреативная | – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида. |
Социально статусная | – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры. |
Досуговая | – организация свободного времени в форме развлечения. |
Гедонистическая | – нужда в заботе, любви, чувстве счастья. |
Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.
Типы брака
Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.
Социальные функции брака
Типологизация семьи
Признаки патриархальной семьи
В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.
Лекция по психологии семьи «Функции семьи»
Тема 2. Ведущие функции семьи и их влияние на семейный уклад.
Репродуктивная функция состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в рождении детей:
Формирование личности ребенка, развитие его способностей, передача подрастающему поколению накопленного обществом опыта.
Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого его члена в течение всей его жизни.
Постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.
Хозяйственно-бытовая функция включает в себя:
Организацию питания в семье;
Приобретение и содержание домашнего имущества;
Благоустройство жилища, создание уюта;
Организация жизни и быта семьи;
Создание и расходование бюджета семьи.
В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.
Также в хозяйственно-экономическую функцию входит передача имущества и финансовые сбережения детям по наследству.
Коммуникативная функция (функция интеллектуального общения):
Посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством;
Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей средой и характер ее восприятия;
Организация внутрисемейного общения.
Самореализация родительских чувств.
Также эта функция направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.
Психотерапевтическая функция ( эмоциональная функция) : семья играет огромную роль в снижении уровня негативных переживаний и нервно-психического напряжения членов семьи. Психотерапевтическая функция семьи сопряжена с получением удовольствия от простого общения друг с другом, наблюдения за деятельностью друг друга, с включением с кем-то из членов семьи в совместную деятельность или развлечение. Также удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
Функция психотерапевтического общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушки-дедушки, тети-дяди и тд.)
Сексуально-эротическая функция : ориентация на сексуальные потребности и отношения является одной из важнейших ориентаций молодых людей при вступлении в брак.
Функция социального контроля: это ответственность одних членов семьи за поведение других ее членов в обществе, различных сферах деятельности.
Тема «Ведущие функции семьи и их влияние на семейный уклад»
Выполните задание: ответьте на вопросы
вопрос № 1
К функциям семьи относится
социализация личности
определение минимального размера оплаты труда
установление системы школьного образования
определение размеров коммунальных платежей
Вопрос № 2
Кризис современной семьи вызван
увеличением рождаемости
отсутствием равноправия мужчин и женщин
возрастанием трудовой занятости женщин вне дома
различием политических взглядов супругов
Вопрос № 3
Кризис современной семьи связан с
ростом стремления людей к личной свободе и автономии
возрастание роли женщины как матери и хозяйки дома
подчинение старшим младших
раздельное проживание разных поколений родственников
Вопрос № 4
К основам патриархальной семьи относится
главенствующее положение отца семейства
возрастание роли женщины как матери и хозяйки дома
подчинение старшим младших
раздельное проживание разных поколений родственников
Вопрос № 5
Что характеризует репродуктивную функцию семьи
воспитание детей в традициях семьи
опека над малолетними и престарелыми
воспроизводство населения
создание благоприятного психологического климата в семье
Вопрос № 6
Взрослая внучка Л. ухаживает за своей бабушкой: помогает по дому, приносит продукты, готовит еду. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример
воспитательную
социального контроля
хозяйственно-бытовую
регулирование отношений полов
Вопрос № 7
Верны ли следующие суждения?
А. Малообеспеченным семьям необходима государственная поддержка.
Б. Поддерживая неблагополучные семьи, государство ослабляет стабильность в обществе.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос № 8
Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе возрастает трудовая занятость женщины.
Б. В современном обществе возникают новые формы семьи.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос № 9
Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе преобладает патриархальный тип семьи.
Б. В ряде стран увеличивается число «свободных союзов».
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения?
А. В современном обществе трудовая занятость женщин вне дома снижается.
Б. Семья остается одной из ценностей общества.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос № 11
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья является одним из институтов социализации подрастающего поколения.
Б. Основой семьи может стать брак или кровное родство.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Вопрос № 12
Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи.
отец семейства занимает главенствующее положение
главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни
представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство
взрослые дети живут отдельно от родителей
Семья: виды семей, функции, определение
Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.
Что такое семья
Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.
Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.
Функции семьи как социального института
К основным функциям семьи относится:
В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:
Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.
На функционирование семьи в свою очередь влияет:
Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.
Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.
Типы семей
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.
Благополучные и неблагополучные семьи
Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.
По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.
Группа семей | Подгруппа | Характеристика родительского отношения |
Благополучные семьи | Понимающие | Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности. |
Покровительствующие | Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними. | |
Безразличные | Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими. | |
Неблагополучные семьи | Подавляющие | Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут. |
Тревожные | Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы. | |
Отстраненные | Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку. | |
Отвергающие | На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение. |
По воспитательному потенциалу
По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.
Воспитательно-сильная семья
Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.
Воспитательно-устойчивая
В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.
Воспитательно-неустойчивая
Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.
Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними
Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.
В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:
Родительский авторитет
Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.
Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:
Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.
Педагогическая культура родителей
Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.
Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.
Высокий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.
Владение методами воспитания
Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.
Средний уровень
Осознание целей и задач воспитания
Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.
Владение методами воспитания
Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.
Низкий уровень
Осознание целей и задач воспитания
Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.
Способность к сотрудничеству с детьми
Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.
Владение методами воспитания
Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.
Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.
К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.
Основы семейного воспитания
В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.
Родительский контроль
При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.
Родительские требования
Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.
Способы общения с ребенком
Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.
Эмоциональная поддержка
Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.
Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).
Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.
Послесловие
Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».
Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:
«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.
Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.