Что относится к основным формам земной поверхности
Земная поверхность
Географи́ческая оболо́чка — в российской географической науке под этим понимается целостная и непрерывная оболочка Земли, где её составные части (земная кора, тропосфера, стратосфера, гидросфера и биосфера) проникают друг в друга и находятся в тесном взаимодействии. Между ними происходит непрерывный обмен веществом и энергией.
Верхнюю границу географической оболочки проводят по стратопаузе, так как до этого рубежа сказывается тепловое воздействие земной поверхности на атмосферные процессы; границу географической оболочки в литосфере часто совмещают с нижним пределом области гипергенеза (иногда за нижнюю границу географической оболочки принимают подножие стратисферы, среднюю глубину сейсмических или вулканических очагов, подошву земной коры, уровень нулевых годовых амплитуд температуры). Географическая оболочка полностью охватывает гидросферу, опускаясь в океане на 10-11 км ниже уровня моря, верхнюю зону земной коры и нижнюю часть атмосферы (слой мощностью 25-30 км). Наибольшая толщина географической оболочки близка к 40 км.
Географическая оболочка является объектом исследования географии и её наук.
Содержание
Терминология
Несмотря на критику термина «географическая оболочка» и сложности для его определения активно используется в географии и является одним из основных понятий в российской географии.
Представление о географической оболочке как о «наружной сфере земли» введено русским метеорологом и географом И. П. Броуновым (1910). Современное понятие разработано и введено в систему географических наук А. А. Григорьевым (1932). Наиболее удачно история понятия и спорные вопросы рассмотрены в трудах И. М. Забелина.
Понятия, аналогичные понятию географической оболочки, есть и в зарубежной географической литературе (земная оболочка А. Гетнера и Р. Хартшорна, геосфера Г. Кароля и др.). Однако там географическая оболочка рассматривается обычно не как природная система, а как совокупность природных и общественных явлений.
Существуют другие земные оболочки на границах соединения различных геосфер.
Компоненты географической оболочки
Земная кора
Земная кора — это верхняя часть твёрдой земли. От мантии отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн — границей Мохоровичича. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном, до 30–50 км на континентах. [1] Бывает два типа коры — континентальная и океаническая. В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава, плюс осадочный чехол. Земная кора разделена на различные по величине литосферные плиты, двигающиеся относительно друг друга. Кинематику этих движений описывает тектоника плит.
Тропосфера
Её верхняя граница находится на высоте 8—10 км в полярных, 10—12 км в умеренных и 16—18 км в тропических широтах; зимой ниже, чем летом. Нижний, основной слой атмосферы. Содержит более 80 % всей массы атмосферного воздуха и около 90 % всего имеющегося в атмосфере водяного пара. В тропосфере сильно развиты турбулентность и конвекция, возникают облака, развиваются циклоны и антициклоны. Температура убывает с ростом высоты со средним вертикальным градиентом 0,65°/100 м
За «нормальные условия» у поверхности Земли приняты: плотность 1,2 кг/м3, барометрическое давление 101,34 кПа, температура плюс 20 °С и относительная влажность 50 %. Эти условные показатели имеют чисто инженерное значение.
Стратосфера
Верхняя граница — на высоте 50—55 км. Температура с ростом высоты возрастает до уровня около 0 °C. Малая турбулентность, ничтожное содержание водяного пара, повышенное по сравнению с ниже — и вышележащими слоями содержание озона (максимальная концентрация озона на высотах 20-25 км).
Гидросфера
Гидросфера — совокупность всех водных запасов Земли. Большая часть воды сосредоточена в океане, значительно меньше — в континентальной речной сети и подземных водах. Также большие запасы воды имеются в атмосфере, в виде облаков и водяного пара.
Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова, и в вечной мерзлоте, слагая криосферу.
Биосфера
Биосфера — это совокупность частей земных оболочек (лито-, гидро- и атмосфера), которая заселена живыми организмами, находится под их воздействием и занята продуктами их жизнедеятельности.
Стратисфера
Стратисфера – верхняя оболочка Земли толщиной до 20 км, имеющая слоистое строение и состоящая из осадочных и осадочно-вулканических пород.
Ссылки
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Земная поверхность» в других словарях:
земная поверхность — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN earth surface … Справочник технического переводчика
земная поверхность — Žemės paviršius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Earth’s surface vok. Erdoberfläche, f rus. земная поверхность, f; поверхность Земли, f pranc. surface de la Terre, f … Fizikos terminų žodynas
земная поверхность — ▲ поверхность ↑ Земля науки: география наука, изучающая поверхность Земли. краеведение. страноведение … Идеографический словарь русского языка
Земная поверхность и ее признаки — Имена существительные БЕ/РЕГ, взмо/рье, побере/жье, помо/рье, прибре/жье, трад. поэт. брег. Часть земной поверхности, расположенная вдоль линии водного пространства или потока: между сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) или… … Словарь синонимов русского языка
земная оболочка — ▲ оболочка ↑ Земля геосферы: магнитосфера. атмосфера. гидросфера совокупность всех водных объектов земного шара. океан. криосфера. литосфера. недра Земли. земная кора мантия. верхняя мантия. нижняя мантия. астеносфера. ядро земли. ЗЕМНАЯ… … Идеографический словарь русского языка
поверхность — ▲ двумерное соединение ↑ непрерывный поверхность непрерывное двумерное соединение; отображение функции двух переменных; двумерная фигура, т. е. положение точки на ней определяется двумя координатами; двумерное многообразие; границей между ее… … Идеографический словарь русского языка
поверхность Земли — Žemės paviršius statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. Earth’s surface vok. Erdoberfläche, f rus. земная поверхность, f; поверхность Земли, f pranc. surface de la Terre, f … Fizikos terminų žodynas
земная кора — ▲ земная оболочка ↑ верхний твердое (состояние) земная кора, литосфера: осадочный слой. гранитный слой (в материковой зоне) и базальтового слоя; гранитный слой выходит на поверхность в пределах щитов, состоит из гранитов, гнетов и др. ♥ суша ↓ … Идеографический словарь русского языка
ЗЕМНАЯ ОСЬ — (ось вращения Земли) прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли; проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в географических полюсах … Большой Энциклопедический словарь
Земная кора — Общая структура планеты Земля Земная кора внешняя твёрдая оболочка Земли (геосфера). Ниже коры находится … Википедия
Какие бывают формы земной поверхности?
Описание презентации по отдельным слайдам:
Отгадай загадку. Носит бабка снежную шапку. Каменные бока закутаны в облака. ГОРА
Попробуй объяснить, что такое «горы». Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышают- ся над окружающей местностью.
Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами – горными хребтами.
Но на земле есть и ровные или почти ровные участки. Это равнины.
Равнины бывают плоские и холмистые. Объясни, почему равнины получили такое название. Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.
Возвышения на равнине – это холмы.
Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги.
Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и тоже?
Гора и холм имеют одинаковые части. Подошва Подошва (подножие) – это место, где начинается гора или холм. Склон Вершина Вершина – самая высокая часть холма или горы. Склон – это та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые или пологие.
Чем отличаются холм и гора? В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью. Высота до 200 м Высота более 200 м
Различие гор по высоте. Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие – на несколько километров. Высокие (более 2 000 м) Низкие (до 1 000 м) Средние (от 1 000 до 2 000 м)
Работа по учебнику. Прочитаем вслух рассказ Н.Сладкова «Красота гор» на стр. 79 учебника. Что вас поразило и удивило в этом рассказе?
Проверь себя. Горы Равнины Холмистые Плоские
Источники: http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=692618&st=330 http://www.selezneva-lichnost.ru/metodicheskaya-kopilka/dlya-urokov-okruzhaiuschego-mira-i-prirodovedeniya.html http://tana.ucoz.ru/load/115-8-2 http://www.freelancejob.ru/users/shaber/portfolio/34069/ http://www.maori.org.nz/papa_panui/forum_topic.asp?TOPIC_ID=3348&FORUM_ID=25&CAT_ID=6&Topic_Title=Urupa&Forum_Title=Newbie+Questions http://www.100000freecliparts.com/clipart/Landscape/mountain/index.html
http://www.giftblog.su/den-svyatogo-patrika-v-irlandii http://6494876.ru/index.php?cPath=131_150&language=ru&page=2 http://bolki.mybb.ru/viewtopic.php?id=45 http://www.photosight.ru/photos/238588/ http://redbooknvrsk.narod.ru/PHOTOFACT2.html http://www.vvv.ru/forum_gallery/?mode=4&lpid1=7&lpid2=1&aid=28301&pid=19 http://www.sonnik.sawin.com.ua/index.php?p=articles&area=1&catid=2&page=19&limit=25&print=1
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1408666
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок окружающего мира по теме «Формы земной поверхности»
Тюменская область. Ханты-Мансийский автономный округ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Конспект урока окружающего мира
«Формы земной поверхности»
Приготовила: Комалова Любовь Александровна
Предмет: окружающий мир
Тема: Формы земной поверхности
Дидактическая цель: познакомить с формами земной поверхности
Планируемые образовательные результаты:
Готовность учиться использовать полученные знания в практической деятельности.
2. Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Регулятивные: умение формулировать цель урока с помощью учителя
Познавательные: умение описывать и различать формы рельефа
ориентироваться в учебниках и анализировать текст
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в письменной и устной форме
формулировать собственное мнение и позицию, выслушивать мнение других.
Дать понятия: рельеф, равнина, гора, холм, овраг, горные хребет, склон, вершина, подошва
2. Познакомить с формами поверхности, строением холма, гор, оврагами
3.Формировать умение различать формы поверхности, различать холм и гору, различать части гор и холмов
4. Установить взаимосвязь между различными формами поверхности,
между горами и холмами, между горами и оврагами
5. Познакомить с естественнонаучными методами: наблюдение за характерными признаками земной поверхности, моделированием (холм, гора, овраг)
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний
— Над какой темой урока мы с вами работаем сейчас? (Путешествия)
— Зачем люди отправляются в путешествие? (За открытиями)
— И вас сегодня на уроке ждут открытия.
— Чему мы уже научились для того, чтобы смогли отправиться в путешествие?
(Узнали, что такое горизонт, линия горизонта, познакомились с компасом, научились находить стороны горизонта, ориентироваться в пространстве)
— Дайте определение горизонта.
— Что такое линия горизонта?
Для чего нужен компас? Из чего он состоит? Покажите.
Слайд 4 + приложение 1
— Назовите и обозначьте основные стороны горизонта.
— Назовите и обозначьте промежуточные стороны горизонта.
3. Проверка домашнего задания
— Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка – это путь, который путешественник проходит за 1 час:
Путешественник вышел из точки А и 2 часа шёл на север, затем 2 часа – на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шёл на север, 1 час – на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше:
1 час на север, 1 час – на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка Д). Затем он отправился дальше: 2 часа шёл на север, 1 час – на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад…и вернулся домой.
— Что у вас получилось? Проверьте.
4. Определение темы урока и постановка задач урока
— Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию. Отправляемся в путь!
— Посмотрите, как огромна наша Земля! Что мы о ней уже знаем?
(Имеет форму шара. Вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. Суши меньше, чем воды)
— Рассматривая Землю сверху, люди замели, что она цветная. Почему? Что обозначают различные цвета?
Вывод: Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.
— Попробуйте определить тему урока.
— Давайте поставим задачи на урок: Что бы нам хотелось узнать?
(Узнаем, какие формы земной поверхности бывают, научимся их сравнивать, будем учиться замечать и ценить красоту природы)
5. Изучение нового материала
А) Определения «равнины и горы»
— На какие группы можно разделить данные фотографии местности?
— Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.
— Какое открытие мы сделали? (На Земле есть горы и равнины)
— С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города,
прокладывают дороги, пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства
равнин заняты пустынями и лесами.
— Попробуйте дать определение равнины.
— Прочитайте определение в учебнике на стр. 78 2 абзац.
— Равнины бывают разные. В чем отличие этих равнин? ( Плоские и холмистые)
Работа с физической картой России.
— Найдем и покажем равнины нашей страны.
— У любого холма можно выделить отдельные части. Попробуйте сами определить и показать их.
— Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?
-Продолжим путь. Отгадайте, куда пойдём:
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (гора)
— Правильно, мы оказались в горах. Посмотрите, как там красиво! Послушайте, как описал красоту гор Николай Иванович Сладков.
— Что можете рассказать о горах?
— Кто сможет дать определение гор?
— На стр.78 и прочитайте о горах 3 абзац.
— Что ещё узнали о горах?
Г) Одиночные горы и горные хребты
— А теперь давайте рассмотрим холм и гору.
— Найдите общее и различие.
А в Кавказских горах есть самая большая гора России.
— А сейчас нам предстоит сделать еще одно открытие.
К какой категории форм земной поверхности можно отнести наш край, местность, где мы с вами живем?
6. Закрепление изученного материала.
— Повторим все географические понятия, которые сегодня прозвучали на уроке. Поработаем с тестом.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Я думаю, что наш урок стал для вас уроком открытий.
А теперь поделитесь своими открытиями
8. Домашнее задание
— Наша Земля постоянно изменяется. Возникают овраги. Разрушаются горы, на их месте образуются равнины.
Презентация на тему: «Формы земной поверхности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формы земной поверхности Студентка ГАОУ ПО ИРО Группы НК 18-4 Шипко Лана Максимовна
Сегодня на уроке! Научимся находить и различать на карте формы земной поверхности.
Что такое равнина? Подумай! Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.
Подумай! Каким цветом изображены равнины? На карте равнины изображены зелёным или светло-жёлтым цветом.
Подумай! Что такое холм? Холм – небольшая выпуклая возвышенность, не превышающая 200 метров над окружающей местностью. Я взобрался на холм, оглянулся вокруг – В этот сумрачный час не узнал я равнины. Плыл с болота туман, надвигаясь на луг, И над ним возвышались деревьев вершины. А внизу, вдалеке, у подножья холма, Где в овраге ручей извивался, играя, Всем уже завладела и правила тьма. Я спустился туда, осторожно ступая. Свежий запах травы и вечерний туман, Засыпающих птиц одинокие всхлипы – Ночь для нас сотворила пьянящий дурман. Я качнулся и сел под раскидистой липой.
Подумай! Какие части холма были названы в стихотворении? Подошва – самая низкая часть холма. Вершина – самая высокая часть холма. Склон – часть между подошвой и вершиной.
Подумай! Какой бывает склон? пологий крутой
На равнинах встречаются возвышения – холмы. А как называются понижения. Подумай! овраги
Образование оврага рытвина талые и дождевые воды овраг
Подумай! Овраг – польза или вред. Овраги приносят вред, разрушая верхний плодородный слой почвы! Способ борьбы: высаживать по краям оврага деревья и кустарники! Корни растений не дают разрушаться почве!
Отгадай! В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю.
Гора – возвышенность более 200 метров над окружающей местностью. На карте обозначена коричневым цветом.
Поэты описывают Кавказ Михаил Лермонтов – убит на дуэли в 1841 году, на Кавказе. Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утёсы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы, престолы вечные природы. М. Лермонтов
Поэты описывают Кавказ Александр Сергеевич Пушкин Поэма «Кавказский пленник» Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижимой цепью облаков. И в их кругу колосс двуглавый, В венце блистая ледяном, Эльбрус огромный, величавый Белел на небе голубом… А. Пушкин
Контрольные вопросы: О каких формах земной поверхности узнали? Что такое холм? Что такое гора? Чем они отличаются друг от друга? Какие части горы и холма вы знаете? Как образуются овраги? Как человек борется с их образованием? Какие горы и равнины нашей страны вы можете показать на карте?
Спасибо за внимание.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1074853
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.