Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доу

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие.

В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа и т. д., в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.

Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление и психического и физического здоровья детей.

Посещение ребенка ДОУ – один из наиболее существенных критических периодов его жизни. Для большинства детей – это эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на 1 –м году посещения ДОУ, во многом зависит будущее психоэмоциональное развитие дошкольника в последующие годы.

При поступлении в ДОУ на ребенка влияет комплекс факторов: детский коллектив, личность воспитателя, изменение режима. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций.Для включения этих реакций необходимо наличие трех условий:

1. Внешние воздействия должны быть для организма необычными, новыми.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более длительного и многократного воздействия.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.

Исходя из этого, и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в ДОУ, и оценивать степень и темпы адаптации.

Поиск информативных и объективных критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное практическое значение, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины ее срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия. При решении вопроса, адаптировался ли ребенок к ДОУ, мы исходили из представления о том. Что под этим следует понимать комплекс сдвигов, характеризующий переход системы на новый, более высокий, устойчиво сохраняющийся уровень функционирования.

На протяжении двух лет наблюдались 110 детей 46 мальчиков и 64 девочек.

Данные литературы и собственные исследования позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в ДОУ, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе.К ним относятся:

1. уровень развития интеллектуальных качеств, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям,

2. Волевая активность,

3. Усвоение норм поведения,

4. Успешность социальных контактов (отношение к сверстникам, к воспитателю, к родителям,

5. Эмоциональное благополучие.

На основании предложенных критериев для исследования процесса адаптации разработана схема наблюдения, позволяющая давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и интегральный показатель, характеризующий этот процесс. Схема содержит пять шкал, отражающих разные стороны процесса приспособления ребенка к ДОУ. Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных поведенческих реакций. В каждой шкале представлено шесть позиций от 0 до 5 баллов. Формы поведения, оцениваемые 5, 4, и 3 баллами, отражают разный уровень адаптации; оцениваемые 2, 1 и 0 баллов – свидетельствуют об отсутствии адаптации.

Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 25 баллов. Его величина может свидетельствовать о степени адаптации:

1. Полная адаптация – интервал от 11 до 25;

2. Частичная адаптация–от 5 до 10 (т. е. имеющиеся у ребенка формы поведения хотя бы в одной из выделяемых сфер дошкольной жизни не соответствует предъявляемым требованиям);

3. Дезадаптация или отсутствие адаптации – от 0 до 4 баллов.

Результаты наблюдения за дошкольниками 2-3- летнего возраста в течение года показали, что приспособление к ДОУ протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости.

Первая группа. Большинство детей(65%)адаптируются в течение двух первых месяцев посещения ДОУ. Они выполняют все требования воспитателя, доброжелательны и послушны. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего периода наблюдения. Остальные дети могут испытывать затруднения в любой сфере их жизни в коллективе. У одних детей возникают сложности в социальных контактах. У других детей трудности сопряжены с выполнением правил поведения.Однако в конце октября происходит смена поведенческих реакций: нормализуются взаимоотношения, улучшается поведение.

Вторая группа. Ее составляют дети с неустойчивой адаптацией (25%).Их отличают два показателя: более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения.

Подобный характер приспособления связан, прежде всего, с плохой подготовкой детей к посещению ДОУ. Эти дети не умеют самостоятельно есть, умываться, одеваться и т. п. В начальный период посещения ДОУ у детей данной группы должна произойти существенная перестройка, которая требует достаточного времени. В поведении этих детей преобладают неадекватные поступки, что вызывает сложности во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками. Лишь в конце первого полугодия негативные формы поведения сменяются у них более адекватными. Изменение поведенческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, однако его значения не достигают высокого уровня.

Третья группа. Для этих детей (10%) характерно нарушение нормальных форм социальной адаптации. Это проявляется в негативных формах поведения, проявлении отрицательных эмоций, нежелании посещать ДОУ. Их отличают неустойчивость по всем выделенным критериям, неуклонное снижение интегральной оценки.

Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему психосоциальному развитию.

Используемый нами метод не только позволяет оценивать уровень приспособления детей к ДОУ, но и помогает определить сферу наибольших затруднений у ребенка, что может служить ориентиром для проведения направленных психопрофилактических мероприятий. В работах отечественных и зарубежных авторов нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. Наиболее распространены у дошкольников следующие симптомы: страх перед посещением ДОУ, воспитателем, негативизм, отсутствие интереса к играм, уход в себя, частые простудные и другие заболевания и др.

Сам факт патогенного воздействия нарушений адаптации на организм человека общепризнан. На поведенческом уровне психологический дискомфорт личности ребенка проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности, усилении невротизации. Длительное пребывание организма в состоянии напряжения способствует ослаблению функций, т. е. развитию болезни.

Адаптация детей к ДОУ в значительной степени определяется личностными особенностями воспитателя. Наблюдения показали, если воспитатель поддерживает дисциплину строгостью, порицает плохое поведение и ко всем детям проявляет одинаковые требования, это, безусловно, не способствует их адаптации. У многих детей вырабатывается отрицательное отношение к детскому саду. Если ровное, доброжелательное отношение к детям – это необходимое требование профессиональной этики всех воспитателей ДОУ, то в ясельных группах оно приобретает ни с чем несравнимое значение, т. к. психика маленького ребенка особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микро социальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье, приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств. Во время посещения ДОУ индивидуальные различия между детьми увеличиваются, индивидуальные умения и навыки, склонности и черты характера постоянно дифференцируются. Чтобы стимулировать и использовать возможности развития каждого ребенка, воспитатель должен не только знать об этих особенностях, но и учитывать их в своей работе.

Таким образом, система дошкольного воспитания – в какой-то степени визитная карточка страны. В ней отражается уровень научно-технического прогресса и социальной справедливости, а также обозначены перспективы на будущее. Социальная политика в области дошкольного воспитания ориентирует на познание, использование и развитие всех социальных и педагогических возможностей для оптимального развития личности ребенка.

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё.

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Частой причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению: сущность и методы // 1. Возрастные особенности детей раннего возраста Возрастные особенности – это специфические свойства личности инди-вида, его психики,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути реализации» Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути их реализации» Цель: помочь родителям в адаптации детей.

Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы.

Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду В статье представлены теоретические подходы к пониманию сущности.

Источник

Факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к условиям ДОУ в первой младшей группе

Практически все мы, родители, рано или поздно сталкиваемся с ситуацией, когда наш кроха вынужден знакомиться с детсадом. В этот момент перед нами встаёт множество вопросов, например, как будет проходить адаптация в детском саду, в каком возрасте отдать своё чадо в ДОУ, как ускорить привыкание к изменившимся требованиям и условиям. Подобные тревоги и сомнения абсолютно естественны, так как на несколько лет садик станет если не вторым домом для ребёнка, то существенной частью его жизни. К тому же именно от успешности адаптации часто зависит психологическое и физическое здоровье нашего ребенка. Вот почему вопрос, как помочь ребёнку адаптироваться к детсадовскому коллективу, должен озаботить каждого из нас ещё до того момента, как двери ДОУ распахнутся перед малышом.

Любые изменения условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку, происходящие при поступлении ребенка в ДОУ, у любого малыша вызывают стресс и напряжение. Именно поэтому, период адаптации каждого ребенка в детском саду всегда протекает по-разному. Но все-таки, как понять не только родителям, но и нам, педагогам, что же влияет на его успешность? Наблюдая за данным процессом, мы относим к числу важнейших факторов возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.

Адаптация – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы сглаживаются или исчезают полностью.

Нередко, мы, мамы, стремясь пораньше выйти на рабочее место, отдаем малыша в детский сад в два года, а то и раньше. Однако чаще всего подобный шаг не приносит особой пользы, поскольку ребёнок раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками. Конечно, каждый ребёнок – индивидуальная личность, однако, по мнению многих психологов, можно выделить оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит для привыкания к детскому саду и это 3 года. Всё дело в так называемом кризисном периоде трёх лет. Как только малыш пройдёт данный этап, у него повышается уровень самостоятельности, снижается психологическая зависимость от матери, тем самым, ему гораздо проще с ней расстаться на несколько часов. Именно в возрасте от 1 до 3 лет происходит формирование детско-родительских отношений и привязанности к матери и поэтому продолжительная разлука с последней вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое доверие к миру.

Немаловажным фактором является и состояние здоровья ребенка на момент поступления в ДОУ. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Дети с серьёзными хроническими заболеваниями (астма, диабет и пр.) достаточно часто испытывают сложности с привыканием в силу особенностей организма и повышенной психологической связи с родителями. То же самое относится и к детям, которые часто и подолгу болеют. Таким малышам требуются особые условия, сниженные нагрузки и наблюдение медицинского персонала. Вот почему специалисты рекомендуют отдавать их в садик позже, тем более что из-за болезненности режим посещения ДОУ нарушится.

Особенности поведения детей в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них к моменту прихода в ДОУ. Основными причинами тяжелой адаптации к условиямдошкольного учреждения могут являться: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ; наличие у ребенка своеобразных привычек; неумение занять себя игрушкой; отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков; отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми. Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность. Маленькие дети непроизвольно перенимают негативные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их привыкание к новой обстановке, взаимоотношения с новыми людьми.

Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям. Обычно малыш привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые психологические проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность, следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации. Если же проблема никак не решается, возможно, стоит рассмотреть вопрос о более позднем посещении детского сада. Бабушка может посидеть с малышом несколько месяцев? Вероятно, это будет наилучшим выходом из сложившейся ситуации.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуДень здоровья в первой младшей группе в первой половине дня (фотоотчет) «В здоровом теле здоровый дух» Цель: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Закрепить понятие о необходимости соблюдать.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуФотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду» Консультация для родителей «Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду». Елена Владимирова. Детский сад — новый период в жизни ребенка.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуКонсультация для родителей «Как воспитать успешную личность?» Приобщение детей к хореографическому искусству побуждает и способствует моральному, эстетическому и физическому развитию. «Если хочешь.

НОД «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Задачи: формировать.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуПедагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуРодительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Источник

Адаптация детей в условиях ДОУ

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доу Буслова Елена Николаевна
Адаптация детей в условиях ДОУ

Задача педагога завоевать доверие ребенка, а родителей помочь в этот сложный период в жизни ребенка пройти его с наименьшим стрессом.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:

К основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно – психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к

1. Легкая адаптация:

— временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

— аппетита (норма по истечении 10 дней);

— неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

— характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

— функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация:

— все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация:

около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса. Задача педагога на этапе адаптации не допустить затянувшейся адаптации и вовремя проконсультировать родителей о правильном подходе к работе с ребенком не только в условиях ДОУ, но и дома.

Адаптационный период можно условно разделить на

Его следует начинать родителям за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие привычки в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В домашних условиях, необходимо не торопясь и постепенно обратить внимание на формирование навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на адаптации.

Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить отрицательные эмоций.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Меры, облегчающие адаптацию:

1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ.

2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с педагогами.

4. Необходимо прививать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.

6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

8. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено.

9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом (говорить о детском саде только хорошее).

10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

— индивидуальные консультации родителей о жизни и режиме группы. Какие необходимо предпринять действия с их стороны для облегчения периода адаптации у ребенка;

— проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы. Первые ознакомительные прогулки должны проходить с родителями дабы уменьшить уровень переживания у ребенка к новым условиям;

— игры совместно с родителями в первые дни адаптации, совместное пребывание в группе;

— знакомство родителей с правилами и моделями поведения в условиях ДОУ для дальнейшей совместной работы.

Главное на этом этапе — это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей, следующие:

1. Постоянные педагоги в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Адаптационный период считается законченным, если:

— ребенок ест с аппетитом;

— быстро засыпает, вовремя просыпается;

— эмоционально общается с окружающими;

Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доу

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доу«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад «СКАЗКА» Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуФотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» «Адаптация детей к детскому саду» Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.

Что относится к основным факторам поведенческой адаптации в доуОпыт работы «Адаптация детей 3 лет к детскому саду» Начинала я работу в детском саду, наверное как и многие, с детьми ясельного возраста. Дети все разные кто-то общительный, кто-то замкнутый,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *