Минимальные данные маркировки первичной упаковки товара:
Что может быть на маркировке
Номер места _____, Всего мест _________
Название ______________________________
Страна производства _________________
Адрес производителя: ______________
Состав: ______________________________,
Условия хранения _________
Масса нетто __________, Масса брутто _____________
Срок хранения соответствует сроку годности. Срок годности: употребить до даты, ___________
указанной на упаковке.
Поставляется для «_______», ____________________,
По ГОСТ текст состоит из основных и дополнительных надписей. Основные надписи — это наименование получателя и место назначения.
К дополнительным надписям относятся:
Предупредительные знаки должны указывать правильный способ обращения с грузом а) — «осторожно, хрупкое!»; б) — «крюками непосредственно не брать»; в) — «верх, не кантовать»; г) — «боится нагрева»; д) — «место строповки»; е) — «боится сырости»; ж) — «центр тяжести»; з) — «герметичная тара»; и) — «боится излучения».
Если требуется предупредительная маркировка, то рекомендуется помещать на таре указания типа ВЕРХ, ВВЕРХ, ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ, СТЕКЛО, СОДЕРЖАТЬ В СУХОСТИ, СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ ТОВАР, ХРАНИТЬ ЗАМОРОЖЕННЫМ и другие специальные инструкции подобного рода. В случае необходимости следует применять стрелки, указывающие или дополняющие значение слов ВЕРХ или ВВЕРХ. Эти стрелки не должны затемнять значений других маркировок.
При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:
Допускается на неупакованные изделия наносить маркировку непосредственно на изделие.
Манипуляционные знаки (предупредительные надписи) наносят на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары. На бочках и барабанах знаки располагают на одном из днищ или на корпусах; на мешках — на одной из сторон.
Знак № 9 наносят непосредственно на тару с двух противоположных сторон. Допускается на неупакованные грузы наносить знак № 9 на ярлыки или непосредственно на груз.
Знак № 12 наносят на соседние боковую и торцовую поверхности упаковки на месте проекции фактического центра тяжести груза на эти поверхности. На грузы, транспортируемые на открытом подвижном составе, знак № 12 дополнительно наносят на верхней и нижней сторонах упаковки. Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами. Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре — количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.
Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.
Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.
Манипуляционные знаки и надписи должны быть темного цвета на светлых поверхностях и, светлого на темных.
Знак № 1 допускается выполнять красного цвета на светлом фоне при транспортировании груза по железной дороге.
Знак № 6 выполняют голубым цветом на светлом фоне.
Знак № 13 выполняют красным цветом.
Допускается на знаке № 3 не указывать символ дождевых капель. Допускается наносить манипуляционные знаки с просветами. Необходимость нанесения манипуляционных знаков должна бать установлена в стандартах или других нормативных документах на продукцию.
Допускается не наносить основные, дополнительные и информационные надписи (кроме масс брутто и нетто) при перевозке грузов автомобильным транспортом и в универсальных контейнерах, кроме автомобилей и контейнеров, загружаемых мелкими отправками.
Рекомендуемые размеры ярлыков для нанесения манипуляционных знаков
Допускается увеличивать размеры ярлыка при совмещении на одном ярлыке нескольких манипуляционных знаков или надписей транспортной маркировки и манипуляционных знаков.
На ярлыках, изготовленных типографским способом, знак должен быть на расстоянии не менее 5 мм от края ярлыка.
Рекомендуемые высоты шрифта для нанесения маркировочных надписей: 3, 6, 8, 10, 15, 30, 50 и 100 мм.
Шрифты высотой З и 6 мм не допускается применять при нанесении надписей непосредственно на тару.
Рекомендуемая высота шрифта для основных надписей, а также надписей транспортных организаций, наносимых непосредственно на тару:
Рекомендуемая высота шрифта для дополнительных и информационных надписей, наносимых непосредственно на тару:
При невозможности размещения транспортной маркировки непосредственно на упаковке допускается уменьшать высоту надписей и размеры знака на 1—2 градации.
Содержание маркировки, характеризующей тару:
На многооборотную тару должна быть нанесена надпись «Многооборотная».
Маркировку, характеризующую тару, кроме мешков, наносит на тару ее изготовитель. Маркировку, характеризующую мешки, указывают на кипах или пачках, в которые упакованы мешки. Допускается наносить маркировку, характеризующую тару, на ярлыки.
Маркировку, характеризующую тару, наносят:
Место нанесения на канистрах, флягах и других видах транспортной тары устанавливают в нормативных документах на эти виды тары.
Способы нанесения маркировки тары:
О компании
Компания ООО «ВЭД Технологии» предоставляет полный комплекс услуг в области внешнеэкономических операций. Наша деятельность связана с доставкой и таможенным оформлением товаров. Мы проводим консультирование по вопросам внешнеэкономической деятельности и представляем интересы наших клиентов в таможенных и иных контролирующих органах.
В РФ для предъявления к перевозке тарных и штучных грузов грузоотправитель обязан отмаркировать каждое грузовое место в соответствии с общими правилами маркировки грузов по ГОСТ 14192-96, ГОСТ Р 51474-99 и с нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта.
Маркировкой называют надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносят на грузовые места (далее ГМ) – единицу тары с содержимым или несколько таких единиц, составляющих единое целое при транспортировании, для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при перевозке, хранении и выполнении ПРР.
Назначение маркировки заключается в следующем:
— достижение грузом места назначения предписанным путем;
— указание на способы обращения с грузом при его перевозке, хранении и распаковке;
— обеспечение комплектности груза и сохранности его доставки.
По назначению маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.
Товарную маркировку наносит изготовитель товара на изделие или потребительскую тару. Товарная маркировка содержит сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству и т.п.; как минимум в товарную маркировку входит наименование груза и организации-изготовителя.
Отправительская (или грузовая) маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность груза к определенной партии, следующей по товаротранспортному документу (пункт отправления и грузоотправитель, пункт назначения и грузополучатель).
Транспортная маркировка наносится отправителем на все ГМ независимо от отправительской маркировки в виде дроби: в числителе указывается порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована у отправителя, а знаменателе – число ГМ в данной отправке.
Специальная маркировка наносится грузоотправителем на ГМ, если они требуют особого обращения при перевозке, хранении и ПРР, и представляет собой уловные знаки или короткие надписи.
В соответствии с ГОСТ 14192-96 устанавливают следующие группы надписей:
основные:
— полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
— наименование пункта назначения. Если пунктом назначения является ж/д станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта);
— количество ГМ в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе – порядковый номер места в партии, в знаменателе – количество мест в партии. Количество ГМ и порядковый номер места следует указывать при перевозке:
дополнительные:
— полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
— наименование пункта отправления;
— надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных ведомств).
информационные:
— указание массы брутто и нетто ГМ в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;
— габаритные размеры ГМ в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота). Габаритные размеры можно не указывать, если ни один из габаритных размеров не превышает 1м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м – в крытом и 0,7 м – при транспортировке воздушным транспортом.
При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи, при этом вместо порядкового номера места и количества ГМ в партии наносят общее количество пакетов в партии (в числителе); количество ГМ в пакете (в знаменателе), порядковый номер пакета (в скобках).
Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные ГМ из которых сформирован пакет. На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества ГМ в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.
Порядок расположения транспортной маркировки:
2 – допускаемые предупредительные надписи;
3 – количество мест в партии, порядковый номер внутри в партии;
4 – наименование грузополучателя и пункта назначения;
5 – наименование пункта перегрузки;
6 – надписи транспортных организаций;
7 – наименование грузоотправителя;
8 – наименование пункта отправления;
9 – страна изготовитель и (или) страна поставщик;
12 – габаритные размеры грузового места;
13 – объем грузового места
Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков на транспортной маркировке должны соответствовать ГОСТ 14192-96.
Манипуляционные знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое ГМ в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки.
Знаки должны быть темного цвета на светлой поверхности и наоборот.
Существуют различные способы нанесения манипуляционных знаков: по трафарету, типографским, литографским способом, штемпелеванием, продавливанием, маркировочными машинами, выжиганием. Краска, применяемая для нанесения знаков, не должна быть липкой и стираемой; при необходимости краска должна быть водо-, свето-, солестойкой, стойкой к воздействию тропического климата, высокой и низкой температуры.
Размер знака принимают в зависимости от размера, формы тары (упаковки), способа нанесения упаковки. Необходимость нанесения знаков устанавливают в стандартах или других нормативных документах на продукцию.
Типичные манипуляционные знаки, используемые при маркировке груза:
Если способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками, допускается применять предупредительные надписи.
В зависимости от вида тары принято располагать знаки в следующих местах:
Пример расположения транспортной маркировки:
Пример расположения транспортной маркировки для экспортного груза:
Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) согласно ГОСТ 14192-96 должна быть нанесена на ярлыки (бумажные, картонные, фанерные, металлические и др.) или непосредственно на тару. При транспортировании грузов на открытом ПС, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировку следует нанести непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.
При перевозке грузов в универсальных контейнерах (кроме автомобилей и контейнеров загружаемых мелкими отправками) основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) можно не наносить.
На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах, маркировку наносят на соседние боковую и торцевую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах, маркировку наносят на двух захватных сторонах.
Маркировка экспортных и импортных грузов имеет свои особенности.
На экспортных грузах надписи делают на языке страны получателя (зачастую, как правило, на английском). Маркировка содержит условное (сокращенное) наименование экспортера и получателя, номер заказа (контракта), номер ГМ и количество ГМ в партии, массу нетто и брутто, габариты ГМ.
Маркировка импортных грузов по содержанию аналогична с маркировкой экспортных грузов. Дополнительно, пункт назначения и наименование получателя указывают на русском языке.
Маркировка контейнеров
Все контейнеры, предъявляемые к перевозке, должны иметь маркировку.
Маркировка крупнотоннажных контейнеров, требования к которой определяет ГОСТ 25588-83, полностью соответствующий международному стандарту ISO 6346, состоит из основной и дополнительной маркировок.
Основная маркировка контейнера состоит из 17 знаков (6 букв латинского алфавита и 11 цифр) и включает в себя следующие кодовые обозначения по ГОСТ 25290-82 (ISO 3166):
Пример кодового обозначения закрытого контейнера типа 1С с проемом, открывающимся в одной или обеих торцевых стенках (код 2000), принадлежащего РЖД:
Контейнер имеет серийный номер 239796, контрольное число (в данном случае 2) вычисляется по специальному алгоритму на основании кода владельца и серийного номера контейнера. В маркировке контрольное число заключается в рамку.
— результаты умножения складываются и делятся на модуль, равный 11;
— остаток, полученный в результате деления, является контрольным числом.
Остаток
Контрольное число
Пример расчета контрольного числа для первой строки кода контейнера RZDU 123456. Оно оказалось равным 9. Следовательно, маркировочный номер контейнера будет иметь вид RZDU 123456[9].
Код владельца и номер контейнера
Значения цифровых эквивалентов
Весовые коэффициенты
Произведения цифровых эквивалентов на весовые коэффициенты
Сумма всех произведений
Частное от деления на 11
Контрольное число
Код типа контейнера:
Тип контейнера
Конструктивные особенности
Кодовое обозначение
Универсальный общего назначения
Проем(ы) в одном или обоих торцах
Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) по всей поверхности одной или обеих боковых стенок
Проем(ы) в одном или обоих торцах и проем(ы) в части одной или обеих боковых стенок
Проем(ы) в одном или обоих торцах и открываемая крыша
Проем(ы) в одном или обоих торцах, проем(ы) в одной или обеих боковых стенках и открываемая крыша
05-09
Закрытый с естественной вентиляцией
С отверстиями для пассивной вентиляции в верхней части грузового пространства, общая площадь поперечного сечения вентиляционного отверстия 25 см/м номинальной длины контейнера
Закрытый с принудительной вентиляцией
Немеханическая система с вентиляционными отверстиями в нижней и верхней частях грузового пространства
Механическая вентиляционная система, расположенная внутри контейнера
Механическая вентиляционная система, расположенная снаружи контейнера
18, 19
Закрытый для сухих неслеживающихся грузов
С естественной вентиляцией
С принудительной вентиляцией
Узкоспециализированный
Для перевозки живности
Для перевозки автомобилей
27-29
Изотермический:
охлаждаемый
С расходуемым хладагентом, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
охлаждаемый и обогреваемый
Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
обогреваемый
Обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
34, 35
охлаждаемый и обогреваемый с собственной рефрижераторной установкой
С машинным охлаждением, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
Охлаждаемый и обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
Обогреваемый, температура внутри поддерживается в соответствии с ИСО 1496/2
охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным внутри контейнера
Охлаждаемый и (или) обогреваемый со съемным оборудованием, расположенным снаружи контейнера
43, 44
теплоизолированный
Изоляция 0,4 Вт/(м 2 /°С)
Изоляция 0,7 Вт/(м 2 /°С)
С открытым верхом
Проем(ы) в одном или обоих торцах
Проем(ы) в одном или обоих торцах и съемная верхняя торцовая балка(и)
Проем(ы) в одном или обоих торцах и в одной или обеих боковых стенках
Проем(ы) в одном или обоих торцах, в одной или обеих боковых стенках и съемный верхний элемент(ы) в торцовой раме(ах)
Проем(ы) в одном или обоих торцах, отверстие в одной боковой стенке и проем в другой
Контейнер-платформа
Контейнер на базе платформы с неполной надстройкой
С полными жестко закрепленными торцами
С жестко закрепленными отдельно стоящими стойками
С полными складными торцами
Со складными отдельно стоящими стойками
Контейнер на базе платформы с полной надстройкой (открытый с боков)
С открытым верхом и открытый с торцов (каркасный)
68, 69
Контейнер-цистерна
Для неопасных жидкостей с испытательным давлением, мПа:
Для опасных жидкостей с испытательным давлением, мПа:
Для опасных газов с испытательным давлением, мПа:
Контейнер-цистерна
Испытательное давление будет установлено позже
Для сухих сыпучих неслежи-вающихся грузов, хопперы
Для воздушных (наземных) перевозок (интермодальные)
Если особенности конструкции контейнера не позволяют выполнить маркировку в две строки, допускается ее расположение в одной строке или в одном столбце.
Дополнительная маркировка включает в себя эксплуатационные и дополнительные знаки и надписи.
К эксплуатационным надписям относятся:
Табличка КБК:
В связи с тем, что контейнер является транспортным оборудованием для перевозок грузов не только в пределах одной страны, но и между государствами, он должен быть не только стандартным в отношении размеров, но и безопасным для обслуживающего персонала при перевозках. Это достигается его конструкцией, применяемым материалом и прочностью. В подтверждение этих фактов на контейнер прикрепляется табличка КБК (Конвенция по безопасным контейнерам), которая выдается квалификационным и надзорным органом своей страны (если таковой имеется) или другой страны. Контейнер в связи с этим считается аттестованным на предмет безопасности для стран, подписавших КБК.
Страны, Подписавшие КБК, взаимно признают контейнеры с табличками, аттестованными национальными квалификационными органами. Объемы и методики обязательных испытаний контейнеров содержатся в стандарте ИСО, а также в национальных стандартах (например, ГОСТ 20260 бывшего СССР).
Табличка КБК служит гарантом безопасности контейнера.
Табличка о допущении перевозок грузов под таможенными печатями и пломбами:
В целях обеспечения беспрепятственных и сохранных перевозок грузов в международном сообщении через пограничные переходы, контейнер снабжается табличкой, свидетельствующей о допущении к перевозке с таможенными печатями и пломбами. Наличие такой таблички является гарантом того, что контейнер полностью отвечает таможенным требованиям на перевозку в них грузов. Порядок выдачи такой таблички также определен и реализуется национальными и международными квалификационными органами.
a – установленная компетентными органами РФ (надписи на английском языке могут быть выполнены на французском языке);
б – установленная компетентными зарубежными органами.
Что включает в себя транспортная маркировка грузов, по каким правилам наносится и предусмотрено ли наказание за ошибки? Изучаем ГОСТ и разбираем в этой статье.
Транспортная маркировка грузов — это все необходимые для перевозчика данные, которые располагаются на упаковке или самом грузе. Она содержит: сведения о поставщике, адрес отправления и получения, массу груза, а также правила обращения и хранения.
Что включает в себя транспортная маркировка
Маркировку грузов регулирует ГОСТ 14192-96. В России четыре категории маркировки: основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки.
Основные надписи
В них содержится основная информация об участниках сделки:
При этом адрес и имя получателя обязательны для нанесения, а обозначение грузовых мест нужны только в случае доставки сборным грузом или в случае одинаковой упаковки у объектов с разным назначением и адресатом.
Дополнительные надписи
Они содержат информацию об отправителе:
Информационные надписи
В них указывают габариты груза: массу нетто и брутто, а также длину, ширину и высоту тары. Если для перевозки груза используются паллеты или поддоны, то нужно указать массу для самого груза и габариты с учётом используемых паллет. Также необходимо отмечать количество используемых поддонов в грузовой партии и количество мест для груза на одной паллете.
Манипуляционные знаки
Это обозначения обращения с товаром в процессе перевозки. Они перечислены в ГОСТ и одинаковы для грузоперевозок всех стран.
Скачать или просмотреть список манипуляционных знаков можно здесь.
Особенности маркировки грузов при экспорте и импорте
Все указанные обозначения подстроены под международные стандарты и являются обязательными при перевозке грузов в другие страны. Однако, кроме информации об отправителе, получателе и грузе, в маркировке необходимы и другие данные:
В этой статье рассказываем подробнее об обязательной маркировке товаров.
Правила нанесения маркировки
Транспортная маркировка грузов имеет особые правила нанесения. Это сделано для стандартизации маркировки и упрощения доставки грузов по всем странам.
При международной перевозке грузов маркировка пишется на языке получателя. В случае импорта необходимо продублировать на русском языке информацию о получателе и адресе прибытия.
Расположение маркировки на таре
Разные элементы маркировки должны размещаться на разных участках тары:
Поверхность для нанесения маркировки отличается у разных видов тары: так, ящики маркируются с боковых сторон, бочки — на дне, мешки — у верхнего шва. Если у груза нет подходящей стандартной упаковки, то маркировку просто размещают в самом заметном месте.
Способ нанесения
Есть несколько основных способов нанесения информации на тару:
В случае использования красок используются только контрастные упаковке цвета. Однако не рекомендуется использовать цвета, которыми обычно обозначают опасные грузы. Если у груза отсутствует стандартизированная упаковка, маркировку наносят прямо на его поверхность.
Неправильная маркировка
Грузоотправителю важно наносить маркировку на груз без ошибок, особенно, если товар пересекает границу. Какие могут быть последствия?
Если вы отправляете груз с привлечением подрядчика, запросите у перевозчика или брокера образец этикетки и четкую инструкцию, как оформить упаковку именно вашего груза. Специалисты ТЭК Оператор перед отправлением груза проверяют каждый этап подготовки и транспортировки, в том числе упаковку и маркировку товаров. Мы отвечаем за безопасность перевозки, соблюдение сроков доставки и закрепляем свою ответственность в договоре.