Что относится к органам повседневного управления на различных уровнях функционирования всмк
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 734
«Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Всероссийской службе медицины катастроф.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 10, ст. 946);
пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 374 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся Министерства здравоохранения Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 660 «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 34, ст. 4969);
пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002).
Председатель Правительства
Российской Федерации
26 августа 2013 г. N 734
Положение
о Всероссийской службе медицины катастроф
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 734)
С изменениями и дополнениями от:
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, настоящим Положением, а также иными нормативными правовыми актами.
3. Служба осуществляет решение следующих задач:
а) быстрое реагирование, мобилизация материально-технических средств и личного состава при чрезвычайных ситуациях в целях спасения жизни и сохранения здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме;
б) ликвидация эпидемических очагов;
в) создание резерва материальных запасов;
г) обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации, при чрезвычайных ситуациях.
4. Служба наделена следующими полномочиями:
а) организация ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе организация и оказание медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию;
б) сбор, обработка и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
г) информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;
д) обеспечение реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, при чрезвычайных ситуациях;
е) организация системы дистанционных консилиумов врачей с использованием телемедицинских технологий, в том числе для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
ж) организация взаимодействия с экстренными оперативными службами по привлечению сил и средств Службы для оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
з) организация обеспечения связи и информационного взаимодействия органов управления и сил Службы в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях.
5. Служба функционально объединяет:
а) службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации;
б) службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации;
в) силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф.
6. Задачи, порядок деятельности, структура, состав сил и средств службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службы медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также состав сил и средств иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
7. Руководство Службой осуществляет Министр здравоохранения Российской Федерации.
Организационно-методическое руководство деятельностью Службы осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации.
8. Служба в целях выполнения возложенных на нее задач представлена:
Информация об изменениях:
а) на федеральном уровне:
силами и средствами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии медицинских наук и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
Информация об изменениях:
б) на межрегиональном уровне (в пределах территории федерального округа):
силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта, расположенными на территориях соответствующих федеральных округов;
в) на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации):
силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта;
г) на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования):
силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
д) на объектовом уровне:
силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
9. На федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях на базе медицинских, судебно-экспертных, образовательных и научных организаций, а также организаций здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа работников этих организаций создаются нештатные формирования (госпитали, отряды, бригады, группы), которые при возникновении чрезвычайных ситуаций поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня. Обеспечение готовности этих формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях возлагается на руководителей соответствующих организаций.
10. При недостаточности сил и средств на муниципальном и (или) региональном уровнях для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации на соответствующей территории могут быть привлечены силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, функционально объединенных в Службу, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и организациями.
11. По решению руководителя Службы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации с учетом ее масштаба, степени потенциальной опасности, медико-санитарных последствий могут привлекаться все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации силы и средства Службы независимо от их уровня.
Руководитель Службы вправе принимать решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях.
Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Службой в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Информация об изменениях:
12. Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова обеспечивает:
а) координацию взаимодействия органов управления, а также использования сил и средств Службы;
б) разработку научно-методических принципов деятельности Службы;
в) подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Службы;
г) разработку предложений по подготовке населения к оказанию первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
13. Проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе разрабатываемых в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
14. Для соответствующих органов управления, сил и средств Службы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
15. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности.
16. Финансовое обеспечение мероприятий, реализуемых Службой, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций получателя бюджетных средств, на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в пределах средств иных указанных в подпункте «в» пункта 5 настоящего Положения организаций.
Пересмотрено положение о Всероссийской службе медицины катастроф.
Оно приведено в соответствие с новым Законом об основах охраны здоровья граждан в части оказания медпомощи при ЧС.
Помимо этого, служба ликвидирует эпидемические очаги, создает резерв материальных запасов, обучает оказанию медпомощи при ЧС.
Службой руководит Министр здравоохранения РФ. Он вправе принимать решение о медицинской эвакуации пострадавших при ЧС.
Организация и оказание медпомощи при ЧС регулируются Минздравом России.
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 29 августа 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. N 35 ст. 4520
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1671
Изменения вступают в силу с 15 октября 2020 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВСМК
ВСМК функционально объединяет для совместных действий в рамках РСЧС:
— СМК МЗ и СР России,
— СМК Минобороны России,
— силы и средства, предназначенные или выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС МВД, МЧС России и иных ФОИВ, РАМН, ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления, ОАО «РЖД» и других организаций.
ВСМК, как и вся система РСЧС осуществляет свою деятельностьна пяти организационных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.
Все организационные уровни в своем составе имеют:
— Координационные органы: КЧС и ПБ (Минздрава РФ, ОИВ субъекта РФ, органа местного самоуправления, объекта);
— Постоянно действующие органы управления: штаб Службы, ОИВ субъекта РФ в области здравоохранения (департамент здравоохранения);
— Органы повседневного управления: межрегиональные и территориальные ЦМК;
— Резервы финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов.
— Системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Ксилам ВСМКотносятся учреждения и формирования, которые предназначены для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Учреждения ВСМК – это ЦМК, больницы, базы снабжения. Они выполняют штатные задачи в местах постоянной дислокации. На их базе создаются формирования.
Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС они поступают в оперативное управление органов управления службы соответствующего уровня.
Формирования предназначены для работы в районах ЧС. Могут работать как самостоятельно, так и в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
К средствам службыотносится любое имущество (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) необходимое для деятельности службы и санитарно-транспортная техника.
ВСМК на различных уровнях представлена:
На федеральном уровне:
— Координационным органом – КЧС и ПБ Минздрава РФ;
— Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, – штабом Службы.
— Силами и средствами:
· Силами и средствами ФГБУ ВЦМК «Защита» и других ФГУ, находящихся в ведении МЗ РФ; Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, РАМН, с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
· Силами и средствами формирований и учреждений СМК МО РФ.
· Силами и средствами формирований и учреждений МЧС, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
· Силами и средствами формирований и учреждений МВД и иных ФОИВ.
· Силами и средствами формирований и учреждений ОАО «РЖД», а также формирований других организаций, в полномочия которых входит ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.
На межрегиональном уровне:
— Органами повседневного управления. Такими органами являются межрегиональные ЦМК, действующие на базе ЦМК в городах Екатеринбург, Нальчик, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов на Дону, Санкт-Петербург, Хабаровск, Москва.
— Силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующего федерального округа.
На региональном уровне:
— Координационным органом – КЧС и ПБ ОИВ субъекта РФ;
— Постоянно действующим органом управления – ОИВ субъекта РФ в области здравоохранения (Департамент здравоохранения).
— Органом повседневного управления – территориальным ЦМК.
— Силами и средствами. Это формирования, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС территориальными ЦМК, также силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих субъектов РФ.
На муниципальном уровне:
— Координационным органом – КЧС и ПБ органа местного самоуправления;
— Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять управление в сфере здравоохранения.
— Силами и средствами муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ), включая станции скорой мед помощи (ССМП), а также силами и средствами учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства России (ФМБА), МО РФ, при отсутствии на территории отдельных муниципальных образований МУЗ.
На объектовом уровне:
— Координационным органом – КЧС и ПБ;
— Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, или должностным лицом, уполномоченным осуществлять МСО объекта (организации) при ЧС.
— Силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (организации), предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф.
Введение
За 2012 год в нашей стране произошло 437 ЧС, из которых 228 техногенных, 148 природных, 56 биолого-социальных. В их погибло 819 человек, пострадало 95105 человек.
В автомобильных катастрофах в РФ гибнет в год до 30 тысяч человек, в огне ежедневно в стране погибает 49 человек. За последние десятилетия резко возросло количество засух, пожаров, ураганов, наводнений и эпидемий (последние в 2 раза).
В нашей стране для ликвидации мед-сан последствий ЧС мирного времени первоначально привлекалась Медицинская служба гражданской обороны (МСГО), но ее структура была громоздкой, силы и средства — недостаточно мобильными, что не соответствовало главному требованию, которое возникаете при ЧС, а именно оказание экстренной медпомощи пострадавшим в короткие сроки.
Анализ организации мед обеспечения пораженных при крупных технологических и природных катастрофах показал, также неподготовленность здравоохранения, слабую профессиональную подготовку врачебного состава всех уровней к работе в данной ситуации.
Это явилось предпосылками для создания в составе здравоохранения мобильных сил, а именно медицины катастроф, способную обеспечить своевременное оказание помощи пораженным и сократить время фазы изоляции.
1. Понятие о Медицине катастроф (МК). Задачи, принципы организации и режимы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).
МК, как новое научно-практическое направление в мировой медицине выделилось в 70-х годах XX века. В 1975г. в Женеве было создано Международное общество МК (МОМК), в которое были приняты 30 государств.
Начало создания МК в нашей стране было определено постановлением правительства бывшего СССР от 07.04.90 № 339 «О создании службы экстренной медицинской помощи в ЧС». В развитии этого постановления, приказом министра здравоохранения СССР № 193 от 14 мая 1990г. было определено создание службы экстренной медпомощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения.
В целях совершенствования системы ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (имелась разобщенность сил, недостаточно четкая вертикаль структуры службы), Правительство РФ издало постановление № 420 от 3 мая 1994г. «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами». Этим постановлением было провозглашено, создание в РФ Всероссийской службы медицины катастроф.
Для развития службы, Правительство РФ утвердило «Положение о
ВСМК» (Постановление Правительства № 195 от 28 февраля 1996г). Этим постановлением правительство подтвердило приоритетное значение СМК в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.
Изменения, произошедшие в деятельности ВСМК, с момента ее образования в нашей стране, а именно с 1994 года закреплены в новом «Положение о ВСМК» утвержденное Постановлением Правительства РФ № 734 26 августа 2013г.
Практическую сторону деятельности МК осуществляет Служба медицины катастроф (СМК), которая представляет собой комплекс органов управления, сил и средств, методов управления здравоохранением в ЧС.
– лечебно – эвакуационное обеспечение (ЛЭО),
– санитарно – гигиеническое и противоэпидемиологическое обеспечение,
– мероприятия по снабжению мед имуществом,
– мероприятия по мед защите населения и спасателей,
– организацию управления Службой.
Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) это функциональная подсистема РСЧС, предназначена для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Функционально объединяет для совместных действий:
Основными задачами ВСМК являются:
Основные принципы организации и функционирования ВСМК:
1. Государственный и приоритетный характер службы.
Это обеспечивается постановлениями Правительства РФ. Среди других служб, наряду со спасательными службами, она имеет приоритетный характер в обеспечении постоянной готовности сил и средств, их мобильности.
2. Территориально-производственный принцип.
Формирования, учреждения и органы управления создаются на базе лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.
3. Централизация и децентрализация управления.
Централизация предполагает единое управление всеми службами МК РФ независимо от их ведомственной принадлежности и обеспечивает создание единой информационно-диспетчерской системы службы.
Децентрализация управления предусматривает, исходя из конкретной ситуации, возможность каждым звеном службы автономно выполнять задачи по медико-санитарному обеспечению пораженных в ЧС.
4. Плановый характер.
Он предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств, планирование взаимодействия с другими службами системы быстрого реагирования, прогнозирование вариантов использования сил и средств в различных регионах, специальную подготовку и повышение квалификации всего личного состава службы.
5. Принцип универсализма создаваемых формирований.
Формирования и учреждения службы должны быть готовы к работе в любых очагах поражения без существенной их перестройки.
6. Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
Формирования службы создаются, как правило, для выполнения определенных задач. Например: оказания определенного вида медпомощи, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
7. Принцип этапного лечения пораженных с эвакуацией их по назначению.
8. Принцип единства медицинской науки и практики.
Организация службы и ее функционирование в ЧС должны строиться с учетом достижений отечественной и зарубежной медицинской и фармацевтической науки.
9. Принцип материальной заинтересованности и моральной ответственности медицинских и других специалистов, задействованных в мед формированиях и подразделениях по оказанию экстренной помощи пораженным в ЧС.
Этот принцип подкреплен постановлением Правительства и Директивой Минздрава, в соответствии с которыми установлены условия оплаты труда и выплаты компенсаций за дежурства и участие в оказании экстренной медицинской помощи при спасательных работах в ЧС.
10. Мобильность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС.
Она достигается созданием запасов имущества и медикаментов, регулярными тренировками личного состава формирований, совершенствованием системы связи и оповещения, постоянной готовностью медицинских бригад, отрядов, госпиталей и больниц, использованием современных транспортных средств.
11. Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.
12. Всеобщая подготовка населения по оказанию первой помощи пораженным в ЧС и правилам адекватного поведения при различных ЧС.
Режимы функционирования СМК:
Режимы: повседневной деятельности, повышенной готовности и режим ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводится:
– планирование мероприятий на ЧС;
– создание, оснащение и подготовка формирований службы;
– подготовку медицинских учреждений к работе в ЧС;
– создание запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества на ЧС;
– подготовка ЗЗ к развертыванию ЛУ ББ (на военное время).
В режиме повышенной готовности:
– приведение в готовность органов управления, сил и средств;
– усиление мед наблюдения и лабораторного контроля за состоянием внешней среды;
– обеспечение населения средствами оказания первой медпомощи;
– вывод мед формирований и эвакуация медицинских учреждений в ЗЗ,
– развертывание больничной базы (на военное время).
В чрезвычайном режиме осуществляет:
– медицинская разведка района катастрофы (очага поражения);
– организация ввода сил службы в район или очаг поражения;
– организация работы сил службы по оказанию медицинской помощи пораженным;
– организация эвакуации пораженных за пределы очага для последующего лечения;
2. Организация ВСМК.
Организация ВСМК включает в себя:
II. Пять организационных уровней
ВСМК, как и вся система РСЧС осуществляет свою деятельность на следующих уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом.
III. Каждый организационный уровень включает в себя:
— Координационные органы. Это Комиссии по чрезвычайным ситуациям и противопожарной безопасности КЧС и ПБ (МЗ, ОИВ субъекта РФ, органа местного самоуправления, объекта);
— Постоянно действующие органы управления. Это ОИВ уполномоченные в области охраны здоровья населения, а именно департаменты (министерства) здравоохранения субъектов РФ и штаб Службы (ВЦМК);
— Органы повседневного управления. Это межрегиональные ЦМК и территориальные ЦМК;
— Резервы финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;
— Системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Силы ВСМК.
К ним относятся учреждения и формирования, которые предназначены для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Обеспечение их готовности к работе, возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС они поступают в оперативное управление органов управления Службы соответствующего уровня.
Формирования предназначены для работы в районах ЧС. Могут работать как самостоятельно, так и в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
К средствам службы относится любое имущество (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) необходимое для деятельности службы и санитарно-транспортная техника.
ВСМК на различных уровнях представлена:
На федеральном уровне:
— Силами и средствами:
На межрегиональном уровне:
— Органами повседневного управления. Такими органами являются межрегиональные ЦМК, действующие на безе ЦМК, в гг. Екатеринбург, Нальчик, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов на Дону, Санкт – Петербург, Хабаровск, Москва.
— Силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующего федерального округа.
На региональном уровне:
— Органом повседневного управления – ТЦМК.
— Силами и средствами – формирования, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС ТЦМК и иных ГУЗ субъектов РФ, также силами и средствами формирований и учреждений федерального уровня, расположенных на территории соответствующих субъектов РФ.
На муниципальном уровне:
— Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять управление в сфере здравоохранения.
— Силами и средствами Муниципальных учреждений здравоохранении (МУЗ), включая Станций скорой медицинской помощи, а также силами и средствами Федеральных государственных учреждений (ФГУ), находящихся в ведении ФМБА, Министерства обороны РФ, при отсутствии на территории отдельных муниципальных образований МУЗ.
На объектовом уровне:
— Постоянно действующим органом управления, выполняющим одновременно функции органа повседневного управления, должностным лицом, уполномоченным осуществлять МСО объекта (организации) при ЧС.
— Силами и средствами соответствующих нештатных формирований при объекте (организации), предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
3. Характеристика СМК Минздрава России.
СМК Минздрава России – входит в состав ВСМК, предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и МСО (медико-санитарное обеспечение) населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, терактах и других ЧС, а также организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению и эвакуации пораженных (заболевших).
Она выполняет свои задачи при взаимодействии с:
СМК Минздрава принадлежит ведущая роль в ВСМК т.к. она:
ü Организует координацию подготовки и взаимодействия органов управления и входящих сил и средств в Службу.
ü Организует подготовку, усовершенствование и аттестацию специалистов ВСМК.
ü Является самой мощной и многочисленной в системе ВСМК.
Силы СМК МЗ РФ условно подразделяются на: стационарные и подвижные.
К стационарным силам относятся:
1. Центры медицины катастроф (ЦМК). Они являются государственными учреждениями здравоохранения (ГУЗ) особого типа.
ТЦМК имеет в своем составе:
Все ЦМК поддерживают в ПГ к работе силы и средства, работают круглосуточно под руководством соответствующих органов управления здравоохранения.
В своей работе они взаимодействуют с имеющимися на данной территории силами мед службы Минобороны, РЖД, ГО, с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными организациями других министерств и ведомств.
ВЦМК «Защита» одновременно выполняет функции регионального ЦМК Центрального региона РФ, Евроазиатского ЦМК государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по МК и ЧС.
В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной, планово-консультативной и специализированной медпомощи населению в районе постоянной дислокации.
2. Больницы СМК.
К подвижным силам службы относятся формирования, подразделяющиеся на:
2. Нештатные формирования (бригады, группы). Создаются по заданию органов управления на базе: медицинских образовательных, ЛПУ, НИИ, санитарно-профилактических учреждений.
Профиль, количество, сроки готовности нештатных формирований, определяются исходя из возможной медико-санитарной обстановки при ЧС.
Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя. При возникновении ЧС они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.
Подвижные силы СМК МЗ:
1. Штатные формирования:
— полевой многопрофильный госпитали (ПМГ). Создан на клинической базе ВЦМК «Защита». Предназначен для оперативного выдвижения в район ЧС, приема пораженных, их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пострадавшим до 250 чел. в сутки, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных (150 мест), а также амбулаторной помощи населению. Автономность работы 15 суток.
Госпиталь состоит:
приемно-диагностическое, хирургическое, госпитальное, анестезиологическое и др. Также имеет два кабинета: детоксикационный (гемодиализный) и гипербарической оксигенации.
Для повышения мобильности госпиталя в составе переменной части имеется специальная структурная единица — дежурная бригада экстренного реагирования (ДБЭР).
Состав этой бригады:
В зависимости от реальной обстановки в районе ЧС, ПМГ во время ликвидации медико-санитарных последствий ЧС способен выдвигаться в район предназначения как частью сил (отдельная бригада, отделение и т.д.), так и в полном составе, развертываясь для работы по типу многопрофильного лечебно-диагностического учреждения.
В зависимости от характера ЧС госпиталь развертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический и т.д.
Общая численность персонала ПМГ ВЦМК «Защита» составляет 205 чел., из которых 127 штатных и 78 нештатных работников. В число штатных сотрудников входят 74 врача.
— полевые госпитали (ПГ), создаются на базе некоторых ЦМК и предназначены для оперативного выдвижения в район ЧС и оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Такие госпиталя изначально создаются под определенную структуру потерь. Орг. структура их будет рассмотрена в следующей теме (МСГО).
— Бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи, мед сортировки, развертывания стационаров по своему профилю.
Бригады имеют:
Хирургический профиль (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, трансфузиологические и другие).
Терапевтический профиль (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные и другие).
2. Нештатные формирования.
— БСМП. Предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, усиления и перепрофилизации лечебных учреждений, развертывания стационаров (отделений) по своему профилю на базе больниц, которым эти бригады приданы. Профиль этих бригад аналогичен БСМП ПГ.
— бригады скорой медицинской помощи:
в) специализированные (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.) Предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Возможности бригад оцениваются оказанием помощи 20 чел. за сутки. Состав бригады врач + 2 медсестры + водитель.
Врачебно-сестринские бригады (ВСБ) — предназначены для работы в очаге (на границе очага), оказывают доврачебную и первую врачебную помощь (50 пораженным за 6 часов), проводят мед сортировку и готовят пораженных к дальнейшей эвакуации. Состав бригады: Врач, ст. медсестра, 2-е медсестры, санитар, водитель. Всего 6 человек; Время выдвижения в очаг поражения составляет не более 3 часов.
Медицинские отряды – развертывают пункт медицинской помощи (ПМП), который предназначен для приема, мед сортировки, оказания доврачебной и первой врачебной помощи, подготовки пораженных и больных к дальнейшей эвакуации. Состоит из 2-5 ВСБ и 3-5 БДП объединенные единым руководством.
Силы Службы медицины катастроф МЗ России:
(выполняют свои функции в местах постоянного расположения)
(предназначены для работы в зоне или рядом с зоной ЧС)
Штатные формирования (Создаются на базе ЦМК, находятся в ПГ и финансируются за счет СМК)
Нештатные формирования (создаются на клинической базе СМК в соответствии с утвержденными штатами из персонала ЛПУ, ССМП, клиник медицинских вузов, НИИ медицинского профиля и т.д.)
—хирургического профиля: (травматологические, хирургические, нейрохирургические
ожоговые, трансфузиологические, детские хирург.) и др.;
терапевтического профиля: токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические,
психоневрологические, инфекционные и т.д.
4. СМК Министерства обороны России. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС РЖД и МВД России.
Главной задачей СМК Минобороны является своевременное и эффективное оказание медпомощи личному составу и гражданскому персоналу войсковых частей и военно-стратегических объектов в период ликвидации последствий СБ, крупных аварий и катастроф, локальных вооруженных конфликтов
Структура СМК в системе мед службы ВС России включает в себя:
Органы управления службой.
Постоянно действующие – это Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) МО, мед управления видов, родов войск, военных округов, а также главных и центральных управлений МО РФ
Временно создаваемые на период ликвидации последствий ЧС – оперативные группы.
Силы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:
Формирования подразделяются на штатные и нештатные:
I. Штатные формирования.
* Медицинские отряды специального назначения (МОСН).
В составе мед службы ВС РФ имеется 6 отрядов, из которых 5 находятся в постоянной готовности. Штат отряда 154 человека, в том числе 22 врача.
За 16 часов в отряде можно выполнить до 60 сложных хирургических операций.
II. Нештатные формирования:
* Врачебно – сестринские бригады (ВСБ).
В их состав входит 5-7 медработников (2 врача, 3-5 медсестер) и санитарный автомобиль. Предназначены для оказания первой врачебной помощи. Создаются на базе военных госпиталей, санаториев, поликлиник.
* Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).
Предназначены для усиления ЛУ осуществляющие массовый прием пораженных. Создаются на базе военных госпиталей с коечной емкостью 500 и более коек, военно-медицинских учебных заведений и НИИ. В их состав входит – 3-5 медработников (1-2 врача, 2-3 медсестры).
* Подвижные группы специалистов ЛПУ МО РФ.
Медицинские эвакуационные средства:
Предназначен для поиска и эвакуации пораженных с оказанием первой врачебной помощи в полете и на земле по жизненным показаниям. Оборудован перевязочной. Эваковместимость составляет три носилочных и одно сидячее место.
Силы медицинской службы МВД, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Основной задачей мед службы МВД России при ликвидации последствий ЧС является оказание медпомощи личному составу ОВД и военнослужащим ВВ, привлеченным к действиям в условиях ЧС.
В соответствии с этим в составе мед службы МВД имеются соответствующие учреждения, формирования и специализированные отделения.
* Для работы в районе ЧС в структуре мед управления МВД имеется группа организации медицинской помощи в ЧС.
* На базе госпиталей и больниц ГУВД, УВД субъектов РФ для оказания медпомощи пораженным организуются мобильные ВСБ, способные осуществить доврачебную и первую врачебную помощь.
Эти силы и средства позволяют оказывать личному составу ОВД первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.
Мед служба железных дорог является составной частью железнодорожной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС на Ж.Д. и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.
Общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на Ж.Д. осуществляет Департамент здравоохранения РЖД
Система здравоохранения РЖД имеет разветвленную сеть больниц. В составе РЖД функционируют центральные, дорожные и отделенческие ЛПУ, на базе которые создаются специальные формирования для развертывания и работы в очагах санитарных потерь.
К этим формированиям относятся:
* Аварийные врачебные бригады постоянной готовности. Они формируются на базе ЛПУ железных дорог. Предназначены для оказания первой врачебной, неотложной хирургической и анестезиологической помощи. На место ЧС они убывают в составе аварийно-восстановительного поезда.
* БСМП (хирургические, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплектуются из числа ведущих специалистов центральных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад, их количество определяется мощностью и возможностями медицинских учреждений.
* Для ускорения прибытия сил и средств в железнодорожных больницах созданы (по участковому принципу) врачебные бригады, которые направляются в зону катастрофы на транспорте своих учреждений немедленно после получения соответствующей информации.
* Вопросы госпитализации пострадавших на железных дорогах решаются в порядке взаимодействия с региональными учреждениями здравоохранения.
Кроме перечисленных сил, входящих в состав ВСМК, в ряде министерств и ведомств имеются специальные, достаточно многочисленные подразделения, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ в шахтах, под водой и т. д.
В составе этих подразделений имеется медперсонал, который тесно взаимодействует со СМК и может включаться в систему оказания экстренной медицинской помощи населению в ЧС.
5. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) для работы в ЧС»
СЭС является функциональным элементом РСЧС. Учреждения и формирования ее осуществляют государственный санитарно-эпидемический надзор, анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения, а также входят в систему наблюдения и лабораторного контроля ГО.
На СЭС возложены следующие задачи:
— Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС и вокруг нее.
— Организация и проведение санитарно – гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зоне ЧС и вокруг нее.
— Участия в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению ЧС, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, СБ.
— Обеспечение ПГ органов управления, сил и средств службы к действиям в ЧС;
— Подготовка специалистов службы к действиям в ЧС и ряд др. задач.
При проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при локализации и ликвидации последствий ЧС все учреждения системы санитарно-эпидемиологического надзора других министерств и ведомств России (МО, МВД, РЖД), расположенные на данной территории, переходят в оперативное подчинение главного государственного санитарного врача республики, области (края).
В перечень сил постоянной готовности ГСЭС России межрегионального и регионального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов РФ, 5 противочумных институтов, противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Эти учреждения службы ведут свою деятельность в местах постоянного расположения.
Указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС нештатные специализированные формирования быстрого реагирования: 70 СЭО, 19 СЭБ и 15 СПЭБ.
Эти формирования предназначены для надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зонах ЧС.
По прибытии на место СЭО работает под руководством регионального штаба по ликвидации последствий ЧС.
Санитарно-эпидемиологический отряд (21 чел.)