Что относится к операционным затратам
Что включают в себя операционные расходы?
До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:
Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.
Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:
Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.
Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.
Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:
Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.
Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете
Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:
Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.
ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.
О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте здесь. А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:
Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:
Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.
Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.
О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте здесь.
Факторы повышения эффективности операционных расходов
Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.
Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».
К внутренним факторам следует отнести:
К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:
Итоги
Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.
Что входит в операционные расходы
Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.
Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?
Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.
Что представляют собой операционные расходы
Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:
Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.
Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?
Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.
НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.
Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.
Состав операционных расходов
Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.
Операционные расходы, относимые к прочим
К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:
Бухгалтерия в отношении операционных расходов
Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.
По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.
К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.
Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов
Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.
ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.
Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:
Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ
Анализ эффективности операционных расходов
Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.
Что можно узнать из показателей операционных расходов?
Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.
Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.
Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.
Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов
Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.
Внешние факторы влияния на операционные затраты:
Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):
ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.
Что относится к операционным затратам
VI. ОПЕРАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ
57. Операционными расходами являются:
— расходы, связанные с предоставлением по договорам во временное пользование (аренду) имущества организации, за исключением договоров, поступления по которым учитываются в составе выручки;
— расходы, связанные с продажей основных средств и иных активов, в том числе прав требования;
— убытки от продажи (покупки) иностранной валюты по курсу ниже (выше) официального курса Центрального банка Российской Федерации;
— проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
— расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (в том числе банками);
— расходы по содержанию законсервированных производственных объектов;
— расходы по содержанию мобилизационных мощностей и объектов гражданской обороны, не компенсируемые из бюджета;
— расходы по аннулированным заказам (договорам), а также связанные с прекращением производства, не давшего продукции;
— расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата депозитарию, консультационных, посреднических услуг и т.п.);
— отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги, другие оценочные резервы), а также отчисления в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
— налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет прибыли до налогообложения;
Что такое OPEX. Объясняем простыми словами
OPEX (от англ. Operating Expense, Operation Eхpenditure — «операционные затраты» или «операционные расходы») — повседневные траты компании на обеспечение её работы.
Это, например, оплата аренды помещений и коммунальные платежи, зарплата работников, транспортные расходы, закупка сырья и материалов, расходы на связь, обслуживание оборудования, банковское обслуживание, страхование, затраты на рекламу, покупка канцелярии и многое другое.
Пример употребления на «Секрете»
«С помощью соединения «один ко многим» сервис от Visa призван сократить число необходимых для обработки платежа корреспондентских переводов и повысить скорость проведения расчётов. Благодаря этому компании получат возможность проводить платежи напрямую друг с другом, минуя «дорогостоящие процессы и географические барьеры». Такой механизм, в свою очередь, должен снизить операционные расходы юрлицам и предпринимателям, подчеркнули в Visa».
(Из новости о том, что россиянам разрешили отправлять международные бизнес-платежи через платформу Visa.)
OPEX и CAPEX
OPEX (операционные расходы) и CAPEX (капитальные затраты — вложения в основные средства и нематериальные активы) составляют основные категории бизнес-расходов.
В зависимости от ряда условий одни и те же затраты можно признать или как OPEX, или как CAPEX.
Например, покупка запчастей. Если вы купили их много, одинаковых, недорогих и они требуют регулярной замены, то, скорее всего, это будет OPEX. Если речь идёт о двигателях — единичных, дорогих, которые могут проработать гораздо больше года, то их можно отнести и к CAPEX. Аналогичный выбор может быть при ремонте помещений, покупке мебели и др.
При принятии решения в каждом случае будет свой ориентир: на увеличение стоимости компании, повышение рентабельности или снижение налогов и т. п.
Нюансы
Компании стараются снизить OPEX, оптимизируя для этого текущие процессы, чтобы увеличить чистую прибыль при сохранении выручки. При этом хотя OPEX и приводит к уменьшению чистой прибыли, но в то же время уменьшается и размер налога на прибыль.
С точки зрения краткосрочного планирования OPEX всегда обходится дешевле (дешевле оплатить месяц/год аренды, чем купить).
Но на больших сроках регулярные расходы могут стать серьёзным обременением: деньги только тратятся, но активы компании не увеличиваются.
OPEX приоритетнее небольшим начинающим бизнесам, чтобы сэкономить средства для развития. Но при этом чем выше OPEX, тем выше и зависимость от других лиц — арендодателей, аутсорсеров.
OPEX будет у любого бизнеса, а вот CAPEX может отсутствовать (когда всё в аренде, на аутсорсе и т. п.).
Как правильно считать операционные доходы и расходы
Определение доходов и расходов организации
Ведение бухгалтерского учета непосредственно связано с определением доходности и расходов организации (ст. 5 402-ФЗ). Механизм определения доходной и расходной частей регулирует Приказ Минфина № 116н от 18.09.2006, в соответствии с которым поступления и затраты (включая НДС), в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений функционирования предприятия, классифицируются так:
До вступления в силу Приказа № 116н, то есть до формирования отчетности за 2006 год, поступления и издержки классифицировались так:
Бухгалтерский учет доходной и расходной частей ведется по счету 91. Открывают субсчета первого порядка:
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
При учете операционных расходов важно понимать, зачем мы ведем учет и кто является потребителем нашей аналитической информации. ФЗ о бухгалтерском учете говорит, что информация должна быть своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений. Ключевое требование — принятие решений на основе данных. В зависимости от типа бизнеса в операционных расходах может потребоваться выделить:
Причем ценность представляет не сам факт расходов, а их динамика, норма на сделку или единицу продукции. Сравнение с рынком. Прогноз о том, как будет меняться показатель, например, при увеличении выпуска продукции.
Прочие источники доходности
Доходность относится к категории «Прочие» в том случае, если поступления не связаны с обычной деятельностью учреждения. Если приход поступает от основных видов функционирования предприятия, его необходимо отражать на 90 счете «Продажи».
Прочие операционные доходы включают в себя следующие поступления:
Полный список доходности представлен в п. 7 ПБУ 9/99.
Чистый операционный доход — это разница между действительной величиной валового дохода (ВД) и постоянными издержками, такими, как страховые взносы, налоговые платежи и иные затраты.
Расчет этого показателя иллюстрирует величину чистой прибыли, которую получит предприятие от использования имущества, вкладов в УК и иных видов доходности за текущий период.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
В современной экономике все чаще компании и люди отказываются от владения и переходят к аренде — так называемая Sharing-economy. Нужно быть внимательным с такими инструментами, как операционный лизинг, аренда средств производства, аутстафф и подобные. Они размывают и уменьшают доли капитальных и постоянных затрат. Становится сложно понять, куда отнести те или иные расходы. Также трудности могут возникать в оперативности поставок информации. В больших компаниях часто обрабатывают информацию с задержкой в месяц-полтора. Пример: надо своевременно выявить «уходящего» поставщика или клиента, на которого приходится большая доля в выручке. Причем задача должна быть выполнена в этом же месяце, чтобы менеджмент смог скорректировать план по выручке или найти замену поставщику. Если данные будут формироваться в течение месяца или дольше, то проблема будет обнаружена поздно, и сможет нанести серьезный урон финансовому положению компании. Другая сложность состоит в том, что расходы, учитываемые для целей бухгалтерского и налогового учета, в управленческой отчетности могут быть отнесены в иные категории. Здесь важно понимать цель. Для чего мы ведем учет, кто и какие решения должен принимать на его основе.
Что прочие операционные расходы включают в себя
В состав операционных расходов входят все непрямые издержки деятельности организации, согласно ПБУ 10/99, например:
Перечень всех действующих в настоящий момент ОР закреплен в п. 11 главы III ПБУ 10/99.
Дмитрий Володько, руководитель продуктов банка для бизнеса «Сфера»:
Частая ошибка — не учитывать курсовую разницу в процентах по займу, если он был в другой валюте.
Другая ошибка — отнесение затрат на крупную партию (инструментов, мебели, офисного оборудования) к капитальным затратам. Пример: компания купила партию стульев. Поодиночке эти стулья не могут быть признаны основным средством. В таком случае за единицу можно принять не отдельный стул, а комплект. Тогда учитывать его можно, например, как «комплект стульев для конференц-зала». Хотя в этом примере даже стандарты МСФО не дают нам однозначного ответа, к каким расходам это отнести, и рекомендуют применить профессиональное суждение.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.