Что не соответствует истине
Словари
1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании и знании объективной действительности.
2. Адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим; объективное содержание человеческого познания.
1. То, что есть в действительности, соответствует ей; правда.
2. Утверждение, суждение, положение, основанные на житейском опыте.
Морфология: (нет) чего? и́стины, чему? и́стине, (вижу) что? и́стину, чем? и́стиной, о чём? об и́стине; мн. что? и́стины, (нет) чего? и́стин, чему? и́стинам, (вижу) что? и́стины, чем? и́стинами, о чём? об и́стинах
Докопаться до истины. | Эта информация не соответствует истине. | Моей целью является установление истины.
2. Истиной называют утверждение, в котором можно не сомневаться, потому что оно проверено практикой и опытом.
Старая истина. | Я вполне согласен с истиной, только что высказанной вами.
3. Горькой истиной называют то, что соответствует действительности, но сильно огорчает, вызывает чувство горечи.
Осознав эту горькую истину, я решил изменить тактику. | Лучше горькая истина, чем красивая ложь.
4. Азбучной или прописной истиной называют то, что всем хорошо известно.
Ему сотни раз приходилось втолковывать прописные истины.
И́СТИНА, истины, жен.
1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий.
2. То, что есть в действительности, соответствует действительности, правда. Скрывать истину. Ручаться за истину сообщения. Соответствовать истине. Голая истина.
3. Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте. Старая истина. Избитая истина. «Слыхал я истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало.» Пушкин.
1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. Объективная и. Стремление к истине.
2. То же, что правда (в 1 знач.). Его слова близки к истине.
3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старые истины. Избитые истины (опошленные частым повторением).
На путь истины направить (наставить) кого на правильный путь, к правильным действиям.
Святая истина (книжн.) непререкаемое положение, утверждение.
| Встарь истина означала также наличность, наличные деньги, ныне истиник муж. капитал.
1) То, что существует в действительности, соответствует действительности.
Грешить против истины.
Как бы ни была страшна истина, скажите ее (Куприн).
заблужде́ние, ложь, обма́н
2) Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.
Правда века людьми еще не вполне усвоена и потому не стала еще истиной, которая не мешает свободе искусства (Пришвин).
3) В философии: верное отражение объективной действительности в сознании человека.
Мнение, установленное наукой, проверенное практикой, опытом.
Есть истина у врачей: больного надо не пугать, больного надо подбодрять (Солж.).
Оценка чьего-л. мнения как соответствующего действительности.
1. То, что соответствует действительности; правда. Сказать истину. Его слова близки к истине. Познать истину. Горькая и. (неприятное, но справедливое замечание, суждение и т.п.). Святая и. (нерушимая, незыблемая правда). // Правдивость, подлинность. Сомневаться в истине чьих-л. слов. Верить в истину рассказанного. // Нравственный идеал. Искать истину. Верить в истину.
2. Филос. Верное отражение в сознании человека того, что есть в объективной действительности. Абсолютная и. Объективная и. Относительная и. Разрабатывать теориюя истины.
3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом. Старая и. Жизненная и. Избитые истины (опошленные частым повторением). Азбучная, прописная и. (то, что всем хорошо известно).
1. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда.
[Самозванец:] Нет, полно мне притворствовать! скажу Всю истину; так знай же: твой Димитрий Давно погиб. Пушкин, Борис Годунов.
страшна истина, скажите ее. Куприн, Молох.
Всякое другое объяснение было бы не истиной, а только полуправдой, которой в товарищеских отношениях следует не менее избегать, чем и прямой лжи. Морозов, Повести моей жизни.
В истине последнего показания Чернышев не мог усомниться. Пушкин, История Пугачева.
Нравственный идеал, справедливость, добро.
[Бертольд:] Золота мне не нужно, я ищу одной истины. Пушкин, Сцены из рыцарских времен.
— Я по-прежнему верю в добро, в истину. Тургенев, Дворянское гнездо.
Верное отражение объективной действительности в сознании человека.
Утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
3. Положение, утверждение, суждение, установленное наукой, проверенное практикой, опытом.
Положение нападающего всегда выгоднее положения защищающегося. Это слишком избитая истина, чтобы еще раз доказывать ее. Мамин-Сибиряк, Бурный поток.
А когда меня отдали в гимназию и осыпали там всякими истинами вроде того, что земля ходит вокруг солнца, или что белый цвет не белый, а состоит из семи цветов, закружилась моя головушка! Чехов, На пути.
— направить на путь истины
Азбучная истина. Разг. чаще Неодобр. О том, что всем хорошо известно, ясно без всяких доказательств. Ф 1, 225; ЗС 1996, 337; БМС 1998, 235.
Вся истина вышла. Кар. О завершении, окончании чего-л. СРГК 2, 303.
Голая (нагая) истина. Книжн. Чистая, безусловная правда. БМС 1998, 235.
Прописная истина. Книжн. часто Неодобр. Нечто всем известное, тривиально верное и не вызывающее никаких сомнений. Ф 1, 226; ЗС 1996, 337; БМС 1998, 235.
Истина рождается в спорах; но когда страсти кипят, истина испаряется. ***
Перед ошибками захлопываем дверь.
Человек должен переделывать себя ради истины, истина же не может переделываться в угоду человеку. ***
Истина страдает часто более от горячности своих защитников, чем от своих противников. Т.Пэн
И все же Истина нетленна;
Кто с ней в разлуке неизменно,
Иной живет, стремясь красиво мыслить,
Другой вершит красивые дела;
Но можно к лику красоты причислить
Ничто так не помогает победе истины, как сопротивление ей. У.Чэннинг
Лекция 4. Истина, её виды и критерии
Истина – это знание, соответствующее предмету познания, действительности.
Понятие «истина» не всегда точно совпадает с общеупотребительным словом «правда». К примеру, для древних людей информация о том, что земля плоская, была истиной (относительной истиной, если точнее), хотя любой учащийся, изучающий астрономию, скажет, что это не является правдой.
Истина – это результат познания. Главная цель познавательной деятельности – открытие, получение, приобретение истины.
Истина бывает двух видов (по критерию её полноты, завершённости):
— относительная – это знание о части предмета, как правило видимой, лишь о некоторых его свойствах. Знание о том, что Земля плоская – это знание о видимой части земной поверхности, т.е. неполное знание – относительная истина. Эта истина с развитием науки была опровергнута и стала считаться заблуждением.Относительная истина изменчива;
— абсолютная – полное, исчерпывающее знание о предмете, его свойствах. К примеру, абсолютной истиной считается математическая формула 2+2=4.Это полное, завершённое, непреходящее знание, которое нельзя опровергнуть. Эта истина неизменна.
Путь к абсолютной истине лежит через истины относительные. С развитием науки и познания истины относительные либо подтверждаются, расширяются и становятся абсолютными истинами, либо опровергаются и переходят в разряд заблуждений. К примеру, с развитием науки истина о плоской форме Земли была опровергнута, а предположение Николая Коперника, ставшее относительной истиной о том, что Земля вращается вокруг Солнца, с развитием астрономии нашла подтверждение и стала абсолютной истиной.
По отношению субъекта познания к истине можно выделить следующие виды истин:
— субъективная истина– знание, зависящее от мнений, оценок субъекта познания. Например, истина о том, что последствием крещения Руси князем Владимиром в 988 году стало укрепление княжеской власти – истина относительная, ибо включает мнение историков, с которым не все согласны. По поводу субъективной истины возможны множество споров, иных мнений;
— объективная истина– знание, не зависящее от познающего субъекта. К примеру, математическая истина 2 + 2 = 4 не зависит от мнения людей и оспорить эту истину невозможно.
Относительные, субъективные истины преобладают в гуманитарных, социальных науках. Объективные истины чаще всего представлены в естественных, математических науках.
Видеолекция по теме:
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Проблема истины и ее критериев
Наука – это технология производства знаний о мире. Как и во всяком производстве, в науке необходимо обеспечивать качество производимой продукции. Истина – это главная качественная характеристика, которой должна обладать научная продукция и которую наука обязана обеспечить всеми имеющимися у нее средствами. Для ученого истина есть величайшая ценность, к которой он стремится в своей работе.
Это, конечно, не значит, что другим областям культуры истина не нужна. Познание истины происходит в самых различных видах человеческой деятельности – в практике обыденной жизни, в искусстве, в игре. Однако всюду, кроме науки, истина нужна ради решения каких-то других задач и к ней стремятся как к средству достижения других целей.
Познание истины в других сферах «вплетено» в деятельность, направленную на решение своих специфических задач. В науке же познание истины – не побочный процесс, сопутствующий деятельности, которая предпринимается ради каких-то иных целей, а главное и центральное дело. Наука, собственно говоря, и есть познание истины, обособившееся в самостоятельную сферу культурной деятельности. Целью науки является истина сама по себе, истина как таковая. Но наука нужна обществу, в конечном счете, потому, что добываемые ею знания помогают решать возникающие перед людьми задачи и ценятся из-за пользы, которую они приносят.
Понятие истины применимо только к знанию. Эмоции и желания, цели и мотивы действий, настроения и переживания – все это может оцениваться в терминах «хорошо» или «плохо», «полезно» или «бесполезно».
Понятие истины применимо не к любому знанию. Существуют такие знания, истинностная оценка которых невозможна. Это представления людей о нравственных, художественных, социальных, политических и других ценностях, продукты художественного творчества.
Научная истина – это знание, соответствующее объекту. Такое понимание называется классической концепцией истины. Помимо классической концепции истины, в философии существуют и иные подходы к ее пониманию. В одних истинность знания связывается с его согласованностью, непротиворечивостью (когерентная теория истины), в других – с его практической полезностью (прагматическая теория). Эти свойства знания, несомненно, очень важны, и классическая концепция истины не отрицает этого. Она не исключает когерентный и прагматический подходы и может быть соединена с ними.
Однако истина остается истиной независимо от того, согласуется ли она с другими или противоречит им, полезна она или вредна. Когерентная и прагматическая концепции выражают не столько сущность истины, сколько требования, которые к ней предъявляются.
Основные свойства истины следующие:
— Истина объективна. Ее содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. Объективность истины не означает, что она вообще полностью независима от субъекта. Истина возникает в человеческом сознании как результат познавательной деятельности людей. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска. Объективные истины – это человеческие истины. Они соответствуют в той мере, в какой способы человеческого познания позволяют их постичь.
— Истина конкретна. Невозможно говорить об истинности знания, взятого абстрактно без учета тех условий, в которых оно получено. Конкретность истины означает, что истинность знания определяется не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится с этой реальностью.
— Всякая истина и относительна, и абсолютна. Необходимость различать понятия «относительная истина» и «абсолютная истина» связана с тем, что истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью точности и полноты. Под относительной истиной понимается относительно точное, недостаточно полное знание о предмете, под абсолютной истиной – абсолютно точное и полное знание. Всякая истина относительна, ибо она ограничена конкретными условиями ее постижения и за их пределами остается в каких-то отношениях неточной и неполной.
Но вместе с тем в каждой истине, несмотря на ее относительность, есть элемент абсолютной истины, поскольку ее достаточно для решения некоторого конкретного вопроса. Если бы в человеческих знаниях не было ни крупицы абсолютной истины, они были бы сплошным заблуждением. Абсолютная истина есть лишь предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его.
Для того, кто понимает единство абсолютного и относительного в человеческих знаниях, одинаково неприемлемы как догматизм, возводящий относительные истины в абсолют, так и релятивизм, провозглашающий, что все наши знания только относительны и не содержат ничего абсолютного. Релятивизм – это путь к скептицизму (позиции всеобщего сомнения) и агностицизму (учению о непознаваемости мира). Догматизм и скептицизм иногда становятся само собой разумеющимися установками общественного сознания.
Проблема критериев истины.
Критерий истины – это способ, с помощью которого мы можем узнать, является ли некоторая информация истиной. Поскольку истинность знания означает его соответствие предмету, постольку для установления истинность необходимо сопоставить, сличить знание с этим предметом. Решение этой задачи наталкивается на ряд трудностей.
Главной гносеологической проблемой является то, что напрямую сличить знание с его предметом можно только тогда, когда дело касается идеальных объектов, представленных в нашем сознании. Если же предметом знания служит материальный объект, то ситуация существенно меняется: непосредственное сопоставление знания с объектом представляется невозможным. Мы воспроизводим объект в сознании только в том виде, в каком мы его знаем, и сопоставляем лишь одно знание о нем с другим.
Кант и некоторые другие философы делают отсюда вывод, что мы абсолютно не в состоянии иметь какое-либо знание о природе вещей самих по себе и у нас нет никаких критериев для установления истины. А. Пуанкаре в начале ХХ в. выдвинул идею, что вообще не нужно искать никакого обоснования истины. Обоснованием может служить конвенция – произвольное соглашение относительно того, что следует принимать за истину. Ученые приходят к согласию в выборе исходных постулатов научной теории, руководствуясь соображениями удобства, целесообразности, полезности, принципом «экономии мышления».
Однако критерии истины есть. Это, во-первых, логический критерий, и, во-вторых, практический критерий.
Логический критерий связан с требованием согласованности знаний. Если объект наблюдается, по крайней мере, двумя различными и притом независимыми друг от друга способами, то закономерная зависимость результатов наблюдений друг от друга при независимости самих наблюдений может быть рационально понята только при допущении существования некоторого объекта, независимого от этих наблюдений. В науке логическая совместимость сведений об объекте, полученных разными путями независимо друг от друга, является веским аргументом, на основании которого признается их истинность. Поэтому ученые считают необходимым повторять наблюдения и эксперименты. Отсутствие повторяемости внушает сомнение в истинности.
Согласованность знаний предполагает их логическую непротиворечивость. Обоснование ее обычно опирается на логическое доказательство. Доказанные суждения условно истинны, т.е. истинны при условии, что истинны посылки, из которых они логически выводимы. Таким образом, логическое доказательство есть способ переноса истинности с исходных посылок на делаемые из них выводы.
Однако можно строить логически правильные выводы из необоснованных и даже заведомо неверных посылок. В результате мы способны создавать разнообразные фантазии, которые внутренне непротиворечивы, но которым в реальности ничего не соответствует. Поэтому логическая непротиворечивость есть необходимый, но недостаточный критерий истины. Непротиворечивое знание – «претендент» на звание истины. Зато противоречивость знания есть достаточный (но не необходимый) критерий его ложности.
Но если надежность логического критерия истины зависит от того, истинны ли посылки, на которых основываются доказательства, то встает вопрос: как проверить истинность таких посылок? Ответ на этот вопрос следует искать в практике, в обращении к опыту.
Практический критерий истины выводит проверку истинность знания за пределы сознания и психики вообще. Практика есть способ взаимодействия человека с действительностью. В противоположность логическому критерию истины, который «работает» с тем, что находится «внутри» сознания, практика обнаруживает, насколько знание соответствует объективным, существующим вне нашего сознанияусловиям жизни человека в материальном мире – условиям, которые фиксируются не только органами чувств человека, но и всем его существом, всем ходом жизненных процессов, сопровождающих и определяющих его бытие. Что практикой подтверждается – истинно, что ею опровергается – ложно.
Эффективность практического критерия имеет свои границы. У него есть свои сильные и слабые стороны.
Практика подтверждает истинность наших знаний о действительности тем, что наше взаимодействие с объектами действительности происходит в соответствии с нашими ожиданиями. Когда практика оправдывает ожидания, это еще не значит, что она подтверждает истинность всех тех представлений, на которых они основаны. Но многократное подтверждение практикой прогнозов, основанных на какой-либо теории, дает основание думать, что эта теория соответствует действительности. Практика подтверждает истинность косвенно. Постоянная и систематическая реализация в общественной практике множества конкретных предсказаний и проектов, построенных на основе науки, позволяет говорить об истинности (относительной) научного знания.
не соответствовать истине
Смотреть что такое «не соответствовать истине» в других словарях:
соответствовать — Отвечать, согласоваться, идти, подходить, приличествовать, совпадать, быть впору, гармонировать. Этот поступок не отвечает моим намерениям. Башмаки в самую пору, как раз на мою ногу. Крышка не приходится к стакану. Это не соответствует его… … Словарь синонимов
истине — соответствовать истине • непрямой объект, оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
соответствовать — данные соответствуют • субъект, оценка, соответствие соответствовать данным • непрямой объект, оценка, соответствие соответствовать действительности • непрямой объект, оценка, соответствие соответствовать духу • непрямой объект, оценка,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
СООТВЕТСТВОВАТЬ — СООТВЕТСТВОВАТЬ, твую, твуешь; несовер., кому (чему). Находиться в соответствии с кем чем н., отвечать (в 3 знач.) чему н. С. истине. С. своему назначению. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
соответствовать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я соответствую, ты соответствуешь, он/она/оно соответствует, мы соответствуем, вы соответствуете, они соответствуют, соответствуй, соответствуйте, соответствовал, соответствовала, соответствовало,… … Толковый словарь Дмитриева
оценка — давать оценку • действие дать высокая оценка • действие дать высокую оценку • действие дать объективную оценку • действие дать оценку • действие дать правовую оценку • действие даётся оценка • действие, пассив на ся касаться оценки • касательство … Глагольной сочетаемости непредметных имён
соответствие — обеспечить соответствие • действие, каузация (не) выдержать напряжения • объект, оценка, соответствие (не) выдерживать критики • действие, объект, мало, соответствие (не) оправдать надежд • Neg, оценка, соответствие (не) оправдать ожиданий •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
непрямой объект — бизнесом заниматься • действие, непрямой объект бить смертным боем • действие, непрямой объект, продолжение блистать красотой • действие, непрямой объект бояться войны • непрямой объект, эмоции бояться встречи • непрямой объект, эмоции бояться… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ИСТИНА — ИСТИНА, истины, жен. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в… … Толковый словарь Ушакова
Действительность, достоверность, факт и истина или «Что есть Истина?»
Обращусь к исследованию еще одного проклятого вопроса философии: «Что есть Истина?». Что же такое есть Истина? Естественно, что этот вопрос связан с вопросом о таинственном критерии Истины. Но на самом деле никакой особой тайны тут нет, и этот критерий был неоднократно называем в качестве критерия, и существует достаточно общепризнанный консенсус в отношении признания этого критерия за критерий, однако, идет время, а вопрос о критерии истины каким-то непостижимым образом вновь и вновь ставится на обсуждение. Вместо того, чтобы обсуждать новые значимые вопросы, задаются старыми, уже давно пройденными. Да, но я же еще так и не назвал этот «таинственный» критерий. Что же, называю: критерием истинности является соответствие действительности, достоверность. Но вот прежде, чем мы будем определяться с тем, что есть непосредственно Истина, полезно сделать некоторые уточнения.
Во-первых, существует то, что называется действительностью. Существование действительности не поддается сомнению, если только мы хотим хоть о чем-то рассуждать. Ведь рассуждая о чем-то, мы тем самым рассуждаем о том, что есть, а если ничего нет, то сами понимаете. Если действительности нет места, то и рассуждениям соответственно тоже, так что о не-существовании действительности можно только помалкивать, а не рассуждать. Соответственно, если кто считает, что действительности все-таки не существует, я прошу его не доносить эту мысль до меня, а удерживать ее в себе. Так оно честнее будет. Я же исхожу из того, что действительность существует.
Во-вторых, существуют наши суждения о действительности. Суждения о действительности не тождественны самой действительности, но они между тем, могут либо соответствовать ей, либо не соответствовать. Соответствие действительности это и есть то, что называется достоверностью. Так что?: вот эти самые суждения о действительности, пожалуй, и логично назвать истинными, в случае достижения соответствия действительности (достоверности), либо ложными, в случае, если они действительности не соответствуют. Но нет, подобный переход совершать еще рановато. Эти суждения о действительности, в которых фиксируется достоверность, я предлагаю называть фактическими суждениями, а сам факт предлагаю определить как точно зафиксированное событие и считать за единицу достоверности. Недостоверные суждения в отношении действительности я предлагаю называть не ложными, а ошибочными. Это разделение не есть моя прихоть, потому как между фактическими-ошибочными суждениями и суждениями истинными-ложными существует принципиальная разница.
В чем же она состоит? Ответ таков: в переходе от фиксации действительности к ее объяснению. Под объяснением же действительности я буду понимать сведение совокупности фактов к единичному утверждению. И вот как раз под истинным суждением я буду понимать суждение, объясняющее действительность (а не фиксирующее ее). Ложное суждение, соответственно, это суждение, вводящее нас в заблуждение относительно того, что имеет место в действительности. Но пока вам, может быть, еще не вполне понятно, зачем нужно проводить такого рода разграничения? Дело в том, что попытки игнорировать переход к объяснению действительности, минуя фазу ее фиксации, есть крайне распространенная ошибка. Сплошь и рядом находятся люди, которые совершают попытки объяснить действительность, не имея под рукой основательной фактической базы. Это есть стремление найти Истину, минуя факты. Пример может быть таким: допустим, я не знаю, каково строение вселенной и каково положение в ней Земли (у меня нет фактов) и начинаю между тем рассуждать. К чему могут привести подобные рассуждения? Ну, я думаю, очевидно, что, во-первых, к утверждению о том, что Земля плоская (потому как видно, что она плоская) и что Солнце вращается вокруг Земли (потому как видно, что оно вращается вокруг Земли). До тех пор, пока мы не соберем факты, относящиеся к этой проблематике, наиболее соответствующими Истине кажутся именно такие соображения. Но без фактов, ни о какой Истине даже и подумать нельзя. То есть подумать можно, но это будет соответственно никакая не Истина, а ложь, и ничего кроме ложной картины мира на выходе мы не получим. В общем, прежде чем объяснять действительность, надо сначала ее зафиксировать.
Итак, выстрою логическую цепочку с самого начала. Есть действительность, есть ее достоверная фиксация (факт) и есть ее достоверное объяснение (истина). Тут правда, может возникнуть еще один вопрос. А именно, что же мы в итоге объясняем: действительность или факты? Следует признать, что, строго говоря, объясняем мы именно факты, и что, таким образом, истина удаляется от действительности не только через соответствие ей (это участь факта), но еще и через соответствие фактам. Объяснение представляет собой соответствие соответствию действительности. Следовательно, не вполне правомерно говорить о достоверном объяснении действительности, скорее можно говорить лишь о достоверной интерпретации действительности. Объяснение должно соответствовать фактам, то есть быть фактически (а не действительно) достоверным. Следует удерживать в уме это двойное удаление Истины от действительности.
Теперь, наконец, можно подвести итог и сказать: существует действительность, и существует достоверность в двух следующих отношениях: соответствие непосредственно действительности (факт как зафиксированная действительность) и соответствие фактам (истина как объяснение фактов). Таковым будет мой ответ на вопрос о том, что есть Истина.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.