Что относится к общественным помещениям

Приложение А. Перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения

Перечень
основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения

Перечень общественных зданий

Класс функциональной пожарной опасности

А. Здания объектов, обслуживающих население

1. Здания и помещения учебно-воспитательного назначения

1.1. Учреждения образования и подготовки кадров:

1.1.1. Дошкольные образовательные учреждения

1.1.2. Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты и т.п.)*

1.1.3. Учреждения профессионального образования*:

высшего и последипломного

1.2. Внешкольные учреждения (школьников и молодежи)

1.3. Специализированные учреждения (аэроклубы, автошколы, оборонные учебные заведения и т.п.)*

2. Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения

2.1. Учреждения здравоохранения:

2.1.1. Лечебные учреждения со стационаром, медицинские центры и т.п.*

2.1.2. Амбулаторно-поликлинические и медикo-оздоровительные учреждения, станции переливания крови и др.

2.1.3. Аптеки, молочные кухни

2.1.4. Медико-реабилитационные и коррекционные учреждения, в том числе для детей

2.2. Учреждения социального обслуживания населения:

2.2.1. Учреждения без стационара

2.2.2. Учреждения со стационаром, в том числе дома-интернаты для инвалидов и престарелых, для детей-инвалидов и т.п.

3. Здания и помещения сервисного обслуживания населения

3.1. Предприятия розничной и мелкооптовой торговли,

в том числе торгово-развлекательные комплексы*

3.2. Предприятия питания (открытая и закрытая сеть)

3.3. Непроизводственные объекты бытового и коммунального обслуживания населения:

3.3.1. Предприятия бытового обслуживания населения

3.3.2. Учреждения коммунального хозяйства, предназначенные для непосредственного обслуживания населения

3.3.3. Учреждения гражданских обрядов

3.4. Объекты связи, предназначенные для непосредственного обслуживания населения

3.5. Учреждения транспорта, предназначенные для непосредственного обслуживания населения:

3.5.1. Здания вокзалов всех видов транспорта

3.5.2. Учреждения обслуживания пассажиров, транспортные агентства, туристические агентства

3.6. Сооружения, здания и помещения санитарно-бытового назначения

4. Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов

4.1. Объекты физкультурного, спортивного и физкультурно-досугового назначения:

4.2. Здания и помещения культурно-просветительного назначения и религиозных организаций:

4.2.1. Библиотеки и читальные залы

4.2.2. Музеи и выставки

4.2.3. Религиозные организации и учреждения для населения

4.3. Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения*:

4.3.1. Зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные залы, цирки и т.п.)

5. Здания и помещения для временного проживания :

5.1. Гостиницы, мотели и т.п.*

5.2. Учреждения отдыха и туризма* (санатории, пансионаты, турбазы, круглогодичные лагеря и т.п.)

5.3. Общежития учебных заведений

и спальные корпуса интернатов

Б. Здания объектов по обслуживанию общества и государства**

6.1. Здания административного назначения:

6.1.1. Учреждения органов управления

6.1.2. Административные учреждения, административные подразделения фирм, организаций, предприятий, а также фирмы и агентства и т.п.

6.2.1. Кредитно-финансовые и страховые организации, банки

6.2.2. Суды и прокуратура, нотариально-юридические учреждения

6.2.3. Правоохранительные организации (налоговые службы, милиция, таможня)

6.2.4. Учреждения социальной защиты населения (собесы, биржи труда и др.)

6.3. Здания организаций, дающих продукцию:

6.3.1. Научно-исследовательские организации (за исключением крупных и специальных сооружений)*

6.3.2. Проектные и конструкторские организации

6.3.3. Редакционно-издательские и информационные организации (за исключением типографий)

1. Настоящее приложение распространяется как на приведенные типы учреждений и помещений, так и на вновь создаваемые в рамках данных функционально-типологических групп помещений.

2. Перечисленные группы помещений различного назначения могут компоноваться в многофункциональные здания и комплексы или входить в состав жилых, производственных и других зданий.

3. Объекты, отмеченные знаком «*», относятся к объектам многофункционального назначения, выходящим за рамки только данного подкласса функциональной пожарной опасности.

** При проектировании зданий данной группы учреждений и организаций следует дополнительно использовать СНиП 31-05.

Источник

Что относится к общественным помещениям

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Public buildings and works

Дата введения 2014-09-01

Предисловие

Сведения о своде правил

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство», Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»)

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 118.13330.2011 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения и СНиП 31-05-2003 Общественные здания административного назначения»

Пункты, таблицы, приложения, в которые внесены изменения, отмечены в настоящем своде правил звездочкой.

Изменения N 2, 3, 4 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения» является актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения».

Разработка и актуализация единого нормативного документа направлена на обеспечение требований Федерального закона [4]. Оба документа, включающие требования по безопасности зданий и сооружений, жизни и имущества граждан, а также окружающей среды, актуализируются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г N 1047-р.

Требования нормативного документа направлены на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, на обеспечение снижения энергозатрат, применение единых методов определения эксплуатационных характеристик, на учет требований европейских и межгосударственных нормативных документов, а также на сокращение числа регулирующих одну область деятельности нормативных документов и концентрации требований в одном нормативном документе для облегчения труда проектировщиков.

Авторский коллектив Свода правил СП 118.13330.2012*:

1* Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м от уровня земли.

Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В*.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 23166-99 Блоки оконные. Общие технические условия

ГОСТ 25772-83 Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия

ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений

ГОСТ Р 52133-2003 Камины для жилых и общественных зданий. Общие технические условия

ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

ГОСТ Р 54599-2011 Услуги средств размещения. Общие требования к услугам санаториев, пансионатов, центров отдыха

ГОСТ Р 56184-2014 Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам

ГОСТ Р 57013-2016 Услуги населению. Услуги зоопарков. Общие требования

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах»

СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» (с изменением N 1)

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» (с изменением N 1)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 44.13330.2011 «СНиП 2.09.04-87* Административные и бытовые здания» (с изменениями N 1, N 2)

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» (с изменением N 1)

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» (с изменением N 1)

СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» (с изменениями N 1, N 2)

СП 82.13330.2016 «СНиП III-10-75 Благоустройство территорий» (с изменением N 1)

СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны» (с изменениями N 1, N 2)

СП 89.13330.2016 «СНиП II-35-76 Котельные установки»

СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»

СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)

СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)

СП 152.13330.2018 Здания федеральных судов. Правила проектирования

СП 158.13330.2014 Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (с изменениями N 1, N 2)

СП 242.1325800.2015 Здания территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Правила проектирования

Источник

НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Что относится к общественным помещениям

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Источник

Глава 25. Места общего пользования в многоквартирном доме

Глава 25
Места общего пользования в многоквартирном доме

К местам общего пользования в составе многоквартирного дома относятся:

— вертикальные и горизонтальные коммуникации (лестнично-лифтовые узлы, межквартирные коридоры и холлы);

— места для хранения;

Места общего пользования оказывают существенное влияние на комфорт проживания в многоквартирном доме, поскольку они обеспечивают удобство перемещений внутри здания, доступ к жилым ячейкам, возможности для отдыха и досуга, работы, проведения мероприятий, а также для хранения личных вещей, в особенности габаритных, например спортинвентаря, что позволяет более эффективно использовать пространства квартир.

Места общего пользования могут располагаться на первом и типовых этажах, в подвальных помещениях, на крыше или в стилобате многоквартирного дома. Первые этажи зданий, где размещаются как жилые, так и нежилые функции, рассмотрены отдельно (см. 174-183). Ниже приводятся рекомендации по устройству мест общего пользования в многоквартирном доме.

Устройство входных групп

Входная группа должна обеспечивать беспрепятственный доступ в жилой дом для всех жильцов. Наиболее оптимально размещение входа в подъезды в уровне тротуара. Допускается также вход на отметке 0,45 м от уровня тротуара, что соответствует подъему на три ступеньки высотой 150 мм. На этой отметке для маломобильных групп населения может быть устроен комфортный пандус с нормативным уклоном 2-5%, длиной до 9 м, состоящий не более чем из двух маршей.

Остекление подъездов повышает просматриваемость придомовой территории и, как следствие, безопасность при входе в здание. Сквозная структура подъездов с выходами на улицу и во двор обеспечивает удобство перемещений жильцов и увеличивает интенсивность использования внутриквартального пространства в периметральной застройке: для того чтобы в него попасть, нет необходимости обходить квартал.

Расширенный функциональный состав входных групп, включающий в себя помещения для консьержа, места хранения колясок и велосипедов, а также холл для встреч, ожидания и кратковременного отдыха, стимулирует социальные взаимодействия жильцов (см. илл. 47).

Илл. 47. Пример организации входной группы

Устройство вертикальных и горизонтальных коммуникаций

Лестнично-лифтовые узлы рассчитаны на комфортное использование всеми жителями подъезда. Лифты обеспечивают быстрое и безопасное перемещение жильцов (в том числе людей с ограниченными двигательными возможностями, родителей с колясками и пр.) и грузов внутри дома. Избежать перегруженности в пиковые часы позволяет подбор лифтового оборудования с учетом его провозной способности и скорости движения. Количество лифтов не имеет значения, если габариты кабины лифта и его грузоподъемность позволяют провозить крупногабаритные грузы, больных на носилках и пр.

Межквартирные холлы и коридоры по возможности следует обеспечивать естественным освещением. Даже при большой протяженности коридора в коридорных и галерейных домах целесообразно группировать по 4-6 квартир вокруг одного сегмента с устройством мест для отдыха и общения жильцов. При этом доля вертикальных и горизонтальных коммуникаций от общей площади этажа не должна быть высокой, чтобы не снижалась эффективность использования площадей для размещения жилья (см. илл. 48).

Илл. 48. Характеристики вертикальных и горизонтальных коммуникаций

Устройство мест для хранения

В составе жилого дома вне квартир могут быть организованы места хранения личных вещей жильцов, прежде всего крупногабаритных предметов (мебели, спортивного инвентаря, автомобильных шин и пр.). Такие места рекомендуется размещать в межквартирных холлах и коридорах, а также помещениях на подвальных этажах (см. илл. 49).

Общие для всех жильцов места для хранения колясок и велосипедов в составе входной группы позволяют избежать размещения этих вещей в межквартирных холлах, коридорах и на балконах. Наличие таких мест также исключает необходимость ежедневного подъема колясок и велосипедов на жилые этажи и способствует повышению качества повседневной жизни жильцов.

Наличие индивидуальных ячеек для долгосрочного хранения вещей для каждой квартиры позволяет жильцам использовать жилые помещения по назначению, в частности, не хранить крупногабаритные предметы на балконах, а также повышает эффективность использования мест общего пользования в доме (подвальных и цокольных этажей, межквартирных холлов).

Илл. 49. Характеристики мест для хранения в составе входной группы и в подвальном техническом этаже

Устройство коллективных пространств

Коллективные пространства бывают открытые и закрытые. Открытые размещаются на эксплуатируемых крышах или на террасах. В них устраивают сады, игровые площадки, места кратковременного отдыха. Закрытые коллективные пространства делают в цокольном этаже, на первом или жилых этажах. Они подходят для тренажерных залов, коворкингов, кинотеатров, детских игровых комнат.

Коллективные пространства следует проектировать гибкими, доступными из всех частей дома, в них рекомендуется устраивать санузлы. Открытые коллективные пространства должны быть надежно защищены от ветра, осадков и прямых солнечных лучей.

Илл. 50. Коллективные пространства на первом этаже

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *