Что относится к общественным наукам перечень
Социальные науки
Социальные науки (общественные науки) — это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что подчеркнуто используют научный метод и научные стандарты в исследовании человечества, включая количественный и качественный научные методы.
Социальные науки, в изучении и межсубъективных, и объективных или структурных аспектов общества, иногда рассматриваются как гуманитарные науки. Это отличает их от «заведомо» естественных наук, которые сосредоточены исключительно на объективных аспектах природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении человека.
Основные социальные науки
Социальные науки (Брокгауз и Ефрон)
Литература. Кроме историй отдельных С. наук, см. Baerenbach, «Die Social Wissenschaften» (1882); Bain, «Logic» (отдел об общественных науках; существует в русском переводе); Bougl é, «Les sciences sociale s en Allemagne» (есть русский перевод); Caporali, «Filosofia delle scienze sociali» («La nuova scienza», 1892); Fouill é e, «La science sociale contemporaine» (есть русский перевод), Gothein, «Gesellschaft und Gesellschaftswissenschaft» (в «Handw örterbuch der Staatswissenchaften»); Hauriou, «La science sociale traditionnelle» (1896); Krieken, «Ueber die Begriffe Gesellschaft, Gesellschaftsrecht u. Gesellschaftswissenschaft» (1882); Lewis, «A treatise on the methods of observation and reasoning in politics» (1852); Masaryk, «Versuch einer concreten Logik» (1887); Mayr, «Die Gesetzmä ssigkeit im Gesellschaftsleben» (1887; есть русский перевод); С. Menger, «Untersuchungen ü ber die Methode der Social Wissenschaften und der politischen Oekonomie insbesondere» (есть русский перевод); J. S. Mill, «System of logic» (отдел о логике общественных наук; есть русский перевод); M. van der Rest, «Enseignement des sciences, sociales» (1889); Simmel, «Zur Methodik der Social wissenschaft» (Schmoller’s «Jahrbuch»); Wundt, «Logik» (Methodenlehre); H. Кареев, «Введение в изучение социологии» (1897); M. Ковалевский, «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения права» (1880); В. Левитский, «Задачи и методы науки о народном хозяйстве» (1890); С. Муромцев, «Определение и основное разделение права» (1879); Новгородцев, «Историческая школа юристов» (1896); В. Сергеевич, «Задача и метода государственных наук» (1871).
10 отраслей общественных наук
Какие социальные науки?
В отличие от формальных наук, таких как математика, логика или физика; Общественные науки изучают живые системы. В свою очередь они отличаются от естественных наук (которые также изучают живые системы), в то время как социальные науки изучают такие системы, основываясь на сложности поведения и его последствиях в социальном плане.
С другой стороны, они в большей степени связаны с гуманитарными науками (гуманитарными науками), потому что как те, кто изучает большую часть субъективности, так и совокупность, тем не менее, отличаются друг от друга, поскольку социальные науки подчеркивают использование научных методов, в то время как гуманитарные науки используют более художественные и эстетические методы.
Тем не менее, их предшественники можно проследить даже столетия назад, из любопытства мы должны понять, что делает нас людьми, природу нашего поведения, отношения с окружающей средой, как мы не организовываемся в обществе и так далее.
10 основных отраслей общественных наук
Общественные науки можно разделить на различные дисциплины, которые варьируются в зависимости от намерений человека, который их определяет и использует. Например, согласно традиции конкретной социальной науки, одну из этих дисциплин можно считать социальной наукой, или наукой о человеке, или даже естествознанием.
Точно так же и в соответствии с потребностями каждого контекста, могут быть более или менее дисциплины в социальных науках. Это касается, например, границ, существующих между некоторыми дисциплинами в области медицины (например, социальной медицины), социобиологии, нейропсихологии или самой философии.
Однако очень грубо мы можем разделить общественные науки на 10 основных дисциплин : антропология, социология, география, история, право, политология, экономика, коммуникация, педагогика и психология.
1. Антропология
Это целостная дисциплина, потому что она объединяет различные знания из различных отраслей общественных наук и естествознания. Это может быть подразделено на различные ветви, такие как физическая антропология, культурная антропология, лингвистическая антропология или археология.
2. Социология
Социология отвечает за изучение социальных отношений людей и их институтов. Это подразумевает, что их объекты изучения очень разнообразны. Они могут, например, перейти от религии к семье, через классовое социальное разделение или расовое разделение и организацию государств, среди многих других. Он стремится понять как социальную стабильность, так и процессы изменений и трансформации.
На индивидуальном уровне социология позволяет нам понять последствия социальных явлений для людей (например, гендерная идентичность, религиозная вера, семейные институты). И на глобальном уровне социология может помочь нам понимать такие явления, как миграция, рост населения, войны, экономическое развитие среди других.
3. География
В результате этой дисциплины возникли, например, карты, которые среди прочего позволяют нам понять, где они находятся и как находятся сайты, на которых мы разрабатываем, из графических описаний Земли.
4. История
5. Право
Право как специальность в области социальных наук отвечает за изучение всех институтов, их систем правил и полномочий, связанных с законностью. Во многих случаях закон отделен от социальных наук и понимается как отдельная школа, однако эта область изучения основана на идее, что законы и законность сами по себе являются социальными институтами, и именно поэтому его обычно считают отрасль общественных наук.
6. Политология
В дополнение к политической теории, некоторые субдисциплины, которые составляют эту социальную науку, являются теориями демократии и управления, исследования национальных систем, государственной и административной политики, международного права, среди других.
Методологический уровень политология выполняет, например, анализ первоисточников, таких как письменные исторические документы или интервью; и вторичные источники, такие как научные статьи, среди других методов эмпирического сбора.
7. Экономика
Экономика изучает, анализирует и описывает процессы производства, распределения и потребления товаров и услуг. Он стремится понять, какие средства мы создали для удовлетворения наших потребностей и как это влияет на нас как индивидуально, так и социально. В то время как экономическая деятельность очень разнообразна, экономику как общественную науку можно разделить на несколько областей. Например Есть исследования в области народного хозяйства, экономики труда, международной экономики экономика развития, среди многих других.
8. Связь
9. Педагогика
10. Психология
Тем не менее, это очень связано с другими человеческими и социальными дисциплинами, поскольку для разработки объяснений индивидуального функционирования необходимо было учитывать то, как мы развиваемся по отношению к другим.Таким образом, возникли различные отрасли, среди которых основными являются клиническая психология, социальная психология, педагогическая психология, организационная психология или нейропсихология.
Библиографические ссылки:
Как тебе российские квантовые технологии, Илон Маск? (Руслан Осташко) (December 2021).
Общественная наука
Общественные (социальные) науки — комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.
Направления
Коды в системах классификации знаний
Полезное
Смотреть что такое «Общественная наука» в других словарях:
общественная наука — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN social science The study of society and of the relationship of individual members within society, including economics, history, political science, psychology, anthropology, and … Справочник технического переводчика
общественная наука — общественные науки науки о человеческой личности и обществе. гуманитарный. ▼ филология … Идеографический словарь русского языка
Наука об управлении — (точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления) [management science] социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется … Экономико-математический словарь
наука об управлении — Точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления, социальная, общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на различных его уровнях. Степень научности управления определяется глубиной познания… … Справочник технического переводчика
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия
Общественная организация — добровольное объединение граждан, возникшее по их инициативе для реализации их интересов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — – общественная психика – совокупность групповых, коллективных, массовых психических явлений, состояний и процессов в обществе, образующих систему психосоциального отражения действительности. На основе О.п. возникают и развиваются экономическое,… … Политическая психология. Словарь-справочник
Наука — I Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия
Наука — I Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в… … Большая советская энциклопедия
Наука в России — Основная статья: Наука Содержание 1 История науки в России 2 Российская наука накануне октябрьской революции … Википедия
Общественные науки
Общественные науки (социальные науки) — крупная классификационная группа, соответствующая:
а) в контексте гносеологии — одной из трёх главных областей научного знания, наряду с естествознанием и философией.
б) в контексте утилитарных задач управления и планирования учебным процессом, организационной структуры учебных заведений, категоризацией и рубрикации областей науки для прикладных нужд (напр. библиографии, см. УДК) — некий набор дисциплин, составленный по признаку объекта (предмета) изучения: отношение к обществу, его социальным группам и индивидам.
Содержание
Возможные коллизии
При конкретизации объектов низлежащей иерархии по каждому из приведённых вариантов, на выходе могут получаться разные «списки» наук, причём в варианте (б) могут иметь место различия между странами, а также между эпохами. Эти расхождения свидетельствуют не о «противоречии» между обоими вариантами, а о различии между задачами (фундаментальные, утилитарно-прикладные) и, отчасти, объектами: (области, охватываемые познанием человечества по ходу общецивилизационного процесса, с одной стороны, и дисциплины в учебно-академическом понимании, с другой).
Методология и принципы, положенные в основу той или иной утилитарной классификации, могут различаться по причинам: государственно-специфическим, религиозно-культовым, историческим (конъюнктурным), субъективно-авторским и пр. При этом, независимо от формулировок, предпосылаемых таким перечням наук, при их взаимном сопоставлении следует иметь в виду неизбежное влияние утилитарных и/или узкоспецифических задач «заказчика» и/или «потребителя» той или иной классификации.
Оставаясь верным в контексте условий своего появления и стоящих перед ним задач, ни один из вариантов утилитарной классификации не может претендовать на абсолютную объективность. Попарное сопоставление вариантов может быть полезным, например, в плане совершенствования той или иной национально-государственной классификационной системы. Однако за пределами этой целеустановки споры, «какая классификация правильнее» — чаще всего ненаучны и схоластичны. Не могут привести к позитивному результату и попытки противопоставить какую-либо из утилитарных классификаций — фундаментально-эпистемологической: последняя сформулирована на качественно ином философском уровне, предполагающем абстракцию не только от национально-культурной, но и от, в известном смысле, исторической специфики (одновременно охватывая всю историю познания, от нерасчленённой философии древности до глубоко дифференцированной системы современных наук).
Место философии в системе научного знания
Наиболее яркий пример коллизии фундаментального и утилитарного подходов — определение места философии в системе научного знания.
Как видно из приведённого ниже реестра, в утилитарной классификации философия по признаку предмета помещена в разряд общественных наук наряду с другими науками «об обществе». Однако при решении вопроса классификации наук в его фундаментальной постановке науковедение различает два принципа: объективный (когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования), и субъективный, когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта. При этом, методологически, сами принципы классификации различают соответственно тому, как понимается связь между науками (как внешняя — когда науки лишь ставятся рядом друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая — когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой).
Вопрос о взаимоотношении между философией и частными науками — своего рода стержень всей истории классификации наук. В этой истории выделяются три основных этапа, соответствуюцие: 1) нерасчленённой философской науке древности (и отчасти средневековья); 2) дифференциации наук в XV—XVIII вв. (аналитическому расчленению знаний на обособленные отрасли); 3) реинтеграции (синтетическому воссозданию, связыванию наук в единую систему знаний), отмечаемой с XIX в. Соответственно этим этапам ведётся и поиск самих принципов классификации науки.
Взяв, в качестве примера т. н. энциклопедический ряд, составленный Сен-Симоном, и развитый Контом (здесь науки классифицированы соответственно переходу от более простых и общих явлений к более сложным и частным, причём механика земных тел включена в математику, психология — в физиологию, а социологии Конт — один из создателей этой науки — отводит особое место):
математика | → | астрономия | → | физика | → | химия | → | физиология | → | социология |
мы видим, что философия, с одной стороны, как бы поглощается социологией, но с другой — присутствует в математике в виде логики. В дальнейшем, по мере реинтеграции (а осознание её необходимости пришло в XX веке в силу появления множества наук, находящихся «на стыке» ранее диффкеренцированных категорий) научного знания, виток диалектически замкнулся, и наукознание пришло к необходимости выделить философию — не столько как «исторически первую», сколько как системообразующую, в отдельную категорию.
Этого принципа придерживалось и советское науковедение. Приводимая ниже таблица (источн.: БСЭ, статья «Наука») представляет собой один из вариантов линейной формы представления иерархии наук (ему соответствует сложная двумерная схема, где проведено много не отражённых здесь соединительных линий, демонстрирующих взаимосвязи между науками).
Философские науки | |
Диалектика | |
Логика | |
Математические науки | |
Математическая логика | и практическая математика, включая кибернетику |
Математика | |
Естественные и технические науки | |
Астрономия | и космонавтика |
Астрофизика | |
Физика | и техническая физика |
Химическая физика | |
Физическая химия | |
Химия | и химико-технологические науки с металлургией |
Геохимия | |
Геофизика | |
Геология | и горное дело |
Физическая география | |
Биология | и с.-х. науки |
Физиология человека | и медицинские науки |
Антропология | |
Социальные науки | |
История | |
Археология | |
Этнография | |
Экономическая география | |
Социально-экономическая статистика | |
Науки о базисе и надстройках: | политическая экономия, |
науки о государстве и праве, | |
история искусства и искусствоведение и т. д. | |
Языкознание | |
Психология | и педагогическая наука |
Коллизия заключается в том, что, признавая за философией особое место во всей системе научного знания в рамках фундаментальной классификации, при переходе к утилитарным схемам советские науковеды — как и современные систематизаторы — были вынуждены помещать философию в одну системную группу с политической экономией, научным коммунизмом и пр. В учебных планах, организационной структуре ВУЗов эта группа фигурировала под названием кафедр общественных наук (КОН; в техникумах и ПТУ — комиссий по общественным наукам). Это, повторим, — не противоречие, а функциональное различие, обусловленное утилитарной необходимостью; оба подхода — и фундаментальный, и утилитарный — имеют равное право на существование в контексте задач, на решение которых они нацелены.
Комментарий: термин «Социальные науки» употреблён в первоисточнике как синоним «общественным наукам» (отчасти ввиду необходимости формального избежания указанной коллизии). Описательный термин «Науки о базисе и надстройках» приблизительно соответствует современной политологии. Дидактико-иллюстративная задача была при составлении таблицы главной, и потому общий перечень указанных в ней наук не претендует на исчерпывающую полноту. При этом часть названий, соответствующих известным самостоятельным наукам, использованы в качестве собирательных, под которыми предполагаются целые группы «подотраслей» — напр., космонавтика.
Антагонистические коллизии
Антагонистические, то есть неразрешимо противоречащие друг другу (см. Законы философии) коллизии в классификации тех или иных наук (включая общественные науки) выводят на щепетильную проблематику соотношения понятий «наука» и «лженаука». Некоторые примеры такого антагонизма порождены фундаментальными различиями базовых форм мировоззрения: идеалистической и материалистической. Заняв отстранённую позицию, невозможно дать позитивный ответ на вопрос, относятся ли некоторые дисциплины, изучаемые в религиозных учебных заведениях, к разряду общественных наук? Является ли общественной наукой дисциплина «Научный коммунизм», значащаяся в дипломах десятков миллионов советских специалистов с высшим образованием? Исходя из принципа уважения личного права каждого на собственное мировоззрение, защищаемого правилами Википедии, здесь эти (и подобные им) агрессивные противопоставления на идейно-мировоззренческой почве следует признать неуместными. Оставляя за каждым выбор «правильного» ответа — в литературе соответствующего мировоззренческого направления, где ответ этот надлежаще обоснован в системе тех категорий миропознания, которыми оперирует то или иное течение общественной мысли.
Вышеуказанные коллизии следует отличать от попыток пополнить «официальный» перечень общественных наук категориями, сконструированными в сугубо коммерческих целях извлечения дохода от продажи знаний из якобы «новой» области науки. Примером этого являются эвфемизмы, за которыми скрывается набор дисциплин, ранее продававшихся под другими «фирменными названиями»: маркетинг, пиар, НЛП и т. п. Спам-реклама их платных курсов под видом статей о соответствующих «науках» с завидным упорством лезет на страницы Википедии. Не приводя конкретных названий, здесь можно порекомендовать действенный лакмус-индикатор, позволяющий отличить истинную науку от псевдонауки: изучить перечень (и происхождение) публикаций, выводимых поисковыми системами при вводе спорного названия на английском или другом распространённом иностранном языке.
Другие коллизии
Ряд коллизий, то есть нестыковок или, наоборот, неоправданных пересечений в определениях и трактовках понятия «общественные науки» и сопутствующих ему категорий, обусловлен следующими основными группами причин: а) лингвистическими, б) кросс-культурными, в) субъективно-академическими.
Лингвистические концентрируются вокруг понятий «общественный» и «социальный». Исторически термин «общественные науки» пришёл в русский из европейских языков, где чаще всего он образован на базе латинских праформ scientia = знание, и soci(etas) = общество (ср. англ. social sciences, фр. sciences sociales и т. п.). Одновременное внедрение в XIX веке в русский язык, наряду с «общественный», понятия «социальный» не было обусловлено объективной необходимостью (напр., описания качественно нового объекта, ранее не известного данной языковой культуре). Несмотря на очевидный вред (неоправданное смешение с однокоренными в латинском терминами из ряда «социалистический»), термин «социальный» из оборота не вышел. В ряде случаев с его участием в конце XX века образованы новые понятия, напр. «социальная сфера».
Наличие продолжительной практики употребления «социальный» в качестве синонима русскому «общественный» (в сочетании с «науками») лишает основания возможность противопоставить один другому, сформировав на их основе качественно различные категориальные ряды. Такие попытки были бы надуманными, а их результаты — контрпродуктивными. Не отрицая равноправие категорий «общественные науки» и «социальные науки», видимо, следует отдавать предпочтение русскому «общественные» — в силу отмеченного выше пересечения с другими категориальными рядами, восходящими к тому же латинскому soci(etas).
Кросс-культурные коллизии, как результат национально-государственной обособленности процессов формирования систем научного знания, наблюдаются в Википедии. Сопоставив между собой русскую, английскую, итальянскую версию настоящей страницы, нетрудно заметить, что приведённые на них перечни «общественных наук» как множества отнюдь не конгруэнтны; они лишь «во многом пересекающиеся». Слепо копировать с одной национальной странички на другую, либо брать какую-либо из них за образец — недопустимо. Кажущиеся «пропуски» чаще всего результат не недосмотра, а национальной специфики формирования перечней учебных дисциплин с утилитарными целями. Целесообразность их унификации, подведения под единый «мировой стандарт» (фактически, переход на чужой, уже существующий) — также сомнительна: борьба с национальной спецификой процессов научного миропознания означала бы де-факто признание антинаучной гипотезы наличия «монополии на истину» (что также идёт вразрез демократическому праву на уникальность философско-мировоззренческих позиций, особенно на совокупном уровне суверенных государственных составляющих современной цивилизации).
Субъективно-академические коллизии возникают, как правило, между разработками соперничающих научных школ, хотя иногда авторами оспариваемых классификаций могут выступать и индивидуальные учёные, стремящиеся сказать новое слово в науке. Оценивать эти попытки априорно (тем более в системе эмоционально-субъективистских критериев «амбиций» одной и «косности» другой стороны) — ненаучно и непродуктивно. Констатируя отсутствие монополии на истину и демократические свободы, и исходя из презумпции научной добросовестности, сопоставлять их между собой возможно, например, по признаку конечной целесообразности. Как и другие науки, общественные науки не стоят на месте, в своём развитии они неизбежно вторгаются в поле ранее «чужих» наук, вызывая, рано или поздно, необходимость проведения дифференциации или, наоборот, интеграции.
Так, к примеру, произошло с эконометрикой. Зарождалась эта наука в рамках одной из типичных общественных наук — политической экономии — и одновременно с ней. Сэр Уильям Петти почитается в истории науки основателем как классической политэкономии, так и (демографической) статистики — впрочем, сам он именовал своё детище «политической арифметикой». На известном этапе статистика оторвалась от политэкономии, расширив предмет и развив — с необходимым вторжением в область математики — собственные методы. Но к последней трети XIX века вновь созданный сложный математический аппарат «вернулся» в политэкономию. Некоторое время направление, представленное Л.Вальрасом и др., идентифицировалось науковедами как своего рода «фракция» в единой партии политэкономов — (лозаннская) школа экономической мысли. Наработки экономистов-математиков за последующие треть века, к 1930-м годам, поставили историю науки перед фактом, что в лице эконометрики мир имеет свою, самостоятельную науку. В силу достигнутой степени абстрагированности (а абстракция — один из общих методов познания) от историко-общественной специфики социально-экономических процессов эконометрика вышла из контекста политэкономии и других вновь сформировавшихся течений общественно-экономической мысли. Выйдя из разряда наук общественных, она вновь приблизилась к чистой математике, на развитии методов которой и строится её последующий прогресс.
Соотношение категорий общественных и гуманитарных наук
Использование словосочетания «гуманитарные дисциплины» в русском языке ограничено узкоспецифической сферой организации учебного процесса в классических университетах, то есть учебных заведениях, в составе которых есть факультеты как «естественных» (физики, химии, биологии), так и остальных наук — философия, языковедение, география и пр.
С учётом различий квалификационных требований к абитуриентам, и набора дисциплин, изучаемых впоследствии студентами, в советское время преподавание общественных наук (и прежде всего, политической экономии) студентам разных факультетов было специализировано. Методологически и организационно это обеспечивалось созданием на экономических факультетах двух-трёх самостоятельных кафедр политической экономии. Каждая из них, оставаясь в рамках единой для всех дисциплины (политической экономии), формировала самостоятельный учебный курс, приспособленный к менталитету и подготовке студентов той или иной группы факультетов. Соответственно, существовали:
Современная классификация общественных (социальных) наук
Российская Федерация
В образовательных стандартах и нормативных актах России в разряде общественных наук упоминаются [источник не указан 783 дня] :