Что относится к общественно опасным деяниям несовершеннолетних

Преступление и наказание – права и ответственность несовершеннолетних при совершении ими общественно опасных деяний

Что относится к общественно опасным деяниям несовершеннолетних

Статья «Преступление и наказание – права и ответственность несовершеннолетних при совершении ими общественно опасных деяний», продолжает цикл статей, посвященных защите прав несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 19 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного кодексом.

По общему правилу к уголовной ответственности может быть привлечено лишь лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнад­цатилетнего возраста.

В то же время, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, также подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ) и иные преступления, определенные частью 2 статьи 20 УК РФ.

Таким образом, с позиции уголовного закона несовершеннолетним именуется лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), по каждому уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, и является одним из условий его уголовной ответственности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 01.02.2011 № 1), лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, то есть с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

При этом если несовершеннолетний достиг вышеуказанного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Судебной экспертизой может быть не установлено психического заболевания, однако обнаружена серьезная задержка психического развития вследствие перенесенных несовершеннолетним при родах травмы головного мозга, асфиксии и недоношенности. По уровню общего психического развития на момент обследования такой несовершеннолетний может быть признан не соответствующим паспортному возрастному периоду, считаться не достигшим 14 лет и в силу интеллектуально-личностной незрелости, недостаточной способности к прогнозированию, контролю и выполнению критических функций на момент обследования, как и во время совершения общественно опасного деяния, лицом, которое не могло в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.

Как указывается Верховным Судом в Постановлении Пленума ВС РФ от 01.02.2011 № 1, при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, в силу статей 195 и 196, части 2 статьи 421 УПК РФ следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

УПК РФ урегулирована процедура осуществления досудебного и судебного производств по делам о совершении преступлений несовершеннолетними.

Так статья 421 кодекса в качестве дополнительных обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, указывает:

— возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

— условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

— влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Статья 422 УПК РФ устанавливает требование выделять (при наличии возможности) в отдельное производство уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым.

Статья 423 УПК РФ требует от суда при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому обсуждать возможность отдачи его под присмотр. Кроме того, о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно должны извещаться его законные представители.

В соответствии со статьей 108 УПК РФ, а также статьей 88 УК РФ, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу не допускается в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, который подозревается или обвиняется в совершении преступлений небольшой или средней тяжести впервые, а также в отношении остальных несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести впервые.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, заключение под стражу до судебного разбирательства может применяться к несовершеннолетнему лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. При рассмотрении ходатайства органов предварительного следствия о применении в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу суду следует проверять обоснованность изложенных в нем положений о необходимости заключения несовершеннолетнего под стражу и невозможности применения в отношении него иной, более мягкой, меры пресечения.

Статьей 425 УПК РФ устанавливаются также особенности проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Так допрос таких лиц не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

В допросе участвует защитник, который вправе задавать несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие обязательно педагога или психолога.

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

Вышеописанный порядок распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

В статье 426 УПК РФ перечислены особенности участия, а также права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу, а в статье 428 УПК РФ – особенности участия законного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании.

Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации надлежит учитывать положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.), Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.), Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.). Также подлежат учету и другие официальные документы, например Рекомендации № Rec(2003)20 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних.

Верховным Судом Российской Федерации также указывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.

Уголовные дела в отношении несовершеннолетних должны рассматриваться наиболее опытными судьями.

В связи с чем, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации рекомендовано постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения.

Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства.

Законодательством устанавливается также ряд особенностей при назначении наказания несовершеннолетнему.

Согласно статье 89 УК РФ, при назначении наказания несовер­шеннолетнему помимо общих обстоятельств, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.

А несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.

Статья 88 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

— лишение права заниматься определенной деятельностью;

— лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.

По общему правилу исправительные работы могут быть назначены несовершеннолетнему, достигшему возраста 16 лет, на срок от двух месяцев до одного года, а в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, и несовершеннолетнему, достигшему возраста 15 и 14 лет соответственно.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что суд, назначая несовершеннолетнему наказание в виде исправительных работ, должен иметь в виду, что данный вид наказания может быть применен лишь к той категории несовершеннолетних осужденных, исправление которых возможно с помощью общественно полезного труда без изоляции от общества. При этом следует учитывать, как назначенное наказание может повлиять на учебу несовершеннолетнего, его поведение в быту, семье.

Назначение наказания в виде исправительных работ возможно и в отношении несовершеннолетнего, проходящего обучение в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования, кроме тех случаев, когда его исполнение может реально препятствовать продолжению обучения, например при очной форме обучения.

При назначении несовершеннолетнему наказания в виде исправительных работ, суд обсуждает также возможность его исправления без реального отбывания этого наказания.

Наказание в виде ограничения свободы назначается несовершеннолетним только в качестве основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы, согласно статье 88 УК РФ, назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Суд вправе дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, наказание несовершеннолетнему в виде лишения свободы суд вправе назначить только в случае признания невозможности его исправления без изоляции от общества, с приведением мотивов принятого решения.

При этом если несовершеннолетнему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а санкция статьи особенной части УК РФ, по которой он осужден, не предусматривает иного вида наказания, то подлежит назначению другой, более мягкий вид наказания, предусмотренный статьей 88 УК РФ. В этом случае ссылки на статью 64 УК РФ, регламентирующую назначение более мягкого вида наказания, не требуется.

При применении условного осуждения суд рассматривает вопрос о возложении на условно осужденного конкретных обязанностей, предусмотренных законом.

Помимо обязанностей, которые могут быть возложены на несовершеннолетнего осужденного в общем порядке, суд в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» при наличии к тому оснований вправе обязать несовершеннолетнего осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь гражданам (обучающимся, воспитанникам, детям), имеющим отклонения в развитии. Возложение на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения возможно только при наличии положительного заключения об этом психолого-медико-педагогической комиссии органа управления образованием.

Статьей 88 УК РФ предусматривается также, что в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей.

Уголовным законодательством предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего).

Также несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Вопрос о направлении несовершеннолетнего осужденного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием может быть решен судом лишь при наличии медицинского заключения о возможности его пребывания в таком учреждении. При этом необходимо учитывать, что в указанное специальное учебно-воспитательное учреждение направляются несовершеннолетние осужденные, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода.

Определяемый срок действия принудительной меры воспитательного воздействия не зависит от срока наказания, предусмотренного санкцией статьи УК РФ, по которой квалифицировано деяние несовершеннолетнего. При этом несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение только до достижения им 18 лет и не более чем на три года.

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств.

Суды обязаны не допускать рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних и материалов о совершенных ими правонарушениях с участием представителей средств массовой информации, а также использование видео- и фотосъемки несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших в залах судебных заседаний и в других помещениях судов, за исключением случаев, когда несовершеннолетний и (или) его законный представитель ходатайствуют об этом.

Кроме того, судам рекомендовано систематически изучать и обобщать практику рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, а также материалов о совершенных ими правонарушениях и при наличии к тому оснований информировать соответствующие организации либо должностных лиц для принятия мер по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Источник

Что относится к общественно опасным деяниям несовершеннолетних

Библиографическое описание: Жаровских А. Понятие преступности несовершеннолетних [Текст] / А. Жаровских // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 838-840.

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывала повышенное внимание, как исследователей, так и практических работников. Для того, чтобы исследовать эти проблемы, необходимо определиться в основных понятиях: преступление и преступность, выявить их признаки и особенности. Что же такое преступление?

Преступление – это предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние, посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важнейшим признаком преступления является его общественная опасность, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям. Вторым важным признаком преступления является его предусмотренность уголовным законом, его противозаконность или противоправность, то есть данное деяние нарушает закрепленное в норме уголовного закона запрещение совершать подобные деяния. Любое другое деяние, не предусмотренное уголовным законом, не относится к разряду преступлений. Оно может быть административным, дисциплинарным или аморальным проступком. [1, с. 48]

Однако общественной опасностью и противозаконностью не исчерпываются признаки преступления. Общественно опасное и противозаконное деяние может быть признано преступлением только тогда, когда оно совершено виновно, то есть при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица. Ни одно деяние, какие бы общественно опасные последствия оно не влекло, не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Преступным является не всякое причинение вреда, а только допущенное умышленно или неосторожно.

Следующим обязательным признаком преступления является наказуемость, то есть установленное за то или иное деяние в УК соответствующего наказания. Любое преступление является аморальным, безнравственным поведением людей, морально осуждаемым обществом. Однако не всякое аморальное деяние является преступлением.

Если преступление понятие – единичное, то преступность – понятие массовое. Преступность можно определить, как исторически изменчивое социально – правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени. [2, с. 258]

Социальные науки рассматривают преступность, в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Это относительно устойчивая распространенная форма девиантного поведения, достигшая степени общественной опасности. Понятие преступности среди несовершеннолетних связано с возрастом 14–17 лет, хотя ряд тенденций имеет место и в младших возрастных группах (более 90 тысяч детей в России ежегодно совершают преступления до достижения возраста уголовной ответственности). Важнейшим показателем преступности является ее состояние, то есть количественно – качественная ее характеристика. Состояние преступности определяется следующими критериями:

количеством зарегистрированных преступлений и числом преступников, привлеченных к уголовной ответственности (осужденных за их совершение);

характером структуры преступности (объект преступного посягательства, мотивация преступника, групповые преступления, мужская, женская, подростковая преступность);

уровнем латентности преступности. [3, с. 124]

Только по совокупности перечисленных критериев можно составить достоверное представление о состоянии преступности в стране, на отдельной территории и на основе этих данным проводить анализ профилактики преступности.

Рассматривая форму совершения преступлений, необходимо обратить внимание на групповые преступления. Доля групповых преступлений в преступности несовершеннолетних в 2–5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых. Во многом это обусловлено возрастной потребностью общения в неформальной среде сверстников. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуются как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на длительную преступную деятельность, включая ее организованные формы. Эти группы отличаются высоким уровнем подготовки, хорошей технической оснащенностью. Некоторые преступные группировки располагают техническими средствами, которым могли бы позавидовать оперативные подразделения органов внутренних дел. В них просматривается организованная структура, в целом повторяющая структуру аналогичных групп взрослых. Выделяется, прежде всего, лидер. При его непосредственном участии подготавливаются и совершаются преступления, подводятся итоги. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Подавляющее большинство групп несовершеннолетних насчитывает 2–3 человека, остальные объединяют более 4 человек. Группы в основном состоят из лиц мужского пола. Однако имеются смешанные группы, куда входят не только несовершеннолетние женского пола, но и взрослые, нередко ранее судимые. [4, с. 58]

Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой латентностью. Это обусловлено, во-первых, тем, что преступления подростков часто не влекут тяжелых последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна.

Преступность несовершеннолетних имеет ряд своих специфических особенностей, которые отличают ее от взрослой преступности. Во-первых, таковыми являются особенности возраста. Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. Что же значит переходный период? В биологии переходным возрастом называют такую фазу развития организма, когда он отличается повышенной чувствительностью к каким-то определенным внешним и внутренним факторам. Подростковый возраст – это, прежде всего возраст полового созревания человека, характеризующийся гиперактивностью личности во всех сферах. В начале этого периода подросток начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, интересуется представителями другого пола, появляются первые признаки полового влечения. Информация сексуального характера становится для подростка чрезвычайно привлекательной. Происходит и определенная переоценка ценностей, меняется отношение к собственной внешности. [5, с. 73]

В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Отличается лишь тем, что появляется подростковое чувство взрослости – уровень притязаний, возвышающий положение, которое подросток еще не достиг. Появляется постоянное стремление подростка к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требование, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Подросток также усваивает внешнюю взрослую атрибутику поведения – в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого парня», почерпнутых из кино и телепередач. Отсюда стремление демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга. Как же зарождается чувство взрослости? Первые зачатки чувства взрослости появляется тогда, когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности – ходит в магазин, сидит с младшим братом и др. В этот момент в социальную взрослость начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым источником чувства взрослости является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов. Третий источник – самостоятельное установление идентификации между собой и окружающим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Многие подростки реализуют это чувство социально одобряемыми способами – хорошо и усердно учатся, занимаются спортом, творческой деятельностью, направляют свою активность и энергию на благо себе и окружающим. Однако наряду с этими способами доказать свою взрослость и завоевать достойное положение в социуме, зачастую подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Отсюда многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганствах, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или предателем. Последний источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики. [6, с. 193]

Следующая особенность переходного возраста – сильная душевная ранимость. Подросткам свойственно абсолютизировать безысходность той или иной критической или конфликтной ситуации. Потребность в общении, будучи неудовлетворенной, вызывает острое чувство одиночества, которое воспринимается, как неустранимое. Эти и иные жизненные трудности, особенно унижение достоинства в период самоутверждения, фрустрация в силу названных обстоятельств зачастую загоняют юного человека в тупик и даже очень часто приводят к мысли о том, что разрешить его проблемы можно только путем ухода из жизни. Статистика подросткового и юношеского суицида весьма тревожна. В списке причин смерти указанной возрастной группы самоубийства занимают третье место после туберкулеза и травматизма, и их количество продолжает увеличиваться.6 В девяти из десяти случаев юношеские покушения на самоубийство – не желание покончить счеты с жизнью, а желание обратить на себя внимание – крик о помощи.

1. Майков В.Ю. Преступность среди подростков. – М.: Российское право, 2012.- 240 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008.- 464 с.

4. Гаджиева А.А. Дети – жертвы в своей семье. – М.: Криминологическая ассоциация,2012.-145 с.

5. Емельянова Л.В. Статистика преступности несовершеннолетних в России. – М.: Судебно-правовая реформа, 2000.- 211 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *