Что не относится к основным причинам возникновения государств
ПРИЧИНЫ возникновения
Причины возникновения государства:
1) Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) Разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;
3) Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.
Государство возникло как закономерный, объективный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов.
Обычно к ним относятся:
— углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;
— возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, – указывал Ленин, – это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. – Т. 38. – С. 37).
Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.
Политическая теория, наряду с классовыми причинами, выделяет и другие причины возникновения государства:
— демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;
— антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;
— психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.
Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;
— завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия – Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.
В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, – географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.
ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);
2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
Процесс возникновения государства это процесс разрастания из поколения в поколение патриархальной семьи. Аристотель считал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Особенности возникновения права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда».
Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд.
Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:
Значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга.
Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.
Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение.
Власть имеет следующую структуру:
1) субъект власти (в частности, государство, население);
2) объект (на кого именно направлена власть);
3) отношения, возникающие по поводу власти;
4) регламентирующие правила, нормы.
Власть может иметь различные мотивы:
1) привычка подчиняться;
3) убежденность в необходимости повиновения;
4) авторитет властвующего;
Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.
В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:
1) власть вождя (рода, племени);
2) государственная (политическая) власть;
3) экономическая власть;
4) церковная власть;
5) социальная власть;
6) родительская власть и др.
Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.
Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.
Характерные признаки государственной власти:
1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;
2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;
3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;
4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;
5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;
6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;
7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);
8) использование системы выплаты налогов;
9) использование государственного принуждения;
10) деление всего населения только по территориальному признаку.
Методы управленческого воздействия государственной власти:
1) метод принуждения (насилия);
2) метод руководства (убеждения).
Государственная власть делится:
Что не относится к основным причинам возникновения государств
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. О причинах возникновения государства говорится в различных теориях: теологической (божественная сила); договорной (сила разума, сознания); психологической (факторы психики человека); органической (биологические факторы); материалистической (социально-экономические факторы); теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства:
1) переход присваивающего хозяйства к экономике производящего характера;
2) появление разделения труда: возникновение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, выделение особой социальной группы людей – купцов;
3) появление в хозяйстве избыточного продукта, а вместе с ним имущественного расслоения общества;
4) возникновение частной собственности на продукты труда и орудия производства, что приводило к социально-классовому расслоению общества.
Основные формы возникновения государства:
1. Афинская. Считается, что процесс возникновения государства в Афинах шел классическим путем. Этапами данного процесса являлись последовательные реформы: Тезея Солона, Клисфена. Главная идея реформы Тезея состояла в разделении всего населения на классы по роду их трудовой деятельности независимо от родовой принадлежности, а именно: на земледельцев (геоморов), людей, занимавшихся каким-нибудь видом ремесла (демиургов), а также благородных (эвпатридов). А также Тезей учредил в Афинах центральную власть. Реформа Солона была направлена на разделение всего общества по имущественному признаку (за основу был принят размер и доходность землевладения) на четыре класса. Согласно этому делению первые три класса обладали правом занимать управленческие должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Реформа Клисфена состояла в разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).
2. Древнеримская. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.
3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.
4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Причины возникновения государства:
1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей — купцов;
3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.
Формы возникновения государства:
1) афинская — форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:
а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким—либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);
б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;
в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин—округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);
2) римская — форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);
3) древнегерманская — форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);
4) азиатская — форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.
Отличия государства от общественной власти родового строя:
1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве — по территориальному признаку;
2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве — в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;
3) для управления обществом и государством использовались права.
Причины возникновения государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и признаки государства
Любое государство в разные исторические эпохи обладает схожими признаками.
Общие признаки государства:
В современном международном праве выделяют следующие обязательные признаки государства: определенная территория; наличие населения; осуществляющая эффективный контроль над большинством территории суверенная власть.
Причины возникновения государства
Государство возникает вследствие разложения родоплеменного строя, обособления слоя вождей (их приближенных) от общества, сосредоточения в их руках ресурсов и управленческих функций власти, социальных привилегий и других факторов.
Факторы, способствующие возникновению государства:
Готовые работы на аналогичную тему
Некоторые авторы (Т. Гоббс) считают, что опасение за жизнь, имущество страх перед агрессией является побуждающим фактором к созданию государства. Дж. Локк и другие авторы указывают, что только государство может обеспечить права людей, традиционные формы общежития.
Теории происхождения государства
На современном этапе выделяют несколько теорий происхождения государства.
Теории происхождения государства:
Патриархальная теория. Основной представитель – Аристотель, объясняющий появление государства расширением семейных отношений, трансформацией родительской власти над детьми в государственную власть правителя над подданными, обязанность проявлять отеческую заботу о них. Государство появляется вследствие соединения родов в племена, племен в общности, государства. Государство представлено в виде большой семьи, где отношения правителя и подданных приравниваются к отношениям между отцом и членами семьи.
Теория насилия. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович. Государство возникает в результате покорения слабых племен более сильными. Для того, чтобы управлять покоренными территориями, обеспечивать покорность населения, был создан специальный аппарат для подавления и управления. Государство выступает результатом непосредственного политического действия, следствием победы более сильных на менее сильными, органом управления побежденными. Вследствие такого завоевания появляется частная собственность и деление общества на классы.
Политическая теория. Выделяет несколько причин возникновения государства:
Различные концепции и теории в вопросах возникновения государства выделяют, как правило, какую-либо одну основную причину. Государство появляется, существует и развивается вследствие усложнения социальной и экономической жизни.
причины образования государства?
Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.
Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.
Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования, но не послужили его причиной.
В связи с усложнением общественного производства и воспроизводства самого человека созрела потребность по-новому организовать общество и обеспечить управление социальными процессами. Этому способствовало и достижение определенного уровня благосостояния общества, которое позволяло содержать профессиональный специализированный аппарат управления.
Возникновению государства предшествовал переходный период военной демократии, сопровождающийся постоянными войнами, позволяющими властной верхушке быстро и легитимно обогатиться за счет разграбления других племен и укрепиться на определенной территории. Это способствовало возвышению вождя и ближайшего окружения. Вождь наделялся сверхъестественными качествами и потому часто выполнял жреческие функции. Его власть постепенно становилась наследственной, а подати на содержание дружины и ближайших помощников превращались в налоги
Перечисленные обстоятельства послужили основой формирования государства и государственной власти, главной задачей которой стало поддержание единства и устойчивости человеческого общества.
Однако вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах его происхождения. В различных теориях причинами возникновения государства выступают: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические факторы; в теории насилия — военно-политические факторы и т. д.
Следует также учитывать специфику и степень влияния этих причин в каждом отдельном случае.