Что относится к объектам обеспечения экономической безопасности
newinspire
Объекты и субъекты экономической безопасности
В систему экономической безопасности принято включать следующие элементы:
– объекты экономической безопасности;
– субъекты экономической безопасности.
К объектам экономической безопасности относят личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, а также систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Отдельные авторы исходят из того, что экономическая система государствам представляет сложную иерархическую структуру, поэтому в качестве объектов экономической безопасности определяют экономические отношения разного уровня:
– макроэкономический уровень: экономика страны в целом;
– региональный и отраслевой уровни: экономика регионов и отраслей;
– микроэкономический уровень: отдельные рыночные агенты;
– уровень семьи и личности: экономические интересы каждого гражданина страны.
Интересы вышеуказанных объектов экономической безопасности тесно взаимосвязаны, но в то же время они противоречивы. По этой причине необходимо определить степень вмешательства государства в разных секторы национальной экономики и его временные рамки.
Также некоторые ученые под объектами экономической безопасности понимают экономическую систему в целом, так и ее различные составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры, семья, отдельная личность.
Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.
Граждане и их объединений также являются субъектами экономической безопасности. Активное участие гражданина в обеспечении экономической безопасности сложно реализовать без осознания им важности данного государственного дела и проявления активной жизненной позиции.
Например, в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 29 апреляя 1996 года № 608) установлен приоритет государственных структур перед другими субъектами экономической безопасности.
Так установлено, что Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с позиции обеспечения экономической безопасности.
Ключевая роль в обеспечении экономической безопасности отведена Правительству Российской Федерации, которое координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных правовых актов.
Что относится к объектам обеспечения экономической безопасности
О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
В соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации:
а) разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение;
б) обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации;
в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года;
г) представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению.
3. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 18, ст. 2117).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНАУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 13 мая 2017 г. № 208
СТРАТЕГИЯэкономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования, разработанным в целях реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683.
3. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
4. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», другие федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
5. Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях.
7. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
II. Вызовы и угрозы экономической безопасности
8. На современном этапе мирового развития отчетливо проявляются объективные признаки разрушения однополярного мира. При этом процесс перехода к многополярности сопровождается нарастанием геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резким обострением глобальной конкуренции. Отмечается стремление к перераспределению влияния в пользу новых центров экономического роста и политического притяжения. Происходят существенные изменения в области международного права, военно-политической и экономической областях.
9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.
10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.
12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:
1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»;
7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости;
15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
16) несбалансированность национальной бюджетной системы;
17) недостаточно эффективное государственное управление;
18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
19) сохранение значительной доли теневой экономики;
20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;
21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;
23) недостаточность трудовых ресурсов;
24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.
13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности
14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
8) развитие человеческого потенциала.
16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:
1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;
3) принятие комплекса дополнительных мер, направленных на деофшоризацию национальной экономики;
4) совершенствование государственного контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
5) совершенствование механизма принятия ответных мер в случае применения иностранными государствами и международными организациями санкций и других дискриминационных ограничений в отношении российских юридических и (или) физических лиц и отраслей экономики Российской Федерации;
6) оптимизация регулятивной и налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития экономики страны и модернизации ее производственно-технологической базы;
7) совершенствование механизмов бюджетного планирования, осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение картельных сговоров;
8) повышение эффективности бюджетных расходов;
9) повышение эффективности государственного управления государственными корпорациями, государственными компаниями и акционерными обществами с государственным участием;
10) использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
11) совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, в том числе на основе широкого внедрения риск-ориентированного подхода и развития практики страхования ответственности субъектов экономической деятельности;
12) оптимизация потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики;
13) юридическое закрепление границ исключительной экономической зоны Российской Федерации (включая арктический континентальный шельф и морские акватории), защита прав и интересов российских хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в этой зоне;
14) совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
15) борьба с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, теневой и криминальной экономикой.
17. Основными задачами по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, являются:
1) комплексная модернизация производственно-технологической базы отраслей реального сектора экономики с учетом требований промышленной и экологической безопасности;
2) обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
3) создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
4) обеспечение устойчивого развития стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса;
5) поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса;
6) повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов;
7) формирование производственных кластеров, развитие территорий, на которых установлен льготный режим осуществления промышленно-производственной и технико-внедренческой деятельности;
8) комплексное развитие транспортной инфраструктуры, создание современных транспортно-логистических комплексов, разработка и внедрение современных транспортных средств;
9) комплексное развитие энергетической инфраструктуры, внедрение перспективных энергоэффективных технологий, повышение эффективности переработки энергоресурсов и диверсификация направлений их экспорта с учетом мировых тенденций перехода на низкоуглеродную экономику;
10) создание стратегических запасов государственных материальных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
11) расширение использования производственно-технологического и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.
18. Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:
1) преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
2) интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
3) расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
4) обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
5) развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
6) регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
7) развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
8) стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
9) совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
10) совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.
19. Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются:
1) снижение критической зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках;
2) снижение использования иностранной валюты п
Сущность экономической безопасности предприятия и ее виды
Сущность экономической безопасности предприятия заключается в обеспечении оптимального использования ее ресурсов по предупреждению угроз предпринимательству и организации условий устойчивого, эффективного функционирования и получения прибыли.
Экономическую безопасность можно классифицировать следующим образом:
1. по субъектам (по локализации источника угрозы):
внешняя (институциональная) безопасность;
внутренняя (организационная) безопасность;
потоковая (финансовая, транспортная, информационная) безопасность.
Более подробная характеристика этих видов представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация экономической безопасности
Вид экономической безопасности
Безопасность в зависимости от локализации источника угрозы или субъекта системы безопасности
а) Внешняя (институциональная) безопасность
Внешними субъектами системы экономической безопас-ности могут являться институты власти, органы правовой защиты, таможенные органы и органы налогового контроля. Они обеспечивают регулирующее воздействие макроэконо-мического и социально-политического характера на хозяйствен-ную деятельность предприятий, задают рамки вероятных альтернатив взаимодействия хозяйствующих субъектов, снимают некоторую долю возможных угроз. Институты законодательной и исполнительной власти сдерживают конкурентные позиции ввозимых в страну зарубежных товаров с помощью таможенных сборов и систем квотирования; способствуют стимулированию некоторых видов деловой активности – обеспечивают займами сельхозпроизводителей, сокращают налоги в отношении малого бизнеса и др.
б) Внутренняя (организационная) безопасность
К внутренним субъектам обеспечения экономической безопасности могут быть отнесены эксперты специально созданной службы безопасности, специалисты иных подразделений, исполняющие отдельные функции по достижению безопасности, руководители предприятий. При внутрифирменной организации системы экономической безопасности, субъектами могут выступать сотрудники отдела разработок и исследований, отдела сбыта, стратегического планирования, маркетинга, IT-отдела.
Внутренние субъекты контролируют риски, осуществляют мониторинг рыночных изменений, которые могут положительно или отрицательно повлиять на результаты хозяйственной деятельности предприятия, исполняют весь комплекс предупредительных и реакционных мер, связанных с рисками и новыми перспективами для повышения степени экономической безопасности. Внутренняя безопасность подразумевает, помимо прочего, отлаженную управленческую систему, согласованность и эффективное взаимодействие структурных подразделений для достижения общекорпоративных целей.
Продолжение таблицы 1
а) Кадровая безопасность
Включает охрану качества человеческих ресурсов, а именно, параметров здоровья, профессионализма и др., с помощью системы мероприятий, нацеленных на повышение уровня образования персонала, поощрение работников, ведущих здоровый образ жизни, работа по укреплению «корпоративного духа» для обеспечения комфортной психологической обстановки в коллективе. В виду человеческого фактора рассматривается и безопасность, связанная с защитой от мошенничества (воровства, шпионажа в пользу конкурентов, применения имущества предприятия в личных целях). В качестве профилактических мероприятий плановой защиты от мошенничества традиционными являются точное формулирование должностных инструкций с четко очерченным кругом прав и обязанностей, периодическое объединение работников разных служб в команды для исполнения отдельных проектов, организация контроля изменений в межличностном общении сотрудников и пр.
б) Технико-технологическая безопасность
Основана на защите технических и технологических ресурсов организации от потенциально возможного ущерба, аварийных состояний и поломок оборудования, повреждений (намеренных и случайных), пожаров и прочих форс-мажорных обстоятельств, а также от возможности морального износа. Эта категория ущерба, как правило, может вызвать наиболее ощутимые финансовые потери.
в) Сырьевая безопасность
Предполагает обеспечение бесперебойных, постоянных поставок, контроль качества получаемого от поставщиков сырья. Кроме тактической работы обеспечение сырьевой безопасности подразумевает также непрерывный стратегический поиск возможностей удешевления сырьевой статьи затрат, так как она оказывает прямое воздействие на себестоимость (и прибыль) предприятия. В этом случае немалое значение обретает инновационная деятельность, которая направлена на внедрение прогрессивных технологий.
г) Товарная безопасность
Ориентирована на то, чтобы выпущенная организацией продукция была эффективно и своевременно продана на рынке или соответствующим образом сохранена (защищена от потери качества, краж, мошенничества). Тесно взаимосвязана с эффективностью работы отделов сбыта, рекламы, подразумевает непрерывную проверку ассортиментной линейки и улучшение качественных характеристик. При наличии взаимозаменяемых товаров в целях обеспечения товарной безопасности предприятие может предпринимать такие меры, как ведение активного лоббирования условий, препятствующих производству заменяющих продуктов. Другим распространенным вариантом является повышение производства тех позиций ассортиментной линейки, которые в меньшей степени, чем другие подвержены фактору заменяемости.
Окончание таблицы 1
а) Финансовая безопасность
Является одним из ключевых видов безопасности, потому как именно финансовые потоки в первую очередь попадают под воздействие неблагоприятных факторов. Финансовая безопасность охватывает обеспечение оперативности расчетов с поставщиками и клиентами, планирование и контроль финансирования процесса производства, погашение кредиторских задолженностей. Наиболее часто встречающимися примерами мошенничества являются мошенничества в финансовой сфере предприятий. Анализ, качественная и количественная оценка всех видов финансовых рисков, в том числе инвестиционных, валютных, кредитных (неполучения, непогашения займов и пр.), в зависимости от особенностей сферы хозяйствования субъекта, являются неотъемлемыми условиями создания надежной системы защиты финансовой безопасности.
б) Транспортная безопасность
Данный вид безопасности предполагает не только защиту транспортируемой продукции и сырья, но и безопасность всех транспортных потоков в организации, их надежность, защиту от мошенничества и повреждений.
в) Информационная безопасность
Характерной чертой современного бизнеса являются условия нарастающей конкуренции. Это требует непрерывного отслеживания изменений среды, проведения сравнения позиций организации и позиций других участников рынка. Также нужно иметь возможность вовремя реагировать на благоприятные изменения и предотвращать угрозы.
В современных рыночных условиях вопрос обеспечения экономической безопасности касается всех без исключения предприятий и организаций. В идеале, система обеспечения экономической безопасности должна не только подавать оперативные сигналы о вероятных угрозах и реагировать на них, но и предупреждать их возникновение. Система обеспечения экономической безопасности, снимающая, хотя бы, частично, неопределенность и риск, может позволить хозяйствующему субъекту сосредоточить максимум усилий на активизации инновационной деятельности и стратегическом развитии предприятия.