Что значит саунд продюсер
«Музыкальный продюсер»: кто это, обязанности, зарплаты и как им стать в 2021 году. Обзор профессии.
Кто такой музыкальный продюсер?
Музыкальный продюсер или продюсер звукозаписи – это творческий и технический лидер проекта звукозаписи, распоряжающийся студийным временем и инструктирующий артистов, а в популярных музыкальных жанрах, как правило, создающий само звучание и структуру песни. Музыкального продюсера можно сравнить с кинорежиссером.
Что делают музыкальные продюсеры и чем занимаются?
Обязанности на примере одной из вакансий:
Что должен знать и уметь музыкальный продюсер?
Требования к музыкальным продюсерам:
Востребованность и зарплаты музыкальных продюсеров
На сайте поиска работы в данный момент открыто 1 045 вакансий, с каждым месяцем спрос на музыкальных продюсеров растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой музыкальных продюсеров по всей России:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
Как стать музыкальным продюсером и где учиться?
Варианты обучения для музыкального продюсера с нуля:
Ниже сделали обзор 5+ лучших онлайн-курсов.
5+ лучших курсов для обучения музыкального продюсера: подробный обзор
1 место. Курс «Профессия Продюсер музыкальных проектов» — Skillbox
Вы научитесь писать оригинальные треки в разных жанрах, работать с артистами и продвигать музыкальные проекты на российской и зарубежной арене. Станете профессионалом музыкальной индустрии с нуля и запишете собственный альбом в коллаборации с другими музыкантами.
Продюсер музыкальных проектов — это главный человек в музыке. Он умеет не только писать треки сам, но и работать с артистами, организовывать гастроли и туры, а в результате — обеспечивать проектам славу и коммерческий успех. Именно благодаря талантливым продюсерам все ваши любимые артисты стали звёздами и нашли свою аудиторию.
годовая прибыль мировой музыкальной индустрии, по данным IFPI
Кому подойдёт этот курс
Научитесь писать музыку с нуля, узнаете, как собирать команду артистов и продвигать свои проекты. Увидите, как работают известные продюсеры и начнёте карьеру в музыкальной индустрии.
Прокачаете навыки в создании музыки, узнаете, как делать креативные аранжировки и монетизировать свои проекты. Станете профессионалом высокого уровня и поднимете свой доход.
Изучите свежие подходы к созданию музыки, научитесь раскручивать свои проекты, создавать мерч и организовывать концертные туры. Сможете расширить свою аудиторию и стать музыкальным продюсером.
Чему вы научитесь
Изучите музыкальную грамоту, гармонические и ритмические приёмы. Сможете подбирать мелодии на слух.
Освоите программу Ableton Live, научитесь писать музыку в разных жанрах, заниматься сведением и мастерингом.
Узнаете, как прокачать свой уровень в продакшне, руководить созданием треков и альбомов от идеи до релиза.
Сможете собирать команды музыкантов под разные проекты, поддерживать творческую атмосферу и ездить в туры.
Узнаете, как работать с коммерческими заказами, создавать звуковые эффекты и заниматься озвучкой.
Научитесь мыслить как продюсер. Сможете эффективно продвигать своих артистов и получать прибыль.
Акция!
Всем студентам мы даём бесплатный доступ к программе Ableton Live 11 Suite.
Программа
Опытные продюсеры поделятся с вами лайфхаками и опытом создания хитов мирового уровня.
Вы научитесь успешно продвигать музыкальные проекты, работать с артистами и монетизировать их творчество. Узнаете, как взаимодействовать со СМИ и PR-агентствами, организовывать гастроли и рассчитывать экономику проекта.
Вы изучите историю взаимодействия человека со звуком и его физическую природу. Узнаете, как распространяются звуковые волны, познакомитесь с открытиями и экспериментами в области акустики. Поймёте, какие звуки звучат лучше в разных помещениях и почему.
Вы познакомитесь с историей возникновения и развития музыки. Узнаете, как писали музыку в древности, как создавали великие мастера, возникали разные жанры и форматы записи.
Вы освоите музыкальную грамоту, научитесь определять ноты и аккорды на слух. Освоите музыкальную терминологию и поймёте, как создавать гармоничные треки.
Вы освоите одну из самых популярных программ для студийной работы. Научитесь создавать семплы, применять звуковые эффекты и сводить музыку. Узнаете, как делать мастеринг, пользоваться встроенными синтезаторами и эффектами.
Вы узнаете, как делать мастеринг, сводить треки и заниматься музыкальным постпродакшном. Сможете обрабатывать треки и доводить их до идеала.
Вы научитесь писать электронную музыку в разных жанрах, профессионально её обрабатывать и продвигать свои проекты. Поймёте, как делать аранжировки, работать с вокалом и вживую выступать со своими треками.
Вы узнаете, как делать креативные аранжировки, заниматься семплингом и монтажом на продвинутом уровне. Изучите основы сонграйтинга и узнаете, как работать с музыкальными коллективами.
Вы увидите, как устроены музыкальные лейблы изнутри, научитесь искать таланты, создавать бренды артистов и продумывать стратегию их продвижения. Узнаете, как зарабатывать на музыке и мерче, распространять музыкальные продукты и заниматься рекламой.
Вы научитесь работать со звуком: чистить семплы, заниматься сведением и сложным музыкальным оформлением. Узнаете, как создавать спецэффекты, синтезировать звук и делать озвучку.
Музыкальный продюсер
Музыкальный продюсер (или саунд-продюсер) контролирует творческий процесс создания музыкальных произведений. Добиться успеха в шоу-бизнесе очень сложно, но вполне реально. Чтобы начать карьеру, желательно иметь профильное образование и опыт работы в музыкальной индустрии. Специальные курсы могут дать полезные знания и навыки, но их одних недостаточно, чтобы стать успешным. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Стрессоустойчивость, высокая работоспособность и умение ладить с людьми часто оказываются важнее, чем талант. Эта профессия не подойдёт тем, кто не готов работать в режиме многозадачности нон-стоп.
Заработная плата очень нестабильна, может меняться каждый месяц. Новый проект – это риск, и начинающие продюсеры часто не получают никакого дохода от своей деятельности. Востребованные и известные музыкальные продюсеры могут зарабатывать от нескольких миллионов рублей в месяц.
Что делает музыкальный продюсер?
Музыкальный продюсер сопровождает весь процесс создания трека или целого альбома и занимается его продвижением :
Часто музыкальный продюсер выполняет обязанности и музыкального менеджера: организует гастроли, концерты и презентации нового трека или альбома.
Чем отличается музыкальный продюсер от исполнительного продюсера?
И музыкальный, и исполнительный продюсеры сопровождают процесс разработки и создания музыкальных произведений, но первый отвечает за творческую часть, а второй – за организационную и финансовую. Музыкальный продюсер отвечает за креатив, а исполнительный продюсер управляет бюджетом проекта; ищет спонсоров, организует работу целой команды – звукорежиссера, аранжировщика и других участников продакшена; следит за дисциплиной и дедлайнами.
На исполнительном продюсере лежит ответственность за четкую слаженную работу команды, в то время как музыкальный продюсер несет ответственность за качество конечного продукта.
Также не стоит путать музыкального продюсера со спонсором или инвестором.
Востребованность профессии
Музыкальные продюсеры востребованы среди продакшн-компаний и артистов. Но если вы только начали карьеру и не имеете опыта в продюсировании, будет тяжело работать самостоятельно. Без реальных успешных кейсов сложно найти инвесторов, а артисты, которые и сами способны профинансировать проект, вряд ли согласятся сотрудничать с начинающим продюсером. Сначала лучше набраться опыта в небольшой продакшн-студии. Вакансии можно поискать на официальных сайтах компаний.
Редко можно встретить вакансии музыкального продюсера на Hh.ru и Superjob.ru, но и эти сайты нужно регулярно мониторить, чтобы не пропустить интересное предложение.
Список требований к музыкальному продюсеру
Чтобы стать успешным продюсером, мало иметь творческий талант и музыкальный слух. Для коммерческого успеха трека или альбома нужны и другие требования:
Важно оценивать не только талант артиста, но и его перспективность: как его воспринимает публика, отвечает ли его образ современным тенденциям и запросам слушателя?
Где работают музыкальные продюсеры?
Саунд-продюсер может работать самостоятельно или устроиться в компанию, занимающуюся продакшеном:
Примеры компаний с вакансиями музыкального продюсера
Зарплата музыкального продюсера на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Как стать музыкальным продюсером?
Попасть на должность музыкального продюсера в крупную продакшн-студию или стать личным музыкальным продюсером очень сложно, даже при наличии таланта и превосходного музыкального слуха. Но нельзя сказать, что это совсем нереально. С развитием информационных технологий появляются и новые возможности:
Социальные сети или YouTube – самые доступные и эффективные инструменты для поиска и раскрутки артистов. Например, саунд-продюсер скандального рэпера Моргенштерна Slava Marlow стал известным после выхода спродюсированного им трека на YouTube-канале.
Музыкальное продюсирование может стать следующим этапом в карьере композитора, аранжировщика, артиста и даже диджея. Шансы получить должность в крупной продакшн-компании или заключить контракт с уже известным артистом гораздо выше у именитых продюсеров.
В музыкальной индустрии большую роль играет не только талант, но и полезные связи. Активное участие в публичной жизни, посещение мероприятий шоу-бизнеса могут однажды принести славу и перспективные контракты.
Курсы
SkillBox обучает профессии «Продюсер музыкальных проектов». Вы научитесь писать оригинальные треки в разных жанрах, работать с артистами и продвигать музыкальные проекты на российской и зарубежной арене. Станете профессионалом музыкальной индустрии с нуля и запишете собственный альбом в коллаборации с другими музыкантами. Расходы за первые 6 месяцев прохождения курса Skillbox берёт на себя. Выполните 3 практических задания из первого курса и получите доступ к урокам и материалам онлайн‑школы КЭСПА на год.
Профессиональное развитие музыкального продюсера
Карьера музыкального продюсера может строиться по горизонтальному принципу: сначала он сотрудничает с малоизвестными артистами или работает в продакшн-компании над созданием рекламных саундтреков. Если проекты оказываются успешными, растет и его востребованность. На следующем этапе можно рассчитывать на работу над более крупными проектами с большими бюджетами и достойными гонорарами.
Известные музыкальные продюсеры, особенно из звёзд шоу-бизнеса, не нуждаются в рекламе своих услуг. Им доверяют инвесторы, любой артист мечтает, чтобы его заметил именно такой продюсер. Они регулярно получают предложения о сотрудничестве и могут сами предлагать коллаборации уже известным и раскрученным исполнителям.
Открытие собственного продюсерского центра может стать следующим большим шагом в профессиональном развитии. Продюсерский центр работает одновременно над несколькими масштабными проектами, которые могут приносить владельцу бизнеса десятки и даже сотни миллионов рублей.
Саундпродюсер
Зачем он нужен музыканту
Саунд-продюсер – это профессионал, работающий в индустрии звукозаписи, чьей обязанностью является осуществление общего руководства и контроля качества процесса создания фонограмм артиста. Функции саунд-продюсера включают в себя:
— разработка концепта альбома,
— отбор песен и музыкальных идей артиста,
— подбор сессионных музыкантов для конкретного проекта,
— выбор студий, в которых осуществляются этапы работ по проекту,
— контроль процесса записи,
— определение общего звучания,
— контроль процессов сведения и мастеринга,
— ответственность за получение готового музыкального продукта.
Дополнительные функции саунд-продюсера:
— написание музыки,
— написание песен,
— создание аранжировок,
— работа сессионного музыканта,
— работа звукорежиссера,
— финальный мастеринг,
— разработка дизайна оформления альбомов,
— непосредственное участие в постановке шоу,
— участие в подборе костюмов и декораций,
— участие в подборе сценариев для видеоклипов.
Саунд-продюсер несет ответственность за окончательное звучание музыкального продукта в виде фонограммы.
Взаимодействие с музыкантом
В современной музыкальной индустрии существует тесная взаимосвязь между саунд-продюсером и артистом. По началу музыканты любого начинающего коллектива сопротивляются «чужаку» и принимают в штыки новые музыкальный ходы, а замечания требующие исправления воспринимаются чуть ли не как личное оскорбление. Но надо понимать, что саунд-продюсер, как человек коммерчески заинтересованный в востребованном продукте (фонограмме песни), наиболее заинтересованная сторона. Этот человек может отвлечься от «эйфории творчества» и трезво оценить успехи.
Кроме творческой и технической роли в создании музыки иногда саунд-продюсер выступает и в роли психолога. Часто к исполнителю требуется найти определенный подход, чтобы получить эмоционально наполненное и вдохновляющее исполнение. Недаром саунд-продюсеров, которые работают с одними и теми же коллективами на протяжении многих лет иногда называют «ещё одним участником группы».
Саунд-продюсер является ключевой фигурой современного шоу-бизнеса, от которой в большой степени зависит коммерческий успех проекта. Зачастую именно какая-нибудь гениальная находка саунд-продюсера делает альбом успешным.
История саундпродюсирования
Первые упоминания о людях, которых можно называть предшественниками современных саунд-продюсеров, датируются концом 19 века, когда при записи оперы они расставляли исполнителей в определенном порядке и на определенном расстоянии от рупора граммофона.
В первой половине 20 века продюсеры организовывали и контролировали процесс записи исполнения артистов, платили звукотехникам, композиторам и аранжировщикам, а зачастую и сами подбирали песни.
Начиная с 50-х годов 20-го века с появлением магнитной записи, многоканальной записи, стереофонии и т.д. саунд-продюсеры получили мощные инструменты для создания уникального звукового и музыкального пространства. Новаторские идеи 60-х и начала 70-х годов 20 века называют «золотой эрой» звукозаписи.
С развитием цифровых технологий и возможности нелинейного монтажа индустрия звукозаписи и мир музыки в целом пережили новую «цифровую» революцию, что окончательно сформировало класс саунд-продюсеров таким, каким мы знаем его сегодня.
Как найти саунд-продюсера
Вы можете легко в этом убедиться: пришлите ссылку на Ваш музыкальный трек и Владислав Лазарев напишет об ошибках вашей фонограммы, недостатках аранжировки или исполнения. У Вас будет возможность исправить недостатки и принять решение о приглашении в проект саунд-продюсера.
Его участие в музыкальном проекте убережет Вас от значительного количества ошибок, совершаемых восходящими звездами и позволить получить превосходный коммерческий «вкусный» звук.
При необходимости, Владислав Лазарев может выступить в роли сонграйтера (автора музыки и слов), в этом случае Вы получаете песню с мировой регистрацией прав, так как он состоит в американской ассоциации BMI. Он также может сделать аранжировку и поможет с разработкой полиграфической продукции.
Связаться с Владиславом Лазаревым можно по форме на следующей странице.
Как получить книгу у нас?
Книги из серии «Советы саунд-продюсера начинающим музыкантам»
Вы можете сделать Donation и получить за это книги!
В качестве благодарности за поддержку нашего проекта мы дарим за участие наши книги:
Как видите, поддержать наш проект легко и очень приятно.
Контакты
Для оперативной связи с Владиславом Лазаревым рекомендуем написать в Facebook, для конфиденциального вопроса следует написать письмо по электронной почте:
Вы также можете добавить в письмо следующие опции:
Кто такой саунд-продюсер?
На территории бывшего СССР почему-то сложилось достаточно искажённое представление о такой профессии и должности, как продюсер. Продюсером мы привыкли считать некоего абстрактного «дядю», который трясет своим кошельком, обладает какими-то связями, и благодаря им занимается продвижением группы, больше ничего не умея. В западной же культуре музыкальной индустрии, сложившейся за последние полвека с лишним, существует разделение на менеджера, инвестора и саунд-продюсера. Итак, будь то тур-менеджер, отвечающий только за ход гастролей, или агент с самым широким кругом ответственности – в конечном счёте это организатор, и здесь речь пойдёт не о нём.
С английского слово «produce» переводится как «производить», и именно этим и занимается саунд-продюсер. Это профессионал, который руководит процессом создания твоих песен и контролирует его на всех этапах.
Допустим, ты хочешь записать альбом в студии. В задачи продюсера будет входить и разработка концепции и звучания твоей будущей пластинки, и отбор скопившихся у тебя песен и музыкальных идей, и подбор сессионных музыкантов, необходимых для записи, и выбор студий, в которых будут проходить те или иные этапы работы над проектом. Этот человек лично контролирует процесс записи, даёт команды инженерам и часто сам садится за пульт. Он следит, чтобы сведение и мастеринг окончательного микса соответствовал намеченной концепции и желаемому звучанию.
Ты ведь замечал, что отдельные альбомы совершенно разных исполнителей оказываются чем-то похожи, как будто далёкие, но родственники? Объединяет их как раз участие одного и того же продюсера. Для примера можно взять второй альбом группы Gorillaz, последние альбомы ребят из The Black Keys или любую пластинку создателей главного хита 2006 года — Crazy — Gnarls Barkley. Все эти релизы вышли при непосредственном участии Брайана Бёртона, которого большинство знает, как Danger Mouse. В одних случаях он просто направлял музыкантов, в других — сам сочинял музыку и писал аранжировку; и если прислушаться, несложно обнаружить схожие тембры, партии и просто оттенки эмоций, которыми Бёртон наполнял каждую из многочисленных работ.
Работа саунд-продюсера начинается еще до начала записи, с обмена идеями и обсуждения их с музыкантами. Если вы хотите записать песню под ключ, лучше всего начать именно с записи демок. Их нужно обсудить с саунд-продюсером. Ведь именно он поможет тебе превратить наброски в полноценные песни.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«Чтобы песня выстрелила, артисту нужно торговать лицом. Моя работа — помогать ему в этом»
Данил разрывался между маркетингом и музыкой, но объединил эти занятия. Сейчас он музыкальный продюсер: консультирует студии и планирует свой лейбл.
Manny Roland / John Kim / WikiMedia / Colowgee для Skillbox Media
Прошёл курс Skillbox, стал менеджером известного рэп-исполнителя TRUЕтня.
В интервью Данил рассказал:
Проводит интервью со студентами и выпускниками Skillbox. Интересуется лингвистикой и психологией. Мечтает стать крутым эсэмэмщиком.
— Данил, ты же работал маркетологом. Почему вдруг решил заняться музыкальным продакшеном?
— Да, раньше я был интернет-маркетологом в крупной IT-компании: ставил бизнес-задачи команде разработки и получал за это неплохие деньги. Но параллельно делал музыку, выступал в таких жанрах, как метал и хардкор в небольших питерских клубах. Часто бывало так, что я сам организовывал и рекламировал наши концерты. Долгое время я жил такой двойной жизнью, пока однажды мне не надоело.
Я понял, что мне стоит объединить маркетинг с музыкой, уволился с работы и ушёл в саунд-продакшен.
— Бросить работу с хорошей зарплатой и уйти новичком в музбизнес — не казалось безумием?
— Да, этот шаг был отчаянным 🙂 Я ушёл из хорошего места в индустрию, где был практически нулём. Но я понимал, что рано или поздно наберусь опыта и перейду на следующую ступень в музыкальной карьере. Так и случилось!
О первых шагах в музыке и собственной студии
— Не было жалко прощаться с концертами?
— Будучи вокалистом в экстрим-группах, я кайфовал от выступлений на сцене, но у меня так и не получилось стать более-менее известным артистом. Мы были, по сути, в андеграунде и никогда не выступали сольно, больше в лайнапе с другими такими же артистами. Это очень расстраивало. К тому же тяжёлый музыкальный жанр со временем начал негативно влиять на мой эмоциональный фон, и выступать я закончил.
— А с чего ты начинал в саунд-продакшене?
— Мы с друзьями-музыкантами решили построить свою студию звукозаписи — некий центр притяжения творческих людей и артистов, которые что-то из себя представляют в музыкальном бизнесе. Сотрудничая с ними, мы хотели получить инсайты и новые связи, с помощью которых можно двигаться дальше.
На создание студии ушло семь месяцев: каждый день после работы и все выходные подряд мы оборудовали и оснащали наше творческое пространство. Когда всё было готово, я словил эйфорию — уж очень приятное местечко вышло.
Мне даже не верилось, что я нахожусь в собственной студии с кучей крутого музыкального оборудования и со специальными шумоизолирующими стенами.
— Классно! А как пришли клиенты?
Поэтому мы тратили деньги на рекламу, привлекая звукорежиссёров, вместе с ними приходили и все их клиенты. Так, спустя полгода после открытия студии у нас стала записываться группа « Кис-Кис », а через полтора года про нас знали почти все питерские музыканты и звукорежиссёры.
— Разумеется! Когда ты находишься в своей собственной студии и тебе респектует каждый, кто туда приходит, включая ребят, повидавших в своей жизни много-много других студий, — это очень приятно.
Но не так давно, к сожалению, студию пришлось закрыть — здание, в котором она находилась, пошло под снос. С одной стороны, это было для меня трагедией. А с другой — я относился к студии как к одному из этапов вхождения в музбизнес и понимал, что она когда-нибудь закроется, да и вообще помещение не было нашим. Сейчас студия продолжает работу, но уже в другом месте и без меня.
Ещё до открытия студии я думал переехать из Санкт-Петербурга в Москву — там и качество жизни выше, и возможностей для развития больше. Поэтому, когда мы закрылись, у меня больше не было причин оставаться в Питере. Я воплотил свой давний замысел и переехал в столицу.
— Не думаешь открыть ещё одну студию?
— Не уверен, что хочу этого. Студия звукозаписи, конечно, принесла мне большой опыт взаимодействия с музыкантами, но с точки зрения бизнеса заниматься ей невыгодно. Оказалось, что прибыль от услуг по записи звука, сведению и мастерингу еле-еле покрывает аренду и оборудование. Больше денег нам приносило написание песен и аранжировок на заказ, композиторская работа, но для этого всего собственная студия не нужна.
«Если я слушаю Slipknot, а аудитория, с которой я работаю, — Ольгу Бузову, то я не буду навязывать песни в стиле Slipknot»
— Недавно ты окончил курс «Продюсер музыкальных проектов» в Skillbox. Как тебе учёба?
— Благодаря сильному маркетинговому бэкграунду и общению с артистами в студии, учиться мне было легко. Будь я без опыта, наверное, было бы сложно с домашками. Из плюсов — на курсе крутые спикеры из индустрии, они дают много практических знаний. Мне, например, были очень полезны уроки по музыкальному менеджменту, управлению и маркетингу.
— И ты уже продюсируешь музыку сам?
— Да. Я работаю менеджером рэп-исполнителя TRUЕтня. Занимаюсь многим: знакомлюсь с пиарщиками и концертными менеджерами, которые могут помочь в промоушене, с лейблами, музыкальными дистрибьюторами. Налаживаю с ними связи для того, чтобы заключать контракты. Также организую съёмки клипов, сниппетов и занимаюсь рекламой в соцсетях.
— Помнишь своё первое впечатление от знакомства с TRUЕтнем? Почему ты захотел работать именно с ним?
— Раньше я слышал про TRUЕтня, но не слушал его музыку — песни про тюремную романтику моей душе неформала совсем не откликались. Но потом, когда я узнал историю его жизни, понял, что мы с ним близки по духу, несмотря на разный жизненный опыт. Он очень талантливый поэт, просто он выбрал для себя именно такой жанр.
Прежде чем согласиться поработать с TRUЕтнем, я оценил его как маркетолог. Увидел, что песни этого музыканта — массовый продукт. И подумал, что, если у нас в стране любят его песни, значит, у меня есть шанс поработать с большим и значимым проектом.
— Есть планы по развитию его бренда?
— Вместе мы планируем перерождение TRUЕтня в новом качестве: артист постепенно переходит от хип-хоп-шансона в сторону эстрадной, широкоформатной музыки. Мне это нравится: за такое его творчество я могу топить как менеджер и маркетолог, хотя ещё лет пять назад отказался бы это делать по идеологическим соображениям 😉
— То есть музыкальные предпочтения в работе тебе не мешают?
— Совсем нет. В маркетинге есть такая установка — продавая товар людям, нельзя судить об их вкусах по своим. Так же и в музыкальном маркетинге. Если я, условно, слушаю Slipknot, а аудитория, с которой я работаю, — Ольгу Бузову, то, конечно, я не буду навязывать её слушателям песни в стиле Slipknot. Они просто не воспримут такую музыку.
«Чтобы артиста запомнили, а музыка выстрелила, ему нужно торговать лицом»
— Как ты, кстати, вышел на TRUЕтня?
— Я познакомился с инвестором TRUЕтня в учебном чате Skillbox. Такие чаты, кстати, — доступный способ завести полезные знакомства. А с помощью связей можно круто стартануть в музбизнесе.
На вопросы инвестора по рекламе сразу отвечал цифрами — как бывший маркетолог, я привык с ними работать. Инвестор заинтересовался мной и сказал, что мало кто из претендующих на должность менеджера говорит о рекламе что-то дельное.
— То есть рецепт твоего успеха — это сухая конкретика?
— Да, можно так сказать. Я не строю долгоиграющих стратегий с размытыми результатами. Нельзя планировать что-то пространное и несерьёзное вроде «мой артист будет делать успешную поп-музыку, и через два года его позовут на программу „Вечерний Ургант“». Мне важно ставить более реальные цели. Например, через месяц выпустить сингл, потратить на него столько-то денег, снять короткое музыкальное видео, прорекламировать это видео за такую-то сумму, получить определённые цифры с рекламы и так далее. Именно таким образом я строю дорожную карту сотрудничества с артистом.
— А работать с цифрами не надоедает?
— В чём, на твой взгляд, разница между маркетингом вообще и маркетингом в музыке?
— Разница в финансовом результате. В интернет-маркетинге всегда есть чёткая корреляция между суммой денег, которую ты вкладываешь в продукт, и деньгами, которые ты зарабатываешь с его продажи. В музыкальном бизнесе такого, к сожалению, нет — например, гонорар, который просит артист у менеджера, часто берётся с потолка.
— А ещё? Может быть, какие-то заблуждения музыкантов насчёт музыкального бизнеса?
— Самое непонятное заблуждение, на мой взгляд, — артисты не хотят быть «клоунами в соцсетях». Им не нравится выставлять свою жизнь напоказ, они не развивают свой бренд. И в итоге теряют веру в то, что станут известными.
Когда я был музыкантом, думал точно так же: «Я делаю классную музыку, ребята на концертах кайфуют. Значит, моя роль как исполнителя и аранжировщика полностью выполнена». Но это не так!
Чтобы артиста запомнили, а его музыка выстрелила, ему нужно, грубо говоря, торговать лицом. А музыкальный продюсер может в этом помочь.
— Видимо, без советов продюсеров музыкантам жить трудновато…
— Не всегда. Многие из музыкантов самостоятельно справляются и с саунд-продакшеном, и с маркетингом, и с налаживанием бизнес-процессов. Например, Борис Брейча — сам себе продюсер и артист.
Лейбл — это машина по зарабатыванию денег
— Некоторые музыканты известны широкой аудитории только по одному-двум трекам. Кто в этом виноват: сам артист или его плохой маркетолог?
— Если у музыканта не выстрелил только один трек, а все остальные были на слуху, то это, возможно, вина маркетолога. А если артист случайно набренчал на гитаре хитовую песню и после этого перестал писать музыку из-за звёздной болезни, депрессии или наркотиков, то здесь уже его вина. Хотя можно ли назвать такое виной? Наверное, это образ жизни рок-звезды 🙂
— Если ты продюсер такого рок-музыканта, его неудачи отразятся на твоей репутации?
— Нет. Я считаю, что с любыми неудачами можно работать, если есть желание и если подходить к этому системно. Моргенштерн долго был ноунеймом, играя на гитаре у себя в блоге. Определённо, на этапе блогерства у него были провалы. Но он продолжал работать со своими неудачами, вкладывался материально в свои треки и в итоге стал очень известным рэпером. NILETTO тоже не с первого трека выстрелил: он делал много попыток закрепиться в музбизнесе, экспериментировал с жанрами. У музыканта был долгий и поначалу даже провальный путь к славе.