Что относится к нон фуд
Non-food в гипермаркете: время меняться!
Non-food в гипермаркете: время меняться!
«В европейских сетях гипермаркетов отделы non-food имеют плохие продажи и переживают настоящий кризис, – говорит управляющий директор JosdeVries The Retail Company Кристиаан Риккерс (Christiaan Rikkers). – Гипермаркеты больше не могут «объять необъятное» и конкурировать с category killers. В большинстве своем покупатели приезжают в гипермаркет все же за продуктами питания. За товарами нон-фуд, такими как бытовая техника, товары для дома и сада, ремонта, они идут в специализированные магазины. Как реагируют европейские сети гипермаркетов на новые условия рынка? Они сокращают торговые площади и создают новые подформаты. За последний год обе лидирующих сети гипермаркетов Auchan и Carrefour запустили новые концепции».
В апреле 2011 года рядом с Лиллем открылся Auchan-City – новый городской гипермаркет площадью 4000 кв. метров. Сеть трезво оценила потребности покупателей и решила удовлетворить их житейские нужды, без излишеств. Поэтому ассортимент составляет только 25.000 SKU. Серьезно пересмотрен ассортимент отдела non-food, здесь покупатель найдет только необходимое. Текстиль представлен только нижним бельем, расширенный ассортимент оставлен в категориях школьных принадлежностей и малой бытовой техники. Изменен подход – нужные товары, акцент на свежие овощи и фрукты, продвижение местной продукции – более 1000 наименований продаются в Auchan-City на лучших местах – на торцах гондол и лучших полках. Мы считаем, что концепция и дизайн магазина очень свежие и современные – стены цвета лайм, темно-синяя графика, красные вывески над отделами. Здравая концепция городского гипермаркета.
Многие сети серьезно пересматривают подход к отделу нон-фуд, несколько новых проектов сейчас готовят немецкие гипермаркеты. Лидер рынка в Бельгии (занимает 23% рынка) Delhaize в 2011 году при помощи специалистов JosdeVries The Retail Company изменил отделы нон-фуд в трех магазинах. Сегодня Delhaize в непродовольственных товарах предлагает клиентам только три группы: кухонные аксессуары, декоративные товары и медиа (книги, журналы, CD). Для отдела был сделан новый дизайн. Он был размещен ближе к кассам, чтобы работать на импульсные покупки. Было выбрано стеллажи из проволоки, изменено освещение, графика, добавлены фото-имиджи, а также были проведены тренинги по мерчандайзингу.
Отдел нон-фуд в гипермаркете сегодня требует к себе особого внимания. Это касается оптимизации ассортимента, улучшения выкладки и представления товаров. Чтобы продать товары нон-фуд, нужно прикладывать больше усилий и соблазнять покупателя, давать ему советы и рекомендации при помощи дизайна и графики, как это успешно делает итальянская сеть IPER. JosdeVries The Retail Company в данный момент разрабатывает концепцию «гипермаркета будущего», включая категорийный менеджмент, и представит ее на выставке недвижимости в Монтрё в 2012 году.
Ирина Болотова, JosdeVries The Retail Company
Auchan Holding (в русском языке используется вариант — «Ашан») — французская корпо.
Консультант по ритейл-стратегиям в Jos de Vries The Retail Company.
Non-food в гипермаркете: время меняться!
«В европейских сетях гипермаркетов отделы non-food имеют плохие продажи и переживают настоящий кризис, – говорит управляющий директор JosdeVries The Retail Company Кристиаан Риккерс (Christiaan Rikkers). – Гипермаркеты больше не могут «объять необъятное» и конкурировать с category killers. В большинстве своем покупатели приезжают в гипермаркет все же за продуктами питания. За товарами нон-фуд, такими как бытовая техника, товары для дома и сада, ремонта, они идут в специализированные магазины. Как реагируют европейские сети гипермаркетов на новые условия рынка? Они сокращают торговые площади и создают новые подформаты. За последний год обе лидирующих сети гипермаркетов Auchan и Carrefour запустили новые концепции».
В апреле 2011 года рядом с Лиллем открылся Auchan-City – новый городской гипермаркет площадью 4000 кв. метров. Сеть трезво оценила потребности покупателей и решила удовлетворить их житейские нужды, без излишеств. Поэтому ассортимент составляет только 25.000 SKU. Серьезно пересмотрен ассортимент отдела non-food, здесь покупатель найдет только необходимое. Текстиль представлен только нижним бельем, расширенный ассортимент оставлен в категориях школьных принадлежностей и малой бытовой техники. Изменен подход – нужные товары, акцент на свежие овощи и фрукты, продвижение местной продукции – более 1000 наименований продаются в Auchan-City на лучших местах – на торцах гондол и лучших полках. Мы считаем, что концепция и дизайн магазина очень свежие и современные – стены цвета лайм, темно-синяя графика, красные вывески над отделами. Здравая концепция городского гипермаркета.
Многие сети серьезно пересматривают подход к отделу нон-фуд, несколько новых проектов сейчас готовят немецкие гипермаркеты. Лидер рынка в Бельгии (занимает 23% рынка) Delhaize в 2011 году при помощи специалистов JosdeVries The Retail Company изменил отделы нон-фуд в трех магазинах. Сегодня Delhaize в непродовольственных товарах предлагает клиентам только три группы: кухонные аксессуары, декоративные товары и медиа (книги, журналы, CD). Для отдела был сделан новый дизайн. Он был размещен ближе к кассам, чтобы работать на импульсные покупки. Было выбрано стеллажи из проволоки, изменено освещение, графика, добавлены фото-имиджи, а также были проведены тренинги по мерчандайзингу.
Отдел нон-фуд в гипермаркете сегодня требует к себе особого внимания. Это касается оптимизации ассортимента, улучшения выкладки и представления товаров. Чтобы продать товары нон-фуд, нужно прикладывать больше усилий и соблазнять покупателя, давать ему советы и рекомендации при помощи дизайна и графики, как это успешно делает итальянская сеть IPER. JosdeVries The Retail Company в данный момент разрабатывает концепцию «гипермаркета будущего», включая категорийный менеджмент, и представит ее на выставке недвижимости в Монтрё в 2012 году.
Ирина Болотова, JosdeVries The Retail Company
Зачем non-food магазинам нужна организация самообслуживания
Почему системы самообслуживания внедряют не только продуктовые, но и non-food магазины? Сколько технологий самообслуживания эффективно проявляют себя в non-food сегменте? (Спойлер: три) Кому эти инновации не принесут пользу? На эти и другие вопросы ищите ответы в нашей статье.
Что такое non-food сегмент и почему в нём всё непросто
К non-food относятся ритейлеры, которые, как прозрачно намекает название сегмента, продают не продукты питания. За этим широким определением могут прятаться, например, магазины одежды, обуви, детских, строительных товаров, зоотоваров, бытовой техники, электроники, книжные магазины.
Чтобы не запутаться в этом многообразии, у non-food сегмента есть условная градация. Выделяют:
Представителей non-food сегмента объединяет то, что их ассортимент в значительной степени состоит из продукции предварительного выбора (в отличие от food-сегмента). Такие товары покупатели выбирают вдумчиво, сравнивая с предложениями других магазинов. И ради них готовы мириться с неудобствами: например, запланировать специальную поездку в торговую точку, где нужный товар по выгодной цене точно есть в наличии.
В то же время приобретение одежды и бытовой техники перестаёт быть таким событием, каким это было раньше. Сейчас такие покупки совершают чаще и проще, поэтому борьба за клиента идёт не только на поле ассортимента и цен, но также и обслуживания, в том числе кассового.
Вопрос: как же быть? Проблему привлечения и удержания покупателей каждый ритейлер решает по-своему. Кто-то внедряет, развивает программы лояльности (об этом мы писали тут, тут и тут), кто-то регулярно проводит маркетинговые акции (рассказывали о них тут и тут), кто-то жаждет омниканальности (писали тут), а кто-то скрупулёзно работает над улучшением качества сервиса. Тем более, что планомерные старания в этом направлении идут рука об руку с оптимизацией расходов. И именно в этот момент ритейлеры задумываются о внедрении технологий самообслуживания.
Наибольшее распространение системы самообслуживания получили в продуктовых магазинах (писали об этом тут и тут). И, наверняка, вы сами неоднократно пользовались там Self-Checkout или становящейся сейчас модной технологией самостоятельного сканирования (Self Scanning).
Но пришла пора расширить горизонты. Системы самообслуживания прекрасно вписываются и в условия non-food ритейла, решая такие поставленные бизнесом задачи, как:
Какие технологии самообслуживания наиболее применимы в non-food
Выделяют пять основных технологий самообслуживания, которые позволяют решить озвученные выше задачи. При этом у них нет логических ограничений, связанных с особенностями самого товара, работы с покупателями или способа продажи.
Кассы самообслуживания (Self-Checkout) удобны для покупателей с небольшими корзинами и позволяют работать с короткими пиками трафика посетителей без увеличения числа кассиров. Также эта технология востребована среди людей, предпочитающих не общаться с персоналом торговой точки. А там, где применим Self-Checkout, почти везде может использоваться и трансформируемая касса.
Раздельное сканирование (Scan&Pay) позволяет существенно повысить пропускную способность кассовой линии и скорость обслуживания. В этом случае кассир становится сканировщиком, не тратя время на приём оплаты. А покупатели самостоятельно рассчитываются на терминалах оплаты.
Самостоятельное сканирование (Self Scanning) актуально, когда ритейлер хочет продемонстрировать покупателям лояльность и доверие. В этом случае он либо предлагает клиенту сканировать товары в торговом зале собственным мобильным устройством, установив на него приложение магазина. Либо авторизованным в программе лояльности клиентам выдаёт персональные сканеры (ТСД), оснащённые тем же приложением. После завершения сканирования человек может оплатить покупку на терминале оплаты или в мобильном приложении. Чтобы подтвердить факт оплаты, покупателю достаточно предъявить QR-код с чека или экрана мобильного устройства.
Часто ритейлеры комбинируют разные технологии самообслуживания, используя их общую инфраструктуру.
Как внедряют технологии самообслуживания
Рассмотрим для примера строительный магазин. Зачастую подобные точки продаж посещают три категории покупателей:
Чтобы качественно обслужить вторую категорию посетителей магазина, разумно внедрить в нём систему раздельного сканирования. Оператор быстро отсканирует товары, которые потом нужно будет самостоятельно оплатить на терминале оплаты.
Третья категория покупателей отличается от предыдущих тем, что профессиональные строители закупают очень большой объём товаров и им редко нужна консультация. При этом они не планируют ничего складывать в тележку — таким клиентам требуется доставка заказа. Поэтому в данном случае логично предложить самостоятельное сканирование. Покупатель по образцам выбирает нужный товар, указывает его количество. А после оформления заказа доступна опция передачи товара в службу доставки.
Где самообслуживание не приживётся
Теперь поговорим о том, каким ритейлерам внедрение самообслуживания пока не стоит рекомендовать:
На какие грабли можно наступить при внедрении самообслуживания
Самая главная ошибка при внедрении технологий самообслуживания — отсутствие конкретных целей по использованию их преимуществ и представлений об ожидаемых результатах, которых нужно добиться.
Второе — упустить, что внедрение одной или нескольких систем самообслуживания потребует затрат на связанную инфраструктуру, введения новых требований к работе персонала и пересмотр существующих бизнес-процессов.
Третье — отсутствие плана по вовлечению покупателей в использование новых технологий:
плохая организация входной/выходной зоны, подсказок и буклетов о том, как воспользоваться системой и в чём её преимущества.
Для того, чтобы правильно подобрать наиболее эффективную технологию самообслуживания нужно проанализировать большой объём информации. Оценить количество чеков, товаров в них, трафик покупателей по дням и часам, распределение наличных и безналичных платежей, выявить пиковые нагрузки и рассчитать производительность целевой системы. Решение подобной задачи без опыта эксплуатации подобных систем и понимания их особенностей является сложной задачей. Поэтому важно найти грамотного интегратора, который её решит.
Что относится к нон фуд
Современные форматы торговли продовольственными и промышленными товарами.
Что такое формат?
Дадим определение: что такое формат?.
ФОРМАТ ТОРГОВЛИ: совокупность параметров, по которой определяется принадлежность торгового предприятия (как сетевого, так и независимого) к одному из распространенных в мировой практике видов.
Как правило, каждый из форматов имеет устоявшееся наименование
На практике достаточно оценить предприятие по небольшому количеству параметров, опустив второстепенные и формирующиеся под воздействием местных условий. Это:
Площадь торгового зала
* Количество расчетно-кассовых узлов
* Площадь складских, вспомогательных, офисных помещений
Присутствующие в ассортименте категории товара, ширина ассортимента
Количество позиций в категориях, глубина ассортимента
* Доля товара, производимого специально для данного предприятия («марки продавца»)
* Наличие собственного производства продукции (для продовольственного сектора)
Форма обслуживания (для предприятий самообслуживания отдельно оценивается и доля традиционной торговли «через прилавок»)
Предоставляемый сервис
* Часы работы
Списочное количество персонала
Оборот за день, месяц, год
* Оборот с единицы площади
Среднее количество покупок в день
* Уровень цен на базовые позиции ассортимента
Знаком «*» отмечены параметры, применение которых помогает уточнить принадлежность предприятия к тому или иному формату.
Формат прежде всего ориентирован на покупателя, поэтому в приведенном списке отсутствует, например, такой важный для владельца бизнеса показатель, является магазин сетевым либо независимым. Вместе с тем, некоторые из форматов могут успешно существовать только в сетевом варианте, по достижении «критической массы» торговых площадей.
Промтовары и продукты
Безусловно, существуют и предприятия, которые невозможно классифицировать, то есть отнести к одному из известных форматов либо его разновидностям. Это:
магазины, не имеющие собственной стратегии (аутсайдеры рынка). К этой группе относится большое количество постсоветских магазинов, а также многие (в том числе, крупные) предприятия, созданные в 90-х годах без учета необходимости противостоять сегодняшней интенсивной конкуренции);
концептуальные магазины с уникальным предложением покупателю по ассортименту и сервису (авторские магазины, не путать с бутиками).
Таким образом, в 99, 9 % случаев для успеха торгового предприятия необходимо соответствие одному из оправдавших себя в мировой практике форматов
Кратко охарактеризуем форматы продовольственной торговли.
Базовые параметры предприятий торговли продовольственными товарами
Промтовары и продукты
Необходимые комментарии к таблице.
1. Если оставить в стороне специфику гипермаркета (представление непродовольственной группы, то есть бытовой техники, одежды, игрушек, школьно-письменных принадлежностей), то можно сказать, что ширина ассортимента у перечисленных в таблице форматов распространяется на все продовольственные категории и так называемые «сопутствующие товары». Поэтому в приведенной таблице строка «Представленные товарные категории» отсутствует. Отличия заключаются только в глубине представления каждой из категорий. Если гипермаркет предлагает в одной категории до 1500 позиций, то жесткий дискаунт — в лучшем случае около 80.
2. Поскольку мы говорим о самообслуживании, отметим, что у первых трех форматов значительное место занимают площади, отведенные под сервис с продавцом, то есть покупатель прямого доступа к товару не имеет. Однако это для подобным образом организованной торговли не принципиально, поскольку из-за прилавка покупатель получает упакованный и промаркированный товар, который затем вместе с другими оплачивает в кассе на выходе.
Из таблицы хорошо видно, что самообслуживание позволяет достигнуть таких оборотов, которые принципиально недоступны для магазинов традиционной формы торговли аналогичной площади. Однако для того, чтобы получить эти обороты, недостаточно построить большой магазин и наполнить его товаром. Огромную роль играет выбор стратегии завоевания покупателя, которая в свою очередь описывается большим количеством параметров. Поэтому предприятие с 10000 квадратных метров площади, ассортиментом в 25000 наименований товара и 40 кассовыми терминалами, но при всем этом дающее оборот в денежном выражении не больше 2 миллионов долларов в год, назвать гипермаркетом никак нельзя.
Перейдем к непродовольственному розничному рынку. На постсоветских территориях самообслуживание в этом сегменте развито весьма слабо. Это, в основном, предприятия, торгующие сравнительно нешироким ассортиментом одежды и обуви, причем по довольно-таки высоким ценам. Таким образом, если посмотреть на таблицу, у нас пока задействован всего один блок!
Мне могут возразить: но ведь при торговле, например, бытовой электроникой покупатель тоже имеет возможность беспрепятственно подойти к товару, опробовать телевизор или видеокамеру. Да, это так, но нельзя смешивать понятия демонстрационного зала и собственно магазина самообслуживания. Выбрав товар, придется обращаться к продавцу-консультанту, он установит наличие товара на складе, выпишет накладную, инициирует доставку товара к месту выдачи. Затем покупатель должен внести деньги в кассу, и только после этого можно получить покупку.
При такой схеме требуется значительное количество складских площадей, нерационально загружен персонал и так далее. Именно поэтому наиболее прогрессивные российские сети «электронных супермаркетов» (например, «М-Видео») предполагают уже в текущем году перейти на действительно современную схему, при которой товар «среднего» и «легкого» веса отбирается с полок, как в обычном продовольственном супермаркете, и сразу оплачивается в кассе. На пути к совершенству пока есть одно небольшое препятствие: в Германии, например, гарантийным документом является кассовый чек обычной формы, где автоматизированная учетная система по отсканированному коду товара сразу проставляет и срок гарантии.
У нас магазин обязан заполнить отдельный гарантийный талон. Данное различие связано прежде всего с тем, что в странах с развитой рыночной экономикой доля «серой» продукции стремится к нулю, в то время как у нас она по некоторым оценкам составляет до 60 %. Однако по моей информации решение скоро будет найдено.
Таким образом, мы совершили краткий экскурс по базовым моментам оценки предприятий самообслуживания на соответствие тому или иному формату, а также рассмотрели некоторые из форматов торговли продовольственными и промышленными товарами.
© О. Войцеховский, RussianRetailSolution, июнь 2002.
Товары категории Non FOOD
Опубликовано: 4-03-2011, 17:57 Просмотров: 28 975
В категорию Non Food входят товары не относящиеся к категории FOOD (товары для дома и быта, легпром/обувь, электро)
Актуально
Батонная стена: Минсельхоз спрогнозировал цены на хлеб и масло в феврале
Роспотребнадзор приостановил ввоз перца, винограда и гранатов из Турции и Ирана
ЦБ повысил ключевую ставку до 8,5% годовых. Это максимум с 2017 года
Мнения
Путин заявил, что нужно защитить граждан России от резких ценовых колебаний
Сенатор оценил идею убрать алкомагазины из населенных пунктов
Новости ритейла
Батонная стена: Минсельхоз спрогнозировал цены на хлеб и масло в феврале
Romir: расходы россиян на товары FMCG стабилизировались
Росстат: В России резко замедлился рост цен на ряд овощей
Мнения
Путин заявил, что нужно защитить граждан России от резких ценовых колебаний
Сенатор оценил идею убрать алкомагазины из населенных пунктов
Мантуров спрогнозировал внутреннюю торговлю в России по итогам года
Тенденции
Российский рынок онлайн-торговли продуктами питания вырастет до 1 трлн рублей
Сахар в России может подорожать в 2022 году
Треть работодателей отметили нехватку профессионалов в торговле
Технологии
Unilever обучает сотрудников с помощью искусственного интеллекта системы TalentTech
«Магнит» персонализирует работу с покупателями с помощью ИИ
«Лента» усовершенствовала сервис самостоятельного сканирования покупок
Ученые создали тест, предупреждающий о бактериях в молоке прямо в пачке с продуктом.
Хотите поделиться событием отрасли?
Мы отбираем для Вас самую важную информацию о рынке ритейла, но новости наших участников – самые важные. Присылайте свою информацию в пресс-службу Союза: pr@smsr.ru
Будем рады обсудить ваш вопрос в режиме диалога
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения вашей проблемы
Зачем терять время, звоните прямо сейчас
Быстрая консультация: +7 (495) 787-15-22 Обратная связь
Союз независимых сетей России
Дирекция Cоюза НСР в Москве
129085, г. Москва, улица Годовикова, дом 9, стр. 2, этаж 3, пом. IV, ком. № 11
ОГРН 1067799033202
ИНН 7709440004 / КПП 771401001
Союз НСР является постоянным членом ведущих общественных объединений ТПП РФ, ОПОРА России, Межотраслевого экспертного Совета по развитию потребительского рынка.
Наряду с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей федеральных и международных игроков рынка ритейла Союз, НСР обеспечивает представительство отрасли ритейла при федеральных органах власти.
Союз входит в экспертный совет Министерства промышленности и торговли РФ, участвует в работе экспертных советов и рабочих групп при других министерствах и ведомствах, Государственной Думы РФ.
Союз является постоянным участником ведущих отраслевых конференций, форумов, деловой программы выставок World Food, Продэкспо. Союз выступает попечителем ведущих отраслевых премий: «Права потребителей и качество обслуживания» и «Здоровое питание» и др.
Лидеры китайского non-food ритейла
Электроника и бытовая техника
Нишу электроники и бытовой техники в Китае традиционно занимают китайские компании. Западные ритейлеры мало представлены на рынке, а из зарубежных продавцов в Поднебесной распространены только японские и корейские компании. Однако в последние пять лет они тоже вытесняются китайскими сетями.
Название: Suning Commerce Group Co. (苏宁易购)
Основана в 1990 г. в Нанкине, на Востоке Китая
Выручка: 244,96 млрд юаней ($34,68 млрд)
Чистая прибыль: 133,28 млрд юаней ($18,86 млрд)
Количество сотрудников: 180 тыс. человек
Число торговых точек: более 11 тыс. магазинов
Средняя площадь: Suning Little Shop — 100–200 кв. м., стандартные магазины: 2–5 тыс. кв. м., Suning Plaza — 85 тыс. кв. м., Suning Red Baby — 4 тыс. кв. м.
Suning представляет собой крупнейшую негосударственную торговую сеть в КНР, входящую в тройку самых дорогих частных китайских предприятий. Также компания занимает 36 место в рейтинге 250 крупнейших мировых ритейлеров (Global Powers of Retailing).
Розничная сеть Suning специализируется на продаже электроники, бытовой техники и товаров первой необходимости. Уже многие годы ритейлер успешно развивается, что подтверждают финансовые итоги 2018 г., согласно которым: продажи сети выросли на 38,4%, а чистая прибыль показала рост в 216,3%. Общее число SKU сети превышает 3 млн позиций.
В июне 2019 г. французский ритейлер Carrefour согласился продать 80% акций своего китайского подразделения за 4,8 млрд юаней ($698 млн) Suning. В китайской компании заявили, что планирует использовать свои цифровые технологии для повышения конкурентоспособности 210 гипермаркетов Carrefour по всей стране.
Fashion-ритейл
В 2019 г. китайский fashion-рынок впервые обгонит американский и станет самым большим в мире. Однако китайский модный ритейл крайне неоднороден. Сегмент «люкс» обычно занимают европейские и американские компании, а в среднем ценовом сегменте конкурируют китайские, японские и корейские фирмы. Китайские ритейлеры наиболее успешны в молодежном сегменте.
Название: Heilan Home
Основана в 1997 г. в Цзянъине, на Востоке Китая
Выручка: 19,09 млрд юаней ($2,7 млрд)
Чистая прибыль: 3,4 млрд юаней ($481 млн)
Количество сотрудников: 15,5 тыс. человек
Число торговых точек: 6 700 отделений
Средняя площадь: магазины в торговых центрах — 350–500 кв. м., отдельные магазины — до 1 000 кв. м.
Heilan Home — fashion-ритейлер, который специализируется на продаже молодежной и деловой одежды и аксессуаров для мужчин под собственными брендами. Торговая сеть развивается быстрыми темпами: за 2018 г. HLA открыл 793 новых магазина. От других брендов, как заявляют в компании, ритейлера отличает 100%-ная гарантия безусловного возврата и обмена товаров HLA в течение 50 дней после покупки.
Heilan Home также владеет сетью магазинов одежды и аксессуаров для женщин Eichitoo (爱居兔), насчитывающую 1281 точек. К 2021 г. Eichitoo планирует увеличить число магазинов до 2000. Кроме того с недавнего времени HLA, выручка которой за прошлый год выросла на 4,8%, запустила линию одежды для детей.
Одним из бустеров развития Heilan Home служит активная рекламная кампания и сотрудничество со звездами китайского шоу-бизнеса. Так, несколько лет назад HLA подписала контракт с несколькими популярными реалити-шоу, в том числе с популярной программой Keep Running.
HLA предпринимает большие усилия по омоложению бренда, внедряя в свои магазины интеллектуальные услуги, такие как VR-примерки и умные зеркала.
Особый рост в последние два года демонстрирует онлайн-магазин HLA, продажи которого за прошлый год увеличились на 9,5% до 1,15 млрд юаней ($161 млн). В 2017 г. основатель Alibaba Ма Юнь даже лично встретился с руководителями Heilan Home, где заявил, что признает успехи их онлайн-магазина и будет рад конкурировать с ними на рынке китайской электронной коммерции.
Интерес китайского бизнеса к онлайн-магазину проявился в прошлом году, когда технологический гигант Tencent, владеющий самой популярной в Китае соцсетью WeChat, купил 5,3% акций HLA за 2,5 млрд юаней ($339 млн) и объявил о создании совместного инвестиционного фонда в размере 10 млрд юаней ($1,4 млрд).
В 2017 г. HLA вышла на рынок Юго-Восточной Азии, открыв свой первый зарубежный магазин в столице Малайзии Куала-Лумпуре: на сегодняшний день сеть имеет более 20 магазинов в стране. А в мае прошлого года Heilan Home открыл три магазина в Сингапуре.
DIY и товары для дома
На рынке DIY в Китае конкурируют преимущественно западные и китайские компании, однако в последние годы вверх в этой борьбе одерживают национальные сети, заимствуя современные форматы у европейских ритейлеров и повышая качество продукции. Последнее в совокупности с низкими ценами особенно ценят западные потребители, все чаще приобретающие товары для дома из китайской «мебельной столицы» — Гуанчжоу.
Название: Red Star Macalline
Основана в 1986 г. в Чанчжоу, на Востоке Китая
Выручка: 14,24 млрд юаней ($2,09 млрд)
Чистая прибыль: 4,48 млрд юаней ($632 млн)
Количество сотрудников: 25 тыс. человек
Число торговых точек: 308 торговых центров, 359 франчайзинговых магазинов
Средняя площадь: 50–85 тыс. кв. м
Лидирующие позиции на бурно развивающемся в Китае DIY-рынке уже несколько лет удерживает ритейлер Red Star Macalline, выручка которого в 2018 г. выросла на 29,9%, а прибыль — на 9,8%. Компания, не раз получавшая награды как лучший китайский бренд, специализируется на производстве и продаже мебели, товаров для дома и хозяйственных инструментов. В торговых центрах сети также продаются товары других китайских и западных производителей.
За прошедший год Red Star Macalline построила 52 новых торговых центра. Практически все торговые сети ритейлера располагаются в пригородах китайских мегаполисов. Городское пространство заполняют франчайзинговые магазины Red Star Macalline, которых насчитывается 359. Все франчайзинговые магазины ритейлера охватывают 199 городов в 29 провинциях с общей площадью более 20 млн кв. м.
В мае 2019 г. Alibaba приобрела 10% акций Red Star Macalline за 4,36 млрд. юаней ($635 млн). Инвестиции, эквивалентные чистой прибыли компании за 2018 г., ритейлер планирует использовать на интеграцию новых технологий Alibaba в свои торговые центры и магазины. Онлайн-ритейлер же собирается изнутри изучить бизнес-модель Red Star Macalline, чтобы развивать недавно запущенную собственную DIY-сеть Home Times.
Книжный ритейл
На книжном рынке КНР представлены в основном китайские ритейлеры. Крупнейшие игроки — государственные компании. С 2016 г. правительство финансово поддерживает отрасль, что частично объясняет рост продаж и выручки китайских книжных ритейлеров.
Название: Книжный магазин «Синьхуа» (新华书店)
Основана в 1937 г. в Яньане, на Северо-Западе Китая
Выручка: 127,8 млрд юаней ($18,3 млрд)
Чистая прибыль: 15,7 млрд юаней ($2,2 млрд)
Количество сотрудников: 113 тыс. человек
Число торговых точек: более 13 тыс. магазинов
Средняя площадь: большой формат: 8–10 тыс. кв. м., средний формат — 2–3 тыс. кв. м., малый формат — 500–1 000 кв. м.
Отпраздновавший недавно 80-летний юбилей, «Синьхуа» бесспорно является крупнейшим продавцом книг в Китае — ритейлеру принадлежит 40% книжного рынка в стране. Даже совокупная доля всех книжных онлайн-ритейлеров, которые в последние годы значительно развиваются и растут в Китае, ниже доли «Синьхуа» на 5–10%.
По этой причине в 2018 г. «Синьхуа» запустил свой первый интернет-магазин — до этого сеть сотрудничала с такими лидерами электронной коммерции, как Alibaba и JD.com. С одной стороны, онлайн-магазин способствовал росту выручки «Синьхуа», но с другой, продажи в книжных магазинах упали на 6,6%.
Необходимо также учитывать состояние китайского книжного рынка — одного из самых больших в мире. Всего в стране насчитывается 225 тыс. книжных магазинов, а отделения «Синьхуа» можно найти буквально в каждом китайском городе. В 2016 г. правительство обязало все провинциальные и местные администрации выделить субсидии на поддержку книжного рынка. Например, только 50 млн юаней ($7 млн) было выделено на 150 крупнейших книжных Пекина. По этой причине 6%-ный рост продаж на книжном рынке в Китае в 2018 г. связан и с прямой поддержкой государства.
Также стоить отметить, что отделения «Синьхуа» можно найти не только в Китае. В 2008 г. первый зарубежный филиал «Синьхуа» открылся в Нью-Йорке, в 2009 г. — в Сан-Диего и в Лондоне. Вообще, книжные магазины довольно редко выходят за национальные границы, этому, как очевидно, препятствуют языковые барьеры. Спрос в иностранных магазинах «Синьхуа» обеспечивает обширная китайская диаспора.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Почитайте другие статьи о зарубежном ритейле: