Что относится к недостаткам проблемного обучения

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

История возникновения

Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.

Философ полагал, что существует четыре инстинкта:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.

В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.

Определение и характеристика

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.

Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.

Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.

Главные понятия

Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.

Так, к признакам проблемы относятся:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.

Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.

Условия реализации

Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Классификация технологии

Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.

Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:

Цели и концепция

Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:

В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:

Методы обучения

Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Технологическая схема

Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.

Алгоритм решения

Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Моделирование уроков

Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.

У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:

Преимущества и недостатки

Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.

При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.

Источник

Что относится к недостаткам проблемного обучения

51. Проблемное обучение

Суть проблемного обучения состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;

– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;

– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.

На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.

Третий этап («открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.

Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.

Условия успешного проблемного обучения:

– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);

– значимость информации, получаемой при решении проблемы;

– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.

Формы проблемного обучения: проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения; частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы преподавателя должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток; самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя.

Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Источник

Технология проблемного обучения — преимущества и недостатки.

В практике работы современного учителя

достаточно часто используется технология проблемного (исследовательского) обучения, при которой организация занятия предполагает под руководством педагога создание проблемных ситуаций

и активную деятельность детей по их разрешению.

В результате применения технологии проблемного обучения дети овладевают знаниями, умениями и навыками, образовательный процесс строится как

поиск новых познавательных ориентиров. Суть проблемного обучения «Учить мыслить, ставя ученика в проблемную ситуацию» Ребенок самостоятельно постигает понятия и идеи, а не получает их в готовом виде.

При применении педагогической технологии проблемного обучения изменяется роль учителя

в образовательном процессе. Он должен уйти из рамок учителя, который который сообщает ученикам

определенную информацию, и стать квалифицированным консультантом по разрешению

Ученик теперь активный участник учебного

процесса. Ученики сами формируют цель, выявляют

проблемы, анализируют информацию, вырабатывают

критерии и возможные пути решения проблем.

Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение поставленной проблемы. Это способствует формированию у учащихся

следующих умений и способностей:

Гибко ориентироваться в меняющихся жизненных

ситуациях, самостоятельно приобретать знания,

успешно применять их на практике.

Самостоятельно критически мыслить, уметь

увидеть трудности и искать пути их преодоления.

Грамотно работать с информацией ( собирать

факты, анализировать их, выдвигать гипотезы,

Быть контактными и коммуникабельными,

уметь работать сообща, предотвращать конфликтные

ситуации, либо умело из них выходить.

В дальнейшем самостоятельно трудиться над

развитием собственного интеллекта и нравственности.

При использовании технологии проблемного

обучения учитель должен сам серьезно готовиться.

1) Подбирать такую учебную проблему, которая

2) Проблема должна быть доступна по сложности,

научна по содержанию.

3) Во время работы над проблемой необходимо

следить за эмоциональным состоянием учеников,

вовремя оказывать помощь.

Структурные звенья технологии проблемного

Формулирование и озвучивание проблемы.

Методические приемы создания проблемной

Учитель подводит учеников к противоречию,

предлагает им найти способ разрешения.

Излагает различные точки зрения на один и

Побуждает учеников делать сравнения, сопоставлять факты.

Ставит проблемные задачи (с недостаточными исходными данными, с неопределенностью вопросов, с заведомыми ошибками.)

На уроке с использованием технологии проблемного обучения в начальной школе можно выделить

-включение детей в деятельность по изучению темы урока

выделение содержания изучаемого материала

-озвучивание знаний, необходимых для усвоения нового материала

-нужно обратить внимание на необходимость и возможную сложность

Постановка учебной проблемы ( может быть в разных формах: устной, с использованием видео презентаций и т. д.)

Работа учащихся над решением проблемы

— очень важна корректность ведения диалога

— формулирование вместе с учителем нового знания, приобретенного в ходе

Выполнение учащимися различных заданий и упражнений с использованием

7. Подведение итогов занятия, оценка деятельности учащихся на уроке.

Технология проблемного обучения, как и

другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества: способствует не только приобретению учащимися

но и достижению высокого уровня их умственного развития,формированию способности к самостоятельному добыванию знаний путем

собственной творческой деятельности; развивает

интерес к учебному труду,обеспечивает ясное понимание учебного материала.

Недостатки: Технология проблемного

обучения требует большой затраты времени на

достижение запланированного результата, требует

от учителя большой концентрации для управления

познавательной деятельностью учащихся.

сомнения нужна и важна в современном образовательном процессе.

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

В данной статье рассказывается о применение педагогической технологии проблемного обучения. В ней раскрывается методика постановки проблемы, структурное построение урока с использованием данной тахнологии. Применение данной технологии дает возможность в полной мере развивать у учащихся навыки самостоятельного мышления,ясного понимания изучаемого материала так как «Невозможно не понять то, до чего додумался сам», так же дает возможность учителю работать интересно и творчески. Раскрывает преимущества и недостатки данной технологии.

Номер материала: ДБ-1365918

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть фото Что относится к недостаткам проблемного обучения. Смотреть картинку Что относится к недостаткам проблемного обучения. Картинка про Что относится к недостаткам проблемного обучения. Фото Что относится к недостаткам проблемного обучения

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Проблемное обучение

Исторические аспекты проблемного обучения. Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения. Современные американские теории «учения путем решения проблем». Достоинства и недостатки проблемного обучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Психологической антропологии»

по: «Педагогической психологии»

тема: «Проблемное обучение»

Студент 2 курса, ПКс-71

Ст.преподаватель Латыпов И.В.

1. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки

1.1. Исторические аспекты проблемного обучения

1.2. Сущность проблемного обучения

1.3. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения

1.4. Достоинства и недостатки проблемного обучения

Список использованной литературы

Настоящая контрольная работа посвящена теме: «Проблемное обучение».

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Цель работы: раскрыть тему «Проблемное обучение».

Исходя из главной цели, сформулирован ряд задач:

1. Изучить исторические аспекты проблемного обучения.

2. Охарактеризовать сущность проблемного обучения.

3. Рассмотреть проблемные ситуации как основу проблемного обучения.

4. Указать достоинства и недостатки проблемного обучения.

1. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки

1.1 Исторические аспекты проблемного обучения

Зарубежный опыт. В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей «нового воспитания», которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний «активные» методы обучения.

— эвристического (Г. Армстронг);

— опытно-эвристического (А.Я. Герд);

— лабораторно-эвристического (Ф.А. Винтергальтер);

— метода лабораторных уроков (К.П. Ягодовский);

— естественно-научного обучения (А.П. Пинкевич) и др.

Все вышеперечисленные методы Б.Е. Райков в силу общности их сути заменил термином «исследовательский метод». Исследовательский метод обучения, активизировавший практическую деятельность учащихся, стал своеобразным антиподом традиционного метода. Его применение создавало в школе атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Использование исследовательского метода обучения как универсального в начале 30-х гг. XX в. было признано ошибочным. Предлагалось строить обучение для формирования системы знаний, не нарушающей логику предмета. Однако массовое применение иллюстративного обучения, догматического заучивания не способствовало развитию школьного обучения. Начался поиск путей активизации учебного процесса. Определенное влияние на развитие теории проблемного обучения в этот период оказали исследования психологов (С.Л. Рубинштейн), обосновавших зависимость мыслительной деятельности человека от решения проблем, и концепции проблемного обучения, сложившиеся в педагогике на основе прагматического понимания мышления.

В американской педагогике начала XX в. известны две основные концепции проблемного обучения. Дж. Дьюи предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем, при этом упор делался на их учебно-практическую форму (Дьюи Дж., 1999; аннотация). Суть второй концепции заключается в механическом переносе выводов психологии на процесс обучения. В. Бертон (Бертон В., 1934) считал, что обучение есть «приобретение новых реакций или изменение старых» и сводил процесс обучения к простым и сложным реакциям, не учитывая влияние на развитие мышления ученика среды и условий воспитания.

Начав свои эксперименты в одной из чикагских школ в 1895 г., Дж. Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых. Вскоре он убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем вербальное (словесное, книжное) обучение, основанное на запоминании знаний. Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления». Согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное значение.

По сравнению с традиционной системой, Дж. Дьюи предложил смелые новшества, неожиданные решения. Место «книжной учебы» занял принцип активного учения, основой которого является собственная познавательная деятельность учащегося. Место активного учителя занял учитель-помощник, не навязывающий учащимся ни содержания, ни методов работы, а лишь помогающий преодолевать трудности, когда сами учащиеся обращаются к нему за помощью. Вместо общей для всех стабильной учебной программы вводились ориентировочные программы, содержание которых только в самых общих чертах определялось учителем. Место устного и письменного слова заняли теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась самостоятельная исследовательская работа учащихся.

Школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путем делания», т.е. такое, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе Дж. Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. По мнению ученого, учащийся должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т.д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера.

Дж. Дьюи придерживался так называемой педоцентрической теории и методики обучения. Согласно ей роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике Дж. Дьюи, наряду с трудовыми процессами, большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся он противопоставлял развитие их индивидуальности.

В трудовой школе труд, по Дьюи, является средоточием всей учебно-воспитательной работы. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности знания, дети тем самым готовятся к предстоящей жизни.

Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и некоторых других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в так называемых комплексных программах и в методе проектов. Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж. Брунера (Брунер Дж.,1977; аннотация). В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления. Главное внимание Брунер уделил структуре знаний, которая должна включать в себя все необходимые элементы системы знаний и определять направление развития ученика.

Современные американские теории «учения путем решения проблем» (У. Александер, П. Хальверсон и др.), в отличие от теории Дж. Дьюи, имеют свои особенности:

— в них отсутствует чрезмерное подчеркивание значения «самовыражения» ученика и умаление роли учителя;

— утверждается принцип коллективного решения проблем, в отличие от крайней индивидуализации, наблюдавшейся ранее;

— методу решения проблем в обучении отводится вспомогательная роль.

В 70-80-х гг. XX в. получила распространение концепция проблемного обучения английского психолога Э. де Боно, который акцентирует внимание на шести уровнях мышления.

В развитии теории проблемного обучения определенных результатов достигли педагоги Польши, Болгарии, Германии и других стран. Так, польский педагог В. Оконь (Оконь В., 1968, 1990) исследовал условия возникновения проблемных ситуаций на материале различных учебных предметов и совместно с Ч. Куписевичем доказал преимущество обучения путем решения проблем для развития умственных способностей учащихся. Проблемное обучение понималось польскими педагогами лишь как один из методов обучения. Болгарские педагоги (И. Петков, М. Марков) рассматривали главным образом вопросы прикладного характера, уделяя основное внимание организации проблемного обучения в начальной школе.

Отечественный опыт. Теория проблемного обучения начала интенсивно разрабатываться и в СССР в 60-х гг. XX в. в связи с поиском способов активизации, стимулирования познавательной деятельности учащихся, развития самостоятельности школьника, однако натолкнулась на определенные трудности:

— в традиционной дидактике задача «учить мыслить» не рассматривалась как самостоятельная, в центре внимания педагогов находились вопросы накопления знаний и развития памяти;

— традиционная система методов обучения не могла «преодолеть стихийности в формировании теоретического мышления у детей» (В. В. Давыдов);

— исследованием проблемы развития мышления занимались главным образом психологи, педагогическая теория развития мышления, способностей не была разработана.

В результате отечественная массовая школа не накопила практики использования методов, специально направленных на развитие мышления. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы психологов, сделавших вывод о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий, которыми владеет ученик (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев), и раскрывших роль проблемной ситуации в мышлении и обучения (Матюшкин А.М., 1972; аннотация).

Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.

В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему.

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления (Махмутов М.И., 1975; аннотация).

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

— проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *