Что относится к естественнонаучной направленности дополнительного образования
Естественнонаучное направление в дополнительном образовании
В настоящее время в системе образования происходят глубокие изменения, обусловленные, прежде всего, особенностями развития общества. Так, например, претерпевает изменения естественнонаучное направление. Сегодня оно вновь ставится на лидирующие места и активно продвигается в образовании. В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. На современном этапе многие естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о Земле, экология, медицина) все более смыкаются в своем развитии. Неслучайно большинство важнейших научных открытий совершается на стыке наук.
Все без исключения тематические направления естественнонаучного образования детей в той или иной степени содержат элементы учебно-исследовательской деятельности. В одних проектах это поиск и изучение ретроспективной и современной информации, в других случаях обучающиеся самостоятельно подбирают адекватное решение поставленных задач или проводят исследования окружающей среды.
Для младших школьников естественнонаучное образование является способом решения важных для них проблем образования, выбора и расширения круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров самоопределения, а также развития познавательной активности, самостоятельности и любознательности.
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ЦЕНТРЕ г.Северодвинска реализуется муниципальная социально-педагогическая программа «Лаборатория открытий». Эта программа разработана для детей 9-10 лет на весь учебный год и имеет естественнонаучную направленность.
Программа включает в себя 4 блока естественнонаучных дисциплин:
· Блок №1 «Биология» (сентябрь-октябрь);
· Блок №2 «Физика и химия» (ноябрь-декабрь);
· Блок №3 « География» (январь-февраль);
· Блок №4 «Астрономия» (март-апрель).
Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о науках. Создание на этапах программы ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Главной целью программы является расширить, углубить и закрепить у младших школьников имеющиеся знания и показать обучающимся, что наука – это не свод скучных и трудных правил, а увлекательное путешествие, наполненное интересными открытиями.
При проведении этапов программы используются следующие формы и методы работы: игра-путешествие, мастер-класс, ярмарка, презентация, защита работ, выставка, познавательная игра.
По результатам этапов все команды-участники получают баллы, которые вносятся в их специальный «дневник». Оценка результатов программы проводится по балльно-рейтинговой системе. Победителем программы становится класс, набравший наибольшее количество баллов по итогам всех этапов. Жюри оценивает работу участников, опираясь на критерии, прописанные для каждого мероприятия.
1) Каплан Б.М. О современном содержании естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы Международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 357–361.
2) Моргун Д.В. Развитие естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования детей
3) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003
Роль естественно-научной направленности в системе дополнительного образования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества «Ермак»Зерноградского района
«Роль естественно-научной направленности в системе дополнительного образования»
Выполнил: педагог дополнительного образования
1 квалификационой категории
Мирошникова Татьяна Александровна
В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования. Включение эколого-биологического дополнительного образования детей в состав естественнонаучной направленности, если принять во внимание тенденции развития современной науки, выглядит вполне закономерным. Ведь биология является одной из естественных наук, и на современном этапе биология, как и другие естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о Земле, экология, медицина) все более смыкаются в своем развитии. Неслучайно большинство важнейших научных открытий совершается на стыке наук. А современная биология требует от исследователя живой природы хороших знаний в области математики, химии и физики. В рамках естественнонаучной направленности реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разнообразной тематики, которые условно можно разделить на 3 тематических цикла: эколого-биологический, физико-географический и физико-химический (см. Приложение). Эколого-биологический тематический цикл включает весь объем прежней эколого-биологической направленности (биология, экология, а также прикладные направления, связанные с биологией, в том числе медицинская тематика). Физико-географический тематический цикл включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве. Физико-химический тематический цикл включает физику, астрономию, химию – в аспекте изучения природных явлений и решения экологических проблем. Важно понимать разницу между сферой естественных наук и сферой естественнонаучного дополнительного образования детей – последняя касается не только фундаментальных знаний, но и прикладных отраслей, к которым относятся прежде всего: · медицина; · сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, включая пчеловодство и рыбоводство) и близкие к нему научные направления (агрохимия); · ветеринария; · биотехнология, генная инженерия, экспертиза сельскохозяйственной продукции; · лесное хозяйство; · контроль за качеством состояния окружающей среды; · охрана природы; · экологический и сельскохозяйственный туризм. Целью развития дополнительного естественнонаучного Образования детей является создание условий для достижения этой образовательной сферой уровня, соответствующего современным запросам общества. Основные задачи развития дополнительного естественнонаучного образования детей: совершенствование преподавания в сфере дополнительного образования детей естественных наук и их прикладных направлений, связанных с природопользованием, охраной природы и охраной здоровья человека; развитие воспитательного компонента образовательной деятельности, включая экологическое воспитание и трудовое воспитание; формирование и развитие естественнонаучного мировоззрения, целостной научной картины мира в области окружающей среды, положения человека в современной картине мира; Основные направления развития естественнонаучной направленности 16 обеспечение условий для развития детей, занимающихся в объединениях естественнонаучной направленности, включая поддержание их здоровья и развитие умственных и коммуникативных способностей; расширение сферы дополнительного естественнонаучного образования детей за счет взаимодействия со сферами науки, культуры, сельского и лесного хозяйства, со службами экологического контроля, с общественными организациями и детскими общественными объединениями, со сферой неформального образования; рост профессионального уровня педагогических и руководящих кадров системы естественнонаучного дополнительного образования; функционирование системы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в режиме устойчивого бескризисного развития.
Естественнонаучная направленность
В данной презентации я раскрываю «Специфические особенности работы педагога УДОД» Естественнонаучная направленность
Просмотр содержимого документа
«Естественнонаучная направленность»
«Специфические особенности работы педагога УДОД » Естественнонаучная направленность
Содержание естественнонаучной направленности
Тематические циклы естественнонаучной направленности
2. Физико-географический тематический цикл включает, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве, лесное хозяйство, охрана природы
3. Физико-химический тематический цикл включает:
значительно шире: прежде всего за счёт прикладных областей, имеющих отношение к природе и природопользованию. Сюда относится и деятельность трудовых объединений учащихся сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, и в ряде случаев деятельность объединений, частично перекрывающаяся со смежными направленностями.
Методологические основы естественнонаучной направленности
Программы естественнонаучной направленности
Программы естественнонаучной направленности
Современное содержание естественнонаучной направленности дополнительного образования детей
Естественнонаучное дополнительное образование детей направлено на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, на развитие у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы и взаимосвязей между ними, на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы. Современный формат естественнонаучной направленности дополнительного образования детей, с учётом изменения спектра направленностей дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, последовавшего с введением в действие приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной (к последней относились, прежде всего, химия, физика и астрономия, а также во многих случаях география). Эколого-биологическая тематика не утрачивает своей значимости, а становится основой развития естественнонаучной направленности в её новом формате. Основаниями для этого являются как методологические, так и организационные аспекты. Включение эколого-биологического дополнительного образования детей в состав естественнонаучной направленности, если принять во внимание тенденции развития современной науки, выглядит вполне закономерным. Ведь биология является одной из естественных наук, и на современном этапе биология, как и другие естественные науки (химия, физика, астрономия, науки о Земле, экология) всё более смыкаются в своём развитии. Неслучайно большинство важнейших научных открытий совершается на стыке наук. А современная биология требует от исследователя живой природы хороших знаний в области математики, химии и физики. В то же время, с учётом задачи всеобщего экологического воспитания, непрерывного экологического образования и принципов образования в интересах устойчивого развития, изучение естественных наук должно включать в себя экологические аспекты. Объём содержания естественнонаучной направленности за счёт присоединения к ней эколого-биологической направленности значительно увеличился. Таким образом, речь идёт не о поглощении экологобиологической тематики естественнонаучной направленностью, а скорее о воссоединении различных естественных наук в рамках единой направленности. Фундаментом современной естественнонаучной направленности можно считать богатое наследие юннатского движения, с которого и началось формирование государственной системы дополнительного образования детей в нашей стране. В рамках юннатского движения, прежней эколого-биологической направленности сложилась развитая инфраструктура, представленная сетью региональных и муниципальных станций юных натуралистов и детских эколого-биологических центров, в которой координирующую роль играет Федеральный детский эколого-биологический центр. В этой направленности, в отличие от прежнего формата естественнонаучной направленности, сложились богатые традиции, относящиеся не только к детскому движению, но и к обмену опытом работы между педагогами, в том числе работа методических объединений, курсы повышения квалификации, практика проведения педагогических конференций и семинаров. Важно понимать разницу между сферой естественных наук и сферой естественнонаучного дополнительного образования детей — последняя касается не только фундаментальных знаний,но и прикладных отраслей: • медицина; • сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, включая пчеловодство и рыбоводство) и близкие к нему научные направления (агрохимия); • ветеринария; • биотехнология, генная инженерия, экспертиза сельскохозяйственной продукции; • лесное хозяйство; • охрана природы. Особое место в дополнительном естественнонаучном образовании занимает реализация задач образования в интересах устойчивого развития, где ключевую роль играют наравне с естественнонаучными знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук. Миссия дополнительного естественнонаучного образования – быть базой педагогической деятельности по направлению устойчивого развития. Могут возникать проблемы при обозначении границ между естественнонаучной и смежными направленностями дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы, относящиеся к химии, физике и астрономии, соответствуют естественнонаучной направленности, если доминантой является изучение природных явлений. В остальных случаях, когда они имеют прикладной технический, инженерный характер и ориентированы на будущих работников промышленности, энергетики, транспорта, их следует относить к технической направленности. Вопросы, связанные с математикой, информатикой, информационными компьютерными технологиями, в рамках естественнонаучной направленности изучаются в прикладном аспекте – применительно к исследованию природных явлений и процессов. В остальных случаях, когда эти дисциплины изучаются самостоятельно, математика и информатика относятся к технической направленности. Дополнительные общеразвивающие программы, связанные с освоением сельскохозяйственной техники, могут относиться к естественнонаучной направленности в случае наличия в содержании программы тематических блоков, освещающих вопросы биологии сельскохозяйственных культур и их возделывания. В ином случае такие программы относятся к технической направленности. С художественной направленностью граничат программы, в которых изучение природы происходит посредством различных жанров творчества, задействования эмоциональной сферы личности ребёнка. В этих случаях программа может относиться к естественнонаучной направленности, если её основное содержание включает в себя, помимо творческих аспектов, основы научных знаний о природе. Вопросы сохранения здоровья в рамках естественнонаучной направленности изучаются в биологическом аспекте и (для программ углублённого уровня) как средство предпрофессиональной подготовки будущих работников медицинской отрасли. В остальных случаях, когда программа ориентирована прежде всего на приобретение учащимися навыков физической культуры и спортивных навыков, освоение оздоровительных практик, она относится к физкультурно-спортивной направленности. Многие дополнительные общеобразовательные программы, тематически находящиеся на стыке двух или более областей знаний, могут быть отнесены в разных случаях к той или другой направленности в зависимости от доминанты содержания программы, от ведущей педагогической идеи, а также от спектра программ, заявленных в учредительных документах образовательной организации. Например, если целью программы является воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции детей в современное общество, то такая программа, даже если она частично включает в себя экологические знания, относится скорее к социально-педагогической направленности, чем к естественнонаучной. Тем не менее такая программа, как и другие смежные программы, может реализовываться на базе организации дополнительного образования естественнонаучного профиля. Дополнительные общеобразовательные программы, посвящённые физико-географической тематике, относятся к естественнонаучной направленности и отличаются от туристско-краеведческой направленности наличием исследовательской доминанты, хотя в большинстве случаев для выполнения исследований здесь необходимо формирование туристских умений и навыков (это справедливо и для значительной части экологобиологических исследований). Программы, связанные с изучением наук о Земле, хотя и относятся к естественнонаучной направленности, могут реализовываться на базе различных организаций, в том числе на станциях юных туристов. В число задач естественнонаучных дополнительных общеобразовательных программ гуманитарно-экологического содержания входит комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта, воспитание у учащихся ценностного отношения к природному и культурному окружению. В отличие от программ туристско-краеведческой направленностиздесь обязательна экологическая составляющая: междисциплинарный подход предусматривает рассмотрение культурного и природного наследия во взаимосвязи. В новом, расширенном, формате естественнонаучная направленность внутренне неоднородна, поэтому её содержание целесообразно структурировать с учётом близости друг к другу или отдалённости отдельных научных дисциплин, научных традиций, направлений подготовки педагогических кадров и традиций, сложившихся в сфере дополнительного образования детей. Исходя из этих факторов, можно выделить три тематических цикла естественнонаучного дополнительного образования: • Эколого-биологический (весь объём прежней экологобиологической направленности, включая зоологию, ботанику, экологию, физиологию, цитологию, гистологию, эмбриологию, анатомию и др., и обозначенные выше прикладные тематики); • Физико-географический (включающий, помимо собственно физической географии, весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве); • Физико-химический (составлявший ранее основу естественнонаучной направленности и тематически граничащий с технической направленностью). Понимание содержания естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей не должно сводиться к понятию «естественные науки»,оно значительно шире: прежде всего за счёт прикладных областей, имеющих отношение к природе и природопользованию. Сюда относится и деятельность трудовых объединений учащихся сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, и в ряде случаев деятельность объединений, частично перекрывающаяся со смежными направленностями. Особенностью ситуации является то, что естественнонаучная направленность в прежнем её объёме не обладала той инфраструктурой, которая была характерна для ранее отдельно существовавшей эколого- биологической направленности, сложившейся на базе юннатского движения. В то же время профильные организации дополнительного естественнонаучного образования (детские эколого-биологические центры, станции юных натуралистов) могут стать центрами формирования новой системы дополнительного естественнонаучного образования детей.
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.
Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.
Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком «Волшебный крючок» Пояснительная записка. Художественное.
Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.
Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.
Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.
Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.
Статья «Организация работы в ТО естественнонаучной направленности»
Организация работы в ТО естественнонаучной направленности.
«Новая цивилизация для того, чтобы она оказалась способной обеспечить дальнейшее существование на Земле человечества, должна опираться не только на новую технологическую силу производственной деятельности людей, но и на глубокое понимание места человека в окружающем мире, без чего невозможно формирование новой нравственности, т.е. нового общественно необходимого поведения людей.» Моисеев Н. Н.
Важнейшая цель, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить в ситуации растущей взаимозависимости, необходимости осуществления совместной общечеловеческой деятельности в условиях возрастающей диктатуры ресурсов планеты, ее живого вещества – биосферы, воздуха, воды, жизненного пространства и всего, что лимитирует сегодня дальнейший ход человеческого благополучия.
Станция юннатов осуществляя дополнительное эколого-биологическое образование дает возможность учащимся овладеть новыми, специфическими знаниями, помогает развитию собственных способностей и самореализации, формированию общей экологической культуры. При этом, помимо профессиональной ориентации молодежи, создаются предпосылки научного, творческого подхода к решаемым проблемам. В связи с возрастающей ролью биологии в решении гуманистических и социокультурных задач приоритет отдается социальному воспитанию и привлечению детей и молодежи к общественно полезной работе.
В реализации экологического воспитания важнейшее место принадлежит учреждениям дополнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Участие дополнительного образования осуществляется в непрерывном экологическом образовании через: реализацию образовательных программ экологической и природоохранной направленности; исследовательскую деятельность обучающихся; практикумы на пришкольных участках, организацию практической природоохранной деятельности, пропаганду экологических знаний. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Каждому обучающемуся предоставляется возможность «погружения» в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.
— экологическое, гражданско-патриотическое, трудовое воспитание обучающихся;
— организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
— осуществление руководства городских экологических отрядов;
— организация работы городского клуба любителей комнатных растений «Жасмин»
При организации своей деятельности я руководствовалась следующими нормативными документами:
— Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41;
— Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся;
— Письмо Минобрнауки РФ Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи» от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
— Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. №729;
— Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года;
— Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Асбестовского городского округа»;
— Образовательная программа МБОУДО СЮН;
— Положение о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБОУ ДО «СЮН».
На прошедший межаттестационный период мной была определена следующая цель: совершенствование условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и формированию экологической культуры.
Задачи: Для достижения поставленной цели я ставила перед собой следующие задачи:
1. Совершенствовать условия для непрерывного экологического образования детей всех возрастных групп через реализацию и мониторинг дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности.
2. Способствовать развитию интеллектуальной сферы, творческой и познавательной активности субъектов образовательного процесса через организацию и проведение исследовательской и проектной деятельности, участию в конкурсах областного уровня.
3.Повысить качество воспитания, направленного на развитие экологической культуры, соблюдение здорового образа жизни, улучшение состояния окружающей среды через участие в городских экологических акциях, природоохранных мероприятиях.
4.Повысить социальную адаптацию и коммуникативные умения обучающихся через совершенствование форм взаимодействия с организациями, учреждениями города и области, средствами массовой информации.
Планировала получить следующие результаты:
Рост количественных и качественных показателей при реализации образовательных программ.
Активное участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности, участие в муниципальных и региональных конкурсах на высоком уровне.
Увеличение количества участников и мероприятий, способствующих развитию экологических, духовно-нравственны и гражданско-патриотических качеств обучающихся, приобщению их к культурным ценностям и основам здорового образа жизни.
Повышена социальная адаптация и коммуникативные умения обучающихся через совершенствование форм взаимодействия с организациями, учреждениями города и области, средствами массовой информации.
Создана система оценивания достижений обучающихся в детском объединении по трём образовательным программам.
На межаттестационный период мне были даны рекомендации обобщить свой педагогический опыт по получению высокого результата в обучении и личностного развития детей и представить его на конкурсах профессионального мастерства муниципального и регионального уровней.
Анализ результатов профессиональной деятельности
Одним из принципов экологического образования и воспитания является непрерывность. Этот принцип предусматривает необходимость поэтапного экологического образования человека на протяжении всей его жизни. Его практическая реализация связана с созданием целостной системы непрерывного экологического образования на основе преобразований и интеграции уже существующих видов базового и дополнительного образования, всемерного развития экологического образования на всех его уровнях.
В межаттестационный период я сформировала программу мониторинга моей педагогической деятельности и внедрения её по годам.
Определив в качестве приоритета экологическое образования детей, как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития с периода детства до старшего школьного возраста, я вела три программы естественнонаучной направленности для всех возрастов: «Зелёные ёжики» для младшего школьного возраста, «Юные кактусоводы» для среднего звена и «Зелёная архитектура» для среднего и старшего школьного возраста.
Экологическая культура обучающихся, обеспечивающая ответственное отношение к окружающей социально-природной среде формируется на всех занятиях моего творческого объединения. В начале учебного года всем группам проводится входная диагностика » экологических знаний и отношений к природе по Моисеевой Л.В. и Колтуновой И.Р»., в конце года проводится итоговая диагностика по тем же тестам. Данная диагностика по просьбе методического объединения была модифицирована мною в части актуальности вопросов и дифференцированности вопросов в зависимости от количества лет обучения детей на станции юннатов. Мониторинг освоения экологических знаний в ТО «Зелёная архитектура» показывает рост экологических знаний и отношений к природе, развивающиеся у обучающихся в течении учебного года: от 49,4 до 70,2% детей имеют высокую степень освоения экологических знаний, приложение №1.
При организации и проведении образовательного процесса я использовала современные образовательные технологии и методики: игровые, проектные, информационно-коммуникативные. Свою работу я строила на принципах гуманности, свободы выбора ребенком вида творческой деятельности, развивающего характера дополнительного образования.
В своей педагогической деятельности я ориентировалась на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Результаты диагностики образованности обучающихся, которые проводятся в начале и в конце учебного года, показывают успешность усваивания образовательных программ моего объединения. Результаты образованности обучающихся по информационной, коммуникативной и здоровьесберегающей компетенциям, проводятся в конце первого полугодия и в конце учебного года, их результаты показывают успешность усваивания образовательных программ моего объединения.
Мониторинг образованности обучающихся показывает прирост сформированности компетенций в течении учебного года. От 36,5 до 51,1% обучающихся моего творческого объединения имеют высокую степень сформированности информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих компетенций, приложение №2.
Растёт количество участников конкурсных мероприятий муниципального и областного уровня. Из старшеклассников, посещающих моё творческое объединение более 3-5 лет, сформирована творческая группа, все участники которой занимаются индивидуальной творческой и проектно-исследовательской деятельностью. В процессе подготовки, участники конкурсов приобретают опыт взаимодействия с учёными, участвуют в научно-практических конференциях, действуют в условиях, отличающихся от учебного процесса, что способствует социализации обучающихся.
Также обучающиеся под моим руководством регулярно участвуют в областных конкурсах «Юные исследователи природы Среднего Урала» и «ЮНЭКО» в номинациях изобретений и рацпредложений, аранжировки цветов, макетов ландшафтного дизайна, приложение №4.
В процессе подготовки участники конкурсов приобретают опыт организации взаимодействия детей и взрослых в условиях, отличающихся от учебного процесса в своём учреждении, способствующий социализации обучающихся. В ТО «Зелёная архитектура», занятия исследовательской работой являются обязательным элементом учебного плана на всех ступенях обучения. Система включения учеников в исследовательскую деятельность строится таким образом, что постепенно год за годом ребята осваивают полный комплекс проектных компетенций, которые в целом способствуют повышению конкурентоспособности человека. Обучающийся, владеющий навыками анализа, сравнения, обобщения умениями делать обоснованные выводы, составляющих основу исследовательских компетенций, применяет их в любых видах деятельности, в том числе учебной, творческой, социальной и др.
Положительную мотивацию детей к активной творческой деятельности показывает растущее количество участников и победителей конкурсных мероприятий муниципального и областного уровня. Результатами данной деятельности являются награды городского и областного уровней:
2014г. Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 3 место по итогам конкурса изобретений и рационализаторских предложений 69-го Областного конкурса «Юные исследователи природы».
2014г. Грамота Министерства общего и профессионального Образования ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 1 место по итогам конкурса «Первые шаги в науке».
2015г. Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 3 место по итогам конкурса ландшафтного дизайна 70-го Областного конкурса «Юные исследователи природы». Грамота Управления образованием Асбестовского городского округа за 1 место в Муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов. Грамота Управления образованием Асбестовского городского округа за 3 место в Муниципальном конкурсе защиты исследовательских проектов.
Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 3 место по итогам конкурса «Первые шаги в науке». Грамота Министерства общего и профессионального образования СО, ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за 1 место по итогам конкурса «Первые шаги в науке».
Повышая социальную адаптацию и коммуникативные умения обучающихся через совершенствование форм взаимодействия с организациями, учреждениями города и области, средствами массовой информации, я организую и провожу городские выставки комнатных растений и кактусов совместно с городским клубом любителей комнатных растений «Жасмин». При распространении объявлений о выставке, дети взаимодействуют с местным телевидением, с редакциями местных газет, размещают объявления в интернете.
На выставках дети работают корреспондентами, дежурными, консультантами, экскурсоводами, получают опыт общения и взаимодействия со взрослыми. Выставка предполагает знакомство детей, подростков и людей разных возрастов с многообразием экзотической флоры различных районов Земли, получение знаний о культуре растений субтропиков и тропиков. Возникший интерес я направляю на желание формировать свои собственные коллекции. Увлечение комнатными растениями– часто общее и любимое занятие в семье. Любовь к живой природе детей и взрослых помогает объединить усилия семьи, школы и УДО в экологическом воспитании и всестороннем развитии личности школьников
Всего на период с апреля 2014 по ноябрь 2016 года моим творческим объединением было проведено 9 выставок. По данным мониторинга в них приняли участие в 144 обучающихся, посетили эти выставки 3600 человек, приложение № 5.
Об активном воспитательном процессе в моём творческом объединении, говорит активное участие обучающихся в мероприятиях экологической направленности. Данные мониторинга за межаттестационный период свидетельствуют о росте количества участников в мероприятиях экологической направленности.
Мониторинг воспитательной работы по формированию экологической культуры показывает рост количества мероприятий на 5,6% и их участников на 7,8% в среднем из года в год, приложение № 6.
Здоровьесберегающая компетенция диагностируется анкетированием и наблюдением за поведением и здоровьесберегающими навыками обучающихся. Перед заполнением анкет я объясняю младшим школьникам, как правильно заполнить анкеты. Пример анкет можно посмотреть в приложении №7.
Выполняя социальный заказ о занятости подростков в летнее время, я осуществляю руководство городских экологических отрядов, которые работают на базе нашего учреждения с марта по ноябрь. Деятельность в экологическом отряде направлена на соблюдение здорового образа жизни, улучшение состояния окружающей среды, на активное участие в городских экологических акциях, природоохранных мероприятиях и является условием для воспитания нравственно-духовного здоровья и экологической культуры подрастающего поколения. Из года в год ребята под моим руководством облагораживают территории станции юннатов, учебно-опытного участка СЮН, улицы и парки города, клумбы городского дома «Ветеран», территорию Управления образованием АГО.
С марта 2014 по сентябрь 2016 года в экологических отрядах под моим руководством было занято более 210 подростков.
2. Анализ условий достижения результатов в профессиональной деятельности
Коучинговый подход в обучении и воспитании позволяет развивать у детей осознанность, самостоятельность, инициативу, навыки целеполагания и планирования. С помощью коучинга, я способствовую формированию позитивного мышления, направленного на успех, поддерживаю у обучающихся уверенность в своих силах, что ведет к высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою деятельность .
В коучинге существуют различные инструменты применения, и одной из технологий применения является технология шкалирования. Я разработала шкалу знаний ассортимента кактусов, суккулентов и комнатных растений, деревьев и кустарников, декоративно-цветочных растений. А также шкалу выполнения исследовательской работы, личного участия в мероприятиях, приложения №8, 9.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в содержание образовательного процесса способствует качественному усвоению нового материала. При реализации программы «Юные кактусоводы», с помощью компьютера я организую занятия в виде виртуальных путешествий и экскурсий по Африке или Америке, изучая суккулентную флору. При реализации программы «Зелёная архитектура», также средства ИКТ становятся незаменимым моментом занятий в осенне-зимний период, когда работа с живыми растениями на учебно-опытном участке невозможна. Информационно-коммуникационные технологии позволяют провести виртуальные экскурсии в лучшие сады и парки мира. Электронные презентации занятий мною регулярно разрабатываются и пополняют фонд моих педагогических технологий.
С помощью компьютера организую групповые задания на проверку знаний. При наличии одного монитора, команды выполняют задания по очереди. В компьютере задания можно сохранить до следующего раза, для отслеживания мониторинга полученных знаний. Удобно проводить мониторинг интеллектуального развития, анализ и диагностику качества обучения при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. Компьютер позволяет инновационно организовать индивидуальные задания и упражнения, носящие творческий характер. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает обучающимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к получению новых знаний. Инновационные методы обучения, с применением информационных и коммуникационных технологий способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся, получают опыт работы с ИКТ, развивают информационные компетенции.
Специфика учреждений дополнительного образования позволяет возможность творческого подхода к выбору форм педагогического контроля и оценивания достижений обучающихся в детском объединении». Мною были разработаны и проведены такие новые формы оценивания полученных знаний, как: ролевые игры, турнир знатоков кактусов; устный журнал; аукцион знаний; рефераты; творческие отчеты ; а также проводятся прежние эффективные формы диагностики, такие, как: выставки, игры, творческие диктанты и зачеты, научно-практические конференции; консультации, конкурсы, кроссворды, анкеты, тесты, викторины, собеседование и многие другие.
В своей педагогической деятельности я ориентировалась на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Мониторинг образовательной деятельности как включает в себя цикл: отслеживание, анализ, прогноз. Поэтому я создала пакеты контрольно-диагностических материалов ко всем программам и и темам по годам обучения. Контрольно-диагностические задания обучающиеся выполняют после каждой крупной темы, таким образом я делаю оценку роста их теоретической подготовки. Практическая подготовка выявляется на практических занятиях.
Обучающиеся усваивают теорию и практику предмета обучения, учатся слушать педагога и друг друга, высказывать свое мнение. В условиях УДО особенно хорошо развивается коммуникативная компетенция, дети учатся вступать во взаимодействие с педагогом и друг с другом.
Коммуникативные компетенции оценивались наблюдением за поведением обучающихся, их умением слушать, высказываться, умением вступать во взаимодействие с педагогом и сверстниками.
Выполняя рекомендации на межаттестационный период, я обобщила свой педагогический опыт и представила его на методическом совете своего учреждения. Ежегодно являюсь победителем педчтений МБУДО СЮН и призёром муниципальных педчтений, темы моих докладов отражают результаты моей педагогической деятельности:
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, я осуществляю через открытые занятия на базе станции юннатов, которые я провожу не менее двух раз за учебный год. Имея педагогический стаж более 19 лет, являюсь наставником молодых педагогов, помогаю им в оформлении нормативных документов, в разработке программ, в проведении мониторинга результатов образования и подготовки к аттестации.
Кроме длительного сотрудничества с клубом любителей комнатных растений «Жасмин», на собраниях которого я ежемесячно провожу лекции по культуре экзотических растений, меня также приглашают с лекциями в Учреждение Социальной защиты населения, в клуб садоводов «Василёк», имею Благодарственное письмо ГАУСОН СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» за содействие в реализации проекта по оказанию добровольческой помощи населению «Парус надежды» (2014).
Активно участвую в работе группы профессионального общения (ГПО), посещаю семинары и открытые занятия педагогов города. Проводила городское открытое занятие в рамках ГПО, на котором присутствовали педагоги СЮН и ЦДТ. Тема занятия: «Равновесие, пропорциональность и гармония цвета в композициях из суккулентов» (2015г.) Выступала с сообщениями и презентациями на заседаниях ГПО по темам: «Тайм-менеджмент в деятельности современного педагога» (2016г.), «Скандинавская ходьба, как метод профилактики эмоционального выгорания педагога» (2016г.) .
В 2015 году являлась членом городской комиссии в смотре-конкурсе кабинетов учреждений дополнительного образования.
Являясь председателем профсоюзного комитета МБУДО СЮН с 2007 года, присутствую на всех аттестациях педагогов своего учреждения. Всегда беру слово для характеристики деловых и личностных качеств аттестующихся членов профсоюза.
Являюсь действующим экспертом по аттестации педагогических работников Свердловской области.
Участвую в конкурсах профессионального мастерства муниципального и регионального уровней:
Свой профессиональный уровень я повышала на семинарах ГБОУ ДОД ЦДОД СО «Дворец молодежи» и курсах ГАОУДПО СО ИРО:
Информация о моей деятельности была размещена в газетах:
«АСБЕСТ-ИНФО» от 21.06.2013 № 24 «Станция юннатов – замечательное место для досуга детей», «Партия «Зеленые» и экологический отряд МКОУДОД СЮН поздравили медицинских работников с профессиональным праздником и провели совместную акцию»
«Асбестовский рабочий» от 15 октября 2013 года, № «Знай наших».
«АСБЕСТ-ИНФО» от 3 октября 2014 года, №39, «Учитель от природы».
«Асбестовский рабочий» от 11 сентября 2014 года, № 156 «Посмотрели, пообщались, подписались на газету»
«Асбестовский рабочий» от 23 июня 2015 года, «И пошёл трудовой стаж».
Сообщаю о себе следующие сведения:
Имею следующие награды:
Диплом ГБОУ СО «Дворец молодёжи» за второе место в областном конкурсе педагогического мастерства «Лучший педагог – эколог» (2013).
Почетная грамота Министерства образования за личный вклад в дополнительное образование и выслугу лет (2013),
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам 69 областного конкурса «Юные исследователи природы» (2014);
Благодарственное письмо ГАУСОН СО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Асбеста» за содействие в реализации проекта по оказанию добровольческой помощи населению «Парус надежды» (2014);
Почётная грамота Президиума Асбестовского городского комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ за активную работу в Профсоюзе, успешное развитие принципов социального партнёрства (2014);
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку победителя по итогам областного конкурса «Первые шаги в науке» (2014).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам 70 областного конкурса «Юные исследователи природы» (2015).
Благодарственное письмо Управления образованием АГО участнику очного этапа городских Педагогических чтений «Образование 21 века: взгляд современного педагога» (2015).
Благодарность Управления образованием АГО участнику муниципального конкурса «Лучший по профессии» (2015)
Почётная грамота Управления образованием АГО за успехи в организации и совершенствовании образовательных и воспитательных процессов. (2015).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку победителя по итогам областного конкурса «ЮНЕКО» (2016).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам областного конкурса «ЮНЕКО» (2016).
Благодарность Управления образованием АГО призёру заочного этапа муниципального конкурса на лучшую методическую разработку (2016).
Почётная грамота Управления образованием АГО призёру очного этапа муниципального конкурса Педагогические чтения (2016)
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку призёра по итогам областного конкурса «Первые шаги в науке» (2016).
Благодарственное письмо ГАОУДОД СО «Дворец молодёжи» за подготовку победителя по итогам областного конкурса «Первые шаги в науке» (2016).
Создавая условия реализации задач экологического образования детей и подростков, я повышаю свой уровень педагога дополнительного образования на курсах и семинарах повышения квалификации:
2013год ГАОУ СО «Дворец молодёжи» Курсы повышения квалификации «Экологическое образование в системе дополнительного образования: основы теории и практики» 80 часов.
3. Определение противоречий и проблем
Анализ результатов деятельности за межаттестационный период показывает, что поставленная цель и задачи мною, в основном, выполнены. Тем не менее, существуют противоречия, которые требуют решения в следующий межаттестационный период.
Я выделила в качестве основного следующее:
— противоречие между содержанием имеющихся программ и действительными интересами и потребностями младших школьников и их родителей. Данные многолетнего мониторинга позволяют констатировать, что обучающимся мало изучения и практической работы только с растениями, современным детям не хватает более ярких переживаний и тактильных ощущений, которые возникают при общении с животным. Как известно, общение с животными имеет анималотерапевтический эффект, к тому же изучая только флору, дети не получают в полной мере представление о природе, как о цельной системе и поэтому их представления об экосистеме могут сформироваться не в полном объёме.
Проблема, которую я предполагаю решить в следующий межаттестационный период:
— Отсутствие специализированной дополнительной общеразвиваюшей программы естественнонаучной направленности, написаной конкретно к условиям станции юннатов г. Асбеста, чтобы максимально использовать имеющиеся кадровые, методические и материально-технические ресурсы образовательного учреждения, имеющиеся богатые коллекции декоративных растений и животных.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Концепция образования для устойчивого развития предполагает, что главным результатом экологического образования должны стать не столько научные знания, сколько убеждения, переходящие в практические действия по улучшению состояния окружающей среды. Кропотливая работа по обустройству среды обитания, формирование экологической этики – основа того, что любовь к многообразию природы, чувство ответственного отношения к окружающему миру ребята пронесут через всю свою жизнь. Воспитанная экологическая грамотность, несомненно, будет способствовать формированию нравственной культуры личности и общества в целом.
Целью моей деятельности на следующий межаттестационный период я для себя определила: совершенствование условий для повышение уровня освоения системы экологических знаний, способствующей формированию экологической культуры личности.
— Повышение уровня преподавательской деятельности;
— Совершенствование проектных форм обучения;
— Более широкое взаимодействие с научными организациями и учреждениями;
-Взаимодействие со средствами массовой информации, публикация результатов исследований.
— Способствовать развитию социальной компетентности подростков.
Результатом моей деятельности по итогам 2016-2021 года должны быть:
2. Повышение уровня результата образованности обучающихся;
3. Возросшее количество самостоятельных проектных работ у обучающихся;
4. Взаимодействие с научными организациями и учреждениями на уровне кураторства;
5. Публикации результатов моей педагогической деятельности и проектной деятельности обучающихся в типографских вариантах.
Проект рассчитан на пять учебных лет (2016 – 2021).
Для его успешной реализации мне следует объединить усилия субъектов образования: педагогических работников Станции юных натуралистов, педагогов высших учебных заведений города Екатеринбурга, научных сотрудников в области растениеводства и экологии, редакций научных журналов, определить темы предстоящих исследовательских работ.
В ходе анализа своей профессиональной деятельности за межаттестационный период я проанализировала полученный результат, установила причинно-следственные связи между результатом и условиями его получения.
Проведённый самоанализ позволяет сделать вывод о том, что задачи, поставленные мной на прошедший межаттестационный период, выполнены: Реализовано обобщение и распространение собственного педагогического опыта через ежегодное успешное участие в конкурсах методической продукции разного уровня, педагогических чтениях, через активное участие в группе профессионального общения (ГПО), через ежегодное участие в конкурсах «Лучший по профессии». Создан собственный педагогический сайт (22 публикации).
Созданы условия для экологического образования детей как непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, у обучающихся формируется система научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций и поведения обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
В процессе моей деятельности по реализации образовательных программ и проведении воспитательной работы идёт развитие необходимых компетенций:
2. Через работу в экологических отрядах, оздоравливается морально – нравственный потенциал обучающихся, который обуславливается приобретёнными личностью нравственно – этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями.
3. Через проектную деятельность развивается творческий потенциал личности за счёт расширения репертуара умений и навыков, апробирования способностей к действию, и реализации их в общественной сфере деятельности.
4. Через проведение городских выставок, возрастает коммуникативный потенциал личности, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
5. За счёт знаний по ландшафтному дизайну, улучшается эстетический потенциал личности, за счёт повышения художественных потребностей и их удовлетворению.
Считаю, что результаты моей профессиональной деятельности свидетельствуют о значимости моего личного вклада не только в развитие учреждения, но и системы образования Асбестовского городского округа.
Выявленные противоречия позволили мне определить задачи и спроектировать пути их решения на период с 2016 по 2021годы.
Я благодарна своим коллегам, администрации МКОУДОД «Станции юннатов» и социальным партнерам, которые являются моими соратниками, помощниками, наставниками, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция о правах ребенка
3. Концепция развития дополнительного образования детей
4.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Долгосрочный комплексный план мероприятий по развитию экологического образования и просвещения населения Свердловской области до 2015 года;
6. Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года;
7. Образовательная программа Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Станция юных натуралистов на 2009-2014г.г.
9. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. N 4.с. 35].
10. Сикорская Г.П. Комов С.В. Экологическое образование. Уральский вариант//История,методология и практика//, Екб: Издательство Уральского университета, 2007.