Что относится к научному психологическому знанию
Особенности научного психологического знания
Тема 3. Научное и ненаучное психологическое знание. Специфика познания явлений психики
1. Ненаучное психологическое знание и его формы.
2. Особенности научного психологического знания.
3. Специфика познавательной деятельности в психологии.
Ненаучное психологическое знание и его формы
Во-первых, психология как система обыденных знаний людей о психике, поведении других людей. Эта обыденная психология сегодня стала предметом исследования одной из отраслей научной психологии.
Во-вторых, философская психология, берущая начало еще в античности. Вопрос о природе психической реальности является ключевым. В рамках философской психологии по сей день, создаются модели психики или ее отдельных подсистем, которые служат источником гипотез для научной психологии и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.
Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей, что существует такая наука, как психология. Она имеет свою методологию, свои методы и пути познания.
Диапозон современного психологического знания крайне широк и включает внушительный пласт т.н. обыденного психологического знания. Оно накапливалось многими веками и передавалось в виде наставлений, пословиц, т.е. всего того, что мы называем фольклором. Обыденное психологическое знание вырабатывается в течении жизни человека и составляют его жизненный опыт.
Житейское психологическое знание отличается от научного по следующим параметрам:
• обладает большей конкретностью, меньшей обобщенностью и направлено на решение преимущественно прагматических задач;
• чаще всего имеет характер имплицитного (скрытого) знания, интуитивного по своей природе, без разделения на теорию и эмпирию;
• не опирается на эксперимент или другие формализованные процедуры получения нового знания;
• не имеет четкой структуры или дисциплинарного строения, как это свойственно научной психологии;
• использует другие носители, способы хранения и передачи информации по сравнению с знанием научным.
В той или иной степени житейским психологическим знанием обладает каждый человек, поскольку оно формируется стихийно.
Житейская психология — совокупность психологических знаний, не отвечающих стандартам научности (с точки зрения способов получения, стандартов описания, системности, непротиворечивости и верифицируемости) и закрепленных в форме традиций, обрядов, норм и правил поведения, народной мудрости, афоризмов, произведений искусства и т. п.
Лучшими житейскими психологами являются, как правило, представители профессий типа «человек — человек» по классификации Е. А. Климова (журналисты, дипломаты, священники, работники сервиса, педагоги и др.). Для научного психолога житейские наблюдения служат важным источником накопления опыта, подлежащего дальнейшему научному анализу, а также источником гипотез и предположений при решении теоретических и прикладных задач, формулируемых в рамках строго научного исследования.
Художественная форма психологического знания фиксирует и передает уникальное и неповторимое восприятие автором свойств и закономерностей конкретной психологической реальности. Согласно А. Н. Леонтьеву, наука добывает, фиксирует и транслирует объективное знание в значениях, а искусство выражает и передает отношение художника к миру с помощью образов — носителей личностных смыслов. Художественное мышление, приемы художественного анализа часто оказывают огромное влияние на мышление ученого. Особую роль играют художественные образы в творческом мышлении. В предыдущей главе мы говорили о затянувшемся процессе размежевания научной психологии с околонаучными или даже откровенно псевдонаучными подходами. Парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, психотроника — лишь некоторые из названий различных направлений квазинаучной деятельности, иногда маскирующихся под научную психологию, а иногда откровенно бросающих ей вызов. Рост интереса к иррациональным формам освоения действительности наблюдается обычно в периоды социальной нестабильности и неуверенности людей в завтрашнем дне.
Нельзя сказать, что они всегда играют однозначно отрицательную роль в развитии общественного сознания. Известно, что алхимия содействовала становлению химии как науки. Феномены экстрасенсорной чувствительности иногда становятся предметом вполне плодотворного научного изучения, а ложные в целом идеи могут содержать наводящие подсказки. Иногда псевдонаучные подходы с успехом выполняют психотерапевтические функции как на уровне отдельного человека, так и общества в целом. Тем не менее нельзя недооценивать негативные последствия широкого распространения иррациональных установок в обществе, которые могут привести к падению социальной активности, искажению систем ценностей и другим деструктивным процессам. Одним из средств предотвращения этого является усиление просветительской деятельности психологов, повышение доступности научного психологического знания для широких слоев населения.
Особенности научного психологического знания
В развитии психологического знания существенно менялись критерии научности. Но до сих пор, по мнению К. Поппера, нет устоявшихся критериев, которые позволили бы определить, где кончается миф и начинается теория, где имело место прозрение, а где — заблуждение. Роль воззрений, оцененных как заблуждения, может быть вполне эвристичной. А на смену апробированной, эмпирически «правильной» теории может прийти новая, конкурирующая. Но обычно можно различить системы теоретических положений, предполагающих, что они имеют отношение к миру реальности (для психологических теорий это мир субъективной, или психологической реальности), и положений, не нацеленных на соотнесение мира теории и мира реальности. Первые всегда предполагают возможность их верификации или фальсификации.
— описательные знания (опытные), в которых регистрируются фиксируемые психические явления. Источниками регистрации могут быть как субъективные данные самого исследователя, так и показания средств измерения (приборы, стандартизированные методы сбора информации);
— объяснительные знания (теоретические), которые объясняют психические явления.
Научная и житейская психология
Что такое научная и житейская психология
Житейская психология — это убеждения, представления, сведения о психике, понимание ее сути и принципов работы, приобретенные в повседневной жизни и объединяющие жизненный опыт конкретной личности, а также других людей.
Иначе житейскую психологию именуют мудростью. Ее источники:
Для житейской психологии характерны следующие признаки:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Психологический опыт приобретается не только через взаимодействие с социальным окружением, но и через литературу, творчество, которые отображают внутренний мир других людей. Житейская психология — результат восприятия личного опыта человека, но это не означает, что он подойдет другим людям. Главный прием познания в житейской психологии — метод проб и ошибок.
Каждый человек в жизни сталкивается с психологическими явлениями: потребностью поиска общего языка с людьми, воспитания детей, необходимостью понимать собственные стремления и направлять их в надлежащее русло и т. д. Некоторые люди считают, что им удается решать житейские задачи психологического характера. Житейская психология играет важную роль в повседневной жизни человека, и даже профессиональные психологи используют ее опыт в работе. Но житейская и научная психология все же разделяются и представляют собой различные отрасли знаний.
Научная психология — это доказанные психологические знания, собранные в ходе теоретического и экспериментального исследования психики.
Ее источники:
Главные характеристики:
В основе научной психологии лежит житейская: обратив внимание на явление, которое встречается в жизни, ученые поддают его всестороннему анализу. Научные сведения используются в жизни для решения проблемных вопросов. Таким образом, соотношение научной и житейской психологии не прямо противоположное. Они имеют множество точек соприкосновения.
Сходства и различия между житейской и научной психологией
Общие черты житейской и научной психологии проявляются в том, что они способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений. Итог их интеграции — практическая психология.
Объединение научной и житейской психологии проявляется в следующих аспектах:
Практическая психология берет начало с наблюдения психологических явлений в жизни, что находит продолжение в научных исследованиях. Житейская и научная психология взаимно дополняют друг друга: первая базируется на индивидуальном опыте человека, вторая вмещает в себя суммарный опыт всего общества.
Изучить психологические особенности больших социальных групп невозможно без познаний о психике отдельного человека, а теоретические знания подтверждаются практикой. При оказании психологической помощи одинаково используется как житейский опыт, так и научные данные.
Единого списка различий между научной и житейской психологией нет. Но их сравнение позволяет выявить следующие критерии расхождения:
Житейская психология как источник получения знаний
В процессе повседневной жизни люди посредством наблюдения, самонаблюдения и раздумий получают психологические знания и накапливают их. Проверка полученной информации осуществляется на личном опыте человека. Житейская психология дает представления о поведении и эмоциональном наполнении людей в конкретных, но похожих, нарицательных случаях.
Психологические сведения приобретаются и через опыт других людей. Обобщенные познания, основанные на опыте целых поколений, закрепляются в пословицах и поговорках, песнях и сказках, народных поверьях, традициях и обрядах. Пословицы и поговорки отличаются завуалированным психологическим содержанием: «Не ищи красоты, ищи доброты», «Не кричи о себе — пусть другие о тебе тихо скажут», «С ним водиться, что в крапиву садиться».
Знания житейской психологии — конкретные, практичные, доступные, убедительные. Они основываются на здравом смысле, хотя считаются недостаточно убедительными.
В некоторых ситуациях научная психология не может помочь, и тогда на выручку приходит житейская.
Например, психологические типажи людей, описанные в научной литературе, обобщены, и характеристики отдельной личности не могут полностью совпадать с одним из них, а наоборот — вмещают отличительные черты отдельных типажей. Как взаимодействовать с тем или иным человеком — подскажет житейская психология.
Суждения, используемые в контексте житейских знаний — смутные, неопределeнные, часто применяются к непохожим жизненным ситуациям, но служат наглядным примером для научных понятий. В разговорном языке содержится много слов и словесных выражений, отображающих психические явления и фактаж. Они соответствуют научным терминам, но менее определенные.
Роль в жизни человека, примеры из жизни
Познание основ житейской психологии — важный процесс для каждого человека, так как позволяет эффективно отвечать на вызовы повседневной жизни. При помощи житейских знаний люди анализируют события, произошедшие с ними, осмысляют собственное поведение, налаживают межличностные отношения, интегрируются в общество, решают конфликтные ситуации.
Практическая психология соединяет в себе и житейскую, и научную основы. Ее первоочерeдная задача — не исследование, а оказание психологической помощи людям. Практические психологи ищут способы и вырабатывают методы психологической поддержки человека в сложный для него жизненный период, помогают преодолеть семейные и профессиональные трудности. В поле их зрения — конкретные случаи, а в работе они используют такие методы:
Со временем специалисты накапливают профессиональный опыт, имеющий прикладную ценность (хотя он не гарантирует достаточную доказательную базу для психологических гипотез). Практические психологи разъясняют теоретическую информацию доступным языком, тем самым способствуя ее широкому проникновению в массы.
Житейская психология — основа для становления научной. Академические понятия и идеи влияют на общее понимание людьми особенностей собственной психической жизни. Научные термины («стресс», «шок», «депрессия») часто попадают в разговорную речь. При этом их смысл видоизменяется, но они помогают людям выражать мысли, чувства, обмениваться информацией. Научный психолог должен одновременно быть и житейским специалистом.
В то же время психологические знания чрезвычайно важны для оптимального функционирования и развития разных отраслей человеческой деятельности, например:
Таким образом, как житейская, так и научная психология находят практическое применение в разных отраслях человеческой жизнедеятельности.
Научные и житейские психологические знания, хоть и имеют существенную разницу, но глубоко связаны между собой. Житейская психология лежит в основе научной, которая, в свою очередь, находит задачи в житейском опыте. Научные разработки через этот опыт со временем находят подтверждение.
Уровни научного психологического знания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Научное психологическое знание — это система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, которые логически непротиворечивы и экспериментально обоснованы. Они объясняют природу психических явлений и процессов, прогнозируют динамику их развития, обосновывают возможность управления ими.
Основа психологического знания
Наука представляет собой особую деятельность по производству научного знания. У психологического знания особое место, поскольку в его основе лежат принципы, методы и средства познавательной активности индивида. Их продуктом становится научное знание.
В качестве предмета изучения выступает самый сложный предмет — человеческая психика. Она до сих пор исследована меньше, чем другие явления. Психологическое знание занимает центральное место среди различных наук, включая философию, общественные и технические науки. Их совершенствование происходит в соответствии с состоянием, в то же время, становясь основой развития.
Для психологического знания присущи некоторые особенности. В психологии совпадают субъект и объект познания, а существенная доля психологических феноменов и процессов может открываться субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции).
Скорость изменения психологических знаний более высокая, чем в других сложных системах (например, биологической, геологической). Полученная информация о конкретном индивиде устаревает раньше, чем психологи успевают ее использовать на практике. Психологические исследования способны вносить изменения в психологическую реальность. После исследования изменяется не только само испытуемое лицо, но и исследователь. Это связано с тем, что узнав что-то новое о другом человеке, он узнает новое и о самом себе.
Психология считается не только познающей, но и созидающей наукой. Психологи не только изучают людей, но и конструируют его. В целом психологическое знание несет огромную мировоззренческую нагрузку. Это связано со следующими феноменами:
Готовые работы на аналогичную тему
Психологическое знание оказывает воздействие на общественное сознание, при этом его обнародование вызывает общественный резонанс. В реальности формируется большое количество гуманитарных парадигм, которые значимо сказываются на развитии социального мира.
Уровни психологического знания
Психологическое знание представлено несколькими уровнями. На первом из них находятся «житейские» представления людей о психике. Они возникают в их реальной жизненной практике и в различных ее сферах. Примером может быть материальная, производственная деятельность, бытовая область, процесс воспитания и обучения, искусство. В основе всего этого лежит непосредственное отражение соответствующих сторон бытия и философии «здравого смысла».
На следующем уровне находятся психологические знания, которые выделяются в рамках мифологии и религии в качестве исторически первых форм познания мира и человека. Они отражают канонические требования разных типов культурного творчества человечества.
Еще один уровень психологического знания включает психологические знания, которые были накоплены в рамках художественно-образного наблюдения за окружающим миром (например, работы художника, архитектора, писателя).
Последний уровень психологического научного знания — это психологические знания, которые возникли на определенной стадии развития общества. Это происходит по причине выделения нового способа реконструкции действительности в виде науки. Уровень представлен целенаправленным процессом сбора и анализа психологических фактов, включая логические формы их объяснения и доказательства, переход от описательных стратегий и методов исследования к объяснительным (самому научному знанию).
В свою очередь, научное психологическое знание, которое зарождается первоначально в период античности, само проходит долгий путь эволюции. Сначала оно существует в основе другого научного знания (например, философского, исторического, естественнонаучного). Потом оно выделяется и в дальнейшем развивается в рамках самостоятельной научной дисциплины. Для психологии это время наступает во второй половине XIX века.
Структура психологического знания
Основными структурными элементами психологического знания являются:
Для научного знания большое значение имеют парадигмы (например, бихевиоризм, фрейдизм и др.), которые также называются подходами, ориентациями, системами знаний. Парадигмы играют роль познавательных и мировоззренческих функций. Для любой парадигмы характерны собственные критерии адекватности знания. К парадигмам невозможно применить единый критерий рациональности.
Категории являются средствами выражения психологического знания (например, категория сознания, деятельности, личности и др.). Они представляют собой наиболее общие и фундаментальные понятия, которые отражают значимые и всеобщие свойства явлений действительности и познания. Категории сформировались в качестве результата обобщения исторического развития.
В уровнях научного познания большое значение имеют теории. Они представлены системой взаимосвязанных гипотез и утверждений в отношении какого-либо феномена или их системы. Как правило, психологические теории выстраиваются в пределах парадигм, значительно завися т них. Теории наделены незначительной автономией, но способны при этом ассимилировать элементы прочих парадигм.
Компоненты различных уровней психологического знания имеют разное происхождение. Так, эмпирические основы теории получены в ходе интерпретации данных эксперимента и наблюдения. Идеализированные объекты теории представляют собой знаковую (символическую) модель части реальности.
Основные виды психологических знаний.
Вопрос.
Психология как наука : определение, предмет, объект, особенности науки психологии.
Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь — это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.
К сфере эмоциональных явлений относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.
Вопрос.
Основные виды психологических знаний.
Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Не случайно слова «психология» и «психологический» можно встретить не только в научной психологии, но и в обыденной жизни, и в искусстве.
Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:
1) житейская психология,
3) научная психология,
4) практическая психология,
1.житейская психология
Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл
2.психологические знания в искусстве
Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии
В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.
3. научная психология
Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний.
4. практическая психология
Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция.
Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека.
Читать реферат по психологии: «Психология как наука. Научное и ненаучное психологическое знание» Страница 1
Сравнительная характеристика житейской и научной психологии.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Лекция 2.
ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическое знание, накопленное и используемое человеком в повседневной жизни.
Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.
Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.
опора на жизненный опыт и здравый смысл правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях фрагментарность житейских психологических знании — интуитивный характер доступность изложения и наглядность неточность употребляемых понятий
В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
1. Получение знаний
Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.
Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.
2. Сохранение знаний
Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.
Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.
Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.
Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.
ЦЕЛЬ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
поиск новых психологических знаний о внутреннем мире человека объяснение закономерности психологической жизни
бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты рациональность и осознанность эмпирическое и логическое доказательность обобщенность и выявление общих закономерностей систематичность в описании фактов психологической жизни опора на научные понятия
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Специфика психологического знания связана с ее объектом. Метод — косвенное познание и через другие свойства с психического явления — объекты через кот. отражается психика, общение, поведение (детектор лжи — косвенное познание). Другие особенности психологического знания:
1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.
2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).
3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).
4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.
Психология находится. в центре наук — опирается на разные науки, и можно сказать, что она может быть больше гуманитарная, а может быть больше научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно выделить: 1. общая психология (Занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретные особенности; возможности и ограничения психических процессов), отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)
7549
Количество комментариев:
0
Метки:
Житейская и научная психология, цель научной психологии, специфика психологического знания, отрасли психологии.
Рубрика:
Блоги
Личные блоги
Опубликовано:
09.10.2013
Просмотреть профиль автора
Оставить сообщение… Комментарии: 00 |
Взгляд науки
Для начала важно понять определение психологии как таковой. Итак, психология – это наука сложная, она исследует один из самых загадочных и сложных механизмов в природе – человеческую психику. В связи с этим данная научная дисциплина требует внимания, глубины исследования, а также особых методов работы.
На протяжении всего 20 века данная наука набирала обороты, развивалась, находила всё новые и новые методы исследования человека. Профессиональный взгляд многих теоретиков помог этой науке стать одной из самых влиятельных в наше время. Теоретический аспект в ее рамках крайне важен, ведь теория дает общие представления о мире и человеке, которые существуют практически в каждой науке.
Рекомендуем: Что такое герменевтика?
В процессе длительных экспериментов, сбора и анализа теоретических и практических данных была сформирована научная или академическая психология, основные признаки которой таковы:
1. Обобщения. Данный признак говорит о том, что выводы делаются не на основе того, что пережил один конкретный человек, а на основе многих экспериментов и наблюдений. И когда некий факт, некая поведенческая реакция проявляется в схожих обстоятельствах у большего числа выборки, можно делать некий вывод, основанный на детальном анализе и обобщении.
2. Рационализация. Знания научная психология получает путем эксперимента и детального обдумывания его результатов. Данные должны рационально объясняться, должна прослеживаться причинно-следственная связь между явлениями.
3. Отсутствие ограничений – это означает, что данные, полученные в ходе научных экспериментов, применимы для большого числа людей. Например, данные об утомляемости школьников, о том, как функционирует внимание и какое максимальное количество объектов мы можем удерживать в кратковременной памяти, – все это едино для большей части генеральной совокупности.
Рекомендуем: Гипноз и гипнотический сон
4. Опора на различные методы. Как известно, научная психология имеет достаточно большой набор различных методов – от контент-анализа до психологического эксперимента. При использовании различных методов исследования психики и ее механизмов данные проверяются с целью выявления переменных, влияющих на эксперимент, и создания необходимых условий для исследования.
5. Систематизация знаний – это теоретический подход. Все, что наука получает в ходе исследований и экспериментов, систематизируется, анализируется, на основе чего делаются определенные выводы. И нужно сказать, на то, чтобы систематизировать какое-либо знание или прийти к некоему выводу, необходимо много времени, иногда и несколько лет.
6. Основные особенности научного подхода – это наличие единого глоссария и использование единой терминологии. Психология как наука имеет четкую систему терминов, описывающих те или иные состояния, процессы. А это в свою очередь исключает разночтения, когда одно понятие подменяется другим.
7. Использование методов математической статистики для обработки данных. Они позволяют избежать ненадежности, субъективности и выводов «на глазок».
Рекомендуем: Графология: наука о почерке
Соотношение житейской и научной психологии очевидно – одна исследует практику и накапливает опыт, другая проверяет все через эксперимент. Но никогда не стоит забывать, что житейские психологические знания не являются научными, а значит, не всегда могут быть применимы тем или иным человеком и быть эффективными.
Если вспомнить все этапы становления психологии как науки, можно сказать, что данное знание во многом начиналось с использования метода интроспекции, когда ученый наблюдал за собой и своими субъективными переживаниями. На основе этого делались многие выводы и умозаключения.