Что относится к научному познанию
Тема 5. Научное познание
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
– объективность добываемого знания;
– развитость понятийного аппарата (категориальность);
– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
– проверяемость;
– высокий уровень обобщения знаний;
– универсальность;
– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
• Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
• Идеализированный объект данной теории.
• Логика и методология, применяемые для построения теории.
• Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) вопрос Б) предмет В) проблема
Г) метод Д)схема Е)теория
Ж) язык З)субъект И) причина
В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Наука как вид познания. Структура научного познания
Наука – это особый тип познания, направленный на достижение обоснованных, систематизированных и объективных знаний о физической реальности, обществе и человеке. Она представляет собой совокупность теоретических знаний об окружающем мире и осуществляется в особой, специфической сфере общественной деятельности.
Наука также представляет собой особый вид духовной деятельности – производство объективно-истинного по содержанию систематизированного знания. Это не только сами знания, которые являются социальной ценностью человечества и хранятся обществом, но также и тяжёлый творческий труд учёных, научных сообществ, коллективов, направленный на достижение всё новых уровней знаний.
Определения научного познания
Существует несколько определений науки:
Виды знаний
Виды знаний весьма многообразны и соответствуют естественным видам познания.
Научные:
Ненаучные:
Обыденное познание
Научному мировоззрению и познанию предшествует этап обыденного познания.
Особенности обыденного познания:
Особенности научного знания
В отличие от других конструкций духовной деятельности, научные знания являются продуктами теоретической деятельности. В отличие от них научное познание обладает рядом особенностей.
Научные принципы
Научное познание характеризуется необходимостью соблюдения ряда принципов:
Критерии научного познания
Целью научного познания является научная истина. Она должна удовлетворять следующим условиям:
Уровни научного познания
Существует 2 уровня познания:
Эмпирический уровень предполагает выявление объективных фактов со стороны очевидных связей. Это то, что мы можем выяснить непосредственно в результате эксперимента. Например, закон Гука.
Эмпирический уровень науки – это уровень научного опыта. Опыт имеет сложный, многосторонний характер и может быть всеобщим или специальным, повседневным или профессиональным и т.д. Его суть – в глубокой связи с человеческой деятельностью, с практикой, в непосредственных и личных контактах с действительностью вообще или с определённым её сегментом.
Эмпирическая исследовательская деятельность совершается ради определённых целей и приносит конкретные результаты. Главной её задачей и главным результатом является установление фактов, которые служат основанием для теоретических исследований. В повседневной жизни словом «факт» обозначается всё, что действительно имело или имеет место, что произошло или происходит в действительности. Понятие научного факта имеет близкое значение – это событие, установленное и признанное научным сообществом, для которого оно фигурирует как предмет бесспорного консенсуса.
Теоретический уровень познания предполагает выявление закономерностей, фундаментальных особенностей, обнаружение видимых проявлений скрытых внутренних связей предмета или объекта. Это уже проникновение в сущность предмета. Теоретический уровень основывается на фактах и данных, которые были собраны на эмпирическом уровне. Затем происходит теоретическое осмысление и абстрактные логические операции с полученными данными.
Формы научного познания
Форма выражает в себе то знание, которое можно исследовать. Форма выражает способы, через которые добывается знание.
Формами эмпирического познания являются:
Формами теоретического (научного) познания являются:
К основным формам познания относят:
Этапы чувственного и рационального познания
Этапы чувственного познания:
Этапы рационального познания:
Существуют также иррациональные формы познания (интуиция и т.д.).
Методы научных исследований
Метод – это научный способ исследования обозначенных этапов поведения учёных в данной научной области (осознанные способы действия возможны для повторения во всех случаях данного вида); это систематически применяемый способ познания (или работы) в какой-либо области. Иначе говоря, методы – это то, с помощью чего можно получить знания.
Смысл и назначение метода – упорядочить и организовать определённую деятельность. Метод должен соответствовать предмету и цели определённой деятельности, а также условиям, в которых она совершается.
Наука опирается на специфические научные методы, которые с той или иной степенью надёжности гарантируют адекватное описание окружающего мира.
Методы научного познания:
Также к научным методам относятся:
Институционализация науки
Институционализация науки проявляется в следующем:
Неуклонно возрастает внимание общества к науке, усиливается её духовная и материальная поддержка.
В обществе, в среде учёных и философов существует 2 типа реакции на всё ускоряющееся распространение науки:
С одной стороны, появились влиятельные направления (позитивизм, структурализм), представители которых ориентируются на науку, рассматривают её как единственную форму познавательной деятельности, которая может принести истинные знания, видят в ней наиболее действенное средство для решения всех общественных проблем.
С другой стороны, возникают и такие течения, для которых характерно критическое и более того – враждебное отношение к научному познанию (экзистенциализм, постпозитивизм и др.).
Функции научного познания
В научных теоретических системах отражаются объективные связи, отношения, законы и сущностные стороны явлений природы и общества. Они служат человеку и обществу, объясняя различные явления и события сегодняшнего дня, предсказывая ход развития в будущем.
Объяснение и прогнозирование являются одними из главных функций научного знания, опираясь на которые человек рационально управляет природными и общественными явлениями и процессами.
Научные знания и научная деятельность являются социально значимыми и имеют общественный характер. Деятельность на поприщах науки, разделение труда ученых, обмен научной информацией и т. п. имеют не только большое социальное, но и практическую пользу.
Наука имеет в своём методическом арсенале действенные средства эмпирической проверки:
От научных теорий требуется способность делать предсказания относительно будущего опыта. В том случае, если такие предсказания сбываются, статус и авторитет соответствующих теорий существенно повышается.
Познавательный потенциал науки проявляется в её способности открывать и описывать существенные и необходимые закономерности – связи между реальными явлениями и процессами.
Познание законов вещественного мира, с одной стороны, делает возможным рациональное объяснение событий, которые в нём происходят. А с другой, – позволяет манипулировать ими, создавать условия, при которых они разворачиваются определённым образом (удобным и полезным для людей).
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
Методы научного познания: классификация, виды, описание
Научное познание — это исторически сложившийся процесс по сбору, проверке, систематизации и закреплению знаний об окружающем мире. В отличие от обыденного повседневного опыта познания мира процессу научного познания свойственна большая широта исследования, что способствует теоретическому обоснованию и закреплению знаний, которые человечество применяет не только на данном историческом этапе, но и будет применять в обозримой перспективе.
Методы научного познания — это система, включающая в себя принципы регуляции, а также способы и приемы, при помощи которых люди получают возможность объективно познавать окружающую действительность.
Разновидности методов научного познания
В научно-познавательном процессе выделяют несколько разновидностей методов:
Вместе с перечисленными выше методами выделяют и узкоспециальные способы накопления знаний, которые формируются и применяются исключительно внутри какой-либо конкретной научной дисциплины, развиваясь и совершенствуясь в относительной обособленности.
Универсальные методы
В число универсальных научно-познавательных методов входит:
Естественно, многообразие научно-познавательных методов может вызвать у исследователей определенные проблемы, связанные с применением на практике той или иной методики. Разрешить данные проблемы призвана методология — особая научная дисциплина, изучающая происхождение, способы применения и другие основные характеристики методов научного познания.
Эмпирические методы
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.
К данной разновидности методов относят:
К перечисленным методам следует добавить и методы, применяемые в гуманитарных дисциплинах, а именно:
Теоретические методы
Теоретическое познание — это высший (по сравнению с эмпирическим) этап процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент (при этом, чувственный компонент на данном этапе не устраняется полностью, но становится вторичным).
В состав этой группы входят:
Критерии научного познания
В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:
Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.