Что относится к национальным ресурсам
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
К национальным природным ресурсам относятся полезные ископаемые, внутренние реки, моря, озера, растительность и прочие ресурсы, полностью находящиеся под юрисдикцией той или иной страны. Однако существуют ресурсы многонациональные и международные. Многонациональными являются пограничные реки, текущие по территории нескольких государств, мигрирующие животные и птицы, внутренние моря и озера, на берегах которых проживают народы разных стран.
Существуют также целый ряд международных природных ресурсов, которые не принадлежат какой-либо конкретной стране, а являются всеобщим достоянием. Это ресурсы Мирового океана (за пределами территориальных вод), атмосферного воздуха, Антарктиды и Космоса.
Значение Мирового океана громадно, разнообразно и будет возрастать еще больше по мере истощения природных ресурсов на суше. Он влияет на климат планеты, служа источником атмосферных осадков и поглощая избыток углекислоты в атмосфере. Более 50% кислорода образуется в результате жизнедеятельности океанических растительных организмов, главным образом фитопланктона. Рыбы и другие обитатели морей (устрицы, крабы) составляют 1% потребляемого человечеством продовольствия.
Океан является удобным транспортным путем, связующим различные страны и континенты. Он обеспечивает прекрасные условия для отдыха и туризма.
Все шире ведется добыча многих полезных ископаемых, например нефти, серы, золота со дна шельфовой зоны (т. е. материковой отмели), наиболее богатой биологическими и прочими природными ресурсами, но в большей части находящейся под суверенитетом прибрежных стран).
Много богатств таят в себе недра Антарктиды, однако разумнее сохранить ее в первозданном виде для научных исследований учеными всех стран.
Не исключено, что в будущем все более широко будут использоваться не только энергетические, но и материальные ресурсы Космоса, в частности Луны, астероидов, метеоритов и др. К сожалению, существуют проекты использования Космоса как свалки радиоактивных отходов и все страны должны воспрепятствовать этому. С освоением Космоса связан и ряд других проблем, касающихся всех стран. Так, космическая техника, особенно работающая на твердом топливе, как американский «Спейс Шаттл», способна нанести значительный вред такому жизненно важному международному природному ресурсу как озоновый слой.
Кроме того, при недостаточно продуманном освоении Космоса возможно занесение земных микроорганизмов в планетную среду, благоприятную для существования жизни (Марс, Венера), что приведет к видоизменениям поверхностных оболочек планет и сделает невозможным для ученых всех стран дальнейшее изучение естественной природы эти» планет, а в отдаленном будущем может иметь самые непредсказуемые последствия.
В последнее время возрастает понимание не только экологической, но и экономической ценности такого специфического ресурса, как способность окружающей природной среды к ассимиляции и определенного объема поступающих в нее отходов, т. е. к самоочищению. Экономическое значение этого свойства означает, что в пределах ассимиляционной емкости окружающей среды можно осуществлять процесс производства, не тратя деньги на природоохранные мероприятия.
Это свойство природы является достоянием всех народов и поколений, но им воспользовалось относительно небольшое число стран, первыми вставших на путь индустриального развития, тем самым сдерживается прогресс других стран и создается угроза существованию будущих поколений. Справедливое решение данной проблемы возможно на основе объективных международных договоренностей.
Что относится к национальным ресурсам
Национальные информационные ресурсы
Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:
• отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и т. п,, к чему относится информация);
• форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).
Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т. д.
Один из способов классификации национальных информационных ресурсов представлен на рис.1. Прокомментируем его.
Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т. д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации — без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т. д.
Национальные информационные ресурсы
Понятие информационных ресурсов
Прежде всего, выясним, что означает слово «ресурс». Если найти определение в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова, то ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.
Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеют определённые ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. В современном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известны следующие виды ресурсов, которые являются уже классическими экономическими категориями:
· Материальные ресурсы создаются и используются человеком в процессе общественного производства и потребления, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и так далее;
· Трудовые ресурсы – это люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности (учителя, врачи, водители, инженеры и так далее);
· Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, общества (налоги, денежные вклады в сбербанках);
· Энергетические ресурсы – ресурсы-носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества. Например, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и так далее.
В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Одно из свидетельств этого заключается в том, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
Понятие информационных ресурсов является сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дано следующее определение понятия информационные ресурсы:
«Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».
Это определение даёт юридическое основание для регулирования отношений в информационной сфере общества, включая такие важные моменты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и её распространения.
Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сильно сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не всё в жизни можно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.
Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.
Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Можно определить информационные ресурсы следующим образом:
Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме.
Такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.
При этом будем рассматривать информационные ресурсы общества, которые уже отделены от своих создателей и материализованы в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства.
Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Национальные информационные ресурсы
Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можно положить:
· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы и тому подобное, к которому относится информация);
· форму представления (по виду носителей, степени отображения результатов мышления в точных понятиях и утверждениях, наличию дополнительного описания и прочее).
Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: правовая информация, энциклопедическая информация, учебные материалы, программное обеспечение, видео, аудио и много другое.
Рассмотрим один из способов классификации национальных информационных ресурсов. К ним относятся:
· информация государственных (властных) структур;
· финансовая и экономическая информация;
· информация о природных ресурсах;
· информация предприятиях и учреждениях;
Рассмотрим некоторые группы более подробно.
Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает:
· публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России);
· систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов;
· информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
· библиотечную сеть высших учебных заведений России;
· сеть медицинских библиотек;
· сеть сельскохозяйственных библиотек;
· другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).
Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но всё больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Архив – это учреждение, занимающееся хранением и описанием различных документов прошлого: рукописей, фотографий, карт и так далее. Объёмы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удаётся обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы, региональные центры.
Основной принцип действия государственной системы научно-технической информации – совместная одноразовая обработка мирового информационного потока документов в области науки и техники федеральными органами и научно-техническими библиотеками. А затем многократное использование потребителями информации из федеральных фондов через сеть информационных организаций в отраслях и регионах.
Важной составной частью государственной системы научно-технической информации являются центры научно-технической информации, действующие в 69 субъектах Российской Федерации. Вместе с головной организацией они образуют объединение «Росинформресурс».
В каждом государстве разработаны и действуют свои своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации. Ни одно государство не может полноценно жить и развиваться без правовой информации.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.
Также для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
· тематика хранящейся в них информации (общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и прочая информация);
· форма собственности (например, государственная: федеральная, субъекта федерации, муниципальная; общественных организаций, акционерная, частная);
· доступность информации (открытая, закрытая, конфиденциальная);
· принадлежность к определённой информационной системе (например, к библиотечной, архивной, научно-технической и так далее);
· источник информации (это может быть официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчётность, результаты социологических исследований и так далее);
· назначение и характер использования информации (например, массовое, региональное, ведомственное и прочее);
· форма представления информации (текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная);
· вид носителя информации (бумажный, электронный).
Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и услугами, которыми регулярно пользуется около миллиарда человек во всех странах мира. Всемирная паутина использует технологию гипертекста, в которой документы связаны между собой с помощью гиперссылок.
Гиперссылки позволяют связывать данный документ с различными объектами сети Интернет, хранящимся на компьютерах в разных частях света. Благодаря этому знания, которым обучали в университетах и школах сегодня можно получить в течение нескольких минут или даже секунд.
Используя информационные ресурсы Интернета, найдём ответы на вопросы. Для поиска ответов воспользуемся информационно-поисковой системой google.ru и свободной энциклопедией Википедия.
· 1 вопрос: Где установлена крупнейшая конная статуя в мире? (в Монголии установлена самая большая конная статуя в мире. И эта статуя Чингисхана);
· 2 вопрос: Когда отмечается Всемирный день китов? (ежегодно 23 июля наша планета отмечает Всемирный день китов и дельфинов);
· 3 вопрос: В какой стране и когда были изобретены очки? (Алессандро Спина, монах и учёный из Пизы. Но даже если очки были изобретены ранее неизвестным мастером, то поскольку Спина самостоятельно и только лишь по общему описанию воссоздал метод изготовления очков, слава изобретателя по праву принадлежит ему).
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ЦЕЛЬ: рассмотреть значение международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества, его основные формы и направления.
ТЕМА 13: МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Неблагоприятная экологическая ситуация в России, как и в других странах, обусловлена не только внутренними причинами, но и ухудшением состояния окружающей среды планеты с нарастанием риска экологического кризиса, проявляющегося в следующих основных формах.
1.Глобальное потепление климата. Явление, обозначаемое термином «тепличный эффект», известно относительно давно. Впервые оно было выявлено в первой половине 19 в., а уже в конце века описано в систематизированном виде, в том числе была раскрыта роль углекислого газа и других парниковых газов.
2.Разрушение озонового экрана Земли. Впервые это явление было замечено в 1975 г. И лишь спустя 10 лет была принята международная Венская конференция по защите озонового слоя; в 1987 г. в ее развитие был подписан Монреальский протокол.
3.Сокращение площади лесного покрова Земли. Лесные ресурсы играют особую роль в поддержании экологического равновесия и устойчивости биосферы Земли. Они выполняют важнейшие атмосфероохранные, водозащитные, климаторегулирующие функции, выступают основой биоразнообразия и т.д.
площадь пустынь увеличивается на 6 млн. га в год. В настоящее время общая площадь пустыни достигла 120 млн. га.
5.Сокращение и обеднение генетического фонда планеты, подрыв биоразнообразия. В настоящее время биоразнообразие насчитывает от 10 до 30 млн. видов растительного и животного мира. Ожидается, что в период до 2020 г. вследствие вырубки тропических лесов потери мирового видового разнообразия могут составить от 5 до 15%. Это будет означать исчезновение ежедневно от 50 до 150 видов
К национальным природным ресурсам относятся полезные ископаемые, внутренние реки, моря, озера, растительность и прочие ресурсы, полностью находящиеся под юриспруденцией той или иной страны. Однако существуют ресурсы многонациональные и международные. Многонациональными являются пограничные реки, текущие по территории нескольких государств, мигрирующие животные и птицы, внутренние моря и озера, на берегах которых проживают народы разных стран.
К международным природным ресурсам относятся ресурсы Мирового океана (за пределами территориальных вод), атмосферный воздух, Антарктида и Космос.
Значение Мирового океана громадно, разнообразно и будет возрастать еще больше по мере истощения природных ресурсов на суше. Он влияет на климат планеты, служа источником атмосферных осадков и поглощая избыток углекислоты в атмосфере. Более 50% кислорода образуется в результате жизнедеятельности растительных организмов, главным образом фитопланктона. Рыбы и другие обитатели морей составляют 1% потребляемого человечеством продовольствия.
Океан является удобным транспортным путем, связывающим различные страны континенты. Он обеспечивает условия для отдыха и туризма
это неисчерпаемые источники относительно чистой энергии, хотя и дорогостоящей при нынешних технологиях.
Много богатств таят в себе недра Антарктиды, однако разумнее сохранить ее в первозданном виде для научных исследований учеными всех стран.
Не исключено, что в будущем все более широко будут использоваться не только энергетические, но и материальные ресурсы Космоса, астероидов, метеоритов и т. д.
Существуют проекты использования Космоса как свалки радиоактивных отходов. Космическая техника, особенно работающая на твердом топливе, способна нанести значительный вред озоновому слою Земли. Также возможно занесение земных микроорганизмов в планетную среду, благоприятную для существования жизни( Марс, Венера), что приведет к видоизменениям поверхностных оболочек планет и может иметь самые непредсказуемые последствия.
Что относится к национальным ресурсам
Классификации национальных информационных ресурсов
В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и так далее. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.
Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство.
Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.
Поиск нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех странах ведутся большие работы не только над получением новых знаний об окружающем мире, но и над тем, как передать полученные знания грядущим поколениям, как хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.
Для решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНТИ) при академии наук Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации, а также аналогичные территориальные центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям быстрее находить нужные сведения для своей деятельности (реферативные журналы, обзоры информации, бюллетени научно-технической информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и т.п.).
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Государственные органы в ходе своей деятельности создают и накапливают огромные массивы информации. Они являются исключительно ценным источником для производства инновационных продуктов и услуг, а также главным источником образовательной и культурной информации для широкого круга потребителей. Эта информация содержит в себе обширный слой знаний, представляющих собой источник конкурентных преимуществ в информационной экономике. Благодаря размещению общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных деятельность государственных органов и органов местного самоуправления станет понятнее и доступнее для граждан.
Размещение открытых государственных данных способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций «открытого правительства» и «электронной демократии». Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных систем не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.
Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.
К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.
Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.
Свойства информации экономической и управленческой информации:
• Достоверность – информация не искажает истинное положение дел;
• Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения.
• Ценность информации – зависит от того, для каких задач данная информация используется;
• Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;
• Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.
Для экономической информации характерны:
• многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды;
• многообразие источников и потребителей;
• значительный удельный вес арифметических и логических операций при её обработке
Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы. Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:
— всероссийских геологических фондов — Российский федеральный геологический фонд (Росгеофонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
— Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ) и информации о недропользовании в России;
— банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) — государственный, региональные и территориальные центры ГМГС;
— музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.
Важнейшим информационным ресурсом в области гидрометеорологии является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Здесь, в частности, на машиночитаемых носителях представлены результаты наблюдений за параметрами окружающей среды с начала инструментальных наблюдений (1725 г.).
Информация по другим тематическим направлениям, связанным с природными ресурсами и явлениями (например, экологическая информация), в значительной степени сосредоточена по организациям раз-личных отраслей, органам управления и научным учреждениям, занимающимся исследованиями разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбором и анализом данных о них.
Особенностью данных работ являются высокие требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах, а также высокая трудоемкость и соответственно высокая стоимость сбора этих сведений.
Информация о природных объектах, ресурсах, явлениях и процессах весьма разнообразна и часто трудно сопоставима. Одним из путей преодоления проблемы сопоставимости разнородной информации данного типа является ее пространственная привязка на основе географических информационных систем (ГИС), которые представляют собой специализированные базы данных, интегрирующие картографическую и другие виды информации.
В России работы по созданию ГИС возглавляет Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография), которая руководит всеми топографогеодезическими и картографическими работами в стране. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях и российских университетах.