Что относится к наджасу
Наджаса
Полезное
Смотреть что такое «Наджаса» в других словарях:
Тахара — очищение. В Исламе очищение может быть как духовным, когда мусульманин очищает покаянием свою душу от греха, так и физическим, когда человек очищает свое тело от нечистот (См. Наджаса). Тахарой называется большой раздел мусульманского права… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Тахарат — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Исламские термины — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Ислам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ислам (значения) … Википедия
Ихрам — У этого термина существуют и другие значения, см. Ихрам (значения). Ихрам (إحرام «посвящение» ) особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в … Википедия
Исламский туалетный этикет — Туалет в Египте с душем для подмывания Исламский туалетный этикет правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей мочеиспуск … Википедия
Грехи в исламе — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Истибра — выжимание остатков мочи из мужского мочеиспускательного канала. Истибра является необходимым условием для очищения тела мужчины от нечистоты (См. Тахара и Наджаса). После прекращения мочеиспускания, мужчина должен левой рукой выжимать канал до… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Истинджа — очищение от нечистот после испражнения большой или малой нужды (См. Тахара и Наджаса). Основным средством очищения в этих случаях является вода. Мужчинам после отправления малой нужды необходимо тщательно выжать мочеиспускательный канал, а потом… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Вуду (омовение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вуду (значения). Омовение вуду перед молитвой, Турция Вуду, иногда употребляется вудуг (от араб … Википедия
Наджас
Наджас это нечистота, при наличии которой на теле, одежде или месте молитвы намаз считается недействительным.
В ханафитском мазхабе наджас делится на два вида: сильный и слабый. Исходя из этого, простительный размер для них тоже бывает разным.
Если на теле или одежде есть сильный наджас размером с дирхам (пятирублевая монета) и меньше, то это допустимо для совершения намаза, но нежелательно. Если же будет больше размера дирхама, то намаз не засчитывается.
Если меньше ¼ всего тела испачкано слабым наджасом, то это допустимо для совершения намаза, но нежелательно. Если же будет достигать этого размера или же будет больше, то намаз не засчитывается.
Если меньше ¼ одежды испачкано слабым наджасом, то это допустимо для совершения намаза, но нежелательно. Если же будет достигать этого размера или же будет больше, то намаз не засчитывается.
Если же наджас удалить нечем, то допускается совершение намаза, не очистившись от него. Такой намаз засчитывается и не подлежит возмещению.
сильным наджасом согласно шариату являются: алкоголь, мертвечина, кровь животного, вытекшая при закалывании, кровь и гной, вытекшие за пределы раны, моча человека и животных, мясо которых недозволенно для употребления в пищу, слюна собаки и других хищных животных, помет любых животных, помет курицы, утки и гуся.
слабым наджасом являются: моча лошади и других животных, мясо которых дозволено в пищу, помет птиц, мясо которых недозволенно для употребления в пищу.
Наджасом не являются: помет голубя и воробья, любые органы в которых не циркулирует кровь (волосы, шерсть, перья, рога, копыта, ногти, кости), кровь рыбы. (Ханафитский мазхаб; Маракиль фалях)
Нечистоты с позиции Ислама
Во время выполнения намаза верующему большое внимание следует уделять чистоте одежды, а также места совершения молитвы. Нечистоты, препятствующие полноценному выполнению главного столпа ислама, именуются наджаса.
При наличии нечистот на теле, одежде или месте поклонения мусульманин обязан устранить их перед молитвой, а иначе намаз может оказаться недействительным.
Виды наджаса
1) Кал
В первую очередь следует упомянуть именно этот вид экскрементов, являющийся продуктом жизнедеятельности человека, а также животных – как разрешённых (баран, корова, лошадь), так и запрещённых (осёл, свинья). Его наличие в любом количестве препятствует выполнению молитвы.
В качестве способа очищения от фекалий могут служить либо современные химические средства (порошок, хозяйственное и туалетное мыло), либо обычная земля. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Если Вы наступите на кал, то очищайте нечистоту землей» (Абу Дауд).
Исключением служит кал дозволенных в пищу некрупных птиц – голубей и воробьёв, который не считается наджасом.
2) Моча
Наличие этого вида так же препятствует выполнению молитвы. Однако здесь имеются некоторые оговорки. Если богословы едины во мнении, что содержимое мочевого пузыря человека и запретных в пищу животных – скверна, то в отношении мочи дозволенного скота есть небольшие разногласия. Ханафитские учёные наряду с обычным наджасом выделяют и облегчённый. Мочу второй группы животных они относят именно к облегчённым нечистотам, наличие которых на поверхности менее 25% не нарушает молитву. Богословы других мазхабов считают мочу любых зверей недопустимой в месте совершения намаза.
Способ очищения от мочи такой же, как и от кала, но имеется одно исключение – моча младенца. Как-то одна женщина дала подержать Посланнику Аллаха ﷺ своего новорождённого ребёнка. Через некоторое время на одежде появилось пятно, и тогда Мухаммад ﷺ полил на пятно водой, не стирая его при этом (хадис приводит Бухари). Исходя из этого, при попадании мочи маленьких детей достаточно полить сверху водой, но всё же постирать одежду будет лучше.
3) Всё, что имеет отношение к свиньям
Это мясо, жир, кожа, шерсть, копыта и т.д. В суре «Скот» сказано:
«Я НАХОЖУ ЗАПРЕЩЁННЫМ. МЯСО СВИНЬИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ СКВЕРНОЙ» (6:145)
Исходя из этого аята учёные сделали вывод, что всё связанное с этим животным – наджаса. Отсюда следует простой вывод: нельзя совершать намаз в одежде, содержащей свиную кожу.
4) Спирт
К нечистотам Шариат относит и алькогольные напитки, а также иные средства личной гигиены, содержащие спирт. Обоснование этому встречается в суре «Трапеза»:
«ВОИСТИНУ, ОПЬЯНЯЮЩИЕ НАПИТКИ. ЯВЛЯЮТСЯ СКВЕРНОЙ. » (5:90)
В случае, если мусульманин пользуется спиртосодержащим дезодорантом, то перед совершением молитвы его желательно смыть с кожи.
5) Кровь
Также к наджаса относится кровь человека и животных (как разрешенных, так и запрещённых). При её попадании на одежду или на тело необходимо смыть. Исключением служит содержимое кровеносной системы обитателей воды, а также представителей фауны, чья кровь не течёт (муравьи, блохи).
Нередко бывает и такое, что следы от крови на предметах гардероба остаются даже после полноценной стирки. В такой одежде мусульманину молиться дозволено. Однажды Посланнику Всевышнего ﷺ задали похожий вопрос, на что он ответил:
«Достаточно будет воды и не повредят следы крови» (Абу Дауд).
Если в отношении кровянистых выделений во время менструации и после родов у женщин богословы едины в мнении об их скверности, то по поводу обычной крови некоторые учёные полагают, что в небольшом количестве она чиста. В качестве подтверждения в таких случаях приводится хадис из свода имама аль-Бухари, в котором говорится, что «мусульмане молились во время войн с кровоточащими ранами». Однако такой позиции придерживаются не все алимы. Например, имамы ан-Навави и Куртуби считали кровь наджасом в любом объёме.
6) Гной
С отнесением данного вида биологической жидкости к наджасу согласны не все исламские учёные. Так, часть из них опираются на высказывание того же ан-Навави, который приводит иджму (единогласное мнение богословов) о нечистотности гноя. Противники же этой позиции ссылаются на известного табиина (сподвижника сахабов) Абу Муджлаза, утверждавшего, что гной не считается наджасой. Существует также точка зрения о том, что гной обретает статус нечистот, только если он выделяется через половые органы или из прямой кишки.
7) Мертвечина
К нечистотам относится мясо, кровь, внутренние органы животных, которые умерли естественной смертью или были убиты другими животными и людьми, но без соблюдения требований Шариата. Исключением в данном случае служат рыбы и саранча. Считается, что кожа таких животных после обработки становится чистой и теряет статус наджаса. Иными словами, мусульманин может спокойно носить одежду из кожи или меха животного, заколотого без соблюдения требований исламских канонов. Дискуссии по этой теме вызывает лишь шкура собаки. Дело в том, что богословы-шафииты относят её к нечистотам, так как собака, по их мнению, обладающая нечистой слюной, постоянно умывается ею, а значит, делает нечистой и шерсть. Учёные других мазхабов не считают шерсть псины скверной.
8) Слюна собаки
По этой причине всем, кто держит в доме собаку, необходимо обязательно использовать специальный молитвенный коврик (намазлык) и переодеть одежду, если в ней был контакт с собакой. Это связано с тем, что изо рта собак постоянно капают слюни, которые попадают на пол или одежду хозяина. Если же слюна животного попала на посуду, то ей тоже нельзя пользоваться, тщательно не промыв. В одном из хадисов сказано:
«Если собака поела из вашей посуды, то помойте её 7 раз, один из которых – землёй» (Бухари, Муслим).
Что касается одежды, на которую попала слюна собаки, то её достаточно постирать с порошком.
9) Рвотные массы
Большинство богословов относят рвоту тоже к нечистотам. Основным доводом в пользу этой позиции служит хадис, в котором говорится, что одежду нужно очищать от пяти веществ, одним из которых названа и рвота. Но немало авторитетных учёных (таких как Байхаки и ан-Навави) назвали этот хадис сомнительным. В связи с чем они утверждали, что рвота не может считаться скверной, так как отсутствуют достоверные доводы в пользу этого. Существует также мнение о том, что если во время рвотного рефлекса еда изменила свои свойства, то она нечиста, а если нет – то она не наджаса.
10) Сперма, ва́ди, мази́
Ещё одним видом наджаса считается мужское семя – сперма, а также ва́ди (выделения из полового члена, возникающие при болезни в результате большого напряжения мышц) и мази́ (выделения, выделяющиеся в результате возбуждения). Такого мнения, например, придерживаются учёные ханафитского и маликитского мазхабов. Ханбалиты считают их чистыми. Также существует мнение, что если человек после справления нужды не промыл половой орган и у него появились выделения, то они скверны, а если же он помыл – то они чисты.
Очищение в данном случае зависит от того, в каком виде они остались на одежде. Если в жидком, то необходимо хорошо промыть водой так, чтобы не осталось следов. Если же в сухом виде, то достаточно будет содрать засохшую сперму при помощи ногтей или иных подручных средств. Подтверждением тому служат слова Аиши бинт Абу Бакр (р.а.):
«Я соскабливала сперму с одежды Пророка, а потом он в ней молился» (Бухари).
Лечение наджасой
Современные лекарственные препараты содержат немало веществ, которые относятся в исламе к нечистотам (взять, к примеру, тот же спирт). Исходя из этого, возникает вопрос о дозволенности лечения подобными целебными средствами.
На данный счёт существует несколько мнений. Одни богословы уверены, что не возбраняется лечиться лекарствами, содержащими любые виды нечистот, за исключением спиртосодержащих. Другие же считают, что они дозволены только в том случае, если нет чистых с канонической точки зрения аналогов этого препарата. Третьи утверждают, что наджасой лечиться не дозволено, а необходимо искать исключительно разрешённые способы лечения.
Что такое наджаса (нечисть) и как от неё очищаются?
Наджасой является все опьяняющие жидкости; все грязи, исходящие с тела (кроме пота); кровь; гной; рвотные массы; все мёртвые животные (кроме рыбы и саранчи); часть, отрезанная от живого животного (кроме пера, волос и шерсти с животных, мясо которых можно есть); собака; свинья; молоко всех животных, мясо которых запрещено есть.
Наджасу от собаки и свиньи нужно смывать семь раз, один из которого с водой, в которой разбавили немного (до помутнения воды) чистой земли. Мочу ребёнка мужского пола до двух лет, которого не кормили ничем, кроме молока, достаточно сбрызнуть водой. А место, загрязнённое мочой девочки необходимо вымыть.
Наджасу смывают водой до удаления запаха, цвета и вкуса. Если и после этого не смогли почистить и остались цвет или запах (но не оба вместе), то Всевышний прощает это (т.е. делает афву).
Нельзя совершать намаз при наличии наджасы на теле, на одежде или на месте его совершения.
Наджаса, которая прощается (т. е. делается афву) – это нечисть, попавшая на одежду с грязных улиц при невозможности защититься от неё. Афву делается от дождевых капель, от крови израны (болячек); от крови изместа укола (если её будет не слишком много); от крови задавленной блохи или вши; если в молоко попадёт частица кизяка; если грудной ребёнок вырвет и дотронется ртом до груди матери; если на требухе зарезанного животного после мытья останется немного нечисти; можно есть хлеб, испечённый на кизячном огне; от волос, которые перешли на одежду, садясь на ишака или мула, если их мало тоже делается афву.
Говоря вкратце, от всей наджасы (нечистот), от которой трудно защититься, Всевышний делает афву (прощение).
Что такое наджаса (нечисть) и как от неё очищаются?
Наджасой является все опьяняющие жидкости; все грязи, исходящие с тела (кроме пота); кровь; гной; рвотные массы; все мёртвые животные (кроме рыбы и саранчи); часть, отрезанная от живого животного (кроме пера, волос и шерсти с животных, мясо которых можно есть); собака; свинья; молоко всех животных, мясо которых запрещено есть.
Наджасу от собаки и свиньи нужно смывать семь раз, один из которого с водой, в которой разбавили немного (до помутнения воды) чистой земли. Мочу ребёнка мужского пола до двух лет, которого не кормили ничем, кроме молока, достаточно сбрызнуть водой. А место, загрязнённое мочой девочки необходимо вымыть.
Наджасу смывают водой до удаления запаха, цвета и вкуса. Если и после этого не смогли почистить и остались цвет или запах (но не оба вместе), то Всевышний прощает это (т.е. делает афву).
Нельзя совершать намаз при наличии наджасы на теле, на одежде или на месте его совершения.
Наджаса, которая прощается (т. е. делается афву) – это нечисть, попавшая на одежду с грязных улиц при невозможности защититься от неё. Афву делается от дождевых капель, от крови из раны (болячек); от крови из места укола (если её будет не слишком много); от крови задавленной блохи или вши; если в молоко попадёт частица кизяка; если грудной ребёнок вырвет и дотронется ртом до груди матери; если на требухе зарезанного животного после мытья останется немного нечисти; можно есть хлеб, испечённый на кизячном огне; от волос, которые перешли на одежду, садясь на ишака или мула, если их мало тоже делается афву.
Говоря вкратце, от всей наджасы (нечистот), от которой трудно защититься, Всевышний делает афву (прощение).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.