Что относится к мто
Материально-техническое обеспечение
Руководство общими видами обеспечения возложено на центральные органы военного управления, подчиненные заместителю Министра обороны Российской Федерации генералу армии Булгакову Д.В.
Булгаков Дмитрий Витальевич
Заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал армии
Если у Вас возник вопрос, связанный с деятельностью системы МТО ВС РФ, напишите обращение в электронной приемной, и в кратчайший срок Вы получите исчерпывающий ответ квалифицированного специалиста по указанному Вами адресу.
К сфере деятельности служб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации относятся следующие вопросы:
На сегодняшнем этапе развития Вооруженных Сил в структуру Центрального аппарата МТО включены: | |
Штаб материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации | |
Департамент транспортного обеспечения Минобороны России | |
Департамент ресурсного обеспечения Минобороны России | |
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России | |
Главное автобронетанковое управление Минобороны России | |
Главное ракетно-артиллерийское управление Минобороны России | |
Главное управление начальника Железнодорожных войск Минобороны России | |
Управление метрологии Вооруженных Сил Российской Федерации | |
Управление Минобороны России по мониторингу системы материально-технического обеспечения | |
Управление Минобороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества |
Основными направлениями их деятельности являются:
1. Понятие МТО: функции, формы
1. Понятие МТО: функции, формы
Материально-техническое обеспечение – система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределение по структурным подразделениям и бизнес-единицам и потребление в производственном процессе.
Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям. Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы. Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс. Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.
Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя которым, она поддерживает производительность труда и эффективность производства:
1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких показателях производства, как материалоемкость и фондоотдача, определяет оптимальное количество ресурсов, которые необходимы для осуществления одного производственного цикла и выпуска определенной партии товаров и услуг;
2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии оперативно-заготовительные работы в соответствии с планами потребностей, контролирует процесс заключения договоров, обрабатывает все «ошибки» производства;
3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. организация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми хранение и использование запасов должны осуществляться;
4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей сырья и материалов производству и пр.
Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.
1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.
2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.
3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.
4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.
5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.
6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.
7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.
Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
8.2. Стимулы: понятие и формы
8.2. Стимулы: понятие и формы Стимулирование – это побуждение человека действовать под влиянием определенных причин, условий, обстоятельств; воздействие на работника конкретными методами, приемами, средствами. Разные люди на разные стимулы реагируют по-разному. Может
Вопрос 59 Понятие и функции канала распределения
Вопрос 59 Понятие и функции канала распределения Ответ Канал распределения (канал сбыта, канал товародвижения) – совокупность независимых организаций и лиц, участвующих в процессе движения товара (услуги) от производителя к потребителю.Каждый тип посредников,
Вопрос 63 понятие и функции маркетинговых коммуникаций (продвижения)
Вопрос 63 понятие и функции маркетинговых коммуникаций (продвижения) Ответ Продвижение – совокупность различных видов деятельности, связанных с распространением сообщений, создающих и поддерживающих лояльность потребителей и общественности к фирме и ее продукции.
Вопрос 67 Реклама. Понятие, виды, функции
Вопрос 67 Реклама. Понятие, виды, функции Ответ Реклама – любая оплачиваемая форма неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемая конкретным заказчиком.В соответствии с Федеральным законом РФ «О рекламе» реклама – распространяемая в
2. Понятие фирмы: ее признаки и функции
2. Понятие фирмы: ее признаки и функции Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую
1. Понятие прибыли, ее функции
1. Понятие прибыли, ее функции Прибыль – это результат производственной и коммерческой деятельности фирмы, главный фактор, стимулирующий предпринимательство. Иными словами, это финансовый результат производственной и хозяйственной деятельности организации, который
7. Понятие и формы делового общения
7. Понятие и формы делового общения Деловое общение – это двусторонний процесс, взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или
4. Функции
4. Функции Функция 1. Приёмка После прибытия транспортного средства под выгрузку и получения от старшего кладовщика устного распоряжения на выгрузку работник делает следующие операции:1. Организует постановку транспортного средства под разгрузку2. Устанавливает
4. Функции
4. Функции Планирование рабочих смен на неделю Каждую пятницу начальник склада распределяет работников по сменам, исходя из планируемой на неделю загрузки склада. Цель:? равномерная загрузка подъёмно-транспортного оборудования, зон приёмки и отгрузки? вторая смена
4. Функции
4. Функции 4.1 Планирование работ на день Ежедневно, в конце смены начальник склада формирует «План прихода машин» на следующие сутки, который передаёт старшему кладовщику. Каждое день, на вечерней оперативке (либо непосредственно на складе) старший кладовщик совместно с
Функции управления
Функции управления Если руководящая работа оказалась сложнее, чем вы предполагали, скорее всего, вы не вполне поняли, в чем суть планирования, организации, руководства и контроля. Вы спонтанно реагируете на происходящее, а не разрабатываете планы. Если у вас есть план,
44. Понятие рекламы, ее цели и функции
44. Понятие рекламы, ее цели и функции Современное развитие всех сфер жизни общества практически каждого государства отличается интенсивностью и динамикой, качественные изменения происходят повсеместно. Процессы обновления затрагивают и политику, и экономику, и
5. Понятие рекламы, ее цели и функции
5. Понятие рекламы, ее цели и функции Современное развитие всех сфер жизни общества практически каждого государства отличается интенсивностью и динамикой, качественные изменения происходят повсеместно. Процессы обновления затрагивают и политику, и экономику, и
22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении
22. Понятие структуры управления и факторы, ее определяющие. Понятие и роль коммуникаций в управлении Коммуникация может быть определена как процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на
Предпринимательские функции
Предпринимательские функции В предыдущих разделах мы уже установили, что главная цель бизнеса – создавать потребителя и удовлетворять его потребности. Именно такая цель позволяет руководству производить и продавать необходимую потребителю продукцию. А на деньги,
Что относится к мто
ЛЕКЦИЯ № 8. Материально-техническое обеспечение организации
1. Понятие МТО: функции, формы
Материально-техническое обеспечение – система организации обращения и использования средств труда, основных и оборотных фондов предприятия (материалов, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования). МТО также отвечает и за их распределение по структурным подразделениям и бизнес-единицам и потребление в производственном процессе.
Исходным моментом является определение потребности организации в тех или иных производственных фондах, их объеме и ассортименте на текущий и будущий периоды. В соответствии с этим система МТО должна отвечать некоторым требованиям. Во-первых, она направлена на своевременное и полное удовлетворение потребностей производства. Это обеспечивает непрерывность производственного процесса и влияет на его масштабы. Во-вторых, МТО призвано создавать условия для эффективной деятельности предприятия, оно нацеливает его на экономический ресурс. Кроме того, материально-техническое обеспечение само по себе способно обеспечить приоритет потребителя в хозяйственном отношении.
Таким образом, система МТО имеет ряд функций, следуя которым, она поддерживает производительность труда и эффективность производства:
1) планирование потребности в материальных ресурсах. Это значит, что МТО на основе имеющихся данных о таких показателях производства, как материалоемкость и фондоотдача, определяет оптимальное количество ресурсов, которые необходимы для осуществления одного производственного цикла и выпуска определенной партии товаров и услуг;
2) заготовительная функция. МТО ведет на предприятии оперативно-заготовительные работы в соответствии с планами потребностей, контролирует процесс заключения договоров, обрабатывает все «ошибки» производства;
3) хранение заготовленного сырья и материалов, т. е. организация складского характера. Кроме того, МТО разрабатывает указания, принципы и инструкции, в соответствии с которыми хранение и использование запасов должны осуществляться;
4) осуществление учета и строгого контроля над выдачей сырья и материалов производству и пр.
Материально-техническое обеспечение производства – довольно широкое понятие, поэтому может иметь несколько форм.
1. Поставки готовой продукции, полуфабрикатов и услуг промышленного характера по прямым хозяйственным связям.
2. Оптовая торговля средствами производства, а также изготовленными товарами посредством складов, через сети магазинов и товарозаготовительные базы.
3. Обменные и заемные операции в случае недостатка ресурсов или денежных средств в виде инвестиций.
4. Использование вторичных ресурсов, переработка отходов.
5. Лизинг, который является одним из главных финансовых инструментов, посредством которого возможны долгосрочные капиталовложения в переоснащение и модернизацию производства. Это позволяет создать устойчивую материально-техническую базу и способствует росту конкурентоспособности выпускаемых товаров.
6. Покупка сырья и материалов через товарные биржи, а также осуществление импортных закупок по соответствующим договорам о партнерстве с иностранными фирмами.
7. Развитие подсобного хозяйства (добыча сырья, изготовление тары) и осуществление централизованного распределения материальных ресурсов.
Следовательно, система МТО является необходимым условием развития производства, поскольку осуществляет общий контроль над заготовительными и производственными работами, а также позволяет адекватно оценивать реальные возможности и резервы фирмы.
План материально-технического обеспечения представляет собой совокупность документов, в которых отражена и оценена потребность в материальных ресурсах и предложены варианты источников удовлетворения данной потребности. Иными словами, план МТО – это важнейшая часть долгосрочного стратегического планирования организации и ее экономического развития. Исходным моментом планирования является определение структуры потребности, т. е. номенклатуры материальных и природных ресурсов, которые необходимо приобрести для осуществления производственного процесса. Сама номенклатура имеет вид справочника, в котором указаны точные названия, стандарты, размер, форма и марки каждого вида сырья и материала. Стоимость необходимых для потребления ресурсов определяется планово-заготовительными ценами, состоящими из следующих элементов:
1) цен оптовых поставщиков. Они определяют величину предложения первичных продавцов – владельцев ресурсов и стоимость единицы сырья, по которой сделка купли-продажи может быть осуществлена;
2) железнодорожных тарифов, которые играют немаловажную роль при определении фактической цены приобретаемого сырья. Они также находят свое отражение в конечных ценах и определяют величину себестоимости доставки;
3) снабженческо-сбытовой организации, которая перекупает у оптовиков ресурсы по оптовым ценам, затем перепродает их по завышенным ценам. В них она включает стоимость собственных услуг посредничества. Таким образом, ее прибыль составляет разницу между оптовой ценой ресурсов и ее собственной;
4) издержек по таре, которые включают все денежные затраты, связанные с упаковкой;
5) расходов по доставке на предприятие – это денежные средства, которые организация оплачивает за доставку непосредственно на склад предприятия или непосредственно в его подразделения (цеха) для последующей обработки.
Таким образом, можно сказать, что планово-заготовительные цены включают в себя все расходы организации по покупке и доставке запланированного объема необходимых ресурсов. В соответствии с этим номенклатура сырья и материалов также дополняется данными об их планово-заготовительных ценах и приобретает вид номенклатуры-ценника, т. е. содержит не только виды материалов, но и их фактическую стоимость. Номенклатура-ценник – наиболее полный документ предстоящих расходов. Благодаря его наличию организация соотносит необходимое с возможным и определяет ту величину сырья и материалов, которая сможет удовлетворить потребности производства и в то же время будет оптимальной по цене. Условиями разработки обоснованных планов материально-технического обеспечения являются прогрессивные нормы расхода сырья и топлива. Норма расхода оборотных средств – это наибольшая цена, ее максимально допустимая величина, которая устанавливается в соответствии с определенными производственными условиями материальных затрат на производство единицы продукции.
Существует несколько классификаций планов МТО.
1. По длительности планового периода:
1) текущие планы, которые составляются на ближайшее время;
2) перспективные, которые организация планирует осуществить в будущем в зависимости от сложившейся на производстве ситуации.
2. По стадии разработки:
1) предварительные планы – разрабатываются в соответствии с экономическими и производственными ожиданиями;
2) окончательные планы – определяются путем изменения предварительных с учетом динамики цен и общей экономической ситуации в стране.
3. По масштабу действия:
1) планы предприятий;
2) планы структурных подразделений, цехов.
3. Методы определения потребности в МТО
Материально-техническое обеспечение – это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.
Само по себе материально-техническое обеспечение одной из своих задач имеет покупку необходимых предприятию материальных ресурсов, а также их централизованное распределение по производственным подразделениям – цехам, где они проходят дальнейшую обработку. Посредством этого, определяя структуру собственной потребности в факторах производства, организация делает вывод о том, насколько необходимо наличие МТО.
Потребность и необходимость создания системы МТО для осуществления хозяйственных и производственных функций могут быть определены следующими методами.
1. Нормативный. Данный метод основан на применении прогрессивных и технически обоснованных норм расхода. Таким образом,
где Рм – существующая потребность в сырье и материалах;
V – объем производства товаров и услуг.
Таким образом, потребность в ресурсах находится в прямой зависимости от масштабов производства. Норма расхода устанавливается каждым предприятием в отдельности на основе данных о его финансовой стабильности и развитости. В любом случае фирма, минимизирующая издержки, всегда стремится установить минимальную величину расхода ресурсов, которая определяет максимальную цену, которую организация готова заплатить за производство единицы продукции.
2. Статистический метод – метод динамичных коэффициентов. Здесь в расчет берутся данные о расходе материалов, который был произведен в предыдущем периоде, в соответствии с чем необходимость в МТО определяется через учет фактического потребления и его изменения по отношению к будущему периоду.
где Рф – фактическое потребление ресурсов в процессе производства в текущем периоде;
Кпр – коэффициент, показывающий изменение плана на будущее потребление по сравнению с предыдущим;
Кн – коэффициент, который характеризует снижение норм расхода на перспективу, т. е. он рассчитывается на будущий период.
Данный метод определения потребности в МТО применяется исключительно в том случае, когда необходимо точно рассчитать потребность в материалах при массовом производстве и продукции широкой номенклатуры, а расход сам по себе незначителен.
3. Метод прогнозирования основан на изучении статистических рядов потребления материальных ресурсов за определенный промежуток времени (несколько лет или месяцев) и их динамичности. Это позволяет создать практико-математическую модель изменения потребности, посредством которой составляется прогноз потребления.
Следовательно, выбор одного из вышеперечисленных методов зависит исключительно от направления и структуры расходования сырья и материалов при производстве определенного набора благ, а также от периода, на который осуществляется планирование, типа материала, его качества, обмена и характера.
4. Организация оперативной работы по МТО
Оперативная работа по материально-техническому обеспечению включает несколько элементов. Во-первых, она подразумевает получение и учет фондовых извещений на центрально-распределяемую продукцию. Это характерно главным образом для государственных предприятий. Во-вторых, посредством МТО организация составляет заказы на получение материалов от поставщиков факторов производства, заключает с ними соответствующие договоры на поставку и осуществляет контроль за их исполнением. Кроме того, к оперативной работе относятся специфицирование производственных фондов и выбор форм поставок. Специфицирование представляет собой определение потребности предприятия в материалах и сырье по номенклатуре-ценнику, в котором все материальные ресурсы распределены по типам, профилям, размерам и другим детальным характеристикам. Таким образом, оптимальная структура и объем поставок определяются именно посредством специфицирования.
Существуют следующие виды поставок сырья и материалов и других необходимых производственных фондов.
1. Транзитная, или прямая. При такой форме поставки материальные ресурсы в соответствии с потребностями в них предприятия поступают к потребителю прямо от изготовителя или владельца факторов производства. Здесь нет никаких посредников, поэтому отношения «продавец – покупатель» характеризуются прямыми хозяйственными связями. Положительным аспектом здесь является то, что процесс поставки значительно ускоряется, укрепляются хозяйственные связи, отсутствуют промежуточные (посреднические) операции, и, как следствие, сокращаются транзакционные издержки. Такая форма поставки целесообразна при больших объемах потребления на постоянной основе.
2. Складская поставка более удобна в том случае, когда сырье и материалы потребляются в небольшом количестве. Материальные ресурсы первоначально закупаются по оптовым ценам посредниками, поступают на склады, а затем продаются конечному потребителю. При этом производственные запасы снижаются, а оборачиваемость оборотных средств растет. Кроме того, предприятия получают возможность завозить материалы в удобное для них время и в нужном количестве, которое будет соответствовать норме потребности. В свою очередь, поставщики-посредники могут заблаговременно подготовить груз к транспортировке, что позволяет доставить его по первому требованию организации. Однако сами потребители несут дополнительные расходы за услуги посреднических организаций – так называемые складские наценки. Поэтому при всех плюсах данной формы поставки она значительно увеличивает общие издержки производства.
В оперативную работу МТО, помимо всего вышеперечисленного, входит количественный и качественный прием нужных материалов, а также процесс организации снабжения ими производственных подразделений – цехов. Управление доставкой ресурсов в цеха основано на соответствии лимитам и планам-графикам. Лимит – строго ограниченное количество (минимум или максимум) материалов, которые могут быть доставлены непосредственно на производство за определенный период времени. Соответственно, доставка материалов в цех может быть осуществлена двумя способами:
1) децентрализованным. Иными словами, цеха сами получают и вывозят сырье с производственного склада цеховым транспортом. Данный способ, как правило, характерен для предприятий, осуществляющих индивидуальное или мелкосерийное производство;
2) централизованным, который больше подходит для предприятий, нацеленных на массовое производство. Склады по графику подают цехам требующиеся в определенном количестве материальные ресурсы. Это дает возможность заранее подготовиться к доставке и позволяет более целесообразно использовать рабочий транспорт и вспомогательные рабочие предприятия, которые непосредственно и занимаются развозкой сырья по цехам. Кроме того, посредством централизованной доставки система учета и контроля за прохождением сырья и материалов от центрального склада до рабочего места значительно упрощается.
Таким образом, каждое предприятие выбирает оптимальные для себя способы покупки и доставки фондов на производство и делает это на основе специализации и масштабов производства.