Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия

5.14. общая и моторная плотность занятия

5.14. общая и моторная плотность занятия

Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность — отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время — это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.

При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность — отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10— 15 до 79—90\%. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий.

Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.

1. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи.

2. Специальная физическая подготовка.

3. Спортивная подготовка, ее цели и задачи.

4. Структура подготовленности спортсмена.

5. Техническая подготовленность спортсмена.

6. Физическая подготовленность спортсмена.

7. Тактическая подготовленность спортсмена.

8. Психическая подготовленность спортсмена.

9. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.

10. Интенсивность физических нагрузок.

11. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС).

12. Характеристика нулевой зоны интенсивности.

13. Характеристика первой тренировочной зоны.

14. Характеристика второй тренировочной зоны.

15. Характеристика третьей тренировочной зоны.

16. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.

17. Значение мышечной релаксации.

18. Возможность и условия коррекции физического развития и телосложения средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

19. Возможности и условия коррекции двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.

20. Формы занятий физическими упражнениями.

21. Построение и структура учебно-тренировочного занятия.

Источник

Общая и моторная плотность занятия.

Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирования в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

Общая плотность – отношение педагогически оправданного времени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправданное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и оборудования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физических упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

К неоправданным затратам времени относятся задержки начала занятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерациональная трата времени из-за нарушения дисциплины.

При проведении учебно-тренировочного занятия следует стремиться к стопроцентной общей плотности.

Моторная плотность – отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10-15 до 79-90%. Рациональная моторная плотность и дозирование учебно-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировочных заданий.

Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стоимость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физической нагрузки занимающегося.

4. Задания и рекомендации

по организации работы студентов

Задания для самостоятельной работы

Тематика методико-практических занятий для самостоятельного освоения

1. Методика обучения передвижению по пересеченной местности (пешее, передвижение на лыжах, на велосипеде и др.).

2. Проведение студентами тематической беседы по физической культуре и спорту по заданной тематике.

3. Проведение студентами тематической беседы о значении физической тренированности для адаптации организма человека к разнообразным условиям внешней среды.

4. Питание и контроль за массой тела при различной двигательной активности.

5. Основные положения методики закаливания.

6. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.

7. Физическое состояние и сексуальность.

9. Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов общефизической подготовки за период обучения.

10. Ведение личного дневника самоконтроля.

11. Обоснование индивидуального выбора вида спорта или оздоровительной системы физических упражнений и формы для регулярных занятий.

12. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы будущего специалиста.

13. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности для будущего специалиста.

Вопросы для повторного изучения учебного материала

по дисциплине «Физическая культура»

Развитие физической культуры и спорта в России.

1. История развития физической культуры и спорта в России.

2. Тенденции современного развития спорта в России.

Участие России в олимпийском движении.

1. Международное олимпийское движение.

2. История олимпийского движения в России.

Двигательные умения и навыки как предмет изучения в физическом воспитании.

2. Приобретение навыков в процессе спортивной тренировки.

3. Важность ритма двигательного действия.

Единая российская спортивная классификация.

1. Основные задачи ЕРСК.

2. Группы видов спорта, представленные в ЕРСК.

Заболевания и показатели здоровья населения.

1. Сущность понятия «здоровье», основные факторы угрозы жизни и здоровью человека.

2. Причины возникновения болезней цивилизации.

3. Основные показатели здоровья населения.

Основные факторы здорового образа жизни.

1. Понятие здорового образа жизни.

2. Факторы, влияющие на ЗОЖ.

3. Роль физической культуры в здоровом образе жизни человека.

Принципы, средства и методы спортивной тренировки.

1. Процесс спортивной тренировки, цели, содержание, структура.

2. Особенности ОФП и СФП, их характеристики.

3. Основные средства спортивной тренировки.

Формы организации спортивной тренировки.

2. Роль спортивных соревнований в тренировочном процессе.

3.Самостоятельные тренировочные занятия.

Развитие физических качеств.

1. Определение физических качеств человека.

2. Средства и методы, применяемые для воспитания различных физических качеств.

Рациональное питание при занятиях спортом.

1. Питание как фактор здоровья.

2. Понятие рационального питания.

3. Особенности питания при занятиях спортом.

Основы лечебной физкультуры.

1. Значение лечебной физкультуры.

2. Основные методы проведения лечебной физкультуры.

Самоконтроль физических параметров.

1. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

2. Основные цели и задачи самоконтроля при занятиях спортом.

3. Методы проведения самоконтроля физических параметров.

Профилактика травматизма.

1. Различные виды травм.

2. Способы оказания первой помощи при различных видах травм.

3. Необходимые условия безопасного проведения тренировок.

Производственная гимнастика.

1.Роль производственной гимнастики на производственный процесс.

2.Основные составляющие производственной гимнастики.

Формирование правильной осанки.

1. Важность формирования правильной осанки с детства.

2. Методы определения правильной осанки.

3. Основные факторы, влияющие на осанку человека.

Физические упражнения и система дыхания.

1. Физические упражнения, рекомендуемые при заболеваниях органов дыхания.

2. Способы увеличения ЖЕЛ человека.

Воздействие физических упражнений на опорно-двигательный аппарат.

1. Физические упражнения, рекомендуемые при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

2. Роль мышечной системы в жизни человека.

18. Легкая атлетика. Краткая историческая справка.

1. История возникновения легкой атлетики – как вида спорта.

2. Развитие легкой атлетики в России.

Характеристика легкоатлетических упражнений.

1. Изучение основных видов легкой атлетики.

2. Особенности выполнения легкоатлетических упражнений.

Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике.

1. Специфика выполнения различных легкоатлетических упражнений.

21. Гимнастика. Краткая историческая справка.

1. История возникновения гимнастики как вида спорта.

2. Развитие различных гимнастических школ.

3. Развитие гимнастики в России.

Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности.

1. Различные виды и особенности гимнастики.

2. Олимпийские виды гимнастики.

Страховка и помощь в гимнастике.

1. Роль страховки при выполнении гимнастических упражнений.

2. Требования к форме одежды при занятиях гимнастикой

Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля

Материалы для промежуточного контроля знаний.

Методические указания по выполнению контрольных работ

Контрольная работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебными планами.

Каждое контрольное задание в данных указаниях дается в 40 вариантах. Студент должен выполнить один из 40 вариантов в соответствии с последними цифрами студенческого шифра.

Оформление контрольной работы

Структура контрольной работы:

6) список литературы.

Общий объем контрольной работы должен быть в пределах 10-15 страниц машинописного текста.

Список используемой литературы заканчивает изложение текста работы. В данный пункт включаются только те издания, которые действительно были использованы в процессе написания курсовой работы. В списке дается не менее 5 наименований использованных источников.

Контрольная работа выполняется на писчей бумаге стандартного формата А4 (210×297 мм) на одной стороне листа.

Источник

Определение общей и моторной плотности урока

Определение общей и моторной плотности урока

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы.

При подготовке к уроку учитель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Точный учёт времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из класса. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный.

Общая плотность урока – это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность = Время, педагогически оправданное *100% : время урока

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдения, организация урока, словом всё то, без чего нельзя провести урок. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока. Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться 100%.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: неоправданный отдых, опоздания на урок или преждевременное его окончание, выполнение упражнений с ошибками и не исправление их учителем, нарушение дисциплины и другое, чего не должно быть на уроке.

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Моторная плотность = Время выполнения физических упражнений *100 : время урока

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 минут (оставшиеся 15 минут были затрачены на объяснение преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха и т. п. )

В этом случае моторная плотность урока будет равна:

МП = 25 минут*100% : 40 минут = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Изменения можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами их применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости то типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств оно может достигать 70 – 80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)

2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)

3 Количество и качество инвентаря

4 Количество учащихся в классе, их подготовленность

5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)

2 Заблаговременная подготовка инвентаря.

3 Увеличения количества отделений и групп

4 Хорошая дисциплина.

5 Использование временно освобождённых учеников.

7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.

8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом. Хронометрия деятельности учащихся заносится в таблицу, производятся расчёты, формируются выводы, и рекомендации.

Хронометрия деятельности учащихся на уроке физической культуры.

Место проведения: спортивный зал.

Время проведения: 40 мин. (8. 00-8. 40)

1. Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

Источник

ОБЩАЯ И МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

Различают общую и моторную плотность занятий физической культурой.

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена временным показателем ко всей длительности занятия, данного в процентах.

В моторную же плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывание упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

На необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) определяются как педагогически неоправданная затрата времени.

Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность — наибольшая двигательная деятельность детей в процессе занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно-воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей необходимо и в учебно-воспитательных целях, являясь показателем продуманного содержания занятия, и его квалифицированного проведения.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры, ко всей продолжительности занятия.

Чтобы правильно высчитать этот показатель, необходимо время, затраченное на выполнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия.

Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 68—80%.

Эффективность проведения физкультурных занятий оценивается не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воздействию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с другой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка.

Величина нагрузки и правильное ее распределение в течение занятия определяется по физиологической кривой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки:

— в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного,

— увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного;

— выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70—80% от исходного,

— в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.

Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исходному уровню.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Плотность учебных занятий (общая и «моторная» плотность занятия, способы повышения плотности занятия).

Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия

Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия

Что относится к моторной плотности учебно тренировочного занятия

Общая плотность занятия: отношение педагогически оправданных затрат времени на занятии к общей продолжительности занятия.

Моторная плотность занятия: отношение времени затраченного на выполнение физических упражнений к общей продолжительности занятия.

Основными способами выполнения физических упражнений на занятии являются:

1.Фронтальный (вся группа выполняет они и те же упражнения одновременно)

2.Поточный (один за другим)

3.Индивидуальный (один выполняет, а все остальные смотрят)

4.Самостоятельный (преподаватель дает задание – студент выполняет самостоятельно)

5.Групповой (задание выполняется группой занимающихся)

Общая плотность занятия зависит от того насколько правильно, организационно грамотно построено занятие. Поэтому основной способ увеличения общей плотности занятия – более рациональное его построение.

В увеличении моторной плотности большую роль играет выбор способов выполнения физических упражнений на занятии. Наименее емкий для увеличения моторной плотности способ – индивидуальный, наиболее емкий – фронтальный. Однако такое выделение приблизительно. Большую роль здесь играют длительность интервалов отдыха и характер упражнений.

В отличие от общей плотности не всегда нужно стремиться повышать моторную плотность. Такое повышение должно быть оправдано с точки зрения решаемых на занятии задач.

Общая физическая подготовка (ОФП).

Общая физическая подготовка (ОФП) это процесс направленный на гармоничное развитие всех физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости).

ОФП нацелена на обеспечение базовой физической подготовленности.

С точки зрения спортивной тренировки ОФП необходимо рассматривать в комплексе с специальной физической подготовкой (СФП). ОФП определяет неспецифическую подготовленность спортсмена. СФП в какой-то мере строится на основе ОФП и призвана развивать те качества, которые необходимы именно в данном виде спорта.

В физкультурной деятельности в отличие от спортивной СФП отсутствует.

С точки зрения общегосударственной системы физического воспитания – ОФП является базовой, первичной. Именно в рамках этого направления физического воспитания осуществляется физкультурное оздоровление общества (занятия ФК, массовый спорт).

Средства ОФП как можно более широкий набор двигательных действий, которые не используются в данном виде спорта.

Методы физического воспитания.

Метод физического воспитания это способ взаимосвязанной деятельности студента и преподавателя, направленный на решение задач обучения, воспитания и развития.

Методы обучения двигательным действиям образуют 3 группы:

1. Словесного воздействия (рассказ)

2. Наглядного воздействия (показ)

3. Практические – специфические методы ФВ, отличающиеся повышенной мышечной активностью

Практические методы делятся на 2 группы:

1. Методы строго регламентированного упражнения (по жестким правилам)

2. Методы частично регламентированного упражнения

Методы строго регламентированного упражнения включают:

а) метод разучивания в целом

б) метод разучивания по частям

Метод разучивания в целом – выполнение упражнений, не нарушая их двигательных характеристик.

При использовании данного метода в сложных упражнениях возникает множество ошибок, которые потом сложно исправить. Кроме того, многократное повторение всего упражнения приводит к быстрому утомлению.

На стадии закрепления двигательного навыка данный метод используется всегда. На стадии начального обучения – только в отдельных случаях (двигательное действие простое, обучающийся хорошо двигательно подготовлен, двигательное действие не поддается разделению)

Метод разучивания по частям заключается в многократном выполнении отдельных частей двигательного действия с последующим соединением их в единое целое.

Позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных частях двигательного действия. Исключается закрепление ошибок в тех частях упражнения которые в данный момент не разучиваются. Менее утомителен.

Однако даже самое методически грамотное разделение всегда нарушает структуру движения.

Широко распространен методический прием этого метода – использование подводящих упражнений.

Методы частично регламентированного упражнения:

1. Игровой (наличие игрового сюжета)

2. Соревновательный (соревновательная ситуация)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *