Что относится к метроритму
Терминологический словарь. к теме метроритм
Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков.
Акце́нт – ударение в музыке (ударная доля).
Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера.
Дли́тельность – одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела.
До́ля(в музыке) — элементарная единица музыкального метра.
Зата́кт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его; затакт начинается со слабой доли.
Ли́га – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков; звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.
Метр– равномерное чередование сильных и слабых долей.
Па́уза – перерыв в звучании называется.
Разме́р – выражение долей метра определенной длительностью.
Ритм – чередование различных длительностей.
Сильные доли – доли, на которые приходятся акценты.
Синко́па – смещение акцента с сильной доли на слабую.
Слабые доли – доли, не имеющие акцентов.
Такт– часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой).
Та́ктовая черта – вертикальная черта на нотном стане, которая ставится перед сильной долей.
Трезву́чие – акко́рд, состоящий из трёх звуков, которые можно расположить по терциям.
Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину.
Ферма́та – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения.
Интервалы. Аккорды. Трезвучия
Цель: ознакомление с простыми интервалами, аккордами и их характеристикой
Интервалы
Интервал (от лат. intervallum – промежуток) – это соотношение двух звуков в одновременном или последовательном сочетании.
Различают два вида интервалов – гармонический (при одновременном звучании) и мелодический (при последовательном сочетании звуков).
Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его вершиной:
В зависимости от направления, мелодический интервал может быть восходящим или нисходящим:
а) восходящий мелодический интервал читается от основания к вершине, без всяких оговорок (до – соль) или с указанием направления (до – соль вверх):
б) нисходящий мелодический интервал читается с обязательным указанием направления (соль – до вниз).
в) гармонический интервал читается от основания (до) к вершине (соль).
Каждый интервал определяется двумя величинами – ступеневой и тоновой:
Название простых интервалов
Интервалы в пределах октавы называются простыми. Ступеневаявеличина интервалов обозначается арабскими цифрами; названия интервалов применяются на латинском языке и в виде порядковых числительных: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава.
Тоновая величина обозначается прилагательными: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная (сокращённо м., б., ч., ув., ум.)
В зависимости от качества звучания интервалы делятся на:
1) консонансы (звучат мягко);
2) диссонансы (звучат резко).
Характеристика интервалов
Прима
Прима чистая – это интервал, состоящий из повторения одного и того же звука («до-до», «ре-ре» и т.д.). Такое сочетание звуков называется унисоном. Ступеневая величина – 1, тоновая «0» тонов. Унисон достигается полным слиянием высоты, силы и тембра поющих голосов. Интервал «прима» часто используется в русских народных прибаутках, скороговорках: «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Барашеньки-крутороженьки» и др.
По характеру звучания – консонанс.
Небо синее
Секунда
Ступеневая величина – 2 ступени.
Тоновая величина – м. 2 – ½ тона,б. 2 – 1 тон.
По характеру звучания относится к диссонансам.
Две соседние ступени звукоряда образуют интервал «секунда».
Малые секунды: ми-фа, си-до, а также между белыми и соседними чёрными клавишами (до-ре , ре-ми и т.д.); большие секунды: до-ре; ре-ми; фа-соль; соль-ля; ля-си, а также до -ре , си-до , ми-фа и т.д.
Интервал «секунда» часто используется в русских народных скороговорках: «Дождик», «Срока» и др.
Гармошка
Что относится к метроритму
Область ритма, метра, темпа — важнейшая сторона музыки — находится в прямой зависимости от ее временной природы. Всякое исполненное музыкальное произведение занимает то или иное время. Между частями музыкального целого образуются определенные временные соотношения.
Ритмом в музыке называется организация звуков и пауз по их длительностям.
Количество длительностей в такте определяется размером. Размер – это числовое выражение метра. Размер указывается в начале музыкального произведения, после ключа в виде дроби. Верхняя цифра дроби (числитель) показывает сколько долей в такте, нижняя (знаменатель) длительность каждой доли.
Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.
Двухдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным относятся размеры: 2/2, 2/4, 2/8 и т.д.
Трехдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной и двух слабых). К трехдольным размерам относятся: 3/2, 3/4, 3/8 т.д.
Сложные метры. Сложный (комбинированный, составной) метр в музыке – получаемый при слиянии двух и более простых метров. Могут включать в себя несколько сильных долей, общее количество которых равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.
В сложном метре первая сильная доля так и называется сильной, а вторая сильная доля – относительно сильная. Акцент сильных долей выше, нежели относительно сильных.
Какими бывают сложные размеры.
Пятидольный – 5/4, 5/8
Шестидольный – 6/4, 6/8 и т.д.
Темп – скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.
Презентация на тему: » Метроритм в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МЕТРОРИТМ В МУЗЫКЕ МБУ ДО ДШИ №3 г. Волгоград Преподаватель, концертмейстер Виноградова З.И.
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.
Двудольный метр Двудольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю (РАЗ-два, РАЗ-два). Двудольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли. Этот метр ощущается как шаг, он четкий и равномерный.
Ритм в музыке Ритм – это чередование звуков и пауз различных длительностей. Любое неточное исполнение ритмического рисунка приводит к искажению самой мелодии. Ритм может быть любой, а метр равномерен и неизменен.
Длительность в музыке Длительность в музыке- продолжительность звучания звука или паузы. Пауза – это тишина, молчание в музыке. Звуки по протяженности бывают: быстрые (короткие) долгие (протяжные)
Длительности пауз Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении? Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.
Такт Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли. Такты отделяются друг от друга тактовой чертой, которая ставится перед сильной долей.
Вальс, менуэт, мазурка, полонез – имеют размер 3/4, 3/8
Список литературы 1.Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. М., Глобус,2009. 2.Королева Е.А.Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., Владос,2001. 3. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта.М.,Педагогика,1985. 4. Сиротина Т. Ритмическая азбука.М.,2007.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца.Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.
Пульсация в музыке называется метром.
Двудольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю (РАЗ-два, РАЗ-два).
Ритм – это чередование звуков и пауз различных длительностей.
Длительность в музыке- продолжительность звучания звука или паузы.
Пауза – это тишина, молчание в музыке.
Длительности нот и пауз.
Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли.
Размер – это числовое выражение метра.
Сложный состоит из слияния нескольких простых одинаковых размеров и имеет кроме сильной доли ещё и относительно сильную.
Размеры 4/4, 6/4,6/8— зто сложные размеры.
Номер материала: ДБ-1281198
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.
Что такое ритм в музыке?
Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.
Почему ритм является основой музыки?
Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.
Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.
Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.
Что такое музыкальный метр?
Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.
ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.
ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.
Числовое выражение метра
Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).
Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.
Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.
Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.
Что относится к метроритму
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
М.Аркадьев Метроритм, что это такое?
Есть элементарная теория музыки. Ее учат в музыкальной школе, на сольфеджио. Но в принципе и люди, которые ее не учили, все равно где-то слышали, как это устроено. Есть вот эти схемки, так называемые размеры— на две четверти, на три, на четыре. И все более-менее представляют себе, что такт — это расстояние между двумя тактовыми чертами, а тактовая черта — вот эта регулярная вертикальная линия, делящая музыкальный текст как бы на равные отрезки.
Так вот, за этими элементарными представлениями стоит колоссальное количество предрассудков. Они работают, так как позволяют хоть как-то ориентироваться в этом бесконечном звуковом пространстве, но ничего общего с реальностью не имеют.
Вообще, проблема ритма — одна из самых сложных в истории музыки. Такие дисциплины, как гармония или полифония, полностью разработаны. И, кстати, в российской школе — невероятно сильно. Понятно, что гармония идет от Римского-Корсакова и Чайковского, а полифония — от Танеева, который вообще не имеет себе равных в мире. Но у нас есть очень большие проблемы, связанные с самым живым и энергетичным, что есть в музыке вообще.
Чтобы это понять, нужно посмотреть на историю ритма. Надо четко понимать вот что. Та ритмика, которая возникла в музыке где-то в промежутке между началом XVII и началом XVIII века — грубо говоря, от Монтеверди до Баха, — ничего общего не имеет с тем, что было до этого. Но именно эта музыка стала всеобщей. Именно она стала преподаваться в школах и сейчас распространилась на весь мир. Что в Америке, что в Европе, что в Индокитае преподается именно этот новоевропейский тип музыки, и собственно под «музыкой» чаще всего понимается именно это. Конечно, все признают, что есть другие системы. Но все равно их как-то уже рассматривают в контексте именно этой огромной, великой, «классической», как ее не совсем верно называют, традиции.
Одна из ритмических систем была четко сформулирована еще в Античности. К ней же принадлежит средневековая ритмика — модальная (то есть то, о чем говорил Мартынов применительно к ладовой системе). Это была так называемая «времяизмерительная», или квантитативная ритмика. Она устроена таким образом: была наименьшая длительность, меньше которой уже ничего не может быть, так называемая mora по-латыни. То есть квант. Это была квантовая музыка, причем не в том парадоксальном смысле, который появился у квантовой механики в XX веке, а в самом буквальном.
И вот эта наименьшая длительность звука совпадала с длительностью короткого слога. И в греческом, и в латыни, и в ранних европейских языках, и, собственно говоря, даже в современном английском и в современном немецком сохранилась разница между короткими и длинными гласными. Вся система древнегреческого и латыни строилась на этом противопоставлении коротких и длинных слогов. И, что очень важно, вся стихотворная ритмика тоже.
Что такое гомеровский гекзаметр? Переведенный на европейские языки, включая русский, это такой вальсок: пá-па-па, пá-па-па, пá-па-па, пá-па-па, пá-па-па, пá-па. То есть, с нашей точки зрения, размер на три четверти. Но в Античности это было нечто совсем другое. То, что у нас переведено как один ударный и два безударных слога, в Античности было одним длинным и двумя короткими. То есть на самом деле гекзаметр — это ритм из Allegretto Седьмой симфонии Бетховена.
Вот этим ритмом написаны и «Илиада», и «Одиссея».
И есть еще один момент: длинный слог вовсе не обязан был быть ударным. Для нашей ритмики совпадение длины с опорностью — вещь нормальная. Но в древнегреческом языке было не так.
Гекзаметр — простейшая форма метрической организации. Это был именно метр. Временные отрезки мыслились как кирпичики: один большой, два маленьких. Уже у Еврипида комбинации этих кирпичиков могли быть очень сложными. Есть целый список античных метров — не ритмов, а именно метров. То есть пропорциональных комбинаций длинных и коротких слогов.
Для чего они были нужны? Вот тут самое интересное. Дело в том, что поэмы Гомера, по крайней мере 200—300 лет до того, как были записаны, существовали в устном виде. Как это было возможно? Благодаря музыке. Музыка была письмом. И это было основной ее функцией. Метр был письмом. Это было письмо до письма. Ладовая попевка плюс метрическая структура плюс словесные формулы — это ячеечки, которые запоминались. Это все была мнемоническая структура, которая позволяла запоминать громадные корпуса текстов.
Потом была изобретена письменность. Но устная форма продолжала существовать параллельно. Это дело тянулось, пока развитие средневековой письменности — особенно монастырской — не привело к тому, что к XV—XVI векам количество записанных текстов было уже такое, что музыка постепенно стала терять свою функцию письма.
Кстати, Гийом де Машо в XIV веке, в эпоху Ars nova, первый написал музыку на готовый текст. Ведь раньше что было? Был принцип подтекстовки. Существовали напевы, которые подтекстовывали бесконечным количеством текстов. А вдруг пришел Гийом де Машо и сказал: «А давайте, ребята, я возьму текст мессы, и напишу на него свою музыку, и тем самым придам этому тексту дополнительный смысл». Это была потрясающая революция.
И в этот же момент Филипп де Витри предложил уменьшить мору. Началось деление мор — что тоже было неслыханно. Это вызывало жуткую отповедь. «Как вы смеете уменьшать неделимое, уменьшать наименьшее?!»
И все сломалось окончательно с изобретением печатного станка. Вот когда Гутенберг изобрел эту машину и на ней начали печатать ноты, произошло то, что я называю «мнемонической революцией». Она длилась долго, но финальную точку поставил именно станок. Началась эпоха Гутенберга, которая сейчас, собственно говоря, закончилась, преобразовавшись в компьютерную эпоху.
Так вот, в тот момент музыка окончательно освободилась от функции письма. Она наконец освободилась сама для себя. Тем самым распалось то единство между музыкой, словом и жестом, которое в Античности называлось мусическим искусством. Мы все время забываем, что «музыка» — это то, что принадлежит всем музам, а вовсе не одной. Это очень хорошо понимали многие композиторы, которые в опере пытались этот синтез возродить. И чем больше они пытались, тем больше они, наоборот, этот синтез дифференцировали. Но это уже другая история.
В результате развития письменности и печати освободилась не только музыка от стиха и танца, но и стих от музыки (правда, это произошло сначала в Античности, но полностью все-таки в Новое время). Так вот, новоевропейский стих, если судить по его крайней и самой показательной форме, верлибру, по сути, отличается от прозы только тем, как автор делит поток речи на строчки. Тем самым он позволяет осуществлять так называемые анжамбеманы — переносы, разрывы внутри синтаксического потока. Переносы эти задают как бы авторский параллельный «незвучащий» пульс в письменном речевом потоке.
Типичный (но в мировой поэзии далеко не единственный) пример, вскрывающий это сознательное превращение прозы в стих, есть у Веры Павловой. Она берет текст из биологической энциклопедии: «Гологамия (греч. holos — полный, gamos — брак) — простейший тип полового процесса (у некоторых зеленых водорослей, низших грибов), при котором сливаются не половые клетки, а целые особи». И превращает его в стих, просто записав в строчку:
Все это стало возможно только благодаря письменности и печати, привезенным европейскими переселенцами в Новый Свет. Как бы джазмены ни уверяли, что они независимы от нотного текста и принадлежат к бесписьменной африканской традиции, — это ошибка. Африканский оригинальный архаический ритм напоминал скорее гомеровский или даже более ранний тип ритмики — интонационный. На самом деле джазмены все целиком вышли из Гутенберга и из Баха, как русский интеллигент — из гоголевской «Шинели».
А музыка уже в нашем смысле слова — абсолютно независимая — породила свои собственные формы, главная из которых сонатная. Полностью изменились функции ритма и метра. С того момента, как Филипп де Витри по каким-то неведомым нам причинам стал делить мору, началось рождение континуума. Что такое бесконечное деление? Это то, что потом изобрели Декарт с Лейбницем. Высшая математика. Стремление к бесконечно малому. Как только мора была разделена, кто уже дальше остановит?
И в результате в нашей современной ритмике мы можем делить сколько угодно. Наименьшая длительность, которую мы встречаем у великих, — 1/128 (тогда как самые распространенные длительности — одна вторая, одна четвертая, одна восьмая, одна шестнадцатая. — OS). Дальше делить уже просто неудобно, очень много перекладинок на нотах нужно писать. Но я нашел потрясающий пример — композитора времен Бетховена, который дошел до 1/1024, если не до 1/2048!
А выглядит вполне классично! Вот оно, рождение бесконечности после времяизмерительности. Это то же самое, что говорит Мартынов по поводу бесконечности квинтового круга. http://mreadz.com/new/index.php?id=132223&pages=18 Только то, что он считает негативным, я считаю абсолютно позитивным.
Метр в Античности и раннем Средневековье был способом стабилизации. Собственно говоря, это была архитектура, состоящая из кирпичиков. А вот после Гутенберга как раз родилась тактовая система. И вот тут парадокс. На самом деле тактовая черта не разрезает ткань, а, наоборот, ее сцепляет, склеивает, как в киномонтаже. Такт возможен только в непрерывности, во временном континууме.
Вот, допустим, такт на четыре четверти (4/4), раз-два-три-четыре, у нас есть такая дирижерская схемка, которой учат в музыкальной школе. И мы имеем такт, состоящий из четырех нот, каждая длительностью в одну четверть. И, например, на последней из этих нот, на взмах «четыре» я делаю фермату, то есть задерживаю ее. Сколько хочу, столько эту ноту держу. И она не перестает быть четвертой четвертью в этом такте! И так мы можем делать в любой точке такта. И это так же значимо как для звучащих долей такта, так и для незвучащих (пауз). У нас может быть фермата на паузе. Это самый простейший пример того, как агогика (то есть отклонение от временного равенства) показывает, что доли в такте — это функции (опять вспоминаем Мартынова), они не обязаны быть равными.
Почему нельзя по-настоящему играть под метроном? Метроном аметричен. Хотя считается, что метроном — это воплощение метра. Ничего подобного! Метрика, выраженная не в метрономе, а в дирижерском жесте, агогична. Нужно ввести новый термин — «метрическая агогика».
То есть новоевропейский метр превращается в незвучащую психологическую (психологически «коллективную») структуру, причем строго организованную, и при этом агогическую. Время становится реально ощутимым. Оно оказывается мрамором или глиной, из которой композитор буквально лепит конструкцию. Возникает невероятное поле для взаимодействия между звучащей инотнацией и незвучащим (неакустическим, «психологическим») пульсом, у которого тоже есть своя, уже ставшая абсолютно внутренней «интонация».
Это был долгий процесс. Были капельмейстеры, которые просто отбивали такт. Даже существует драматическая история про Люлли, который, занимаясь этим, поранил ногу наконечником трости и умер от гангрены. Но потом все вот биение палками о паркет превратилось во внутреннюю речь, и в конечном счете в начале XIX века родился дирижер. Дирижер, являясь высшим представителем музыкальной профессии, не издает ни одного звука (а если издет, тем хуже для него)! Это чистейшее воплощение незвучащей, неакустической материи, незвучащего «коллективно-психологического» пульса, то есть метра. Это стало возможным только в письменной культуре, когда с музыки и с метра были сняты мнемонические функции и метр стал творчеством. Это до сих пор профессионалами, опирающимися только на школьные привычки, не вполне осознано. Хотя крупные музыканты это понимают, а уж дирижеры тем более.
Записала Екатерина Бирюкова
источник: http://os.colta.ru/music_classic/events/details/33967/?expand=yes#expand