Что находится на дне атлантического океана
Рельеф дна Атлантического океана — карта и краткое описание
Общая характеристика
Атлантический океан был образован в результате тектонического разлома. Этот разлом стал причиной раскола древнего материка Пангея на два континента, которые разошлись в разные стороны. Пространство между образовавшимися материками заполнилось водой, образовав океан, который впоследствии получил название Атлантический.
Рельеф
Геологи, изучив образцы пород океанического дна, установили, что Атлантический океан – это самый молодой океан Земли! Его рельеф имеет отличительные особенности, которые выделяют его среди остальных океанов.
Рельеф дна включает в себя:
Срединно-Атлантический хребет
Выдающейся особенностью рельефа дна Атлантического океана считается Срединно-Атлантический хребет. Это внушительная горная система, которая простирается от Исландии до острова Буве. Вдоль хребта расположена система рифтов. Длина хребта составляет более 18 000 километров, ширина не менее 1 000 километров. Срединно-Атлантический хребет занимает примерно треть площади всего дна Атлантического океана.
Это место вулканической и тектонической активности, поэтому землетрясения и подводные извержения здесь не редкость. Среди наиболее активных сейсмических районов стоит выделить Азорские острова и Исландию на севере хребта и острова Вознесения и остров Святой Елены – на юге.
В отдельных областях Срединно-Атлантический хребет достигает уровня океана, образуя острова, однако большая часть его вершин находится под водой. Продолжающиеся движения тектонических плит, формируют дальнейшие разломы, котловины и поднятия.
Ложе океана
Срединно-Атлантический хребет разделяет литосферные плиты, расположенные по его сторонам, на две почти равные части. При этом в западном секторе глубины достигают более 8 000 метров, а в восточном они составляют не более 7 282 метров.
Ложе Атлантического океана состоит из земной коры океанического типа. Обширные океанические впадины простираются в восточной и западной частях океана. В строении дна котловин Атлантического океана выделяется два основных типа рельефа. Основную его часть занимает холмистый рельеф с вертикальным расчленением от 250 метров до 1 000 метров. Оставшаяся часть рельефа выровнена.
Котловины Атлантического океана:
Рельеф дна Атлантического океана практически не имеет глубоких желобов. Преобладают глубины 3-6 км. Самая глубокая впадина находится около Пуэрто-Рико и составляет глубину 8 742 метров.
Материковые окраины
Края континента, на которых накоплена внушительная масса осадочного материала, представляет собой материковые окраины Атлантического океана.
Песок, ил, гравий и другие частицы горных пород, попавших в воды океана, распределены над шельфом, материковым склоном и на абиссальном дне.
Окраины материков включают в себя следующие зоны:
Ширина шельфа в Атлантическом океане в среднем составляет 100 – 120 км. Особенно он хорошо выражен у берегов Западной Европы и Северной Америки, а также у берегов Патагонии.
Особенности структуры и рельефа дна Атлантического океана обусловлены тектоническим движением литосферных плит, а именно: Антарктической, Африканской, Евразийской и Американской.
5 интересных находок, найденных на дне Атлантического океана в последнее время
Порт Николсон
Главным доказательством слов Грега Брукса послужили кадры подводной съемки, на которых действительно просматриваются предметы, похожие на металлические слитки.
О дальнейшей судьбе экспедиции ничего неизвестно. Возможно, неимение достаточных финансовых средств «утопили» проект. Или есть и другая причина.
4. В марте 2013 года американские «подводные археологи» подняли со дна океана два из пяти двигателей ракеты, которая в 1969 году вывела экипаж во главе с Нилом Армстронгом в космос. Сами поиски велись около трех недель, двигатели были обнаружены на глубине 4км. Легендарный «Аполлон 11» 44 года назад отправился к Луне и спустя несколько дней достиг своей цели. Нил Армстронг стал первым человеком, который высадился на естественном спутнике земли.
После восстановления двигатели будут выставлены в Национальном музее авиации и космонавтики, расположенном в Вашингтоне.
«Мы с нетерпением ожидаем восстановления двигателей и аплодируем намерению выставить их для всеобщего обозрения», заявил руководитель НАСА Чарльз Болден.
5. В 1941 году неподалеку от берегов Ирландии немецкой подлодкой был затоплен британский грузовой корабль «SS Gairsoppa», на борту которого находилось огромное количество слитков серебра. Спустя 70 лет удалось установить практически точное местоположение корабля — помогло изучение отчета командира немецкой подлодки.
Слитки серебра на судне SS Gairsoppa. Фото: OMEX
Фото: OMEX
Поделитесь постом с друзьями!
Геологическое строение и рельеф дна Атлантического океана
В отношении донных отложений, окраин материков, переходных зон и рельефа дна, Атлантический океан отличается от других крупнейших водоемов. Индивидуальные черты развития объясняются его относительной молодостью, особенностями исторического движения тектонических плит и преобладающих течений в этой области водной оболочки Земли.
Краткое описание Атлантического океана
Атлантический океан, получивший название в честь титана Атланта из греческой мифологии, считается вторым в мире по величине после Тихого. Прилежащие территории материков захватывают:
Чем ближе к северу расположена береговая линия, тем сильнее выражена ее извилистость. Побережье этой части прерывается проливами и заливами. Последние, в совокупности с внутренними морями, около 16 % всей площади водного бассейна. Объем воды в Атлантике в среднем пересчете за год составляет почти 330 млн кв. км, а это 25 % объема всей водной оболочки Земли.
Общие характеристики океана
Площадь | 91,7 млн кв. км |
Ширина бассейна: в наиболее узком месте в наиболее широком месте | 2830 км 6700 км |
Средняя глубина | 3736 м |
Наибольшая глубина | 8742 м |
Соленость воды | 35 промилле |
Примерная площадь внутренних морей | 15 млн кв. км. |
Океан граничит с Индийским по меридиану, берущему начало от м. Игольный, заканчивающемуся участком Антарктиды под названием Земли Королевы Мод. Границу с Тихим океаном проводят по линии от м. Горн до м. Штернек, при этом захватывают промежуточные зоны — пролив Дрейка и о. Осте.
Особенности геологического строения и рельефа дна
Северная и южная Атлантика подразделяются на провинции:
В соответствии с теорией о материковых плитах, океан начал формироваться в палеозойскую эру после распада континента Пангея. Подвижные разломы плит, где может быть зафиксирована их активность, расположены близ острова Ньюфаундленд (он входит в состав территории Канады) и Сандвичевого архипелага Антарктики.
Океан еще молод, из-за чего не успел сформировать сложную структуру рельефа.
Единственный крупный хребет делит водоем на 2 почти равные половины. Это возвышение несколько раз выходит на поверхность воды на своей протяженности и формирует тем самым вулканические острова. Исландия была образована за счет такого процесса, она и является самым большим островом водоема.
Подводные окраины материков
Границы окраин материков проходят на глубине от 40 до 350 м (принято говорить об усредненных значениях 100-200 м). Рельеф этой зоны сложный, т.к. подвергался воздействию ледников во время своего формирования. Шельф ровный только в низких широтах, особенно в местах контакта с реками, где грунтовые отложения поднимаются течением и выносятся дальше.
Ширина шельфа составляет от 15-30 м до нескольких сотен км. Последнее характерно для мелей. Они пересекаются долинами и желобами, усложняя общий вид рельефа. Т.о., геологическое строение дна усложняется с приближением к материкам.
Области переходных зон
Среди зон пересечений ложа и подводной окраины материка в Атлантическом океане выделяют области:
Карибская и Сандвичева переходные зоны состоят из котловин, желобов, включает островные дуги. В перечисленных зонах наблюдаются резкие перепады высоты (углубления до 11 км сменяются возвышениями до 7 км), значений гравитационного и магнитного полей, теплового потока воды.
Срединно-Атлантический хребет
Толщу воды пересекает Срединно-Атлантический хребет, равно удаленный от всех границ водоема. Общая длина возвышения составляет в среднем 2 км, но изменяется в области рифтов, разломов, подводных вулканов и котловин. Т.о., в рельефе Атлантики один крупный разлом, а дно вокруг него относительно ровное и плоское.
Хребет до сих пор активен, движения тектонических плит фиксируются в течение всего года, сдвиги составляют в среднем 2 см. Такие перемещения приводят к формированию разломов, котловин и поднятий.
Ложе океана
Ложе, разделенное хребтом в обеих половинах, имеет такие котловины, как:
Дополнительные пересечения дна происходят в областях поднятия островов (например, Канарских, Зеленого Мыса), где ложе снова делится на котловины. Их наименования соответствуют названиям островов, приводящих к разделению равнин.
В областях котловин, вдали от береговых линий материков, скапливаются абиссальные отложения. Их состав представлен сложной смесью остатков бактерий, водорослей, горных пород и продуктов извержения вулканов. Осадочные породы составляют не менее 1 км по всей площади дна.
600 подводных гор насчитывается на площади дна Атлантики, причем наибольшая их концентрация обнаруживается на Бермудском плато.
Крупные и протяженные долины Хейзена и Мори расположены ближе к северным границам океана. Традиционно геологи выделяют только их.
Отложения на дне
Донные отложения представлены в большей степени илами, сформированными простейшими отряда фораминифер (около 65 %). Они распространены по всей площади ложа, захватывая при этом Срединно-океанический хребет. Атлантика отличается тем, что в ней такие любители теплого климата смогли распространиться далеко на север, что нехарактерно для других водоемов. Такая особенность объясняется воздействием на них теплого течения Гольфстрима.
Наиболее глубокие участки дна выстланы красной глиной (20 % от всего состава грунта). Хоть концентрации элементов небольшие, цвет этих областей объясняется включениями частиц железа и марганца. По механической структуре такие отложения слабые и тонкие. На дне также присутствует небольшое количество кремниевых (с содержанием кремнезема в 70 %) и коралловых илов. Последние обнаруживаются в котловинах. Совсем малочисленны вулканические и птероподовые илы, представленные, однако, в других океанах в еще меньших концентрациях.
Дополнительная информация
Судя по мнениям опытных путешественников и многочисленным отзывам, Атлантику стоит изучать с Марокко, где расположен пляж Агадир. Протяженную береговую линию и пологую мель посчитали хорошим местом для привлечения туристов. Местную территорию не затронули загрязнения воды, а пляжи регулярно убираются сотрудниками отелей.
Океан испытывает на себе сильную антропогенную нагрузку.
Первая экологическая катастрофа, датированная концом XIX в. и широко признанная миром, затронула жизнь популяций атлантических китов. Интенсивно развивающийся промысел привел к полному исчезновению их местных видов. Затем территории долгое время восстанавливались, но в середине XX в. популяции китов вновь оказались на грани исчезновения.
Мексиканский залив, относящийся к территориям Атлантического океана, в 2010 г. подвергся загрязнению нефтью из-за аварии на добывающей станции. Более 5 млн баррелей черного масла вылилось в воду, из-за чего почти вся акватория залива попала под запрет на промысел, а местная фауна сократилась на 7 тыс. особей.
Акватория несколько раз подвергалась загрязнению радиоактивными отходами с атомных станций, на дне захоронено более 17 тыс. зацементированных контейнеров с цезием, плутонием, нервно-паралитическим газом и цианистыми ядами. Разрушение емкостей в проливах с неглубокими водами наносит вред местной флоре и фауне. Такое влияние испытал на себе даже Ла-Манш.
Интересное и удивительное об Атлантическом океане
Атлантический океан простирается с севера на юг – от Гренландии до Антарктиды, а с запада на восток – от Европы и Африки до Американских земель. Он проходит через все климатические пояса нашей планеты.
Атлантический океан является вторым по величине среди других океанов после Тихого. Глубина Атлантического океана в самом глубоком месте равна 8742 метрам. Это место имеет название «Желоб Пуэрто-Рико» и находится неподалеку от острова Гаити.
Объём вод океана приблизительно в 11 раз превышает объем всех антарктических льдов и составляет 329,66 млн км3 (25% Мирового океана). В Атлантике нередко происходят сильные бури, которые способны причинить вред даже современным крупным кораблям.
Океан получил такое название от древнегреческого слова «Атлантис» – название острова, на котором согласно греческой мифологии великан по имени Атлант держал небо на плечах.
Загадки и тайны Атлантического океана, интересные факты о нём
Эта водная равнина имеет гигантские размеры, и поэтому тайн, загадок и различных интересных фактов у неё превеликое множество.
Это самое загадочное место на Земле находится именно в Атлантическом океане. Никто до сих пор не может объяснить всего, что там происходит – ни учёные, ни исследователи паранормальных явлений, ни уфологи. Но уже давно известно, что в этих местах творится что-то по нашим меркам сверхъестественное: пропадают целыми флотилиями корабли и эскадрильями самолеты. Объяснений придумывают множество, но ни одно из них не выдерживает ни проверки, ни критики. Одни считают, что там периодически поднимаются огромные волны, которые становятся причиной гибели кораблей, другие – гигантские водовороты и т.д. Но как в таком случае пропадают самолёты? Помимо всего прочего было доказано, что там большие скопления метана, которые образуют так называемые метановые пузыри. Такой пузырь вполне может затянуть корабль на дно и даже вывести из строя двигатель самолета. Но это не объясняет того, что пропавшие суда иногда возвращаются спустя годы и без команды, – прозванные в народе «Летучими голландцами». Кроме того, в этих местах наблюдались явления телепортации – корабль исчезал в одном месте, а появлялся в другом, и команда с пассажирами, если им повезло уцелеть, не могли ни вспомнить, ни объяснить случившееся. Метановый пузырь подобное «организовать», разумеется, не может. Есть и те, которые зашли чересчур далеко в своих фантазиях и приписывают эти явления проделкам инопланетян. Но это уже вряд ли представляется чем-то серьезным. В любом случае, исчерпывающего ответа на вопрос, что же там все-таки время от времени случается, пока никто не дал.
Атлантида – миф или реальность?
На счет того существовало или нет такое государство множество мнений «за» и против». Согласно легенде, это был остров в Атлантическом океане, жители которого были намного более продвинуты в науках и технических достижениях по сравнению с другим населением Земли того времени. Впервые сведения об этой цивилизации были получены из сочинений Платона. На тот момент их сочли за выдумки. Впоследствии некоторые исследователи стали считать, что это не миф. Предпринимались попытки найти ушедший под воду остров с помощью субмарин, в том числе подводным обитаемым аппаратом «Аргус», разработанным РАН. И вот в 1979 году научно-исследовательским судном Московского университета «Академик Петровский» были получены фотографии морского дна рядом с подводным вулканом Ампер. Стоянка была выбрана чисто случайно прямо над подводной горой. В этом месте под слоем песка были обнаружены развалины древнего города.
Самое интересное, что место, где были найдены руины, находилось недалеко от входа в Гибралтарский пролив. Это совпадало с тем, что писал Платон, утверждающий, что Атлантида располагалась недалеко от Геркулесовых столбов, которые согласно древнегреческим мифам увенчивали вход в пролив. Вулкан Ампер раньше возвышался над землей и был островом. По всей вероятности, город, обнаруженный на дне, находился раньше на этом острове, и извержение вулкана стало причиной его гибели. Пока что нет ответа на вопрос – была ли это действительно Атлантида. Затонувший и ныне найденный город является одной из множества загадок Атлантического океана.
Саргассово море является единственным на планете, у которого есть границы, но нет берегов. Оно представляет собой участок в океане, окружённый со всех сторон течениями: Гольфстрим – на западе, Северо-Атлантическое – на севере, Канарское – на востоке и Северное Пассатное – на юге. Эти течения приносят туда весь океанический хлам, превращая море в огромную свалку. Мусор, плавающий в стоячей воде, создаёт большую экологическую проблему. Кроме того данный участок воды заполнен громадным числом водорослей, которые называются саргассумами (отсюда и название моря). Всё это вкупе создаёт осложнение в том числе и судоходству, поскольку понятное дело, что по этому так называемому «лугу океана» корабли могут передвигаться с большим затруднением.
Ещё одним удивительным и обоснованным фактом является то, что угри из океана прибывают на нерест именно сюда.
Эту подводную великую реку справедливо называют «самой большой отопительной системой в мире». И таковое название естественно оправдано, течение обогревает всю Западную Европу. То есть Гольфстрим поддерживает мягкий климат огромной территории. Средняя скорость объёмного потока воды составляет 100 Sv. Сегодня есть сведения о том, что скорость течения замедляется, и это, к сожалению, грозит природными катаклизмами.
Подобное уже помнит история Европы. Это время названо «малым ледниковым периодом», первая фаза которого пришлась на XIV век. Тогда изменение климата, связанное с замедлением скорости Гольфстрима, принесло повсеместный неурожай и голод, повлекший повальную смертность людей. Средневековые сказания повествуют нам о том, что взбунтовавшийся в это время Атлантический океан поглотил некие «Остров Дев» и «Антилию», изображавшиеся на картах вплоть до XV века.
Однако на этом бедствия не остановились. Выжившие и ослабленные голодом люди стали жертвой чумы, пришедшей с востока и получившей название «чёрная смерть». Пик пандемии пришёлся на 1346–1353 годы. В результате всех этих бедствий в Европе за несколько десятилетий погибло около половины населения. Какие последствия будут сейчас, если Гольфстрим «притормозит», и сбавит ли он вообще свой жизненно необходимый равномерный темп, неизвестно. Пощадит ли Атлантический океан Европу на этот раз или нет? Пока этот вопрос остаётся тоже без ответа.
Атлантика щедро делится водными запасами и с другими океанами, ибо может себе это позволить. Дело в том, что в Атлантический океан впадает очень много рек, постоянно его пополняя. Для сравнения: количество всех рек, впадающих в Атлантический океан, в четыре раза превышает число рек, которые впадают в Индийский и в Тихий вместе взятые.
В Атлантическом океане находится самый большой остров мира – Гренландия. Несмотря на то, что он расположен далеко на Севере, природа там отличается неописуемой красотой. Северная экзотика Гренландии привлекает огромное число туристов.
По официальной версии первым мореплавателем, которому удалось пересечь Атлантический океан и достичь Американского континента, был Христофор Колумб. Но на основании исторических исследований можно предположить, что викинги делали это намного раньше его, осуществляя свой путь от берегов Скандинавского полуострова до Северной Америки через Гренландию. Однако этот факт не имеет стопроцентных доказательств, поэтому пальма первенства принадлежит пока ещё все-таки Колумбу.
В Атлантическом океане есть так называемая «Аллея айсбергов». Она проходит между восточным побережьем полуострова Лабрадор и южной частью острова Ньюфаундленд. Учёные производят свои наблюдения за айсбергами именно здесь. Ледяные горы приплывают сюда с побережья Арктики, Гренландии. Они представляют собой величественные глыбы льда, отломившиеся от ледников в весеннее время года Северного полушария. Именно в Атлантике айсберги встречаются чаще всего. За год по Аллее проплывает от 400 до 800 айсбергов крупных и средних размеров. Особенно они опасны для судов, движущихся по северным морским путям Атлантики. Вспомните трагическую гибель «Титаника», до сих пор покоящегося в этих водах.
1. По берегам Атлантического океана проходят границы 100 стран мира.
2. Атлантика известна рекордной высотой приливов. На некоторых участках канадского побережья приливы достигают 15–18 метров в высоту.
3. В XIX–XX веках пароходы, которым удавалось установить новый рекорд при пересечении северной части Атлантического океана, награждались особым вымпелом – переходящим призом «Голубая лента Атлантики». Судно-рекордсмен имело право гордо поднимать его на своей мачте. С 1934 года вымпел заменил серебряный кубок англичанина Гарольда Хейлза. Эта модификация была предпринята вследствие образования международного комитета «Голубая лента», просуществовавшего 18 лет. Судовладелец изготовил его за собственные средства и передал в дар получившей официальность организации. Кубок весил аж 45 кг чистого серебра и был высотой более метра. Последним обладателем заветной награды стал американский трансатлантический лайнер «Юнайтед Стейтс» 12 ноября 1952 года, за трое с половиной суток совершивший рейс «Ливерпуль – Нью Йорк». После этого в связи темпом развития судостроения в подобных конкурсах необходимость сама собой отпала. В настоящее время реликвия хранится в морском музее Академии торгового флота США.
4. Ежегодно берега Атлантического океана отдаляются друг от друга на 1–2 сантиметра.
5. Было предпринято 5 попыток пересечь Атлантику на воздушных шарах. К сожалению, все они закончились трагически.
6. Атлантический океан имеет множество внутренних и прибрежных морей. К внутреннему бассейну относятся Чёрное, Средиземное, Балтийское и др. Все они связаны с Атлантикой подземными реками, по которым получают воду.
7. Количество рыбы, которую здесь вылавливают каждый год, превышает даже ежегодные уловы Тихого океана и составляет 40% всего мирового рыбного промысла.
Тайны Атлантического океана
Атлантический океан известен человеческой цивилизации с незапамятных времён. Именно здесь, по древним преданиям, находился таинственный остров Атлантида, ушедший под воду семнадцать тысяч лет назад. Жил на нём воинственный и мужественный народ (атланты), а царствовал над ним бог Посейдон вместе с женой Клейто. Имя их старшего сына было Атлан. В его честь, омывающее эту землю безбрежное море и было названо Атлантическим.
Загадочная цивилизация канула в лету, море переименовали в океан, а название так и осталось. Никуда не делись и тайны Атлантического океана. По прошествию столетий их меньше не стало. Но прежде чем ознакомиться со всем необычным и загадочным, необходимо получить общее представление о величественных водах, омывающих одновременно и берега жаркой Африки, и земли старушки Европы, и далёкое, покрытое дымкой сказочных преданий скалистое побережье Американского континента.
В наши дни Атлантическим океаном называют огромный водоём на планете Земля, на который приходится 25% объёма Мирового океана. Его площадь равна почти 92 млн. км² вместе с примыкающими морями и атлантической частью Южного океана. С севера на юг воды Атлантики протянулись на 15,5 тыс. км, а с запада на восток, в самой узкой части (от Бразилии до Либерии), имеют ширину в 2,8 тыс. км.
Если же взять расстояние атлантических вод от западного побережья Мексиканского залива до восточного побережья Чёрного моря, то здесь будет совсем другая цифра – 13,5 тыс. км. Глубина океана тоже здорово разница. Её средняя величина составляет 3600 м, а максимальная зафиксирована в желобе Пуэрто-Рико и соответствует 8742 метрам.
Дно Атлантики поделено вдоль на две части Срединно-Атлантическим хребтом. Он в точности повторяет очертания огромного водоёма и тянется широкой извилистой гористой цепью: с севера – от хребта Рейкьянеса (Исландия), до Африканско-Антарктического хребта на юге (о. Буве), заходя за границу распространения арктических льдов.
Справа и слева от хребта разбросаны котловины, желоба, разломы, небольшие хребты, которые делают рельеф океанического дна очень сложным и запутанным. Береговая линия (особенно в северных широтах) тоже имеет не простую структуру. Она сильно изрезана небольшими заливами, имеет обширные акватории, которые глубоко вдаются в сушу и образуют моря. Неотъемлемой частью являются и многочисленные проливы в прибрежной зоне материков, а также проливы и каналы, соединяющие Атлантику с Тихим океаном.
Атлантический океан омывает берега 96 государственных образований. Его собственностью являются 14 морей и 4 крупных залива. Богатый разнообразием климат в этих географических и геологических частях земной поверхности обеспечивают многочисленные поверхностные течения. Они полноводно текут во всех направлениях и подразделяются на тёплые и холодные.
В северных широтах, до экватора, господствуют Северное Пассатное, Гольфстрим и Северное Атлантическое течения. Они несут тёплые воды и радуют окружающий мир мягким климатом и высокими температурами. Этого нельзя сказать о течениях Лабрадор и Канарском. Последние относятся к холодным и создают на прилегающих землях морозную и слякотную погоду.
Южнее экватора картина такая же. Здесь правят бал тёплые Южное Пассатное, Гвинейское и Бразильское течения. Холодные же Западных Ветров и Бенгальское стараются ни в чём не уступать своим более гуманным коллегам и тоже вносят свой посильный негативный вклад в формирование климата южного полушария. В целом же, средняя температура на поверхности Атлантического океана равна плюс 16° по Цельсию. У экватора она может доходить до 28° по Цельсию. А вот в северных широтах очень холодно – здесь вода замерзает.
Айсберги Атлантики
Из сказанного нетрудно догадаться, что с севера и юга воды Атлантики зажаты вечными гигантскими ледяными корками. Правда на счёт вечности небольшой перебор, так как частенько от них откалываются очень больших размеров глыбы льда и начинают медленно дрейфовать в направлении экватора. Глыбы такие называют айсбергами, а двигаются они на севере от Гренландии вплоть до 40° с. ш, а на юге от Антарктиды до 40° ю. ш. Их остатки наблюдаются и ближе к экватору, достигая 31-35° южных и северных широт.
Очень большие размеры – понятие растяжимое. Если говорить более конкретно, то попадаются айсберги, длина которых составляет десятки километров, а площадь иногда превышает 1000 км². Эти льдины могут годами путешествовать по просторам океана, скрывая свою истинную величину под водной поверхностью.
Дело в том, что над водой сияет голубизной гора льда, которая соответствует только 10% от всего объёма айсберга. Остальные 90% этой глыбы скрыты в океанических глубинах в связи с тем, что плотность льда не бывает больше 940 кг/м³, а плотность морской воды на поверхности колеблется в пределах от 1000 до 1028 кг/м³. Обычная, средняя высота айсберга, как правило, соответствует 28-30 метрам, его же подводная часть чуть более 100-120 метров.
Встреча с таким морским путешественником для судов никогда не была в радость. Наибольшую же опасность он представляет уже в зрелом возрасте. К этому времени айсберг значительно подтаивает, центр его тяжести смещается, и огромная ледяная глыба переворачивается. Её подводная часть оказывается над водой. Она не сияет голубизной, а представляет из себя тёмно-синюю ледяную шапку, которую, особенно в условиях плохой видимости, очень трудно различить на поверхности океана.
Гибель «Титаника»
Характерным примером коварства плавучих ледяных глыб может являться гибель «Титаника», произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Он затонул через 2 часа 40 минут после столкновения с айсбергом в северных водах Атлантического океана (41° 43′ 55″ с. ш., 49° 56′ 45″ в. д.). Результатом этого стала гибель 1496 пассажиров и членов экипажа.
Правда нужно сразу оговориться: списывать всё на «заплутавший» айсберг довольно неосмотрительно. Это кораблекрушение и в наши дни является одной из величайших тайн Атлантического океана. Разгадки причин трагедии до сих пор нет, хотя различных верский и предположений великое множество.
Как предполагается, самый большой пассажирский корабль мира (длина 269 м, ширина 28,2 м, водоизмещение 46 300т) столкнулся с айсбергом, который имел почтенный возраст и видимо уже не один раз переворачивался в воде. Его тёмная поверхность не давала отблесков, она сливалась с водной гладью океана, поэтому своевременно заметить огромную плавучую ледяную глыбу было очень сложно. Виновника трагедии распознали только тогда, когда он оказался от судна на расстоянии в 450 метров, а не за 4-6 км, как обычно происходит в подобных ситуациях.
Гибель «Титаника» наделала много шума. Это была мировая сенсация начала второго десятилетия двадцатого века. Главным образом всех поражало – как мог такой огромный и надёжный корабль так быстро затонуть, утянув за собой на дно сотни и сотни несчастных людей. В наши дни, истинные причины страшной трагедии многие исследователи склонны видеть не в злосчастном айсберге (хотя его косвенную роль мало кто отрицает), а совсем в других факторах, которые почему-то, в своё время, были скрыты от широкой общественности.
Версии, догадки, предположения
Официальное заключение комиссии по расследованию катастрофы было однозначным – лёд Атлантики оказался крепче стали. Он вспорол подводную часть корпуса «Титаника», как консервную банку. Рана была ужасная: длина её достигала 100 метров, а из шестнадцати водонепроницаемых отсеков шесть были повреждены. Этого оказалось достаточным для того, чтобы гордый британец ушёл на дно и навсегда затих на громадной глубине, унеся с собой на морской грунт человеческие жизни и колоссальные материальные ценности.
Такой вердикт не убедителен для специалиста, да и человек, далёкий от кораблестроения, понимает, что несущей корпус огромного лайнера, бороздящего океаны, никак не может напоминать консервную банку. Подтаявший лёд старичка-айсберга тоже не обладает достаточной твёрдостью, которая, судя по заключению, должна была превосходить крепость алмаза, чтобы пропороть на десятки метров стальную обшивку многотонного пассажирского судна.
Можно сколь угодно долго строить различные предположения и гипотезы, но дать ответы на все вопросы по силам только практическим исследованиям. В данной ситуации, учитывая глубину на которой залёг «Титаник», изыскательские работы стали возможны не ранее 80-х годов XX века. Именно к этому времени появились глубоководные аппараты, способные долгое время находиться на 4-х километровой глубине.
Первой такой ласточкой была экспедиция американского океанолога Роберта Балларда, которая в сентябре 1985 года прибыла к месту трагедии на судне «Кнор». Она имела на вооружении глубоководный буксируемый комплекс «Арго». Именно он и определил глубину залегания останков «Титаника». Толща воды в этом месте составила 3 750 метров. Судно лежало на морском дне, расколотое на две части, расстояние между ними равнялось примерно 600 метрам.
Видимых повреждений, послуживших причиной гибели океанского лайнера, обнаружено не было. Роберт Баллард посчитал, что они скрыты грунтом, в котором увязла многотонная конструкция. Рваная рана на корпусе «Титаника» не была найдена и во время второй экспедиции, организованной американским учёным в 1986 году.
По проторенной дорожке пошли французские и американские специалисты. Летом 1987 года они прибыли в воды Атлантического океана и провели на месте катастрофы долгих два месяца. Используя глубоководный аппарат «Наутил», исследователи подняли со дна более 900 предметов, находящихся на борту затонувшего корабля. Это были образцы корабельной утвари, часть из которой попала в музеи, а часть разошлась по частным коллекциям.
Наконец, в 1991 году на место гибели «Титаника» прибыло судно «Академик Мстислав Келдыш». На его борту находилась международная научно-исследовательская экспедиция, возглавляемая канадским геологом-океанографом Стивом Бласком. В распоряжении экспедиции было два автономных подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2». На них исследователи совершили 38 погружений. Был обследован корпус судна, взят образец бортовой обшивки, проведены кино, видео и фотосъёмки.
Несмотря на все старания, рваной дыры, длинной несколько десятков метров, обнаружено не было. Зато удалось найти пробоину, величина которой не превышала квадратный метр, и были замечены многочисленные трещины по линиям заклёпок.
Отколовшийся от корпуса «Титаника» стальной обломок отправили на испытание. Его проверили на ломкость металла – вывод оказался не утешительным: опытный образец отличался поразительной хрупкостью. Это можно было списать на долгие 80 лет на морском дне, которые значительно повлияли на свойства стали. Поэтому для объективности картины был испытан аналогичный кусок металла, сохранившийся на судостроительной верфи с 1911 года. Результат был почти таким же.
В это трудно поверить, но корпус «Титаника» не отвечал нормативным требованиям. Он был сделан из материала с высоким содержанием сернистых соединений. Последние и придали стальной конструкции высокую ломкость, которая в сочетании с ледяной водой сделала её очень хрупкой.
Огромное судно стало стремительно погружаться в воды Атлантики. По словам очевидцев, вначале «Титаник» тонул на ровном киле, что указывает на то, что нижние отсеки заполнялись водой равномерно. Затем появился дифферент на нос. Корма стала подниматься вверх, достигла вертикального положения, и многотонная махина очень быстро пошла ко дну. Уже на большой глубине, в силу высокого давления, «Титаник» раскололся на две части, которые растащило по дну океана на более чем 500 метров.
Кому была выгодна гибель «Титаника»?
Выходит, что данная катастрофа не имеет ничего общего с тайнами Атлантического океана: вроде всё ясно. Да нет, торопиться с выводами не нужно. Как уже говорилось, существует много версий гибели океанского лайнера, и среди них нет ни одной, которую можно назвать истиной в последней инстанции. Существует множество других предположений, мнений очень авторитетных людей, рассматривающих причину страшной катастрофы совсем под другим углом зрения.
Так до наших дней бытует версия, что виновником аварии являлась сама компания «Уайт Стар Лайн» – владелец судна. Именно её руководители изначально планировали строительство «Титаника» с грубыми нарушениями всех возможных норм и правил. Целью этого грандиозного мошенничества было получение огромной страховки, которая могла бы поправить шаткое финансовое положение компании и спасти её от полного краха.
Именно поэтому, океанский лайнер, несмотря на предупреждения об айсбергах от находящихся в этом же районе судов, шёл с максимально возможной скоростью (20,5 миль в час). Задача у капитана судна была одна – спровоцировать столкновение «Титаника» с огромной плавучей льдиной.
Скорее всего никто даже и предположить не мог такого количества погибших людей, так как по всем расчётам выходило, что корабль будет тонуть долго. Главная ставка делалась на спасательные суда, у которые должно было хватить времени, чтобы добраться до места трагедии и успеть спасти всех пассажиров и находящиеся на борту ценности. Однако же, непредсказуемая судьба внесла свои коррективы в первоначальный сценарий.
Одним словом, и в наши дни нет единого мнения о причинах страшной трагедии. Раскрыть эту тайну Атлантического океана могут лишь останки корабля, покоящиеся на огромной глубине. Их скрупулёзное изучение десятками специалистов возможно только в нормальных земных условиях. Для этого нужно поднять «Титаник» со дна огромного водоёма.
Технически это осуществить чрезвычайно сложно. Что же касается финансовой стороны вопроса, то здесь другая картина. Хоть такие работы и будут стоить сумасшедших денег, но они с лихвой окупятся. Ведь не надо забывать, что на судне лежат слитки золота на сумму в 10 миллионов фунтов стерлингов. Тут также хранятся украшения, бриллианты, драгоценности богатейших людей мира, которые плыли на этом корабле. Фрагменты корпуса «Титаника», остатки интерьера, посуда уйдут с аукционов «на ура» по баснословным ценам.
Если рассматривать несчастный «Титаник» как источник материальных благ, то он отнюдь не одинок. Дно Атлантического океана – это Клондайк, Эльдорадо. Здесь лежит огромное количество кораблей, которые просто набиты драгоценными металлами, бриллиантами, другими ценностями, которые способны озолотить любого, кто доберётся до них. В этом то как раз и весь вопрос: пробиться сквозь толщь океанических вод – задача неподъёмная не только для отдельных авантюристов, но и для серьёзных фирм, и солидных финансовых структур.
Подводные кладбища кораблей
На начало XXI века существует немало компаний, специализирующихся на розыске затонувших кораблей. Овчинка стоит выделки, так как по оценке экспертов, только на дне Атлантики покоится не менее 80 000 судов всех стран и народов, потерпевших кораблекрушение за последние 400 лет, на борту которых лежит ценностей на сумму в 600 млрд. долларов.
Одна из таких компаний – американская компания «Одиссей» – обнаружила в 2007 году, в районе Канарских островов, испанское парусное судно. На его борту находилось 500 тыс. старинных золотых и серебряных монет. Их общий вес достигал 17 тонн, а стоимость равнялась 500 млн. долларов. Это на 100 млн. долларов больше тех богатств, которые были подняты в 1985 году с испанского галеона, затонувшего у берегов Флориды в двадцатые годы XVII века.
Львиная доля всех ценностей, ушедших на дно океана в XVI и в первой половине XVII веков, покоится именно на испанских судах, которые непрерывным караваном везли в Европу из Америки награбленное у индейских народов золото, серебро, драгоценные камни и изделия из них.
По идее, добытое таким способом добро не может являться собственностью государства. Правительство Испании рассудило иначе. В начале XXI века оно объявило 800 затонувших в XVI-XVIII веках испанских судов, перевозивших незаконно приобретённую утварь, – национальным достоянием. Денежный же эквивалент всего этого богатства оценивается в 130 млрд. долларов.
Подводные клады доступны для поисковых команд в прибрежных зонах Атлантического океана. Здесь, как правило, суда тонули, наскочив на мели или рифы. На бескрайних же водных просторах, где под килем лежит не менее 3000 метров, перевозившие груз галеоны, бригантины, фрегаты, а затем пароходы, теплоходы, яхты, линкоры шли на дно, испытав на себе всю мощь и силу океанских бурь (высота волн в Атлантике часто достигает 10-15 метров) или коварство и жестокость пиратских кораблей и подводных лодок врага в годы военных действий.
Соотношение же судов, утонувших в прибрежных зонах и в открытом океане за последние 400 лет, равно 85 к 15. То есть, оказывается, что чем ближе к берегу, тем опаснее. Только каждое седьмое судно гибло на бескрайних и величественных просторах Атлантического океана, остальные плавучие средства тонули в видимости родных или чужих берегов, до которых, как говорится, было рукой подать.
Одним из самых больших подводных кладбищ является пролив Ла-Манш. Его длина составляет 560 км, ширина на западе 240 км, на востоке 32 км, а средняя глубина 63 м. Только в некоторых местах глубина превышает эту отметку и доходит до 170 м. Здесь много отмелей, часты туманы. На дне пролива покоится бессчетное множество судов, особенно в его западной части.
По количеству кораблекрушений не отстают и воды в районе мыса Гаттерас (штат Северная Каролина, США). Здесь находится узкая длинная коса, восточный выступ которой собственно и является злополучным мысом. Это место характерно бесчисленными мелями, постоянными штормами, туманами, сильными течениями. Суда, отважившиеся приблизиться к этим берегам, подвергают себя вполне реальной опасности – проявление беспечности, легкомыслия и игнорирования лоции, практически постоянно, приводит к трагическим последствиям.
Бермудский треугольник
Самой же пожалуй интригующей тайной Атлантического океана можно назвать Бермудский треугольник. Его вершины лежат на южной оконечности Флориды, Бермудских островах и Пуэрто-Рико. Он входит в так называемый пояс Дьявола, частью которого является также Дьявольский треугольник, расположенный в тихоокеанских водах, вокруг острова Миякэ (Япония).
Ажиотаж, вокруг этого, на первый взгляд ничем непримечательного места, возник во второй половине XX века. Раньше, на протяжении сотен лет, вроде всё было нормально. Суда чинно пересекали это пространство океана, а находящиеся на них экипажи даже и не догадывались, какой смертельной опасности они себя подвергали.
Подобному возмутительному легкомыслию положил конец 1950 год. Именно тогда вышла небольшая статья корреспондента Ассошиейтид Пресс Эдварда Джонсона. Это была даже не статья, а тоненькая брошюрка, изданная во Флориде небольшим тиражом. Название она имела «Бермудский треугольник», а изложенные в ней факты рассказывали о таинственных исчезновениях судов и самолётов в районе Бермудских островов.
Внимание общественности она никаким боком не привлекла, но видимо заставила обратить на себя внимание отдельных людей, кормящихся от сенсаций и тиражей бестселлеров. Впрочем, понадобилось почти 15 лет, прежде чем свет увидела статья Винсента Гладдиса под названием «Смертоносный Бермудский треугольник». Напечатана она была в 1964 году в спиритическом журнале. С небольшим перерывом вышла книга этого же автора – «Невидимые горизонты». В ней, таинственному участку океана отводилась уже целая глава.
Более детальный солидный и ёмкий труд был предоставлен на суд читателей через десять лет. Автором этого бестселлера, названного просто и лаконично, – «Бермудский треугольник», стал Чарльз Берлиц. В ней приводилось множество данных о таинственных исчезновениях морских и воздушных судов, а также описывались непонятные явления, связанные с изменением свойств времени и пространства. Солидные издательства разных стран перепечатали эту книгу, и, за короткий срок, о Бермудском треугольнике узнали десятки миллионов граждан, живущих в разных концах планеты.
К чести автора, содержание книги отнюдь не бездоказательная критика, в основе которой лежала бы зависть к более удачномуи пронырливому коллеге, а серьёзное исследование, базирующееся на кропотливом изучении документов и рассказах очевидцев. Именно на основании фактического материала было выявлено множество ошибок, неточностей, а иногда и откровенных мистификаций в работе Чарльза Берлица.
Вывод книги Лоренса Дэвида Куше однозначен: ничего таинственного, сверхъестественного, необъяснимого в Бермудском треугольнике не происходит. Статистика трагедий на этом участке Атлантического океана соответствует аналогичным данным в любом другом месте огромного водоёма. Таинственные исчезновения материальных объектов выдуманы, а рассказы о брошенных экипажами судах, о потерянном времени, о мгновенном перемещении в пространстве на сотни километров – миф.
Критики аномальных явлений – люди трезвомыслящие. Чтобы в чём-то их убедить, нужно предоставить железные доказательства этого явления. Но в повседневной жизни всё не так просто. То, что лежит за гранью реального, не поддаётся объяснению с точки зрения законов физики, механики или химии. Здесь скорее доминирует человеческое воображение и вера в таинственное и необычное.
К слову сказать, многие паранормальные явления, имеющие место в Бермудском треугольнике, можно истолковать, как прямое следствие обычных банальных процессов, происходящих в водах Атлантики. К примеру, таинственное исчезновение морских судов имеет простое объяснение, связанное с выбросами метана. Этот газ вырывается из находящихся на морском дне залежей газовых гидратов и насыщает собой воду. Плотность последней резко падает. Попавшее на такой участок океана судно мгновенно тонет.
Аномалии со временем можно объяснить повышенной активностью магнитного поля в зоне Бермудского треугольника. Оказавшиеся в сгустке магнитных сил пассажиры самолёта могут убедиться в их воздействии, глядя на остановившиеся или замедлившие свой ход стрелки ручных часов. По прошествии какого-то времени негативный фактор исчезает, часы опять начинают идти нормально, но все без исключения отстают на одинаковое количество минут. Это порождает ложное мнение, что самолёт пропадал в другом измерении.
Если же говорить о найденных в океане судах, на которых не было ни одного члена экипажа, то здесь вину можно свалить на инфразвук, который возникает на водной поверхности при определённых условиях. Мозг человека, сердце, другие органы его тела – все они имеют свою частоту колебаний. Если какие-то из них совпадут с частотой инфразвука, то получившийся резонанс может безжалостно ударить по психике людей, повергнуть их в ужас и панику, заставить прыгать за борт и гибнуть в воде.
Все представленные доводы выглядят вполне убедительно и реалистично. Но нельзя забывать, что это не доказательства, а только предположения. Сторонники паранормальной версии также могут выложить на суд общественности своё видение проблемы, которое будет не менее убедительным и найдёт много приверженцев.
Где же истина? Наверное, как всегда, посередине. Трезвый взгляд в сочетании с верой в необычное и сверхъестественное будет более продуктивным в решении загадок не только Бермудского треугольника, но и других тайн Атлантического океана, которых великое множество как на его поверхности, так и в тёмных глубинах.
Статью написал ridar-shakin
По материалам зарубежных и российских изданий