Что относится к метроритму в музыке
Что относится к метроритму в музыке
Область ритма, метра, темпа — важнейшая сторона музыки — находится в прямой зависимости от ее временной природы. Всякое исполненное музыкальное произведение занимает то или иное время. Между частями музыкального целого образуются определенные временные соотношения.
Ритмом в музыке называется организация звуков и пауз по их длительностям.
Количество длительностей в такте определяется размером. Размер – это числовое выражение метра. Размер указывается в начале музыкального произведения, после ключа в виде дроби. Верхняя цифра дроби (числитель) показывает сколько долей в такте, нижняя (знаменатель) длительность каждой доли.
Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.
Двухдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным относятся размеры: 2/2, 2/4, 2/8 и т.д.
Трехдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной и двух слабых). К трехдольным размерам относятся: 3/2, 3/4, 3/8 т.д.
Сложные метры. Сложный (комбинированный, составной) метр в музыке – получаемый при слиянии двух и более простых метров. Могут включать в себя несколько сильных долей, общее количество которых равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.
В сложном метре первая сильная доля так и называется сильной, а вторая сильная доля – относительно сильная. Акцент сильных долей выше, нежели относительно сильных.
Какими бывают сложные размеры.
Пятидольный – 5/4, 5/8
Шестидольный – 6/4, 6/8 и т.д.
Темп – скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.
Презентация на тему: » Метроритм в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МЕТРОРИТМ В МУЗЫКЕ МБУ ДО ДШИ №3 г. Волгоград Преподаватель, концертмейстер Виноградова З.И.
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.
Двудольный метр Двудольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю (РАЗ-два, РАЗ-два). Двудольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли. Этот метр ощущается как шаг, он четкий и равномерный.
Ритм в музыке Ритм – это чередование звуков и пауз различных длительностей. Любое неточное исполнение ритмического рисунка приводит к искажению самой мелодии. Ритм может быть любой, а метр равномерен и неизменен.
Длительность в музыке Длительность в музыке- продолжительность звучания звука или паузы. Пауза – это тишина, молчание в музыке. Звуки по протяженности бывают: быстрые (короткие) долгие (протяжные)
Длительности пауз Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении? Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.
Такт Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли. Такты отделяются друг от друга тактовой чертой, которая ставится перед сильной долей.
Вальс, менуэт, мазурка, полонез – имеют размер 3/4, 3/8
Список литературы 1.Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. М., Глобус,2009. 2.Королева Е.А.Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., Владос,2001. 3. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта.М.,Педагогика,1985. 4. Сиротина Т. Ритмическая азбука.М.,2007.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца.Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.
Пульсация в музыке называется метром.
Двудольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю (РАЗ-два, РАЗ-два).
Ритм – это чередование звуков и пауз различных длительностей.
Длительность в музыке- продолжительность звучания звука или паузы.
Пауза – это тишина, молчание в музыке.
Длительности нот и пауз.
Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли.
Размер – это числовое выражение метра.
Сложный состоит из слияния нескольких простых одинаковых размеров и имеет кроме сильной доли ещё и относительно сильную.
Размеры 4/4, 6/4,6/8— зто сложные размеры.
Номер материала: ДБ-1281198
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?
Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.
Что такое ритм в музыке?
Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.
Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.
Почему ритм является основой музыки?
Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.
Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.
Как отмеряется музыкальное время?
Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.
Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.
В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.
Сильные и слабые удары пульса
Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.
Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.
Что такое музыкальный метр?
Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.
ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.
ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.
Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.
Числовое выражение метра
Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).
Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.
Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.
Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.
МЕТРОРИТМ
РИТМ связан со всеми временными соотношениями в музыке: от соседних длительностей до соотношения частей циклических произведений и актов музыкально-театральных произведений.
Средства муз. выразительности обладают разнообразными возможностями создания акцентности: в РИТМЕ акцентирует более крупная ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, в МЕЛОДИИ акцентность создается с помощью скачков или при любом изменении высоты после ее неизменности, в ГАРМОНИИ акцентность достигается сменой гармонии, разрешением диссонанса и, особенно, наличием ЗАДЕРЖАНИЯ, очень разнообразны акцентные свойства ДИНАМИКИ (буквенные и графические). Разнообразными акцентными свойствами обладают и ФАКТУРА, и ТЕМБР, а в музыке с текстом добавляются грамматические и смысловые акценты текста. Таким образом, через акцентную сторону метроритм объединяет и пронизывает все средства муз. Выразительности подобно кровеносной и нервной системе человеческого организма.
Тип соотношения времяизмерительной и акцентной сторон порождает два типа метроритмической организации: СТРОГОЙ и СВОБОДНОЙ, обладающих разными выразительными возможностями.
Критерий их различия – СТЕПЕНЬ РЕГУЛЯРНОСТИ времяизмерительной и акцентной.
СТРОГИЙ МЕТР обладает многослойной регулярной времяизмерительностью и довольно регулярной акцентностью. Музыка в строгом метре вызывает ассоциации с организованным дифференцированным действием, движением, процессом, танцем, рифмованным стихом и обладает позитивным психофизиологическим воздействием на живые организмы.
В СВОБОДНОМ МЕТРЕ времяизмерительность немногослойна и, нередко, непостоянна и акцентность нерегулярна, вследствие чего такая метроритмическая организация музыки вызывает ассоциации с монологом, импровизацией, верлибром (нерифмованным стихом) или прозаическим высказыванием.
Несмотря на все различия, оба метроритмических типа, как. правило, взаимодействуют друг с другом, что придает течению музыки живой, не механистический характер.
Разными выразительными предпосылками обладают и числовые соотношения в метре: БИНАРНОСТЬ (деление на 2) характеризуется четкостью, простотой и размеренностью. ТЕРНАРНОСТЬ (деление на 3) – большей плавностью, волнообразностью, свободой.
В тактометрической системе записи музыки РАЗМЕР – ЧИСЛОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЕТРА, где нижняя цифра указывает ОСНОВНУЮ ВРЕМЯИЗМЕРИТЕЛЬНУЮ ЕДИНИЦУ, а верхняя – на АКЦЕНТНУЮ СТОРОНУ.
Воздействие метра простирается «ВГЛУБЬ» (при пульсации длительностями более мелкими, чем обозначенная в размере, образуется ВНУТРИДОЛЕВОЙ МЕТР, четный или нечетный) и «ВШИРЬ», ОБРАЗУЮЩИМСЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦЕЛЫХ ТАКТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ МОЩНЫМ, КОМПЛЕКСНЫМ АКЦЕНТОМ. Это оказывается возможным благодаря акцентным возможностям выразительных средств. Чем больше выразительных средств участвует в создании акцента, тем «шире» его формообразующее действие, тем более длительное музыкальное построение он вокруг себя объединяет. МЕТР ВЫСШЕГО ПОРЯДКА (объединяющий несколько целых тактов) укрупняет течение музыки, имеет большое формообразующее значение. Обычно, метр высшего порядка может появляться и исчезать достаточно свободно, и более типичен для музыки, связанной с движением или размеренной лирической музыки. Объединение четного количества тактов (2-4) встречается заметно чаще, чем нечетного, встречающегося реже, эпизодичнее.
Расположение акцентных и безакцентных моментов совпадает с тремя основными ТИПАМИ СТОП: ХОРЕИЧЕСКИЕ имеют АКЦЕНТНОЕ НАЧАЛО, ЯМБИЧЕСКИЕ – АКЦЕНТНОЕ ОКОНЧАНИЕ, в АМФИБРАХИЧЕСКИХ СТОПАХ АКЦЕНТ В СЕРЕДИНЕ. Выразительные предпосылки двух типов стоп довольно определенны: ЯМБИЧЕСКИЕ отличаются размеренной устремленностью, завершенностью; АМФИБРАХИЧЕСКИЕ – плавной волнообразностью, лиричностью в широком смысле слова. ХОРЕИЧЕСКИЕ СТОПЫ встречаются в музыке очень разного характера: и в энергичных, императивных темах: и. В музыке лирической, связанной с интонацией вздоха, никнущими, безвольными интонациями.
В связи с разнообразными акцентными возможностями выразительных средств, в музыке, как правило, складывается многослойная сложно сплетенная сеть акцентности разной интенсивности, весомости, Тактометрическая система – всего лишь удобная система записи музыки, и тактовая черта в ней обозначает первую, начальную долю такта, «сильной» долей ее может сделать только конкретное, акцентное музыкальное наполнение. Поэтому в музыке кроме названных выше метрических уровней: ВНУТРИДОЛЕВОГО, ТАКТОВОГО и МЕТРА ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, нередко проявляется ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МЕТР, не совпадающий ни с ТАКТОВЫМ, ни с МЕТРОМ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА. Он может захватывать всю музыкальную ткань, или ее часть (линию, пласт), придавая движению музыки большую свободу и гибкость.
В музыке гомофонно-гармонического склада, нередко отчетливо проявляется тенденция фоновых слоев фактуры к регулярной метрической времяизмерительности, нередко многослойной, хореичности, когда как МЕЛОДИЯ, как правило, отличается большей ритмической изменчивостью, свободой. Это, несомненно, проявление взаимодействия СТРОГОГО и СВОБОДНОГО МЕТРА.
Восприятие конкретного метрического уровня, или сочетание нескольких уровней зависит от ритма в тесном смысле слова (тех или иных ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ) по отношению к тактовой черте. Соотношение ритма и метра складывается в ТРИ ВАРИАНТА.
НЕЙТРАЛЬНОСТЬ метра и ритма означает ритмическую равномерность (все длительности одинаковы, ритмические акценты отсутствуют). Акценты создаются ДРУГИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ. В связи с этим возможны проявления ТАКТОВОГО МЕТРА, МЕТРА ВЫСШЕГО ПОРЯДКА или ПЕРЕКРЕСТНОГО (примеры: маленькая прелюдия Баха ре минор, 1 этюд Шопена).
СОДЕЙСТВИЕ МЕТРА И РИТМА (а) – первая доля УКРУПНЯЕТСЯ, б) последующие ДРОБЯТСЯ, в) то и другое ВМЕСТЕ) наиболее рельефно выявляет ТАКТОВЫЙ МЕТР, а иногда и МЕТР ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, НАРЯДУ С ТАКТОВЫМ.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕТРА И РИТМА ( первая доля ДРОБИТСЯ; последующие УКРУПНЯЮТСЯ; ТО И ДРУГОЕ ВМЕСТЕ ) выявляет ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МЕТР, а также, нередко, МЕТР ВЫСШЕГО ПОРЯДКА.
(двух и более). Придающих движению ритмических линий детализированность, дифференцированность. Широко распространенная еще в классической музыке, ПОЛИРИТМИЯ достигает значительной сложности, изощренности в музыке ШОПЕНА и СКРЯБИНА.
Более сложное явление – ПОЛИМЕТРИЯ – сочетание РАЗНЫХ МЕТРОВ (размеров) в разных пластах музыкальной ткани. ПОЛИМЕТРИЯ может быть ОБЪЯВЛЕННОЙ
Так, объявленная полиметрия впервые появляется в опере Моцарта «Дон Жуан», где в сцене бала в партитуре у оперного оркестра и оркестра на сцене выставлены РАЗНЫЕ РАЗМЕРЫ. Объявленная полиметрия нередко встречается в музыке композиторов ХХ века, Стравинского, Бартока, Тищенко, например. Однако, значительно чаще, полиметрия бывает необъявленной, кратковременной (начало второй части 2 сонаты Бетховена, второй раздел «Жатвы», фрагменты «Святок» из «Времен года» Чайковского, например).
ПОЛИМЕТРИЯ создает ощущение значительной многоплановости, сложности, нередко, напряженности.
Формообразующая роль метроритма не исчерпывается метром высшего порядка. Взаимодействуя с тематизмом, она продолжается в СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ (аналогичных поэтическим), охватывая ПРОСТЫМИ И ЯСНЫМИ РИТМИЧЕСКИМИ СООТНОШЕНИЯМИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ.
И СУММИРОВАНИЕ, и ДРОБЛЕНИЕ, и ДРОБЛЕНИЕ С ЗАМЫКАНИЕМ могут повторяться ( образуется ПЕРИОДИЧНОСТЬ ДРОБЛЕНИЯ С ЗАМЫКАНИЕМ, например), может повторяться и чередование двух структур ( весь первый раздел Баркаролы Чайковского объединен периодичностью чередования дробления и дробления с замыканием).
ПОВТОРЕНИЕ (ЗНАКОМ РЕПРИЗЫ) – широко распространенное явление в инструментальной музыке, начиная с эпохи Барокко, образует самые крупные периодичности, упорядочивающие течение музыкальной формы простыми ритмическими отношениями и организующими восприятие.
О ритме: метр, такт и размер в музыке
О ритме: метр, такт и размер в музыке
Музыка, в отличие от шума, определённым образом организована во времени: звуки и паузы разной длительности чередуются и сочетаются между собой и образуют структуру – музыкальный ритм.
Ритм (от греческого глагола ῥέω – течь) – это особая система, которая помогает соотнести звуки и паузы в их движении (протекании во времени) и связать их между собой. Без ритма музыка превращается в несвязный шум.
Основной мерой движения музыки является пульс, подобные сердцебиению равномерные удары. Пульс не записан в нотации и часто даже не слышен явно, но его всегда можно ощутить: точно также мы чувствуем, но не слышим, удары собственного сердца.
Чередование сильных и слабых долей в музыке называется метром (от слова измерять), а сами доли – единицами музыкального метра.
Ритм и метр в музыке – понятия близкие, но не тождественные. Метр можно назвать основой ритма: ритм подчинён его равномерной пульсации, а любая ритмическая конструкция состоит из чередующихся метрических единиц.
Отдельно взятый отрезок метра между двумя сильными долями в музыке носит название такт, а количество единиц метра в такте – музыкальный размер. На нотном стане каждый такт выделен тактовой чертой. В нотной записи метр обозначается именно в виде размера: в начале первого такта пьесы стоит дробное число. Можно сказать, музыкальный размер – это цифровое выражение метра в музыке.
Такт, темп и длительность
Пульсация метра часто неуловима, но его удары следуют с определённой скоростью. Эта скорость чередования долей в музыке называется темпом (от лат. Tempus – время) и может быть точно измерена с помощью специального устройства-маятника – метронома. Метроном был создан для точного подсчёта количества ударов в минуту. Однако, ещё до изобретения устройства, сложилась классическая система классификации темпа, основанная на субъективном ощущении движения музыки. В нотной записи традиционно используются описательные определения темпа и его изменений – прилагательные итальянского языка. Некоторые из них: adagio (медленно), andante (не спеша), moderato (умеренно), presto (очень быстро).
Длительности нот и пауз
Длительность доли не связана с привычными мерами времени (секундами или минутами). Её протяжённость определяется только в рамках исполняемого музыкального произведения согласно его темпу.
Длительность доли составляет продолжительность звучания одной ноты (или паузы) или её дробной части: половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и так далее. Длина звучания графически отображена в нотной записи.
Длительности нот могут объединяться. Из двух (или больше) коротких нот путём сложения их длительностей может получиться одна длинная. Такой приём в музыке называется лига и в нотной записи обозначается вогнутой вниз дугой:
Паузы в музыке также имеют выраженную продолжительность. Длительность музыкальной паузы отражена в нотной записи аналогично длительности нот.
Длительность такта в музыке определяется на слух и соответствует длительностям составляющих его долей – звуков и пауз.
Размер такта
Соотношение количества долей с их длительностью является размером такта. На листе размер выписан дробью в начале первого такта, где числитель – это количество долей в каждом такте, а знаменатель – примерная длительность звучания одной доли.
Например: в размере 2/4 число 2 будет означать, что в одном такте произведения две доли, длительность каждой будет равна четвёртой части длины целой ноты. Длительность звучания ноты условная и основана на ощущении.
Размер такта – это размер метра на одном его участке, от одной сильной доли до следующей.
Неполный такт и синкопа
Если музыкальное произведение начинается со слабой доли, то первый такт будет называться неполным. В начале произведения неполный такт носит название затакт. Обычно затакт уравновешивается неполным тактом в конце произведения таким образом, чтобы сумма долей в двух неполных тактах равнялась одному полному. В середине произведения также может встречаться затакт.
Смещение акцента с сильной доли на слабую внутри такта называется синкопой. Ударение в такте может перемещаться свободно, с опережением или запаздыванием относительно пульсации метра.
Затакт и синкопа используются, чтобы изменить положение в такте сильных и слабых долей и сместить акцент в пульсации метра. Эти приёмы служат средством ритмической выразительности.
Метр и размер. Простые и сложные метры.
В соответствии с количеством долей в такте размеры метра можно условно разделить на два типа: простые и сложные (или составные).
Простые метры
Простые метры могут быть двудольными и трёхдольными.
Метр называют двудольным, если сильная и слабая доля в нём повторяются через одну, он звучит чётко, размеренно и прямо, похож на шаг или марш: РАЗ-два-РАЗ-два и т.д.
Для трёхдольного метра характерно повторение одной сильной доли через две слабые:
РАЗ-два-три-РАЗ-два-три и т.д. Он слышится более плавным, сглаженным, будто покачивающимся. Трёхдольный тип метра характерен, например, для вальса.
Сложные метры
Сложные метры возникают при соединении двух или нескольких простых, поэтому их также называют составными. Это соединение можно наглядно изобразить вот так:
Благодаря такому склеиванию сложный метр состоит из нескольких сильных долей, их число соответствует количеству простых метров составляющих сложный. Первая доля составного метра акцентируется сильнее других, поэтому сильной долей обозначается она. Таким образом, менее сильные доли именуются относительно сильными. Размеры, передающие сложные метры, называют сложными размерами.
Сложные музыкальные размеры могут быть:
а) однородными
В таком размере сочетаются одинаковые простые метры.
Например: 4/4 = 2/4+2/4; 6/4 = ¾+¾; 8/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4 и так далее.
Сильные доли в однородном размере чередуются последовательно и образуют строгую метрику.
б) смешанными
В них сочетаются разные простые размеры.
Например: 8/4=2/4+¾+¾; 5/6 = 2/6+3/6; 8/8 = 2/8+3/8+3/8 и так далее.
Порядок чередования метров в смешанном размере имеет значение, так как сильные и относительно сильные доли также чередуются, смещаются, и могут следовать неравномерно. В таком случае, рядом с основным значением размера, в нотной записи дополнительно прописывают последовательность простых метров в такте.
Неравномерная последовательность долей,сильных и слабых, образует свободную метрику.
в) Переменными. Так называются размеры, которые меняются по ходу произведения. Если такое изменение равномерно, то в начале нотной записи указывают два размера. В ином случае, размер указывается несколько раз по мере надобности.
Сочетание нескольких разных размеров в музыке называется полиметрией.
Метры разных размеров и их сочетания позволяют добиться выразительной изменчивости пульса. Пульсация метра вьётся и изгибается, создавая ритмический узор.
Музыкальный ритм
Музыка имеет выраженную упорядоченность во времени: разделённая на такты комбинация звуков и пауз разной длительности и размерности, подчёркнутых акцентами. Из этих элементов складывается музыкальный ритм. Ритм подобен рисунку или узору, который нанесён на координатную сетку метра – такты разных размеров соединяются и образуют ритмические фигуры. Ритмический рисунок, который, собственно, и представляет собой музыкальный ритм, складывается из таких ритмических фигур. Ритм – одно из главных выразительных средств в музыке.
Мелодии может и не быть, но ритм присутствует всегда. Гармонии и мелодии существуют внутри ритмических построений, подчинены музыкальному ритму. Ритм определяет восприятие произведения, его настроение и жанровую принадлежность.
Можно сказать, что музыкальный ритм – это основа музыки. Для музыканта крайне важно развить в себе чувство ритма и понимание ритмических построений.