Что называют промышленной революцией
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (industrial revolution) – революционные изменения в орудиях и в организации производства, которые привели к переходу от доиндустриального к индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером промышленной революции считается Англия конца 18 – начала 19 вв.
Современная историко-экономическая наука выделяет в истории человечества три крупных качественных скачка – три революции в производительных силах общества и в структурах самого общества. Неолитическая революция создала производящую экономику; промышленная революция привела к переходу от аграрного общества к промышленному; продолжающаяся научно-техническая революция ведет к переходу от промышленного общества к сервисному. Все эти процессы происходили асинхронно в разных странах и регионах, однако имели глобальный характер.
Термин «промышленная революция» (или «промышленный переворот») подчеркивает быстрый и взрывообразный характер изменений, который произошли на рубеже 18–19 вв. сначала в Англии, а затем и в других странах европейской цивилизации. Впервые это понятие начал использовать в 1830-е французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х оно стало широко использоваться марксистами: в первом томе Капитала Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди историков-немарксистов понятие «промышленная революция» получило всеобщее признание в конце 19 в. под влиянием Лекций о промышленной революции известного английского историка Арнольда Тойнби.
Наряду с узкой трактовкой промышленной революции как события, связанного только с генезисом капитализма, среди обществоведов распространены и более широкие ее трактовки, когда промышленной революцией называют любые глубокие качественные сдвиги в промышленной сфере. Сторонники такого подхода выделяют не одну промышленную революцию, а три (Табл. 1) или еще больше. Однако такое более широкое толкование не считается общепринятой.
Таблица 1. ПЕРИОДЫ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕВОЛЮЦИЙ и их основная характеристика | |||
Элементы технического прогресса | Периоды наибольшей концентрации качественных сдвигов | ||
Конец 18 – начало 19 вв. (первая промышленная революция) | Последняя треть 19 – начало 20 вв. (вторая промышленная революция) | Середина 20 в. (третья промышленная революция – научно-техническая революция) | |
Орудия и средства труда | Возникновение машинного производства | Охват машинным производством основных рабочих процессов; массовое производство машин | Формирование систем машин, комплексная механизация, автоматизация производства |
Двигательная сила и энергия | Паровая машина | Производство электроэнергии, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания | Электрификация производства, атомный реактор, реактивный двигатель |
Предметы труда | Массовое производство железа, чугуна | Массовое производство стали | Качественная металлургия, массовое производство алюминия и пластмасс |
Транспорт | Железнодорожный транспорт на паровозной тяге, пароход | Дизельные суда, автомобильный и авиационный транспорт | Развитие единых транспортных систем, контейнеризация, реактивный транспорт и ракетная техника |
Средства связиисправления | Почтовая связь | Электросвязь (телеграф, телефон) | Радиосвязь и электроника |
Сельское хозяйство | Возникновение научных систем земледелия, селекция растений и животных | Механизация сельского хозяйства, минеральные удобрения | Комплексная механизация и химизация, микробиология, начало регулирования биологических процессов |
Строительство и строительные материалы | Господство ручного труда, кирпич и дерево | Первые строительные механизмы; цемент и железобетон | Индустриальные методы строительства, использование новых строительных материалов и легких конструкций |
Формы организации науки | Индивидуальная научная деятельность | Возникновение специализированного научного труда | Превращение науки в индустрию знаний, в отрасль народного хозяйства |
Образование | Распространение грамотности и возникновение профессионального обучения | Массовое общее и специальное образование | Значительное (в несколько раз) повышение среднего уровня образования, быстрое развитие высшего образования |
По: Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003 |
Среди обществоведов и в наши дни продолжаются дискуссии о том, что же именно следует считать главным содержанием промышленной революции 18–19 вв. Важнейшими изменениями эпохи промышленного переворота называют:
появление принципиально новых средств труда – машин (т.е. механизация производства);
формирование нового типа экономического роста – переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту;
завершение формирования новой социальной структуры – превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.
Промышленная революция как механизация производства.
В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества – машина, которая состоит из трех основных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и рабочей машины. Важнейшими из них являются рабочая машина, которая обрабатывает материал труда, заменяя «умелые руки» работника, и двигатель, дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, выделяют три этапа промышленной революции:
1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);
2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;
3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.
Изобретение рабочих машин.
В эпоху нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. Первым центром промышленной революции стала Англия – страна, которая еще в 16–17 вв. была главным центром овцеводства в Европе, чья шерсть шла на изготовление тканей, используемых не только в самой Англии, но и экспортируемых за рубеж.
Началом промышленной революции считают изобретение в 1764–1765 английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, уже через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно.
Коэффициент полезной деятельности прялки «Дженни» был ограничен тем, что она использовала мускульную силу ткача. Следующий важный шаг сделал в 1769 цирюльник Ричард Аркрайт, запатентовав прядильную машину непрерывного действия, рассчитанную на водяной привод. Наконец, в 1775 ткач Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, но некрепкую нить, а ватермашина Аркрайта – крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую. После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая тканями все развитые страны мира.
Машинное производство первоначально возникло на ремесленном базисе – машины производились вручную и приводились в движение силой работника. Однако затем в ходе промышленной революции возникли двигатели для машин и началось производство машин машинами.
Изобретение двигателя для машин.
Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.
Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.
При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды. Еще в 1711 Томас Ньюкомен изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины Ньюкомена имели неравномерный ход, то они часто ломались.
В 1763 к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт, лаборант университета в Глазго. Разобравшись в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769, одновременно с изобретением прядильной машины Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».
Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией.
Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в Америке и Англии число пароходов уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.
Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру). Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 2).
Таблица 2. ДИНАМИКА ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в 19 в. (в километрах) | ||||
Страны | 1840 | 1860 | 1880 | 1900 |
Бельгия | 334 | 1730 | 4112 | 4591 |
Франция | 496 | 9167 | 23089 | 38109 |
Германия | 469 | 11089 | 33838 | 51678 |
Великобритания | 2,390 | 14603 | 25060 | 30079 |
Россия | 27 | 1626 | 22865 | 53234 |
Источник: Fontana Economic History of Europe. Vol. 4. Part 2. |
Изобретение машин для производства машин.
На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную, поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин.
Самым важным открытием машиностроения эпохи промышленной революции стало изобретение токарного станка, на котором можно было бы нарезать винты и осуществлять иные операции. В этом открытии основную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798–1800 он изобрел токарный станок с суппортом, на котором стало возможным очень точно нарезать винты и гайки. Понимая необходимость универсализации технических параметров, Модсли стал также основателем технической стандартизации. Только теперь стало возможным массово производить болты и гайки, которые подходили бы друг к другу.
Позже всего появились стальные пушки. В 1850-х английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 1860-х французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек.
«Патентная революция» как предпосылка промышленной революции.
Историки отмечают, что машины сами по себе вовсе не были для Западной Европы чем-то совершенно новым. Еще в античную эпоху изобретались многие механические приспособления, вплоть до использования силы пара. В средние века также известно немало попыток использования машин на мануфактурах. Эти факты показывают, что, с точки зрения возможностей чисто технических изобретений, промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше нового времени.
Объяснение «запоздалого» массового внедрения технических изобретений кроется в том, что оно требовало осуществить сначала некоторые социальные инновации. Для внедрения машин, в частности, было необходимо сначала ликвидировать средневековую цеховую систему, которая запрещала конкуренцию, и создать систему правовой защиты прав изобретателя. В средние же века технические изобретения оставались уникальными образцами: внедрение техники наталкивалось на противодействие цеховых ремесленников, которые боялись потерять работу, а изобретатели, боясь лишиться дохода от использования своих открытий, всячески их скрывали и часто уносили их тайну с собой в могилу.
Феодальная регламентация создавала для технических новинок не стимулы, а контрстимулы. Известно много примеров репрессий против изобретателей новых технических инноваций. Так, в 1579 в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 английский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям собратьев по профессии – его дом был разгромлен, и он был вынужден бежать во Францию. Последним отголоском средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18–19 вв., когда восставшие рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».
Важнейшей предпосылкой изобретения машин стала «патентная революция» середины 18 в., когда в Англии были приняты специальные законы, защищающие (в течение ряда лет) исключительные права изобретателя на использование его открытия. Изобретательство стало приносить не гонения, а доход. В результате многие изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать крупными предпринимателями, заработавшими большую прибыль на эксплуатации своих открытий. Без законов о защите интеллектуальных прав собственности изобретательство не могло бы приобрести широкого размаха.
Промышленная революция как переход к самоподдерживающемуся росту.
Эпоха промышленной революции качественно изменила темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды экономического роста перемежались с периодами спада, в результате чего средний темп прироста колебался около нуля. Новый взгляд на эпоху промышленной революции, концепцию перехода к самоподдерживающемуся росту, сформулировал в 1956 американский экономист Уолт Ростоу.
У.Ростоу выделил пять стадий роста:
1. традиционное общество (the trаditional society);
2. период создания предпосылок для взлета (the preconditions for take-off);
3. взлет (the take-off);
4. движение к зрелости (the drive to maturity);
5. эпоха высокого массового потребления (the age of high mass consumption).
Критерием выделения стадий в концепции У.Ростоу служили преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д.
Для первой стадии, традиционного общества, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно, на потребление, а не на накопление. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Темпы экономического роста невелики и нестабильны.
Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период осуществляются важные изменения в трех непромышленных сферах экономики – сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.
Третья стадия, «взлет», охватывает, по мнению У.Ростоу, сравнительно небольшой промежуток времени – всего 20–30 лет. В это время резко растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей («лидирующее звено») и лишь позднее распространяется на всю экономику в целом. Чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимо выполнение нескольких условий:
резкое увеличение доли производственных инвестиций в национальном доходе (с 5% до как минимум 10%);
стремительное развитие одного или нескольких секторов промышленности;
политическая победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества.
Главная идея концепции У.У.Ростоу показана на графике (Рис. 1), где по оси абсцисс отложено время с указанием выделенных Ростоу стадий, а по оси ординат – среднедушевой доход.
Для традиционного общества характерно колебание на одном и том же уровне: среднедушевой доход, то немного увеличивается, то падает под влиянием ухудшения соотношения жизненные средства / население. Во второй стадии, переходной к взлету, ситуация несколько улучшается: растет среднедушевой доход, однако, еще нельзя говорить о необратимых изменениях. Лишь стадия взлета переводит среднедушевой доход на качественно новый жизненный уровень и, главное, создает предпосылки для необратимого роста.
Предложенная У.Ростоу интерпретация промышленной революции предлагает видеть главное не в новых машинах, а в новых высоких темпах роста. Действительно, промышленная революция привела к резкому ускорению темпов ежегодного прироста основных экономических индикаторов (Табл. 3). Однако при таком подходе глубокие социальные, институциональные изменения оказываются как бы в тени, а на передний план выходит соотношение инвестиций и темпов роста валового национального продукта.
Таблица 3. ЕЖЕГОДНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП), % | ||||||||
Страны / гг. | 1–1000 | 1000–1500 | 1500–1820 | 1820–1870 | 1870–1913 | 1913–1950 | 1950–1973 | 1973–2001 |
Великобритания | 0,80 | 2,05 | 1,90 | 1,19 | 2,93 | 2,08 | ||
Германия | 0,37 | 2,00 | 2,81 | 0,30 | 6,68 | 1,75 | ||
Франция | 0,37 | 1,43 | 1,63 | 1,15 | 5,05 | 2,20 | ||
Западная Европа в целом | –0,01 | 0,29 | 0,40 | 1,68 | 2,11 | 1,19 | 4,79 | 2,21 |
США | 0,86 | 4,20 | 3,94 | 2,84 | 3,93 | 2,94 | ||
Япония | 0,10 | 0,18 | 0,31 | 0,41 | 2,44 | 2,21 | 9,29 | 2,71 |
Китай | 0,00 | 0,17 | 0,41 | –0,37 | 0,56 | –0,02 | 5,02 | 6,72 |
Индия | 0,00 | 0,12 | 0,19 | 0,38 | 0,97 | 0,23 | 3,54 | 5,12 |
Весь мир в целом | 0,01 | 0,15 | 0,32 | 0,93 | 2,11 | 1,82 | 4,90 | 3,05 |
Источник: Maddison A. The World Economy: Historical Statistics. OECD, 2003. P. 260. |
Критики концепции самоподдерживающего роста отмечали довольно абстрактный характер количественных критериев, предложенных У.Ростоу для выделения стадий. В его теории большую логическую нагрузку несет тезис об удвоении доли производственных инвестиций в национальном доходе. Между тем, это утверждение не вполне соответствует историческому опыту развитых капиталистических стран. Как справедливо отметил американский экономист Саймон Кузнец, доля внутреннего накопления в национальном доходе перед стадией взлета во многих странах была заметно выше 5% (например, в США в 1840–1850-е она составляла 15–20%) и удвоения ее в ходе взлета вовсе не наблюдалось. Схема У.Ростоу, замечает С.Кузнец, скорее «могла бы соответствовать „коммунистическим взлетам“», поскольку в процессе социалистической индустриализации конца 1920 – начала 1930-х действительно произошло удвоение нормы производственного накопления.
Таким образом, предложенная У.Ростоу интерпретация промышленного переворота как резкого ускорения и качественного изменения темпов роста в наши дни принимается, но в менее жесткой форме. Историки соглашаются, что только после промышленного переворота начался устойчиво высокий экономический рост, связанный не с внешними, а с внутренними стимулами. Однако изменение темпов и качества экономического роста происходит вовсе не «скачком», а в течение длительного промежутка времени. Скачкообразный «взлет» типичен только для стран догоняющего развития (для России, для новых индустриальных стран третьего мира), которые при осуществлении промышленного переворота используют в «готовом виде» многие достижения передовых стран.
Промышленная революция как социальный переворот.
Экономисты левой ориентации, последователи идей К.Маркса, видят главное содержание промышленной революции не в изобретении машин и не в экономическом росте, а в качественном изменении социальных характеристик процесса труда и социальной структуры общества.
Орудия труда приобретают такую форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы, а эмпирических рутинных приемов – сознательным применением научных знаний. Именно после промышленного переворота коллективный (кооперативный) характер труда становится технической необходимостью.
В доиндустриальных обществах производство зависело главным образом от индивидуальной квалификации и физической силы. Поэтому процесс труда оставался в основном индивидуализированным: крестьянин со своей семьей самостоятельно обрабатывал свой надел, ремесленник с немногими подмастерьями единолично трудился в мастерской. Когда предприниматели организовывали совместный ручной труд многих работников на мануфактуре (такая форма производства была довольно широко распространена, например, в средневековой Италии), то их производительность труда росла довольно незначительно, а потому такие мануфактуры не могли стать главной формой промышленного производства. Кроме того, мануфактурный наемный работник всегда желал, накопив денег, стать самостоятельным ремесленником, поскольку его трудовые навыки допускали единоличную трудовую деятельность. Наконец, поскольку ручной труд требовал высокой квалификации и немалой физической силы, то активными работниками в докапиталистических обществах могли быть только мужчины, женщинам же оставались лишь второстепенные виды деятельности, не требующие ни особого мастерства, ни физической силы. Такое положение наемного работника называют формальным подчинением труда капиталу: наемный работник сохраняет возможность порвать с наемным трудом.
Массовое внедрение машин внесло принципиальные изменения в организацию труда, а тем самым и в социальную структуру общества.
Фабричное производство, основанное на кооперации машин, формировало работника принципиально нового типа. От него требовалось умение уже не изготавливать своими руками от начала до конца какой-либо товар, а выполнять у машины однообразные операции, постоянно работая бок о бок с другими наемными работниками. В результате, даже накопив денег, такой наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, поскольку его навыки делали его «винтиком» единого трудового коллектива, управляемого предпринимателем. Это – реальное подчинение труда капиталу, когда наемный работник уже не может вернуться в число самостоятельно занятых. Именно теперь предприниматели (капиталисты) и наемные работники (пролетарии) становятся главными общественными классами.
Машинное производство, упрощающее трудовые операции, позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также женщин и детей. В конце 18 – начале 19 вв. происходит уменьшение средней зарплаты работников за счет вовлечения женского и детского труда. Негативным побочным следствием этого стал стремительный рост детской смертности (например, в Англии на 100–260%). Вместе с тем, общество осознало необходимость введения начального образования для детей до 14 лет.
На первых порах машина выступала как средство удлинения рабочего дня. К этому предпринимателей подстегивал материальный и моральный износ машин. Однако удлинение рабочего дня входит в противоречие с интенсификацией труда – повышением расхода сил работника за единицу времени. Условием интенсификации труда является сокращение рабочего дня, иначе работник не мог выдержать «фабричной каторги».
Итак, леворадикальные ученые считают главным социальным следствием промышленной революции переход от формального к реальному подчинению труда капиталу. Пожизненная специальность управлять частичным орудием, считают они, превращается в пожизненную специальность – служить частичной машине. Поэтому с их точки зрения машина освобождает не рабочего от труда, а труд от всякого содержания. Происходит отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда и превращение их во власть капитала над трудом. Техническое подчинение рабочего создает на заре капитализма казарменную дисциплину труда.
Особенности промышленной революции в разных странах.
Промышленная революция происходила в различных странах неравномерно. После промышленной революции в Англии промышленный переворот начинается в 1830–1860 во Франции, в 1850–1890-е – в США и Германии, в 1870-е – в скандинавских странах, в 1880-е – в Японии (Рис. 1).
Промышленная революция в странах догоняющего развития, как правило, имеет ряд принципиальных отличий от того, как она протекала в передовых странах.
Во-первых, в отстающих странах промышленная революция вызвана не только и не столько потребностями внутреннего развития, сколько давлением извне – необходимостью давать экономический и военный отпор более передовым странам. Как следствие, промышленный переворот в отстающих странах протекает не спонтанно, а под опекой государства, которое целенаправленно «выращивает» те технические и социальные инновации, которые оно считает наиболее необходимыми.
Во-вторых, хотя сам процесс промышленного переворота при догоняющем развитии протекает более ускоренно, но он, как правило, остается отчасти незавершенным. Ярким примером тому является советская индустриализация: хотя в СССР удалось в 1930–1950-е сделать промышленное производство основой экономического развития, однако даже в наши дни слабы механизмы самоподдерживающегося роста, автоматического обновления производства. Возникнув во многом в результате государственной поддержки, промышленное производство в отстающих странах не приучается расти без помощи правительства.
Нуреев Рустем, Латов Юрий
Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. М., 1937
Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М., 1963
Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв, т. 2. Структуры повседневности. М., 1992
Хобсбаум Э. Век революций. Европа 1789–1848 гг. Ростов-на-Дону, 1999
Запарий В.В., Нефедов С.А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003