Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе

Дата публикации: 06.06.2021 2021-06-06

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Гусева, Е. А. Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе / Е. А. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82059/ (дата обращения: 26.12.2021).

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая процесс патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, предложены пути совершенствования методической работы.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, педагог, патриотическое воспитание, методическое сопровождение.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от человека широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными организациями стоят особо сложные задачи. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности, к сожалению, доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания  это шаг к возрождению России. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. И задача педагога научить всему этому ребенка. Жизненные принципы педагога, его личный пример, взгляды, суждения — самые эффективные факторы воспитания. И, показывая свой город, свою страну, с самой привлекательной стороны педагог формирует в подрастающем поколении важные черты, такие, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей, Российской Армии, уважение к ветеранам войны.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности обучающегося невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Одна из первостепенных задач сформулирована в Конвенции о правах ребенка: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [1].

Принципы реализации воспитательной системы образования опираются на идеологию и ценностно-смысловые установки, сформулированные как приоритеты государственной политики в области воспитания для всей системы образования и отражающие государственный и социальный заказ. Именно поэтому так важно для каждого работника образовательной организации не просто их знать, но и понимать суть, видеть возможности реализации в практической деятельности, настойчиво овладевая актуальными умениями и навыками эффективной воспитательной работы в профессиональной деятельности.

Сегодня мы имеем целый ряд нормативно-правовой документации, в которой одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ДО, НОО, ООО, СОО); Примерная программа воспитания и социализации обучающихся; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [4].

ФГОС НОО определяет «портрет выпускника начальной школы», который должен быть любящим свой народ, свой край и свою Родину; уважающим и принимающим ценности семьи и общества [5].

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен методическим документом: «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», которая призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации  семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации [2].

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целью стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны [3].

Таким образом, социальный запрос на патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной России велик, однако далеко не все педагоги готовы к осуществлению эффективного патриотического воспитания в образовательной среде школы. Возникает необходимость целенаправленного методического сопровождения педагогов в процессе воспитания патриотизма у младших школьников. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в изучении индивидуально-профессиональных компетенций педагогов в сфере патриотического воспитания и организации методического сопровождения этого процесса.

В Муниципальном общеобразовательном учреждении Степановской средней общеобразовательной школе имени Н. К. Иванова был проведен опрос педагогов, направленный на выявление их заинтересованности в методическом сопровождении патриотического воспитания обучающихся. Выборку составили 19 педагогов (18 женщин и 1 мужчина) в возрасте 25–55 лет, имеющих педагогический стаж от 1 до 30 лет.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Отношение педагогов к патриотическому воспитанию в школе

Вопрос

Ответы педагогов (в %)

1. Известны ли Вам требования нормативно-правой документации к патриотическому воспитанию обучающихся?

Источник

Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях

Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2010 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е. под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи (равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании, преступности, проституции). Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном. Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.

Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.”

В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Главная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Юргинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются следующие направления (см. Приложение 1).

Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев.

Культурно-массовая работа прививает художественный вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру).

Спортивно-туристическое воспитывает потребность в изучении истории родного края, села, района, области («100 классных проектов»), в изучении шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитывает грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных, возрождает и развивает народные спортивные игры, воспитывает здоровое спортивное соперничество между детьми и коллективами.

Образовательное учреждение является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.

Литература:

Источник

Основные направления патриотического воспитания в школе

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Исходя из вышеизложенного, в ГБОУ ООШ с. Старый Буян разработана программа «Я – гражданин России».

Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

2. Участие в акциях:

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

5. Изучение родного края:

6. Организация конкурсов:

В результате осуществления Программы ожидается:

Библиографический список:

Источник

Статья «Организация патриотического воспитания в школе.»

Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе

патриотического воспитания в школе.

Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ. Стр. 5-6

3. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.7

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.8

5. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. Стр.9

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА. Стр.10

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Стр. 15

10. ПРИЛОЖЕНИЕ. Стр. 16 Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны.

Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:

• Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности;

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.

Ступенями развития гражданственности можно считать:

•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;

•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи; •воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;

•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;

•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью. Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания.

Многие проблемы в стране и обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско-бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ .

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

• чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

• уважительное отношение к языку своего народа;

• заботу об интересах Родины;

• осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

• проявление гражданских чувств;

• гордость за своё Отечество, за символы государства;

• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;  гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *