Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе ответ

Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе

Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе ответ

Дата публикации: 06.06.2021 2021-06-06

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Гусева, Е. А. Методическое сопровождение патриотического воспитания в школе / Е. А. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 307-310. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82059/ (дата обращения: 26.12.2021).

В статье предпринята попытка проанализировать актуальные потребности и состояние методического сопровождения педагогов общеобразовательного учреждения, реализующих основы патриотического воспитания в современной школе. Проанализирована нормативно-правовая база, регламентирующая процесс патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, предложены пути совершенствования методической работы.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, педагог, патриотическое воспитание, методическое сопровождение.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от человека широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными организациями стоят особо сложные задачи. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности, к сожалению, доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания  это шаг к возрождению России. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. И задача педагога научить всему этому ребенка. Жизненные принципы педагога, его личный пример, взгляды, суждения — самые эффективные факторы воспитания. И, показывая свой город, свою страну, с самой привлекательной стороны педагог формирует в подрастающем поколении важные черты, такие, как любовь к родному краю, Родине, истории, уважение к людям других национальностей, Российской Армии, уважение к ветеранам войны.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности обучающегося невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Одна из первостепенных задач сформулирована в Конвенции о правах ребенка: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [1].

Принципы реализации воспитательной системы образования опираются на идеологию и ценностно-смысловые установки, сформулированные как приоритеты государственной политики в области воспитания для всей системы образования и отражающие государственный и социальный заказ. Именно поэтому так важно для каждого работника образовательной организации не просто их знать, но и понимать суть, видеть возможности реализации в практической деятельности, настойчиво овладевая актуальными умениями и навыками эффективной воспитательной работы в профессиональной деятельности.

Сегодня мы имеем целый ряд нормативно-правовой документации, в которой одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ДО, НОО, ООО, СОО); Примерная программа воспитания и социализации обучающихся; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры [4].

ФГОС НОО определяет «портрет выпускника начальной школы», который должен быть любящим свой народ, свой край и свою Родину; уважающим и принимающим ценности семьи и общества [5].

Воспитательный компонент федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен методическим документом: «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся», которая призвана обеспечить формирование у обучающихся основ российской идентичности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которая представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации  семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации [2].

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Целью стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны [3].

Таким образом, социальный запрос на патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной России велик, однако далеко не все педагоги готовы к осуществлению эффективного патриотического воспитания в образовательной среде школы. Возникает необходимость целенаправленного методического сопровождения педагогов в процессе воспитания патриотизма у младших школьников. В связи с этим цель нашего исследования заключалась в изучении индивидуально-профессиональных компетенций педагогов в сфере патриотического воспитания и организации методического сопровождения этого процесса.

В Муниципальном общеобразовательном учреждении Степановской средней общеобразовательной школе имени Н. К. Иванова был проведен опрос педагогов, направленный на выявление их заинтересованности в методическом сопровождении патриотического воспитания обучающихся. Выборку составили 19 педагогов (18 женщин и 1 мужчина) в возрасте 25–55 лет, имеющих педагогический стаж от 1 до 30 лет.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Отношение педагогов к патриотическому воспитанию в школе

Вопрос

Ответы педагогов (в %)

1. Известны ли Вам требования нормативно-правой документации к патриотическому воспитанию обучающихся?

Источник

Основные направления патриотического воспитания в школе

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Исходя из вышеизложенного, в ГБОУ ООШ с. Старый Буян разработана программа «Я – гражданин России».

Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

2. Участие в акциях:

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

5. Изучение родного края:

6. Организация конкурсов:

В результате осуществления Программы ожидается:

Библиографический список:

Источник

«Организация патриотического воспитания в школе»

патриотического воспитания в школе».

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ. КОНЦЕПЦИЯ

ВОЕНННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр. 5-6

3. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.7

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.8

5. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. Стр.9

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И

РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА. Стр.10

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.14

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Стр. 15

10. ПРИЛОЖЕНИЕ. Стр. 16

Патриотизм – это любовь к Родине,

преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность,

вплоть до самопожертвования, к его защите.

Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому Республикой уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:

• Закон «Об образовании»;

• Концепция патриотического воспитания;

• Концепция здорового образа жизни;

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.

Ступенями развития гражданственности можно считать:

•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;

•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи;

•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;

•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;

•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.

Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам: День Республики, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную Республику, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Республики;

осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

проявление гражданских чувств;

гордость за своё Отечество, за символы государства;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

уважительное отношение к историческому прошлому своего народа;

гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.

Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Источник

Направления, формы и методы патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в системе образования России. Оно способствует формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, гражданского долга по защите интересов Родины, чувства верности своему Отечеству.

Понятие «патриотическое воспитание» тесно связано с понятием «патриотизм», сущность которого заключается в формировании личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради её процветания.

Патриотизм изначально появился как естественное чувство самосохранения человека, который стремится защитить своих сородичей, свое жизненное пространство, территорию. Позже в сознании каждого человека формируются чувства гордости и привязанности к земле, на которой родился и вырос. Следовательно, патриотизм (от греч. patris – родина) – это «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её».

Патриотическое воспитание в современной школе реализуется с помощью разнообразных форм и методов.

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

В педагогической науке выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:

Среди форм организации патриотического воспитания следует выделить следующие формы: классные часы, торжественные линейки, экскурсии, военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, ролевые игры, встречи со знаменитыми земляками, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, празднование памятных дат, проведение выставок, просмотров видеофильмов, проведение конкурсов военно-патриотической песни, посещение воинской части, обращение к государственной символике, сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн, знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, социальные акции и др.

В педагогической науке существуют различные типологии направлений работы по патриотическому воспитанию.

Так А.Н.Вырщиков в патриотическое воспитание включает следующие направления:

Данные направления ориентированы, прежде всего, на активное участие в политических и правовых событиях, процессах общества и государства, а также в области военной политики, на соблюдение и выполнение основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, на формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга.

Реализация данных направлений включает в себя следующие виды деятельности:

Миротворческое направление способствует:

Экологическое направление формирует бережное отношение к природным богатствам страны, сохранение природных «памятников», необходимость защиты животных, растений, занесённых в Красную книгу, экологические знания, любовь к природе родного края и др.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой Родины. В краеведческом направлении В.С.Кукушин выделяет следующие направления работы:

На занятиях по любому предмету педагог может использовать краеведческую информацию. Например, на уроке литературы можно познакомиться с творчеством Алексея Константиновича Толстого, ознакомиться с его знаменитым историческим романом «Князь Серебряный» и другими произведениями.

В работе с учащимися средней школы краеведческая работа может включать не только экскурсии и прогулки, но и творческие задания. Это достигается изучением многих предметов.

В области исторического краеведения существуют следующие направления работы: выдающиеся личности нашего края, рождение и история нашего города, история учебного заведения, население нашего города, наш город в Великой Отечественной войне, история предприятия нашего города.

Военно-патриотическое направление способствует формированию высокой преданности, возвышенного патриотического сознания к своей Родине, готовности защищать своё государство от внешних угроз, достойному выполнению воинского и гражданского долга.

Однако сколько бы не было различных видов патриотического направления воспитания, всегда следует помнить, что формирование такого сложного и многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развития определенных индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей у ребенка, что необходимо начинать развивать уже с раннего возраста. Следовательно, первыми, кто закладывает основы патриотического воспитания, выступают родители. Именно они являются наставниками ребенка в становлении его как гражданина и патриота своего родного края. Через семью ребенок осознает свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребенок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.

Опираясь на эти положения, школа продолжает формировать чувства патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Важной частью работы по воспитанию патриотизма является формирование у детей представления о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину. Детям необходимо дать представление о месте и роли их страны в мире. Всё это и позволяет осуществить то разнообразие форм и методов воспитания, которые существует в современной школе.

Список литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *