Что относится к методам воспитания
Методы воспитания в педагогике
Что такое методы воспитания
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания.
Признаки метода воспитания:
Воспитательные приемы направлены на формирование практических умений, навыков, ценностей, форм поведения на базе знаний, полученных в процессе обучения. Выбор и эффективность их зависит от содержания воспитания, особенностей воспитанников, возможностей педагога.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Классификация методов
В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов.
Выделяют группы методов:
Классификация Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова базируется на характере воздействия:
Система И.С. Марьенко имеет другую структуру:
Некоторые исследователи воспитательные приемы делят на две основные категории:
1. Методы, которые оценивают человеческую деятельность:
2. Методы, которые стимулируют деятельность:
Распространена классификация Г.И. Щукиной. В её основе лежит направленность:
О. С. Гребенюк в своей классификации выделил несколько сфер:
Метод убеждения
Функция главного педагогического метода состоит в воздействии на сознание словами и делами.
Убеждение — воспитательный прием, который состоит в передаче точки зрения или сообщения другому человеку.
Посредством этого метода воспитываются общечеловеческие моральные качества при соблюдении условий:
Метод упражнения
Универсальный путь для формирования различных поведенческих навыков.
Упражнение — многоразовое повторение и усовершенствование способов действий, на которых основано поведение.
В воспитательном процессе упражнения направлены на оттачивание до автоматизма привычек в поведении, умений и навыков. На привычках и правилах, сформированных воспитанием, основываются такие качества, как самоконтроль, дисциплина, выдержка, культура общения, организованность. Чем сложнее качество, тем больше упражнений потребуется для выработки привычки.
Для формирования и развития моральных, волевых качеств личности необходим системный подход.
Для эффективности метода упражнений следует учитывать физические, психологические особенности человека.
Метод примера
Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Дети часто отождествляют себя с героями, своими идеалами, пытаются быть похожими на них. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий.
В зависимости от типа воздействия делятся на:
Метод поощрения
Приемы поощрения и порицания используются для оценки деятельности человека. Поощрение положительно влияет на человека и на сплоченность в коллективе. Формы его могут быть различными — от одобрительной улыбки до вручения награды.
Необходимость и эффективность поощрения диктуется потребностью человека в оценке своего труда. Каждый хочет получить за старания одобрение. Это служит хорошей мотивацией для дальнейших действий.
Для того, чтобы поощрение приносило результаты, нужно соблюдать условия:
В совокупности поощрение и порицание (наказание) составляют метод стимулирования.
Порицание представляет собой реакцию на отрицательное поведение и поступки. Оно воспитывает характер, волю, помогает формироваться чувству ответственности.
К порицанию есть определенный ряд требований:
Метод принуждения
Принуждение — комплекс мер, побуждающий воспитанников вопреки нежеланию выполнять свои обязанности или корректировать поведение.
Принуждение обязательно должно основываться на убеждении или других воспитательных методах. Требования педагога должны быть аргументированными и обоснованными. Проступки, оставшиеся без наказания или невыполнение обязанностей приводят к чувству безответственности.
Применению метода принуждения должны предшествовать другие, более мягкие приемы и меры (личный контроль обучения, проведение беседы в присутствии коллектива, установление конкретных сроков для выполнения задачи, осуждение коллективом). Воздействуя на воспитанника принудительными мерами, необходимо поощрять изменения поведения, выделять успехи, стремления ученика к положительным переменам.
Примеры использования методов
Примерами приема убеждения выступают:
Примеры наказаний:
Недопустимы наказания в виде:
Образцом метода примера являются: пример родителей, педагога, героев, сверстников. Грубые окрики, рукоприкладство служат негативным примером для подражания.
Прием требований выражается в таких формах:
Классификация методов воспитания и их характеристика
Методы и приемы воспитания
Метод (methodas) в переводе с греческого — путь.
Метод воспитания — это алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между педагогом и учеником.
Человек с рождения становится объектом воспитательных установок, которые меняются в соответствии с возрастом, социальным статусом. Таким способом общество влияет на личность, с ранних лет и до старости формируя социальные навыки, направляя и совершенствуя привычки поведения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В рамках методов воспитания осуществляется контакт и взаимосвязь между учителем и учеником. Каждый воспитатель придерживается своего стиля, различно использует методики либо, как правило, сочетает их. Методы невозможно делить на хорошие или плохие, эффективные и неэффективные. Выбор сопряжён с конечной миссией, замыслом.
Значимую роль в подборе ключей играет возраст, индивидуальные особенности личности, социальное окружение, семья. Основанием для выбора методики или целой совокупности становится специфическая воспитательная задача, которую определяет педагог.
Есть педагогическое мнение, что без активной сопричастности ученика, результат может быть малоэффективным. Поэтому для вовлечения в процесс используются различные приёмы — педагогические внешние побуждения-действия, трансформирующие взгляды, мотивы, поведение.
Таким образом, приём — это составная часть метода, используемого на практике. Через использование тех или иных приёмов педагог выражает свою индивидуальность, сглаживает шероховатости учебного процесса.
Созидающие приёмы мягко корректируют поведение, развивают положительные качества. Они выражаются в просьбе, поддержке, вере в ребёнка. Тормозящие приёмы пробуждают стыд, раскаяние, исправляют негативные качества. Выделяют недопустимые в педагогической практике приёмы: возмущение, раздражение, систематические придирки и упрёки.
Классификация
Способы и средства обучения выбираются педагогом. Проблематика классификации состоит в отсутствии единых критериев: отличаются цели, средства, этапы воспитательной работы. Например, одна группа приёмов гарантируют усвоение знаний об общезначимых ценностях, другая помогает решать жизненные трудности, третья закладывает параметры поведения. Однако преимущественным считается системный подход, базирующийся на синтезе цели, смысла и процесса. Различных модификаций разработано так много, что разобраться в них возможно только при помощи определённой типизации.
Классификация, которую разделяет большинство учёных, делит структуру воспитания на 4 условные группы:
Деление на группы относительно, потому что процесс формирования личности характеризуется цельностью.
Виды методов и способы передачи информации
Словесный
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
Основная роль этого метода связывается с усвоением норм и правил поведения — этических, эстетических, деловых, моральных. В процессе учитель разъясняет и убеждает в правильности тех или иных фактов, выводов. Тут важна опора на опыт учеников, их личное отношение к теме, умение самостоятельно находить ответы.
Беседа подразумевает диалогический вопросо-ответный способ обсуждения проблем. Таким образом у ребёнка складываются суждения, мнения, оценки. Основа беседы — выверенная композиция основных, дополнительных, уточняющих вопросов, подводящая ученика к получению новых знаний. Правильная концепция должна содержать темы, раскрывающий социальные, нравственные, эстетические смыслы общественной жизни. Беседу используют в работе с воспитанниками всех возрастов.
Учитель задаёт тему, а затем ставит вопросы так, чтобы ученики могли отвечать, спрашивать, выражать собственное мнение. Процесс может быть индивидуальным, групповым, коллективным. При выборе тем рекомендуется останавливаться на увлекательных, близких ребёнку. В группах обсуждение должно учитывать существующие тенденции во взаимоотношениях детей.
Беседы помогают педагогу выяснить степень усвояемости учениками норм и правил, зафиксировать отклонения, оценить своё влияние, разобраться в отношениях детей, их симпатиях.
Наглядный
Практически наглядные методы реализуются в наблюдении за предметами, явлениями. Иллюстративные материалы — схемы, чертежи, картины, плакаты, портреты, графики, атласы. Пользуясь подобными методами, педагог должен избегать перегрузки наглядностью. В следствие рассеянности внимания снижается эффективность, ребёнок отвлекается на второстепенные детали, тонет в подробностях. Поэтому иллюстрации необходимо готовить заранее, в ограниченном количестве. Педагогу следует тщательно продумывать их познавательное назначение, смысл, роль.
Метод наблюдения используется на уроках, экскурсиях. Педагог наглядно демонстрирует реальные события, природу, научные и производственные процессы. Дети самостоятельно готовят презентации, выставляют личные поделки. В ходе демонстрации необходимо привлекать воспитанников к объяснению, осмысливанию, провоцировать активность. Иллюстрация использует символьное изображение. В показе задействуют схемы, чертежи. Оба метода взаимосвязаны и усиливают совместное действие.
Практический
Универсальную систему упражнений люди используют с давних времен, потому что она доказала свою эффективность. Хронология педагогической деятельности не помнит случаев, чтобы достаточное количество правильных упражнений не развило желаемой модели поведения. Таким образом, рассматриваемый метод основан на вовлечение ребёнка в деятельность. Соблюдая нормы и правила поведения, воспитуемый органично усваивает адекватный общественный опыт.
Метод упражнения основан на многократной практике (тренировке), доведённой до автоматизма. Целью становится формирование конкретных навыков и привычек. Жизненно-необходимые, полезные, устойчивые умения — это, например, самоконтроль, выдержка, культура общения. Чтобы стимулирование было эффективным, результативным следует соблюдать:
Метод упражнения реализуется через организацию режима, трудовой деятельности, игр. Затрагивает сферы творческой, спортивной деятельности. Во всех случаях ученик приучается к определённому стандарту поведения. Продуктивность упражнения зависит от его содержания, посильности, контроля, места и времени, мотивации, стимулирования.
Классификация по Щукиной
Классификация, разработанная ленинградским педагогом Галиной Ивановной Щукиной, считается наиболее распространённой. Её главная идея направлена на развитие познавательного интереса — важного условия формирования личности. По мнению Г. И. Щукиной качество личности определяется устойчивым стремлением к познанию.
Метод формирования сознания
Процесс воспитания определяет конечный, желаемый тип поведения. Вся группа методов формирования сознания развивает рациональную сферу отношений на практике. Формирует представления, взгляды, убеждения личности, выражающиеся в конкретных делах и поступках. Основной приём — это убеждение. Выражается через рассказ, объяснение, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, пример.
Метод убеждения — это словесное воздействие. Опирается на интеллект, разум, волю. Он развивает логическое мышление, творческий потенциал, выступает как внушение или доказательство. Внушение влияет на эмоциональное сознание, ум, волю. Дискуссия взращивает систему суждений, личных оценок, убеждений. Диспут учит защищать собственные взгляды, уметь отказываться от неверной точки зрения, убеждать других людей. Пример основан на подражании: так ученик по-настоящему вникает в суть социально-нравственных отношений. Лекция как изложение содержания читается старшеклассникам. Рассказ и объяснение подходят младшим и средним школьникам.
Готовиться к беседам педагогу рекомендуется ответственно и тщательно, продумывая содержание, подачу, избегая формализма и назидательности. Не использовать банальности, потому что это компрометирует метод убеждения.
Формирование поведения
Методы этой группы формируют эмоционально-волевую сферу учащихся, организовывают деятельность, вырабатывают единство между сознанием и поведением. Он выражается в:
Методом приучения вырабатывают необходимый навык. В процессе планомерного и регулярного выполнения действий формируется привычка. Поручения развивают организованность, ответственность. Особенно ценное поручение — то, что даётся коллективом. Бывают длительные и эпизодические. Методы упражнения, приучения, поручения результативны, когда основываются на положительных мотивах.
Воспитывающие ситуации развивают нравственные качества. Суть состоит в ответных ученических поступках на организованные педагогом обстоятельства: уступить место, сказать правду. Функции заключаются в создании преподавателем условий для активной деятельности воспитанников. Так формируются нормы и ценности подведения.
Формирование чувств и отношений
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) выражаются как:
Стимулировать — означает наполнять смыслом, улучшать познавательную деятельность. В ситуации успеха ребёнок ощущает удовлетворённость собой и собственными действиями.
Действие поощрения направлено на возникновение положительных эмоций, в результате которых ребёнок испытывает моральное удовлетворение.
Поощрение — это положительная оценка, похвала, одобрение.
Поощряя, мы закрепляем правильные навыки и привычки, вселяем уверенность, повышаем ответственность. Высокий уровень поощрения — благодарность, награда. Поощрять следует не только за успех, но и за трудолюбие, отзывчивость, помощь. Одновременно не стоит допускать перехваливания, которое ведёт к высокомерию и эгоизму.
Наказание корректирует поведение посредством осуждения, отрицания. Правильное использование метода приучает ребёнка больше не совершать подобных поступков. Вызывает чувство раскаяния, стыда, пробуждает совестливость. Наказание считается продуктивным, если оно понятно ученику, расценивается им как справедливое. Недопустимы телесные наказания, которые приводят к лжи, скрытности, трусости.
Требование должно подталкивать ребенка к действию. Стоит избегать агрессивного высказывания требования. Осуждать поступок рекомендуется тактично, сразу объясняя, как впредь поступать в такой ситуации.
Метод соревнования используется для детей школьного возраста. Основан на потребности в соперничестве и воспитании надлежащих физических, нравственных качеств. Для смягчения конкуренции использовать рекомендуется увлекательные, игровые формы. Участвуя в соревновании, дети привыкают к активному отстаиванию личных интересов. От педагога требуется поддерживать, направлять, помогать ученикам.
Приемы воспитания
Приёмы воспитания относятся к составной части методов. Так выражаются педагогические действия, оказывающие внешнее воздействие, изменяющие взгляды и поведение ребёнка.
Основные задачи
К основным задачам относятся:
Педагогические требования
Педагогическое требование — это метод воздействия на действия учеников, корректировка их качеств.
Поведенческие формы учеников ограничиваются чёткими предписаниями. Требования служат стимулированию или торможению деятельности воспитанника. Педагогический наказ может быть прямым — точным, определённым. А может быть косвенным — выраженным как совет, просьба, намёк. Оба помогают установить порядок, дисциплину, управляют учащимися.
Требование-совет убеждает, от требования-игры дети даже получают удовольствие, требование-просьба влияет на взаимосотрудничество, проявление доверия и уважения. Прямые запреты вызывают, как правило, негативную реакцию и внутреннее сопротивление.
Оценки
Оценка относится к методам поощрения и наказания. Её функции:
Оценка способствует выявлению мотивации деятельности, формирует трудолюбие, определяет эмоциональное состояние. Прямая оценка указывает на недопустимость или легитимность поступка: отрицательная связывается с негативным действием, положительная оказывает воспитательный эффект. Косвенная оценка даёт характеристику действиям иного лица. Отсутствие оценки считается недопустимой в педагогической практике, закрепляет неправильные формы поведения.
Самовоспитание, как часть процесса воспитания личности
Самовоспитанием называется такой процесс развития, когда личность осознанно действует в соответствии со сформированными идеалами, моральными качествами, целями. Такой метод используется для детей школьного возраста, когда ребёнок способен сопоставлять свои поступки с действиями других людей. К методам самовоспитания относятся:
Самопознание характерно для младшего школьного и подросткового возрастов. Подражая, ребёнок выполняет требования взрослых. При самообладании подражание исчезает, появляются элементы осознания. Самостимулирование — это сознательное самовоспитание, которое базируется на внутренних потребностях.
Роль воспитателя состоит в пропаганде идеи самовоспитания, её полезности и необходимости. В качестве примеров педагог может приводить выразительные истории — образцы самовоспитания выдающихся людей: учёных, писателей, художников. Особенно ярким станет его собственный пример самосовершенствования.
Методы воспитания в педагогике
Целью данной статьи является ознакомление с основными методами воспитания, средствами и приёмами воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников и выработки у них определённых навыкон и привычек поведения. Статья может быть использована преподавателями педагогики в качестве лекции и студентами ГПОУ при подготовке к семинарскому занятию по данной теме.
Просмотр содержимого документа
«Методы воспитания в педагогике»
Трофимюк Алла Константиновна
Целью методической разработки является знакомство студентов с основными методами воспитания, а также средствами и приёмами воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников и выработки у них определенных навыков и привычек поведения. В статье приводятся основные факторы, которые необходимо учитывать при выборе определенного метода воспитания.
Данная статья может быть использована преподавателями педагогики в качестве лекции для студентов ГПОУ, а также студентами при подготовке к семинару по данной теме.
Под методами воспитания следует понимать способы совместной деятельности педагога и учащихся с целью решения воспитательных задач. Это взаимодействие строится на основе ведущей и направляющей роли учителя, который является руководителем и организатором целесообразной деятельности учащихся.
Методы воспитания реализуются посредством определённых приемов и средств воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников, для развития сознания и выработки у них определенных навыков и привычек поведения.
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, богатством организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы для работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования, которые. распространяются на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания.
• методы формирования определённых качеств сознания личности (убеждения, дискуссии, положительного примера);
• методы организации практической деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод упражнений, создания воспитывающих ситуаций);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Своеобразие отдельных воспитательных приемов и средств обусловлено характером тех качеств ребёнка, на совершенствование которых они направлены.
Поэтому, преподаватель, который освоил всю совокупность воспитательных приемов, может находить и использовать такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации. Эффективность методов воспитания зависит от того, насколько в воспитательном процессе задействована работа ученика, его природные способности.
Рассмотрим наиболее распространённые методы воспитания, которые применяются в общеобразовательной школе: метод убеждений, положительного примера, упражнений, одобрения и осуждения, требования, переключения.
Убеждение – это метод воспитания, который предполагает воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения негативных черт в их поведении.
Метод убеждения способствует формированию глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным мировоззренческим и этическим вопросам.
С помощью убеждения учитель или коллектив сверстников разъясняют вопросы нравственного, эстетического, физического развития личности, побуждают к совершенствованию своих личностных качеств, к осознанному поведению.
Психологической основой этого метода воспитания является принцип опережающего отражения в сознании ученика действий и поступков, которые он собирается совершить. Т.е., предпринимая определенные действия, личность соотносит их с общественными требованиями.
Средствами метода убеждения являются разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, рассказ, вечера, конференции, диспуты, встречи с деятелями искусства, культуры, науки, спорта.
разговор между двумя или несколькими лицами). Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать и анализировать изучаемые факты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.
Метод одобрения и осуждения.
Одобрение как метод воспитания есть признание, положительная оценка поведения или качеств воспитуемого со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в индивидуальной беседе.
Осуждение как метод воспитания выражается в отрицательной оценке действий и поступков воспитуемого, которые противоречат нормам и правилам поведения данного коллектива. А.С.Макаренко указывал на то, что этот метод воспитания «помогает оформиться крепкому человеческому характеру», способствует повышению ответственности детей за свои поступки, воспитывает волю и человеческое достоинство, вырабатывает умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Психологической основой методов осуждения и одобрения являются внутренние переживания, которые возникают у человека при применении этих методов. Когда его поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости, энергии и укрепляет уверенность в себе, способствует дальнейшему духовному росту.
Осуждение вызывает у человека отрицательные внутренние переживания, которые заставляют его анализировать свои поступки и качества своего характера, обращать внимание на противоречия между его поведением и требованиями коллектива.
Средствами метода одобрения являются: личная похвала учителя, благодарность в приказе по школе, помещение фотографии на доску почета.
Средствами метода осуждения являются: замечание учителя, устный выговор.
Любое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно – здесь можно ограничиться пояснительной беседой. Особенно внимательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неуравновешенным характером. Применение метода осуждения к таким учащимся может побудить их к необдуманным, опасным для них поступкам. Здесь нужно проявлять особую осторожность, тактично анализировать совершенные ими поступки
Метод поощрения и наказания.
необходимо для закрепления положительного с точки зрения данного общества поведения.
Средствами метода поощрения: награждение похвальными грамотами и медалями за особые успехи в учебе и поведении.
Основные правила поощрения:
1. Время. Поощрение должно быть произведено сразу после совершения поступка (до совершения следующего поступка).
2. Величина поощрения должна соответствовать совершенному поступку.
3. Нельзя поощрять действие, которое еще не совершено.
4. До совершения поступка можно давать ребенку поощрительную информацию (Например: «мне очень нравится, когда книжки аккуратно сложены»)
Наказание действует только тогда, когда нежелательное поведение еще не вошло в привычку.
Основные правила наказания:
1. Наказание не должно рассматриваться как месть (произвол) со стороны взрослых. Его нельзя осуществлять в состоянии гнева, раздражения.
2. Действует только осознанное наказание. Необходимо ребенку объяснить, за что его наказывают.
3. Указывая ребенку на нежелательность какого-либо действия, нужно анализировать только само действие, не привязывать его к личностным качествам самого ребенка. Например, если ребенок не дает игрушку другим детям. Воспитатель: «Не хорошо брать только себе. Вместе играть интереснее». Но не: «Ты – жадина, отдай игрушку».
4. После осуществления наказания, о нем больше не напоминать.
5. Прежде чем наказывать ребенка, задайте себе вопрос: «чего я хочу добиться»? а не «за что наказываю»?
Метод положительного примера – это метод воспитания, в основе которого лежит стремление ребенка копировать в своем поведении те действия и поступки, которые с его точки зрения, кажутся значительными и укрепляют его достоинство.
Психологической основой данного метода является способность к подражанию.
Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером».
На это указывал Я.А.Каменский: дети «учатся раньше подражать, чем познавать». При использовании метода положительного примера необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся. С возрастом у детей повышается критичность в оценке поведения сверстников и взрослых. По мере взросления подражательная способность становится более осознанной, морально-оценочной и оказывает влияние на проявление нравственной активности. В глазах подростка только тот хороший поступок заслуживает одобрения, который совершен авторитетным, уважаемым человеком. Это, прежде всего, относится к учителю. Так А.С.Макаренко писал, что «без авторитета невозможен воспитатель». Только тот учитель может оказать воспитательное влияние на учащихся, который благодаря своим знаниям и моральной чистоте, завоевывает у них доверие и уважение, пользуется у них авторитетом.
Примерами подражания так же могут быть герои мультфильмов, художественных произведений, выдающиеся люди искусства, культуры, общественные лидеры, герои и духовные подвижники, сверстники.
Для формирования личностных качеств большое значение имеют навыки и привычки поведения. Метод упражнений представляет собой многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.
Воспитательные средства: общественные поручения, культмассовая работа, уборка класса, игра. Общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру речи (спасибо, пожалуйста, будьте любезны и т.п.), навыки и привычки вежливости, честности, справедливости.
Психологической основой данного метода является выработка условных рефлексов.
Метод контроля заключается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а так же к выполнению определенных заданий.
Средствами метода контроля являются: повседневное наблюдение за поведением учащихся, индивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед своими товарищами о своей работе и дисциплине. Метод контроля играет роль напоминающего фактора в поведении учащихся.
Метод переключения применяется с целью возбуждения у коллектива или ученика нового психического состояния. Например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее состояние после неудачи и т.п. Когда ученик проявляет упрямство, лучше переключить его внимание на другую деятельность, и в процессе этой деятельности побудить ребенка к осознанию допущенных им ошибок.
Перечисленные методы воспитания нельзя применять механически. Только умелое применение всей совокупности методов воспитания, с учетом возрастных и личностных психофизиологических особенностей детей, обеспечит успех в развитии учащихся, будет способствовать формированию у них личностных качеств.
Проблема выбора оптимального метода воспитания.
На практике важно не только применить один из методов, а выбрать наилучший – оптимальный. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется самый выгодный путь, который позволяет быстро и эффективно достичь намеченной цели. Тот воспитатель, который лучше учитывает конкретные условия, использует адекватные им педагогические действия и предусматривает их последствия, всегда достигает высших результатов воспитания.
Рассмотрим общие факторы, которые определяют выбор методов воспитания.
1) Цели и задачи воспитания.
2) Содержание воспитания.
4) Уровень сформированности коллектива.
5) Условия воспитания. К условиям воспитания, прежде всего, относятся межличностные отношения, которые сложились в классе, психологический климат в коллективе, стиль педагогического управления и др.
6) Индивидуальные и личностные особенности школьников.
Воспитатель, который основывается на гуманной педагогике будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное „Я”.
7) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель избирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
Избирая метод, воспитатель должен быть убежденным в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование данного метода. Выбор методов должен быть подготовленным и предусматривать реальные условия для осуществления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ