Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому

Механизмы и эффекты социальной перцепции

Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому

Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому

Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому

Лекция 4. Общение как познание людьми друг друга

3. Закономерности привлекательности при первом впечатлении

1. Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого; попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

Выделяют 4 основных функции социальной перцепции:

— организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном Я. Осознание себя через другого имеет 2 стороны: идентификацию и рефлексию.

В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, половые, возрастные и профессиональные различия. Огромное влияние оказывает профессия наблюдателя.

Наиболее существенными свойствами наблюдаемого являются: мимика, экспрессия, т.е. способы выражения чувств, жесты и позы, походка, внешний вид, особенности голоса и речи.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Эмпатия это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия – механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

Казуальная атрибуцияпричинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому

2) Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Источник

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Что относится к механизмам перцепции дать толкование каждому

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Источник

Перцепция

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Понятие перцепции: методы, эффекты и результаты

​Перцепция — это процесс прямой интерпретации индивидом окружающих его явлений и предметов при сопутствующем отражении объективной действительности через чувственное познание.

История возникновения понятия восходит к античности и переводится с латинского как «восприятие». Характеристики перцепции исследуются в философии, искусстве, физике, социологии, психологии. Особенное значение термину придается в социально-психологической сфере.

В современной психологии перцепция — активный процесс познания, в результате которого индивид выделяет общие признаки предмета, события или явления. При этом предметы или явления воспринимаются целостным образом, а не фрагментарно. Перцепция всегда связна с процессом мышления, вниманием и памятью.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Социальная перцепция — процесс взаимодействия людей, их взаимное восприятие в процессе общения. Причем перцепция позволяет человеку воспринимать не только окружающее его общество, но в первую очередь самого себя.

Термин «социальной перцепции» ввел американский психолог Джером Бунер, впервые обративший внимание на универсальные социально-психологические механизмы и методы восприятия, которые используют люди во время общения.

Разновидности перцепции

Перцепция является одним из необходимых инструментов, способствующих социализации и адаптации индивида. Через восприятие мы строим отношения с другими людьми, формулируем отношение к ним и оцениваем их характерные черты. О чужих эмоциях и чувствах мы судим по внешнему виду человека, особенностям словесного и невербального общения. На основе полученной информации делаем выводы о личности и ее отношении к нам. Однако эти выводы, как правило, субъективны и зависят от множества ситуативных факторов.

Чтобы лучше разобраться со значением понятия, следует выделить его основные разновидности. Традиционно перцепция подразделяется на следующие типы:

Восприятие человеком

В данной форме субъектом восприятия выступает определенный индивид. Сущность этого вида состоит в процессе когнитивного познания другого человека или группы людей на основе их внутренних и внешних качеств. Оно может проявляться в следующих формах:

Кроме того, важную роль в процессе межличностного восприятия играют представления индивида о самом себе.

В течение жизни человек формирует свою «я-концепцию», отражающую особенности его самовосприятия. Знание о самом себе помогает лучше понимать и анализировать мотивы и поступки других людей. С другой стороны, чем глубже индивид познает остальных, тем лучше осознает собственную идентичность. Этому способствует неосознанное или сознательное сравнение себя с другими.

Восприятие группой

В качестве субъектов выступает группа, которая может воспринимать:

Индивидуальные представления людей друг о друге опираются на групповые оценки личности, доминирующие в социальном коллективе и формирующие общественное мнение. Нередко групповой перцепции присуще искаженное восприятие индивидов, которые принадлежат к чужим группам. Согласно многочисленным научным экспериментам, члены одной группы склонны определять себя дружелюбнее, достойнее и сильнее участников другого коллектива.

Механизмы перцепции

Процесс социальной перцепции — это сложная система межличностного взаимодействия индивидов. На него влияют различные факторы: возраст, личностные свойства людей, их опыт, мотивы, ценности и т. д. В связи с этим ученые выделяют механизмы, которые помогают интерпретировать и учитывать эти компоненты при общении. Среди них наиболее распространенными являются:

Стереотипизация

Подразумевает упрощенное, часто неверное восприятие явления или человека, свойственное социальной общности, к которой принадлежит воспринимающий субъект. Иначе говоря, мнение индивида о другом человеке формируется исходя из устойчивых клише, которые он приписывает всем членам конкретной социальной группы, не осознавая возможности различий между ними. К числу таких представлений можно отнести стереотипы о пунктуальности немцев или вежливости англичан.

Стереотипы помогают человеку обобщать информацию и делать мир вокруг себя более понятным. Однако такое упрощение может привести к негативным последствиям. Неверный или чрезмерно обобщенный стереотип приводит к искаженным представлениям о человеке или группе. Так же как стереотип, основанный на ограниченном опыте, приводит к негативным предубеждениям.

Идентификация

Это чаще всего неосознанное уподобление и сравнение себя с другим человеком или группой в процессе межличностной перцепции. Проекция личностью качеств другого человека на себя позволяет лучше понять внутренние мотивы и эмоциональное состояние другого. Негативным проявлением идентификации является стремление индивида перенять черты характера и личностные свойства чужого человека. В необдуманном подражании другому человеку есть опасность утратить свою уникальность.

Эмпатия

Это понятие близко по значению с идентификацией. Эмпатия выражается в способности индивида понимать внутреннее состояние другого человека, его переживания и чувства. Люди, у которых хорошо развита эмпатия, легко могут представить одну и ту же ситуацию с разных точек зрения и, соответственно, понимать ход мыслей людей, придерживающихся разного мнения.

Способность к считыванию чужих эмоций развивается на протяжение всей жизни и зависит от личного опыта индивида. Человек понимает переживания другого, потому что сам в прошлом переживал подобное состояние.

Аттракция

Этот перцептивный механизм основан на устойчивом позитивном чувстве по отношению к человеку. Положительное отношение приводит к симпатии, влюбленности, дружбе. Позитивный эмоциональный компонент в процессе межличностного общения позволяет людям узнать друг друга глубже. Аттракция возникает на основе общих интересов, взаимопонимания, схожих взглядов и ценностей и т. д. В качестве механизма социальной перцепции ученые рассматривают аттракцию как:

Рефлексия

В социальной психологии под рефлексией подразумевается понимание другого человека через внутреннюю имитацию хода рассуждений. Наблюдая за другими людьми во время общения, мы можем оценить мысли и эмоции, которые вызываем у них.

Также рефлексия включает в себя размышления индивида о своем поведении, действиях, состоянии или отношении к другим людям и событиям. Способность к рефлексии — это навык сознательного человека, который стремится к анализу своего поведения, корректировке и совершенствованию личных качеств.

Атрибуция

Сущность этого механизма состоит в интерпретации поведения другого человека через гипотетические предположения о его мотивах, качествах личности, манере поведения и их дальнейшем приписывании партнеру по взаимодействию. Процесс атрибуции зависит от особенностей самоощущения воспринимающего субъекта. К примеру, если он приписывает кому-то негативные черты, то себя самого представляет по контрасту как носителя положительных черт.

Механизм атрибуции часто субъективен и может привести к недостоверным выводам. Так, люди нередко склонны объяснять поведение других судя по их личным качествам, а не ситуации. Например, если человек нигде не работает, обычно его воспринимают как бездельника, хотя на самом деле на отсутствие работы могло повлиять множество других факторов, которые не были учтены. При этом по отношению к самим себе мы чаще все списываем на внешние факторы.

Результаты процесса перцепции

Нередко в процессе социальной перцепции наше отношение к человеку подвергается когнитивным искажениям, которые мы не сразу можем осознать. Эти эффекты восприятия называют также ошибками мышления, возникающими в результате неверной интерпретации мотивов или эмоционального состояния других людей. К ним относятся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *