Что относится к материально техническим ресурсам

Управление ресурсами предприятия

Управление ресурсами предприятия представляет собой организацию всех составляющих, на которых держится фирма. В первую очередь, это экономическая сторона дела. Грамотное управление финансами — залог того, что компания просуществует долгое время. Из-за неправильного управления предприятие может влезть в долги или обанкротиться. Помимо планирования денег нельзя упускать из виду управления персоналом, материальной базой, информационными ресурсами. Если использовать специальные программы, облегчающие управление бизнесом, можно получить максимальную выгоду и производительность от организации.

Эффективное управление ресурсами предприятия с помощью 1С:ERP Управление предприятием 2

Процессы управления ресурсами предприятия

Чтобы правильно управлять ресурсами фирмы, нужно понимать, какие процессы необходимо включить и задействовать. В них входят закупки сырья, продуктов, товаров, их поставка, управление имеющимися запасами и прочее. Закупка ресурсов считается главным элементом, без которого нечем будет управлять. Выделяют такие процессы управления ресурсами компании:

Управление материальными ресурсами предприятия

Правильное управление материальными ресурсами является залогом успеха предприятия. Без материальной составляющей не было бы остальных процессов, на которых держится фирма. Чтобы труд приносил немалую прибыль, организации нужно создать точную и беспроигрышную структуру движения материальных средств.

Большая часть материальных ресурсов — это главные материалы, из которых изготавливают конечную продукцию. Если брать, к примеру, автомобиль, то это — металл, резина, ткань, кожа, стекло и прочее.

Что касается материалов-помощников, то это те, которые необходимы для обработки, обслуживания готовой продукции, придания ей эстетичности. В основном это смазочные материалы, также всевозможные красители, крепеж и прочее. Сюда можно также отнести упаковку.

Все современные промышленные предприятия имеют вычислительную технику, которая позволяет моделировать материальные потоки, разрабатывать улучшенные схемы управления материальными ресурсами. То, насколько рациональна и продумана организация снабжения сырьем, определяет уровень и рост производительности. Это влияет на формирование цен, снижение себестоимости каждой единицы товара и, как следствие — повышение прибыльности фирмы.

Поставка важных материальных ресурсов считается первым звеном всего производственного процесса. От организации поставки, своевременности привоза сырья в нужном количестве зависит постоянство выпуска продукции, а также то, насколько она будет качественной, долговечной и рентабельной. Для того, чтобы деятельность фирмы была эффективной, необходимо постоянное снабжение производства необходимыми ресурсами в соответствии с заданиями, прописанными в плане. Процесс нужно осуществлять с минимальными потерями финансов при хранении материалов на складе и перевозке транспортными средствами.

Управление человеческими ресурсами предприятия

Нельзя сбрасывать со счетов и человеческие ресурсы, которые не менее важны, чем материальные и финансовые. Ведь именно люди руководят процессами производства, делают закупки, составляют графики и планы, выбирают поставщиков. Грамотное управление человеческими ресурсами необходимо потому, что оно:

Люди считаются важным ресурсом на любом предприятии. Они контролируют качество выпускаемой продукции, что невозможно полностью автоматизировать, придумывают новые проекты, создают полезные инновационные товары, правильно рассчитывают финансы. Люди постоянно развиваются, стремятся к самосовершенствованию. Материальные ресурсы очень ограничены. Людские же — безграничны.

Организация должна преследовать такие принципы:

Управление трудовыми ресурсами предприятия

Трудовые ресурсы — это потенциал работников, как физический, так и интеллектуальный. Управление этими ресурсами представляет собой постоянную деятельность, которая направлена на максимально эффективное использование человеческого потенциала. Делается это для того, чтобы достичь целей, которые поставила перед собой фирма. При этом учитываются интересы самих работников. Управление решает такие задачи как развитие сотрудников, их повышение, продвижение вверх по карьере, а также удовлетворение нужды предприятия в квалифицированных работниках.

Что касается развития сотрудников, то это напрямую связано с кадровой политикой. Она заключается в таких моментах:

Также проводится анализ «текучести» кадров.

Перед наймом работника четко определяются его задачи, квалификация, а также человеческие качества. После успешное управление позволяет уравновесить задачи со способностями сотрудника. То есть, руководитель дает конкретному человеку те задания, с которыми тот сможет справиться максимально хорошо.

Также руководители изучают причины увольнения сотрудников, делают все возможное, чтобы обеспечить стабильность кадров. Прислушиваются к пожеланиям и замечаниям трудящихся, определяют основные методы, которыми можно заинтересовать и простимулировать персонал. Обычно это повышение заработной платы, финансовые вознаграждения, льготы, оплачиваемый отпуск, хорошие условия работы, командировки и прочее.

Частые проверки, оценка качества выполняемой работы подталкивает сотрудников к тому, чтобы выполнять свои задачи как можно лучше, по возможности совершенствоваться. Руководство после проведения оценки выдает премии, повышает зарплату или же выносит благодарность. Также делает обратное: понижает в должности или увольняет нерадивых работников.

Управление информационными ресурсами предприятия

Информационные ресурсы являются ценными знаниями, которыми пользуются руководители и их подчиненные. В основном это информация о клиентах, их ценностях и желаниях. Все это хранится на дисках, цифровых хранилищах, облачных папках — электронных носителях, которые позволяют сберегать большое количество полезных сведений и пользоваться ими в любой момент. Это важно, так как объемы информации увеличиваются, ею становится сложно управлять и держать под контролем. Если в организации возникает информационный хаос, это приводит к замедлению всех процессов.

Главными задачами управления информационными ресурсами считаются:

Управление производственными ресурсами предприятия

Немаловажными элементами деятельности любой формы являются производственные ресурсы. В них входят все орудия труда, применяемые в процессе работы, материалы, также сам труд и приходящая информация. Все они воплощают собой единую структуру, которая позволяет в совокупности взаимодействовать и создавать материальные блага.

Управление позволяет повысить эффективность использования каждого из этих ресурсов. Также сделать все возможное, чтобы они максимально точно функционировали в системе производства. Поэтому, чтобы решить подобную организационную задачу, используются подсистемы, которые связаны между собой. Это организация труда, информационных процессов, движения материальных средств.

Все эти подсистемы направлены на то, чтобы управлять ресурсами и эффективно их использовать во всех процессах, происходящих в компании.

Управление экономическими ресурсами предприятия

Управление экономическими ресурсами, использование информационных технологий и специальных программ для его воплощения даст возможность вывести предприятие на новый уровень работы. Прежде всего, проводится постоянный мониторинг экономического состояния фирмы, чтобы своевременно обнаружить ошибки, а также разглядеть потенциал и возможности для будущего роста. Используют показатели, которые сигнализируют о нормальном развитии компании или же об отклонениях от нормы.

Если обнаружились серьезные отклонения от стабильной работы экономической деятельности, согласно системы нормативных плановых финансовых показателей, сначала определяют масштабы этих нарушений. А после выбирают лучшие системы защиты, способные предотвратить массу потерь. Также исследуются факторы, из-за которых предприятие развивается не по плану.

Цели управления могут быть следующими:

Необходимо постоянно уделять внимание контролю экономических ресурсов, а также реализовывать мероприятия, которые улучшают эту сферу производства. После проведения контроля результаты фиксируются и время от времени анализируются, чтобы можно было вносить коррективы в те меры, которые будут приниматься в дальнейшем.

По мере того, как развивается управление, повышается его эффективность. Ее определяют ростом положительных изменений на предприятии, наличием ресурсов, которые нужны для создания продукции, а также условиями их применения. Также ее определяют степенью достижения тех или иных целей, сопоставлением роста и развития предприятия с затраченными на это ресурсами.

ERP система управления ресурсами предприятия

ERP представляет собой систему, которая позволяет эффективно планировать ресурсы фирмы. Это целый комплекс программ, объединенных одной целью — управление ключевыми процессами производства. Электронная система позволяет автоматизировать многие элементы деятельности. Это касается:

1C:ERP. Мы внедрили уже более 1000 проектов!

Также она полезна и в другом — дает возможность руководству видеть полную картину того, как работает компания. С помощью ERP-системы можно создавать новые стратегии, принимать текущие решения, а также улучшать управление. Ее главным достоинством считается хранение, а также применение ценной информации в нужное время. Система позволяет иметь нужные сведения под рукой, а также предотвращает риски их утери. Благодаря автоматизации, налаженному устройству всех модулей информация о каждом отделе предприятия, по каждому работнику всегда будет находиться в доступности.

Не менее важным преимуществом является то, что теперь можно легко управлять финансами. Также вовремя подавать отчеты, предотвращая возможные ошибки и человеческий фактор, создавать наперед прогнозы касательно прибыли.

В систему ERP входят такие модули:

Система ERP позволяет управлять проектами, анализировать затраты на их осуществление, чтобы деятельность была прибыльной и результативной. При управлении производством можно осуществлять мониторинг, следить за заказами, следить за качеством выпускаемой продукции, вести документацию, не забыть о плановом техобслуживании оборудования, проводить своевременный ремонт техники, анализировать показатели производственного труда.

При управлении логистикой система позволяет следить за процессами поставок товара, закупок материалов, хранения готовой продукции на складах. Также управлять транспортом, отслеживать его местонахождение.

Можно автоматизировать управление персоналом. Это касается поиска нужных кадров, отбора, обучения, а также оценки работы каждого сотрудника. Система позволяет проводить аттестации, мотивировать работников, рассчитывать заработную плату и многое другое.

Источник

Статья 2. Материально-техническое оснащение

Статья 2. Материально-техническое оснащение

1) хозяйственное содержание зданий и земельных участков, служебных и иных рабочих помещений (в том числе арендуемых) в состоянии, соответствующем противопожарным, санитарным, экологическим и иным установленным законодательством требованиям; оплату электроэнергии, коммунальных услуг, услуг связи, технического обслуживания, проведения всех видов ремонта имущества (капитальный ремонт зданий, помещений на основании актов обследования и дефектных ведомостей, текущий ремонт зданий, сооружений, помещений, инвентаря, оборудования и т. д.); охрану помещений (установка, наладка и эксплуатация охранной, пожарной сигнализации, системы контроля доступа, приборов видеонаблюдения); благоустройство территории; оснащение рабочих общеотраслевых профессий спецодеждой, хозяйственным инвентарем, материальными запасами;

2) аренду зданий, помещений в случаях, когда за Учреждением не закреплено на праве оперативного управления муниципальное здание (помещение) или недостаточна имеющаяся площадь помещений; аренду (прокат) других нефинансовых активов (светового, звукового, сценического оборудования, транспорта, костюмов и др.);

3) организацию и содержание рабочих мест, в том числе оборудование мебелью; обеспечение канцелярскими принадлежностями и расходными материалами, специальную оценку условий труда;

4) транспортное обслуживание в служебных и хозяйственных целях;

5) оснащение компьютерной техникой, программным обеспечением, комплектующими и расходными материалами и ее обслуживанием; информационное сопровождение нормативно-правовых баз данных, лицензионное программное обеспечение, обновление справочно-информационных баз данных с учетом изучения спроса, потребности с учетом морального износа и технического состояния;

6) кадровое обеспечение с учетом квалификационных требований, организацию профессионального образования, дополнительного профессионального образования, повышение квалификации работников;

7) организацию и ведение бухгалтерского учета;

8) организацию делопроизводства, в том числе обеспечение режима секретности;

9) архивное обеспечение;

10) машинописные и множительно-копировальные работы;

Информация об изменениях:

Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 26 августа 2015 г. N 226/14-15-5 в пункт 11 части 1 статьи 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу после опубликования в газете «Южно-Сахалинск сегодня» названного решения

11) приобретение и изготовление бланочной продукции (бланки учетной и отчетной бухгалтерской документации в бюджетных и автономных учреждениях и организациях), проведение подписки на периодические издания и литературу в пределах нормативов оснащения и нормативов финансовых затрат;

12) возмещение расходов, связанных с командировками работников учреждений культуры и централизованной бухгалтерии, осуществляемых на основании порядка и условий, устанавливаемых муниципальными правовыми актами;

13) проведение различных культурно-досуговых и информационно-просветительских мероприятий, обеспечение награждения участников.

2. На основании настоящего Порядка осуществляется расчет объемов необходимого финансирования предоставления услуг в сфере культуры и искусства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с утвержденными в настоящем Порядке нормативами оснащения и нормативами финансовых затрат.

Нормативы финансовых затрат ежегодно индексируются в размере утвержденного в установленном порядке формирования бюджета на очередной финансовый год индекса-дефлятора.

3. Муниципальное имущество (служебные помещения, транспорт и пр.), закрепляется за Учреждениями на праве оперативного управления в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Материально-производственный запас организации: что входит в его состав, классификация МПЗ

Что относится к материально техническим ресурсам

Производственные запасы – это основа для всего оборота компании. Именно эти предметы труда и позволяют осуществлять создания продукции. И с ними стоит познакомиться поближе, для того чтобы наладить бесперебойную работу.

В процессе производства большая часть материально-производственных запасов применяется в качестве предметов труда. В каждом производственном цикле (период с момента запуска производственного процесса до момента выхода готового продукта) они целиком потребляются.

Кстати, цикл – в данном случае является определяющим понятием. Ведь лишь те объекты, которые полностью утрачиваются, и относятся к обсуждаемой теме. Другими словами, это расходные ресурсы, сырье, катализаторы процедуры, которые тратятся.

В отличие от многоцикличных предметов, например, оборудования, станка. Ведь его срок жизни на предприятии определяется не циклом, а сроком годности, который теоретически и может быть равен или даже менее длителен, чем диапазон цикла, но все же в него не входит.

Что относится к материально техническим ресурсам

Понятие и классификация материально-производственных запасов

Чтобы понять суть этого термина, достаточно уяснить тот факт, что это расходники. То есть предметы, которые свою совокупную стоимость полностью теряют, отдают конечному продукту. Который и является товаром, итогом всего процесса. Выходит, именно эти элементы представляют собой основную строку расходов – а значит, себестоимости. Конечно, сюда еще следует добавить множество иных источников трат, как транспортировка, оформление, оплата пошлин и налогов за исключение НДС.

Второй аспект, который определяет термин – это однократность. Они участвуют в производстве лишь один раз. Даже если после цикла сохранились остатки, это всего лишь означает, что не все ресурсы были задействованы. Но после того как материал один раз участвует в создании изделия, он уже не может быть использован повторно.

Логично предположить, что это в первую очередь сырье. Из которого и создают товар. Но помимо него есть еще множество различных объектов, которые, так или иначе, задействованы в цикле. Если говорить о МПЗ, понятия и классификация существуют различные. Но главный способ группировки всегда один – деление на основные и вспомогательные. Далее можно классифицировать по роли в процессе, по техническим характеристикам и иным параметрам. Но всегда выделяют главные запасы, которые формируют будущий продукт, и вспомогательные. Далее можно классифицировать по роли в процессе, по техническим характеристикам и иным элементам. Но всегда выделяют основные запасы, которые и формируют будущий продукт, и вспомогательные. Они напрямую не становятся частью товара, но без них процедура все равно будет невозможна.

Что данная категория включает в себя

Что относится к материально техническим ресурсам

В первую очередь — основные резервы. Это сырье, которое становится частью продукта. Примечательно, что такое понятие чаще применяют, если речь идет о сельскохозяйственной продукции. В остальных случаях принято именовать основу – материалами. Источники могут быть разнообразные. Одни товары создаются буквально из парочки наименований, для других нужны десятки или даже сотни видов. Далее запчасти. То есть некоторые элементы, которые входят в его состав, но не создаются на производстве либо в принципе участвуют в ином цикле. Последний аспект – полуфабрикаты. Уже почти готовые изделия, которые закупаются у контрагента. И также применяются для производственного процесса.

Еще в состав материальных запасов включаются дополнительные объекты. Они необходимы для работы, но не из них создается изделие. Они могут напрямую влиять как вещества для нанесения маркеров, так и не затрагивать его в целом. Например, расходники для обслуживания имущества, содержания его, защиты от внешней среды, тара, упаковочные предметы, даже спецодежда. При этом стоит строго отделять упаковки, которые являются частью товара, и те, которые относятся к дополнительным элементам. Так, стеклянная тара, в которой содержатся корнишоны – это часть продукции. А вот картонная коробка, в которой производится транспортировка, а также скотч, с помощью которого ящики фиксируются – это уже дополнительные объекты.

Источник

ТМЦ: что это такое, расшифровка аббревиатуры: примеры товарно-материальных ценностей

Что относится к материально техническим ресурсам

В этой статье мы разберем такое понятие, как товары ТМЦ, что это такое, какие виды продукции относятся к этому термину, как вопрос связан с бухгалтерией, какие проверки необходимо проводить.

А также на конкретных примерах посмотрим, на каких стадиях производственного цикла могут присутствовать подобного рода элементы. Зачастую принято считать, что под этим термином подразумевают некий запас имущества, который отражается в бухгалтерском учете. Но на самом деле, понятие гораздо шире и включает множество различных объектов.

Перед началом хотелось бы отметить, что вопреки расхожему мнению, данная сфера в принципе контролируется массой законов, а не одной конкретной нормой. Это и ФЗ «О бухучете», и акты минфина, и указы президента.

Что относится к материально техническим ресурсам

Что такое ТМЦ, расшифровка

Сначала разберемся с определением. Под ним подразумевают все активы конкретного предприятия, которые участвуют в оборотном процессе и являются доходными. Это и товар, и расходные элементы, которые сопровождают реализацию. Так, сюда можно отнести рулон пакетов, который используется в продуктовых магазинах для покупки овощей или сыпучих продуктов. Сам он стоимости не имеет, передается бесплатно, но направлен на упрощение продажи некоторых объектов. Своего рода катализатор, также исчерпаемый. Он — часть оборотного капитала. А вот станок, на котором производится продукция, не относится к циклу, а является элемент прямого капитала. И он не включается в обсуждаемое понятие. Кроме того, в этот термин может входить и обязательство, если оно ориентируется на доход. Например, кредитное обязательство контрагента.

Рассмотрим, как расшифровывается аббревиатура ТМЦ – товарно-материальные ценности. Сразу становится понятно, что в первую очередь — это продукция, которая реализуется в текущий момент. А также и иные объекты, которые либо лишь сопутствуют товару, либо являются его несформированным видом. Незавершенный продукт. Но он все также относится к имуществу компании, также должен подлежать учеты и контролю. К примеру, автомобиль, который пока не обзавелся оптикой (фарами), остается автомобилем. Его нельзя продать, но он уже представляет значимость для организации. Хотя на реализацию будет направлен только после завершения производственного процесса. Пока это лишь частица будущего продукта.

Итак, ТМЦ (расшифровка аббревиатуры), что это: ценности товарного в первую очередь, но одновременно и материального характера. И это значит, что нематериальные активы, авторские права, торговые знаки, программы, патенты – все это уже не относится к данной сфере.

Что это значит в бухучете

Поскольку это и средство производства, и продукт для реализации, категория нуждается в четком контроле. Это фактически основной ресурс компании, которым она и апеллирует. В бухгалтерии термин имеет широкую трактовку. По одной версии — это та часть имущества фирмы, которая непосредственно участвует и отвечает за процесс внутри организации. По другой — это в принципе имущественная доля хозяйствующего субъекта, которая необходимо для нормальной деятельности, расширения и развития предприятия. Есть и третий взгляд на то, что является ТМЦ и что к ним относится: это орудие труда, которое своей вещественной формой составляет будущий продукт. И в обязательном порядке принадлежит к производственному циклу.

То есть есть более узкие и широкие трактовки. Но важность этой категории везде выносится на передний план. Равно, как и принципиально значение скрупулезного бухгалтерского учета. Для чего и существует масса разнообразных проверок. И в частности, ключевая из них — инвентаризация.

Источник

Регламентация процесса управления материальными запасами

Основной задачей руководства и сотрудников служб снабжения, плановой и финансовой служб является эффективное управление движением материальных и финансовых ресурсов — управление процессами снабжения и сбыта, запасами и оборотными средствами, вложенными в эти запасы. Эти службы должны своевременно выявлять излишние запасы материальных ресурсов с целью определения возможности их реализации и предупреждать о наличии и появлении дефицитных позиций по товарно-материальным ценностям на предприятии, которые грозят нарушить бесперебойность организации процесса производства.

Грамотное управление способствует увеличению оборачиваемости запасов, снижению уровня неликвидов, позволяет освободить денежные средства.

Чем крупнее предприятие, чем большим объемом ресурсов приходится управлять, тем более заметны сложности в организации материально-технического снабжения, тем важнее проведение работ по оптимизации процесса управления МТР.

Регламентировать процесс управления запасами можно с помощью разработки и внедрения в компании «Положения об управлении материально-техническими ресурсами».

Процесс этот необходимо рассматривать в комплексе, ведь управления запасами — это планирование, осуществление закупок, учет запасов, управление группами запасов, обеспечение процесса управления запасами.

1. Планирование МТР

Первая глава Положения посвящена планированию процесса приобретения запасов — планирование бюджета (денежные показатели) и планирование закупок (натуральные показатели).

Что относится к материально техническим ресурсам
Рис. 1. Планирование бюджета МТР

1.1. Планирование бюджета МТР

Основой бюджета поставок материально-технических ресурсов являются производственная программа, программа капитального ремонта и программа инвестиций компании (далее — Программы) (рис. 1.) Срок формирования бюджета МТР — август-сентябрь года, предшествующего году планирования.

А) Производственные единицы (цеха, филиалы) и производственные отделы Аппарата управления, на основании Программ формируют бюджет закупок МТР и передают его в отдел материально-технического снабжения (ОМТС).

Б) Отдел МТС согласовывает с планово-экономическим отделом лимитов затрат на приобретение МТР, при необходимости проводит корректировку.

В) Отдел МТС передает согласованные показатели бюджета и Программы в Управление материального снабжения.

На основании сформированных лимитов затрат на МТР, с учетом имеющихся остатков МТР на складах, формируется план поставок.

Отдел МТС совместно с Управлением материального снабжения формирует помесячный план финансирования МТР и оборудования, исходя из сроков поставки и изготовления. При формировании плана финансирования учитывается состояние расчетов с контрагентами и ожидаемая дебиторская и кредиторская задолженности.

При возникновении необходимости корректировки бюджета руководитель дает указание директору Управления материального снабжения для внесения соответствующих поправок. Управление материального снабжения направляет в финансовый отдел на согласование изменения в план финансирования МТР. После рассмотрения финансовый отдел направляет в УМС и ОМТС откорректированный план финансирования.

1.2. Планирование закупок МТР

Что относится к материально техническим ресурсам
Рис. 2. Планирование поставок МТР

С целью формирования плана поставок МТР осуществляется заявочная кампания, которая проводится в один или два этапа в срок до ноября года, предшествующего срокам поставки по следующему алгоритму:

А) Отдел МТС, согласно финансовому плану, предоставляет в Управление материального снабжения контрольные цифры в денежном выражении по затратам на материальные ресурсы, а также доводит их до производственных единиц Общества.

Б) Производственные единицы предоставляют:

– в производственные отделы Аппарата Управления — пообъектные и сводные ведомости потребности в МТР и оборудовании;

– в Управление материального снабжения — согласованные с производственными отделами Общества ведомости потребности в МТР и оборудовании.

В) В случае отклонения от плановых показателей в сторону увеличения, начальники производственных отделов производят корректировку плана поставок, основываясь на выполнении Программ Общества, выделяя приоритетные виды работ.

Г) Начальники производственных отделов Администрации производят проверку содержания заявок филиалов на предмет исключения из них технически или морально устаревших наименований МТР и предоставляют в Управление материального снабжения:

– сводные потребности МТР по всем направлениям расхода;

– распределение заявленных МТР в разрезе производственных единиц Общества.

Д) Управление материального снабжения, на основании предоставленных документов, составляет предварительный план поставок МТР в номенклатурном и стоимостном выражении и производит сверку с доведенными плановыми показателями. После согласования и корректировки передает предварительный план поставок МТР в ОМТС.

Е) ОМТС проверяет предварительный план поставок МТР на соответствие финансовому плану и утверждает предварительный план поставок у генерального директора Общества.

Ж) План поставок МТР с разбивкой по направлениям деятельности и помесячным срокам поставки, с указанием номенклатуры, доводится до производственных единиц Общества.

2. Осуществление закупок МТР

2.1. Централизованные поставки

В некоторых компаниях, являющихся частью холдингов или вертикально-интегрированных структур, существенная доля закупок материальных ресурсов производится централизованно через материнскую компанию. В таком случае в данной главе необходимо регламентировать взаимодействие с вышестоящей организацией по вопросу приобретения МТР.

2.2. Поставки по прямым договорам

Каждая компания в процессе производственной деятельности имеет дело с десятками и сотнями контрагентов, осуществляющих компании поставки материальных запасов. Необходимо описать весь спектр вопросов, касающихся приобретения МТР по прямым договорам с контрагентами: поиск контрагентов, порядок заключения договоров, осуществления оплаты, сверки денежных расчетов и т.д.

2.3. Организация тендерных закупок

Тендерные закупки являются обязательными только для госструктур, но находят все большее применение и в коммерческих компаниях.

Наиболее предпочтительным способом закупок является проведение открытого конкурса.

Размещение заказов на тендерной основе — пожалуй, тема отдельной статьи или отдельного регламента.

2.4. Поставки по договорам лизинга

Финансовый лизинг является современным распространенным инструментом, позволяющим предприятию приобретать оборудование на заемные средства, проводя ускоренную амортизацию и экономя при этом на налогах. При этом приобретение в лизинг — процедура специфичная, учитывая взаимодействие лизингополучателя с несколькими организациями — банком, лизингодателем, поставщиком оборудования. В вопросе приобретения по лизингу необходимо четкое взаимодействие служб компании — финансистов, бухгалтерии, отдела МТС, производственных отделов. Если вы планируете приобретать оборудование в лизинг, имеет смысл посвятить поставкам по договорам лизинга отдельную главу Положения.

3. Учет МТР

В данной главе описываются вопросы приема-отпуска, классификации и оценки запасов.

3.1. Прием и отпуск МТР

3.2. Классификация и оценка запасов

К материально-производственным запасам относятся активы, соответствующие требованиям Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

Материалы при их постановке на учет оцениваются в размере фактических затрат на их приобретение.

Оценка материалов и готовой продукции при их выбытии производится по способу средней себестоимости.

Готовая продукция оценивается при постановке на учет по сокращенной производственной себестоимости.

Товары, приобретенные для перепродажи, оцениваются при их постановке на учет в размере затрат по их приобретению, но без учета расходов по их доставке (включая погрузочно-разгрузочные работы), которые относятся на расходы на продажу. При выбытии товары оцениваются по способу средней себестоимости.

4. Управление группами материальных запасов

В этой главе описываются методы управления материальными запасами на предприятии. Выделяются несколько групп производственных запасов, соответственно для каждой из них формируется своя стратегия управления.

Виды производственных запасов:

4.1. Текущий запас — основной вид запаса, поэтому норма оборотных средств в текущем запасе является главной определяющей величиной всей нормы запаса в днях.

Текущий производственный запас предназначен для ведения производственно-хозяйственной деятельности компании.

На размер текущего запаса влияет периодичность поставок материалов по договору с поставщиками (цикл снабжения), а также объем их потребления в производстве.

Наличие оптимальных запасов на предприятии, которое можно обеспечить путем организации управления и контроля за потоками материальных и финансовых ресурсов, за состоянием и уровнем запасов позволяет компании бесперебойно функционировать при малом объеме «омертвленных» материальных ресурсов и небольших размерах отвлеченных оборотных средств, вложенных в эти запасы.

Организации оперативного контроля и управления запасами материальных ресурсов способствует внедрение автоматизированных систем управления предприятиями, которые позволяют наладить учет движения материальных ресурсов (поступление, расход, ежесуточные остатки). Результатом решения задачи по оперативному контролю является получение ежедневной (недельной, декадной, месячной или иной периодичности) информации о фактическом наличии запасов на складах предприятия и степени их соответствия установленным нормам. Это позволяет осуществлять непрерывный контроль за их величиной, своевременно и оперативно выявлять образование излишних остатков или дефицита по отдельным позициям, который может нарушить организацию бесперебойности функционирования потребителя.

4.2. Страховой (аварийный, гарантийный) запас — второй по величине вид запаса, определяющий общую норму. Страховой запас необходим на каждом предприятии для гарантии непрерывности процесса производства в случаях нарушений условий и сроков поставок материалов поставщиками, транспортом или отгрузки некомплектных партий.

Оперативный запас предназначен для использования в текущей производственной деятельности предприятия. Отпуск материалов производится после согласования с заместителем руководителя компании по направлению деятельности.

Оперативный запас устанавливается в размере 60–80% от страхового.

Неснижаемый запас предназначен только для использования в исключительных случаях.

Неснижаемый запас составляет 20–40% от объема страхового запаса.

При снижении уровня страхового запаса ниже неснижаемого необходимо его пополнение до уровня страхового.

Материалы страхового запаса должны систематически заменяться по истечении срока годности в соответствии с техническими условиями на них.

Необходимо осуществлять учет поступления и расходования страхового запаса не реже 1 раза в квартал.

Нормы страхового запаса должны быть утверждены руководителем (заместителем руководителя компании).

4.3. Транспортный запас создается на период разрыва между сроком грузооборота и документооборота. При поставках материалов на дальние расстояния срок оплаты расчетных документов опережает срок прибытия материальных ценностей. Транспортный запас не устанавливается в тех случаях, когда срок получения материалов совпадает со сроками оплаты расчетных документов или опережает его.

4.4. Технологический запас создается на период времени для подготовки материалов к производству, включая время на анализ и лабораторные испытания. Учитывается технологический запас в общей норме в том случае, если он не является составной частью процесса производства.

4.5. Подготовительный запас, необходимый на период выгрузки, доставки, приемки и складирования материалов, принимается также в расчет нормы запаса по сырью, основным материалам и покупным полуфабрикатам. Нормы этого времени устанавливаются по каждой операции на средний размер поставки, исходя из технологических расчетов или путем проведения хронометража.

4.6. Неликвидные запасы — медленно реализуемые или нереализуемые запасы.

В процессе ежегодной инвентаризации определяются запасы, относящиеся к данной группе. Каждое предприятие само решает, по какому критерию запас относить к категории неликвидов. Например, один из вариантов — считать неликвидом товар, находящиеся на складе без движения в течение 12 месяцев.

Необходимо систематически проводить анализ причин появления неликвидов, чтобы устранить эти причины в будущем.

Необходимо сокращать инвестиции в медленно реализуемые и нереализуемые виды запасов и, возможно, даже перестать их закупать.

4.7. АВС- и XYZ-анализ

АВС- и XYZ-анализ является несложным, но достаточно эффективным инструментом управления запасами, строящимся на принципе Парето, более известного как «правило — 20 на 80». XYZ-анализ — изучение стабильности продаж, — обычно используется вместе с ABC-анализом, позволяющим выделить ключевые для фирмы-продавца товары. Проведя такой анализ в своей компании, мы получили достаточно неожиданные результаты и провели корректировку тактики управления некоторыми категориями своих запасов.

Ввиду достаточного количества публикаций, подробности проведения АВС- и XYZ-анализа в данной статье мы опускаем.

5. Обеспечение процесса управления материальными запасами

Данная глава описывает вспомогательные функции процесса управления материальными запасами.

а также любые другие отчеты, в соответствие со спецификой предприятия.

5.2. Программное обеспечение

В этом подразделе описывается программное обеспечение, служащее для автоматизации учета МТР компании, будь то широко распространенная 1С:Склад или сложная ERP-система, имеющая многоуровневое территориальное распределение. Программное обеспечение используется для учета складских операций прихода, расхода и перемещения и подготовки данных для отражения выполненных складских операций на бухгалтерских счетах.

5.3. Обеспечение безопасности

5.4. Подготовка кадров

Обучение специалистов в области логистики осуществляется с целью повышения эффективности и качества труда работников, овладения новыми методами и навыками работы в условиях рыночной экономики и реализуется в соответствии с системой внутрифирменного образования руководителей и специалистов.

В данном подразделе освещаются вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов. Необходимо определить приоритеты, периодичность проведения, возможно, и перечень учебных заведений.

Для разработки «Положения об управлении материальными запасами» в компании целесообразно создать рабочую группу, состоящую из заинтересованных специалистов под руководством заместителя руководителя предприятия, в ведении которого находятся вопросы снабжения и логистики.

После разработки «Положения об управлении материальными запасами» необходимо проведение его согласования со всеми подразделениями компании, участвующими в процессе планирования и использования МТР: финансово-экономической службой, отделом капитального строительства, производственными отделами и службами, бухгалтерией и т.д. После согласований Положение утверждается приказом руководителя предприятия и приобретает статус распорядительного документа, обязательного для исполнения.

Системное видение процесса управления МТР позволяет осуществлять стратегическое и тактическое планирование, повысить эффективность управления материальными запасами, сделать прозрачной систему материального снабжения, повысить качество основного продукта.

© Интернет-проект «Корпоративный менеджмент», 1998–2021

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *