Что относится к креативным индустриям
Что такое креативные индустрии?
Как появился термин «креативные индустрии»?
Термин «креативные индустрии» имеет ряд коннотаций: от экономических до социокультурных. В экономике синонимы креативных индустрий — креативная экономика или экономика знаний: сектор, так или иначе связанный с интеллектуальной деятельностью человека. Впервые термин «креативная экономика» использован нью-йоркским журналом Businessweek в 2000 году и с тех пор становится только шире. Базовые характеристики креативных индустрий — существенная роль инновационных технологий в различных областях творческой деятельности: разработке игр, широком спектре программных продуктов, продуктов виртуальной и дополненной реальности, музыке, искусстве, рекламе, архитектуре, кинематографии, анимации, дизайне и других областях, прямо или косвенно связанных с креативной деятельностью.
В социокультурной сфере креативные или творческие индустрии классифицируются как новый тип развития культуры, где объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий. Креативная индустрия создает товары и услуги преимущественно для международного рынка. Привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, самую важную роль играют создатели контента, проще говоря — интеллект. Импульс к развитию креативных индустрий дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект.
Почему креативные индустрии – драйвер экономического роста?
Темпы развития креативных индустрий значительно выше, чем, к примеру, традиционной промышленности или других отраслей: даже во время экономического спада объем мирового креативного сектора вырос на 14%. Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений. Плюс — появление сотен новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.
Как дела с экспортом креативных индустрий в России?
Согласно последним данным, Россия также увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. Очевидный подъем сейчас переживает российская индустрия создания цифрового контента: кинопродукция, мультипликационные фильмы, сериалы, IT-приложения, технологии виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр — востребованные продукты на внешних рынках. Кассовые сборы российских фильмов за последние четыре года выросли в 1,5 раза, не меньший успех российских картин в прокате наблюдается и за рубежом. Так, за период с 2015 по 2018 год международные сборы российских фильмов выросли в три раза, а число российских кинофильмов в международном прокате постоянно увеличивается — в два раза за четыре года. Выручка российской креативной индустрии в 2017 году составила 8 трлн рублей. Ежегодно продажи российского контента на зарубежных рынках увеличиваются на 20%. По данным РЭЦ, география покрытия международных рынков российским контентом в 2018 году уже составляла 140 стран. Вклад креативных индустрий в российскую экономику пока не велик, но есть движение в позитивном направлении. Например, весной 2019 года было принято решение, что в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг».
Что такое рибейты и кому они положены?
Планируется, что система рибейтов не только привлечет в Россию крупнейшие международные кинокомпании, но и позитивно скажется на въездном туризме, усилив, к примеру, его сравнительно новый вид — популярный в мире кинотуризм.
По данным РЭЦ, российские компании, которые производят, в частности, сериалы и анимацию, сегодня активно работают с зарубежными партнерами с целью получения заказов для реализации в России программы рибейтов. Генеральный директор РЭЦ Андрей Слепнев рассказал, что запросы о работе в России уже поступают от американских, британских, индийских и китайских компаний. Надо отметить, что именно на РЭЦ возложены функции агента правительства по предоставлению бюджетных субсидий. В частности, РЭЦ будет организовывать отбор заявок от иностранных кинокомпаний, проверять полноту документации и ее соответствие правилам предоставления субсидий.
Как получить поддержку экспорта креативных индустрий?
Сегодня при всесторонней поддержке РЭЦ за рубеж уже продается продукция компаний аудиовизуального производства: сериалы, кино, мультфильмы, в фокусе — театрализованные постановки. С целью поддержки предпринимателей РЭЦ разрабатывает меры господдержки и оказывает реальную помощь в получении кредитов, налоговых и таможенных льгот, привлекает иностранные инвестиции.
Важно отметить, что сегодня креативный сектор — это не только развлекательный контент. Например, РЭЦ поддерживает развитие технологий виртуальной и дополненной реальности, применение которых не ограничивается компьютерными играми, но активно развивается, например, в медицине при проведении высокотехнологичной диагностики, и позволяет сократить длительный процесс реабилитации после хирургических вмешательств.
Среди прочих мер, принимаемых РЭЦ: снижение таможенных пошлин на технику для создания высокотехнологичных разработок и контента, помощь в защите интеллектуальной собственности и регистрации товарных знаков за рубежом, маркетинговая поддержка, организация деловых миссий, привлечение в страну крупных международных отраслевых мероприятий. РЭЦ активно поддерживает участие отрасли в различных международных мероприятиях. По словам Андрея Слепнева, важной частью развития креативных индустрий России является работа по формированию национальных образов. Так, экспорт креативной продукции позитивно скажется на смежных сферах: например, популярность российских мультфильмов уже привлекает на международные рынки игрушки, одежду, аксессуары, продукты питания с изображением героев.
Творчество равно бизнес: что такое креативные индустрии и как начать в них развиваться
Любовь Карась
Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных
Алена Кукушкина
Многие индустрии, такие как архитектура, кино, театр, музыка, телевидение и радио, находятся на стыке культурных и креативных индустрий. Четкой границы нет. Скорее можно говорить не о формальных различиях индустрий, а о концептуальных различиях между ними.
В основе любой культуры лежит эксклюзивность. Одна культура заметно отличается от другой. В этом смысл культурного строительства. Создать особую, уникальную культуру. Креативные индустрии — это индустрии инклюзивные. Этот принцип противоположен эксклюзивности.
Культуру можно уподобить возделыванию сада. Термин „культура“ возник в Античности. И означал он „возделывание“ применительно к сельскому хозяйству. Креатив же можно сравнить с алхимией. Это процесс, при котором объединение нескольких далеких друг от друга вещей дает неожиданный, революционный результат.
Главной особенностью креативных индустрий является способность превращать творчество в высококачественную услугу
Это очень демократичная индустрия. Креатив помогает творчеству преодолеть границы объекта искусства и стать частью повседневной жизни. Это можно сравнить с ситуацией, когда человеку до счастья остается один шаг, но он никак не может его сделать самостоятельно, потому что ему не хватает широты видения, парадоксальности мышления, эрудиции, а также навыков из смежных специальностей. Работники креативных индустрий помогают нам сделать этот шаг. Креаторы видят возможности там, где люди неподготовленные видят только лишь проблемы ».
Максим Лозовский
Профессионал и эксперт в сфере создания и запуска цифровых продуктов, стратегического и проектного управления, бизнес-планирования, повышения конкурентоспособности компаний и регионов, проведения масштабных отраслевых аналитических исследований, наставник проекта Art Team
«Устоявшихся определений креативных индустрий нет. Для целей единого понимания и в конечном счете эффективного управления их развитием я предлагаю считать, что креативные отрасли — это сектора экономики, в процессе функционирования которых создаются объекты интеллектуальной собственности или национального несырьевого и непромышленного экспорта. А для формирования перечня креативных индустрий можно пользоваться классификацией ООН.
Алексей Никишин
Cовременный фотограф, художник, преподаватель, куратор курса «Фотография для новых медиа» и «Фэшн-видео» БВДШ. Снимает рекламные кампании модным российским маркам, сотрудничает с селебрити
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Кто работает в креативных индустриях
Алена Кукушкина
«Креативные индустрии максимально используют достижения современной науки. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, фэшн-коллекции, ивента и так далее) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций.
Все эти профессии условно можно разделить на три группы. В первой группе — теоретики, стратеги, креаторы, концептуальные художники. Эти люди заняты аналитической креативной работой. Они изучают возможности, которые открывает перед нами современный мир, и создают прототипы креативных продуктов. То, что затем можно масштабировать индустриально. Любой креативный стартап начинается с труда этих людей. Вторая группа профессий — это продюсеры, промоутеры, популяризаторы. Это люди, который налаживают связи с консервативной частью нашей цивилизации. С жесткими иерархическими системами. Это специалисты, которые работают в В2В и В2G.
Особенность креативных индустрий — в том, что один человек может иметь множество компетенций и совмещать работу во всех трех группах. Например, быть концептуальным художником и куратором, продюсером и самостоятельно производить и распространять созданный креативный контент.
Важной особенностью креативных индустрий является то, что создаются новые профессии. Профессии создаются под креативные задачи. Причем обучение часто идет внутри индустрии. Так как в традиционном образовании просто нет специалистов, которые могут обучить этим профессиям. Креативные индустрии похожи на космический корабль, внутри которого происходит технологическая революция. Во время полета корабль совершенствуется и радикально изменяется».
Максим Лозовский
Алексей Никишин
«В креативных индустриях нужен человек, который смотрит на продукт и делает его современным. Сегодня на рынке таких специалистов практически нет. Для тех, кто занимается креативными проектами, самое важное — это быть в современной культуре. Быть погруженным в нее. Обычно те, кто занимается современными проектами, сами не современны. Из-за этого происходит сбой».
Как начать развиваться в сфере креативных индустрий
Алена Кукушкина
«В России много возможностей получить достойное образование в креативных индустриях. В нашей природе — большое творческое начало и много любви к креативным процессам. Самыми яркими, на мой взгляд, являются институции НИУ ВШЭ, БВШД, Институт «Стрелка», Академия коммуникаций Wordshop, проекты Роскультцентра.
Есть и другие классные институции. Все зависит от индустриальной специализации, которую вы выбираете. Много насыщенных современных программ, дающих возможность получить первое высшее или дополнительное профессиональное образование. Мне очень нравится методический подход, который использует RCA (Royal College of Art) в Лондоне. Их базовые стейтменты: «Learning that lasts a lifetime», «Collaborations & partnerships», «Community Engagement».
Нужно искать комьюнити, в котором активно идут креативные процессы. И стараться стать частью этого творческого объединения. Потому что ты двигаешь комьюнити, а комьюнити продвигает тебя. Важно участвовать в программах и конкурсах, которые инициирует государство. Пример прекрасной программы Роскультцентра — Art Team 2.0. Программа предназначена тем, кто создает свои креативные проекты, хочет повысить свои скиллы в менеджменте, стратегии и коммуникации».
Максим Лозовский
Для старта развития в креативных индустриях могу посоветовать следующее. Начать вести свой блог. Помогать с организацией мероприятий. Освоить новую компьютерную программу. Вариантов масса. Самое правильное — изучать себя, а не конкретную индустрию. И не стоять на месте».
Как будет развиваться сфера креативных индустрий?
Максим Лозовский
«Креативные индустрии — драйверы экономического роста. Просто сравните темпы роста: мировая экономика растет на 2–3% в год, креативные индустрии в мире — на 15–20%. В России: экономика (без учета пандемийного времени) — растет на 1–2% в год, тогда как — 40–50%, книжный рынок — 10–11%, игры — 20–30%.
Креативные индустрии будут расти быстрыми темпами. Крупные традиционные компании будут продолжать консолидировать рынки. Сохранятся риски деформации отраслей со стороны технологических гигантов. Если не принимать системных мер на уровне государства, пиратство будет сдерживать развитие креативных отраслей».
Алексей Никишин
Алена Кукушкина
«Креативные индустрии будут очень активно развиваться, потому что они помогают лучше использовать ресурсы планеты. Креативные индустрии повышают качество жизни и дают шанс на самореализацию большому количеству людей. Креативные индустрии развивают технологии и инвестируют в будущее. Креативные индустрии улучшают наше эмоциональное здоровье, потому что креативность — это борьба с рутиной и монотонностью. Появятся или укрепят свои позиции множество новых профессий: специалисты по нейроинтерфейсам, разработчики умных тканей, операторы умных городов, специалисты по ресайклингу в ».
Что относится к креативным индустриям
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р Об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г.
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.
2. Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработать проект плана мероприятий по реализации Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года и представить его в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2022 г.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
разработать комплекс мер, направленных на развитие творческих (креативных) индустрий;
учитывать положения Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года при разработке региональных стратегий социально-экономического развития.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 сентября 2021 г. N 2613-р
Концепция
развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года
I. Общие положения
Концепция разработана с учетом положений Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», и направлена на достижение целей, задач и приоритетов пространственного развития Российской Федерации, определенных Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р.
Реализация Концепции будет способствовать достижению следующих национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»:
возможность для самореализации и развития талантов;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство в сфере культуры, поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для целей настоящей Концепции используются следующие понятия:
К творческим (креативным) индустриям относятся в том числе:
индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);
индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);
современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.);
прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.).
С точки зрения территориальной привязки субъектов творческих (креативных) индустрий можно выделить:
II. Основные тенденции развития творческих (креативных) индустрий
В соответствии с подходами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) творческие (креативные) индустрии сочетают создание, производство и коммерциализацию товаров и услуг, которые преимущественно основаны на использовании результатов интеллектуальной деятельности.
По состоянию на 2020 год ярко прослеживается ряд глобальных трендов:
основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают именно результаты интеллектуальной, творческой деятельности;
во всех видах творческой деятельности активно распространяются дистанционные формы работы, а доступность результатов такой работы для создания новых товаров и услуг крайне высока вследствие масштабного внедрения информационно-телекоммуникационных технологий;
распространение и воспроизводство многих товаров и услуг происходит исключительно в цифровой среде, а унификация материальных производств и развитая транспортная система сделали рынки глобальными.
Кризис, связанный с пандемией и сопутствующими ей экономическими, технологическими и социальными процессами, определил ряд структурных изменений, которые делают своевременным принятие Концепции. Так, форсированная цифровизация и трансформация структуры занятости населения в целом способствуют росту сектора креативной экономики и увеличению его доли в национальной экономике даже в кризисных условиях.
Согласно прогнозам в среднесрочном периоде развитие цифровых технологий (в том числе технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, современных технологий производств) приведет к сокращению до половины существующих рабочих мест.
Одним из наиболее перспективных направлений сохранения рабочих мест и создания новых являются творческие (креативные) индустрии, неразрывно связанные с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор творческих (креативных) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно актуально в период кризисных явлений в экономике.
Сектор творческих (креативных) индустрий обладает потенциалом создания высокой добавленной стоимости, что делает его привлекательным как для предпринимателей, так и для инвесторов. Для многих направлений сектора характерен относительно низкий барьер входа на рынок, что дает возможность развития своего дела широким слоям населения (в том числе женщинам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, людям, проживающим в сельской местности и в малых городах), позволяет преодолеть ограничения развития, связанные с недостаточным объемом локального рынка и удаленностью места проживания предпринимателя, сохранять человеческий капитал в регионах и муниципальных образованиях, обеспечить сбалансированное территориальное развитие.
Таким образом, творческие (креативные) индустрии можно отнести к гуманитарным секторам экономики.
Вместе с тем сектор творческих (креативных) индустрий в силу отсутствия привязки к локальному рынку, и обладая существенным экспортным потенциалом, растет.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года одной из основных проблем пространственного развития Российской Федерации является недостаточное количество центров экономического роста для обеспечения ускорения экономического роста Российской Федерации.
К числу основных проблем пространственного развития Российской Федерации также отнесены высокая доля малопроизводительных и низкотехнологичных производств в структуре экономик субъектов Российской Федерации, а также низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов, на сельских территориях за пределами крупных и крупнейших городских агломераций.
С учетом этих тенденций при реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года необходимо фокусироваться и выбирать в качестве приоритетов поддержки виды предпринимательства, базирующиеся на использовании результатов творческой, интеллектуальной деятельности, вне зависимости от конкретных видов экономической деятельности, отраслей экономики и (или) доли материальной (производственной) составляющей в итоговом товаре и услуге.
Приоритетами деятельности органов государственной власти всех уровней должно стать увеличение доли такого предпринимательства во всех секторах экономики и особенно в тех, которые определены как перспективные экономические специализации субъектов Российской Федерации, а также поэтапное включение творческих (креативных) индустрий в число таких специализаций.
Развитие творческих (креативных) индустрий как в стоимостном плане, так и в объеме влечет за собой мультипликативный экономический эффект, выражающийся в том числе в:
расширении налогооблагаемой базы за счет выхода более качественной, клиент-ориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью на местные, региональные и международные рынки;
создании новых рабочих мест как в локальных творческих (креативных) индустриях, так и в инвестиционных творческих (креативных) индустриях и росте вклада творческих (креативных) индустрий в экономику страны в целом;
сокращении диспропорций социально-экономического развития, в том числе отставания уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, повышении уровня комфортности городской среды, в том числе в крупных и крупнейших городских агломерациях, за счет использования потенциала творческих (креативных) индустрий;
повышении туристической привлекательности территорий субъектов Российской Федерации, содействии узнаваемости отечественных брендов, создании позитивного имиджа страны за рубежом, росте туристического и инвестиционного потенциала как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов.
III. Проблемы и барьеры развития творческих (креативных) индустрий
Понятие творческих (креативных) индустрий непосредственно связано с региональной и национальной спецификой, отличается от страны к стране, универсального прикладного понимания творческих (креативных) индустрий в мире не существует. В результате простые, очевидные и сквозные для всех отраслей экономики критерии распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики, отсутствуют.
Меры государственной поддержки (малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта) сформированы для приоритетных отраслей индустриальной экономики и не учитывают специфику развития творческих (креативных) индустрий.
В частности, на всех уровнях государственной власти стимулируется приобретение основных средств и оборудования (субсидируются процентные ставки и пр.), но не субсидируется оплата труда, что составляет основу затрат сектора креативной экономики. Создание экосистем поддержки инноваций при всей схожести ориентировано исключительно на технологические проекты (IТ-сектор, медицина, фармацевтика, энергетический кластер и пр.).
Федеральные, региональные и муниципальные программы, за счет которых возможна поддержка, разрознены и не скоординированы. Ведомственный характер финансовых инструментов приводит к тому, что большинство перспективных компаний, создающих продукты на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, оказываются «вне контура» внимания государства.
Творческие (креативные) индустрии сталкиваются с невозможностью однозначно определить оптимальный режим налогообложения создаваемых продуктов и услуг, у предпринимателей возрастают риски переквалификации сделок, административных штрафов и других санкций.
Творческие (креативные) индустрии критически зависят от защищенности и эффективности управления интеллектуальной собственностью. Однако существующие режимы оборота интеллектуальных прав, государственной регистрации сделок с такими правами и механизмы их защиты не позволяют многократно увеличить количество оборачиваемых результатов.
Недостаточно развиты современные инструменты контрактации и заключения лицензионных договоров, механизмы отслеживания нарушений исключительных прав как в онлайн (незаконное использование товарных знаков, распространение копий авторских моделей одежды или цифрового контента), так и в офлайн («материальный» контрафакт и ввоз продукции, нарушающей интеллектуальные права российских компаний, с других территорий). Недостаточно развита судебная практика в части использования доказательной базы, особенно в цифровой среде, объективного и обоснованного определения размера ущерба.
Инфраструктура для развития творческого (креативного) предпринимательства и формирования устойчивых творческих (креативных) индустрий в регионах недостаточно развита. Креативные кластеры, несмотря на высокие риски этого вида предпринимательства, ставятся в один ряд с бизнес- и торговыми центрами.
Объем средств, как грантовых, так и возвратных (венчурных, инвестиционных) недостаточен для ускоренного развития творческого (креативного) предпринимательства. По данным рейтинга банков за 2018 год и Бюллетеня о текущих экономических тенденциях российской экономики N 43, инвестиции в создание нематериальных активов за счет кредитов банков не превышают 0,05 процента. Основным источником квазиинвестиций в развитие творческого (креативного) предпринимательства и поддержки творческих (креативных) индустрий по-прежнему остаются государственные программы, однако их доля в общем потоке инвестиций в экономику составляет не более 0,1 процента (23,4 и 26,8 млрд. рублей в 2018 году и 2019 году соответственно).
Регионы и города Российской Федерации крайне неравномерно включены в процесс развития творческих (креативных) индустрий и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, зачастую конкурируют между собой вместо развития уникальной специализации и кооперации с учетом сильных сторон друг друга, а подавляющая наблюдаемая статистикой часть результатов интеллектуальной деятельности создается в г. Москве.
Глобальный характер сектора креативной экономики имеет в качестве оборотной стороны масштабный характер конкуренции за творческие и (или) предпринимательские кадры. Недостаточное внимание развитию и усилению присутствия российских товаров и услуг с высокой долей творческой, интеллектуальной составляющей на глобальных рынках создает риски оттока капитала и наиболее талантливой мобильной молодежи.
Творческие (креативные) индустрии в России не обеспечивают в полной мере потребности внутреннего рынка, чья емкость превышает возможности отечественных творческих (креативных) индустрий. Дефицит предложения покрывается за счет импорта, который незначительно сократился с 2015 года преимущественно за счет неблагоприятного изменения курса валют.
Значительные расстояния и рассредоточенность людей, обладающих необходимыми творческими, исследовательскими, инженерными и предпринимательскими компетенциями, препятствуют созданию целостного, устойчивого и успешного бизнеса (необходимая «критическая масса» специалистов во многих регионах отсутствует).
IV. Цели, задачи, приоритеты и принципы государственной политики развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства
Целью Концепции является развитие национальной креативной экономики, основанной на человеческом капитале и историко-культурном наследии народов Российской Федерации.
Концепция определяет необходимый и достаточный набор механизмов для государственной поддержки творческого (креативного) предпринимательства в целом, а также создания необходимых условий для формирования и устойчивого развития творческих (креативных) индустрий с учетом «умной» специализации территорий.
Механизмы, определенные Концепцией, в равной степени реализуются не только в крупных и крупнейших городских агломерациях, но и в малых городах, и на сельских территориях с учетом присущих таким городам и территориям историко-культурных традиций, материального и нематериального наследия.
Для достижения указанной цели необходимо решить в том числе следующие задачи:
определить ключевые параметры развития экосистемы творческих (креативных) индустрий, в том числе:
исследовать сектор творческих (креативных) индустрий и оценить состояние креативной экономики в Российской Федерации в целом;
сформировать перечень приоритетных творческих (креативных) индустрий с учетом специализации и дифференциации субъектов Российской Федерации, сформировать необходимое информационное обеспечение для мониторинга и (или) поддержки;
проанализировать и систематизировать действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях меры поддержки творческих (креативных) индустрий, определить наиболее эффективные решения и пробелы в таких мерах;
создать условия для производства, распространения и популяризации товаров и услуг отечественных творческих (креативных) индустрий, в том числе:
определить подходы к совершенствованию нормативно-правового регулирования и финансового обеспечения творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства;
определить правовые параметры использования и коммерциализации неиспользуемых объектов организаций народных художественных промыслов и объектов культурного наследия для ведения предпринимательской деятельности;
создать доступную и территориально равномерную инфраструктуру для творческих (креативных) индустрий, включающую креативные кластеры, творческие (креативные) инкубаторы, центры коллективного пользования специальным оборудованием;
создать инклюзивную институциональную среду и инфраструктуру, обеспечивающую творческую самореализацию и трудоустройство в секторе творческих (креативных) индустрий женщин, молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья;
стимулировать рост числа предпринимателей, включая субъектов малого и среднего предпринимательства, а также увеличение количества рабочих мест в творческих (креативных) индустриях;
содействовать созданию и внедрению современных цифровых технологий для создания (производства) и распространения товаров и услуг отечественными творческими (креативными) индустриями;
разработать меры по развитию системы образования и развития компетенций, необходимых для творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, в том числе созданию благоприятных условий для самореализации женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
развивать международное сотрудничество в области творческих (креативных) индустрий, включая развитие приграничного сотрудничества в секторе креативной экономики, содействовать экспорту товаров и услуг отечественных творческих (креативных) индустрий.
Приоритетами государственной политики в сфере развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства являются:
создание благоприятной среды (экосистемы) для творческого (креативного) предпринимательства, включая:
создание условий, облегчающих доступ товаров и услуг отечественных творческих (креативных) индустрий на рынок, в том числе международный, обеспечивающих их продвижение и популяризацию;
формирование инклюзивной среды и инфраструктуры для творческой самореализации женщин, молодежи, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы образования и развития компетенций в сфере творческих (креативных) индустрий;
создание новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, обусловленной использованием результатов творческой, интеллектуальной деятельности, повышение капитализации нематериальных активов российского бизнеса;
увеличение экспорта (расширение рынков) таких продуктов и (или) интеллектуальных прав;
ускоренный переход к новым направлениям «умной специализации» регионов, своевременное формирование адекватных тенденциям культурного и научно-технологического развития социально-экономических специализаций;
изменение структуры занятости на территориях субъектов Российской Федерации, обеспечение устойчивости такой занятости и рост налогооблагаемой базы;
повышение уровня экономической связанности и кооперации субъектов Российской Федерации, использование «сильных» сторон (ориентир на «умную специализацию») специализации регионов;
сохранение исторического, культурного наследия, айдентики, традиционных рецептов, включая локальный культурный контекст и сырье, возрождение и развитие народных художественных промыслов, их делокализация и масштабирование, воспроизводство в современных товарах и услугах;
повышение уровня культурной связности посредством воссоздания в исторических поселениях памятников истории и культуры, исторически ценных градоформирующих объектов, развитие сети историко-культурных заповедников и обеспечение роста циркуляции туристов и представителей творческих (креативных) индустрий между территориями;
инициирование и (или) встраивание в национальные и международные творческие, технологические, производственно-экономические сети и платформы, в том числе совместно с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и международной сетью креативных регионов DC Network;
инициирование совместно с Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создания проекта в сфере поддержки творческих (креативных) индустрий, направленных на развитие и создание сети территорий сохранения и развития традиций и уклада бытования, с учетом опыта стран, входящих в состав Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
предотвращение оттока талантов и переход к положительному миграционному и туристическому «сальдо».
Государственная политика в сфере развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства базируется на следующих принципах:
V. Основные направления государственной поддержки развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства
Основой всех механизмов государственной поддержки развития творческих (креативных) индустрий является закрепление в законодательстве Российской Федерации понятий, необходимых для развития института творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства.
Для ускоренного формирования творческого (креативного) предпринимательства на базе имеющихся учреждений культуры целесообразно закрепить право таких учреждений на создание малых инновационных предприятий по аналогии с механизмом создания таких предприятий в сферах образования и науки.
Это позволит усилить роль существующих учреждений культуры для развития новой творческой (креативной) предпринимательской деятельности, при этом не подменяя ее, а также снизить нагрузку на бюджетную систему.
Государственная поддержка развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
создание территориальной инфраструктуры творческого (креативного) предпринимательства как общего назначения, включая социальную, так и специальной (профессиональной) инфраструктуры, ориентированной на конкретные виды творческой и (или) предпринимательской деятельности;
развитие системы знаний и компетенций как творческого, так и предпринимательского характера, включая приглашение специалистов как из России, так и из-за рубежа, для передачи неформализованных знаний и навыков;
формирование системы информационного обеспечения, включающей в том числе возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко-культурного, нематериального наследия;
формирование финансовой инфраструктуры, ориентированной на различные стадии зрелости творческого (креативного) предпринимательства, включая «посевную стадию» (малые гранты), стадию обеспечения устойчивости (венчурную) и стадию масштабирования (выхода на новые рынки);
проработка предложений по уточнению механизмов налогообложения, в том числе совместно с субъектами Российской Федерации, по региональным и местным налогам и налогового администрирования с учетом специфики творческого (креативного) предпринимательства в части создания, распространения продуктов с высокой долей творческого труда, создания специализированной инфраструктуры;
развитие системы сервисного обеспечения правовой охраны сделок с интеллектуальными правами и защиты прав результатов интеллектуальной деятельности в онлайн- и офлайн-средах, иных необходимых правовых и финансовых услуг;
создание экосистем, привлекательных для концентрации талантов, реализации амбициозных общественно-государственных проектов, требующих активной коммуникации и взаимодействия различных людей, территорий, институтов;
Создание территориальной инфраструктуры осуществляется посредством реализации в формате государственно-частного партнерства проектов реновации существующих городских жилых районов, скоординированного планирования и развития зеленых насаждений, образующих в том числе рекреационные зоны крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, а также развитие локальных мультимодальных транспортных систем.
Специализированная (профессиональная) инфраструктура для творческого (креативного) предпринимательства формируется за счет:
содействия выводу крупных устаревших промышленных предприятий, находящихся в историческом фонде, из центральных частей городов и переводу освободившихся объектов в статус креативных кластеров как определенного типа (кино, анимация, архитектура, дизайн и т.д.), так и кросс-дисциплинарных;
содействия построению полных цепочек создания и дистрибуции товаров и услуг с высокой долей творческого труда;
оснащения специальных объектов современным, в том числе высокотехнологичным, оборудованием (съемочных и (или) выставочных павильонов, звукозаписывающих студий, дата-центров, помещений для деловой коммуникации и образования), получающих статус центров коллективного пользования;
обеспечения полноценного доступа к цифровой инфраструктуре, соответствующей специфическим потребностям креативных секторов (сервисы в сфере интеллектуальной собственности, платформы монетизации творческих продуктов, краудинвестинговые платформы, сервисы консультационной, в том числе правовой и бухгалтерской, поддержки стартапов в соответствующей сфере предпринимательства).
Соответствующая инфраструктура должна включать специализированные центры, решающие логистические, продюсерские и дистрибьюторские задачи, задачи управления коллективными товарными знаками, брендами территорий, включая наименования мест происхождения товаров и географические указания, информационно-рекламную поддержку.
При формировании территориальной инфраструктуры целесообразно предусмотреть инклюзивную среду и специализированные решения для творческой самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Система развития знаний и компетенций как творческих, так и предпринимательских, включает:
развитие креативности, творческого мышления как навыка, а также знакомство с практиками творческих (креативных) индустрий в рамках основных общеобразовательных программ и (или) дополнительных общеобразовательных программ;
внедрение практикоориентированных курсов по созданию и (или) продюсированию творческих продуктов, осуществлению предпринимательской деятельности в образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, расширение перечня таких образовательных программ и увеличение контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям в сфере творческих (креативных) индустрий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
увеличение объемов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей в сфере творческих (креативных) индустрий, а также инклюзивного трека и доступной образовательной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
реализацию просветительских и образовательных проектов по основам предпринимательства, в том числе навыкам защиты и коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности;
субсидирование приглашения специалистов-практиков как из Российской Федерации, так и из-за рубежа для участия в творческих (креативных) предпринимательских проектах, в том числе для непосредственной передачи актуальных навыков и знаний, необходимых для работы на глобальном рынке;
создание творческих (креативных) инкубаторов на базе как творческих, так и иных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Система информационного обеспечения, включающая возможность коммерческого и некоммерческого использования элементов историко- культурного, нематериального наследия, формируется за счет создания цифровых копий широкого круга архивных, музейных коллекций, объектов нематериального наследия и закрепления прав на такие цифровые копии за хранителями соответствующих ценностей, а также их использования для создания современных товаров и услуг.
Финансовая инфраструктура образуется региональными и федеральными фондами и институтами развития. «Бесшовная» поддержка творческого (креативного) предпринимательства и безбарьерный переход между различными источниками поддержки обеспечивается за счет общей системы критериев отнесения к творческому (креативному) предпринимательству (вне зависимости от той или иной индустрии) и коллективного договора о взаимном признании экспертизы и оценки эффективности проекта на предыдущей стадии.
Особенностью финансовой инфраструктуры, ориентированной на креативные секторы, должна стать интеграция финансовых организаций, частных инвесторов и региональных органов власти для разработки новых моделей инвестирования и инвестиционных продуктов (специальные инвестиционные фонды, краудфандинг и краудинвестинг, опционные модели и т.д.).
Кроме того, необходимо обеспечить информационный обмен между творческим (креативным) предпринимательством и инвесторами (например, создание питчинг-площадок креативных стартапов и развивающегося бизнеса).
Стадию масштабирования творческого (креативного) предпринимательства обеспечивает институт залога исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для его реализации необходимы:
внесение изменений в законодательство Российской Федерации, определяющих механизмы регистрации такого залога;
проработка вопроса, предусматривающего уточнение положений нормативных и методических документов, позволяющее банкам гибко оценивать качество залога интеллектуальных прав;
создание государственных, в том числе региональных гарантийных фондов, обеспечивающих резервы на покрытие возможных рисков невозврата кредитов.
Необходимым элементом финансовой инфраструктуры является поддержка саморегулируемых организаций, вырабатывающих стандарты работы творческих (креативных) индустрий, системы обеспечения качества и оценки стоимости творческих (креативных) товаров, услуг, а также интеллектуальных прав.
Поддержка творческого (креативного) предпринимательства предполагает работу в следующих направлениях:
регулирование сделок с интеллектуальными правами для творческих (креативных) индустрий на основе подходов, апробированных в отдельных отраслях (кинопроизводстве, разработке программного обеспечения, изобретательстве);
выплаты «справедливых вознаграждений» (компенсационных вознаграждений) авторам, включая изобретателей;
содействие экспорту интеллектуальной собственности при условии несения экспортером затрат на надлежащую правовую охрану в странах экспорта;
стимулирование внебюджетных инвестиций, в том числе через краудинвестинговые платформы в творческие (креативные) индустрии и снижение их зависимости от бюджетной поддержки.
Система сервисного обеспечения охраны прав интеллектуальной деятельности и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности может развиваться за счет реализации проектов в форме государственно-частного партнерства на базе технологических решений, созданных в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
В качестве ключевых сервисов различными компаниями развиваются и предоставляются сервисы депонирования, фиксации авторских и смежных прав, цифровые сервисы по защите и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности на территории Евразийского экономического союза и в других странах, сервисы формирования «портфелей прав», сделок с ними, включая коммерческую концессию, франчайзинг.
Списки лицензиатов используются для проактивного удаления и (или) блокировки нелегального контента и сведений о промышленных товарах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с участием операторов поисковых систем, органов судебной власти и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Аналогичные сервисы строятся для товарных рынков с участием Федеральной таможенной службы, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Формирование экосистем для концентрации талантов осуществляется посредством реализации амбициозных сетевых общественно-государственных проектов в следующих направлениях:
архитектура, современное градостроительство и «умный» город (поселок);
Соответствующие проекты реализуются посредством сочетания творческого (креативного) и технологического предпринимательства в симбиозе с реализацией Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Национальной технологической инициативы.
Сервисное сопровождение экспансии товаров и услуг, экспорта интеллектуальных прав на глобальном рынке создается в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и включает:
поддержку участия в профессиональных выставках и международных конкурсах, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
содействие в охране и защите интеллектуальных прав на зарубежных рынках, распространении (дистрибуции) продуктов на международных и зарубежных платформах;
содействие международному франчайзингу, образованию экспортных консорциумов;
взаимодействие с деловыми акселераторами и объединениями, международным инвестиционным сообществом.
Перечисленные меры могут применяться как к широкому кругу творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства, так и адресно с учетом следующих критериев:
определенной группы творческих (креативных) индустрий с учетом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);
видов результатов интеллектуальной деятельности, которые используются при создании продукта (товара, услуги);
определенной стадии развития бизнеса в соответствии с международной классификацией стадий бизнеса GEM;
конкретного социального портрета предпринимателя (социальное, женское, молодежное предпринимательство и пр.).
VI. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции обеспечивается согласованными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, предпринимательского и профессионального сообществ.
Основным механизмом реализации Концепции является план ее реализации, разрабатываемый Министерством культуры Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предусматривающий конкретные мероприятия, в том числе по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации и национальные проекты, а также порядок координации деятельности и взаимодействия в сфере творческих (креативных) индустрий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Для эффективной реализации Концепции необходима проработка возможности корректировки отдельных мероприятий национальных проектов и государственных программ, в том числе:
развитие территориальной инфраструктуры творческих (креативных) индустрий осуществляется в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», федерального проекта «Дорожная сеть» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», государственных программ Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и «Комплексное развитие сельских территорий»;
развитие финансовой инфраструктуры обеспечивается в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», а также государственных программ Российской Федерации «Содействие занятости населения» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»;
реализация необходимого сервисного обеспечения для управления и защиты прав интеллектуальной собственности в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»;
поддержка кооперации и экспорта в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», государственных программ Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Для формирования полноценной институциональной среды для развития творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства необходимо задействовать в том числе следующие программы и организационные инструменты:
Мероприятия по реализации Концепции учитываются при формировании и корректировке национальных проектов и государственных программ Российской Федерации. Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, государственных программ Российской Федерации, выделения специального направления грантовой поддержки, а также за счет внебюджетных источников.
VII. Сценарии развития творческих (креативных) индустрий и этапы реализации Концепции
Инерционный сценарий развития творческих (креативных) индустрий предполагает сохранение текущих тенденций и слабый, естественный рост сектора креативной экономики.
Форсированный (целевой) сценарий предполагает скоординированную реализацию мероприятий в рамках направлений и с учетом принципов и механизмов, определенных Концепцией, и предусматривает существенное увеличение вклада творческих (креативных) индустрий в национальный ВВП, рост экспорта творческих (креативных) товаров и услуг, рост числа рабочих мест в секторе креативной экономики и количества субъектов, относящихся к творческому (креативному) предпринимательству, их широкое сотрудничество с организациями культуры любой ведомственной принадлежности и форм собственности, хозяйственное освоение и вовлечение в оборот объектов материального и нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, развитие всех направлений культурной деятельности.
VIII. Ожидаемые результаты и мониторинг реализации Концепции
Мониторинг реализации Концепции осуществляется в рамках общего мониторинга реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, в том числе:
при оценке объемов нематериальных активов и динамики налоговой базы по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
по показателям инвестиций в основной капитал по экономике субъектов Российской Федерации в целом, а также в соответствии с их перспективными экономическими специализациями;
исходя из динамики валового регионального продукта.
Применяются существующие подходы к оценке прибыли и доходов субъектов творческого (креативного) предпринимательства, торговли творческими товарами и услугами, а также занятости в творческом (креативном) предпринимательстве. Для полноты представления об изменении структуры экономики оценивается «креативная интенсивность» традиционных секторов экономики (инвестиции в нематериальные активы, доля работников творческого труда).
С учетом формирования унифицированных критериев творческого (креативного) предпринимательства и творческой (креативной) индустрии разрабатывается и реализуется новая модель статистического наблюдения, в том числе основанная на анализе больших массивов данных Федеральной налоговой службы, сведений о сделках с интеллектуальными правами и иных данных. С учетом международного опыта также формируется система статистического сопоставления, позволяющего репрезентативно сравнивать российские показатели с аналогичными показателями других стран.
Для оценки качества государственного регулирования и сервисного обеспечения творческого (креативного) предпринимательства и условий формирования и роста соответствующих творческих (креативных) индустрий разрабатывается индекс креативного потенциала территорий (возможности экономического роста творческих (креативных) индустрий в конкретной локации), индекс наличия (полноты, доступности, эффективности) механизмов государственной поддержки.
Системная государственная поддержка творческих (креативных) индустрий в Российской Федерации должна обеспечить:
рост доли творческих (креативных) индустрий и творческого (креативного) предпринимательства в Российской Федерации в целом в структуре мирового экспорта до 2,3 процента к 2024 году и до 3,5 процента к 2030 году.
Реализация Концепции в субъектах Российской Федерации должна обеспечить:
конкурентоспособность экономик субъектов Российской Федерации и миграционную привлекательность для квалифицированных творческих кадров, в том числе международных кадров, предотвратить отток талантливой молодежи;
рост налогооблагаемой базы за счет смещения производственных затрат на выплаты персоналу.
Для граждан основным результатом реализации Концепции должно стать изменение качества жизни, возможность вовлечения талантов в национальную экономику, получение экономических выгод от инвестиций в человеческий капитал и творческий труд.
Обзор документа
Определены цели, задачи, приоритеты, принципы, направления и механизмы государственной поддержки творческих (креативных) индустрий в России до 2030 г.
К этой сфере, в частности, относятся народно-художественные промыслы и ремесла, театр, музыка, кино, анимация, живопись, галереи, музеи, гастрономическая индустрия, компьютерные и видеоигры, блогерство, реклама, архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды.