Что относится к косвенным методам экономического регулирования инновационной деятельности
7.5. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности
7.5. Прямые и косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности
Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и косвенными методами.
Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационных процессов.
Эффективность инновационных процессов существенно повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. Этой цели могут служить специальные бюджетные или частично бюджетные (смешанные) фонды: Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций и др.
Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИР и ОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИР и ОКР и государственные заказы на инновационную продукцию.
Важный элемент прямой поддержки инновационных процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам; способствует формированию рынка инноваций; осуществляет мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения и т. д.
Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование науки и технологий на государственном уровне.
К методам прямого регулирования инновационной деятельности относятся меры моральной поддержки: вручение государственных наград, присвоение почетных званий, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях и т. п.
Немаловажную роль играет государство в подготовке кадров, формировании социального слоя менеджеров по управлению инновационными проектами.
Косвенные методы государственной поддержки инноваций опосредованно стимулируют инновационную деятельность, требуют значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, ими может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.
К мерам косвенного регулирования относятся прежде всего налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычетами из налоговых платежей. Первый способ осуществляется через отнесение различного рода инновационных затрат на издержки производства. Второй путь находит отражение в различных льготах по уплате налога на прибыль. В РФ основная инновационная льгота по налогу на прибыль состоит в уменьшении облагаемой прибыли на сумму средств, направленных на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, обновление производства. Налогооблагаемая прибыль уменьшается также на сумму средств, направленных на проведение собственных НИР и ОКР, а также в РФФИ и РФТР, но не более 10 % облагаемой прибыли в общей сложности. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, включая затраты на НИР и ОКР.
Распространение нововведений стимулируется также налоговыми льготами по операциям, связанным с оборотом научнотехнической продукции. В РФ от НДС освобождаются: НИР и ОКР, выполненные за свет бюджета, а также средств РФФИ, РФТР и образуемых для этих целей внебюджетных фондов; НИР и ОКР, выполняемые учреждениями образования на основе хоздоговоров; патентно-лицензионные операции, связанные с объектами промышленной собственности (кроме посреднических); ввозимые на территорию РФ оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары и технологическое оборудование, ввозимые в РФ в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами для проведения совместных научных работ; обороты по реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская, полиграфическая деятельность по производству соответствующей продукции, услуги по ее транспортировке и перегрузке.
Льготы по налогу на имущество, как правило, связаны с поддержкой не собственно инноваций, а хозяйствующих субъектов, участвующих в научно – производственном цикле на той или иной стадии. В РФ не облагается налогом имущество научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций РАН, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, составляющее их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспертную базу, Государственный научный центр, а также научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств по перечню, ежегодно утверждаемому правительством. Аналогичную направленность имеют льготы по уплате земельного налога.
Доступу к передовым инновационным технологиям способствует государственная поддержка финансового лизинга. В 1994 г. принято Постановление Правительства РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», предусматривающее введение ряда льгот по лизинговой деятельности и лизинговым платежам.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
12.8. Учет государственной поддержки и целевого финансирования
12.8. Учет государственной поддержки и целевого финансирования Практически во всех странах осуществляется государственная и иная помощь для эффективной работы предприятий сельского хозяйства. Средства, направляемые на поддержку отрасли, как правило, являются целевыми и
7.2. Методы оценки качества обслуживания. Косвенные индикаторы изменений в качестве обслуживания
Вступительное слово президента АРБ Банковской рознице как полноценному и серьезному направлению бизнеса в новейшей истории российских коммерческих банков не больше десяти лет. Именно на рубеже веков банки стали выходить со специальными программами на рынок массового
Прямые и косвенные налоги
Прямые и косвенные налоги Кроме классификации налогов по уровням государственных бюджетов Российской Федерации (федеральные, региональные и местные налоги), существуют другие классификации. Важнейшей из них является классификация по способу взимания, согласно которой
9.2. Кто имеет право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей?
9.2. Кто имеет право на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей? В соответствии со статьей 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего
3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий
3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима
7.1. Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления
7.1. Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое
7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере
7.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией
15. Прямые и косвенные налоги в составе цены
15. Прямые и косвенные налоги в составе цены В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов
7. Субъекты инновационной деятельности
7. Субъекты инновационной деятельности Инновационная деятельность – практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в
2.5. Направления государственной политики поддержки инновационной деятельности [91]
2.5. Направления государственной политики поддержки инновационной деятельности [91] Опыт наиболее развитых стран показывает, что в деле успешного перехода на инновационный путь развития важнейшую роль играет активная государственная инновационная политика.
13.1.1. Прямые и косвенные налоги
13.1.1. Прямые и косвенные налоги В немецкой системе налогообложения налоги стандартно делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги (direkte Steuem) – это налоги, при уплате которых налогоплательщик (Steuerschuldner) и фактический плательщик (Steuertrager) являются одним и тем же лицом.
Прямые и косвенные призывы
Прямые и косвенные призывы Позитивные прямые призывы сигнализируют о прямой, открытой коммуникации, во время которой выяснение фактов и состояния дел сознательно ставится на первое место, при этом учитываются личные особенности собеседника и тема
Методы поддержки удовлетворенности клиентов
Методы поддержки удовлетворенности клиентов Теперь, когда мы познакомились с потенциальными выгодами от улучшения обслуживания клиентов, давайте рассмотрим 5 основных методов, используемых для достижения этой цели в коммерческом секторе и в наибольшей степени
4. О принципах государственной политики поддержки и социальной защищённости личности и семьи
4. О принципах государственной политики поддержки и социальной защищённости личности и семьи С началом формирования систем социального обеспечения в первой половине ХХ века [36] во многих странах они превратились в фактор опасности для самого общества, поскольку в
9. О государственной стратегии поддержки семьи и защиты детей
9. О государственной стратегии поддержки семьи и защиты детей Если признавать неприемлемым факт сокращения численности многих национальностей, проживающих в России, за счёт превышения смертности над рождаемостью в последние десятилетия, то Россия нуждается для своего
Что относится к косвенным методам экономического регулирования инновационной деятельности
Успешность развития экономики страны в современном мире связана с ее способностью внедрять наиболее прогрессивные методы производства. Устойчивого роста можно добиться, повысив восприимчивость экономики к инновациям. Инновационный потенциал экономики зависит от многих факторов: достигнутого уровня экономического развития, структуры экономики, ее социальных институтов, направления развития науки и техники и т. п. Соответственно, возникает значительная инерция в направлении и темпах экономического развития. В конце ХХ века сформировалась концепция зависимости экономического прогресса страны от ее исторического прошлого [11]. Важная задача инновационного менеджмента на макроуровне – выбрать и использовать наиболее эффективные инструменты управления инновационными процессами, сосредоточить ресурсы страны таким образом, чтобы выйти на оптимальную траекторию экономического роста.
К основным задачам государства в сфере инновационной деятельности относят [5]:
В современных концепциях делается упор на координационной роли государства, которое должно приводить к единому знаменателю различные интересы частных экономических агентов, быть посредником и организатором совместных действий заинтересованных сторон [11].
К методам инновационной политики государства можно отнести прямое государственное развитие тех или иных научно-технических направлений, льготное финансирование инновационной деятельности, охрану прав на интеллектуальную собственность, а также другие меры законодательного и организационного характера, стимулирующие инновации. В числе последних отметим создание специальных зон с особым правовым режимом и соответствующей инфраструктурой.
Прямое участие государства в инновационном процессе осуществляется путем создания соответствующих государственных учреждений и организаций (институтов, лабораторий, конструкторских бюро, промышленных предприятий и т. п.). Часто это связано с задачей структурной перестройки экономики и определяется значительной коммерческой неопределенностью, высокими рисками и очень большими затратами ресурсов. Так как государственные средства не безграничны и существуют бюджетные ограничения, то средства направляются в так называемые «стратегические отрасли». К числу стратегических относят отрасли, продукция которых в наибольшей степени определяет развитие других отраслей или имеющие решающее значение для обеспечения национальной безопасности.
К льготному финансированию инновационной деятельности относится выделение грантов, субсидий и кредитов, предоставление налоговых льгот. Сюда же можно отнести меры, способствующие закреплению преимуществ участников инновационного процесса, в учетной сфере (например, внедрение методов ускоренной амортизации) или специфическую таможенную политику.
Охрана прав на интеллектуальную собственность подразумевает развитие в стране патентного права, авторского и смежных прав, а также широкую координацию деятельности в этой сфере в международном плане.
К методам макроэкономического регулирования относится также создание специальных режимов на отдельных территориях государства. Речь идет о свободных экономических зонах, технопарках, наукоградах, инновационных и промышленных зонах и т. п.
2.1.2. Государственные научно-технические приоритеты и критические технологии
Определение государственных приоритетов научно-технического развития в равной степени важно с политической и экономической точки зрения, а также с позиций научного сообщества.
Политическая составляющая определяется необходимостью согласовывать интересы различных слоев общества: крупного бизнеса, мелких предпринимателей, государственных чиновников, военных, ученых, промышленных и сельскохозяйственных рабочих, фермеров и т. д. Политический выбор определяется путем выделения национальных целей и ранжирования научно-технических задач в соответствии с ними. Например, если на первом месте стоит национальная безопасность, то в первую очередь средства будут выделяться на развитие военных технологий.
Не менее сложен вопрос о выборе научно-технических приоритетов с точки зрения экономической целесообразности. Например, если отдать предпочтение увеличению потребления на душу населения, то, возможно, в краткосрочном периоде окажется предпочтительным вовсе отказаться от научных исследований. Понятно, однако, что в дальнейшем это приведет к технологическому отставанию и падению конкурентоспособности национальной экономики. В долгосрочной перспективе желательно увеличить долю средств, вкладываемую в исследования и разработки, что будет способствовать росту экономики. Это потенциально выгоднее будущим поколениям. Строятся различные динамические модели, но их реалистичность снижается не только проблемами с выбором критерия, но и самой неопределенностью, связанной с фундаментальными и прикладными исследованиями.
С точки зрения научного сообщества, наверное, идеальным было бы выделение средств каждому научному направлению «по потребностям». В условиях ограниченности финансовых ресурсов и признания равного права на существование различных направлений напрашивается принцип «справедливого», равного распределения ресурсов. Однако он часто является весьма неэффективным из-за того, что практически все недофинансируется, капитальные вложения «омертвляются».
Другой подход заключается в первоочередном финансировании тех научных направлений, в которых в данный момент идет наиболее интенсивный процесс получения новых знаний. Реально речь идет о научных направлениях, имеющих в момент принятия решения наибольший общественный резонанс. Например, на рубеже ХХ и ХХI веков это были клонирование эмбрионов и нанотехнологии.
2.1.3. Мировой опыт формирования научно-технических приоритетов
В США существует система отбора и реализации национальных приоритетов в научно-технической сфере. Заметную роль в определении национальных приоритетов играет созданное на основании закона 1976 г. Управление по науке и технологиям, входящее в состав администрации президента США. В президентство Б. Клинтона директор этого управления был помощником президента и по его поручению осуществлял оперативное руководство Национальным советом по науке и технологиям. Этот орган возглавлял сам президент, и в него входили ведущие министры федерального правительства. Этот орган обеспечивал соответствие бюджетных ассигнований на научно-технические цели национальным приоритетам. Подготовкой рекомендаций занимались соответствующие комитеты. Они смогли опереться в своей работе на также созданный Клинтоном Комитет советников по науке и технологиям. С помощью данного комитета осуществлялась связь с частным сектором экономики. Здесь в качестве экспертов выступали известные деятели из разных сфер экономики. Так, для бюджета 2001 г. Национальным советом и Комитетом советников было выделено 10 межведомственных приоритетов для финансирования научно-технической деятельности [5]. В их число входили национальные инициативы в области нанотехнологий, информационных технологий, энергетики, образования, экологии, авиационной безопасности, защита от угроз ХХI века, а также исследования причин возникновения инфекционных заболеваний и генома растений.
Существенным элементом американской системы финансирования является практика предоставления грантов, которая отражает цели финансирования и реализуется на основании решения экспертов, ученых. Государство поддерживает фундаментальные исследования, но параллельно выделяются научные направления, представляющие несомненный интерес для экономики, на базе которых проводятся прикладные разработки. Система выработки приоритетов обеспечивает непрерывность цикла исследования – разработки.
Особенностью инновационной политики стран Западной Европы является переход от прямых методов поддержки тех или иных секторов экономики, к косвенным методам, укреплению условий предпринимательства, стимулирующих инновационную деятельность. В этом арсенале значительное место занимают антимонопольная политика и меры по поддержке малого и среднего бизнеса.
Другая важная черта государственного регулирования инновационной деятельности в Европе – широкая кооперация на межгосударственном уровне. В этом плане значительную роль играют меры по повышению мобильности научных кадров, межгосударственные научные программы (рамочные программы НИОКР ЕС, программа «Эврика» и т. п.), меры по защите интеллектуальной собственности.
Можно выделить следующие тенденции в научно-технической политике европейских стран [5]:
Японский подход в научно-технической сфере характеризуется значительной долей прямого участия государства, разработкой глобальных проектов, в том числе созданием технопарков.
2.1.4. Приоритеты научно-технического развития РФ в ХХI веке
Важнейшей целью России в настоящее время является переход к инновационному типу развития. Базой для этого перехода служит сложившийся в стране научно-технический комплекс, система образования, значительный опыт управления научно-технической сферой, развитая инфраструктура, наличие богатой сырьевой базы.
В принятых в 2001 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» следует выделить такую цель, как интеграция науки и образования.
В развитие упомянутого выше документа были разработаны перечни приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, а также критических технологий. Всего было выделено девять направлений:
Процесс принятия решений по определению приоритетов учитывает широкий круг общественных интересов и технологических возможностей. Приобретаемые в результате знания учитывают долгосрочную перспективу и способствуют повышению конкурентоспособности страны.
2.2. Правовая база и налоговое регулирование инновационной деятельности
2.2.1. Правовая база инновационной деятельности
Правовое обеспечение инновационной деятельности основано на всей системе нормативных актов РФ. Особое значение имеют правовые акты, непосредственно регулирующие эту сферу.
Основные функции государственных структур в научно-технической сфере фиксирует федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г.
Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (23.12.99) определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе предоставление налоговых льгот субъектам инновационного процесса.
Особый закон «О статусе наукограда» регламентирует вопросы, связанные с присвоением подобного статуса и стимулирования на этой территории научно-технической деятельности.
Целый комплекс нормативных актов направлен на защиту интеллектуальной собственности, например «Патентный закон РФ» (23.09.92) и федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» (9.07.93).
Из указов Президента РФ особо отметим нормативные акты, касающиеся развития фундаментальной науки и регламентирующие деятельность РАН.
Многочисленные постановления развивают законодательную базу в инновационной сфере, регулируя условия привлечения инвестиций и использование результатов научно-технической деятельности.
2.2.2. Налоговое регулирование
Одним из наиболее распространенных методов стимулирования инновационной деятельности является налоговое регулирование. Известны следующие инструменты налогового регулирования:
В Российской Федерации предусмотрено предоставление целого ряда льгот по налогообложению для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью: инвестиционный налоговый кредит, льготы по НДС и земельному налогу, уменьшение налогооблагаемой базы.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) – это предоставление отсрочки по уплате налога с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В РФ можно получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль при наличии нескольких оснований. Во-первых, он предоставляется, если предприятие проводит НИОКР или техническое перевооружение производства, в том числе с целью создания рабочих мест для инвалидов и для защиты окружающей среды. Во-вторых, ИНК может быть получен при условии ведения инновационной или внедренческой деятельности (например, создание или совершенствование технологии). И наконец, ИНК дается в случае выполнения предприятием важного заказа по социально-экономическому развитию региона.
Срок действия инвестиционного налогового кредита составляет от одного до пяти лет. В первом случае налоговые платежи могут быть снижены на 30% от стоимости оборудования, в других – по соглашению сторон, но не более чем на 50 % от суммы налога.
Проценты по инвестиционному налоговому кредиту варьируются в пределах от 50 до 75 % от ставки рефинансирования ЦБ России.
От уплаты НДС в РФ освобождаются выполнение НИОКР за счет бюджетных средств и средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов, а также выполнение НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Научно-исследовательские учреждения могут пользоваться льготами по земельному налогу.
2.2.3. Особенности инновационной деятельности малых предприятий
Малые предприятия имеют с точки зрения ведения инновационной деятельности ряд важных преимуществ:
Преимущества малых предприятий определяют их ведущую роль на этапе создания новшеств.
Проблемными аспектами деятельности малых предприятий являются финансирование, наличие узких специалистов, зачастую малое время существования и, соответственно, отсутствие репутации, кредитной истории и т. п. Частично эти проблемы снимаются благодаря современным тенденциям в экономике развитых стран. Государства предусматривают меры по поддержке малого бизнеса – льготное налогообложение, специальные программы кредитования, квоты по государственным заказам, сервисная инфраструктура, создание различных ассоциаций. Новые шансы малым предприятиям дает развитие информационных технологий, удешевляющих и ускоряющих доступ к ресурсам за пределами фирмы.
2.3. Региональные аспекты технологического развития
2.3.1. Организационные формы инновационной деятельности
Инновационная деятельность протекает в самых разнообразных организационных формах. Инновационный процесс организуется и на крупных фирмах, и на малых предприятиях, в государственных учреждениях и в частном секторе, в организациях различной организационно-правовой формы. Это объясняется разнообразием задач и условий внешней среды.
Особую роль играют специальные организационные формы, стимулирующие опережающее развитие инновационной деятельности на той или иной территории. К этим формам относятся бизнес-инкубаторы и инновационные центры различного рода: научные и технологические парки, технополисы.
Инновационные центры создаются, как правило, вокруг какого-то уже существующего ядра, например университета. Эти центры формируются как на стихийной основе, так и в результате целенаправленной политики властей. В последнем случае на заранее определенной территории вводится льготный режим для фирм, занимающихся выделенным видом деятельности.
В исследовательских парках поощряется научная и инженерная деятельность, приводящая к созданию перспективных образцов продукции, но создание мощностей по производству серийной продукции на территории этого вида инновационных центров не предусматривается.
Технологические парки создаются для организации деятельности наукоемких производств, воплощающих в жизнь научные идеи и разработки, рождающиеся в ядре инновационного центра – университете или ином научном учреждении.
В технополисах комбинируются инновационные центры различного рода – исследовательские и технологические парки, научные центры и внедренческие организации, производственные зоны, специализирующиеся на развитии инновационных наукоемких производств. К подобного типа региональным образованиям относятся калифорнийская Кремниевая Долина и зона вдоль шоссе №128 в районе Бостона.
В рамках российских национальных проектов создается сеть наукоградов, инновационных и производственных зон.
2.3.2. Формы поддержки инновационной деятельности на начальном этапе
Основной целью создания бизнес-инкубаторов является поддержка молодого малого бизнеса, остро нуждающегося в финансовой и инфраструктурной поддержке. Бизнес-инкубатор представляет из себя организацию, которая зачастую на льготных условиях предоставляет начинающим свою деятельность малым фирмам оборудованные помещения, а также юридическую, консультационную и иную поддержку. Как правило, программа поддержки ориентирована на срок до 4 лет. В зависимости от источника финансирования различают корпоративные, общественные, университетские и частные бизнес-инкубаторы. Каждый вид бизнес-инкубатора характеризуется своим набором целей [1] (см. табл. 2.1).
Цели создания бизнес-инкубаторов